Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Порядок организации, проведения и сдачи работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
а) Порядок организации работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
Обследования и испытания мостовых сооружений организуют Федеральное дорожное агентство, а также его подразделения - федеральные управления автомобильных дорог, которые являются, как правило, Заказчиками проведения данных работ.
Заказчиками работ по проведению обследований могут быть проектные организации при разработке проектов реконструкции, ремонта, капитального ремонта и в рамках осуществления авторского надзора за строительством и реконструкцией мостовых сооружений.
Планирование обследований существующих мостов производится на основе данных автоматизированного банка мостовых сооружений, а также сведений, получаемых при текущих и периодических осмотрах.
Для выполнения обследований и испытаний привлекаются специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии и т.п.) на работы по обследованию и испытаниям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Все новые, законченные строительством или реконструированные мостовые сооружения проходят первичную диагностику или обследование с составлением технического паспорта и внесением сведений в автоматизированный банк данных.
После проведения капитального ремонта проводится диагностика или обследование мостового сооружения с составлением технического паспорта и внесением сведений в автоматизированный банк мостовых сооружений.
После проведения ремонта производится диагностика с уточнением технического паспорта и внесением изменений в автоматизированный банк данных.
Выполнение диагностики, обследований и испытаний законченных строительстом мостовых сооружений или при сдаче мостовых сооружений в эксплуатацию после реконструкции, капитального ремонта или ремонта не рекомендуется поручать подрядной организации, а также организациям, осуществляющим технический надзор в процессе строительства.
Разработке проектов ремонта, капитального ремонта, реконструкции предшествует предпроектное обследование мостового сооружения.
Для обеспечения объективности рекомендуемых ремонтных мероприятий предпроектное обследование и проектирование не рекомендуется проводить в рамках одного Контракта.
Необходимость проведения испытаний при выполнении периодических или предпроектных обследований выявляется специализированной обследовательской организацией, проводящей обследование, о чем делается запись в заключении и рекомендациях по дальнейшей эксплуатации и ремонту. Испытания мостовых сооружений, которые вводятся в эксплуатацию после строительства, реконструкции, а также после выполнения капитального ремонта, проводятся по решениям приемочных комиссий, по требованию проектных и эксплуатационных организаций.
Решение о проведении испытаний принимается федеральными управлениями автомобильных дорог, осуществляющими эксплуатацию сооружений.
Испытания могут организовываться Заказчиками в рамках выполнения научно-исследовательских и опытных работ с целью изучения работы конструкций мостовых сооружений, что может предусматриваться в контрактах на проведение НИОКР.
Состав работ, объемы и правила выполнения работ по обследованию и испытаниям определяются Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Техническое задание на проведение обследований и испытаний утверждает Заказчик. Для подготовки технического задания Заказчиком могут быть привлечены компетентные организации.
В Техническом задании указываются следующие основные разделы:
- Основание для проведения работ.
- Цель проведения работ.
- Объем работ.
- Состав работ.
- Основные правила выполнения работ с указанием перечня нормативных документов, которые учитываются при выполнении работ.
- Отчетность.
Специальные обследования выполняются в случаях, когда предыдущих инструментальных обследований недостаточно для принятия решения о техническом состоянии моста. Специальные обследования могут выполняться по сокращённой программе, а при необходимости, могут выполняться по расширенной программе (длительные наблюдения и т.д.) в зависимости от требуемого обьёма информации, необходимой для решения поставленных задач.
При выявлении аварийного состояния отдельных конструкций или частей, а также после возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, техногенная авария) могут проводиться внеочередные обследования. Решение о проведении внеочередного обследования принимается федеральным управлением автомобильных дорог, осуществляющим эксплуатацию данного сооружения.
Стоимость работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений определяется на основании конкурса в соответствии с действующим законодательством.
Цена формируется на основе сметного расчета стоимости работ. Сметный расчет может прикладываться к договору (контракту) в качестве обоснования стоимости работ по обследованию и может являться его неотъемлемой частью вместе с техническим заданием и календарным планом.
б) Порядок проведения работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
Работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений проводятся в соответствии с Контрактом и приложениями к нему - Техническим заданием, календарным планом работ и др.
Работы по обследованию и испытаниям обычно выполняются в следующем порядке:
- изучение технической документации на мостовое сооружение;
- разработка программы работ по обследованию сооружения;
- подготовка к проведению полевых работ по обследованию;
- проведение полевых работ по обследованию;
- разработка программы испытаний (если испытания предусмотрены);
- подготовка к проведению испытаний (если испытания предусмотрены);
- проведение испытаний (если испытания предусмотрены);
- камеральные работы по обработке материалов полевых работ;
- определение грузоподъемности;
- анализ состояния конструкций сооружения и определение общей оценки его технического состояния;
- разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации и ремонту; назначение режима эксплуатации сооружения;
- заполнение автоматизированного банка данных;
- составление отчетной документации.
Федеральные дорожные управления и их подразделения обязаны предоставлять обследовательской организации для изучения всю имеющуюся техническую документацию на обследуемое сооружение по письменному запросу, об этом в Контракте записывается отдельным пунктом. В случае отсутствия документации федеральные дорожные управления и их подразделения подтверждают это официальным письмом.
При первичной диагностике или первичном обследовании организации, проводящей обследование, Заказчиком предоставляется для изучения и анализа следующая техническая документация:
- проектная документация по строительству;
- исполнительная документация по строительству.
До проведения обследований эксплуатируемых мостовых сооружений организации, проводящей обследование, предоставляется для изучения и анализа следующая исходная документация:
- проектная документация на строительство;
- исполнительная документация по строительству;
- проектная документация на ремонты (если проводился ремонт);
- исполнительная документация по ремонту (если проводился ремонт);
- технический паспорт мостового сооружения;
- отчеты об обследованиях и испытаниях (если проводились);
- книга моста (если она имеется).
В случае отсутствия или недостаточной полноты имеющейся проектной, исполнительной документации Контрактом на выполнение работ по обследованию мостовых сооружений может быть предусмотрено выполнение дополнительных работ по поиску и получению у организаций-составителей копий отсутствующей технической документации. Вопрос о запросах и порядке пользования проектной документацией, находящейся в архивах проектных и строительных организаций, в настоящее время остается открытым. Эти услуги, как правило, платные.
В результате ознакомления с технической документацией устанавливают:
- особенности конструкций;
- полноту и качество ведения документации;
- отступления от утвержденного проекта при строительстве;
- соответствие качества примененных строительных материалов проекту;
- изменение в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации;
- дефекты, последствия аварий, результаты наблюдений и объемы ремонтных работ, выявленные предшествующими осмотрами, а также в период эксплуатации между обследованиями.
В необходимых случаях, например при обследовании больших и внеклассных мостовых сооружений или сложных сооружений с нетиповыми конструкциями, техническим заданием может быть предусмотрена разработка подробной программы работ по обследованию сооружения, которая согласовывается с Заказчиком и утверждается руководителем организации, проводящей обследование. Разработка подробной программы работ, в случае необходимости, предусматривается в Контракте на выполнение обследования отдельным пунктом.
Обследование и испытания мостовых сооружений необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа устанавливаемых измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки и когда возможно выполнение всех правил техники безопасности работ и охраны труда персонала, занятого на работах.
Подготовительные работы перед осмотром (очистка сооружения от грязи и снега, устройство подмостей, специальных обустройств и приспособлений, регулирование движения по мосту и под мостом в период осмотров и др.) должен организовывать и выполнять по согласованию с Заказчиком подрядчик по содержанию мостового сооружения.
Полевые работы по обследованию и испытаниям выполняют с обязательным, полным соблюдением действующих правил и норм охраны труда и техники безопасности по соответствующим видам работ.
При осмотрах сооружений необходимо пользоваться смотровыми приспособлениями постоянного и временного типа. До начала работ выполняется подготовка смотровых приспособлений на сооружении, обеспечивающих доступ к осматриваемым элементам. Смотровые приспособления, а также специальные обустройства для испытаний принимаются руководителем бригады, выполняющей осмотр.
Недоступные видимые части конструкции осматриваются при помощи оптических приборов, обеспечивающих достаточное разрешение. В случае обнаружения опасных дефектов необходимо обеспечить прямой доступ к этим конструкциям и произвести детальный осмотр.
Данные о невидимых (скрытых) элементах конструкций (опорах, переходных плитах и т.п.) принимаются по исполнительной документации, а при ее отсутствии - по данным предыдущих обследований, где есть ссылка на имевшуюся ранее исполнительную документацию. При отсутствии документальных данных о скрытых элементах конструкций достоверная информация о них может быть получена при проведении дополнительных вскрышных работ по заданию Заказчика или при естественном открытии конструкций (например, при размывах).
Номенклатура работ по обследованию, основные виды и состав работ по обследованию подробно изложены в главе 5 настоящего документа.
При обследовании и испытаниях применяются сертифицированные и аттестованные приборы и инструменты.
Исследования проводятся в соответствии с ГОСТ или с утвержденными методиками. Проведение исследования по специальным (неутвержденным) методикам, в том числе по методикам, разработанным в организации, проводящей обследование, или по зарубежным стандартам производится по согласованию с Заказчиком.
