Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 4.
"Рекомендации по организации и ведению работ на произведениях живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства - объектах культурного наследия"
СРП-2007.4
Часть 4.1
"Рекомендации по ведению реставрационных работ на объектах культурного наследия - памятниках монументальной скульптуры"
СРП-2007.4.1
Введение
Настоящие рекомендации разработаны в связи с принятием Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 и Свода реставрационных правил (СРП-2007).
Рекомендации определяют задачи реставрации, устанавливают порядок организации и проведения исследовательских, реставрационных, противоаварийных и профилактических работ на объектах культурного наследия - памятниках монументальной скульптуры.
1. Термины и определения
1.1. Памятники монументальной скульптуры: Монументальные скульптурные произведения, созданные для увековечения людей или исторических событий и памятники монументального декоративного искусства, находящиеся на открытом воздухе из различных материалов.
1.2. Предмет охраны памятника монументальной скульптуры: особенности подлинного облика памятника и элементов, составляющих ансамбль памятника, послужившие основанием для включения в перечень объектов культурного наследия и подлежащие обязательному сохранению.
1.3. Реставрационный совет. Специально созданный либо существующий при органе охраны объектов культурного наследия (или при организации Заказчика) совет (комиссия) из представителей государственного органа охраны памятников и специалистов. Реставрационный совет осуществляет научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных и исследовательских работ непосредственно на объекте на всех этапах их проведения.
1.4. Техническое задание на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры (Техническое задание). Определяет состав исследовательских и реставрационных работ по памятнику, их объём, обоснованность и последовательность на основании решения реставрационного совета. Разработка Технического задания координируется заказчиком или поручается заказчиком в составе предварительных работ исполнителю, обладающему необходимой квалификацией и лицензией на данный вид работ.
1.5. Акт технического состояния памятника монументальной скульптуры. Составляется по результатам проведённых предварительных работ с целью обследования памятника и разработки Технического задания. Содержит данные, необходимые для составления сметной стоимости работ.
1.6. Методика реставрации: Документ, содержащий выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций. Методика реставрации разрабатывается исполнителем (подрядчиком) после его определения.
2. Общие положения
2.1. К объектам культурного наследия - памятникам монументальной скульптуры (ПМС) относятся монументальные скульптурные произведения, созданные для увековечения людей или исторических событий и памятники монументального декоративного искусства, находящиеся на открытом воздухе.
Монументальная скульптура, как вид искусства, объединяет различные по своим масштабам, технической сложности, пластическим решениям типы сооружений:
- одиночные статуи и скульптурные композиции, бюсты, надгробия, плиты с рельефом или надписью и т.д.;
- уникальный архитектурный декор и скульптурные композиции для фасадов зданий;
- ансамбли - мемориальные, парковые, ансамбли городских памятников. Ансамбль монументального памятника включает, помимо скульптурной доминанты, такие элементы, как ограды, бордюры, скамьи, лестничные марши, тумбы, декоративные вазы и т.д.;
- памятники малых архитектурных форм - колонны, обелиски, триумфальные арки, фонари, решётки, пушки, фонтаны, колокола и т.д.
2.2. Различная конструктивная и пластическая сложность ПМС определяет разные варианты проектной и исполнительской документации на выполнение научно-реставрационных работ.
2.3. Научная реставрация ПМС как объекта культурного наследия состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение материальной структуры памятника, его историко-культурных и художественных особенностей.
2.4. Научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре памятника технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Реставрационные технологии, технические средства и материалы не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.
2.5. Основным правилом проведения научно-реставрационных работ является обоснование любого вмешательства в современное состояние памятника.
2.6. Одним из условий поддержания экспозиционного вида и обеспечения сохранности памятника монументального искусства является систематический контроль и проведение реставрационных работ и мероприятий по профилактическому, текущему уходу.
3. Порядок оформления документации на выполнение работ
3.1. Исследовательские, консервационные и реставрационные работы по ПМС осуществляются юридическими и физическими лицами на основании лицензии на данный вид работ.
3.2. Заказчиками исследовательских, проектных и реставрационных работ по ПМС могут выступать государственный орган охраны объектов культурного наследия, пользователь, собственник, балансодержатель.
3.3. Контроль за ходом работ по сохранению ПМС осуществляется государственным органом охраны объектов культурного наследия, пользователем, собственником, балансодержателем. Функции оперативного методического контроля за ходом работ осуществляет специально созданный, либо существующий при органе охраны объектов культурного наследия (или при организации Заказчика), Реставрационный совет (комиссия) из представителей государственного органа охраны объектов культурного наследия, и специалистов.
3.4. Состав и объём работ по памятнику монументальной скульптуры определяется реставрационным советом. Решения реставрационного совета оформляются в виде протокола реставрационного совета.
Реставрационный совет определяет задачи, объём и содержание необходимых работ по памятнику монументальной скульптуры:
- реставрация памятника в целом или его элементов;
- противоаварийные работы;
- степень реставрационных вмешательств (консервация, реконструкция, копирование и т.д.).
- объём необходимых для проведения реставрации исследований - проведение отдельных видов исследований (аналитических, технологических и т.д.) либо комплексных научно-исследовательских работ.
В ряде случаев Реставрационный совет может вынести решение о необходимости разработки комплексной научно-проектной документации (в соответствии с частью 1 "Свода реставрационных правил" СРП-2007.1 "Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия"). Такая документация может быть необходима для масштабных, конструктивно и технически сложных монументов и ансамблей памятников, реставрация которых связана с проведением профессионального архитектурного и инженерного проектирования.
3.5. В соответствии с решением реставрационного совета заказчик организует разработку Технического задания на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры (далее - Техническое задание). Разработка Технического задания координируется заказчиком либо поручается заказчиком в составе предварительных работ исполнителю, обладающему лицензией на данный вид работ (п. 3.1. - 3.2. настоящих Рекомендаций).
Техническое задание является основным документом, определяющим набор исследовательских и реставрационных работ по памятнику, их обоснованность и последовательность, поэтому данный документ должен быть подготовлен квалифицированными специалистами - реставраторами монументальной скульптуры с привлечением, в случае необходимости, архитекторов и инженеров.
3.6. Техническое задание и сметная стоимость работ, рассчитанная на его основе в составе предварительных работ, публикуются в составе конкурсной документации для определения исполнителя (подрядчика) работ по памятнику монументальной скульптуры либо передаются заказчиком исполнителю при осуществлении работ без конкурса.
3.7. Техническое задание является основой для методики реставрации (аналогично проекту реставрации для памятников архитектуры). Методика реставрации разрабатывается исполнителем (подрядчиком) после его определения.
В ходе реставрации методика может быть дополнена, уточнена или изменена. Уточнения или изменения методики также утверждаются на промежуточных реставрационных советах и фиксируются протоколом.
3.8. Задание и разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения согласовывается и выдается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и на основании "Временного порядка рассмотрения обращений заявителей и выдаче заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения", утвержденного Распоряжением Росохранкультуры N 10 от 15 декабря 2008 г.
