Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф04-505/17 настоящее постановление отменено
город Омск |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А75-6691/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15530/2016) общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2016 года по делу N А75-6691/2016 (судья Агеев А.Х.), по иску общества с ограниченной ответственностью "ГАЗКАПИТАЛ" к обществу с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР" о взыскании 18 102 792 руб.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР" - представителя Сивакова С.В. по доверенности N ГМС-34/47/17 от 01.01.2017 сроком действия по 30.06.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "ГАЗКАПИТАЛ" - представителя Репьева А.А. по доверенности N 90 от 27.04.2016 сроком действия по 27.04.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГАЗКАПИТАЛ" (далее - ООО "ГазКапитал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР" (далее - ООО "ГМС", ответчик) о взыскании 14 479 805 руб. неосновательного обогащения за период с 01.04.2015 по 13.02.2016 (л.д. 156).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.10.2016 по делу N А75-6691/2016 исковые требования удовлетворены.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ООО "ГМС" указывает, что в случае, если субъект регулирования в течение предыдущего расчетного периода действия тарифов понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе: расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию и услуги, потребляемые организацией; расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлеченных для покрытия данных расходов, указанные расходы учитываются при определении необходимой прибыли, определяемой при установлении тарифа на следующий расчетный период их действия. При подаче документов в уполномоченный орган для установления тарифа, истец предоставил все документы, подтверждающие его расходы, связанные с регулируемым видом деятельности (транспортировкой газа). При этом установленный тариф уже содержит в себе необходимую норму прибыли, позволяющую компенсировать истцу убытки прошлых лет, т.е. тех расходов, которые были понесены до утверждения тарифа, данное возмещение происходит не единовременно, а растянуто во времени на период срока действия тарифа. У ответчика не возникло неосновательное обогащение, т.к. он не получил и не сберег за счет истца никакого имущества, поскольку услуги по транспортировке газа оплачивает потребитель. С 01.07.2016 введены в действие новые розничные цены на газ, реализуемый населению, а также управляющим организациям на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, уже с учетом тарифа ООО "ГазКапитал" на транспортировку газа. В спорный период у истца отсутствовал утвержденный в установленном порядке тариф на транспортировку газа. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не обосновал сумму неосновательного обогащения, взысканную с ответчика.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "ГазКапитал" просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ГазКапитал" является собственником участка магистрального газопровода "Правдинское месторождение - Сургутская ГРЭС", от ПК 1050 до ПК 1626, назначение: для транспортировки газа, протяженность 57 600 м., адрес местонахождения объекта: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский, Сургутский район, Правдинское месторождение, что подтверждается договором купли-продажи от 17.02.2015 N СТГ.223/15, свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2015 N 86-АБ 907936 (л.д. 70-72, 75).
30.03.2015 ООО "ГазКапитал" (исполнитель) и ООО "ГМС" (заказчик) заключен договор N 63-3-64-0132/15 (л.д. 10-11) по условиям которого исполнитель обязался оказать заказчику услуги по транспортировке газа по собственной системе магистральных газопроводов "Правдинское месторождение - Сургутская ГРЭС" в обратном направлении от АГРС (162 км.) ОАО "Сургутнефтегаз" до врезки на г. Нефтеюганск (106 км.) протяженностью 56 км. Заказчик обязался оплачивать услуги по транспортировке газа, предусмотренные в соответствии с условиями пункта 4 договора.
Согласно подпунктам 4.1, 4.2 договора N 63-3-64-0132/15 стоимость услуг по договору определяется исходя из размера тарифа на транспортировку газа, утвержденного Федеральной службой по тарифам Российской Федерации для исполнителя. Расчеты по настоящему договору производятся заказчиком ежемесячно не позднее 15-го числа, следующего за отчетным, на основании подписанных сторонами актов на оказание услуг и счетов-фактур, выставляемых исполнителем, но в любом случае не ранее момента утверждения для исполнителя тарифа на оказание услуг по транспортировке газа. До утверждения тарифов на услуги по транспортировке газа расчеты по договору не производятся.
Договор заключен сроком с 30.03.2015 по 31.12.2016, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.1 спорного договора в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 01.12.2015, л.д. 12).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.09.2015 N 889/15 (л.д. 73-74) введено государственное регулирование в отношении ООО "ГазКапитал" в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2015 N 1296/15 (л.д. 62, 82) утвержден тариф на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу ООО "ГазКапитал" на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Тариф на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу, утвержденный настоящим приказом, учитывается при формировании цен на газ для потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
Указанный приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2016, регистрационный N 40890.
Как указывает истец, в период с апреля 2015 года по февраль 2016 года ООО "ГазКапитал" оказывало ответчику услуги транспортировке газа по собственному магистральному газопроводу "Правдинское месторождение - Сургутская ГРЭС", протяженность 56 км. Ссылаясь на то, что услуги по транспортировке газа за спорный период ООО "ГМС" не оплачены, ООО "ГазКапитал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском
Удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи ООО "ГМС" апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в предмет доказывания по настоящему делу входят факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в результате пользования услугами последнего; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для пользования услугами истца; размер неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в спорный период (с 01.04.2015 по 13.02.2016) отношения ООО "ГМС" и ООО "ГазКапитал" по транспортировке газа по принадлежащему последнему участку магистрального газопровода "Правдинское месторождение - Сургутская ГРЭС", от ПК 1050 до ПК 1626 протяженностью 57 600 м., урегулированы договором N 63-3-64-0132/15 заключенным сторонами 30.03.2015. При этом в указанном договоре стороны согласовали, что до утверждения тарифов на услуги по транспортировке газа расчеты по договору не производятся (пункт 4.2 договора).
Указанное, свидетельствует о наличии у ответчика правовых оснований для пользования услугами истца по транспортировке газа в спорный период.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
В соответствии с положениями статьи 23 Закона N 69-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения N 1021).
Согласно пункту 4 раздела II Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации в числе прочих подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и розничные цены на газ, реализуемый населению.
В силу пункта 3 Основных положений N 1021 цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пункту 11 Основных положений N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания), на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку).
В силу пунктов 10, 11, 15 Методических указаний расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных Федеральной службы по тарифам тарифов на услуги по транспортировке газа.
Согласно правой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 03.02.2009 N 13348/08, по смыслу статьи 424 ГК РФ, а также законодательных актов в сфере газоснабжения устанавливаемые уполномоченными государственными органами цены на газ должны применяться в течение периода их действия теми лицами, для которых они установлены.
Следовательно, применение этих цен относится к императивным правилам заключения и исполнения договоров гражданско-правового характера, а их установление направлено на урегулирование имущественных отношений в сфере гражданского оборота и рассчитано на неоднократное применение.
Правило об обращении в уполномоченный орган за установлением регулируемой цены (тарифа) направлено на стимулирование владельцев газораспределительных сетей к установлению им регулирующим органом тарифов и исключению возможности злоупотреблений со стороны этих субъектов, в том числе направленных исключительно на нарушение прав потребителей и получение дополнительной прибыли.
Представленные ООО "ГазКапитал" в материалы дела доказательства не позволяют установить, что при расчете розничных цен на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденных приказами Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10.06.2014 N 55-нп, от 09.06.2015 N 66-нп, действовавшими в спорный период, учитывались расходы на транспортировку газа по газопроводу, принадлежащему истцу, и если учитывались то в каком размере.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что конечные потребители газа перечисляли ответчику в спорный период в составе цены газа стоимость услуг по его транспортировке по газопроводу ООО "ГазКапитал".
Апелляционный суд полагает недопустимым расчет размера неосновательного ответчика за период с 01.04.2015 по 13.02.2016 (л.д. 156) исходя из тарифа утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2015 N 1296/15 на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу ООО "ГазКапитал" на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, подлежащего применению с 14.02.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ООО "ГазКапитал" не представило допустимых доказательств подтверждающих факт и размер неосновательного обогащения ООО "ГМС" за счет истца.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для отмены судебного акта.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.10.2016 по делу N А75-6691/2016 подлежит отмене, апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 АПК РФ).
Исходя из размера рассмотренных уменьшенных исковых требований, подлежащая уплате государственная пошлина в соответствии с частью 6 статьи 52, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) составляет 95 399 руб.
При подаче иска, ООО "ГазКапитал" оплатило государственную пошлину в размере 113 514 руб. по платежному поручению N 181 от 12.05.2016 (л.д. 77).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований и удовлетворением апелляционной жалобы ответчика, с истца в пользу ООО "ГМС" подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 3 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2016 года по делу N А75-6691/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГАЗКАПИТАЛ" (ОГРН 1058600521352; ИНН 8603121793; место нахождения: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) из федерального бюджета 18 115 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 181 от 12.05.2016.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ГАЗКАПИТАЛ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР" (ОГРН 1157847298894; ИНН 7838042298; место нахождения: город Санкт-Петербург) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6691/2016
Истец: ООО "ГазКапитал"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Север"
Третье лицо: ООО "ГазКапитал", ООО "Газпром межрегионгаз Север"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-505/17
23.04.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-253/2019
02.11.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9915/18
13.06.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6691/16
12.03.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-505/17
18.12.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14768/17
11.09.2017 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6691/16
04.04.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-505/17
20.01.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15530/16
20.10.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6691/16