Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 19
Примеры расчета усиления жесткой дорожной одежды
Требуется произвести расчет усиления жесткой дорожной одежды следующей конструкции цементобетонное покрытие из бетона марки 350 толщиной 22 см; основание из грунта, укрепленного цементом толщиной 16 см; дополнительный слой основания из мелкозернистого песка толщиной 40 см; грунт земляного полотна - суглинок пылеватый. Высота насыпи 1,0-1,2 м, 2-й тип местности по условиям увлажнения, II дорожно-климатическая зона. Дорожная одежда к моменту усиления прослужила 20 лет и пропустила 20 млн. проходов расчетных автомобилей.
По данным натурных измерений с помощью УДН средний динамический модуль упругости жесткой дорожной одежды на полосе наката в расчетный период составляет при коэффициенте вариации . Предполагаемый суммарный размер движения (с учетом перспективы и влияния сезонов года) после усиления составляет 25 млн. проходов расчетных автомобилей (группы А) в одном направлении на одну полосу.
Произведем расчет двух вариантов усиления с применением нежестких и жестких конструктивных слоев.
А. Расчет 1-го варианта усиления.
По первому варианту в качестве слоя усиления предполагается устроить двухслойное асфальтобетонное покрытие .
Согласно данным табл. 2.10, суммарному размеру движения проходов соответствует величина требуемого динамического модуля упругости на полосе наката на поверхности усиленной дорожной одежды .
С учетом условного коэффициента запаса средний динамический модуль упругости усиленной дорожной одежды должен быть
,
.
При ; и получим
.
Следовательно, .
Для усиления используем асфальтобетон со средним динамическим модулем упругости . Отношение
.
Отношение .
По номограмме рис. 2 инструкции ВСН 46-72 этим величинам соответствует .
При D = 33 см см, т. е. потребная толщина слоя усиления соответствует 20 см.
Проверяем прочность усиленной дорожной одежды по изгибу. Эквивалентная толщина усиленного покрытия равна:
см.
Условие прочности по нижнему волокну бетона старого покрытия ,
.
При и .
.
,
кгс.
.
; ; ;
;
;
;
;
.
Условие прочности по критическим напряжениям в дополнительном слое основания
,
;
; ;
;
.
Условие прочности поверхностного слоя
,
;
;
.
Таким образом, все условия прочности выполнены.
Б. Расчет 2-го варианта усиления
В качестве усиления устраивается непрерывно-армированное покрытие из бетона марки 350. Арматура периодического профиля из стали А класса А-II диаметром 14 мм.
Определяем процент армирования
;
.
Определяем толщину плиты усиления.
Задаемся толщиной усиления .
;
кгс;
;
;
(для воздушно-сухого бетона);
.
Определяем площадь арматуры на 1 м ширины сечения
.
Принимаем 5 стержней диаметром 14 мм () площадью , уточненный процент армирования равен:
.
Определяем раскрытие трещин
;
; ;
Определяем высоту сжатой зоны бетона в трещине
;
;
;
см.
Погонная жесткость сечения в зоне трещины равна:
;
;
кгс.
Приведенный момент инерции 1 м сечения в зоне трещины
.
Напряжение в сжатом бетоне от автомобильной нагрузки
,
что существенно меньше усталостной прочности бетона на сжатие при изгибе
Напряжение в арматуре от автомобильной нагрузки
.
Расстояние между трещинами
,
где - коэффициент усадки бетона; - коэффициент температурного расширения бетона; = 60°С - годовой перепад температуры; с = 7 - сцепление непрерывно-армированного покрытия с основанием.
Напряжение в бетоне от годового перепада температуры
.
.
Напряжение в арматуре от годового перепада температуры
Характеристика цикла напряжений в арматуре
.
Предел усталостной прочности арматуры
;
.
Таким образом, выносливость арматуры обеспечена. Определим эквивалентный модуль упругости усиленной жесткой дорожной одежды:
а) над швами старого покрытия без учета трещин
; ;
; ;
Следовательно,
;
б) над швами старого покрытия в зоне трещины слоя усиления: приведенная толщина плиты усиления
;
; ;
; ;
следовательно, на 2%.
Из двух рассмотренных вариантов усиления 2-й предпочтительнее, так как при общем меньшем расходе материалов на усиление он более экономичен по расходу материалов и трудоемкости работ по эксплуатации после усиления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.