Boarding schools (institutions) for disabled children
Введен впервые
Введение
Настоящий Свод правил выполнен по государственному контракту N 1110-14/02 от 24 ноября 2002 г. с Госстроем России.
Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" отражает общественные преобразования в нашей стране и направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий для реализации психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Социальные учреждения для детей-инвалидов, в числе которых дома-интернаты для детей-инвалидов, нуждаются в совершенствовании нормативной документации.
В данном Своде правил содержатся требования к однопрофильным и многопрофильным домам-интернатам для детей-инвалидов со специализированными отделениями и единым на здание блоком общественных помещений (медицинских, административных, бытовых, столовой).
Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по решению домов-интернатов для детей-инвалидов, являются законодательные и нормативные документы, в числе которых:
Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. N 1207);
Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии";
Федеральный закон N 32. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г., ст. 3198 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон N 122-ФЗ
"Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками". Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. N 122;
Постановление об утверждении "Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" Минтруда и социального развития РФ N 54 от 8 августа 2002 г.
Кроме перечисленных законодательных документов учтен комплекс отраслевых нормативных документов N 35, касающихся проектирования и строительства для маломобильного населения и инвалидов.
В работе частично использованы следующие материалы:
- МГСН 4.02-94 "Дома-интернаты для детей-инвалидов"
- ВСН 62-91*/Госкомархитектура "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Разделы 1 и 2, 1994.
- Рекомендации по проектированию домов-интернатов для умственно отсталых детей. М., 1980.
В документе также учтены работы специалистов: канд. архит. Смывиной Л.А. (ФГУП "ИОЗ"); канд. архит. Тюричевой М.Н. (АПИО-Центр); канд. архит. Щетининой Н.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий); канд. архит. Цытовича Г.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий).
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
научный руководитель - канд. архит. Л.А. Смывина (ФГУП "ИОЗ");
ответственные исполнители: канд. архит. Т.А. Исаева (ФГУП "ИОЗ") и д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФЦЭРИ), при участии: инж. Л.В. Сигачевой, инж. Н.И. Чернозубовой (ФГУП "ИОЗ"), компьютерная графика: канд.техн.наук. В.Ф. Кротюка, инж. И.Р. Домрачевой (ФГУП "ИОЗ").
Научный редактор нормативного документа - канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП "ИОЗ").
1 Область применения
1.1 Положения Свода правил (далее - СП) распространяются на здания домов-интернатов (далее - учреждения) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками и умственно отсталых с различной степенью инвалидности. Определения учреждений даны в приложении А.
1.2 Требования Свода правил следует учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения, при экспертизе проектов.
Настоящий СП предназначен также для применения органами архитектуры и градостроительства, социальной защиты населения, общественными организациями и фондами - собственниками объектов.
В случае реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать кроме требований настоящего СП также требования нормативного документа по реконструкции СП 35-114.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"
СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"
СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение"
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СНиП 41-01-03 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"
СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий"
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"
ГОСТ 11015-93 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры"
ГОСТ 11016-93 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры"
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения"
СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей"
ПУЭ "Правила устройства электроустановок"
ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации"
НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования"
НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"
СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
СанПиН 2.4.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду СанПиН 2.4.1.1249-03
ВСН 281-75 "Указание по проектированию систем автоматизации технологических процессов"
3 Общие положения
3.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:
- с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б;
- умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б.
3.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений - жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских; культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.
Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке 1, состав и площади помещений приведены в таблицах Г.1 - Г.7 приложения Г.
В учреждениях для детей-инвалидов могут быть запроектированы "дневные отделения" для круглосуточного пребывания детей на пять дней в неделю (при согласовании с органами социальной защиты с учетом устава учреждения).
3.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100 - 200 мест в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.
3.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования строительных норм и правил применительно к зданиям общественного назначения согласно СНиП 2.08.02 и СНиП 35-01, а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН 2.4.1249.
3.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф.1.1. согласно СНиП 21-01, п.5.21*.
3.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется 1-2 этажа.
При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кроватными. Количество лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:12 согласно СНиП 2.08.02, п.1.94.
