Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 1
Рекомендации
о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия
Общие положения
СРП-2007.1
Введение
С целью приведения технического нормирования в области сохранения объектов культурного наследия в соответствие с требованиями новых законодательных актов в составе Свода правил "Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" подготовлены "Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия. Общие положения" взамен "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры" (РНиП 1.02.01-94), утвержденной приказом Минкультуры России от 25.03.94 N 219, и утратившей силу на основании приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.11.2004 N 98 как документ, вошедший в противоречие с нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1. Область применения
1.1. Настоящие "Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на проведение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Рекомендации) содержат общие положения о составе и содержании, а также о порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия* независимо от их принадлежности и форм собственности. Рекомендации могут использоваться при осуществлении ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
1.2. Положения настоящих Рекомендаций основаны на нормах, регулирующих разработку научно-проектной документации и введение специальных реставрационных работ в области сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не урегулированных законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 [3]).
1.3. Настоящие Рекомендации предназначены для применения специалистами структурных подразделений федерального органа государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальных органов, федерального органа, осуществляющего использование объектов культурного наследия, учреждений и организаций, подведомственных указанным органам и выполняющих функции заказчиков (застройщиков) объектов культурного наследия, иными заказчиками, органами исполнительной власти и государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации или действующих на основании регламентов в данной области, аккредитованными организациями на проведение негосударственной экспертизы проектной документации, органами государственного строительного надзора, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия.
1.4. Настоящие Рекомендации можно использовать при проведении работ по консервации объекта культурного наследия, ремонте памятника, реставрации памятника или ансамбля, при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования, при проведении спасательных полевых археологических работ, а также для разработки градостроительной и другой документации.
2. Нормативные ссылки
Согласно статье 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ с 1 июля 2003 г., впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
3. Термины и определения
В настоящих Рекомендациях применяются термины в соответствии с Федеральным законом об объектах культурного наследия от 25.06.2002 N 73-ФЗ и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с соответствующими определениями, а также с учетом действующих стандартов предприятий ГУП ЦНРПМ, ФГУП институт "Спецпроектреставрация" (г. Москва), ФГУП НИИ "Спецпроектреставрация" (Санкт-Петербург), ГУП "МНРХУ", ФГУК ВХМРЦ им. академика И.Э. Грабаря, ФГНИУ "ГосНИИР", ФГУП "Центрреставрация".
3.1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры): объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникающие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 [1.5]).
3.2. Памятники: отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая, военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия) (статья 3 [1.5]).
3.3. Ансамбли: четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи (статья 3 [1.5]).
3.4. Достопримечательные места: творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов (статья 3 [1.5]).
3.5. Подлинность: определяющий фактор ценности объекта культурного наследия. Понимание значения подлинности играет фундаментальную роль во всех научных исследованиях по проблемам культурного наследия и определяется четырьмя основными параметрами: подлинность "материала" ("субстанции"), подлинность "мастерства" исполнения, подлинность первоначального "замысла" (то есть подлинность "формы") и подлинность "окружения".
3.6. Предмет охраны: особенности подлинного облика объекта культурного наследия, послужившие основанием для включения его в реестр и подлежащие обязательному сохранению.
3.7. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия: согласовывается органами государственной охраны объектов культурного наследия на научно-исследовательские (археологические), противоаварийные, ремонтно-реставрационные и другие работы по сохранению объектов культурного наследия. Может подразделяться на следующие виды:
3.7.1. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия: Плановое (реставрационное) задание. Форма 1.
Задание, определяющее проектные и ремонтно-реставрационные работы, приспособление, воссоздание памятника, разрабатывается на основании материалов учетных или иных документов и содержит данные о необходимости очередности выполнения научно-проектных работ, разработки нескольких вариантов проекта, а также предложения по очередности проведения реставрационных работ по годам. Реставрационное задание согласовывается государственными органами государственной охраны объектов культурного наследия на основании заявления заказчика при участии проектной организации, которой поручается ведение научно-проектных работ, и выдается заказчику или пользователю памятника.
3.7.2. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия: Задание на разработку научно-проектной документации для производства работ на объектах культурного наследия. Форма 2.
Задание, определяющее состав и содержание научно-проектной документации, порядок и условия согласования научно-проектной документации с указанием инстанций и организаций, разрабатывается в разделе "Предварительные работы" на основании письма заказчика.
