г. Самара |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А65-4269/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мотигуллина Тальгата Хаматхановича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2016 года по делу NА65-4269/2016 (судья Юшков А.Ю.)
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210),
к индивидуальному предпринимателю Мотигуллину Тальгату Хаматхановичу, Рыбно-Слободский район, с. Околоток-Янгасала (ОГРН 305167714600018, ИНН 162612709158),
об обязании привести кафе и стоянку для автомобилей, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 16:34:070501:14, в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального назначения М-7 "Волга" на км. 925+200 (справа), в нормативное состояние путем проведения следующих мероприятий: 1) заключить с владельцем автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" договор о присоединении объекта дорожного сервиса - Кафе и стоянки для автомобилей к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-7 "Волга", содержащий технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению; 2) в соответствии с техническими требованиями и условиями, выданными ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", устранить следующие нарушения: переходно-скоростные полосы, обеспечивающие беспрепятственный проезд транзитного транспорта на заезде и выезде из кафе и стоянки, обустроить асфальтобетонным покрытием согласно требованиям п. 5.5.11. ГОСТ Р 52766-2007; стоянку для автомобилей обустроить твердым усовершенствованным покрытием согласно п. 5.5.15. ГОСТ Р 52766-2007; нанести горизонтальную дорожную разметку в зоне расположения стоянки для автомобилей в соответствие с требованиями п. 5.5.25 ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения". Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования;
с привлечением УГИБДД МВД по РТ, Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транзитного транспорта, Росреестра по Республики Татарстан в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику об обязании привести кафе и стоянку для автомобилей, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 16:34:070501:14, в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального назначения М-7 "Волга" на км. 925+200 (справа) в нормативное состояние путем проведения следующих мероприятий: 1) Заключить с владельцем автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" договор о присоединении объекта дорожного сервиса - Кафе и стоянки для автомобилей к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-7 "Волга", содержащий технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению; 2) В соответствии с техническими требованиями и условиями, выданными ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", устранить следующие нарушения: переходно-скоростные полосы, обеспечивающие беспрепятственный проезд транзитного транспорта на заезде и выезде из кафе и стоянки, обустроить асфальтобетонным покрытием согласно требованиям п. 5.5.11. ГОСТ Р 52766-2007; стоянку для автомобилей обустроить твердым усовершенствованным покрытием согласно п. 5.5.15. ГОСТ Р 52766-2007; нанести горизонтальную дорожную разметку в зоне расположения стоянки для автомобилей в соответствие с требованиями п. 5.5.25 ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения". Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что проект договора о присоединении объекта дорожного сервиса в адрес ответчика не направлялся, с его условиями ответчик не был ознакомлен. Ответчик считает, что в данном случае нарушены нормы ст.421 ГК РФ. Кроме этого ответчик не согласен с удовлетворением требований об обязании обустроить стоянку автомобилей твердым усовершенствованным покрытием и нанесении горизонтальной дорожной разметки в зоне расположения стоянки для автомобилей согласно п.5.5.15 и п.5.5.25 ГОСТ, поскольку считает, что дорожное покрытие площади стоянки для автомобилей возле кафе соответствует требованиям.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные заседания, назначенные на 10.11.2016, 08.12.2016 откладывались судом апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебное заседание 19.01.2017 лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2002 г. N ИС-682-р образовано ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Данным распоряжением с 01.10.2002 г. ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан (с 01.01.2003 г. управление федеральными дорогами Волго-Вятского региона). Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N 3161-р от 10.09.2002 г. за ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" закреплена, в том числе, автомобильная дорога федерального значения М-7 "Волга" Москва-Нижний Новгород-Владимир - Казань-Уфа" (далее - М-7 "Волга"). Постановлением Правительства РФ N 406 от 30.06.2005 г. федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог РФ, утвержденные Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. N 62, закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.
В соответствии с Уставом, утвержденным Федеральным дорожным агентством целями и предметом деятельности ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", в том числе является, предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию, а также продление срока действия разрешений на строительство в отношении инженерных коммуникаций в случае их прокладки и переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения в порядке установленном Градостроительным кодексом РФ (п.3.3.12. Устава); заключение договоров о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (п. 3.3.46. Устава); обеспечение надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос) используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (п.3.3.59. Устава); выдача, пролонгация технических требований и условий на: -прокладку, перенос и переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода или придорожных полос автомобильной дороги; - строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам; строительство, реконструкцию, капитальный ремонт примыканий к объектам дорожного сервиса; строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса; установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги (п. 3.3.60 Устава); осуществление мониторинга полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения на предмет размещения рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности (п. 3.3.61 Устава).
Согласно п. 3.1. Устава ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" целями деятельности Учреждения являются: реализация на территории РФ государственной политики в области дорожного хозяйства; обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автодорогам федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства. Кроме этого, п.2.2. Устава установлено, что для достижения своей деятельности Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязательства, выступает в качестве истца и ответчика в судах РФ.
