Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2017 г. N Ф08-3112/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2017 г. |
дело N А32-22730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.,
при участии:
от истца: представитель Суворов А.В., удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов": представитель Чеботарев А.Н., паспорт, доверенность от 29.07.2016;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 по делу N А32-22730/2016 по иску Заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг", обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов" о признании недействительным торгов и сделки, принятое в составе судьи Миргородской О.П.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг" (далее - общественная организация), обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов" (далее - общество) о признании недействительными торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды лесного участка земель лесного фонда площадью 4,3114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5,6,8,11,15,22, оформленного протоколом от 14.05.2014 N 14-03а-030; о признании недействительным договора от 26.05.2014 N 14-03а-030 аренды земельного участка с кадастровым номером 23: 47:0000000:3520 общей площадью 4,3114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5,6,8,11,15,22, с разрешенным видом деятельности "для осуществления научно-исследовательской деятельностью, образовательной деятельностью"; о признании недействительным дополнительного соглашения от 11.12.2014, заключенного к договору от 26.05.2014 N 14-03а-030; о признании недействительным договора уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 23: 47:0000000:3520 общей площадью 4,3114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, заключенного 26.12.2014 между Краснодарской региональной научной - экологической общественной организации "Экомониторинг" и ООО "Научно исследовательский институт экономики биоресурсов" на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5,6,8,11,15,22 и о применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение от 11.11.2016 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что научно-исследовательская деятельность и образовательная деятельность не относятся ни к основным, к дополнительным видам деятельности общественной организации, уступка прав по договору обществу свидетельствует об отсутствии намерений использовать лесной участок.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители министерства и общественной организации в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола аукциона от 14.05.2014 N 14- 03а-030 с общественной организации как с единственным участником аукциона по лоту N 30 заключен договор от 26.05.2014 N 14-03а-030 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:3520 общей площадью 4,3114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5,6,8,11,15,22, с разрешенным видом деятельности "для осуществления научно-исследовательской деятельностью, образовательной деятельностью".
Срок действия договора установлен до 26.05.2063.
Размер арендной платы определен как 4 рубля 87 копеек в год.
11 декабря 2014 года между министерством и общественной организацией заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 26.05.2014 о внесении изменения в пункт 1.3 договора в части кадастрового номера.
16 декабря 2014 года сделки зарегистрированы в установленном законом порядке.
Ссылаясь на то, что общественная организация на момент подачи заявки в аукционную комиссию не являлась научно-исследовательской и образовательной организацией, прокурор обратился в арбитражный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент проведения аукциона общественная организация соответствовала установленным законом и аукционной документацией требованиям.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
На основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящиеся в государственной собственности заключаются по результатам аукционов.
Частями 1, 2 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности является одним из видов лесопользования.
Частью 1 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации определена возможность использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2011 N 548, при использовании лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности допускается создание и использование на лесных участках полигонов, опытных площадок для проведения научных исследований изучения природы леса, обучения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с объектами необходимой лесной инфраструктуры.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в исследованиях и разработках значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или наоборот не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от цели проекта.
Из преамбулы Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) следует, что под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийсяконстатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Согласно статье 12 Закона об образовании образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников; образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации; образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
На основании подпункта 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В силу пункта 2 статьи 3 Закона 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Статьей 33.1 Закона об образовании также предусмотрено лицензирование образовательной деятельности.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общественная организация является научной организацией, а само по себе отсутствие лицензии на образовательную деятельность не свидетельствует о нарушениях, допущенных при проведении аукциона, как указывает прокурор.
Из материалов дела усматривается, что согласно положениям аукционной документации участником аукциона по лоту N 30 могли быть только научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения ввиду определения цели предоставления лесного участка в аренду - использование в научно - исследовательской и образовательной деятельности.
В соответствии с представленными в аукционную комиссию учредительными документами Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг", организация создана для совместной деятельности граждан, принимающих участие в решении экологических проблем и природоохранной деятельности на территории Краснодарского края.
На основании пункта 2.1 Устава основной целью Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг" является совместная деятельность по экологическому образованию, научному просвещению и воспитанию.
Согласно пункту 2.2 Устава для достижения уставных целей общественная организация осуществляет в том числе и разработку научных программ, изучение биоценоза эндемических видов животных и растений, проведение мониторинга водных объектов.
В материалы дела представлены доказательства фактического осуществления общественной организацией научной деятельности, а именно договоры на создание научной продукции, заключенные с третьими лицами.
Следовательно, независимо от отсутствия указания на наличие такого вида деятельности как научная в ЕГРЮЛ, на что ссылается прокурор в апелляционной жалобе, общественная организация занимается научной деятельностью. Данный вид деятельности не подлежит лицензированию, в связи с чем оснований полагать, что общественная организация не является научной, не имеется.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно установил, что общественная организация не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Однако в силу вышеуказанных положений части 1 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов возможно для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями.
Исходя из данной нормы общественная организация, являющаяся арендатором лесного участка, не обязана одновременно заниматься и научной, и образовательной деятельностью. Данная некоммерческая организация вправе осуществлять один из видов деятельности и имеет право претендовать на получение в аренду лесного участка.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции в решении, получение лицензии на образовательную деятельность носит заявительный характер, общественная организация имеет правовую возможность получить лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Доказательств того, что общественной организации было отказано в получении лицензии, не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что общественная организация уступила право аренды обществу, что указывает на отсутствие намерений использовать лесной участок, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, так как данное обстоятельство не является основанием для признания сделки недействительной.
Кроме того, согласно пункту 2.3 Устава предметом деятельности общества является научные исследования и разработки в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук.
Согласно пункту 2.4 Устава общество осуществляет такие виды деятельности:
- научные исследования и разработки в области естественных и технических, общественных и гуманитарных наук;
- обучение в образовательных учреждениях.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук указаны как основанной вид деятельности.
Таким образом, оснований признания аукциона и заключенных по его результатам сделок не имеется, а поэтому апелляционная жалоба прокурора не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании судебных расходов за подачу апелляционной жалобы не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 по делу N А32-22730/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22730/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2017 г. N Ф08-3112/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Прокуратура Краснодарского края, Прокуратура краснодарского края (в инт ТУ федерального агентства по упр государственным имущества по Кр кр)
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Общественная организация Краснодарская региональная научно-экологическая "Экомониторинг", ООО "Научно исследовательский институт экономики биоресурсов"
Третье лицо: Ту Росимущества КК, Департамент имущественных отношений КК, Краснодарская региональная научно-экологическая общественная организация "Экомониторинг", Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ООО "Научно исследовательский институт экономики биоресурсов", Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае