г. Москва |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А40-211631/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФАС России и ООО "Крафт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2016 по делу N А40-211631/15,
принятое судьей М.Н. Кастальской
по заявлению АО "ОКБМ Африкантов"
к ФАС России,
третьи лица: 1. АО "Атомкомплект", 2. ООО "Крафт"
об оспаривании решения и предписания,
при участии:
от заявителя: |
Митин А.Н. по доверенности от 30.12.2016, Курицына А.С. по доверенности от 30.12.2016; |
от ответчика: |
Жлукта А.Е. по доверенности от 12.09.2016; |
от третьих лиц: |
1. Альцева В.В. по доверенности от 09.01.2017, 2. Канунцева М.В. по доверенности от 12.09.2016, Каменеская Т.А. по доверенности от Тюленев И.В. по доверенности от 12.09.2016; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ОКБМ Африкантов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (далее - антимонопольный орган), в котором просит признать недействительными решение антимонопольного органа от 21.10.2015 N 223-ФЗ-306/15 и выданное на его основании предписание от 21.10.2015 N 223-ФЗ-306/15.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2016 решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции решением от 21.11.2016 удовлетворил требования общества.
Антимонопольный орган и третье лицо ООО "Крафт" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В судебном заседании апелляционного суда представители антимонопольного органа и ООО "Крафт" поддержали апелляционные жалобы.
Представители общества и АО "Атомкомплект" поддержали решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, антимонопольного органа и третьих лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
09.06.2015 организатором закупки АО "Атомкомплект" для общества (заказчик) на электронной торговой площадке МТС "Фабрикант" на сайте http:www.fabrikant.ru было размещено извещение N 304/2634 о проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (торговая процедура N 2192966).
Согласно вышеуказанному извещению (с учетом внесенных изменений извещениями от 26.06.2015 N 304/2949, от 13.07.2015 N 304/3255, от 22.07.2015 N 304/3452) дата и время окончания заявок были установлены 07.08.2015 в 12:00; дата рассмотрения первых частей заявок - 17.08.2015.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 4 заявки (протокол от 07.08.2015 N 1/654000001).
По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в аукционе были допущены все участники (протоколы от 11.08.2015 N 2/654000001, от 17.08.2015 N 3/654000001).
21.08.2015 после рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе были проведены торги, в ходе которых допущенными участниками аукциона были сделаны предложения по цене.
По итогам проведения аукциона был размещен протокол от 08.09.2015 N 4/654000001 о ходе аукциона, после чего организатору аукциона был открыт доступ ко вторым частям заявок участников.
В соответствии с условиями аукционной документации рассмотрение вторых частей заявок должно было быть осуществлено в срок до 18.09.2015.
С учетом обстоятельств, выявленных при рассмотрении вторых частей заявок, комиссией было принято решение провести проверку указанных в заявках сведений путем проведения оценочного аудита производства с привлечением уполномоченной организации ФГУП "ЦНИИ КМ "ПРОМЕТЕЙ" и о продлении в этой связи срока рассмотрения вторых частей заявок до 28.09.2015 (протокол от 08.09.2011), о чем было опубликовано извещение от 18.09.2015 N 304/4586.
В целях завершения проверочных мероприятий и на основании решения руководителя заказчика (письмо от 28.09.2015 N 041-98.5/17283) срок рассмотрения вторых частей заявок был продлен до 06.10.2015, о чем было опубликовано извещение от 28.09.2015 N 304/4776. 02.10.2015 заказчиком было принято решение об отказе от проведения аукциона (письмо от 02.10.2015 N 041-98.5/17388), о чем было опубликовано извещение от 02.10.2015 N 31502449065.
Участниками аукциона ООО "Крафт", ОАО "СМК", ООО "ПО "ОСКАР РУ", посчитавшими решение заказчика об отказе от проведения аукциона необоснованным, были поданы жалобы на действия заказчика и организатора торгов при проведении аукциона в антимонопольный орган.
В рамках настоящего дела обществом обжалуется решение и предписание антимонопольного органа, принятые по результатам рассмотрения жалобы ООО "Крафт".
Оспариваемым решением антимонопольного органа от 21.10.2015 общество, АО "Атомкомплект" признаны нарушившими часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с предписанием от 21.10.2015 обществу, АО "Атомкомплект" предписано в срок не позднее 29.10.2015 отменить извещение об отмене проведения аукциона, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию об отмене извещения об отмене аукциона, уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе заявителя об отмене извещения об отмене аукциона; не позднее чем в течение четырех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе заявителя о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору, а также обеспечить возможность участникам закупки предоставления обеспечения заявки на участие в аукционе и обеспечения исполнения обязательств по договору; в срок не позднее 05.11.2015 продолжить проведение аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также представить в антимонопольный орган подтверждение исполнения предписания в письменном виде.
