Lifts and service lifts. Part 6. Passenger lifts to be installed in reidential buildings. Planning and selection (MOD)
Дата введения - 1 июля 2009 года
Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила выбора, определения числа и параметров лифтов, устанавливаемых в жилых зданиях с целью обеспечения нормативного уровня обслуживания пользователей.
Настоящий стандарт предназначен для определения числа и параметров лифтов на начальном этапе проектирования жилого здания.
Требования настоящего стандарта распространяются на лифты, предназначенные для установки в новые жилые здания. Данные требования могут быть также применены при реконструкции существующих жилых зданий.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
ГОСТ 5746-2003 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
ГОСТ 28911-98 Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 основной посадочный этаж: Этаж, на котором входящие в здание люди имеют доступ к лифтам.
3.2 интервал движения лифтов: Показатель транспортной комфортности, выраженный в виде периода времени между двумя последовательными отправлениями кабин лифтов в заданном направлении (обычно на основном посадочном этаже).
3.3 провозная способность лифта (группы лифтов): Число пассажиров, перевозимых лифтом (лифтами) в течение заданного периода времени.
3.4 пассажиропоток: Число пассажиров, которое должно быть перевезено лифтами в заданный период времени.
3.5 доступность лифтов: Условия, обеспечивающие возможность для различных категорий пользователей беспрепятственно использовать лифты в соответствии с их назначением.
3.6 система управления по этажу назначения: Управление, при котором команда на этаж назначения регистрируется пассажиром на этажной площадке.
4 Общие положения
4.1 Лифты в жилых зданиях должны обеспечивать перевозку пассажиров с заданными показателями пассажиропотока и транспортной комфортности (интервала), а также таких крупногабаритных грузов, как мебель, носилки и т.п.
4.2 В случаях, предусмотренных [1], [2], лифты в жилых зданиях должны обеспечивать возможность безопасного транспортирования инвалидов и других лиц, относящихся к маломобильным группам населения по ГОСТ Р 51631.
4.3 В случаях, предусмотренных [1], [3], [4], в жилых зданиях следует предусматривать лифты для пожарных по ГОСТ Р 52382.
5 Число лифтов и их параметры
5.1 Общие требования
Число лифтов и их параметры определяют расчетом, приведенным в приложении А. Грузоподъемность (вместимость), скорость лифтов принимают по ГОСТ 5746.
Расчет устанавливает основные положения для наиболее общих условий работы лифтов.
В основу расчета (см. приложение А) положено сопоставление расчетного пассажиропотока с провозной способностью выбираемых лифтов.
Другой метод расчета основан на сопоставлении времени кругового рейса лифта с выбранным интервалом движения лифтов по [5].
Вариант определения числа и параметров лифтов при помощи диаграмм приведен в приложении Б.
При наличии индивидуальных особенностей в функционировании, планировке, организации работы лифтов и других факторов, оказывающих влияние на условия транспортирования, расчет должен проводиться с учетом влияния этих особенностей.
Расчет вертикального транспорта для жилых зданий проводится для следующих уровней транспортной комфортности:
- отличный уровень - интервал от 0 до 60 с;
- хороший уровень - интервал от 60 до 80 с;
- удовлетворительный уровень - интервал от 80 до 100 с.
Показатель интенсивности расчетного пассажиропотока для жилых зданий принимают 4%-8% от числа пользующихся лифтами жильцов в течение пикового пятиминутного периода.
Число жильцов, пользующихся лифтами, определяется с учетом:
[3] - для 1,2-3,0 человека на квартиру, [2] - 18 общей площади квартиры на одного человека.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5 Для многоэтажных жилых зданий с интенсивными пассажиропотоками, в которых лифтовые установки оснащаются компьютеризованными системами управления, число и параметры лифтов определяются методами математического моделирования.
5.3 При установке в здании (подъезде) одного лифта его грузоподъемность должна быть не менее 630 кг, размеры кабин (ширина х глубина) 2100х1100 мм или 1100х2100 мм по ГОСТ 5746.
6 Расположение лифтов
Лифты рекомендуется устанавливать в ряд. Менее предпочтительна установка лифтов напротив или под углом друг к другу, т.к. это затрудняет вход и выход пассажиров.
Не рекомендуется установка лифтов, при которой кабины расположены задними стенками друг к другу. Такое расположение исключает возможность применения группового управления и эффективного обслуживания пассажиропотока.
В один ряд рекомендуется устанавливать не более четырех лифтов.
Максимальная глубина лифтового холла при однорядном расположении лифтов, измеряемая от передней стенки шахты лифта до противоположной стены лифтового холла, должна быть не менее глубины наиболее глубокой кабины.
Глубина лифтового холла при установке лифтов, обеспечивающих транспортировку больного на носилках скорой помощи, должна быть не менее:
1,5 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширина х глубина) 2100х1100 мм;
2,1 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширина х глубина) 1100x2100 мм.
При двухрядном расположении лифтов глубина лифтового холла должна быть не менее:
1,8 м - для лифтов размерами кабин (ширина х глубина) 2100х1100 мм;
2,5 м - для лифтов размерами кабин (ширина х глубина) 1100x2100 мм.
Приведенные выше требования к глубине лифтового холла установлены без учета возможности его использования для прохода людей, не намеренных воспользоваться лифтами.
При установке в зданиях лифтов для пожарных их расположение в составе группы обычных пассажирских лифтов следует принимать по ГОСТ Р 52382 и [6].
7 Организация работы лифтов, системы управления
Системы управления лифтами в жилых зданиях применяют по ГОСТ 28911. В жилых зданиях может также применяться система управления по этажу назначения.
С целью повышения эффективности работы лифтов могут применяться различные схемы организации обслуживания этажей здания, в том числе:
- лифты имеют остановки на всех этажах здания;
- лифты имеют остановки только на этажах, включенных в зону обслуживания. В этих случаях лифты с меньшей скоростью обслуживают нижнюю зону, а лифты с большей скоростью - верхнюю зону.
8 Выбор системы вертикального транспорта
Выбор системы вертикального транспорта, включающей в себя число и параметры лифтов, их расположение в здании, систему управления и организации работы лифтов, проводят на основании сравнительного анализа технико-экономических показателей различных вариантов, обеспечивающих необходимую провозную способность лифтов и нормативный показатель транспортной комфортности - интервал движения лифта.
Библиография
[1] СНиП 31-01-2003 |
Здания жилые многоквартирные |
[2] СНиП 35-01-2001 |
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения |
[3] МГСН 4.19-2005 |
Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и комплексов в г. Москва |
[4] СНиП 21-01-97 |
Пожарная безопасность зданий и сооружений |
[5] СП 31-107-2004 |
Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий |
[6] НПБ 250-97 |
Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования |
[7] Альбом строительных зданий АТ-5.100.71 ЦПКБ по лифтам | |
[8] ПБ 10-558-2003 |
Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52941-2008 (ИСО 4190-6:1984) "Лифты пассажирские. Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008 г. N 144-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию (Москва, 2008 г.)
Дата введения - 1 июля 2009 года
1 Подготовлен ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008 г. N 144-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 4190-6:1984 "Лифты и малые грузовые лифты. Часть 6. Пассажирские лифты для установки в жилых зданиях. Планирование и выбор (ISO 4190/6-84 "Lifts and service lifts. Part 6. Passenger lifts to be installed in residential buildings. Planning and selection")
При этом дополнительные положения и требования, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации, приведены в разделах 3, 5-8 и приложении А и выделены в тексте стандарта курсивом. Стандарт дополнен приложением А
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В
5 Введен впервые