Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Рекомендуемое
Методика
расчета толщины слоя замены слабого и пучинистого грунта дренирующим
Величину замены определяют расчетами, исходя из условий: обеспечения требуемой прочности основной площадки и ограничения величины деформаций железнодорожного пути под воздействием морозного пучения грунтов земляного полотна.
Расчет величины замены с целью обеспечения требуемой прочности основной площадки выполняют в такой последовательности:
1. Устанавливают величину нормативного давления под подошвой шпалы от воздействия поездной нагрузки.
2. Производят расчет и составляют график распределения нормальных напряжений по глубине от бровки полотна h от действия постоянной и поездной нагрузок (рис. 1).
3. Определяют величину критического давления для двух значений глубины h, например h = 0, h = 1 м по формуле
, (1)
где А и Б - параметры, значения которых устанавливают по номограмме рис. 2, в зависимости от сдвиговых характеристик грунта-сцепления С, кПа и угла внутреннего трения, , град.
Значения критического давления при h = 0 и h = 1 м наносят на график и через них проводят прямую , характеризующую закономерность изменения критического давления по глубине.
4. По точке пересечения кривой , величине нормативного давления поездной нагрузки и прямой устанавливают глубину , на которой величина действующих напряжений равна величине критического давления для данного грунта. Согласно теоретическим зависимостям на этой и больших глубинах возможность возникновения остаточных деформаций грунта в пределах основной площадки земляного полотна при действии расчетной нагрузки исключается. Поэтому толщину слоя замены можно назначать по условию
. (2)
5. Величину замены слабого грунта с целью ограничения деформаций пути под воздействием морозного пучения промерзающих грунтов земляного полотна определяют по формуле
, (3)
где Н - глубина сезонного промерзания; - допустимая высота пучения промерзающих грунтов основания, принимаемая в зависимости от скорости движения поездов, км/ч; f - интенсивность пучения грунтов естественного основания в долях единицы, принимаемая по табл. 1 рекомендуемого приложения 9; , - коэффициенты теплопроводности соответственно мерзлого и дренирующего грунтов замены, ;
Скорость Допустимая
движения величина суммарного
поездов, км/ч пучения h_д, мм
50 . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
51-70 . . . . . . . . . . . . . . . . 35
71-120 . . . . . . . . . . . . . . . . 25
121-180 . . . . . . . . . . . . . . . . 20
6. Толщину слоя замены целесообразно назначать равной большей из величин, полученных по формулам (1) - (3), но не более 1,5 м.
Примеры расчета
Дано. При инженерно-геологических изысканиях установлено, что основание выемки сложено пылеватыми суглинками, имеющими естественную влажность, равную , и следующие величины физико-механических и теплофизических характеристик:
; С = 15 кПа, ;
глубина сезонного промерзания Н = 240 см.
Решение. Выполняют расчет по условиям прочности основной площадки земляного полотна.
Строят график распределения напряжений по глубине (см. рис. 1). Для построения прямой по номограмме, приведенной на рис. 2, в зависимости от заданных величин С и находят значения А = 0,32 и Б = 2,0 м.
Задаваясь значениями глубины h = 0 и h = 1 м, получают точки прямой, характеризующей бытовое давление на этих глубинах при полученных значениях А и Б
;
.
По этим точкам на график распределения напряжений (см. рис. 1) наносят прямую и находят точку ее пересечения с кривой 2; ордината точки пересечения соответствует глубине . В данном примере см.
Выполняют расчет по условиям воздействия морозного пучения.
При скорости движения до 70 км/ч находят мм. Интенсивность пучения f = 0,15 (см. табл. 2 рекомендуемого приложения 9) при влажности . Теплопроводность пылеватого суглинка при этой влажности град-ч, теплопроводность дренирующего грунта град-ч (песок, при влажности W = 10%).
Подставляя приведенные данные в формулу (3), получим
м.
В данном случае , поэтому величину вырезки требуется назначать по величине . Но учитывая, что она больше 1,5 м, назначаем толщину слоя замены, равную 1,5 м, и одновременно предусматриваем мероприятия, направленные на осушение глинистых грунтов основания в зависимости от гидрогеологических, топографических и других природных условий*.
______________________________
* Методические рекомендации по проектированию земляного полотна железных дорог на пучинистых грунтах в суровых климатических условиях, М., ЦНИИС, 1986.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.