3.8. Разрешение на работы по сохранению объекта культурного наследия: выдаются органами государственной охраны объектов культурного наследия на научно-исследовательские (археологические), противоаварийные, ремонтно-реставрационные и другие работы по сохранению объектов культурного наследия.
3.9. Ремонтно-реставрационные работы: работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (статья 40 [1.5]).
3.10. Консервация объекта культурного наследия: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы (статья 41 [1.5]).
3.11. Реставрация памятника или ансамбля: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия (статья 43 [1.5]).
3.12. Ремонт памятника: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (статья 42 [1.5]).
3.13. Приспособление объекта культурного наследия, для современного использования: научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44 [1.5]).
3.14. Научно-проектная документация: единый комплекс научно-исследовательской, изыскательской, проектно-сметной и фиксационной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (консервации, ремонта, реставрации, приспособления объекта для современного использования).
3.15. Исполнительная документация: комплект рабочих чертежей на выполнение производственных работ по сохранению предъявляемого к приемке объекта культурного наследия, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенными в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за выполнение работ (модифицированный пункт 3.5 [3.5]; ГОСТ Р 51872).
3.16. Научно-методическое руководство разработкой научно-проектной документации: научно-методическая организация и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно-проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского коллектива.
3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия: контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинности объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований.
3.18. Авторский надзор: один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за производством работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте (модифицированный пункт 3.1 [3.6]).
3.19. Технический надзор: контроль, осуществляемый в определенном действующим законодательством порядке, за соблюдением сроков и качества производства работ на объекте культурного наследия и соответствия их требованиям технических регламентов, проектным решениям и сметам.
3.20. Культурный слой: исторически сложившиеся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека.
3.21. Спасательные полевые археологические работы: исследования культурного слоя, направленные на сохранение объекта археологического наследия, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.
3.22. Техническое регулирование: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
3.23. Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
3.24. Свод правил: документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе (Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ).
3.25. Сертификация: форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ).
3.26. Сертификат соответствия: документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ). Эти вопросы в настоящем Своде правил не рассматриваются.
4. Общие положения
4.1. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании принятых в установленном порядке следующих документов:
- указа Президента Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа исполнительной власти, осуществляющего охрану объекта культурного наследия;
- федеральных или региональных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (в том числе объектов археологического наследия);
- генерального плана или схемы формирования и развития достопримечательных мест, историко-культурных музеев-заповедников, особо охраняемых природных территорий;
- предписания соответствующего органа государственной охраны объектов культурного наследия;
- на основании охранного обязательства и акта технического состояния, являющегося приложением к охранному обязательству, включающего план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территорий;
- научно-реставрационного (технико-экономического) обоснования реставрации архитектурного ансамбля и комплекса;
- данных мониторинга состояния и использования памятника истории и культуры.
4.2. При разработке научно-проектной документации для сохранения объектов культурного наследия необходимо руководствоваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принятыми в установленном порядке техническими регламентами, национальными и иными стандартами, а также настоящими Рекомендациями.
При этом работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом государственной охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия (пункт 4 статьи 45 Федерального закона об объектах культурного наследия от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Данные ограничения регулируются техническими регламентами, специальными регламентами, стандартами и иными нормативными актами, утвержденными в установленном законодательством порядке.
4.3. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе работ по сохранению объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 13 [1.5]) являются:
- федеральный бюджет;
- бюджет субъектов Российской Федерации;
- внебюджетные поступления;
- местные бюджеты.
4.4. Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, является для государственных заказчиков основанием для организации и проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации конкурсов на выполнение работ и оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия (далее - конкурсы) (пункт 23 [2.1]).
4.5. Размещение заказов на проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ по сохранению объекта культурного наследия, в случае если эти работы осуществляются за счет бюджетных средств, производится в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1.6].
4.6. В случае если разработка научно-проектной документации осуществляется за счет средств внебюджетных поступлений, то выполнение проектных и изыскательских работ осуществляется на основании договора подряда (Глава 37 [1.1]), а выполнение научно-исследовательских работ - на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ (Глава 38 [1.1]).
4.7. Неотъемлемой частью договора подряда или государственного контракта является задание (плановое (реставрационное)) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, программа исследований (пункт 2 статьи 774 [1.1]) и разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия, выданное органами государственной охраны объектов культурного наследия.
Задание (плановое (реставрационное)) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия (пункт 2 статьи 45 [1.5]).
