Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2017 г. N Ф03-1424/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А51-16645/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.В. Гуляевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-9636/2016
на решение от 02.11.2016
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-16645/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Дальзавод-Терминал" (ИНН 2536106323, ОГРН 1022501288831, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.11.2002) и общества с ограниченной ответственностью "ДальБрокерСервис" (ИНН 2538113453, ОГРН 1072538008278, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.09.2007)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании недействительными: решения от 06.06.2016 г. по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС рег. N РКТ-10702000-16/000187 и рег. N РКТ-10702000-16/000188; решения от 06.06.2016 г. о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976 и N 10702030/131014/0108872; решения от 29.07.2016 г. N 3054 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976, решения от 04.08.2016 г. N 3173 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/131014/0108872,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Дальзавод-Терминал": В.В. Новиков, по доверенности от 11.01.2017, сроком действия на 1 год, паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "ДальБрокерСервис": В.В. Новиков, по доверенности от 15.07.2016, сроком действия на 1 год, паспорт;
от Владивостокской таможни: А.М. Хисматулина, по доверенности от 16.08.2016, сроком действия до 15.08.2017, удостоверение; Д.В. Тополенко, по доверенности от 16.08.2016, сроком действия до 15.08.2017, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Дальзавод-Терминал" (далее - декларант, общество, ЗАО "Дальзавод-Терминал") и общество с ограниченной ответственностью "ДальБрокерСервис" (далее - таможенный представитель, ООО "ДальБрокерСервис") обратились в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительными решения от 06.06.2016 о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС рег. N РКТ-10702000-16/000187, решения от 06.06.2016 о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС рег. N РКТ-10702000-16/000188, решения от 06.06.2016 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976 и N 10702030/131014/0108872, решения от 29.07.2016 N 3054 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976, решения от 04.08.2016 N 3173 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/131014/0108872 с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 02.11.2016 суд удовлетворил заявленные требования, признав указанные решения таможни недействительными, как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 02.11.2016, таможня просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования общества оставить без удовлетворения.
В обоснование доводов жалобы, письменных пояснений к ней и отзыве на пояснения, таможня указывает, что спорный товар не может быть отнесен в товарную позицию 8426 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) "Судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном", так как погрузчик-ричстакер не является портальным погрузчиком, которые обычно состоят из шасси типа "широко расставленные ноги" и не имеет портала - металлической несущей конструкции П-образной формы.
Вместе с тем, согласно п. 131 распоряжения ФТС России от 01.03.2012 года N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", а также согласно п. 132 распоряжения ФТС России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" самоходные погрузчики, представляющие собой колёсные или гусеничные машины, оснащенные установленной сбоку или в задней части телескопической стрелой и предназначенные для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, классифицируются в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1 и 6 в товарной позиции 8427 ТН ВЭД ТС "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием". Ричстакер способен передвигаться в груженом состоянии, может поднимать контейнер вдоль продольной оси и провозить контейнер без помех через ворота рабочих цехов или портовых складских ангаров. Спорный товар специально сконструирован и предназначен для работы с таким навесным оборудованием, как спредер для захвата контейнеров.
Таким образом, таможня полагает, что спорные товары N 1 указанные в ДТ N10702030/250614/0056976 и N10702030/131014/0108872 полностью соответствуют характеристикам товарной позиции 8427 ТН ВЭД.
По мнению таможни, суд при принятии решения ошибочно сразу применил ОПИ 6 (для юридических целей классификации товаров в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям), игнорируя при этом ОПИ 1 (определяющими являются текст товарной позиции и примечания к разделам и группам).
Таможня считает, что изложенное участником ВЭД классификационное мнение, внесенное Поправками к Сборнику Классификационных Мнений (37-я сессия ВТО - март 2006 года), распространяется на ричстакер, в основе которого лежит принцип действия крана и не противоречит позиции таможенного органа в отношении классификации ричстакеров, задекларированных обществом. В отношении спорных товаров существует классификационное решение, принятое Комитетом по Гармонизированной Системе на 36-й сессии ВТО - сентябрь 2006 года
Доводы, изложенные в жалобе и дополнительных пояснениях представители таможенного органа в судебном заседании поддержали в полном объеме.