Отменяя решение суда первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, апелляционный суд руководствуется следующим.
Как указано выше, на действия общества поступили жалобы от участников аукциона ООО "Крафт", ОАО "СМК", ООО "ПО "ОСКАР РУ".
В рамках дела N А40-247283/2015 общество обжало решение антимонопольного, принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО "ПО "ОСКАР РУ".
Постановлениями суда апелляционной и кассационной инстанции по делу N А40-247283/2015 требования общества оставлены без удовлетворения.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции имеются вступившие в законную силу судебные акты, которыми в действиях общества установлены нарушения положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (торговая процедура N 2192966).
При таких обстоятельствах дела апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое в рамках настоящего дела решение антимонопольного органа, которым обществу вменяется нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках является законным.
Выданное на основании законного решения предписание также законно и не подлежит отмене.
Более того, апелляционный суд полагает возможным указать следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность заказчика, организатора торгов регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 15.5.3 Положения о закупках, отказ от проведения аукциона осуществляется в случаях, указанных в пункте 14.5.6, в сроки согласно пункту 14.5.5, в порядке, указанном в пункте 14.5.5.1.
Согласно пункту 14.5.5 Положения о закупках, организатор конкурса по решению заказчика в случаях, указанных в пункте 14.5.6, отказывается от его проведения в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, при этом такой срок не может быть установлен позднее 5 дней до дня окончания подачи заявок. Если такой срок в извещении о проведении конкурса не указан - не позднее 30 дней (20 дней - для заказчиков 1 группы) до дня окончания срока подачи заявок.
Пунктом 21 извещения установлено, что отказ организатора аукциона от проведения аукциона по решению заказчика, не позднее пяти дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, в указанных ниже случаях не приводит к каким-либо последствиям для организатора аукциона: изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке; изменения потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика; при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки.
Указанный перечень является исчерпывающим и сводится к тому, что отказ от проведения конкурса (аукциона) допускается только лишь в случаях оказывающих влияние на потребности в продукции и целесообразность закупки.
Извещение об отказе от проведения аукциона или любого лота аукциона, содержащее обоснование такого отказа, подписывается руководителем заказчика и размещается организатором аукциона в течение того же рабочего дня (а если извещение об отказе от проведения аукциона получено организатором после 18 часов по месту нахождения организатора аукциона - в течение следующего рабочего дня) в порядке, установленном для размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации.
Согласно извещению, документации дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе 07.08.2015 в 12:00.
Вместе с тем, 02.10.2015 заказчиком, организатором торгов на официальном сайте размещено извещение об отмене проведения аукциона.
Согласно письму заказчика от 02.10.2015 N 041-98.5/17588, аукцион отменен в связи с вступлением 01.09.2015 в законную силу Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в редакции от 13.07.2015), и в связи с несоответствием проекта договора, представленного в составе аукционной документации (часть 3) новым требованиям, указанного нормативного акта, в целях обеспечения надлежащего исполнения требований федерального законодательства.
Апелляционным судом установлено, что указанное в письме основание для отмены проведения аукциона не предусмотрено извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об аукционе, а также не является препятствием для проведения аукциона, следовательно, не может являться основанием для одностороннего отказа заказчика от заключения и исполнения договора.
Таким образом, заказчик, приняв решение об отказе проведения аукциона 02.10.2015, нарушает срок возможности осуществления такого отказа, прямо установленного Положением о закупках.
Следовательно, принятие решения заказчиком и организатором торгов об отмене проведения аукциона по основаниям, не предусмотренным Законом о закупках, Положением о закупках, извещением, документацией об аукционе, противоречит пункту 15.5.3 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2016 по делу N А40-211631/15 отменить.
В удовлетворении заявления АО "ОКБМ Африкантов" о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 21.10.2015 N 223-ФЗ-306/15 отказать.
Взыскать с АО "ОКБМ Африкантов" в пользу ООО "Крафт" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Возвратить ООО "Крафт" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211631/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2016 г. N Ф05-12698/16 настоящее постановление отменено
Истец: АО "ОКБМ Африкантов", АО ОКБМ Африкантов
Ответчик: ФАС РФ, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: АО "Атомкомплект", АО Атомкомплект, ООО "Крафт", ООО Крафт
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12698/16
13.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66608/16
21.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-211631/15
09.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12698/16
23.05.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10060/16
27.01.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-211631/15