Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2017 г. N Ф07-5759/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А21-6245/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Дейкун А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Булка М.А. - доверенность от 10.06.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32687/2016) МАУ дополнительного образования "Детская школа искусств города Зеленоградска" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2016 по делу N А21-6245/2016(судья Сергеева И.С.), принятое
по заявлению МАУ дополнительного образования "Детская школа искусств города Зеленоградска"
к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное)
о признании незаконным решения от 05.08.2016 N 049/013/024-2016
установил:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств города Зеленоградска" ( ОГРН 1023902054307, место нахождения: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Тургенева, д. 5-Б; далее - Школа, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902054550, место нахождения: Калининградская область, г. Светлогорск, Калининградский проспект, д. 68А; далее - Управление) от 05.08.2016 N 049/013/024-2016 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 18.10.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902054550) от 05 августа 2016 года N 049/013/024-2016 в части привлечения Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств города Зеленоградска" (ОГРН 1023902054307) к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в виде штрафа в сумме 421 545,62 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Школы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении Школы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по итогам которой составлен акт от 01.07.2016 N 049/013/027-2016.
По результатам рассмотрения акта Управлением принято решение от 05.08.2016 N 049/013/024-2016 о привлечении Школы к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 426 545,62 руб. Названным решением заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 2 132 728,12 руб. и пени в сумме 293 913,49 руб.
Основанием для начисления недоимки по страховым взносам, пени и наложения штрафа явился вывод Управления о неправомерном применении Школой в проверяемый период пониженного тарифа, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Посчитав решение Управления незаконным и нарушающим ее права, Школа обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; предоставлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленные в пункте 8 ч. 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, в том числе в виде бюджетных субсидий, представляемых автономным учреждениям. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами Управление в ходе проверки страхователя МАУ ДО "ДТТТИ города Зеленоградска" (далее -Учреждение) выявило нарушение п. 8 ч. 1 и ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в связи с неправомерным применением пониженных тарифов страховых взносов. Был составлен акт, на основании которого было принято решение о привлечении Учреждения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, доначислены страховые взносы в сумме в сумме 2 132 728,12 руб., в том числе: в Пенсионный фонд РФ в сумме 603 907,33 руб., в ФФОМС в сумме 1 528 820,79 руб. и пени в сумме 293 913,49 руб., в том числе: в Пенсионный фонд РФ в сумме 83 409,69 руб., в ФФОМС в сумме 210 503,80 руб.
При этом установлено, что деятельность Учреждения связана с выполнением муниципального задания, затраты по исполнению которого возмещаются в рамках целевого бюджетного финансирования на основании соглашения между Управлением образования администрации муниципального образования "Зеленоградский район" и МАУ ДО "ДТТТИ города Зеленоградска" о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Основным видов экономической деятельности заявлен вид - дополнительное образование детей.
Частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ не предусмотрено определение доли доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности, в порядке, установленном статьей 251 НК РФ.
Доходы, указанные в статье 251 НК РФ не учитываются только при определении объекта налогообложения и налоговой базы для исчисления налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Порядок определения критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ не увязывается с порядком определения объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании Налогового кодекса.
Законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия, в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности, для применения пониженных тарифов страховых взносов от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании Налогового кодекса.
Таким образом, при определении общего объема доходов следует суммировать все доходы плательщика, включающие доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по всем видам деятельности и внереализационные доходы (то есть с учетом субсидии на выполнение муниципального задания, целевых субсидий, поступления в виде грантов).
Управление пояснило в суде первой инстанции, что заявленный вид основной деятельности Учреждения в форме РСВ-1, при подтверждении права на применение пониженного тарифа указанный как дополнительное образование детей (код 80.10.3 ОКВЭД), который поименован в подпункте "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ не может признаваться основным, так как доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания от общего объема доходов составляют: в 2013 - 6,63 %, в 2014 -6,23%, в 2015- 7,94%.
Такой вывод Управлением сделан на основании расчета объема доходов от деятельности не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги), который проверен судом и не оспаривается Учреждением.
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2013 г., 2014 г., 2015 г.; карточками счета: "Банк" 201.21:
- в 2013 году доходы Учреждения в виде субсидий составили - 11 550 000 рублей 00 копеек, доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 902 448 рублей 00 копеек, доходы в виде пожертвований -1 107 107 рублей 00 копеек, целевые поступления - 55 252 рубля 21 копейку.
- в 2014 году доходы Учреждения в виде субсидий составили - 12 750 172 рублей 00 копеек, доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания(платные услуги) - 940 645 рублей 00 копеек, доходы в виде пожертвований - 995 690 рублей 00 копеек, целевые поступления-401 811 рублей 14 копеек.
- в 2015 году доходы Учреждения в виде субсидий составили -12 844 700 рублей 00 копеек, доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания(платные услуги) - 1 214 813 рублей 33 копейки, доходы в виде пожертвований - 956 721 рубль 5 7 копеек, целевые поступления - 279 646 рублей 27 копеек.
Таким образом, расчет объема доходов от деятельности не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) будет следующим:
* 2013 год: доходы в виде субсидий -11 550 000 рублей, доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 902448 рублей, доходы в виде пожертвований -1 107 107 рублей 00 копеек, целевые поступления - 55 252 рубля 21 копейку. Общий объем доходов за 2013 год составил 13 614 807 рублей 21 копейку, соответственно доходы от вида деятельности, полученные в связи с выполнением муниципального задания в виде субсидий составляют 84,83 % (11550000,00/13614807,21); доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 6,63% в общем объеме доходов.
* 2014 год: доходы в виде субсидий - 12 750 172 рублей 00 копеек, доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 940 645 рублей, доходы в виде пожертвований -995 690 рублей 00 копеек, целевые поступления - 401 811 рублей 14 копеек. Общий объем доходов за 2014 год составил 15 088 318 рублей 14 копеек, соответственно доходы от вида деятельности, полученные в связи с выполнением муниципального задания в виде субсидий составляют 84,50 % (12750172,00/15088318,14); доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 6,23% в общем объеме доходов.
* 2015 год: доходы в виде субсидий- 12 844 700 рублей 00 копеек, доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 1 214 813 рублей 33 копейки, доходы в виде пожертвований - 956 721 рубль 57 копеек, целевые поступления - 279 646 рублей 27 копеек. Общий объем доходов за 2015 год составил 15 295 881 рубль 17 копеек, соответственно доходы от вида деятельности, полученные в связи с выполнением муниципального задания в виде субсидий составляют 83,97% (12844700,00/15295881,17); доходы от деятельности, не связанной с выполнением муниципального задания (платные услуги) - 7,94% в общем объеме доходов.
Поскольку, доход Учреждения, полученный от деятельности в области дополнительного образования, осуществляемый вне рамок бюджетного финансирования, поименованный в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ за период 2013, 2014, 2015 г.г. составил менее 70 (%) (в 2013 г. - 6,63%, в 2014 г. - 6,23%, в 2015 г. - 7,94%) и в соответствии с частью 1.4 статьи 58 Закона 212-ФЗ такой вид деятельности, не признается основным видом деятельности, то основным видом деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности в рамках муниципального задания, при котором основным источником финансирования являлись бюджетные средства, в том числе и на оплату страховых вносов, поэтому применение пониженного тарифа недопустимо.
В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанный в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3^4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Таким образом, довод Учреждения о недостаточности выделенных бюджетных средств для оплаты страховых взносов в установленном порядке, не снимает с него обязанности уплатить страховые взносы в соответствии с нормативным регулированием.
Довод Учреждения со ссылкой на п. 3 ст. 189 АПК РФ об обязанности доказывания Управлением достаточности у Учреждения денежных средств для оплаты страховых взносов в общем порядке, также является не состоятельным. Исходя из выше приведенных правовых норм, организация имеет право на применении пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД в данном случае - образование; долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности не менее 70 % в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Не соблюдение данных условий послужило основанием для принятия оспариваемого решения. Наличие обстоятельства о достаточности денежных средств для оплаты страховых взносов в установленном порядке при принятии данного решения законом не предусмотрено. При этом, необходимо отметить, что Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, муниципальным заданием и за счет средств, выделенных в виде субсидий на выполнение муниципального задания. На основании плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, ему выделяется достаточно бюджетных средств в том числе на оплату труда работников с учетом страховых взносов. На следующий год указанный план составляется с учетом утвержденного штатного расписания. Согласно постановлению Главы администрации МО "Зеленоградский район" от 15.10.2009 года N 1257 финансирование выполнения муниципального задания осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете учреждения. То есть в пределах средств, заложенных в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, необоснованное уменьшение средств бюджета Учреждением в плане финансово-хозяйственной деятельности не свидетельствует о недостаточности выделяемых бюджетных средств для оплаты страховых взносов в установленном порядке, так как средства выделяются в том количестве, в котором они запрошены в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов и не правильное исчисление страховых вносов Учреждением, не может повлиять на законность принятого решения Управлением ПФР в Светлогорском районе.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отклонил довод Учреждения о применении позиции Определения Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2335-0 с 01.01.2015 года, поскольку нормативный акт неконституционным не признавался, а заявителю было отказано в принятии жалобы к рассмотрению.
В связи с изложенным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи с нарушением норм процессуального права не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2016 по делу N А21-6245/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6245/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2017 г. N Ф07-5759/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МАУ дополнительного образования "Детская школа искусств города Зеленоградска"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное)