г. Челябинск |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А07-30626/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2016 г. по делу N А07-30626/2015 (судья Валеев К.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Никоноров В.Я. (доверенность от 31.12.2016 N 119/1-72),
открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Сапожников С.В. (доверенность от 15.09.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к открытому акционерному обществу Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик, ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа) о взыскании задолженности за поставленную горячую воду за октябрь - ноябрь 2015 г. в размере 48 475 269 руб. 46 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 628 337 руб. 78 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица, ГК РБ по тарифам, МУП ЕРКЦ г.Уфа).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2016 (резолютивная часть объявлена 20.09.2016) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указывает ответчик, фактически разногласия сторон возникли по порядку определения удельной величины количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды в спорный период. Ответчик считает, что при расчете платы за горячую воду для конечных потребителей, расчетное количество тепла, необходимое для приготовления одного кубического метра горячей воды, не должно превышать удельной величины тепловой энергии - 0,0568 Гкал/куб.м., установленной ГК РБ по тарифам. Истец неправомерно применил показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды в размере 0,0649 Гкал/куб.м. в октябре 2015 г., в ноябре 2015 г. - 0,0654 Гкал/куб.м., которые ООО "БашРТС" были рассчитаны самостоятельно.
Признавая расчет истца верным, суд не включил в предмет судебного исследования вопрос соответствия исходных данных, используемых истцом в этом расчете данным, содержащимся в эксплуатационной документации. Также в расчете истца неправильно определена средняя температура холодной воды в сети водопровода из-за несоответствия суток продолжительности отопительного периода. Согласно Своду правил Строительная Климатология СП 131.13330.2012 Актуализированной редакции СНИП 23-01-99, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 275 и введенному в действие с 01.01.2013 продолжительность отопительного периода в г. Уфе составляет 209 суток, в расчете истца принято 213 суток.
Как указывает ответчик, доводы ООО "БашРТС", приведенные в расчете в обоснование показателей удельной величины тепловой энергии, положенные судом в основу оспариваемого судебного акта по настоящему делу, были предметом исследования и оценки судов в рамках дела N А07-6992/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан и обоснованно отклонены.
Кроме того, в данном случае, истец вправе требовать с ответчика взыскания только суммы задолженности, которая в установленный срок не была оплачена потребителями за период октябрь-ноябрь 2015 г. Ссылку истца, что все текущие платежи, поступающие от населения за октябрь-ноябрь 2015 г., истцом зачислены за предыдущие расчетные периоды, при том, что задолженность предыдущих расчетных периодов документально не подтверждена, следует признать необоснованной.
Таким образом, истцом не доказана сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчика.
ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа представлен расчет стоимости излишне предъявленной тепловой энергии на приготовление горячей воды в октябре-ноябре 2015 г.
В судебном заседании представитель ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представил письменные пояснения; расчет стоимости тепловой энергии исходя из применения в расчетах величины расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м. горячей воды в размере 0,0568 Гкал/куб.м.; акт сверки расчетов за потребленный коммунальный ресурс "горячая вода" между ООО "БашРТС" и ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа по состоянию на 26.08.2016; сведения по оплате за горячую воду, поступившей за октябрь - ноябрь 2015 г. согласно акту сверки от 26.08.2016; расчет суммы задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами за расчетный период октябрь - ноябрь 2015 г., а также письмо МУП ЕРКЦ г.Уфы от 23.01.2017 N 57, в котором разъясняется порядок распределения платежей, поступающих от населения по услуге "горячая вода" на расчетные счета ООО "БашРТС".
Представитель истца возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Кроме того, ООО "БашРТС" представлены пояснения с приложениями, в порядке статьи 81 АПК РФ, которые приобщены к материалам дела.
ООО "БашРТС" также представлено дополнение к отзыву на апелляционную жалобу и дополнительные документы: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 N 404 "Об утверждении положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам", письмо ГК РБ по тарифам от 29.04.2015 адресованное ООО "БашРТС" от 29.04.2015 N 04-490-2015, письмо ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа от 19.02.2014 N 419.
В данных дополнениях истец указывает, что в спорный период норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб.м. горячей воды уполномоченным органом утвержден не был. Кроме того, величина расхода тепловой энергии на подогрев воды ГК РБ по тарифам не была заложена при установлении тарифов на 2015 г., поскольку у данного органа отсутствовали указанные полномочия.