3.9. Исполнитель реставрационных работ может приступить к их проведению после получения разрешения, выдаваемого органами охраны объектов культурного наследия.
3.10. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования памятников, а также составление научно-реставрационной документации осуществляется за счет средств заказчика.
3.11. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и исполнителем, оговариваются условия выполнения работ, взаимные обязательства, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы, календарный план работ, лицензии, при необходимости протокол разногласий и др. документы.
3.12. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке и утвержденных заказчиком.
3.13. В случае выявления в процессе реставрации неучтенных видов и объемов работ исполнителем составляются локальные и исполнительские сметы на основании Актов скрытых и вновь выявленных работ.
4. Предварительные работы
4.1. Предварительные работы проводятся с целью разработки Технического задания на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры в соответствии с решением Реставрационного совета (реставрационно-консервационные либо противоаварийные работы, отдельные исследования или комплексные научно-исследовательские работы) и подготовку документов для определения сметной стоимости этих работ.
4.2. Заказчик организует разработку технического задания и может поручить проведение предварительных работ исполнителю, специализирующемуся в области реставрации памятников монументальной скульптуры и имеющему соответствующую лицензию на реставрационную деятельность.
Предварительные работы могут быть выполнены исполнителем на основании отдельного договора с заказчиком либо гарантийного письма и должны быть включены в последующем в сводный сметный расчет на реставрацию памятника в целом или отдельного этапа реставрации.
4.3. По результатам проведённых предварительных работ составляется "Акт технического состояния памятника". В структуру "Акта" входят следующие разделы, соответствующие составу предварительных работ по памятнику:
- анализ сведений о существующей документации по памятнику;
- результаты предварительного натурного обследования (дефектная ведомость);
- обмеры памятника, определение объёма реставрационных работ (ведомость объёмов работ);
- Техническое задание на проведение работ по ПМС.
4.4. Аналитический обзор существующей документации по ПМС предполагает ознакомление с исследовательской, проектной и исполнительской документацией по имевшим место историко-архивным изысканиям, обследованиям состояния ПМС, реставрационным и ремонтным работам.
Заказчик обязан предоставить исполнителю данных работ возможность ознакомления с имеющимися в распоряжении заказчика архивными материалами по ПМС (реставрационные отчёты и паспорта, протоколы реставрационных советов, Акты обследования и т.д.).
4.5. Предварительное натурное обследование ПМС проводится в объёме, необходимом для составления дефектной ведомости и технологической схемы реставрационных работ (Технического задания). С этой целью проводится визуальное натурное обследование ПМС.
Визуальное натурное обследование устанавливает особенности конструктивного, технического и художественного состояния ПМС в целом и его отдельных элементов, определяет характер его изменения во времени, степень аварийности. Натурное обследование производится с лесов в том случае, если этого требуют размеры памятника. Обследование предусматривает:
- изучение состояния сохранности пластики скульптуры, причин и характера утрат, поломок, деформаций, наличия и состояния сохранности доделок, реконструкций и т.п.;
- определение технологических особенностей изготовления скульптуры: способов отливки, соединений частей, характера обработки поверхности (литейная, прокованная, чеканная, шлифованная, полированная и т.п.);
- выявление литейных, сварных, коррозионных, механических дефектов, инородных включений;
- выявления степени и видов загрязнения и биозаражения памятника;
- определение состояния сохранности защитно-декоративных и консервационных покрытий.
Выявленные дефекты описываются и заносятся в "Дефектную ведомость", являющуюся одним из разделов "Акта технического состояния памятника". В ней должны быть отражены все обнаруженные дефекты сплава и камня (трещины, сквозные отверстия, авторские и реставрационные вставки, сколы, выбоины, различные виды загрязнений и т.д.), дано их описание и размеры.
4.6. В процессе предварительных работ проводят обмеры ПМС. На основании проведённых обмеров выполняют схематические чертежи, иллюстрирующие общие габаритные размеры и размеры отдельных конструктивных элементов ПМС.
Имеющиеся в архивах ранее выполненные обмеры памятника копируют со ссылкой на использованный источник.
4.7. В процессе предварительных работ необходимо проводить фотосъемку ПМС с фиксацией обнаруженных дефектов.
4.8. Виды и объемы работ по памятнику, необходимость которых установлена в ходе предварительных работ, заносятся в "Ведомость объёмов работ".
4.9. "Акт технического состояния памятника" принимается на Реставрационном совете и утверждается заказчиком.
4.10. По заданию заказчика в состав "Акта технического состояния памятника" может включаться смета-калькуляция на проведение работ. В этом случае "Ведомость объемов работ" составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы исполнителю.
4.11. При необходимости сметная документация готовится специалистами-сметчиками, на основании договора подряда с исполнителем или заказчиком.
4.12. При проведении реставрационных работ на памятнике монументальной скульптуры невысокой сложности и небольших объёмов (вазы, бюсты и т.д.) возможно составление Технического задания на основании решения Реставрационного совета без проведения предварительных работ. В случае необходимости принятия оперативных мер, связанных с повреждениями, последствиями актов вандализма, аварийностью и т.п. допускается составление "Акта технического состояния памятника" также без проведения предварительных работ. При этом документация должна содержать достаточные сведения о состоянии памятника для составления программы первоочередных ремонтно-реставрационных, противоаварийных и консервационных работ (Технического задания). Акт составляется на основании визуального обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.
5. Специфика и виды разрушения памятников монументальной скульптуры (ПМС)
5.1. Условия эксплуатации ПМС в открытой атмосфере существенно влияют на состояние их сохранности. Подобно памятникам архитектуры они в течение десятилетий подвергаются воздействию климатических факторов и коррозионно-активных газов промышленной атмосферы. Кроме того, отрицательно влияют на сохранность ПМС отсутствие текущего ухода и неквалифицированное реставрационное вмешательство.
5.2. Специфика и сложность реставрации ПМС обусловлены рядом факторов, связанных с:
- многообразием форм художественного и пластического воплощения;
- многообразием применяемых материалов и технологией их изготовления;
- различными вариантами инженерно-конструкторских решений;
- жесткими условиями эксплуатации на открытом воздухе;
- разнообразием причин и видов их разрушений.
5.3. Основные причины и виды разрушений ПМС из металлов и сплавов:
- наличие в скульптуре многочисленных литейных и сварных дефектов, трещин, раковин, инородных включений, обусловленных несовершенством технологии изготовления и применением некачественных литейных и листовых материалов;
- разрушения в результате атмосферной и других видов коррозии основных и вспомогательных материалов памятника;
- разрушения от действия воды (атмосферной и конденсационной влаги), связанные с недостатками конструкции и отсутствием стоков;
- износ поверхности в результате применения неатмосферостойких механически непрочных защитно-декоративных покрытий, нуждающихся в периодической замене;
- повреждения, поломки, утраты, сколы, сбои в результате механических воздействий.
5.4. Основные причины и виды разрушения ПМС из камня:
- разрушения, обусловленные технологическими причинами, неправильным выбором и использованием материалов с пороками камня, связанными со структурой и физико-химическими свойствами породообразующих минералов, и дефектами, обусловленными недостатками добычи и обработки;
- применением коррозионно-нестойких металлических креплений и т.д.;
- разрушения в результате атмосферного выветривания, приводящего к утрате полировки, появлению трещин, расслаиванию, шелушению (десквамации), грануляции, деструкции поверхностного слоя;
- разрушения поверхности, вызванные биологическим фактором.
5.5. Причины и виды разрушения постаментов:
- дефекты технологического происхождения: небрежная укладка блоков и плит камня; отсутствие гидроизоляции между фундаментом и постаментом; отсутствие скрытых стоков конденсационной воды из скульптуры через постамент в дренажную систему, использование коррозионно-нестойких металлов и сплавов для крепления скульптуры и плит облицовки к внутренней строительной конструкции, приводящее к загрязнению поверхности потёками ржавчины;
- наиболее распространённым явлением является негерметичность швов между блоками и облицовочными плитами, следствием чего является проникновение влаги внутрь конструкции и связанные с этим процессы разрушения кладки постамента, выщелачивание кладочных растворов.
6. Научно-исследовательские работы (НИР)
6.1. Общая часть. Программа НИР. Разработка методики реставрации
6.1.1. Научно-исследовательские работы могут осуществляться в различном объеме в зависимости от статуса памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям и уровня их профессионального исполнения.
Научно-исследовательские работы могут реализовываться либо в виде комплексных исследований, либо в виде исследований по отдельным аналитическим, технологическим или историко-библиографическим вопросам.
Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью всего научно-реставрационного процесса. Они начинаются на стадии предварительных работ и продолжаются на всех этапах реставрации ПМС.
Исследования памятника монументальной скульптуры проводятся с целью:
- обоснования программы реставрационных работ;
- разработки методики реставрации - выбора реставрационных технологий и материалов с учётом его индивидуальных особенностей ПМС.
6.1.2. Программа НИР составляется в соответствии с Техническим заданием на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры. Программа комплексных НИР должна предусматривать изучение всех основных проблем, которые вызваны состоянием ПМС.
6.1.3. До начала научно-исследовательских работ исполнителем определяется научный руководитель данных работ. Руководителем комплексных НИР и разработки методики реставрации памятника могут быть лишь специалисты, имеющие большой опыт научно-реставрационной деятельности.
6.1.4. Научный руководитель несет ответственность за полноту (обоснованность) и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ. Координацию научно-исследовательских работ осуществляет организация, ответственная за проведение научной реставрации памятника.
6.1.5. На основании результатов исследования памятника разрабатывается "Проект методики реставрации памятника монументальной скульптуры", в котором должны быть регламентированы последовательность и содержание реставрационных технологических операций. Проект методики разрабатывается исполнителем.
6.1.6. Проект методики (с прилагаемой лицензией) передается на согласование в государственные органы охраны памятников либо заказчику работ (в зависимости от статуса памятника).
Проект методики до согласования может быть направлен на экспертизу специалистам реставрационных и специализированных научно-исследовательских организаций. Срок экспертизы не должен превышать двух месяцев.
6.1.7. После внесения необходимых дополнений и исправлений проект методики согласовывается как "Методика реставрации памятника монументальной скульптуры (название произведения)". Она содержит выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций.
После согласования методика становится самостоятельным документом, в соответствии с которым проводятся реставрационные работы. Соблюдение положений методики для исполнителей обязательно.
В случаях использования ранее разработанных методик, апробированных на аналогичных объектах, необходимо обоснование возможности их применения на данном объекте.
6.1.8. В тех случаях, когда проводятся не комплексные НИР, а отдельные виды исследований, проект методики разрабатывается на основании заключений специалистов по проведённым исследованиям.
6.1.9. Методика является основным документом, определяющим характер и технологию консервационно-реставрационных работ. В процессе реставрации могут вскрыться дополнительные дефекты, которые невозможно иногда обнаружить при предварительных исследованиях. В связи с этим приходится изменять или дополнять некоторые пункты методики. Изменения и дополнения к методике согласовываются Реставрационным советом и фиксируются в актах.
6.2. Состав научно-исследовательских работ
6.2.1. В состав комплекса научно-исследовательских работ входят:
- архивные, библиографические и иконографические изыскания;
- натурное обследование памятника и фотофиксация;
- исследование основных скульптурных материалов и реставрационных вставок, доделок, крепёжных деталей и каркасов;
- исследование состава, структуры и состояния сохранности защитно-декоративных покрытий;
- изучение минерального и химического состава, структурных особенностей, степени сохранности и степени засолённости камня;
- исследование состава загрязнений и биологическое исследование;
- изучение конструктивных особенностей (каркаса и пр.);
- инженерно-геологические исследования;
- экспериментальные работы для подготовки проекта методики реставрации.
Программа НИР на отдельные этапы реставрации может содержать один или несколько видов исследований в соответствии с конкретной технологической задачей и состоянием ПМС.
6.2.2. В состав научно-исследовательских работ входит также разработка методических предложений по приведению ПМС к экспозиционному виду (целесообразность, концепция и технология мастиковки крупных дефектов, тонирования, воссоздания утраченных фрагментов памятника или изготовления копий).
При разработке предложений по приведению памятника к экспозиционному виду необходимо исходить из того, что воссоздание утраченных фрагментов памятника не всегда является целью реставрационных работ.
6.3. Проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ для подготовки проекта методики реставрации
6.3.1. Архивные, библиографические и иконографические изыскания.
Историко-архивные, библиографические и иконографические изыскания включают выявление, сбор и изучение архивных, литературных и иллюстративных материалов по истории создания, технологии изготовления, предшествующим исследованиям и реставрациям, хранящихся в архивах, библиотеках, музеях, реставрационных мастерских и других учреждениях.
По материалам архивных и библиографических исследований составляется историческая справка, которая включается в отчёты о НИР.
Если на стадии предварительных работ или в процессе выполнения НИР в материалах по ПМС выявляется наличие исторической справки, выполненной в достаточном объёме и на хорошем профессиональном уровне, в отчёте о НИР должна быть дана ссылка на предыдущую документацию с добавлением сведений по истории бытования ПМС за последние годы.
6.3.2. Натурное обследование.
При проведении натурного обследования изучается степень сохранности различных материалов памятника, для чего применяются неразрушающие и лабораторные (химические, физико-химические и др.) виды исследований. Учитывая сложность отбора проб со скульптурного памятника, предпочтение в исследованиях следует отдавать современным неразрушающим методам анализа (ультразвуковые, оптико-аналитические и др.).
При необходимости отбора проб следует соблюдать следующее правило: проба должна быть минимальной и отбираться в наименее ответственных или недоступных для обзора местах. Пробы должны отбираться опытным реставратором вместе с сотрудником лаборатории или специалистом исследователем.
6.3.3. Исследование металлов и сплавов.
