г. Москва |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А41-57593/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
при участии в заседании:
от ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" Новиковой Ирины Владимировны - Воронова В.И., доверенность от 17.11.2016 г.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Московской области - Мурсалимова Г.Р., доверенность от 12.12.2016 г.;
от конкурсного управляющего Коммерческого банка "ИНТЕРКОММЕРЦ" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Евсеев И.Н., представитель по нотариально удостоверенной доверенности от 06.05.2016 г., зарегистрированной в реестре за N 7-785; Саленко Е.В., представитель по нотариально удостоверенной доверенности от 23.08.2016 г., зарегистрированной в реестре за N 4-3305,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Московской области и ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" Новиковой Ирины Владимировны на решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу NА41-57593/16, принятое судьей Панкратьевой Н.А., по иску конкурсного управляющего Коммерческого банка "ИНТЕРКОММЕРЦ" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Московской области, ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" Новиковой Ирине Владимировне о признании недействительной записи о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Коммерческого банка "ИНТЕРКОММЕРЦ" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Московской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Московской области, к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" (далее - ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС") Новиковой Ирине Владимировне с требованиями, с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 18 августа 2016 года N 4452А о государственной регистрации изменений в связи ликвидацией юридического лица - ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС".
Также заявитель просил признать последующие действия по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2165047174642 - незаконными и обязать Инспекцию ФНС России N 13 по Московской области в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС", как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года исковые требования удовлетворены. Решение от 18 августа 2016 года N 4452А о государственной регистрации изменений в связи ликвидацией юридического лица общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" признано недействительным, последующие действия по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2165047174642 признаны незаконными. Суд обязал МИ ФНС России N 13 по Московской области в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС", как о действующем юридическом лице (т. 1 л.д. 155-156).
Не согласившись с указанным судебным актом, ликвидатор Новикова И.В. и Инспекция ФНС N 13 по МО обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить определение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д. 2-7, 27-28).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ликвидатора Новиковой Н.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель конкурсного управляющего возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
В обоснование своего заявления, конкурсный управляющий ссылался на то, что в соответствии с договором о переводе долга от 27 января 2016 года N 000-15- 000008-111002 ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" принял на себя долг перед заявителем.
13 мая 2016 года письмом N 2-21к/2016 конкурсный управляющий потребовал от ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" досрочного возврата долга и включении сведений о наличии задолженности в промежуточный ликвидационный баланс со ссылкой на пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование направлено по адресу места нахождения юридического лица.
16 июня 2016 года заявитель обратился в арбитражный суд с иском к ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" с требованием о взыскании долга в размере 407 431 693 руб. 99 коп. и обязании включить сведения о нем в промежуточный ликвидационный баланс.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2016 года по делу N А40-139215/16 указанное исковое заявление принято к производству арбитражного суда, информация о принятии иска к производству арбитражного суда была размещена на официальном сайте "Картотека арбитражных дел" 15 июля 2016 года.
18 августа 2016 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации юридического лица на основании решения о государственной регистрации 18 августа 2016 года N 4452А.
Посчитав данное решение о регистрации ликвидации ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" незаконным и нарушающим права заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 198 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не соответствующего требованиям к оформлению представляемых документов и не утвержденного единственным участником общества, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего все необходимые сведения, что в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Несоблюдение порядка ликвидации, установленного статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правовым основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого решения о государственной регистрации, а также на момент внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ спорной записи о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" в связи с ликвидацией, в производстве арбитражного суда находилось дело N А40-139215/16, в рамках которого рассматривались требования заявителя к ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС". На момент принятия обжалуемого судебного акта решение суда по указанному делу не состоялось.
Закон не содержит требования о необходимости непосредственного обращения арбитражного суда в регистрирующий орган с сообщением о наличии такой информации.
Информационный ресурс "Картотека арбитражных дел" является официальным общедоступным ресурсом арбитражного суда, посредством которого арбитражный суд доводит информацию об имеющихся арбитражных спорах до любого заинтересованного лица.
Информация, размещенная на данном ресурсе, является информацией, поступившей из арбитражного суда, что соответствует пункту 5 статьи 20 указанного Федерального закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при ликвидации ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" ликвидатор не принял во внимание, что у него имелись неисполненные обязательства, и, следовательно, ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
Данный подход суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 согласно которой, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что заявитель не уведомлял налоговый орган о наличии задолженности, отклоняется апелляционным судом, поскольку в материалы дела представлено заявление конкурсного управляющего о необходимости проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ при ликвидации юридического лица N 2-25и/2016 т 19 мая 2016 года, направленное в адрес Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (л.д. 11-13).
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на то, что в адрес ликвидатора, в установленный срок (два месяца с момента опубликования сообщения о ликвидации общества) не поступали требования от конкурсного управляющего, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 62 указанного Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Пунктами 1, 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Поскольку материалами дела подтверждено, что на момент составления промежуточного ликвидационного баланса и передачи его в Инспекцию ФНС N 13 по МО для внесения в ЕГРЮЛ регистрационной записи, ликвидатору Новиковой И.В. было достоверно известно об имеющейся задолженности перед заявителем, судом первой инстанции правомерно удовлетворено исковое заявление конкурсного управляющего.
Ликвидационная комиссия и ликвидатор прежде всего должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.
Недопустимо внесение в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-57593/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.П. Мизяк |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57593/2016
Истец: Новикова Ирина Владимировна, ООО Коммерческий банк "ИНТЕРКОММЕРЦ"
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС"
Третье лицо: ГК "Агентство по страхованию вкладов", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС"