Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Расчет колебаний земляного полотна на торфяном основании при воздействии подвижных нагрузок
Расчет проводится в случае, если cуммарная толщина дорожной одежды и насыпного слоя оказывается меньше значений, приведенных в таблице.
Минимальные суммарные толщины насыпей и дорожных одежд, при которых не требуется проверка конструкции на упругие колебания
Толщина слоя торфа под насыпью после его уплотнения под весом насыпи, м |
Суммарная толщина насыпного слоя из минеральных грунтов и дорожной одежды при типах дорожной одежды, м |
||
капитальные |
облегченные |
переходные |
|
До 0,5 |
2,0 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
3,0 и более |
3,5 |
3,0 |
2,5 |
Примечания. 1. Для промежуточных значений мощности слоя уплотненного торфа требуемая минимальная суммарная толщина устанавливается по линейной интерполяции.
2. Суммарная толщина насыпи и дорожной одежды указана по оси насыпи с учетом осадки.
3. При дорожных одеждах с монолитными слоями, обладающими плитным эффектом (цементобетон, асфальтобетон, цементогрунт и т. п.) за толщину дорожной одежды допускается принимать эквивалентную толщину слоя грунта насыпи.
При суммарных толщинах, менее указанных в таблице, конструкция проверяется динамическим расчетом.
Динамический расчет сводится к удовлетворению следующего условия:
, (1)
где - ускорение колебаний проектируемой насыпи на торфе; - предельно допустимое ускорение колебаний насыпи на торфе, определяемое в зависимости от типа проектируемого покрытия и частоты собственных колебаний насыпи (рис. П.4.1).
Ускорение колебаний проектируемой насыпи на торфе определяют по формуле
, (2)
где - амплитуда колебаний насыпи; - круговая частота собственных колебаний насыпи.
Динамический расчет необходимо производить в такой последовательности:
а) определить частоту собственных колебаний насыпи на торфяном основании;
б) определить амплитуду колебаний насыпи;
в) вычислить ускорение колебаний проектируемой насыпи;
г) определить предельно допустимые ускорения колебаний;
д) проверить допустимость ускорений колебаний проектируемой насыпи;
е) наметить мероприятия по уменьшению ускорений колебаний, если они превышают предельно допустимые величины.
Определение частот собственных колебаний насыпей на торфяном основании
При определении частот собственных колебаний в зависимости от отношения толщины насыпи к толщине оставляемого слоя торфа (в уплотненном состоянии) , следует рассматривать два расчетных случая: 1-й - и 2-й для < 100 см.
Частоты собственных колебаний насыпей на торфяном основании для 1-го случая определяют по номограмме (рис. П.4.2), которая составлена на основе решения задачи о колебаниях насыпи на упругом торфяном основании.
Частоты собственных колебаний насыпей на торфяном основании для 2-го расчетного случая определяют по формуле
. (3)
В формуле (3) - приведенный модуль упругости торфа, учитывающий отсутствие боковых перемещений колеблющейся призмы торфяного основания
, (4)
где - модуль упругости торфа в уплотненном состоянии, определяемый по графику рис. П.4.3; - среднее значение коэффициента Пуассона для торфа.
При отсутствии данных испытаний допускается принять = 0,35.
В этом случае ,
,
,
здесь - общая толщина насыпного слоя, - толщина слоя торфа под насыпью, и - соответственно средние значения удельного веса для грунта насыпи и торфа, - ускорение свободного падения.
Общая толщина насыпного слоя
, (5)
где - высота насыпи; - осадка основания.
Амплитуду колебаний насыпи на торфе при воздействии на дорожную конструкцию транспортной нагрузки (расчетная нагрузка группы А) определяют по формуле:
, (6)
где - упругий прогиб торфяного основания, вызываемый статической нагрузкой от колеса расчетного автомобиля; - динамический коэффициент, характеризующий увеличение прогиба за счет эффекта подвижности нагрузки.
Упругий прогиб торфяного основания
, (7)
где и - параметры расчетной нагрузки ( = 198 кгс/см).
Коэффициент определяют по графику рис. П.4.4, а в зависимости от отношений и ( - толщина однородного песчаного слоя, эквивалетного по распределению напряжений многослойной системе дорожная одежда-насыпь). Коэффициент устанавливают по графику рис. П.4.4, б.
, (8)
где - эквивалентная толщина дорожной одежды.
, (9)
здесь - толщина слоев дорожной одежды, расположенных выше песчаного слоя; - средний модуль упругости дорожной одежды; - модуль упругости грунта насыпи.
, (10)
где - расчетные модули упругости отдельных конструктивных слоев, толщина которых равна .
Динамический коэффициент , равный отношению максимального динамического прогиба торфяного основания, вызываемого движущимся автомобилем, к величине статического прогиба определяют по графику (рис. П.4.5) в зависимости от коэффициента демпфирования . Для 1-го расчетного случая равен , для второго - ( в МПа) или ( в ).
В случаях, когда не выполняется требование формулы (1), обеспечивающее допустимые колебания насыпи на торфе, находящейся под действием динамической нагрузки, необходимо наметить мероприятия по снижению колебаний.
Основным и наиболее простым способом снижения ускорений колебаний земляного полотна на торфяном основании является увеличение толщины насыпного слоя, что обеспечивает уменьшение частот и амплитуд колебаний, и, в конечном счете, снижает ускорения колебаний.
Если по условиям продольного профиля поднятие насыпи нежелательно, для увеличения толщины насыпного слоя можно пользоваться методами временной пригрузки или частичного выторфовывания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.