Исследование металлов и сплавов, из которых выполнены скульптура, швы, доделки, каркас, крепёжные детали и т.д., проводят методами химического, физико-химического и металлографического анализов. Изучение химического состава и структуры материалов необходимо для обоснования выбора методов заделки дефектов, защитно-декоративной обработки, изготовления экспериментальных образцов. Пробы отбираются в виде соскоба или небольших спилов, стружки, опилок с помощью штихеля, бормашины, ультразвукового скальпеля.
6.3.4. Исследование покрытий.
Исследование состава, структуры и состояния сохранности на скульптуре из металлов и сплавов естественной и искусственной патины, поверхностных наслоений и продуктов коррозии проводят различными физико-химическими и оптическими методами с целью обоснования принципиальных решений о сохранении или удалении искусственной патины, оценки состояния поверхности, выбора способов удаления старых и нанесения новых защитно-декоративных покрытий.
В ходе натурного обследования определяют места для проведения пробных расчисток с целью установления количества слоёв и природы различных покрытий на металле и камне.
Пробные раскрытия (расчистки) патины из-под наслоений, загрязнений, покрасок и т.п. дают возможность получить сведения о сохранности и наличии естественной патины в определенной стадии формирования.
6.3.5. Исследование камня.
Изучение минерального и химического состава, петрографических характеристик камня, количественного и качественного содержания водорастворимых солей, состава продуктов деструкции поверхностного слоя проводят с целью определения степени физического и химического выветривания камня и разработки способов расчистки, заделки дефектов, структурного укрепления и консервации.
6.3.6. Биологические исследования.
Включают микологическое и бактериологическое обследование всех элементов ПМС: скульптуры, постамента, отмостки, бордюров и т.д. Они проводятся с целью определения степени заражённости грибами, бактериями, водорослями и выявления роли микроорганизмов в процессах деструкции поверхностного слоя камня, шелушении, расслаивании, образовании пятен и налётов, изменений цвета и т.д. На основании проведенного исследования делается заключение о необходимости использования биоцидов и даются рекомендации по выбору реставрационных материалов с учётом их биостойкости.
6.3.7. Инженерно-геологические исследования.
Предусматривают сбор и оценку геологических и гидрогеологических условий на территории ПМС и включают:
- изучение геологического строения участка;
- гидрогеологическое исследование с целью уточнения глубины залегания грунтовых вод;
- изучение состава и состояния грунтов основания;
- данные о конструктивных особенностях памятника, типе фундамента, распределения нагрузки на грунты основания;
- данные о характере деформаций и скорости их развития;
- материалы наблюдений за осадкой памятника и его элементов.
С целью определения геометрических размеров и состояния материалов фундамента, глубины его заложения, наличия гидроизоляции, выявления типа основания отрывают разведочные шурфы. При обследовании фундаментов в шурфах определяют тип материала фундамента, его форму, размеры и глубину заложения, характеристику камня и раствора, наличие следов выветривания, выщелачивания камня и раствора, трещин и локального разрушения.
При изучении кладки фундамента необходимо выявить однородность кладки и ориентировочную прочность камня и кирпича.
Для проведения всех этих исследований необходимы план участка и ситуационный план с указанием территории ПМС в соответствующих масштабах.
6.3.8. На основании результатов исследований с учётом требований к реставрационным технологиям и материалам проводится научно-экспериментальная работа.
Она включает:
- экспериментальную проверку существующих в реставрационной практике методик в применении к данному памятнику. Результаты такой проверки должны лечь в основу выбора наиболее эффективных технологий и уточнения последних в соответствии с условиями проведения реставрации;
- разработку новых методик, ранее нигде не применявшихся, с учётом индивидуальных особенностей ПМС. Все новые материалы должны пройти проверку в одной из научно-исследовательских лабораторий на соответствие основным реставрационным требованиям (морозостойкость, светостойкость и т.д.).
6.3.9. Экспериментальная работа по апробированию реставрационных материалов и технологий должна на первом этапе работы проводиться на образцах металла и камня, аналогичных подлинным.
6.3.10. Для отработки режимов применения, концентраций того или реставрационного материала проводят экспериментальные работы на наименее ответственных участках ПМС.
6.3.11. Пробные раскрытия (расчистки), а также рецептуры и способ выполнения экспериментальной работы на памятнике должны подробно описываться в рабочем журнале и отчете. Экспериментальные участки фиксируются на фотографиях, чертежах или схемах-картограммах ПМС.
6.3.12. Результаты научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы обобщаются в отчет о научно-исследовательских работах или выдаются в виде заключений об отдельных видах исследований.
7. Правила ведения реставрационно-консервационных работ на ПМС
Основным правилом ведения консервационных и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в современное состояние памятника.
7.1. Правила ведения реставрационно-консервационных работ на памятниках из металлов и сплавов
7.1.1. Удаление поверхностных загрязнений.
Первым и обязательным этапом реставрационных работ на ПМС является удаление поверхностных загрязнений: пыли, паутины, копоти, птичьего помёта, деструктированных покрытий, рыхлых продуктов коррозии, жировых и восковых плёнок и т.д. Это даёт возможность лучше выявить имеющиеся дефекты.
С этой целью применяются:
- сухая очистка вручную с помощью щетинных щёток или пылесосов;
- промывка растворами нейтральных синтетических моющих средств комплексного действия с высокой моющей способностью при малых концентрациях, низкой температуре и любой жёсткости воды;
- промывка водными растворами (эмульсиями) органических растворителей и др.
Недопустимо применение средств, которые могут привести к разрушению естественной патины на поверхности металла или сплава.
7.1.2. Ликвидация дефектов.
Одним из основных и наиболее сложных этапов реставрационных работ является ликвидация дефектов различного происхождения:
- для обеспечения возможности получения однородных и атмосферостойких покрытий все доделки, вставки, крепления и т.п. следует выполнять из сплава, идентичного по составу основному;
- ранее использованные инородные материалы (например, на скульптуре из меди и её сплавов - железо, свинец, оловянно-свинцовые припои, замазки и пр.) в ходе реставрации должны заменяться коррозионно-стойкими материалами;
- доделки, вставки и т.п. должны крепиться либо с помощью сварки (например, с использованием лазерных сварочных аппаратов), либо механическими соединениями, обеспечивающими герметичность, но не пайкой (для скульптуры из медных сплавов). Для скульптуры из цинка и выколотной скульптуры, состоящей из спаянных листов, пайка отдельных вставок вполне допустима;
- во избежание образования очагов местной коррозии сплава и ухудшения качества защитно-декоративных покрытий трещины, свищи, раковины, старые очаги коррозии и др. высверливают и удаляют с последующей заваркой, установкой заплат, резьбовых пробок, заклёпок и т.п.
7.1.3. Восполнение утрат.
Восполнение утрат крупных фрагментов допустимо только на основании объёмных аналогов и в исключительных случаях - иконографических данных. При этом Реставрационному совету должны быть представлены разработанные эскизы, шаблоны, модели в натуральную величину, копии аналогий.