Форма задания (планового (реставрационного)) и разрешения определяется регламентом или иным правовым документом по сохранению объектов культурного наследия.
4.8. Выдача планового (реставрационного) задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции "Выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации"; в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом (пункт 2 статьи 45 [1.5]).
4.9. Задание на разработку научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (далее - Задание) предоставляется заказчиком или разрабатывается в составе предварительных работ. При составлении задания рекомендуется руководствоваться положениями пункта 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации:
"По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае Задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком". Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в обязательном порядке согласовывается с органами государственной охраны объектов культурного наследия.
Примерная форма задания на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия приведена в приложении 1.
4.10. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению научно-исследовательских и проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению спасательных археологических работ (пункт 3 статьи 45 [1.5]).
4.11. На научно-проектную документацию для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия распространяется действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (статьи 6, 7, 16 [1.7]).
4.12. Соответствие разработанной научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям законодательства, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законодательным и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, градостроительному плану земельного участка, техническим регламентам, техническим условиям, стандартам должно быть удостоверено соответствующей записью лица, ответственного за подготовку научной и проектной документации (научного руководителя).
В рабочей документации запись о том, что рабочие чертежи разработаны в соответствии с утвержденной проектной документацией, техническими регламентами, стандартами, действующими нормами и правилами приводится на первых листах каждого основного комплекта рабочих чертежей в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 4.2.9 ГОСТ 21.101.
4.13. Научно-проектная документация передается подрядчиком заказчику в сроки, установленные договором по акту сдачи-приемки готовой продукции на бумажном носителе в четырех экземплярах - для всех разделов, кроме раздела "Комплексные научные исследования", документация которого передается в трех экземплярах. Передаваемая подрядчиком сверх установленного количества экземпляров научно-проектная документация оплачивается заказчиком дополнительно.
Документация может передаваться в соответствии с условиями договора на электронном носителе с соответствующим оформлением подписей согласно законодательству Российской Федерации.
Подписи на графических и текстовых материалах научно-проектной документации рекомендуется выполнять в порядке, установленном ГОСТ 21.101 или в соответствии со стандартами организаций.
4.14. Подрядчики, ведущие разработку научно-проектной документации, осуществляют в установленном порядке научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ (пункт 5 статьи 45 [1.5]).
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, подрядчики, ведущие разработку научно-проектной документации, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах (пункт 6 статьи 45 [1.5]).
4.15. В процессе выполнения производственных работ на объекте культурного наследия подрядчик на основе рабочей документации составляет исполнительную документацию в соответствии с ГОСТ Р 51872 с учетом не предусмотренных рабочими чертежами и сметами работ, выявленных в процессе проведения ремонтных и реставрационных работ. Исполнительная документация является составной частью отчетной документации.
4.16. Подлинники научно-проектной документации, включая рабочие расчеты, выписки из архивных и библиографических источников, материалы полевых работ, кроки обмерных чертежей, зарисовки, негативы фотодокументов, журнал лабораторных исследований заказчику не передаются и хранятся у подрядчика, если их передача заказчику не оговорена в договоре.
5. Порядок разработки научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия
5.1. Разработка научно-проектной документации осуществляется в соответствии с Заданием при наличии разрешения на проведение указанных в нем работ.
5.2. Научно-проектная документация разрабатывается, как правило, в течение всего периода выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия. Проведение научно-исследовательских работ и принятие на их основе проектных решений осуществляется как до выполнения ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия, так и в процессе их производства.
5.3. В зависимости от технического состояния объекта при осуществлении ремонтно-реставрационных работ научно-проектная документация может разрабатываться:
- в целом на весь комплекс работ по сохранению объектов культурного наследия;
- на отдельные этапы работ (часть 12.1 статьи 48 [1.2]).
Объем разрабатываемой документации должен обеспечить необходимый уровень исследований и проектных решений, гарантирующих сохранность объекта культурного наследия и отвечать требованиям органов государственной охраны памятников истории и культуры, а также государственной экспертизы проектной документации в части конструктивной и технологической устойчивости и безопасности здания.
5.4. Заказчик вместе с заданием (плановым (реставрационным)) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия передает подрядчику необходимые, исходя из поставленных задач, данные по следующему примерному перечню:
- правоустанавливающие документы, удостоверяющие право заказчика на объект культурного наследия и земельный участок в границах территории объекта;
- паспорт объекта культурного наследия или его учетную карточку;
- охранные документы с необходимыми приложениями (статья 66 [1.5]; пункты 59, 60, 61, 62 [2.8]; [2.6]; пункты 72, 73, 74, 75, 76, 78, 79, 80, 81 [3.2]);
- материалы или сведения о ранее выполненной научно-проектной документации с указанием возможности (полностью, частично) ее использования;
- письменное разрешение на изучение объекта, культурного наследия (памятника истории и культуры) (пункт 48 [2.8], пункты 59 и 60 [3.2]);
- имеющиеся в наличии графические и иные материалы, том числе поэтажные планы зданий и сооружений; ситуационный план с указанием местоположения объекта, охранной зоны объекта культурного наследия и зоны регулирования застройки; обмерные чертежи, графические зарисовки, акварели; фотодокументацию;
а также:
- градостроительный план земельного участка (часть 6 статьи 48 [1.2]) по установленной форме [2.5];
- результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий) (часть 6 статьи 48 [1.2]; [2.2]);
- технические условия (в случае, если функционирование объекта культурного наследия невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (часть 6 статьи 48 [1.2]; [2.4]);
- иные данные, материалы и документы (в том числе, при необходимости, историко-культурный опорный план (статьи 59 и 60 [1.5]); проект зоны охраны (статья 34 [1.5]) и др.);
- для проведения работ по сохранению объекта археологического наследия - спасательных археологических работ заказчик передает ситуационный план, геоподоснову с посадкой объекта и геологическими разрезами, историко-культурный опорный план, исходно-разрешительную документацию;
- ведение спасательных полевых археологических работ допускается только при наличии оформленных в установленном порядке разрешений (открытых листов), выданных органами государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 8 статьи 45 [1.5], пункт 49 [2.8], пункт 61 [3.2]).
Отсутствие вышеперечисленных документов может являться поводом для включения работ по их подготовке в Задание на разработку научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия.
5.5. При разработке научно-проектной документации подрядчик должен обеспечить:
- неукоснительное сохранение содержащейся в материальной структуре и художественном образе объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) технологической и культурно-исторической информации, определяющей его подлинность, независимо от современных эстетических оценок. Технические средства и материалы реставрации не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям;
- координацию работ всех участников ремонтно-реставрационных работ, увязку всех частей научно-проектной документации и принципиальных научно-проектных решений;
- научную обоснованность, достоверность и полноту результатов исследований объекта культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерных и технологических решений (статья 29 [1.5]);
- соответствие принятых для реализации технологических приемов и методов производства работ требованиям сохранения подлинности, раскрытия и восстановления исторической, научной, художественной или иной историко-культурной ценности объекта культурного наследия, обеспечения условий для его современного использования и физической сохранности;
- соответствие установленных в проектных решениях показателей качества конструкций, изделий, деталей и материалов нормативным значениям технической и технологической устойчивости зданий и сооружений;
- соблюдение при проведении исследований объекта культурного наследия и при разработке проектных решений, а также при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия правил техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.
6. Состав научно-проектной документации
6.1. Научно-проектная документация для проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия в целом или на отдельные этапы работ состоит из следующих разделов:
- Предварительные работы с разделом исходно-разрешительной документации;
- Комплексные научные исследования;
- Инженерные изыскания;
- Проект реставрации;
- Рабочая проектно-сметная документация;
- Научно-реставрационный отчет.
Разделы научно-проектной документации определяются стадийностью ее выполнения.
Состав и содержание разделов научно-проектной документации, а также стадийность ее выполнения устанавливается заданием и определяется договором подряда.
Проект приспособления объекта культурного наследия может являться как частью проекта реставрации, так и самостоятельным разделом, что определяется заданием.
В процессе реализации положений проекта реставрации, при разработке архитектурно-строительной части, согласовываются положения проекта приспособления. Это необходимо для предотвращения пересмотра полученных результатов реставрации и, как следствие, дополнительных утрат подлинных элементов.
В проекте воссоздания утраченного объекта культурного наследия предметом согласования является архитектурно-строительная часть.
При незначительном объеме рабочей документации и при условии разработки проекта реставрации и рабочей документации одним исполнителем возможно объединение двух стадий (разделов) - проект реставрации и рабочая документация - в одну стадию, объединив аналогичные разделы научно-проектной документации.
6.2. Рекомендуемая структура разделов научно-проектной документации и их содержание приведены в Приложении 2. Указанная структура и содержание научно-проектной документации могут быть уточнены в процессе подготовки задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в зависимости от состояния объекта культурного наследия, наличия и степени проработанности ранее подготовленной научно-проектной документации, вида и состава ремонтно-реставрационных работ, осуществляемых на объекте и т.д.
6.3. Раздел "Предварительные работы" содержит исходно-разрешительные материалы, переданные Заказчиком в соответствии с п. 5.4, и результаты предварительного исследования памятника при ознакомлении с памятником и имеющимися о нем материалами: программу научно-исследовательских работ и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предложения о стоимости разработки научно-проектной документации для заключения договора подряда на ее выполнение, план мероприятий, обеспечивающих проведение комплексных научных исследований объекта культурного наследия, и, при необходимости, рабочую документацию, включая объектную и локальные сметы, на выполнение временной консервации, противоаварийных и других первоочередных работ. В составе предварительных работ в обязательном порядке проводится фотофиксация объекта культурного наследия до начала работ с приложением протокола.
В состав предварительных работ включается укрупненный сметный расчет для предварительного обоснования инвестиций. Предварительные работы могут выполняться на основании отдельного договора и в дальнейшем могут быть включены в сводный сметный расчет на ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия.
6.4. Раздел "Комплексные научные исследования" разрабатывается на основании научно-исследовательской программы, составленной в процессе предварительных работ и включает в себя: результаты историко-архивных и библиографических исследований, результаты натурного изучения объекта культурного наследия, в том числе по архитектурно-археологическим, инженерно-техническим, инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим исследованиям, по технологии создания объекта культурного наследия и по технологии строительных и отделочных материалов, результаты спасательных полевых археологических работ.
При устройстве на объекте культурного наследия зондажей, шурфов, осуществлении раскопок и других натурных исследований, необходимых для подготовки проекта реставрации и производства работ, выполняется соответствующая документация на каждое отдельное исследование (например, акты на проведение исследований в натуре, специальные журналы по установленной форме, фотографии, фиксирующие конкретные элементы памятника, обнаруженные раскрытием, и т.д.).
Результаты проделанной работы сдаются в форме отчета о научно-исследовательской работе, выполненного в порядке, установленном ГОСТ 15.101-98, и в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 или по иной другой форме, установленной действующими стандартами.
Отчеты являются основным обобщающим материалом для обоснования проектных решений.
6.5. Инженерные изыскания выполняются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 47 [1.2]) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для сохранения объектов культурного наследия [2.2].
6.5.1. Инженерные изыскания осуществляются с учетом требований технических регламентов, а также с учетом материалов и данных инженерных изысканий, которые хранятся в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 4, 5 и 7 статьи 56 [1.2]; [2.9]).
До вступления в силу в установленном порядке нормативных документов при выполнении инженерных изысканий должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, нормативных технических документов федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил) в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации (пункт 2 [2.2]) и Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).
6.5.2. Материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах).
Состав текстовой и графической частей указанной документации для объектов культурного наследия, а также приложений к ней устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 2 [2.2]) по согласованию с Федеральной службой по соблюдению законодательства в сфере связи, массовых коммуникаций и охраны культурного наследия.
Примечание. До установления Министерством регионального развития Российской Федерации состава текстовой и графической частей отчетной документации, а также требований к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий (пункт 4 [2.2]) последние следует осуществлять в соответствии с действующими нормативно-техническими документами [3.4].
6.6. При проведении научно-исследовательских и изыскательских работ определяются цель и метод выбора номенклатуры показателей, перечень показателей качества, их количественные и качественные характеристики, методы оценки на основании действующих стандартов.
Базовыми определениями при определении целей и методов выбора номенклатуры показателей, перечней показателей качества, их количественных и качественных характеристик, методов оценки является подлинность и физическое сохранение объектов культурного наследия.
Выбранные в процессе комплексных научных исследований и инженерных изысканий показатели принимаются за основу при расчете усиления (восстановления) конструкций, основания, инженерных систем, оборудования и определении других архитектурных, технических и инженерных решений при разработке проектной документации (проекта реставрации).
Материалы по выбору и оценке показателей качества являются неотъемлемой частью научного отчета.