Представитель ЗАО "Дальзавод-Терминал" и ООО "ДальБрокерСервис" на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве и дополнительных пояснениях, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В связи с нахождением в отпуске судьи Т.А. Солохиной на основании определения от 27.02.2017 произведена замена судьи Т.А. Солохиной на судью В.В. Рубанову, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Во исполнение внешнеэкономического контракта N СМ14-04-13 от 10.04.2014, заключенного между ЗАО "Дальзавод-Терминал" и иностранной компанией "CARGOTEC Finland Oy" (Финляндия), на таможенную территорию России на условиях CIF Владивосток ввезен товар - погрузчик-ричстакер самоходный Kalmar DRF450-65S5, в соответствии с приложениями NN 1 и 2 к контракту, конкретизирующими сведения о комплектации и технических характеристиках товара.
В целях таможенного оформления указанного товара в таможенный орган подана ДТ N 10702030/250614/0056976, в графе 31 которой таможенный представитель указал: специализированный контейнерный погрузчик (ричстакер) KALMAR с выдвижной телескопической стрелой и спредером для захвата контейнеров сверху, модель - DRF450-65S5, серийный номер - В11300067, год выпуска - 2014, грузоподъемность 45т, для удобства транспортировки поставляется в полу разобранном виде, изготовитель: CARGOTEC FINLAND OY, товарный знак: KALMAR, марка KALMAR, страна происхождения - Финляндия.
Во исполнение внешнеэкономического контракта N СМ14-07-38 от 14.07.2014, заключенного между ЗАО "Дальзавод-Терминал" и иностранной компанией "CARGOTEC Finland Oy" (Финляндия), на таможенную территорию России на условиях CIF Владивосток ввезен товар - погрузчик-ричстакер самоходный Kalmar DRF450-65S5, в соответствии с приложениями NN 1 и 2 к контракту, конкретизирующими сведения о комплектации и технических характеристиках товара.
В целях таможенного оформления указанного товара в таможенный орган подана ДТ N 10702030/131014/0108872, в графе 31 которой таможенный представитель указал: специализированный контейнерный погрузчик (ричстакер) KALMAR с выдвижной телескопической стрелой и спредером для захвата контейнеров сверху, модель - DRF450-65S5, серийный номер - В11300131, год выпуска - 2014, грузоподъемность 45т, для удобства транспортировки поставляется в полуразобранном виде, изготовитель:CARGOTEC РОLAND SP.Z.O.O., товарный знак: KALMAR, марка KALMAR, страна происхождения - Польша.
В графе 33 обеих указанных ДТ декларантом указан классификационный код товара 8426 41 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС "Судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном: механизмы самоходные прочие: на колесном ходу: прочие: с телескопической стрелой и приспособлением захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 т".
Должностными лицами таможни после выпуска товаров была проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности заявленных сведений о классификационном коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в отношении товаров, задекларированных по ДТ N N 10702030/250614/0056976, 10702030/131014/0108872 (товар N 1), по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки N10702000/400/060616/А0025 от 06.06.2016.
На основании акта камеральной проверки таможенным органом были приняты решения по классификации товара от 06.06.2016 регистрационные номера РКТ-107020000-16/000187 и РКТ-10702000-16/000188, согласно которым, соответственно, товар N 1 по ДТ N 10702030/250614/0056976 и товар N 1 по ДТ N 10702030/131014/0108872 классифицированы в соответствии с ОПИ 1 и 6 по коду 8427 20 190 9 ТНВЭД ЕАЭС.
Одновременно, в связи с материалами камеральной таможенной проверки, таможенным органом было принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 06.06.2016, в соответствии с которым декларанту необходимо: 1) внести в ДТ N 10702030/250614/0056976 следующие изменения и (или) дополнения: в графе 33 - вместо кода 8426410003 указать 8427201909, в графе 47 - исключить сведения о ссылке на пп. 7 ст. 150 НК РФ, постановление N 372 от 30.04.2009, являющиеся основанием для освобождения от уплаты НДС, в графах 47 и B - внести изменения в части начисления и подробностей подсчета таможенной пошлины по ставке 5 % в сумме 1 005 311,10 руб., НДС в сумме 3 800 075,96 руб., что в совокупности повлекло дополнительную уплату таможенных платежей в сумме 4 805 387,06 руб.; 2) внести в ДТ N 10702030/131014/0108872 следующие изменения и (или) дополнения: в графе 33 - вместо кода 8426410003 указать 8427201909, в графе 47 - исключены сведения о ссылке на пп. 7 ст. 150 НК РФ, постановление N 372 от 30.04.2009, являющиеся основанием для освобождения от уплаты НДС, в графах 47 и B - в части начисления и подробностей подсчета таможенной пошлины по ставке 5 % в сумме 1 110 420,15 руб., НДС в сумме 4 197 388,17 руб., что в совокупности повлекло дополнительную уплату таможенных платежей в сумме 5 307 808,32 руб.
На основании указанных решений таможней в адрес заявителей были направлены требования об уплате таможенных платежей по указанным ДТ, соответственно, в размере 4 805 387,06 руб. и 5 307 808,32 руб.
Одновременно с требованиями об уплате таможенных платежей, таможенным органом были направлены декларанту решения N 3054 от 29.07.2016 и 3173 от 04.08.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10702030/250614/0056976 и N 10702030/131014/0108872, соответственно.
Согласно этим решениям, таможенным органом начислены пени на суммы таможенных платежей, доначисленных в соответствии с вышеуказанными решениями таможенного органа от 06.06.2016 г., в размерах 1 110 193,37 руб. по ДТ N 10702030/250614/0056976 и 1 064 349,26 руб. по ДТ N 10702030/131014/0108872.
Не согласившись с вынесенными решениями о классификации товаров и о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, посчитав, что они не соответствуют Таможенному кодексу Таможенного союза и Закону о таможенном регулировании и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, декларант и таможенный представитель обратились в арбитражный суд с заявлением о признании этих решений недействительными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД), а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с ОПИ 1, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ 2-5, и только, в случае невозможности классификации товара на основании указанного правила (в случае, если невозможно исходя из текста товарной позиции, с учётом примечаний к разделам или группам определить код товара), последовательно применяются ОПИ 2-5.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определённого набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Как следует из материалов дела, обществом в ДТ N 10702030/250614/0056976 был заявлен товар N 1: специализированный контейнерный погрузчик (ричстакер) KALMAR с выдвижной телескопической стрелой и спредером для захвата контейнеров сверху, модель - DRF450-65S5, серийный номер - В11300067, год выпуска - 2014, грузоподъемность 45т, для удобства транспортировки поставляется в полуразобранном виде, изготовитель: CARGOTEC FINLAND OY, 16 А51-16645/2016 товарный знак: KALMAR, марка KALMAR, объем двигателя 10800 см3, идентификационный номер отсутствует, мощность: 348 л.с., страна происхождения - Финляндия, вес брутто 69470 кг, вес нетто 69320 кг, таможенная стоимость 20 106 222 руб.; в ДТ N 10702030/131014/0108872 был заявлен товар N 1: специализированный контейнерный погрузчик (ричстакер) KALMAR с выдвижной телескопической стрелой и спредером для захвата контейнеров сверху, модель - DRF450-65S5, серийный номер - В11300131, год выпуска - 2014, грузоподъемность 45т, для удобства транспортировки поставляется в полуразобранном виде, изготовитель: CARGOTEC РОLAND SP.Z.O.O., товарный знак: KALMAR, марка KALMAR, объем двигателя 10800 см3, идентификационный номер отсутствует, мощность: 348 л.с., страна происхождения - Польша, вес брутто 70280 кг, вес нетто 70100 кг, таможенная стоимость 22 208 403 руб.
Судом первой инстанции установлено, что указанные товары были классифицированы заявителями по классификационному коду 8426 41 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС "Судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном: механизмы самоходные прочие: на колесном ходу: прочие: с телескопической стрелой и приспособлением захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 т", ставка ввозной таможенной пошлины по которому составляет 0% от таможенной стоимости товаров.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ТС, утверждёнными Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии в данную товарную позицию включаются самоходные машины, у которых один или более элементов привода ходового устройства или управления, перечисленных выше, расположены в кабине подъёмной или погрузочно-разгрузочной машины (в основном крана), установленной на колёсном шасси, независимо от того, может ли агрегат в целом двигаться по дороге своим ходом или нет. Краны данной товарной позиции обычно не передвигаются под нагрузкой или, если они передвигаются под нагрузкой, их движение ограничивается и является вспомогательным действием по отношению к их основной функции - поднятию грузов.
В данную товарную позицию, в частности, включаются (5) Портальные погрузчики, которые состоят из шасси типа "широко расставленные ноги" обычно с вертикальными телескопическими элементами для регулировки высоты; это шасси обычно устанавливается на четырёх или более колёсах с шинами, которые, как правило, являются одновременно как ведущими, так и управляемыми колесами, для того, чтобы обеспечить маневренность в пределах очень малого радиуса поворота; согласно конструкции они способны устанавливаться над грузом, поднимать его с помощью специальных захватывающих устройств, перевозить груз на короткие расстояния и затем снова опускать его; некоторые из этих погрузчиков имеют значительную ширину и высоту для того, чтобы размещаться непосредственно над транспортными средствами для поднятия или опускания груза.
Портальные погрузчики используются на заводах, складах, доковых площадках, в аэропортах и прочих объектах для погрузки и разгрузки длинномерных грузов (таких как фасонные профили, стволы деревьев, лесоматериалы и т.д.) или для укладки контейнеров в штабель.
(11) Тележки, оснащённые подъёмным краном, предназначенные для перемещения грузов на короткие расстояния внутри заводов, складских помещений, на доковых площадках или в аэропортах с помощью лёгкого крана, установленного на шасси, выполненном, как правило, в виде коробчатой рамы с большой колёсной базой и широкой колеёй, чтобы предотвратить опрокидывание.
Вместе с тем, коллегия полагает, что ввезенный обществом товар не обладает признаками, присущими портальным погрузчикам и не соответствует товарной позиции 8426 ТН ВЭД ТС, поскольку в тексте товарной позиции 8426 ТН ВЭД ТС термин "погрузчики" использован только в отношении портальных погрузчиков, что означает, что погрузчики, имеющие конструкцию и выполняющие функции, отличные от конструкции и функций портальных погрузчиков, классифицируются в иных товарных позициях ТН ВЭД ТС.
В товарную позицию 8427 ТН ВЭД, которую применил таможенный орган, включены автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащённые подъёмным или погрузочно-разгрузочным оборудованием: погрузчики самоходные прочие: с высотой подъёма 1 м или более: прочие.
В соответствии с Пояснениями за исключением портальных погрузчиков и тележек, оснащённых подъёмным краном товарной позиции 8426, в данную товарную позицию включаются погрузчики, оснащенные подъёмным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Погрузчики данной товарной позиции включают, в том числе:
(1) Автопогрузчики с вилочным захватом с механическим приводом, которые иногда бывают больших размеров, поднимают груз на подъёмной каретке, которая перемещается по вертикальной стойке; подъёмный механизм обычно располагается впереди водителя, и предназначен для поддерживания груза во время движения и подъёма груза с целью его укладки или погрузки на транспортное средство. К данной категории товаров также относятся автопогрузчики с боковой загрузкой, которые предназначены для погрузки и разгрузки длинномерных грузов (балки, доски, трубы, контейнеры и т.д.); они обычно оснащены платформой для удержания груза во время его перевозки на короткие расстояния. Подъёмное устройство вышеуказанных автопогрузчиков обычно приводится в действие силовым блоком транспортного средства и, как правило, предусматривает оснащение различным специальным навесным оборудованием (вилочные захваты, укосины, ковши, грейферы и т.д.) в соответствии с видом груза, подлежащего погрузке.
(2) Прочие штабелирующие устройства, обычно устанавливаемые на тележки, оснащаются платформами или вилками, которые могут подниматься и опускаться вдоль вертикальных опор посредством ручных лебедок или лебедок с приводом от двигателя или реечной системы; они используются для укладки мешков, ящиков, бочек и т.д.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в товарной позиции 8426 классифицирована техника, предназначенная для погрузки и разгрузки в статичном положении либо с передвижением ограниченном пространстве, в то время как для техники, перечисленной в товарной позиции 8427 характерны функции перемещения груза на неограниченное в пространстве расстояние.
Из технической документации, следует, что погрузчик-ричстакер самоходный с телескопической стрелой модели Кальмар DRF450-65S5 в стандартном исполнении обладает следующими характеристиками:
Грузоподъемность 45 000 кг
Высота подъема 15 100 mm под поворотными замками
Масса 69 470 кг
Колесная база Двигатель QSM11
Трансмиссия Дана серии ТЕ 32 000 Автоматическая КПП
Ведущий мост с необслуживаемыми маслозаполненными дисковыми тормозами
Шины 18.00 х 25 / PR 40 полностью взаимозаменяемые
Навесное оборудование верхний спредер с цепным раздвижением для работы с международными 20'-40' ISO контейнерами
Окружающая температура -30/+35 (хранение -35С/+40С) град. Цельсия.
Согласно технической документации ввезенный товар представляет собой самоходное транспортное средство, смонтированное на шестиколесном шасси, служащим в качестве несущей конструкции для узлов и агрегатов машины, с приводом от дизельного двигателя, с установленной на шасси закрытой кабиной водителя, оснащён телескопической стрелой, имеющей оборудование для захвата контейнеров сверху (спредер), предназначен для обработки контейнеров. Кабина не является частью подъемного устройства. Грузоподъёмная стрела рассчитана для переноса тяжестей. Устройство для обработки контейнеров включает в себя привариваемую к нейтральной оси телескопическую стрелу, к которой крепится спредер. Стрела состоит из двух секций: внутренней и наружной, при этом внутренняя секция имеет возможность перемещения внутри наружной. Функции подъёма и выдвижения стрелы приводятся действие гидравлическими цилиндрами. Во внутренней секции стрелы закреплено поворотное устройство для поворота контейнера во время погрузочно-разгрузочных работ. Поворотное устройство состоит из верхней станины и нижней станины, которые соединены друг с другом через мощный подшипник. Вращение обеспечивается двумя гидравлическими моторами, которые приводят в движение зубчатый венец. Основной функцией навесного оборудования (спредера) является прочная фиксация контейнера во время его подъёма и опускания, что достигается с помощью четырёх поворотных замков, которые вращаясь, осуществляют захват узлов крепления, расположенных по углам контейнера. Широкая свобода действий, обеспечиваемая грузоподъёмным оборудованием, исключает необходимость подъезжать к контейнеру под углом 90 градусов. Ричстакер также позволяет обрабатывать загруженные контейнеры в стеснённом пространстве, одновременно предоставляя водителю оптимальный круговой обзор. Ричстакер способен передвигаться в гружёном состоянии, может также поднимать контейнер вдоль продольной оси и провозить контейнер без помех через ворота рабочих цехов или портовых складских ангаров, удерживая его в продольном положении на небольшой высоте от пола.
Исходя из конструктивных особенностей ричстакера, в отличие от крана у ричстакера отсутствует платформа, вращающаяся на 360 градусов в плане на которой установлена телескопическая стрела; рабочая зона по перемещению грузов при неподвижной колёсной базе у ричстакера, по сравнению с кранами существенно ограничена.
Таким образом, ричстакер используется в большей степени для работ, связанных с необходимостью не столько произвести погрузку (разгрузку) груза, а для комплексной обработки этого груза, включая его перемещение по территории порта, т.е. на довольно значительные расстояния и штабелирование в определённом месте.
Следовательно, в данном случае ОПИ 1 позволяет однозначно отнести спорные товары к конкретной товарной позиции ТН ВЭД.
Согласно пункту 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы, определённые законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В силу пункта 7 статьи 57 ТК ТС, в целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств - членов таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза. После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений.
Согласно подпункту 1 пункта 131 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза отдельных товаров, утвержденного распоряжением ФТС России от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (действовавшего в спорный период) самоходные погрузчики, внешний вид которых приведен на рис. 1 - 3 (приложение N 5 к Сборнику), представляющие собой колесные или гусеничные машины, оснащенные установленной сбоку или в задней части телескопической стрелой и предназначенные для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, классифицируются в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1 и 6 в товарной позиции 8427 ТН ВЭД ТС. Такие машины могут поставляться с навесным погрузочно-разгрузочным оборудованием (типа ковша, вилочного захвата, укосины, грейфера и т.д.) или без него, что не изменяет их классификацию.
Аналогичное положение закреплено в подпункте 1 пункта 132.1 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза отдельных товаров, утверждённого распоряжением ФТС России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" вступившего в законную силу с 19.02.2015, согласно которому самоходные погрузчики, представляющие собой колёсные или гусеничные машины, оснащенные установленной сбоку или в задней части телескопической стрелой и предназначенные для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, классифицируются в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1 и 6 в товарной позиции 8427 ТН ВЭД ТС; такие машины могут поставляться с навесным погрузочно-разгрузочным оборудованием (типа ковша, вилочного захвата, укосины, грейфера и т.д.) или без него, что не изменяет их классификацию.
Исходя из описания рассматриваемых товаров, указанных в ДТ, а также иных представленных документов, характеризующих данные товары, коллегия приходит к выводу о том, что спорные ричстакеры не могут быть отнесены ни к портальным погрузчикам, ни к тележкам, оснащённым подъёмным краном, так как они соответствуют товарной позиции, указанной таможенным органом - 8427, в связи с чем вывод суда об обратном является ошибочным.
Таким образом, таможенный орган правильно классифицировал спорные товары N 1, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976 и N 10702030/131014/0108872 по коду 8427 20 190 9 ТН ВЭД "автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием - погрузчики самоходные прочие - прочие".
В связи с вышеизложенным коллегия считает, что решения Владивостокской таможни от 06.06.2016 о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС рег. N РКТ-10702000-16/000187 и рег. N РКТ-10702000-16/000188, решение от 06.06.2016 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976 и N 10702030/131014/0108872, а также решение от 29.07.2016 N 3054 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/250614/0056976о начислении пеней в общей сумме 1 110 193,37 руб. и решение от 04.08.2016 N 3173 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/131014/0108872 о начислении пеней в общей сумме 1 064 348,26 руб., соответствуют нормам действующего таможенного законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности коллегией не установлено.
Учитывая, что обжалуемое решение арбитражного суда вынесено необоснованно, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.11.2016 по делу N А51-16645/2016 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Дальзавод-Терминал" и общества с ограниченной ответственностью "ДальБрокерСервис" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16645/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2017 г. N Ф03-1424/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Дальзавод-Терминал", ООО "ДальБрокерСервис"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