При отсутствии аналогий возможны небольшие восполнения симметричных элементов или восполнение так называемым методом "по инерции" - в случаях нарушения целостности художественного восприятия скульптуры.
Необходимы восполнения утрат отдельных элементов скульптуры для обеспечения конструктивной прочности.
При изготовлении доделок и вставок необходимо соблюдение следующих технологических требований:
- восполнения должны выполняться из металлов и сплавов, идентичных основному скульптурному материалу;
- литые вставки необходимо изготавливать в той же технике, что и сама скульптура;
- изготовленные копии утраченных деталей должны устанавливаться на место механическим способом или с помощью сварки;
- необходимы последующая механическая обработка и прочеканка сварного шва и околошовной зоны.
7.1.4. Усиление конструктивной прочности.
С целью усиления конструктивной прочности в проекте методики должны быть предусмотрены следующие позиции:
- с целью защиты от коррозии и улучшения прочностных свойств внутренних каркасов и креплений из чёрного металла необходимо провести их консервацию;
- в местах, где необходимо устранить контакты разнородных металлов и сплавов, производить надёжную защиту инертными материалами и покрытиями;
- для предотвращения скопления внутри скульптуры конденсационной и другой воды, коррозии каркасов, увеличения веса и нарушения равновесия необходимо в соответствующих местах оборудовать скрытые стоки.
7.1.5. Защитно-декоративная обработка скульптуры из меди и её сплавов с минеральными покрытиями.
Защитно-декоративные покрытия ПМС из меди и её сплавов должны быть прочными, атмосферостойкими, способными к регенерации и не нуждаться в дополнительных защитных покрытиях органическими плёнками.
Этим требованиям отвечают естественные и искусственные коричневые оксидные патины и зелёные, оливковые и т.п. двухслойные патины.
В связи с этим рекомендуется:
- удалять с имеющейся на скульптуре естественной патины все искусственные плёнки (сульфидную патину, воск с сажей, масляную и другую краски) без повреждения патины;
- удалять старую краску. В исключительных случаях, при отсутствии под краской хорошей патины, расчистку проводить до чистой бронзы. Затем следует нанести на скульптуру атмосферостойкое покрытие (искусственную патину).
Категорически запрещается применять:
при расчистке скульптуры:
- проволочные щётки (стальные), режущие металлические инструменты, абразивные материалы, пескоструйную обработку.
- сильные минеральные кислоты, щёлочи, аммиак;
при защитной обработке:
- химически нестойкие искусственные минеральные и органические покрытия, нуждающиеся в периодической замене.
В связи с большими габаритами ПМС и проведением реставрационных работ в нестандартных условиях при выборе способов защитно-декоративной обработки необходимо соблюдать технологические требования к патинированию:
- рекомендуется применять химические способы, которые позволяют получать патину при комнатной температуре и нормальной относительной влажности с использованием холодных или подогретых растворов, при отсутствии в них токсичных и сильно агрессивных веществ, а также при условии нанесения составов кистью, тампонами или распылением;
- для получения патины с высокими защитными и декоративными качествами необходимо строжайшее соблюдение рецептуры патинирующих составов и режимов предварительной и последующей обработки поверхности скульптуры;
- подготовка поверхности должна состоять из механической и химической обработки.
Контроль качества патины.
Патина должна быть сплошной, равномерной и однородной по толщине, плотности, цвету, прозрачности, химическому составу, без рыхлых участков, инородных включений и царапин. Она не должна содержать соединений, растворяющихся в атмосферной воде, активно реагирующих с ней, конденсирующих из среды влагу или адсорбирующих агрессивные вещества, способные реагировать с патиной или медным сплавом.
Патина должна обладать:
- высокой химической прочностью, хорошей адгезией к сплаву;
- достаточной механической прочностью, способностью противостоять истирающим воздействиям пыли, а также при удалении загрязнений;
- стойкостью при повышенной влажности;
- должна иметь характерные цвет, фактуру, блеск, степень прозрачности, равномерность.
7.1.6. Защитно-декоративная обработка скульптуры из чугуна и других металлов с лакокрасочными покрытиями.
Показанием к проведению реставрации являются следующие факторы:
- лакокрасочное покрытие несплошное, непрочное, изменило цвет, имеются отслаивание, растрескивание и шелушение, наблюдаются обнажения металла.
Реставрационные мероприятия заключаются в:
- удалении старых покрытий и инородных наслоений;
- подготовке поверхности;
- нанесении нового защитно-декоративного покрытия.
Перед нанесением нового покрытия с поверхности удаляют все загрязнения, продукты коррозии, старые деструктированные лакокрасочные покрытия. Все дефекты сплава должны быть ликвидированы.
Лакокрасочные покрытия должны быть многослойными с обязательным использованием двухслойных грунтов, обеспечивающих создание антикоррозионного слоя покрытия и его хорошее сцепление с основой.
Вариант нанесения многослойного лакокрасочного покрытия должен быть опробован на экспериментальных образцах и утверждён на Реставрационном Совете.
Необходимо соблюдать требования к толщине всех слоёв покрытий, консистенции материалов, режимам их нанесения и сушки.
Контроль качества покрытий.
Покрытие должно быть сплошным, ровным, одинаковой толщины по всей поверхности, обладать хорошим сцеплением с основой. Покрытие не должно иметь потёков, наплывов, царапин, трещин и морщин, отслоений, пор, пузырей, бугристости ("апельсиновая корка"). Все дефекты покрытия являются нарушением технологии его нанесения (напр. наплывы, морщины) и следствием плохой подготовки поверхности (отслоения, поры и т.д.).
При обнаружении любых дефектов покрытия необходимо их устранить.
7.1.7. Защитно-декоративная обработка скульптуры из нержавеющей стали, алюминия и их сплавов без покрытий.
Показанием к проведению реставрации является:
- изменение первоначальных декоративных качеств поверхности полированной скульптуры: потемнение, потускнение и изменение цветового фона, появление тёмных или окрашенных контрастных пятен, побежалости и т.п.
Реставрационные работы должны включать удаление изменившегося слоя металла какими-либо механическими или химическими способами и переполировку. Следует отметить, что при этом частично нарушается первоначальный (авторский) поверхностный слой, причём более интенсивная утрата металла происходит на выступах рельефа, острых кромках и т.п. Поэтому частое возобновление первоначальных колористических и фактурных особенностей на скульптуре из материалов с низкой атмосферостойкостью может привести к необратимому искажению авторской пластики.
7.2. Правила ведения реставрационно-консервационных работ на памятниках монументальной скульптуры из камня
7.2.1. Удаление загрязнений.
Обязательным условием обеспечения длительной сохранности ПМС из камня является удаление различных загрязнений (пыли, копоти, жировых загрязнений, водорастворимых солей, минерализованных отложений, продуктов выветривания и др.).
Способы очистки поверхности камня должны отвечать эстетическим и техническим задачам. Они должны быть эффективными и безопасными для камня. Выбор способа определяется видом загрязнений, которые должны быть удалены, состоянием и характером поверхности камня. Слабые (деструктированные) участки должны быть предварительно укреплены.
Недопустимо применять для очистки средства, оказывающие разрушающее действие на камень:
- сильные неорганические кислоты;
- щелочные вещества с рН > 10;
- абразивную очистку металлическими щётками, наждачной бумагой, корундами и т.д.;
- для карбонатных пород камня (мрамора, известняка) и для полированного камня магматических пород (граниты, габбро и т.д.) недопустима пескоструйная обработка;
7.2.2. Обессоливание - необходимая операция, которая должна проводиться для предотвращения разрушения камня в результате солевой коррозии.
При высоком содержании в камне водорастворимых солей такие операции, как структурное укрепление и гидрофобизация не только неэффективны, но и опасны.
Извлечение солей из толщи камня может осуществляться одним из методов, основанных на принципе предварительного переведения солей в водные растворы с последующим их выведением из пор материала за счёт естественной миграции, принудительной сушки, вакуумирования и т.п.
Для обессоливания камня с достаточно сохранившейся поверхностью (без следов шелушения и осыпания) рекомендуются методы наложения компрессов из бумажной массы (целлюлозы), бентонитовой глины и их смесей.
7.2.3. Укрепление.
При укреплении камня необходимо использовать материалы, которые, благодаря проникновению в камень, улучшают его когезию и механическую прочность.
Глубина проникновения укрепляющего вещества должна быть достаточной для пропитки до "здорового камня". Пропитывающий материал должен также обладать такими свойствами, как атмосферо-, свето- и цветостойкость, не должен значительно снижать паропроницаемость камня (некоторое снижение значения этого параметра для камня после структурного укрепления неизбежно). Перечисленным требованиям в наибольшей степени соответствуют составы для структурного укрепления камня на основе кремнийорганических веществ (наиболее широко в мировой и отечественной практике на протяжении последних десятилетий применяются материалы на основе тетраэтоксисилана с различными добавками). При выборе материала для структурного укрепления необходимо учитывать наличие или отсутствие у него гидрофобных свойств. Недопустимо использование укрепляющих материалов с гидрофобным эффектом для засолённого влажного камня.
7.2.4. Склейка камня, заделка дефектов.
Склейка фрагментов скульптуры при её механических повреждениях должна включать:
- удаление старых клеёв и мастик;
- приготовление клеевого состава;
- подготовку склеиваемых поверхностей;
- нанесение клея;
- установку крепёжной арматуры;
- монтировку составных элементов скульптуры;
- мастиковку клеевых швов.
К клеям, предназначенным для склейки скульптуры, находящейся на открытом воздухе, предъявляются повышенные требования. Они должны обладать, прежде всего, высокой атмосферостойкостью, светоустойчивостью и цветоустойчивостью, достаточной механической прочностью.
Требования к доделочным массам.
Доделочные массы для мастиковки дефектов камня и восполнения утрат могут быть как на минеральном связующем (цемент, известь), так и на синтетических смолах.
Доделки на светопропускаемых породах камня (мрамор), а также на полированных поверхностях камня любой породы могут выполняться только на основе прозрачных синтетических смол.
Искусственные доделочные массы должны обладать следующими свойствами:
- хорошая атмосферостойкость в процессе постоянной эксплуатации на открытом воздухе;
- высокая адгезия к камню;
- высокая механическая прочность при истирании и царапании;
Кроме того, они должны также удовлетворять технологическим требованиям:
- отсутствие усадки при отверждении массы;
- коэффициенты термического расширения доделочной массы и камня должны быть близки;
- доделочный состав должен обладать достаточной тиксотропностью (не стекать на вертикальных плоскостях);
- рабочая консистенция массы должна сохраняться в течение определённого времени;
- отверждение должно идти при температуре окружающего воздуха в летний период и при обычном атмосферном давлении.
Недопустимо применение природных органических материалов - животных клеёв, канифоли, олифы, казеина и т.п. из-за их нестойкости и способности глубоко проникать в поры и окрашивать камень.
Не рекомендуется применять высыхающие смолы, для которых характерны большие усадки и растрескивание масс при испарении растворителей. Они допустимы в композициях и для мелких мастиковок.
7.2.5. Восполнение утрат, воссоздание.
Принципы приведения памятника к экспозиционному виду (тонирование, схематическая реконструкция или воссоздание) рассматриваются Реставрационным советом.
На основании рекомендованного комиссией принципа исполнения реставраторы должны подготовить образец, который принимается тем же составом совета.
К восполнению утрат на камне предъявляются те же требования, что и для металлов и сплавов.
При необходимости восполнения утраченных фрагментов обязательно выполнение следующих условий:
- неприкосновенность подлинника в месте разлома при подготовке дополнений;
- отличимость восполненных частей от оригинальных;
- обратимость материалов, применяемых для восполнения утрат;
- постадийное ведение работ с утверждением каждой стадии в рабочей модели.
При восполнении допускается прямое моделирование утраченных частей из искусственных материалов.
При фиксации вставок и доделок не допускается использование коррозионно-нестойких металлических штырей, стяжек, скоб.
Применение внутренних штырей (пиронов) допускается только в случае конструктивной необходимости (ограниченной площади склейки при больших размерах монтируемой детали).
Запрещается:
- стёска авторской поверхности в месте крепления восполнения;
- вырубка гнёзд;
- сверление отверстий на лицевой поверхности для стяжек и скоб;
7.2.6. Консервация камня.
Основная задача консервации - обеспечить защиту камня от воздействия физико-химических и биологических факторов.
Материалы для консервации камня должны быть влагостойкими, термостойкими и светостойкими, химически стойкими и не менять внешний вид камня.
Технологические требования к консервации:
- необходимо исключить подсос почвенных вод;
- консервирующие составы должны наноситься сразу после очистки и просушки камня;
- необходимо точное соблюдение рецептуры - способов приготовления составов, кратности обработки и т.д. При использовании готовых составов необходимо тщательно изучить сертификаты качества и выбирать материалы в соответствии с задачей обработки, породой камня и её физическими свойствами (пористостью).
- для биозащиты камня рекомендуется проведение предварительной антисептической и биоцидной обработки.
Консервационная обработка нецелесообразна на полированной поверхности камня.
7.2.7. Контроль качества обработки консервантом.
Проверка гидрофобности обработанного камня проводится путём обрызгивания отдельных участков водой, которая должна скатываться с поверхности, не впитываясь.
Проверка степени укрепления деструктированной поверхности камня проводится механическим воздействием на камень - при этом не должно наблюдаться осыпания зёрен и отслаивания корок.
7.3. Реставрационные работы по постаментам, фундаментам и основаниям
7.3.1. При реставрации постаментов ПМС следует выполнять следующие требования:
- при разработке способов очистки каменных материалов постаментов руководствоваться п. 7.2.1.;
- заделку и уплотнение швов между плитами выполнять с помощью коррозионно-стойких материалов (свинец, герметики, специальные пластифицированные шовные растворы на основе цемента с низкой усадкой);
- для изготовления различных креплений (анкеров, пиронов, скоб и т.д.) использовать коррозионно-стойкие материалы;
- предусмотреть устройство закрытых стоков конденсационной воды из скульптуры через постамент в подземную дренажную систему.
7.3.2. Общие принципы при производстве работ при усилении фундаментов и оснований.
Необходимость усиления оснований и фундаментов при реставрации ПМС вызывается:
- потерей прочности или устойчивости (частичной или полной) конструкции существующих фундаментов;
- развитием недопустимых по величине и неравномерности осадок сооружения или его отдельных частей, происходящих в результате потери прочности грунтами основания и, как следствие, разрушение конструкции фундамента;
- увеличением эксплуатационных нагрузок, связанных с изменением в конструктивной схеме памятника за счёт замены несущих элементов при реставрации на более тяжёлые и т.п.
При составлении методических рекомендаций по усилению оснований и фундаментов необходимо использовать нормативную литературу и работы, отражающие современное положение и тенденции в данной области.
Фундаменты и основания можно усилить различными методами: перекладкой существующих и подведением новых фундаментов, применением различных способов химического закрепления грунтов, буроинъекционными сваями и т.п.
7.4. Реставрационные работы по всем элементам ансамбля ПМС
Разработка и осуществление ремонтно - реставрационных мероприятий по всем элементам ансамбля являются обязательной частью реставрации самого ПМС.
Они должны способствовать сохранению первоначальных историко-художественных элементов окружения скульптуры, его композиционной связи с окружающей средой.
Мероприятия должны включать реставрационные и ремонтно-восстановительные работы по всем архитектурно-декоративным элементам (фонари, вазы, скамейки, лестницы и т.п.) и ограждающим конструкциям, составляющим с памятником монументальной скульптуры единый ансамбль.
8. Организация реставрационного процесса на объекте
8.1. Реставрационные организации, занимающиеся реставрацией памятников монументальной скульптуры, должны быть оснащены всем необходимым для этой цели оборудованием, инвентарём и материалами.
8.2. Реставрация памятников монументальной скульптуры производится на местах их постоянной экспозиции, в тёплое время года или в стационарных условиях в случае необходимости демонтажа.
8.3. В процессе проведения реставрационных работ на памятнике монументальной скульптуры должны быть предусмотрены:
- очередность и порядок проведения реставрационных работ;
- профилактические меры защиты памятника от возможных повреждений и загрязнений при производстве реставрационных работ;
- устройство лесов, подмостей, подъемных приспособлений;
- устройство мест для складирования и хранения материалов, инвентаря и инструментов;
- обеспечение объекта водой;
- устройство мест для сбора мусора и стока грязной воды;
- бесперебойное снабжение материалами, инструментами, инвентарем;
- меры по организации техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности.
При комплексных научно-исследовательских и реставрационных работах при участии в них нескольких реставрационных, строительных, монтажных и других организаций генподрядчиком должен быть составлен единый календарный график, в котором предусматривается очередность и правила ведения всех видов ремонтных и реставрационных работ.
8.4. Установка лесов и подмостей для реставрации памятников монументальной скульптуры должна выполняться в соответствии с проектом организации работ.
8.5. При работе с растворителями и другими токсичными материалами все работники должны пройти соответствующий инструктаж.
8.6. Реставрационные работы на памятнике допустимо проводить при круглосуточной температуре воздуха не менее 10°С.
8.7. На памятнике монументальной скульптуры непосредственным руководителем реставрационных работ является руководитель бригады реставраторов, который несет ответственность за методическую направленность работ.
В обязанности руководителя бригады входит:
- организация труда бригады (коллектива, специалистов, реставраторов и т.п.) с рациональным использованием рабочего времени, материалов, оборудования и инвентаря с соблюдением последовательности выполнения реставрационных процессов;
- распределение работы между членами бригады в соответствии с квалификацией каждого реставратора;
- контроль за соблюдением каждым реставратором методики и технологии реставрации, проверка качества работ;
- организация фотофиксации и других видов фиксации реставрационных процессов;
- участие в составлении научно-реставрационной документации.
8.8. К самостоятельному выполнению реставрационных работ допускаются только реставраторы, имеющие стаж не менее 10 лет работы по реставрации памятников монументальной скульптуры. Сложность поручаемых работ должна соответствовать реставрационной категории, специализации и стажу работы реставратора.
8.9. Ход реставрации и её результаты должны фиксироваться в рабочем журнале и другой реставрационной документации, а также в итоговом отчёте.
9. Научно-реставрационная документация
9.1. В состав научно-реставрационной документации входят:
- протокол Реставрационного совета о составе работ по памятнику;
- Техническое задание;
- Акт технического состояния памятника;
- программа научно-исследовательских и экспериментальных работ;
- методика проведения реставрационных работ;
- отчёт о научно-исследовательских работах (НИР);
- итоговый научно-реставрационный отчет, в качестве приложения к которому даются схемы-картограммы, фотографии, описания, фиксирующие состояние памятника до реставрации, в ходе ее и по окончании;
- протоколы Реставрационных советов и Акты приемной комиссии.
9.2. Примерная структура Методики проведения реставрационных работ:
- титульный лист с указанием объекта реставрации, названием исполнителя, фамилий руководителя работ и авторов методики;
- введение (задание на реставрацию, краткая выписка из исторической справки);
- выводы по итогам научно-исследовательских и экспериментальных работ;
- характеристика рекомендуемых консервационных материалов (техническое наименование, ГОСТ или ТУ, мотивировка выбора);
- методика реставрационных операций и их последовательность;
- требования по технике безопасности при работе с химреактивами.
9.3. В "Отчете о НИР" обобщаются результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ. Отчет должен включать в указанной последовательности:
- титульный лист;
- список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть НИР;
- реферат о проведенных НИР объемом не более 1 страницы;
- содержание (оглавление);
- основная часть;
- приложения.
Основная часть "Отчета о научно-исследовательских работах" включает следующие разделы:
- введение;
- краткая историческая справка о памятнике;
- обоснование выбранных направлений исследовательских и реставрационных работ по результатам натурного обследования;
- исследовательская работа: метод, содержание, анализ и обобщение результатов исследований, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ;
- описание научно-экспериментальных работ для разработки проекта методики реставрации;
- проект методики реставрации;
- иллюстрации (схемы расположения экспериментальных участков, фотодокументация)
9.4. Отчет о НИР подписывается руководителем и исполнителями, после чего передается заказчику.
9.5. По результатам проведения научно-исследовательских работ и в соответствии с представленным отчетом заказчик, в случае необходимости, уточняет ранее сформулированные положения и требования соответствующих разделов Технического задания на исследования и реставрацию. При необходимости в новой редакции "Задания" может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Отчет по этому виду НИР может оформляться самостоятельно или входить в итоговый отчет в качестве промежуточного раздела.
Примечание. Данная структура отчета по НИР предусматривает проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ по полной программе. В случаях проведения лишь отдельных видов исследований их результаты оформляются в виде заключений. Заключение подписывается ответственными исполнителями и руководителем работ. Заключение прилагается к итоговому отчету о реставрации.
