г. Киров |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А31-3655/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая группа "УралСиб"
по иску открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ОГРН 1024400518053; ИНН 4401002482)
к акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" (ОГРН 1027739022376; ИНН 7703032986)
о взыскании 87 715 рублей 42 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - истец, Общество, страхователь) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" (далее - ответчик, Компания, заявитель, страховщик) о взыскании 87 715 рублей 42 копеек излишне уплаченной страховой премии.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 13.04.2016 исковое заявление Общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 30.05.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.08.2016 исковые требования Общества удовлетворены.
Компания, не согласившись с принятым решением, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 02.08.2016 и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение суда является незаконным и необоснованным на основании того, что при вынесении решения суд не применил нормы части 8 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". В соответствии с пунктом 10 Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1484 (далее - Правила N 1484) количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 3, 4, 7 и 9 указанных Правил подлежит уточнению в период действия договора обязательного страхования с учетом фактического количества перевезенных пассажиров, определенного в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования. По мнению Общества, суд не учел то обстоятельство, что истец не обратился к ответчику в течение действия договора страхования с требованием об изменении условий договора в части снижения размера страховой премии.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что в соответствии с действующим законодательством, регулирующим возврат излишне уплаченной страховой премии, истечение срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не является основанием для отказа от возврата части страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска в период действия договора страхования.
24.11.2016 от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела Правил обязательного страхования (стандартными) гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденных приказом закрытого акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" от 27.12.2012 N 200.
С учетом того, что Правила страхования имеют существенное значение для правильного и всестороннего разрешения настоящего спора по договору страхования, заключенному на основании данных Правил, вынесения законного и обоснованного судебного акта, суд приобщил данный документ к материалам дела.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 26.12.2016 и на 24.01.2017.
23.01.2017 распоряжением председателя Второго арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Бармина Д.Ю. на судью Поляшову Т.М., в связи с чем судебное разбирательство в процессе рассмотрения дела осуществлялось с самого начала.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (страхователь) и Компанией (страховщик) заключен договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 24.03.2014 N NKSX21464635917000 (далее - договор страхования) (л.д. 97-99), по условиям которого страховщик обязался за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) осуществить страховую выплату потерпевшему (выгодоприобретателю) в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (пункт 1.1 договора).
Срок действия договора страхования установлен пунктом 4.2 договора - с 01.04.2014 по 31.03.2015.
В соответствии с пунктом 5.2 договора страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по настоящему договору, определяется как произведение количества перевезенных пассажиров по соответствующему виду транспорта, которое определяется на основании указанных в заявлении на обязательное страхование (и приложениях к нему) сведений по видам транспорта в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров; страховой суммы на одного пассажира, определенной в разделе 3 настоящего договора по соответствующему виду транспорта, и соответствующего страхового тарифа, определенного в пункте 5.1 договора по виду транспорта.
Согласно пункту 5.3 договора страхования общий размер страховой премии по договору определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок, составляет 370 418 рублей 33 копейки и уплачивается в рассрочку двумя платежами в следующем порядке:
первый взнос 185 209 рублей 16 копеек подлежит уплате до 01.04.2014;
второй взнос 185 209 рублей 17 копеек подлежит уплате до 31.07.2014 (пункт 5.4 договора страхования).
На момент заключения договора страхования расчет количества перевезенных пассажиров производился в соответствии с Правилами N 1484, данное количество составило 2 560 800 человек, о чем указано в заявлении страхователя от 18.03.2014 с указанием вида перевозок - автобусные регулярные перевозки в городском сообщении (л.д. 100-103).
Фактическое количество перевезенных пассажиров на автобусах, осуществляющих регулярные перевозки на маршрутах общего пользования за 2014 год составило 1 954 400 человек, что подтверждается формами статистического наблюдения N 65-автотранс за 2014 год (т. 1 л.д. 107-108).
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
В связи с уменьшением фактического количества перевезенных пассажиров истец направил ответчику 01.03.2016 письмо от 29.02.2016 N 19 (л.д. 112) с просьбой произвести возврат страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска по договору страхования и вернуть Обществу страховую премию в сумме 87 715 рублей 42 копейки.
Письмом от 21.03.2016, полученным ответчиком 21.03.2016 (л.д. 104) Общество направило Компании соглашение об изменении договора страхования (л.д.104).
Ответчик письмом (л.д. 105-106) ответил истцу, что возврат части страховой премии по данному договору страхования невозможен, поскольку перерасчет страховой премии при уточнении количества пассажиров производится путем заключения дополнительного соглашения текущей датой в период действия договора.
Отказ ответчика от возврата страховой премии в размере, рассчитанном истцом, в добровольном порядке послужил основанием для обращения в Арбитражный суд Костромской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по возврату страховой премии основано на договоре страхования.
Согласно пункту 1 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать, в том числе, риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком (пункт 1 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 935 настоящего Кодекса, законом или в установленном им порядке (пункт 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ) страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.
Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ).
Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида транспорта (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1484 утверждены Правила определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Согласно пункту 4 Правил N 1484 при перевозках, осуществляемых перевозчиками, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность ежемесячно или ежеквартально представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта (за исключением перевозчиков, не представлявших указанные статистические данные о перевозках), в заявлении перевозчика указывается количество перевезенных пассажиров, отраженное в формах федерального статистического наблюдения по видам транспорта, за 12 месяцев, в случае если перевозчик представляет статистические данные ежемесячно, или 4 квартала, в случае если перевозчик представляет статистические данные ежеквартально, которые предшествуют соответственно месяцу или кварталу, в котором заключается договор обязательного страхования.
Количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 2, 4, 7 и 9 Правил N 1484, подлежит уточнению в период действия договора обязательного страхования с учетом фактического количества перевезенных пассажиров, определенного в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования (пункт 10 Правил).
В соответствии с частью 9 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ страховщик вправе требовать доплаты страхователем страховой премии соразмерно увеличению страхового риска, а страхователь - возврата страховщиком части страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска. Указанное правомочие осуществляется соответствующей стороной путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии. Заключение этого соглашения для стороны, которой оно направлено, является обязательным и осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре (пункт 2 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В договоре страхования указано, что он заключен в соответствии с Правилами обязательного страхования (стандартными) гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 27.12.2012 N 200 (далее - Правила страхования).
Согласно положениям пункта 24 Правил страхования перерасчет страховой премии производится на дату фактического изменения обстоятельств, существенно влияющих на оценку страхового риска, пропорционально неистекшему сроку действия договора обязательного страхования.
Пунктом 28 Правил страхования предусмотрено, что доплата страховой премии или возврат части страховой премии в связи с изменением договора обязательного страхования, в том числе связанным с изменением степени страхового риска, производятся в сроки, указанные в соглашении об изменении договора обязательного страхования, но не позднее 30 календарных дней с момента его заключения.
С учетом изложенного перерасчет страховой премии исходя из фактического количества перевезенных пассажиров за весь период действия договора страхования, произведенный истцом и положенный судом в основу принятого судебного акта, противоречит пункту 24 Правил страхования, закрепляющему обязанность страховщика производить перерасчет страховой премии только на будущий период - пропорционально не истекшему сроку действия договора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что размер страховой премии, подлежащей возврату, должен исчисляться с применением размера страховой премии, рассчитанной с учетом данных о количестве перевезенных пассажиров на дату 31.12.2014, пропорционально не истекшему сроку договора:
Расчет страховой премии к возврату в связи с изменением данных о количестве пассажиров (1 954 400) на 31.12.2014, произведенный в соответствии с пунктом 5.2 договора страхования:
|
Причинение вреда жизни |
Причинение вреда здоровью |
Причинение вреда имуществу |
Страховой тариф |
0,000 000 787 6 % |
0, 000 006 1271 % |
0, 000 026 776 3 % |
Страховая сумма на одного пассажира, рублей |
2 025 000 |
2 000 000 |
23 000 |
Страховая премия, рублей |
31 170,56 |
239 496,33 |
12 036,28 |
Общий размер годовой страховой премии, рассчитанный исходя из количества пассажиров, равного 1 954 400 = 31 170,56 + 239 496,33 + 12 036,28 = 282 703 рубля 17 копеек.
370 418 рублей 33 копейки/365*275 = 279 082 рубля 30 копеек
282 703 рубля 17 копеек/365*90 = 69 707 рублей 63 копейки
Общий размер страховой премии, подлежащей уплате истцом:
279 082 рубля 30 копеек + 69 707 рублей 63 копейки = 348 789 рублей 63 копейки.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 21 628 рублей 40 копеек (370 418 рублей 33 копейки -348 789 рублей 63 копейки) излишне уплаченной страховой премии, в остальной части оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, ввиду чего решение суда подлежит изменению.
Довод заявителя жалобы о том, что договор страхования в части изменения размера страховой премии может быть изменен только в период действия договора страхования, отклоняется апелляционным судом, как основанный на неверном толковании норм права.
Обязанность страховщика возвратить часть страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска предусмотрена частью 9 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ, которая не предусматривает прекращение данной обязанности в связи с истечением срока договора страхования.
Указание в данной норме на порядок возврата страховой премии - путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии - является регламентацией процедуры возврата страховой премии, которая истцом была соблюдена (л.д. 104).
Ссылка заявителя на пункт 10 Правил N 1484 (далее - Правила N 1484), согласно которому количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 3, 4, 7 и 9 указанных Правил подлежит уточнению в период действия договора обязательного страхования с учетом фактического количества перевезенных пассажиров, определенного в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования, также отклоняется судом. Вопреки мнению заявителя, указанный пункт определяет не время проведения перерасчета, а период, в котором учитывается количество фактически перевезенных пассажиров, при этом, как указывалось выше, с учетом Правил страхования, перерасчет производится на дату фактического изменения обстоятельств пропорционально неистекшему сроку действия договора обязательного страхования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 02.08.2016 по делу N А31-3655/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Исковые требования открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" (ОГРН 1027739022376; ИНН 7703032986) в пользу открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ОГРН 1024400518053; ИНН 4401002482) 21 628 рублей 40 копеек излишне уплаченной страховой премии.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" в пользу акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" 1395 рублей 14 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3655/2016
Истец: ОАО "ПАТП-2"
Ответчик: АО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Костромского филиала