Ответчик представил возражения на дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, согласно которым ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа считает, что произведенный истцом самостоятельно расчет количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, является незаконным. Показатель удельной величины тепловой энергии, равной 0,0568 Гкал./куб.м., рассчитанный ГК РБ по тарифам, должен применяться до введения новых показателей, которые подлежат применению с 01.07.2017.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, посредством размещения информации о дате слушания на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. С учетом мнения сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
ГК РБ по тарифам представил отзыв на апелляционную жалобу из которого следует, что тарифным органом за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 на горячую воду, количество тепла, необходимого для приготовления 1 куб.м. горячей воды, было определено по формуле, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, и составило величину 0,0568 Гкал/куб.м, с учетом которого был установлен тариф на горячую воду для населения в размере 74,08 руб. за куб.м. и указаны компонент на холодную воду в размере 12,98 руб. за куб.м. и компонент на тепловую энергию в размере 1075,88 руб. за Гкал.
Также ГК РБ по тарифам представил письменные пояснения по делу, согласно которым тарифный орган считает, что в связи с установлением тарифа на горячую воду в виде двух компонентов и отсутствия законодательно установленного порядка определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, стороны договора ресурсоснабжения ООО "БашРТС" и ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа должны были самостоятельно урегулировать порядок определения объема тепловой энергии на подогрев холодной воды в действующем договоре ресурсоснабжения на 2015 г.
ООО "БашРТС" представило возражения на отзыв ГК РБ по тарифам, считает доводы третьего лица несостоятельными.
От МУП ЕРКЦ г.Уфа поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
С учетом статей 81, 262, 268 АПК РФ, отсутствия возражений сторон, представленные сторонами и третьими лицами документы, отзывы, дополнения, письменные пояснения по делу приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, находит основания для изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.10.2013 между ООО "БашРТС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 420999/ГВС, по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется поставить абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренные договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
В соответствии с пунктом 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Пунктом 9 договора предусмотрено, что за расчетный период для оплаты по договору принимается 1 календарный месяц.
В соответствии с пунктом 10 договора, абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
В силу пункта 17 договора для учета поданной абоненту горячей воды используются средства измерения. Сведения о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды содержатся в приложении N 5 (пункт 18 договора).
Как указывает истец, во исполнение договора в период с октября по ноябрь 2015 г. он осуществил поставку ответчику горячей воды на сумму 86 373 671,81 руб., для оплаты которой выставил накладные и счета-фактуры от 31.10.2015 N 1_00008365 и от 30.11.2015 N 1_00008681, которые ответчиком в полном объеме не оплачены.
Наличие задолженности за поставленный ресурс послужило основанием для обращения ООО "БашРТС" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из наличия между сторонами обязательственных отношений, обусловленных заключенным договором горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420999/ГВС, установленным фактом поставки истцом горячей воды, а также отсутствия доказательств оплаты поставленных объемов воды.
При этом, суд отклонил доводы ответчика о завышении стоимости поставленного ресурса, сославшись на пункт 4 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила N 642), пункт 20 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 643 (далее - Типовой договор), часть 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), пункты 24, 25 Правил Установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N306 (далее - Правила N 306), а также придя к выводу о необоснованности контррасчета, произведенного ответчиком. Расчет исковых требований ООО "БашРТС" признан судом достоверным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата оказанных услуг по горячему водоснабжению производится за фактически оказанные услуги в соответствии с данными учета.
Постановлением ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие тарифы: для населения - 63,43 руб./куб.м. (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб./куб.м. (без учета НДС).
Постановлением ГК РБ по тарифам от 01.07.2013 N 156 в постановление от 27.11.2012 N 590 были внесены изменения, а именно: тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены следующим образом: для населения - 74,08 руб./куб.м., в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м., в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
Установленный названными постановлениями ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 и от 01.07.2013 N 156 тариф на горячую воду в расчете на 1 куб.м. в судебном порядке не оспаривался и применялся истцом и ответчиком при расчетах за коммунальный ресурс горячая вода в период до октября 2013 г. включительно.