3.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:
- лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;
- дети до 6 лет - не выше второго этажа.
В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20 - 30% вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3% вместимости отделения. Общее количество колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.
3.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 для дошкольных групп и 6 для остальных групп согласно таблицам Г.1 и Г.2 приложения Г.
3.9 Высоту помещений учреждения для детей-инвалидов следует принимать согласно СНиП 31-01 (высота жилых помещений от пола до потолка не менее 2,5 м. Для климатических районов 1А, 1Б, 1Г, 1Д, IIА - не менее 2,7 м), высоту общественных помещений, кроме помещений столовой, допускается принимать равной высоте жилых помещений. Высоту помещения столовой следует принимать не менее 3 м согласно СНиП 2.08.02.
3.10 Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта следует принимать с учетом требований СанПиН 2.4.1249, СНиП 23-05 и таблицы 1.
Таблица 1 - Ориентация помещений
Помещения |
Ориентация помещений |
|||
севернее 45° СШ |
южнее 45° СШ |
|||
оптимальная |
допустимая |
оптимальная |
допустимая |
|
Групповые комнаты дневного пребывания |
Ю, ЮВ, В |
На ЮЗ не более 25% комнат |
Ю, ЮВ |
Любая, кроме С, СЗ, З |
Спальные комнаты |
Любая, кроме северной части горизонта от 310° до 50° |
|||
Классы |
ЮВ |
На ЮЗ, З не более 25% классов |
Ю, ЮВ |
Любая, кроме ЮЗ, З |
Палаты изолятора и карантинного отделения |
Ю, ЮВ |
На ЮЗ не более 50% коек отделения |
Ю, ЮВ |
Любая, кроме С, СЗ, З |
Палаты для лежачих |
Ю, ЮВ, В |
На З, СЗ и СВ не более 10% коек отделения |
Ю, ЮВ |
На СЗ не более 10% |
Учебно-производственные |
Ю, ЮВ, В |
На ЮЗ не более 25% помещений |
Ю, ЮВ, В |
Любые, кроме З, ЮЗ |
Кабинеты врачей, процедурные, комнаты сестер, лечебные помещения, комнаты персонала |
Без ограничения |
|||
Примечания 1 В классе для занятий ориентация указана для основного света слева. 2 При расположении окон в противоположных стенах помещения ориентация не нормируется. |
3.11 Необходимость мероприятий по решению учреждений гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
Требования к интерьеру и размерам внутреннего пространства
3.12 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания в соответствии с таблицами Б.1 - Б.2; В.1 - В.2; Г.1 - Г.8 приложений Б - Г, рисунком 2.
3.13 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития, в соответствии с рисунком 2. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в этом случае площадь тела в плане равна 0,1 (в летней одежде).
Для слепых детей (с остротой зрения 0-0,05), которые используют ориентировочную трость для передвижения в окружающем пространстве, среднюю площадь тела в плане следует принимать 0,4 .
Для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, аномальных детей площадь тела ребенка, занимаемая в плане, составляет:
- без использования дополнительных опор - 0,25 ;
- с одной дополнительной опорой - 0,2 ;
- с двумя дополнительными опорами - 0,3 (по данным д-ра архит., проф. В.К. Степанова).
На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, :
- спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0 - 0,05) - 4,5;
- спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;
- комнаты дневного пребывания - 3;
- классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.
3.14 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 , а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 .
3.15 При проектировании помещений рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными на рисунках 3 - 11.
4 Планировка участка
4.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать на обособленных участках в озелененных районах селитебной территории, вблизи подъездных дорог, действующих инженерных коммуникаций в пределах радиуса обслуживания пожарного депо, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы.
4.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.
При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20%.
4.3 На участке следует разграничивать его территорию для площадок групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых с учетом использования различными группами соответствующих функциональных зон организованных площадок на одну группу или общую на 2-3 группы:
- учебно-производственной зоны (садово-ягодные участки);
- зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);
- хозяйственной зоны (гараж, овощехранилище, котельная, мусоросборник, склад).
Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В и СНиП 2.07.01 (таблица 7).