6.7. Раздел "Проект реставрации" содержит следующие основные части, в соответствии стандартами (реставрационными правилами) в области сохранения объектов культурного наследия, а также в части, определенной Градостроительным кодексом Российской Федерации в качестве обязательных разделов проектной документации:
пояснительная записка с научным обоснованием проектных решений;
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (рекомендуется);
архитектурные решения;
конструктивные и объемно-планировочные решения;
инженерное оборудование, сети инженерно-технического обеспечения, инженерно-технические мероприятия, технологические решения;
проект организации реставрации;
сводный сметный расчет по укрупненным показателям;
перечень мероприятий по охране окружающей среды;
перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам культурного наследия;
иная документация (в случаях, предусмотренных федеральными законами и определенная заданием на разработку научно-проектной документации);
перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Приложение [2.3]; часть 14 статьи 48 [1.2]).
Окончательный состав и содержание научно-проектной документации определяется Заданием на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
6.7.1. Архитектурные, конструктивные, объемно-планировочные, инженерные и технологические решения по реставрации, консервации, объекта культурного наследия, приспособлению его для современного использования определяются на основании научных исследований, проведенных до начала выполнения производственных работ.
6.7.2. Оформление проекта реставрации и рабочей документации рекомендуется проводить в соответствии с нормами национальных стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС) применительно к научно-проектной документации для проведения ремонта и реставрации объекта культурного наследия, если они не противоречат интересам сохранения объекта культурного наследия.
6.8. Формирование разделов проекта реставрации и комплектов рабочей документации рекомендуется проводить в соответствии с заданием на создание научно- проектной документации и в соответствии с данным Сводом правил.
6.9. Раздел "Рабочая проектно-сметная документация" состоит из следующих документов: рабочих чертежей и смет на выполнение производственных работ на объекте и изготовление реставрационных строительных изделий и конструкций индивидуального изготовления, маркировочных чертежей и шаблонов (при необходимости); спецификаций на оборудование, ценные породы древесины, природный камень, цветные и драгоценные металлы, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах в соответствии с ГОСТ 21.110-95 в части, не противоречащей сохранению объекта культурного наследия.
6.9.1. Рабочая документация разрабатывается на основе согласованного в установленном порядке и утвержденного проекта реставрации и может выдаваться заказчику поэтапно в соответствии с календарным планом, включенным в состав договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, и может уточняться и дополняться в процессе производства ремонтно-реставрационных работ.
6.9.2. По согласованию с подрядными производственными организациями и с условием выполнения положений утверждаемой части проекта рабочая документация может разрабатываться в сокращенном объеме, а для работ, производимых в рамках утвержденных стандартов практики, допускается составление ведомостей, содержащих перечень и объемы работ (дефектных ведомостей, описей работ).
При продолжительности производства ремонтно-реставрационных работ более одного года рабочая документация может разрабатываться на каждый последующий год на соответствующие виды и объемы работ, согласованные с подрядными производственными организациями.
6.10. Раздел "Научно-реставрационный отчет" включает данные о проведенных комплексных научных исследованиях, принятых на их основе проектных решениях и их реализации в процессе осуществления производственных работ, фотографические материалы, характеризующие памятник до начала, в процессе и после завершения работ на объекте. В научно-реставрационном отчете должны содержаться систематизированные фиксационные материалы, описание использованных научных методов исследования и способов реставрации, научные выводы о результатах реставрации и рекомендации по функциональному использованию и технической эксплуатации объекта культурного наследия и его зон охраны.
7. Согласование и утверждение научно-проектной документации
7.1. Согласование и утверждение научно-проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области гражданского права и в области государственной охраны объектов культурного наследия.
7.2. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан согласовать готовую научно-проектную документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком участвовать в согласовании:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - на основании административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия исполнения государственной функции "Согласовывает проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, проектную документацию по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, документацию территориального планирования";
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом (пункт 2 статьи 45 [1.5]).
Иные инстанции, осуществляющие согласование научно-проектной документации, устанавливаются в задании на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Срок согласования проекта реставрации в одной организации федерального органа охраны объектов культурного наследия или его территориальном органе и, как правило, не может превышать 15 дней.
Подрядчик обязан в месячный срок рассмотреть и внести исправления и дополнения в научно-проектную документацию по замечаниям, полученным при согласовании проекта реставрации.