В дальнейшем в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в вышеназванное постановление были внесены изменения, исключившие графу, содержащую информацию о "результирующей величине тарифа" (в размере 74,08 руб./куб.м. и 62,78 руб./куб.м. соответственно), и установлены только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб./куб.м. - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб./Гкал - компонент тепловую энергию.
В спорный период (октябрь-ноябрь 2015 г.) стоимость горячей воды истцом определена на основании двухкомпонентного тарифа, утвержденного постановлением ГК РБ по тарифам от 18.12.2015 N 912: 17,93 руб./куб.м. - компонент на холодную воду, 1503,65 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию.
Истцом в адрес ответчика на оплату поставленного коммунального ресурса были выставлены счета-фактуры от 31.10.2015 N 1_00008365 и от 30.11.2015 N 1_00008681 на общую сумму 86 288 945 руб. 87 коп.
Согласно счету-фактуре от 31.10.2015 N 1_00008365 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 36 585 413 руб. 26 коп., в том числе:
- по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за октябрь 2015 года" к оплате предъявлено 17 421,689 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 30 911 424,74 руб. с учетом НДС 18%;
- по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за октябрь 2015 года" к оплате предъявлено 268 179,85 м3 по цене 17,93 руб. на сумму 5 637 988,52 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 30.11.2015 N 1_00008681 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 49 703 532 руб. 61 коп., в том числе:
- по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за ноябрь 2015 года" к оплате предъявлено 23 694,313 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 42 040 985,41 руб. с учетом НДС 18%;
- по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за ноябрь 2015 года" к оплате предъявлено 362 168,66 куб. м. по цене 17,93 руб. на сумму 7 662 547,20 руб. с учетом НДС 18%.
При определении количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, истец применил следующие показатели величины расхода тепловой энергии: за октябрь 2015 г. - 0,0649 Гкал/куб.м. (17 421,689 Гкал: 268 179,85 куб. м.), за ноябрь 2015 г. - 0,0654 Гкал/куб.м. (23 649,313 Гкал: 362 168,66 куб.м.).
Податель апелляционной жалобы считает, что в спорные периоды при расчете платы за горячую воду, расчетное количество тепла, необходимое для приготовления одного кубического метра горячей воды, не должно превышать удельной величины тепловой энергии - 0,0568 Гкал. / куб. м., поскольку именно эта величина была учтена тарифным органом при установлении для истца двухкомпонентного тарифа.
Согласно пункту 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием закрытых систем водоснабжения, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона N 416-ФЗ, является регулируемым видом деятельности. Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - это уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 17 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
При этом, согласно позиции ГК РБ по тарифам, изложенной в отзыве на иск и на апелляционную жалобу, расчет тарифов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". В соответствии с пунктом 48 упомянутых Методических рекомендаций, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м. в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались по формуле с применением показателя - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды согласно утвержденной формуле: Qт/э = с*р*(tгвс-tхвс)*(1+Kn), где с - 0,000001 Гкал/кг*1оС, р - 983,24 кг/куб.м. (плотность воды при температуре, равной tгвс и среднему по году давлению воды в трубопроводе), tгвс - 60оС (средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения), tхвс - 9,8оС (средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения). В соответствии с приведенной формулой (0,000001*983,24*(60-9,8)*(1+0,15)=0,05676) данный показатель составил 0,05676 Гкал/куб.м. (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов: 12,98 руб./куб.м. (компонент на холодную воду) + 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал/куб.м = 74,08 руб./куб.м. (одноставочный тариф).
Таким образом, применение в расчетах с населением одноставочного тарифа в размере 74,08 руб./куб.м., фактически соответствует применению двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии определяется с применением величины 0,0568 Гкал/куб.м.
ГК РБ по тарифам указало, что в 2015 г. отсутствовал законодательно установленный порядок определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В отсутствие приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, фактически возникшие разногласия сторон касаются применения при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения того или иного показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб.м. горячей воды.
Управляющая организация настаивает на том, что при начислении населению платы за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения необходимо учитывать, что расчетное количество потребленной тепловой энергии на производство 1 куб.м. горячей воды равно 0,0568 Гкал/куб.м. Применение истцом иного показателя является незаконным.
Из расчетов и пояснений истца следует, что расчет произведен ООО "БашРТС" самостоятельно на основании пункта 4 Правил N 642, части 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, пунктов 24, 25 Правила N 306.