4.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3 - 5 машин (25 на место).
4.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40% площади участка.
4.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.
4.7 Здания домов-интернатов следует размещать в пределах радиуса обслуживания пожарного депо.
4.8 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.
Степень огнестойкости домов-интернатов для детей-инвалидов должна быть не ниже II степени огнестойкости.
5 Объемно-планировочные решения
5.1 Учреждения для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, а также учреждения для детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильных) с интеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения и с учетом СП 35-101, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Схема планировки здания для детей-инвалидов представлена на рисунках 3-5. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами Г.3 - Г.7 приложения Г.
5.2 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:
- приемно-карантинное отделение;
- жилые отделения для умственно отсталых детей;
- жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки;
- общественные помещения:
- учебно-производственные;
- зальные;
- медицинские и сенсорные;
- служебно-бытовые;
- пищеблок;
- культурно-массовые и досуговые помещения;
- помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).
5.3 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускаются некоторые группы помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.
Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов желательно проектировать с обособленными жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами, как показано на рисунке 5.
Приемно-карантинное отделение с изолятором
5.4 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.
Площадь на одно приемно-смотровое место представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Приемное отделение
Помещения |
Площадь, м2 |
Вестибюль-ожидальная |
12 |
Уборная при вестибюле (с электрополотенцесушителем при шлюзе) |
3 |
Приемно-смотровая |
16 |
Санпропускник-раздевальная |
6 |
Ванна с комнатой для одевания |
12 |
Место для хранения каталок |
6 |
Комната для временного хранения вещей поступающих |
4 |
Комната для хранения мягкого инвентаря |
4 |
Итого: |
63 |
В карантинном отделении количество мест ориентировочно принимается 3% общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.
5.5 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0 - 2,2 м.
Жилые ячейки
5.6 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей Г.1 приложения Г и рисунком 6:
- для дошкольников - тип 1а;
- для подростков и старшеклассников - тип 1б;
- для лежачих, обездвиженных детей - тип 1в.
5.7 Жилую ячейку тип 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4 - 6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунками 5 и 7.
5.8 Жилую ячейку тип 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7 лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.
В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунках 6 и 8.
В составе жилой ячейки 1б следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.
Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения, зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной - 0,9 м и длиной - 1,5 м.
5.9 Жилая ячейка тип 1в предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6 - 8 человек.
Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки 1в представлены в таблице Г.1 приложения Г и на рисунке 10.
5.10 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности по таблице Г.2 приложения Г и рисунку 9:
- для младшей группы - тип 2а;
- для средней и старших групп - тип 2б;
- для лежачих детей-инвалидов - тип 2в.
5.11 Жилую ячейку тип 2а следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4-8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках тип 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4 - 6 чел. Схема планировки жилой ячейки 2а представлена на рисунках 7, 10. Состав и площади помещений жилой ячейки 2а представлены в таблице Г.2 приложения Г.
5.12 Жилая ячейка тип 2б рассчитывается для детей в возрасте 8-12 лет и 12-18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2-3-4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках 8 и 9. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице Г.2 приложения Г.
5.13 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8-12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовыми навыками для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских.
5.14 Жилую ячейку тип 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих. Она состоит из жилых комнат на 6-8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные встроенные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунках 9 и 10.
Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице Г.2 приложения Г.
5.15 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать встроенными шкафами с подсушкой одежды и обуви.
В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 ). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке 9.
5.16 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 .
Учебные помещения
5.17 Для занятий обучаемых умственно отсталых детей, подготовительных групп трудового обучения (для среднего и старшего возраста детей) могут использоваться также комнаты трудотерапии, планировочная схема которых представлена на рисунке 11.
5.18 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах Г.1 и Г.2 приложения Г.
5.19 Учебная группа помещений для воспитанников II-IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.
5.20 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.
Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время.
5.21 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях - по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице Г.3 приложения Г.
5.22 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса).
5.23 Площадь класса принимается из расчета 2 на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.
5.24 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.
Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5-1/6 площади пола; 50% окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева.
5.25 Учебные кабинеты для детей средней имбецильности (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала.