7.3. До согласования в установленном порядке научно-проектная документация по сохранению объектов культурного наследия подлежит историко-культурной экспертизе в части градостроительного регулирования сохранения объектов культурного наследия, а также государственной экспертизе научно-проектной документации (проекта реставрации) в соответствии с действующим законодательством и установленными регламентами в сфере сохранения объектов культурного наследия (статья 30 [1.5]; статьи 6.1 и 49 [1.2]).
При проведении историко-культурной и государственной экспертиз осуществляется оценка обоснованности принятой номенклатуры показателей, а также их количественных и качественных характеристик. При этом делается вывод об их оптимальности и достоверности.
Заключение историко-культурной экспертизы и государственной экспертизы научно-проектной документации является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения производственных работ на объекте, а также землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (статья 32 [1.5]).
Результатом государственной экспертизы научно-проектной документации (проекта реставрации) является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) научно-проектной документации требованиям технических регламентов в области сохранения объектов культурного наследия и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 9 статьи 49 [1.2]).
7.4. Научно-проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительных заключений историко-культурной экспертизы в части, определенной законодательством, и государственной экспертизы научно-проектной документации (проекта реставрации) и согласования соответствующего органа государственной охраны объектов культурного наследия (часть 15 статьи 48 [1.2]; пункт 1 статьи 45 [1.5]). В случае внесения принципиальных изменений в утвержденные проектные решения и сметную документацию в ходе выполнения ремонтно-реставрационных работ проектная документация (проект реставрации) подлежит повторной государственной экспертизе и переутверждению (часть 10 статьи 49 [1.2]; статья 744 [1.1]) в установленном порядке.
8. Научное руководство, технический и авторский надзор
8.1. Физические и юридические лица, ведущие разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ (пункт 5 статьи 45 [1.5]).
Научное руководство и авторский надзор осуществляется в лице автора или авторского коллектива.
Научно-методическая организация и координация работы членов авторского коллектива осуществляются научным руководителем авторского коллектива.
8.2. При осуществлении ремонтно-реставрационных работ для фиксации предложений и замечаний лиц, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, ведется Журнал работ по сохранению объектов культурного наследия установленной формы (Приложение 3), который составляется разработчиком научно-проектной документации и передается заказчику.
Журнал технического надзора ведется отдельно по форме, определенной органами государственного строительного надзора.
8.3. Научное руководство при выполнении производственных ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия осуществляется научным руководителем проекта или лицом, уполномоченным проектной организацией выполнять данные функции и включает следующие виды деятельности:
- осуществление контроля за проводимыми в процессе производства исследованиями;
- научно-методическая оценка принимаемых в процессе производства работ решений, влияющих на сохранность элементов подлинности объекта культурного наследия;
- решение о вынесении предложений по изменению проектных решений на рассмотрение органов государственной охраны объектов культурного наследия;
- ответственность за составление научно-реставрационного отчета.
Научный руководитель проекта назначается по согласованию с органами государственной охраны памятников истории и культуры соответствующего уровня.
8.4. Авторский надзор предусматривает:
- контроль соответствия производимых ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия рабочей проектной документации и требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, строительных норм и правил (в случае отсутствия технических регламентов);
- при необходимости - контроль правильности вынесения абсолютных отметок (в единой государственной топографической системе) и размеров в рабочей документации на конструкции объекта культурного наследия;
- контроль за качеством и соблюдением технологии производства ремонтно-реставрационных работ, а также за обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования при приспособлении объектов культурного наследия;
- своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101, и контроль исполнения;
- содействие ознакомлению работников, осуществляющих производственные работы по сохранению объектов культурного наследия, и представителей заказчика с проектной и рабочей документацией;
- информирование заказчика о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. В данном случае контролер должен приостановить работу и довести сведения о нарушениях до заказчика и органов охраны памятников.
- участие:
- в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность сохраняемых объектов культурного наследия;
- в приемке в процессе выполнения производственных работ по сохранению отдельных ответственных конструкций объектов культурного наследия;
- приостановку проведения отдельных видов работ при необходимости исследования и фиксации необследованных или вновь обнаруженных частей, элементов и деталей объекта культурного наследия, а также при угрозе непредвиденных деформаций или разрушения конструкций, в случае отступлений в процессе производства работ от принятых проектных решений, при невыполнении подрядчиками указаний авторского надзора.
В процессе авторского надзора осуществляется регулярное ведение Журнала работ по сохранению объектов культурного наследия с фиксацией работ, дефектов и отступлений от рабочей документации и указаний автора или членов авторского коллектива и изложением конкретных требований по их устранению с указанием сроков.
