Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А10-1687/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителей Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Доржиевой О.С. (доверенность от 01.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 октября 2016 года по делу N А10-1687/2016 (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242, адрес: 672020, г. Чита, ул. Лазо, 1, далее - заявитель, ПАО "ТГК-14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, место нахождения: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 35, далее - ответчик, служба) о признании незаконным и отмене предписания от 3 марта 2016 года N 029-ПР.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Доржиев Арсалан Евгеньевич.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 октября 2016 года по делу N А10-1687/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, в действующем жилищном законодательстве имеется пробел, выраженный в отсутствии конкретной формулы, согласно которой должно производиться начисление за отопление, что не может являться основанием для освобождения от обязательства оплаты собственниками за общедомовые нужды, если такая обязанность предусмотрена законом (ч.4 ст. 154, ч.1 ст. 158, ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, ст. 210, 249 Гражданского кодекса РФ).
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 10.12.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителя общества, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления от 20 января 2016 года гражданина Доржиева Арсалана Евгеньевича, проживающего по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пионерская д.17, кв. 20, о неправомерном доначислении платы за общедомовые нужды по отоплению, распоряжения руководителя Службы от 26 января 2016 года N 029-р Госстройжилнадзором проведена внеплановая документарная проверка ПАО "ТГК-14" по соблюдению обязательных требований жилищного законодательства, правил предоставления коммунальных услуг гражданам (т.1 л.д.74, 78-79).
Уведомлением от 02 марта 2016 года Общество извещено о необходимости явки 03 марта 2016 года в 16 час. 00 мин. для составления и подписания акта проверки (т.2 л.д.10).
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.03.2016 N 029/16-А, согласно которому при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению ПАО "ТГК-14" нарушены пункты 40, 42, 44, 48 Правил N 354, пункт 16 Правил N 307 (т.1 л.д.12-15).
По факту выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 03.03.2016 N 029-ПР, которым на заявителя возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление по л/с N 352424, исключив плату за отопление на ОДН в сумме 24 902,54 руб. путем сторнирования в срок до 04.04.2016 (т.1 л.д.11).
Заявитель, не согласившись с данным предписанием Госстройжилнадзора, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу частей 1 и 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1, пункта 3 раздела 2 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460, Служба является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В рассматриваемом случае оспариваемое Обществом предписание выдано по результатам внеплановой документарной проверки.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации, в том числе о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для назначения и проведения внеплановой документарной проверки в отношении ПАО "ТГК - 14" явилось заявление от 22 апреля 2016 года гр. Данченко М.М., проживающей по адресу г.Улан-Удэ, улица Столбовая, 50а-130.
Кроме того, в период проведения проверки поступили аналогичные обращения Шомполовой Л.А. от 28 апреля 2016 года, проживающей по адресу г.Улан-Удэ, улица Столбовая, 50а-130, Конюховой С.В. от 05 мая 2016 года, проживающей по адресу г.Улан- Удэ, улица Столбовая, 50а-44.
Таким образом, рассматриваемая проверка проведена Службой при наличии правовых и фактических оснований.
При проведении Службой настоящей проверки в деятельности Общества выявлены нарушения в части начисления платы по услуге отопления собственникам помещений N N 130 и 44 дома N 50а, по улице Столбовая, г.Улан-Удэ.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
Как следует из акта проверки, поставку отопления и горячего водоснабжения, расчет платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме 50а по улице Столбовая г.Улан-Удэ осуществляет ПАО "ТГК-14". В названном доме отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии. Квартиры N N 130 и 44 дома N 50а, по улице Столбовая, г.Улан-Удэ оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Расчет за потребленную коммунальную услугу (отопление) собственниками вышеуказанных жилых помещений осуществлялся согласно показаниям приборов учета. С февраля 2016 года ПАО "ТГК-14" стало производить начисление платы за отопление по нормативу, не принимая к расчету показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Заявитель в обоснование начисления платы за отопление по вышеуказанным жилым помещениям по нормативу без учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии представил в период проверки объяснение, оформленное письмом от 22 мая 2016 года N 1842 (л.д.82-84).
В соответствии с названными пояснениями Общества, исходя из смысла пунктов 40, 42 Правил N 354, в случае, когда в доме отсутствует общедомовой прибор учета, расчет платы по услуге отопления не может рассчитываться только по показаниям индивидуальных приборов учета в жилом помещении, поскольку специфика определения его объемов подразумевает совокупный учет потребления и в жилом помещении и на общедомовые нужды. В законе отсутствует порядок и формула начисления за отопление при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме. С февраля 2016 года начисление в виде платы за отопление потребителю квартиры N 130 производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.09.2012 N 532 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Бурятия", согласно которому предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. В указанных Правилах предусмотрен порядок определения размера платы за отопление в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении по формуле, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
При этом используется 0,0233 Гкал - норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 05.12.2003 N 466-51, а также тарифы, действующие на определенный период времени, утвержденные Республиканской службой по тарифам.
Службой по результатам рассматриваемой проверки сделан вывод, что Обществом в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с февраля 2016 года осуществляется расчет платы за отопление собственникам, проживающим по адресу: г.Улан - Удэ, улица Столбовая, 50а, квартиры N N 130 и 44, по нормативу при наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Таким образом, в силу прямого указания в Правилах N 354 порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предусмотренный пунктом 42 указанных Правил, не распространяется на коммунальную услугу по отоплению.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, в редакции, действовавшей в спорный период, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В силу постановления Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2014 г. N 687 "О нормативах потребления тепловой энергии на отопление в Республике Бурятия на период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года следует применять порядок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Правил N 307 (в редакции, действующей в спорный период) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, заявитель обосновал спорный расчет платы за отопление по вышеуказанным квартирам применением пункта 19 Правил N 307.
Между тем, как прямо следует из содержания пункта 19 указанных Правил в рассматриваемом случае установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления при отсутствии как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета
Судом установлено, что квартиры N N 130 и 44 дома N 50а, по улице Столбовая, г.Улан-Удэ оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что Обществом неправомерно при расчете размера платы за отопление с февраля 2016 года применена формула, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, с применением норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Пунктом 16 Правил N 307 (действующих в рассматриваемый период) установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае размер платы за коммунальные услуги отопления должен определяться исходя из показаний индивидуальных приборов учета, оборудованных в вышеуказанных квартирах.
При таких обстоятельствах ПАО "ТГК-14" в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" неправомерно с февраля 2016 года исчислен расчет платы за отопление собственникам, проживающим по адресу: г.Улан-Удэ, улица Столбовая, 50а, квартиры N N 130 и 44, по нормативу при наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии, введенных в эксплуатацию надлежащим образом, не принимая показания приборов для расчета.
Доводы апелляционной жалобы суд не принимает, поскольку ПАО "ТГК-14", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано было оборудовать многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 октября 2016 года по делу N А10-1687/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1687/2016
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора
Третье лицо: Доржиев А.е.