Между тем, оснований для такого расчета у истца не имелось, поскольку деятельность теплоснабжающей организации по оказанию услуг горячего водоснабжения является регулируемой. Определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), в том числе и отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по определенным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду регламентированы принятыми во исполнение названного Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, которое вступило в силу 23.05.2013 (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. м. холодной воды и платы за 1 куб. м. холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1149 Министерству регионального развития Российской Федерации даны, в том числе поручения о внесении изменений в Правила N 306, предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Во исполнение постановления N 1149 Правительством Российской Федерации постановлением N 129 от 14.02.2015 были внесены изменения в Правила N 306, в частности пункт 24 дополнен пунктом 24(1), которым установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м.).
Ввиду отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ООО "БашРТС" определило количество тепловой энергии необходимой для подогрева 1 м воды в соответствии с пунктом 24(1), Приложения 2 Правил N 306.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 данных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
То обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м. горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м. не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в 2015 г. не влечет вывода о невозможности его применения в расчетах. Данный показатель был рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации при формировании тарифа на 2013 г.
При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения, ресурсоснабжающая организация либо управляющие компании вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке. При этом, теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге - право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами.
Иной подход нарушает баланс интересов на рынке оказания энергетических услуг, противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере ценообразования, водоснабжения и водоотведения.
Показатель расхода тепловой энергии на производство 1 куб.м горячей воды (Гкал) является технической категорией, и его величина зависит только от технологии производства (получения) горячей воды, экономические значения в данном случае не имеют влияния на его величину. С момента расчета ГК РБ по тарифам показателя расходов тепловой энергии на производство 1 куб.м горячей воды в размере 0,0568 Гкал./куб.м и до периода октябрь-ноябрь 2015 г., изменений технологии производства горячей воды не произошло, доказательств этому истец не представил.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 306.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжнению не позднее 01.01.2018.
Новые нормативы расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ГК РБ по тарифам утверждены Постановлением от 29.09.2016 N 121, которые подлежат применению с 01.07.2017.
Таким образом, произведенный истцом самостоятельно расчет количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, является незаконным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с произведенным расчетом ответчика и считает обоснованной правовую позицию ответчика о том, что в спорные периоды при расчете платы за горячую воду, расчетное количество тепла, необходимое для удельной величины тепловой энергии за период октябрь-ноябрь 2015 г. составляло 0,0568 Гкал./куб.м.
Данные выводы также подтверждаются судебными актами по делу N А07-6992/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан, которые в силу положений ст. 16 АПК РФ учитываются судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции также полагает правомерным довод ответчика о том, что все текущие платежи, поступающие от населения за октябрь-ноябрь 2015 г., истцом зачислены за предыдущие расчетные периоды неправомерно.
Указанные действия истца противоречат положениям пункта 1 статьи 319.1 ГК РФ, согласно которым исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 522 ГК РФ.
Согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцам (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "в" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе должно содержаться указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги.
В платежных документах, выставляемых к оплате населению за коммунальные ресурсы, указывается расчетный период (месяц), за который осуществляется платеж. Таким образом, поступившие платежи от населения в счет оплаты поставленного коммунального ресурса, должны учитываться в точном соответствии с указанием в платежном документе, так как определение назначения платежей является прерогативой их плательщиков. Изменение платежа в отношении полученных истцом денежных средств, при отсутствии волеизъявления на то плательщика, противоречит положениям статей 309, 310, 319.1, 522 ГК РФ, и ведет к искусственному завышению задолженности ОАО УЖХ Калининского района г.Уфа перед ООО "БашРТС" за соответствующий расчетный период.
Довод истца о том, что в платежных документах, выставляемых населению, отсутствуют указания на периоды, за которые производится оплата, в связи с чем истец не может определить, за какой период поступили эти платежи, является не доказанным (статья 65 АПК РФ).
Не может быть признана обоснованной в данном случае и ссылка истца на условия договора горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420999/ГВС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421, статьей 422, пунктами 4,5 статьи 426 ГК РФ свободное усмотрение сторон по согласованию условий договора ограничивается императивными предписаниями закона или иных нормативных актов. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
Договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 носит публичный характер и должен соответствовать правилам, установленным Правительством Российской Федерации.
Поскольку, начиная с 01.12.2014, порядок расчетов за коммунальные ресурсы изменился, то условия заключенного между истцом и ответчиком договора от 01.10.2013 N 460999/РТС сохраняют силу лишь в части, не противоречащей закону или правовому акту, и при исполнении договора стороны обязаны руководствоваться императивными нормами.
При этом следует отметить, что наличие и размер задолженности предыдущего расчетного периода (апрель - сентябрь 2015 г.) истцом не доказаны.
Так, Арбитражным судом Республики Башкортостан в рамках дела N А07-20733/2015, рассматривались исковые требования ООО "БашРТС" к ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа о взыскании задолженности по горячей воде за расчетные периоды апрель - июль 2015 г. в сумме 150 739 788,97 руб. В процессе рассмотрения дела ООО "БашРТС" заявлен отказ от иска. Определением суда от 27.04.2016 отказ от иска принят судом, производство по делу N А07-20733 прекращено. Как пояснили представители сторон, отказ от иска не был связан с признанием и добровольным удовлетворением ответчиком заявленных исковых требований.
Относительно расчетных периодов август - сентябрь 2015 г. судом апелляционной инстанции установлено, что в настоящее время в рамках дела N А07-30136/2015 Арбитражным судом Республики Башкортостан рассматривается иск ООО "БашРТС" к ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа о взыскании задолженности в сумме 63 586 543 руб. 03 коп., неустойки в размере 682 758 руб. 26 коп. Решение по данному делу судом не принято.
Относительно задолженности расчетных периодов, возникшей до подписания сторонами дополнительного соглашения от 01.04.2015 к договору от 01.10.2013 представитель ответчика пояснил, что за расчетные периоды декабрь 2014 г. - январь 2015 г. взыскание задолженности произведено по исполнительному листу серии ФС N 06633118 от 16.09.2015, выданному Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-3518/2015. За расчетные периоды февраль-март 2015 г. взыскание произведено по исполнительному листу серии ФС N 006633108 от 14.09.2016, выданному тем же судом по делу N А07-7781/2015.
Согласно расчетам, произведенным ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа (содержатся в пояснениях на апелляционную жалобу от 20.01.2017), задолженность ответчика перед истцом на момент вынесения судом первой инстанции по настоящему делу решения (20.09.2016) составляла за расчетный период октябрь 2015 г. - 4 162 841 руб. 07 коп., за расчетный период ноябрь 2015 г. - 3 694 265 руб. 06 коп.
Расчет ответчика признан судом апелляционной инстанции верным, контррасчет истцом не произведен.
Таким образом, общая сумма задолженности на момент вынесения судом первой инстанции по настоящему делу решения (20.09.2016), подлежащая взысканию в пользу истца составляет 7 857 106 руб. 13 коп. (4 162 841,07+3 694 265,06).
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Статьей 395 ГК РФ (в редакции с 01.06.2015) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку сумма задолженности составляет меньшую сумму, чем заявлено истцом, ответчик произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из суммы задолженности 7 857 106 руб. 13 коп.
Согласно расчету ответчика сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за расчетный период октябрь 2015 г. составила 389 189 руб. 40 коп., за расчетный период ноябрь 2015 г. - 330 716 руб. 82 коп., всего 719 906 руб. 22 коп.
Расчет ответчика признается судом арифметически верным, истцом не оспорен, контррасчет не представлен.
В связи с доказанностью факта допущенной ответчиком просрочки в исполнении денежного обязательства, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами истцом заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в сумме 719 906 руб. 22 коп. исходя из суммы задолженности за поставленную тепловую энергию 7 857 106 руб. 13 коп..
При таких обстоятельствах решение суда следует изменить, апелляционную жалобу ОАО УЖХ Калининского района г. Уфа - удовлетворить.
В данном случае решение суда принято с нарушением норм материального права (пункт 1 части 2 статьи 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2016 г. по делу N А07-30626/2015 изменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан- удовлетворить.
Изложить решение суда в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" сумму основного долга в размере 7 857 106 руб. 13 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 719 906 руб. 22 коп.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 32 920 руб."
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" в пользу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30626/2015
Истец: ООО "Башкирские распределительные тепловые сети"
Ответчик: ОАО Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТАРИФАМ, ЕРКЦ МУП УЖХ г. Уфа, МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа г. Уфа Республики Башкортостан