Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Определение основных показателей, используемых в расчетах экономической эффективности
1. Чистая продукция
Чистая продукция строительства исчисляется как разность между валовой продукцией, создаваемой в отрасли, и материальными затратами.
В соответствии с "Методическими указаниями к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР" валовая продукция строительства включает в себя стоимость работ по новому строительству, расширению и реконструкции действующих предприятий, а также по капитальному ремонту зданий и сооружений.
Расчет валовой и чистой продукции производится по строительству государственных и кооперативных (без колхозов) предприятий и организаций, находящихся на территории союзной республики, строительству в сельскохозяйственных и рыболовецких колхозах, строительству, осуществляемому межколхозными организациями, по индивидуальному строительству.
Валовая продукция строительства государственных и кооперативных предприятий и организаций включает в себя:
а) стоимость строительно-монтажных работ;
б) стоимость геологоразведочных и буровых работ эксплуатационного и разведочного бурения, осуществляемых за счет ассигнований на капитальное строительство (связанных с определенным объектом);
в) стоимость проектно-изыскательских работ, выполняемых за счет капитальных вложений (связанных с определенным объектом);
г) стоимость капитального ремонта зданий и сооружений;
д) сумму компенсации, выплачиваемой в связи с изменением оптовых цен и введением новых условий оплаты труда в строительстве;
е) прочие расходы.
К материальным производственным затратам по строительству государственных и кооперативных предприятий и организаций относятся стоимость израсходованных на строительство основных и вспомогательных материалов, электроэнергии, пара, воды, получаемых со стороны; стоимость транспортных услуг со стороны; амортизация строительных машин и механизмов; стоимость материалов, израсходованных транспортными хозяйствами стройки на работы, выполненные ими для стройки (стоимость материалов, израсходованных на текущий ремонт основных фондов строительства); стоимость материалов, израсходованных в процессе эксплуатации основных фондов, включая топливо, электроэнергию, пар, обтирочные и смазочные материалы; износ малоценного инвентаря и инструмента; амортизация и текущий ремонт противопожарного инвентаря и оборудования и стоимость других материальных затрат.
2. Себестоимость строительно-монтажных работ
Прямые затраты
Для определения прямых затрат по заменяемой технике используются производственные калькуляции, составленные исходя из условий работ в данной строительной организации до внедрения новой техники, или при наличии соответствующего учета - фактические показатели, если они ниже затрат, рассчитанных по производственной калькуляции. При расчетах могут применяться единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, а по объекту в целом или этапу работ - его сметная стоимость (за вычетом фактически достигнутого в соответствующей организации до внедрения новой техники среднего процента снижения себестоимости против сметной стоимости).
Для определения прямых затрат по новой технике используются:
при предварительных расчетах - производственные калькуляции, составленные с учетом ожидаемого внедрения новой техники;
при уточненных расчетах - разрабатываемые после окончания внедрения производственные калькуляции, основанные на фактических результатах внедрения.
Производственные калькуляции по отдельным статьям прямых затрат составляются в следующем порядке:
а) основная заработная плата рабочих определяется по Единым нормам и расценкам на строительные работы с учетом территориального коэффициента, действующего в строительной организации. При отсутствии необходимых данных в Единых нормах и расценках разрешается пользоваться местными нормами, утвержденными в установленном порядке. Если по новому мероприятию нет утвержденных норм, то допускается использование расчетных норм, разработанных применительно к данному мероприятию;
б) затраты на материалы, детали, полуфабрикаты и конструкции определяются на основе производственных норм их расхода и планово-расчетных цен.
Планово-расчетные цены на материалы и конструкции калькулируются франко-приобъектный склад в соответствии с действующими Указаниями о порядке составления и применения планово-расчетных цен на материалы, продукцию и услуги в строительстве.
Они включают в себя отпускную цену промышленности, наценки сбытовых и снабженческих организаций, транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные расходы, затраты на тару и реквизит, заготовительно-складские расходы.
