Ведомственные строительные нормы ВСН 12-87
"Причальные комплексы для перегрузки нефти и нефтепродуктов. Противопожарная защита. Нормы проектирования"
(утв. Министерством морского флота СССР 29 мая 1987 г.)
Срок введения в действие 1 июня 1987 г.
Вводятся впервые
Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР.
Настоящие правила должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов.
При проектировании системы противопожарной защиты причальных комплексов следует также руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами и правилами, государственными стандартами, инструкциями, "Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота", "Общими правилами морских торговых и рыбных портов", нормами технологического проектирования морских портов и другими действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень нормативных документов приведен в справочном приложении 1.
Тушение пожара на стоящем у причала танкере предусматривается мобильными средствами при немедленном отводе танкера на рейд, для чего любая нефтегавань должна быть обеспечена плавсредствами с системами водопенного тушения и водяного орошения, отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
Настоящие нормы не распространяются на следующие сооружения:
сливо-наливные причалы для перегрузки сжиженных газов, органических кислот, спиртов и других полярных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, свойства которых, в том числе по взрывопожарной опасности, несходны с аналогичными свойствами нефти и нефтепродуктов (справочное приложение 3);
береговые объекты комплекса, требования к противопожарной защите которых устанавливаются нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР;
стационарные судовые системы пожаротушения танкера.
Примечание. Системы пожаротушения танкера, противопожарные устройства и оборудование на них должны отвечать требованиям ОСТ 5.5491-80, "Правил классификации и постройки морских судов", Регистра СССР и "Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота".
1. Общие положения
1.1. Причальные комплексы, на которые распространяются настоящие нормы, включают:
причалы (пирсы) и причальные сооружения, размещенные на них служебные помещения, швартовые и отбойные устройства;
технологическую (оперативную) площадку причала (пирса) с размещенными на ней перегрузочным оборудованием (в том числе шлангующими устройствами), грузовыми и бункеровочными трубопроводами.
1.2. При проектировании причальных комплексов перегрузки нефти и нефтепродуктов следует предусматривать устройство САПЗ, обеспечивающей тушение пожара на технологической площадке причального комплекса либо в любой точке причала (пирса).
1.3. При проектировании САПЗ причального комплекса в расчет следует принимать один пожар, независимо от количества причалов и одновременно обрабатываемых танкеров. При обслуживании САПЗ причального комплекса и нефтебазы принимается 2 пожара - один на танкере и второй на нефтебазе, если нефтебаза I-й и II-й категории по СНиП II-106-79.
Взамен СНиП II-106-79 постановлением Госстроя РФ от 26 апреля 1993 г. N 18-10 с 1 июля 1993 г. введены в действие СНиП 2.11.03-93
1.4. САПЗ причального комплекса является взаимоувязанной частью порта и нефтебазы. Управление САПЗ портовой части должно осуществляться с центрального поста диспетчерской причальных комплексов.
1.5. Проектирование САПЗ зданий и сооружений (кроме сооружений технологической площадки) причального комплекса выполняется в соответствии с главами СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.09-84 с учетом настоящих норм.
1.6. Вид пожарной техники, ее количество и штаты пожарной охраны порта устанавливаются заданием на проектирование, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, и другими заинтересованными организациями.
2. Состав САПЗ причального комплекса
2.1. САПЗ причального комплекса предназначена для автоматического обнаружения и извещения о возникновении очага пожара на технологической площадке, автоматического тушения его воздушно-механической пеной, подачи воды для создания водяной завесы, предотвращающей распространение огня с причала на танкер либо наоборот, охлаждения водой несущих металлических конструкций причала (при их наличии), а также подачи воды для наружного пожаротушения зданий и сооружений, размещенных на технологической площадке.
2.2. САПЗ состоит из:
системы обнаружения и сообщения о пожаре (автоматическая пожарная сигнализация);
пожарной насосной станции подачи пресной воды (при недостаточном напоре в водопроводной сети) либо с устройством для запора морской воды из акватории, расположенного на берегу или непосредственно на причале (пирсе);
системы автоматического, дистанционного и местного управления насосными станциями;
резервуаров для хранения пенообразователя или его раствора;
наружных сетей трубопроводов (постоянно заполненных водой и раствором пенообразователя или сухих) с гидрантами;
системы растворопроводов со стационарно установленными пеногенераторами для тушения пожара на технологической площадке;
линии водяной завесы причала (пирса).
Принципиальные схемы САПЗ и ее элементов приведены на рис. 1-4.
2.3. САПЗ должна быть единой для всех защищаемых сооружений причального комплекса и береговых объектов, в том числе нефтебазы. Для нефтебаз, расположенных на расстоянии 1 км и более от причального комплекса устройство общей САПЗ определяется на основании экономической целесообразности.