07 мая 2015 г. в результате мониторинга размещения и функционирования объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" Москва-Нижний Новгород-Владимир - Казань-Уфа" (далее - М-7 "Волга"), в придорожной полосе указанной автомобильной дороги на км 925 + 200 (справа) было выявлено размещение объекта дорожного сервиса - кафе и стоянки для автомобилей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:34:070501:14, принадлежащем на праве собственности ответчику ИП Мотигуллину Т.Х. (согласно выписке из ЕГРП от 24.08.2015 г.).
Технические характеристики дороги следующие: автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 "Волга" на км 925 + 200 относится к I-б технической категории (согласно техническому паспорту автодороги М-7 "Волга", разработанному ОАО Саратовский научно-производственный центр "Росдортех" 2005 г.). Число полос движения 4, ширина полосы движения по 3,75 м. Полоса отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения -согласно схеме расположения границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утвержденной ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" и ОАО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" (далее - схема расположения границ придорожных полос), составляет 45 метров (масштаб 1 см - 5000 см), полоса отвода от оси автодороги составляет 22,6 метра в каждую сторону.
Пунктом 2 ст. 26 Федерального закона "Об автомобильных дорогах..." от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (далее - Федеральный закон) определена и установлена ширина каждой придорожной полосы, которая зависит от категории автомобильной дороги - для I-б технической категории - 75 метров от полосы отвода автодороги.
Согласно акту осмотра N . 208 от 07.05.2015 г., объекты дорожного сервиса - кафе и стоянка для автомобилей размещены в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга", примыкание от кафе и стоянки для автомобилей (заезд и выезд) обустроено с полосы отвода данной автомобильной дороги. Кафе со стоянкой и примыкание к ним размещены со следующими нарушениями, а именно: кафе и стоянка для автомобилей размещены и функционируют в пределах придорожной полосы автодороги федерального значения без договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге федерального значения, заключаемого между владельцем объекта дорожного сервиса и владельцем автомобильной дороги, что является нарушением ч. 7 ст. 22 Федерального закона, п. 16 и 12 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденных Приказом Минтранса РФ N 4 от 13.01.2010 г. (далее - Порядок по придорожным полосам).
По выявленным нарушениям в адрес собственника земельного участка, на котором расположены кафе и стоянка для автомобилей - ИП Мотигуллина Т.Х. направлено требование N 15-4685 от 26.05.2015 г., о необходимости в срок до 25.06.2015 г. устранить выявленные несоответствия и представить в адрес ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" документы, подтверждающие устранение вышеназванных замечаний и несоответствий нормативным требованиям. Кроме этого указано, что для возможности начала работ по устранению нарушений необходимо обратиться в ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" с заявлением на выдачу договора на оказание услуг присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге и продлении срока действия технических требований и условий в течение 5 дней с момента получения требования.
В ответ на данное требование, ИП Мотигуллин Т.Х. направил письменный ответ N 7 от 15.06.15г., согласно которому сообщил о частичном выполнении требования, а именно - обустройство переходно-скоростных полос твердым покрытием (щебень, асфальтная крошка), установлении опор освещения, а также просил дать отсрочку выполнения работ по асфальтированию переходно-скоростных полос и автостоянки до 2016 г.
ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в адрес ответчика направлено письмо N 15-6706 от 24.07.2015 г. о необходимости обращения в адрес ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" с заявлением с целью заключения договора о присоединении объекта дорожного сервиса и получения технических условий.
Вместе с этим в настоящее время ответчик нарушения, указанные в требовании ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", не выполнил, объект дорожного сервиса функционирует с выявленными нарушениями законодательства РФ об автомобильных дорогах, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения и безопасную эксплуатацию автодороги общего пользования федерального значения.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
В соответствии с п. 12 Порядка по придорожным полосам, в соответствии с частями 6 и 11 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм законодательства РФ, владелец объекта дорожного сервиса, размещенного в пределах придорожной полосы автодороги федерального значения, либо за его пределами, но требующего такого присоединения, обязан заключить с владельцем указанной автодороги договор о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автодороге и получить технические требования и условия, обязательные для исполнения.
Судом установлено, что конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос, обеспечивающих беспрепятственный проезд транзитного транспорта на заезде и выезде в месте размещения кафе и стоянки, не соответствует требованиям п. 5.5.11. ГОСТ Р 52766-2007 "Автомобильные дороги. Элементы обустройства" (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 5.5.11. ГОСТ Р 52766-2007 конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос и примыканий в пределах радиусов закруглений должна быть равнопрочной с основной дорогой. Участок дороги в пределах переходно-скоростных полос должен иметь асфальтобетонное покрытие.
Согласно акту осмотра N 208 от 07.05.2015 г. и фотографиям места размещения примыкания от кафе и стоянки к автомобильной дороге М-7 "Волга", переходно-скоростные полосы, обеспечивающие беспрепятственный проезд транзитного транспорта на заезде и выезде с кафе и стоянки на указанную автодорогу, не имеют асфальтобетонного покрытия. Кроме этого установлено отсутствие твердого усовершенствованного покрытия на площадке для стоянки автомобилей, что является нарушением п. 5.5,15. ГОСТ Р 52766-2007.
В соответствии с п. 5.5.15. ГОСТ Р 52766-2007, площадка и съезды к ней должны иметь твердое усовершенствованное покрытие. К твердому усовершенствованному покрытию относятся асфальтобетонное, цементобетонное покрытие, либо покрытие из щебня и гравия, обработанное вяжущими материалами.
В акте также указано, что в зоне расположения стоянки для автомобилей отсутствует горизонтальная дорожная разметка, тем самым не соблюдаются требования п. 5.5.25 ГОСТ Р 52766-2007.
Согласно п. 5.5.25 ГОСТ Р 52766-2007, проезжая часть основной дороги, стоянка и подъезды к сооружению обслуживания движения должны быть оборудованы горизонтальной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения". Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования".
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 27.06.1998 г. N 727 "О придорожных полосах федеральных автодорог", все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, несут собственники и владельцы этих объектов.
Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
По выявленным нарушениям в адрес собственника земельного участка, на котором расположены кафе и стоянка для автомобилей - ИП Мотигуллина Т.Х. направлено требование N 15-4685 от 26.05.2015 г., о необходимости в срок до 25.06.2015 г. устранить выявленные несоответствия и представить в адрес ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" документы, подтверждающие устранение вышеназванных замечаний и несоответствий нормативным требованиям. Между тем данные требования ответчиком не были устранены.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие факт не исполнения ответчиком требований истца в части обязания приведения кафе и стоянку для автомобилей, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 16:34:070501:14, в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального назначения М-7 "Волга" на км. 925+200 (справа) в нормативное состояние путем проведения в соответствии с техническими требованиями и условиями, выданными ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", а именно устранить следующие нарушения: переходно-скоростные полосы, обеспечивающие беспрепятственный проезд транзитного транспорта на заезде и выезде из кафе и стоянки, обустроить асфальтобетонным покрытием согласно требованиям п. 5.5.11. ГОСТ Р 52766-2007; стоянку для автомобилей обустроить твердым усовершенствованным покрытием согласно п. 5.5.15. ГОСТ Р 52766-2007; нанести горизонтальную дорожную разметку в зоне расположения стоянки для автомобилей в соответствие с требованиями п. 5.5.25 ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения". Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования, суд апелляционной инстанции считает исковые требования в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о несогласии с требованием об обязании обустроить стоянку для автомобилей твердым усовершенствованным покрытием и нанести горизонтальную дорожную разметку в зоне расположения стоянки для автомобилей согласно п.5.5.15 и п.5.5.25 ГОСТ, поскольку в настоящее время стоянка обустроена твердым покрытием из асфальтовой крошки, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с п.5.5.15 ГОСТ Р 52766-2007 площадка и съезды к ней должны иметь твердое усовершенствованное покрытие. Кроме этого следует отметить, что СП 37.13330.2012. Свод правил. Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07.91*, на который ссылается ответчик, содержит правила по проектированию объектов промышленного транспорта, и не распространяет свое действие на автомобильные дороги общего пользования.
Между тем требование истца об обязании ответчика заключить с владельцем автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" договор о присоединении объекта дорожного сервиса - Кафе и стоянки для автомобилей к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-7 "Волга", содержащий технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В силу положений частей 6 и 11 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Таким образом, владелец объекта дорожного сервиса, размещенного в пределах придорожной полосы автодороги федерального значения, либо за его пределами, но требующего такого присоединения, обязан заключить с владельцем указанной автодороги договор о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автодороге и получить технические требования и условия, обязательные для исполнения.
Вопрос об обязательности заключения договора о присоединении объекта дорожного сервиса между владельцем объекта дорожного сервис и владельцем автодороги сторонами по делу не оспаривается.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования возникшего между сторонами спора по поводу заключения договора, при этом именно на истца как на уполномоченного государственного органа возложена обязанность по формулированию обязательных условий договора о присоединении объекта дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге общего пользования, а, следовательно, и обязанность соблюсти досудебный порядок урегулирования спора путем направления в адрес ответчика оферты (проекта договора), неисполнение указанной обязанности влечет за собой в силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставление иска без рассмотрения.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимо отменить в части связи с неправильным применением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования об обязании ответчика заключить с владельцем автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" договор о присоединении объекта дорожного сервиса - Кафе и стоянки для автомобилей к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-7 "Волга", содержащий технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, оставить без рассмотрения. В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 101, 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2016 года по делу N А65-4269/2016 изменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" об обязании ответчика заключить с владельцем автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" договор о присоединении объекта дорожного сервиса - Кафе и стоянки для автомобилей к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-7 "Волга", содержащий технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4269/2016
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агенства", г.Казань
Ответчик: ИП Мотигуллин Тальгат Хаматханович, Рыбно-Слободский район, с.Околоток-Янгасала
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Татарстан в лице УГИБДД МВД по РТ, г.Казань, Росреестр по РТ, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федераьной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань