г. Самара |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А65-23284/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.02.2017 в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Рента" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2016 по делу N А65-23284/2016 (судья Хасанов А.Р.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению закрытого акционерного общества "Рента" (ИНН 1659039876, ОГРН 1021603475211), г.Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании представления и постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Рента" (далее - ООО "Рента", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) от 30.09.2016 N 50-2016-1137 о назначении административного наказания, представления Управления Росреестра по Республике Татарстан от 30.09.2016 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенного в рамках административного производства по делу N 50-2016-1268/1137 в отношении общества, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 50-2016-1268/1137 в отношении общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2016 по делу N А65-23284/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Рента" просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам на основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции установил, что обжалуемое судебное решение подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, постановлением от 30.09.2016 N 50-2016-1137 Управление Росреестра по Республике Татарстан назначило ЗАО "Рента" административное наказание, предусмотренное статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения (с учетом положений статьи 3.4 КоАП РФ), посчитав, что обществом нарушены пункт 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на день вынесения оспариваемых постановления и представления), согласно которому права на земельные участки, предусмотренные главами III ("Собственность на землю") и IV ЗК РФ ("Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками"), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и пункт 1 статьи 26 ЗК РФ, согласно которому права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
По мнению Управления Росреестра по Республике Татарстан, нарушение указанных правовых норм выразилось в том, что ЗАО "Рента", являясь собственником помещения в здании торгового центра "Идель" по адресу: г. Казань, ул. Фрунзе, д. 5, использует долю соответствующего земельного участка, пропорциональную площади принадлежащего ему помещения, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на этот земельный участок.
По тем же основаниям, сославшись на статью 29.13 КоАП РФ, Управление Росреестра по Республике Татарстан в рамках административного производства по делу N 50-2016-1268/1137 выдало ЗАО "Рента" представление от 30.09.2016 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления об оспаривании указанных постановления и представления, суд первой инстанции не учел следующее.
ЗАО "Рента" на основании договора купли-продажи от 29.01.2013 является собственником помещения площадью 67,8 кв.м с кадастровым номером 16:50:090420:397 в здании торгового центра "Идель" по адресу: г. Казань, ул. Фрунзе, д. 5, что подтверждается записью от 07.02.2013 N 16-16-01/057/2013 о государственной регистрации права и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.02.2013 серии 16-АМ N 260765. Указанный торговый центр находится на земельном участке площадью 2206,26 кв.м с кадастровым номером 16:50:090420:21 (категория земель - земли населенных пунктов), предоставленном Администрации Кировского района г.Казани в аренду сроком на 20 лет постановлением Главы администрации г.Казани от 20.02.1998 N 326.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ (в действующей с 20.03.2015 редакции) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей (в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка), и в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка).
Статья 7.1 включена в главу 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности" и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В соответствии с положениями статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно положениям пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Исходя из изложенного, право пользования земельным участком, на котором расположен объект недвижимости и необходимым для его эксплуатации, возникает у нового собственника этой недвижимости в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности нового собственника на приобретенный им объект недвижимости.
Таким образом, ЗАО "Рента" с 07.02.2013 в силу закона имеет право пользования долей вышеуказанного земельного участка пропорционально площади нежилых помещений, собственником которых оно является. Самовольного занятия спорного земельного участка общество не осуществляло.
То обстоятельство, что на момент проведения проверки общество не зарегистрировало в установленном порядке право на использование части указанного земельного участка и, соответственно, не имеет документов, подтверждающих право пользования частью земельного участка, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
С 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В связи с этим вменяемое обществу деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
В части 2 статьи 211 АПК РФ указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку в действиях ЗАО "Рента" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, оспариваемое постановление Управления Росреестра по Республике Татарстан о назначении административного наказания и обжалуемое судебное решение подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции полностью согласуются с выводами, содержащимися в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2016 N 308-АД15-19368 по делу N А53-18779/2015.
Кроме того, 14.04.2015 ЗАО "Рента" представило в Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г. Казани заявление о предоставлении земельного участка под указанным торговым центром в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани принял постановление от 14.09.2015 N 3453 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Фрунзе".
В целях проведения кадастрового учета и получения кадастрового паспорта на указанный земельный участок ЗАО "Рента" заключило с ЗАО "Кадастр Недвижимости" договор подряда от 26.04.2016 N 47 на выполнение кадастровых работ.
Постановлением Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани от 24.06.2016 N 2586 признано утратившим силу постановление Главы администрации г.Казани от 20.02.1998 N326 об отводе Администрации Кировского района г.Казани земельного участка по ул. Фрунзе, 5; постановлением Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани от 29.07.2016 N3001 были внесены изменения в постановление от 14.09.2015 N3453 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Фрунзе".
После проведения кадастрового учета ЗАО "Рента" 24.08.2016 обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с площадью занимаемого помещения; к заявлению был приложен кадастровый паспорт.
Письмом от 21.09.2016 N 14199/КЗИО Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г. Казани сообщил обществу, что дальнейшее рассмотрение вопроса о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:090420:452 по ул. Фрунзе, 5Б возможно после представления соглашения о порядке пользования земельным участком всеми собственниками помещений в здании, расположенном на данном земельном участке.
28.09.2016 ЗАО "Рента" обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г. Казани с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора с условием о возможности последующего включения иных собственников нежилых помещений со стороны арендатора.
Изложенное позволяет сделать вывод, что ЗАО "Рента" приняло необходимые меры для оформления имеющихся у него прав на земельный участок, а это обстоятельство, в силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, во всяком случае исключает его вину в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт, которым признает незаконными и отменяет постановление Управления Росреестра по Республике Татарстан от 30.09.2016 N 50-2016-1137 о назначении ЗАО "Рента" административного наказания, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, в виде предупреждения, и представление Управления Росреестра по Республике Татарстан от 30.09.2016 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении общества в рамках административного производства по делу N 50-2016-1268/1137, а также прекращает производство по указанному делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 декабря 2016 года по делу N А65-23284/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 30 сентября 2016 года N 50-2016-1137 о назначении закрытому акционерному обществу "Рента" административного наказания, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Признать незаконным и отменить представление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 30 сентября 2016 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества "Рента" в рамках административного производства по делу N 50-2016-1268/1137.
Производство по указанному делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества "Рента" прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23284/2016
Истец: ЗАО "РЕНТА", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, (Управление росреестра по Республике Татарстан), г.Казань