Для небольших объектов или отдельно стоящих зданий и сооружений допускается применение автономной автоматической стационарной системы пожаротушения с использованием противопожарного водопровода.
3. Требования к САПЗ причального комплекса
3.1. В качестве основного средства тушения пожара должна предусматриваться воздушно-механическая пена средней кратности (80-100) с использованием пенообразователя на морской или пресной воде. Характеристики пенообразователей приведены в справочном приложении 3.
3.2. САПЗ причального комплекса должны обеспечивать тушение расчетного пожара на технологической площадке или танкере по наибольшему требуемому на тушение расходу*.
3.3. На технологической площадке причала необходимо предусматривать установку стационарных пеногенераторов, обеспечивающих подачу пены на всю площадь технологической площадки, но не менее, чем на 500 .
3.4. Установка водопенного тушения должна обеспечивать подачу раствора пенообразователя с интенсивностью не менее 0,08 л/с на 1 .
3.5. Для создания минимального слоя пены, обладающего изолирующей способностью при тушении пожара, высота бортиков ограждения технологической площадки должна быть не менее 0,4 м. Бортик устанавливается по контуру технологической площадки, не сокращая пожарные проезды.
3.6. Для САПЗ должны применяться стационарно установленные пеногенераторы типа ГПС с подключением их к распределительному трубопроводу раствора пенообразователя при помощи резьбовых соединений.
3.7. Пеногенераторы устанавливаются равномерно по периметру площадки с таким расчетом, чтобы пена подавалась преимущественно на шлангующие устройства (стендеры), задвижки, продуктовые трубопроводы и другие сооружения транспорта нефтепродукта.
3.8. Расчетное время работы установки по тушению пожара следует принимать равным 10 мин., а запас пенообразователя и воды на приготовление раствора пенообразователя из условния обеспечения трехкратного расхода раствора. При этом следует учитывать потребность в дополнительном количестве раствора пенообразователя для заполнения сухих растворопенопроводов и создания его запаса не менее 10 т (п. 30 приложения 13 "Правил перевозки ...").
3.9. Процентное содержание (концентрация) пенообразователя в растворе устанавливается в зависимости от вида пенообразователя и применяемой воды (пресной или морской) в соответствии с приложением 4. С целью повышения устойчивости воздушно-механической пены средней кратности (80-100) от влияния на нее морской воды, концентрацию пенообразователя в растворе необходимо принимать не менее 12%.
3.10. С целью регулирования подачи пенообразователя в зависимости от расчетного расхода допускается использование дозирующих шайб на пенопроводах (см. рис. 2).
3.11. По расчетной длине причала следует предусматривать устройство водяной завесы, с прокладкой трубопроводов вдоль бортика по линии кордона причала с внутренней стороны. В водяной завесе может быть применена морская вода.
3.12. Расчетную длину линии водяной завесы следует принимать равной длине выступающей части причала технологической площадки плюс 10 м в обе стороны, либо длине цилиндрической вставки расчетного танкера при сплошной причальной стенке.
3.13. Расход воды, оросители (насадки) завесы, напор в сети и внутренний диаметр питающего (распределительного) трубопровода следует выбирать по расчету, обеспечивая сплошную водяную завесу, превышающую не менее, чем на 3 м грузовую палубу в начале загрузки танкера по высоте. Свободный напор в сети трубопроводов водяной завесы должен быть не менее 0,7 МПа.
Расстояние между оросителями (насадками) не должно превышать 0,5 м. Минимальная интенсивность подачи воды водяной завесой должна быть не менее 1 л/с на 1 м ее длины.
3.14. При проектировании питательных (распределительных) трубопроводов водяной завесы и водопенной установки необходимо обеспечивать выполнение следующих требований:
питающий (распределительный) трубопровод следует проектировать кольцевым, в том числе и ответвления его на отдельные участки (технологическая площадка и т.д.). Подключение питающих трубопроводов к подводящей сети производится через задвижки с электроприводом или клапаны группового действия;
узлы управления следует устанавливать в непосредственной близости от трубопроводов подводящей сети, а при водозаполненной подводящей сети - отапливаемом помещении с температурой не ниже 5°С;
питающие и распределительные трубопроводы следует проектировать с уклоном к узлам управления. Узлы управления должны оборудоваться устройством для опорожнения трубопроводов.
3.15. При наличии металлических несущих гидротехнических конструкций причала и эстакад с трубопроводами кольцевая сеть противопожарного водопровода, с учетом расхода воды для работы водяной завесы, в соответствии с требованиями п. 2.1, должна обеспечивать расход воды на охлаждение этих металлических конструкций из расчета 0,05 л/с на 1,0 или 0,1 л/с на 1,0 м длины причала в пределах технологической площадки, а также 10 м за ее пределами.