Учебно-производственные мастерские
5.26 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственные мастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать раздельно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом в возрасте 8-16 лет и для умственно отсталых детей в возрасте 12-18 лет. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.3 приложения Г.
5.27 Для детей с сохранным интеллектом учебно-производственные мастерские (далее - УПМ) профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских.
Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I-IV классов 1,7 ; V-IX (или V-XI) классов - 2,2 .
5.28 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 .
5.29 Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.
5.30 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 предусматриваются: комната организатора работ (8 ), склады заготовок (12 ); складские помещения должны быть связаны с мастерскими.
5.31 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.
5.32 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ), таблица Г.3, п.31 приложения Г.
Для детей-инвалидов 16-18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие профессии почтальона - оператора электронной почты, переплетчика и др. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства.
5.33 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.
5.34 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода - 1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м в соответствии с рисунком 11.
5.35 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп - воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.
Медицинские помещения
5.36 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздоровительных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат для детей-инвалидов.
Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.4 приложения Г.
При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях, залах. Применение закрытых кабин запрещается.
Служебно-бытовые помещения
5.37 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль 0,5 с гардеробом и санузлом, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря (36 ), хозяйственный склад (36 ), радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице Г.5 приложения Г.
5.38 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии.
5.39 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей Г.5 приложения Г.
Помещения общественного питания
5.40 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:
- буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих питание доставляется в бочках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2 приложения Г;
- столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей Г.6 приложения Г, справочным пособием к СНиП "Проектирование общественного питания" и СанПиН 2.4.1201.
5.41 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 , для детей-инвалидов средних и старших групп - 2,4 . При количестве более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14-16 .
Зальные помещения
5.42 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице Г.7 приложения Г.
5.43 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75% воспитанников при 0,8 площади на одно место в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.
Помещения культурно-массового и досугового назначения
5.44 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.
5.45 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 на воспитанника.
5.46 Площади кинопроекционной радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02.
5.47 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал, - 2,5 , книгохранилище площадью не менее 18 и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 . Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10% вместимости дома-интерната.
6 Инженерное оборудование
Водоснабжение и канализация
6.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.08.02.
6.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.
Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.
6.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50°С.
6.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов.
6.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии со СНиП 2.08.02, п. 3.51.
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
6.6 В домах-интернатах следует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласно СНиП 41-01.
Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетом данных таблицы Г.8 приложения Г.
Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами.
6.7 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.
Вытяжную вентиляцию жилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.
Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СНиП 41-01, п. 7.1.2.
6.8 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01.
На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01, п. 7.11.1.
6.9 Отопительные приборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75°С в помещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметь защитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляцию трубопроводов согласно СНиП 41-01, п. 4.4.3, СНиП 2.08.02, п. 3.4.
6.10 В одноэтажных зданиях домов-интернатов для детей-инвалидов с общим числом мест 100 (сооружаемых в пригородных поселках) допускается устраивать печное отопление. Топочное отверстие и печные заслонки должны обслуживаться из подсобных помещений, имеющих окна, форточки и каналы вытяжной вентиляции. При проектировании следует учитывать требования СНиП 41-01, п. 6.6.
Электротехнические устройства
6.11 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.
Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН 2.4.1201.
6.12 В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях для физкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, зале гимнастических занятий, в классах для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах - по числу устанавливаемых компьютеров.
6.13 Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола.
6.14 В комнатах коррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следует предусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, по четыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения - 1 м от уровня пола.
6.15 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью.
Двусторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил по проектированию и строительству СП 35-117-2006 "Дома-интернаты для детей-инвалидов" (зарегистрирован Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ 12 апреля 2006 г. N 3447-СК/07)
Текст документа приводится по официальному изданию Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ (Москва, 2006 г.)
1 Разработан ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) и ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
2 Внесен Департаментом по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации
3 Утвержден приказами генерального директора "АПИО-Центр" от 16 ноября 2004 г. N 5 и директора ФГУП "Институт общественных зданий" от 16 марта 2006 г.
4 Зарегистрирован Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. N 3447-СК/07
5 Введен впервые