Отпускные цены промышленности принимаются по прейскурантам оптовых цен на соответствующие строительные материалы и конструкции. При отсутствии утвержденных цен на новые материалы и конструкции, а также на машины и оборудование расчеты эффективности могут производиться на основе приведенных затрат на их производство.
Транспортные расходы включают в себя оплату железнодорожного, водного и автомобильного транспорта до приобъектного склада, и величина их зависит от вида франко. Ставки провозной платы на 1 т груза по железной дороге принимают на основе тарифных схем, норм загрузки вагонов и расстояний перевозок. Затраты на автомобильные перевозки устанавливаются на основе действующих тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом.
В состав расходов на погрузочно-разгрузочные работы входят стоимость работы машин, занятых на погрузке и выгрузке, а также заработная плата рабочих при погрузочно-разгрузочных работах. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ принимается по тарифам на железнодорожные и автомобильные перевозки, а при ручных работах калькулируется на основании ЕНиР.
Затраты на тару, упаковку и реквизит, если они не учтены в отпускных ценах, можно определять по Ценнику N 3 сметных цен на перевозку грузов для строительства.
Заготовительно-складские расходы принимаются на основе соответствующих смет. Допускается также использование норм заготовительно-складских расходов;
в) расходы по эксплуатации строительных машин и автотранспорта определяются на основе производственных нормативов количества машино-часов работы отдельных машин и автотранспортных средств, а также установленных ставок арендной платы, планово-расчетных цен на эксплуатацию машин и действующих тарифов на автоперевозки. В случае отсутствия планово-расчетных цен расчеты производятся по установленным ставкам арендной платы. Расходы по эксплуатации стационарных машин и оборудования определяются на основе производственных калькуляций;
г) прочие прямые затраты включают расходы по перемещению грунта и вывозке его с территории строительства, а также по перевозке строительных материалов, деталей, конструкций и оборудования автомобильным транспортом в пределах рабочей зоны от приобъектного склада до места укладки и определяются на основе действующих производственных нормативов и тарифов.
Накладные расходы
Экономия накладных расходов по строительным и монтажным работам определяется на основе расчетов по статьям затрат или расчетов по факторам, от которых зависит величина накладных расходов (сокращение продолжительности строительства, уменьшение затрат на основную заработную плату рабочих, снижение трудоемкости работ).
Сокращение продолжительности строительства при условии соответствующего увеличения объема работ, выполняемого организацией в планируемый период, приводит к экономии условно-постоянных накладных расходов, к которым относятся административно-хозяйственные расходы, износ временных нетитульных сооружений и приспособлений, расходы по содержанию пожарной и сторожевой охраны, благоустройству строительной площадки, услугам органам рабочего снабжения, культурным мероприятиям, содержанию лаборатории, испытанию материалов и конструкций, содержанию проектной группы, рационализации и нормированию труда, сдаче работ, охране труда, технике безопасности и др.
При укрупненных расчетах принимается доля условно-постоянных накладных расходов в размере:
50% суммы накладных расходов по общестроительным организациям;
30% суммы накладных расходов по специализированным строительным организациям.
Расчет экономии условно-постоянных накладных расходов производится по формуле (15).
Сокращение затрат на основную заработную плату рабочих, учитываемую в прямых затратах, влечет за собой уменьшение накладных расходов в размере 15% суммы сокращения затрат на основную заработную плату рабочих.
Сокращение трудоемкости строительных и монтажных работ приводит к экономии накладных расходов, исчисляемой на основе отчетных данных строительно-монтажных организаций или по нормативам, устанавливаемым соответствующими министерствами и ведомствами. При отсутствии этих данных можно пользоваться укрупненным нормативом в размере 0,6 руб. на 1 чел.-день.
Если внедрение новой техники имеет непосредственной целью снижение накладных расходов (применение сборно-разборных инвентарных сооружений, новые методы испытания материалов и др.), экономическая эффективность определяется прямым счетом по разности соответствующих затрат.
3. Прибыль
Прибыль от сдачи заказчикам объемов строительных и монтажных работ, выполняемых собственными силами по объектам или этапам работ (комплексам или их частям), заканчиваемым в планируемом году, определяется как разность между их сметной стоимостью и затратами на производство работ.
Расчетная прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и суммой платы за производственные основные фонды и оборотные средства, а также процентов за пользование кредитами банков.
В организациях, не перешедших на новую систему планирования и экономического стимулирования, прибыль определяется как разность между сметной стоимостью выполненных и сданных заказчику строительно-монтажных работ и затратами на их производство.
Прибыль от реализации на сторону продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств и хозяйств, а также прибыль от внереализованных мероприятий не учитывается.
4. Капитальные вложения
При определении экономической эффективности капитальных вложений в строительство как отрасль народного хозяйства учитываются следующие вложения:
на приобретение строительных машин, транспортных средств и оборудования как подлежащего монтажу, так и немонтируемого;
на приобретение инструмента и инвентаря, включенного в сметы строек и зачисляемого в основные фонды;
в производственные базы технической эксплуатации строительных машин и автотранспорта;
в базы материально-технического снабжения строительных организаций;
в объекты сборно-разборного, контейнерного и передвижного типа.
В соответствии с "Методическими указаниями к составлению Государственного плана развития народного хозяйства СССР" в объем капитальных вложений включаются:
а) стоимость всех видов строительных работ;
б) стоимость работ по монтажу оборудования;
в) стоимость технологического, энергетического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования (как подлежащего монтажу, так и цементируемого), предусмотренная в сметах на строительство;
г) стоимость инструмента и инвентаря, включенная в сметы строек и зачисляемая в основные фонды;
д) стоимость машин и оборудования, не входящая в сметы строек, если эти машины и оборудование приобретаются за счет капитальных вложений;
е) прочие капитальные работы и затраты (в том числе затраты на проектно-изыскательские и буровые работы).
Величина удельных капитальных вложений определяется по нормативам удельных капитальных вложений по соответствующим отраслям, подотраслям и видам строительства.
В состав основных производственных фондов строительных организаций, учитываемых при расчетах экономической эффективности, включаются:
производственные здания и сооружения;
силовые машины и оборудование,
рабочие машины и оборудование;
инструмент и производственный инвентарь;
транспортные средства;
прочие основные фонды.
При определении сметной стоимости зданий и сооружений следует руководствоваться сметными нормами и ценами, введенными в действие с 1 января 1969 г.
Затраты на оборудование и средства механизации и автоматизации при проведении плановых расчетов следует определять по инвентарно-расчетной стоимости, а фактические затраты - по балансовой стоимости.
Согласно СНиП, ч. IV, т. 1 инвентарно-расчетная стоимость машины устанавливается прибавлением к оптовой цене по прейскуранту средней величины снабженческо-сбытовых расходов и затрат на транспортирование машин от завода-изготовителя на базу механизации. Последние принимаются в процентах от оптовой цены машины.
Балансовая стоимость машины складывается из оптовой цены, транспортных расходов на ее доставку от завода-изготовителя на базу механизации (или непосредственно на строительство) и наценок снабженческих и сбытовых организаций.
Затраты на изготовление специального оборудования, производимые самой организацией или предприятием, а также на выполнение работ по модернизации действующего оборудования определяются по сметам или фактическим затратам этих предприятий.
Стоимость комплекта машин, в котором число смен (часов) работы в году комплектующих машин меньше, чем основных, следует рассчитывать исходя из объема работ комплекта в целом в соответствии с режимом работы основных машин. Если состав комплекта машин изменяется по этапам производства и отдельные машины в свободное время могут быть использованы на других работах, то стоимость комплекта машин корректируется соответственно времени занятости указанных отдельных машин в составе комплекта в течение года.
5. Оборотные средства
При определении экономической эффективности в составе оборотных средств учитываются основные материалы; конструкции и детали; вспомогательные материалы, запасные части, топливо; незавершенное производство по строительно-монтажным работам.
Размер оборотных средств принимается в предварительных расчетах в соответствии с установленными в плане данной организации нормативами оборотных средств, а в уточненных расчетах при необходимости корректируется по фактическим данным.