При размещении на технологической площадке зданий и сооружений (операторные помещения, канализационные насосные станции, очистные сооружения и другие), связанных с работой перегрузочного комплекса, сеть пожарного водопровода, с учетом требований СНиП II-106-79, должна обеспечить расход воды на наружное и внутреннее пожаротушение этих зданий и сооружений.
3.16. Проектирование водопровода и зданий насосных станций следует осуществлять в соответствии со СНиП 2.04.02-84.
3.17. Противопожарный водопровод должен обеспечить одновременно орошение конструкции по п. 3.15 и тушение сооружений комплекса (но не менее 50 л/сек) и подачу воды на водяную завесу.
3.18. Сеть растворопроводов может быть постоянно заполненной раствором пенообразователя или сухотрубной (не заполненной раствором). Возможность применения сухотрубной системы определяется расчетом по допускаемой инерционности системы.
3.19. При проектировании системы пожаротушения с сухими растворопроводами инерционность всей системы САПЗ с момента возникновения пожара с учетом инерционности срабатывания извещателей (датчиков), не должна превышать 3 мин.
3.20. На подводящих трубопроводах (водопроводных и растворопенопроводных) у каждой технологической площадки следует предусматривать установку пожарных гидрантов или распределительных гребенок с соединительными головками диаметром 70 мм для подключения пожарных мобильных средств (автомашин, катеров и т.п.) с запорной арматурой, обеспечивающих подачу воды и раствора пенообразователя в их сеть.
3.21. Запорная трубопроводная арматура (задвижки, клапаны), а также пожарные гидранты рожки, гребенки и другое пожарное оборудование должна быть выполнена по I классу герметичности (ГОСТ 9544-75) в исполнении, предназначенном для эксплуатации на открытом воздухе в микроклиматических районах с морским климатом в соответствии с ГОСТ 15150-69*.
Взамен ГОСТ 9544-75 постановлением Госстандарта РФ от 2 июня 1994 г. N 160 с 1 января 1995 г. введен в действие ГОСТ 9544-93
3.22. Пожарные гидранты или распределительные гребенки устанавливаются не более 40 м от бортика технологической площадки.
3.23. Количество и места установки пожарных гидрантов или распределительных гребенок принимают по расчету, исходя из требуемых расходов воды и раствора пенообразователя на тушение пожара, но не менее двух на каждую технологическую площадку.
3.24. Распределительные гребенки оборудуются общей задвижкой, установленной непосредственно у подводящего трубопровода, а также задвижками (вентилями) у каждой соединительной головки, в том числе и устройством для опорожнения стояка.
3.25. На каждой технологической площадке следует предусматривать пожарный пост с комплектом пожарного оборудования, согласно ГОСТ 12.4.009-83 и п. 30 приложения 13 "Правил перевозки ...".
3.26. На причальном комплексе, в соответствии с требованиями СНиП II-106-79, "Правил перевозки нефти и нефтепродуктов танкерами морского флота" и других нормативных и руководящих документов ММФ, следует предусматривать устройство проезда для пожарных автомобилей шириной 4,5 м, а также площадки для разворота их размером не менее 12х12 м, в том числе для размещения на них не менее двух пожарных автомобилей для забора морской воды из акватории порта и подачи ее к месту очага пожара.
4. Требования по обеспечению пожарной безопасности причального комплекса и танкера, находящегося у причала (пирса)
4.1. Для предотвращения проливов нефтепродуктов на технологическую площадку причала (пирса) при аварии, а также отсоединения шлангующих устройств от приемных патрубков танкера, технологические трубопроводы и стендеры должны быть оборудованы быстро закрывающимися клапанами, а также устройствами защиты от гидравлического удара.
4.2. При получении сигнала о возникновении пожара на причальном комплексе, технологической площадке или танкере автоматически подается команда на автоматическую остановку продуктовых насосов с открытием задвижки на обводном сбросном трубопроводе в резервуар, закрытие отсекающих задвижек технологических трубопроводов, прекращение всех погрузочно-разгрузочных операций, закрытие секционных клапанов у шлангующих устройств, а после закрытия секционных клапанов, подается команда на отсоединение шлангующих устройств (стендеров) и затем на сброс швартовых концов.
4.3. На нефтепричалах, у которых обрабатываются танкеры грузоподъемностью 45 тыс. т и более, необходимо предусматривать, взамен швартовных тумб, швартовные устройства быстро отдающегося типа (откидные гаки) для обеспечения возможности быстрого отвода танкера при возникновении пожара на нем или на причале.
4.4. Быстро отдающиеся швартовные гаки должны быть сблокированы с положением отсекающих задвижек на технологических трубопроводах и шлангующих устройств (стендеров), отсоединенных от приемных патрубков танкера. При этом, в случае необходимого экстренного сброса швартовных концов танкера во время подачи на танкер жидкого груза и присоединенных к нему шлангующих устройств, действие быстроотдающихся гаков выполняется по установленной программе: закрытие задвижек, отсоединение и отвод стендеров и лишь затем - отдача швартовов.
5. Система автоматического управления, связь и сигнализация
5.1. При проектировании САПЗ следует предусматривать единую систему пожарной сигнализации, автоматики, блокировки и телефонной связи, объединяющую системы противопожарной защиты нефтебазы, причального комплекса с технологической площадкой, а также стоящего у причала танкера.
5.2. При получении сигнала о возникновении пожара на причальном комплексе, технологической площадке или танкере автоматически включается водяная завеса.
5.3. САПЗ должна быть обеспечена автоматическим, дистанционным и местным ручным управлением. Автоматическое управление осуществляется при срабатывании пожарных извещателей (датчиков). Дистанционный пуск может осуществляться с операторского или диспетчерского пункта причала (пирса), на которых имеется постоянный дежурный персонал, и с технологической площадки от узлов управления установок, а местное (ручное) - из насосной станции нефтебазы.
5.4. Пожарные извещатели (датчики) размещаются на технологической площадке и внутри защищаемых помещений зданий причала (пирса). Расстояние между автоматическими извещателями (датчиками), устанавливаемыми на технологической площадке, должно быть не более 6 м, а расстояние между извещателями ручного действия, устанавливаемыми по периметру причального сооружения - не более 100 м. Количество и схемы подключения, тип пожарных извещателей определяются с учетом требований главы СНиП 2.04.09-84.
5.5. Объекты и сооружения нефтегавани должны быть соединены прямой телефонной связью (минуя коммутаторы) с обслуживающим причальный комплекс пожарным депо, насосной пожарной станцией и помещением узла приготовления раствора пенообразователя, продуктовой насосной станцией, диспетчером нефтерайона, оператором припортовой нефтебазы и нефтеналивным причалом (пирсом). При этом пожарное депо должно иметь прямую телефонную связь с пунктом пожарной связи города.
5.6. Диспетчер (оператор) причального комплекса должен быть обеспечен прямой связью с обслуживающим пожарным депо, пунктом пожарной связи города, вахтенным дежурным на стоящем под погрузкой танкере. Кроме того, на танкере, пришвартованном к причалу (пирсу), должен устанавливаться выносной ручной пожарный извещатель типа ИПР, включаемый через искробезопасное устройство, - сигнализатор (ИУС) для подачи сигнала о пожаре на танкерах и автоматического включения САПЗ.
5.7. На причале (пирсе) следует предусматривать пункт подключения к системе громкоговорящей связи штабного пожарного автомобиля руководителя тушения пожара.
______________________________
* Если существующие системы САПЗ обеспечат пожаротушение технологической площадки и нефтебазы, потребный расход воды и пенообразователя для тушения пожара на танкере из САПЗ (см. рис. 1), при реконструкции и техническом перевооружении существующих причальных комплексов, допускается снижать на 50 %. Расчетная площадь тушения определяется равной площади горизонтального сечения наибольшего защищаемого помещения (танка). Интенсивность подачи пены 0,1 л/сек. на (табл. 3.7.1.3. и п. 3.7.1.1. Регистра СССР).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 12-87 "Причальные комплексы для перегрузки нефти и нефтепродуктов. Противопожарная защита. Нормы проектирования" (утв. Министерством морского флота СССР 29 мая 1987 г.)
Текст документа приводится по официальному изданию Министерства морского флота СССР, 1988 г.
Срок введения в действие 1 июня 1987 г.
Вводятся впервые
Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР
Настоящие правила должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов
Разработаны Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект"
Главный инженер Ю.А. Ильницкий
Начальник отдела стандартизации и метрологии М.И. Калашников
Ответственный исполнитель
Главный специалист Г.Ф. Баранов
Исполнитель В.И. Ярошенко
Одесским филиалом института "Черноморниипроект"
Главный инженер В.М. Таран
Исполнители Г.Ф. Колесников, А.И. Козловский
Внесены В/О "Морстройзагранпоставка"
Заместитель председателя М.Г. Тетенко
Согласованы
Госстроем СССР: письмо от 26 мая 1987 г. N АЧ-2418-8,
ГУПО МВД СССР: письмо от 15 декабря 1986 г. N 7/6/3373
Госкомнефтепродуктом РСФСР: письмо от 17 июля 1986 г. N 31/5
Миннефтепромом СССР: письмо ГУПиКС от 5 декабря 1986 г. N 6-1-33/1155