9.6. Структура "Итогового научно-реставрационного отчёта":
- титульный лист установленной формы;
- реферат объемом 0,5 - 1 стр., содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации памятника, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ, о промежуточных отчетах;
- содержание (оглавление);
- список исполнителей научно-исследовательских и реставрационных работ;
- перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определением
- введение.
- историческая справка о памятнике.
- описание состояния ПМС по результатам натурного обследовании до реставрации и дополнительных данных, полученных в процессе реставрации;
- дефектная ведомость;
- методика реставрации
- описание выполненных в процессе реставрации работ, виды фиксации этих работ и их результаты;
- заключение, в котором даются выводы о проведенной реставрации и рекомендации по хранению и текущему уходу;
- фотографии памятника до, в процессе и после реставрации.
- приложение: Техническое задание, протоколы Реставрационных Советов.
9.7. Фотофиксация реставрируемого объекта обязательна. Она фиксирует общий вид памятника (и его фрагментов), показывающих степень сохранности памятника и характер разрушения.
9.8. Общие требования к фотографиям:
- цветные фотографии изготавливаются размером 18х24 см, допускается размер 10х15 см для некоторых деталей и фрагментов по согласованию с заказчиком;
- при возможности фотосъемка объекта до реставрации, в процессе ее и после завершения работ должна производиться с одной точки;
- в кадре должны быть масштабная линейка, ч/б (и цветовая) шкала;
- фотографии должны быть четкими, на них должны хорошо быть видны разрушения и др. дефекты;
- при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты реставрационных работ должны быть хорошо видны;
- негативы, контрольные отпечатки или электронные носители хранятся в архиве реставрационной организации;
- регистрационные номера негативов указываются в подрисуночных подписях под фотографиями, входящими в фотоальбом к отчету.
9.9. Если какие-либо из перечисленных разделов содержатся в ранее подготовленном отчете о "НИР", то в итоговом отчете необходимо сделать соответствующие указания. Прилагать утвержденную методику к итоговому отчету обязательно.
9.10. Отчетным документом по реставрации небольших по размерам и объёму реставрационных работ памятников монументальной скульптуры, может быть реставрационный паспорт, используемый для движимых памятников истории и культуры (применительно).
9.11. Срок сдачи итоговой отчетной документации - не позднее чем через 3 месяца после приема работ комиссией (ст. 45 п. 6 Федерального закона об объектах культурного наследия от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
10. Контроль за производством реставрационных работ
10.1. Государственный контроль за своевременным и качественным проведением консервационно-реставрационных работ осуществляется государственными органами охраны объектов культурного наследия.
10.2. В процессе проведения консервационно-реставрационных работ на памятниках монументальной скульптуры осуществляется научно-методический контроль.
10.3. Научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных работ непосредственно на объекте осуществляет Реставрационный совет. В его составе должны быть опытные реставраторы, специалисты разных профилей - инженеры, физики, химики, биологи, искусствоведы, представитель государственного органа охраны памятников, представитель заказчика.
10.4. Задача научно-методического контроля - обеспечение соблюдения методических принципов ведения реставрационных работ, наблюдение за практическим осуществлением утвержденной методики консервационно-реставрационных работ.
10.5. Реставрационный совет рассматривает и решает методические вопросы ведения реставрационных работ, определяет задание на реставрацию, программу научно-исследовательских работ, методическую направленность, очередность и характер каждого этапа консервационно-реставрационных работ, проверяет их качество и профессиональный уровень, соответствие методике, своевременность и достоверность документальной фиксации, следит за выполнением методических рекомендаций.
10.6. Результаты работы Реставрационного совета оформляются в виде заключений или протоколов, подписанных всеми членами совета, доводятся до сведения органов охраны памятников, заказчика, исполнителя и других заинтересованных организаций.
10.7. Руководитель бригады реставраторов к каждому заседанию совета обязан представлять рабочую документацию - фотофиксацию и другую документацию на объем работ, представляемых на рассмотрение совета.
11. Сдача и прием завершенных реставрационных работ
11.1. Сдача и приём завершенных реставрационных работ на памятнике монументальной скульптуры осуществляются соответственно руководителем работ и Реставрационным советом (комиссией).
11.2. К сдаче должна быть подготовлена вся необходимая документация с заданием, отчетом о НИР, методикой, протоколами всех проводившихся на объекте заседаний, фотодокументацией, результатами анализов, заключениями экспертов.
11.3. По итогам сдачи и приема реставрационных работ составляется акт или протокол с обязательной оценкой профессионального уровня выполненной реставрации. Акт (протокол) подписывается всем членами Реставрационного совета.
11.4. Реставрационному совету представляются на подпись акты (протоколы) вновь выявленных и скрытых дефектов. В случае особого мнения член комиссии ставит свою подпись с его мотивировкой.
11.5. Реставрационные работы считаются сданными только после оформления Акта (протокола) приема завершенных работ.
11.6. Отчетная документация с приложением Акта (протокола) приема реставрационных работ в течение 3-х месяцев после завершения работ передается Заказчику и представляется в государственный орган охраны памятников (ст. 45, п. 6 Федерального закона об объектах культурного наследия от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
12. Ответственность за сохранность реставрированного произведения монументальной скульптуры. Эксплуатация и текущий уход
12.1. Балансодержатель, пользователь, собственник памятника обязан обеспечить режим сохранного содержания памятника.
12.2. Ответственность за результаты проведенных реставрационных работ несут организация-исполнитель реставрационных работ и Реставрационный совет (комиссия), принимавшая эти работы.
12.3. Регулярный контроль за сохранением реставрированных памятников монументальной скульптуры обеспечивается органами охраны памятников.
Контрольно-профилактические осмотры поводятся не реже одного раза в год с участием представителей пользователя или собственника памятника и организации, проводившей консервационно-реставрационные работы.
12.4. Экспозиционный вид и хорошее состояние сохранности памятника монументальной скульптуры после проведения реставрационных работ обеспечивается системой текущего ухода за памятником и профилактическими мероприятиями.
12.5 Текущий уход за памятником монументальной скульптуры складывается из сухой очистки поверхности от различных загрязнений, промывки и контрольных осмотров.
Систематическая очистка от любых инородных материалов (пыль, копоть, сажа, птичий помёт, литья и т.д.) и промывка улучшают декоративные качества памятника, предотвращают разрушение его материалов.
12.6. Балансодержатель, пользователь и т.п., государственный орган охраны памятников должны ежегодно проводить профилактические работы по текущему уходу за произведениями монументальной скульптуры на основании договора с исполнителем.
12.7. В качестве исполнителя проведения профилактических работ по текущему уходу за памятником должны привлекаться реставрационные организации, проводившие реставрацию памятника. При необходимости в отдельных случаях возможно привлечение организации или опытных реставраторов, имеющих опыт работы по реставрации памятников монументальной скульптуры не менее 5 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.