Если внедрение новой техники приводит к изменению показателей, от которых зависит величина оборотных средств (годовой объем строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, количество расходуемых материальных ценностей в физическом выражении, транспортные расходы по доставке материалов и др.), размер оборотных средств по новому варианту определяется прямым расчетом по отдельным элементам оборотных средств.
В случае отсутствия в плане необходимых нормативных данных прямой поэлементный расчет производится также по заменяемой технике.
Размер оборотных средств по отдельным видам или группам основных материалов, конструкций и деталей определяется исходя из стоимости их однодневного расхода и норм оборотных средств в днях.
Однодневный расход оборотных средств подсчитывается делением годовой суммы соответствующих затрат на производство строительно-монтажных работ по плановой себестоимости на 360 дней.
Норма оборотных средств в днях определяется с учетом отдаленности поставщиков, скорости и регулярности доставки материалов и других факторов и включает транспортный, подготовительный, текущий складской и страховой запасы.
Транспортный запас предусматривает время от даты установленного срока оплаты платежного требования покупателя до даты прибытия к нему материала.
Подготовительный запас предусматривает время для приемки, складирования, лабораторного анализа материала и т.п. и определяется по установленным нормам времени или опытным данным.
Норму оборотных средств под текущий складской запас основных материалов в днях следует принимать в размере 50% продолжительности интервала между двумя смежными поставками, а норму оборотных средств страхового запаса, как правило, в пределах до 50% нормы оборотных средств на текущий запас соответствующих видов материалов. По конструкциям и деталям, по которым создается комплектовочный запас, страховой запас принимается в размере 25% нормы оборотных средств на период комплектации. Если материалы, конструкции и детали поступают непосредственно со складов местных сбытовых или снабженческих организаций, а также от местных подсобных производств и промышленных предприятий, страховой запас не предусматривается.
Оборотные средства для образования запасов вспомогательных материалов, запасных частей, топлива, малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяются по фактическим данным за прошлый период, а также по опытным и расчетным данным. При этом потребность в оборотных средствах на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы определяется в размере 50% их стоимости.
Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству строительно-монтажных работ определяется в зависимости от принятой формы расчетов с заказчиками. Если расчеты производятся по объекту в целом без промежуточных платежей, то размер оборотных средств рассчитывается исходя из среднего размера однодневных затрат по вводимым объектам, средней продолжительности строительства объекта в днях и коэффициента нарастания затрат или коэффициента готовности объекта. При расчетах с заказчиками за законченные этапы работ остаток незавершенного производства определяется исходя из сметной стоимости каждого этапа работ, сроков окончания работ и отношения плановой себестоимости работ к сметной стоимости. Для объектов, расчеты по которым производятся по единичным расценкам, размер незавершенного производства определяется по фактическим данным за прошлый период или по опытным данным.
6. Продолжительность строительства
В соответствии с нормами продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений, утвержденными в установленном порядке, продолжительность строительства включает время от начала работ подготовительного периода до ввода в действие мощностей предприятий, их очередей, пусковых комплексов, цехов, производств, установок или до сдачи в эксплуатацию объектов непроизводственного назначения при полном выполнении работ, предусмотренных проектами.
В продолжительность строительства промышленных предприятий включается время для комплексного опробования технологического оборудования на сырье с выдачей продукции (в период от окончания монтажа оборудования до завершения строительства нормируемого объекта), производимого заказчиком.
Начало строительства объектов устанавливается исходя из сроков ввода в действие предприятий (очередей, пусковых комплексов, цехов, производств, установок, зданий и сооружений), предусмотренных народнохозяйственным планом, и норм продолжительности строительства.
Фактическое начало строительства определяется на основе первичной документации по данным бухгалтерского учета строительной организации, а начало работ по монтажу оборудования - по актам готовности объекта (фундаментов, опорных конструкций) к производству монтажных работ.
В общую продолжительность монтажных работ входит время, необходимое на испытания, механическую наладку агрегатов, аппаратов, линий, в том числе автоматических.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.