Указания автора или членов авторского коллектива, действующих на основании согласованной в установленном законодательством порядке научно-проектной документации, являются обязательными для заказчика и всех должностных лиц и исполнителей подрядных производственных организаций и могут быть отменены только органом государственной охраны памятников истории и культуры.
Автор или научный руководитель авторского коллектива имеет право требовать от заказчика применения экономических или иных установленных законодательством Российской Федерации санкций к подрядным производственным организациям в случаях выполнения работ с систематическим отступлением от рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора, с нарушением технологии производства и низким качеством.
По окончании производственных работ по сохранению объектов культурного наследия Журнал работ по сохранению объектов культурного наследия должен быть передан ответственным производителем работ по акту или под расписку научному руководителю для использования в работе над разделом научно-проектной документации "Научно-реставрационный отчет" и хранения.
8.5. Технический надзор (строительный контроль) при выполнении производственных ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия осуществляется заказчиком или инженером (инженерной организацией), а также по согласованию с заказчиком может осуществляться проектной организацией, разработавшей научно-проектную документацию, включает следующие основные виды деятельности: на объектах, не подлежащих государственной экспертизе, проводится технический надзор, а на прошедших государственную экспертизу - государственный строительный надзор. В рамках технического надзора проводится:
- анализ проектной документации на контролепригодность проектных решений;
- проверка готовности организаций к выполнению производственных работ по реализации проекта реставрации объекта культурного наследия; наличие в организациях системы обеспечения качества работ;
- проверка комплектности поступающих на строительную площадку материалов, конструкций, оборудования, изделий, технической документации по ГОСТ 2.601, сертификатов, паспортов, технических условий и т.д.;
- надзор за проведением подрядчиком входного контроля качества материалов, изделий и оборудования, поступающих на объекты и места складирования;
- проверка соответствия процесса производства работ, качества работ и выявление отклонений от проекта реставрации, нормативных документов и технических регламентов;
- контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта культурного наследия и в соответствии с технологией производства ремонтно-реставрационных работ контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ;
- контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки и повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- составление после устранения выявленных недостатков актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- подтверждение выполненных объемов работ.
Результаты проведения технического надзора фиксируются в Журнале технического надзора, в котором должны быть отражены все работы, проводимые в рамках технического надзора за сохранением объекта культурного наследия, отмеченные недостатки, замечания.
В случае осуществления технического надзора разработчиками научно-проектной документации (статья 749 [1.1]) Акт освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения подписывается научным руководителем авторского коллектива и подрядчиком, осуществляющим производство ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
______________________________
* Научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия - далее по тексту "научно-проектная документация".
Библиография*
Законодательные акты Российской Федерации
[1.1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301); часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.96 N 14-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410); часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.11.2001 N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552)
[1.2] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, часть I, ст. 16)
[1.3] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147)
[1.4] Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, часть I, ст. 17)
[1.5] Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519)
[1.6] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
[1.7] Закон Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1242)
[1.8] Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594)
[1.9] Закон РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387)
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
[2.1] Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2005. N 339), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 714 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4097; 2005, N 23, ст. 2272) Положение о Федеральных целевых программах.
[2.2] Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 392)
[2.3] Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774)
[2.4] Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 8, ст. 920)
[2.5] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 205)
[2.6] Положение о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 N 894 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5086)
" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3015)
[2.7] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 504 "Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда
[2.8] Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 (Собрание постановлений Правительства СССР, 1982, N 26, ст. 133)
[2.9] Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 25, ст. 2725)
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативно-технические документы
[3.1] Положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утв. Постановлением Правительства российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 354.
[3.2] Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. приказом Минкультуры СССР от 13.05.86 N 203
[3.3] ВППБ 13-01-94 Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, введены в действие приказом Минкультуры России от 01.11.94. N 736 (Настоящие правила применяются в части, не противоречащей действующему законодательству)
[3.4] СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утв. постановлением Минстроя России от 29.10.96 N 18-77
[3.5] СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 N 84
[3.6] СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", введен в действие постановлением Госстроя России от 10.06.99 N 44
[3.7] Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утв. приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2003, регистрационный N 4291)
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 21.101-97 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ 21.110-95 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 27751-88 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету
ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
ГОСТ 15.012-84 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентный формуляр
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты
ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
______________________________
* Положения законодательных и нормативных правовых актов приняты с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 1 июня 2006 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.