Правила выполнения измерений, контроль точности выполняется в соответствии с действующими стандартами ГОСТ 21778, ГОСТ 23615, ГОСТ 23616, ГОСТ 26433.0, ГОСТ 26433.2, ГОСТ 24846. Измерения выполняются с точностью, соответствующей допускам измеряемого параметра сооружения по СНиП 3.06.04. Точность измерений основных измеряемых величин, которую следует обеспечивать при обследовании, приведена в приложении А.
При обработке данных полевых измерений применяются методы математической статистики.
При обследовании конструкций используют преимущественно неразрушающие методы. В необходимых случаях по согласованию с Заказчиком допускается производить вскрытия с проведением последующего локального ремонта мест исследования. Локальный ремонт по восстановлению мест исследования проводится, как правило, силами эксплуатирующей организации. Средства для проведения локального ремонта после применения разрушающих методов контроля могут быть включены в Контракт на обследование мостового сооружения. Скрытые элементы обследуют только в случае видимых открытых частей.
Механические исследования материалов несущих конструкций проводят преимущественно неразрушающими методами контроля. В необходимых случаях дополнительно могут проводиться исследования частично разрушающими методами. Прочность бетона определяется следующими методами: ультразвуковыми по ГОСТ 17624, пластической деформации, упругого отскока, отрыва с дисками, скалыванием ребра конструкции и отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690.
При определении прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции, руководствуются указаниями ГОСТ 28570.
Испытания проводятся согласно СНиП 2.03.06 по заранее разработанной программе. Программу испытаний разрабатывает организация, проводящая обследование. Программа испытаний согласовывается с Заказчиком и утверждается руководителем организации, проводящей обследование.
Испытания сооружений допускается проводить только после выполнения обследований и с учетом полученных по ним данных. Перед испытаниями проводится обследование в объеме, позволяющем:
а) установить возможность загружения сооружения испытательной нагрузкой (отсутствие недоделок, дефектов и повреждений, снижающих несущую способность, препятствий на проезде и на въездах);
б) определить максимально допустимую величину испытательной нагрузки (с учетом норм проектирования, дефектов конструкций);
в) зафиксировать состояние моста для возможности установления изменений (остаточных деформаций), которые произошли в результате проведенных загружений;
г) наметить условия движения нагрузки при динамических испытаниях (с учетом плана и профиля проезжей части, наличия и расположения на проезде неровностей).
В многопролетных мостах с одинаковыми пролетными строениями испытывается одно пролетное строение или конструкция в полном объеме в соответствии с программой, а другие могут испытываться (выборочно) по сокращенной программе.
Испытательную нагрузку для проведения испытаний предоставляет Заказчик, если иное не предусмотрено Контрактом.
Расчет грузоподъемности выполняется для сооружений, запроектированных по нормам, изданным до 1984 года, для сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность конструкции, а также в случае пропуска тяжелой нагрузки. Оценку состояния и грузоподъемности мостового сооружения выполняют в соответствии с действующими нормативными документами.
В случае, когда в рамках объемов работ, выполняемых при диагностике, невозможно с достаточной точностью установить состояние сооружения, в результатах диагностики указывают на необходимость выполнения проведения дополнительных работ, специального обследования, исследований материалов, испытания, мониторинга сооружения и др. В этом случае орган управления дорожным хозяйством рассматривает вопрос об организации проведения рекомендованного детального обследования или проведения дополнительных специальных исследований.
В случае, если состояние мостового сооружения таково, что требуется проведение ремонта, капитального ремонта, реконструкции, то перед разработкой проекта организуется проведение предпроектного обследования, при выполнении которого прорабатываются вопросы долговечности конструкций, возможности и необходимости усиления, уширения сооружения, выполняется расчетная проработка рекомендуемых ремонтных мероприятий. В ряде случаев нельзя сделать правильные выводы по предпроектному обследованию без геологических изысканий, подводных обследований, специализированных исследований конструкционных материалов и других специфических работ, а следовательно, не может быть составлено и корректное техническое задание на проектирование. В таких случаях, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов.
Для новых отремонтированных сооружений заранее, до проведения заседания рабочей комиссии, как правило, составляется предварительная дефектная ведомость, в которой отражаются все недоделки и строительные дефекты, подлежащие устранению перед окончательной приемкой мостового сооружения в эксплуатацию.
в) Порядок сдачи работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
По окончании работ (этапов работ) Подрядчик предоставляет Заказчику отчетную документацию, предусмотренную Техническим заданием, оформленную в соответствии с действующими стандартами ГОСТ 2.105, ГОСТ 7.32, ГОСТ 7.1-2003 и правилами составления отчетной документации, изложенными в разделе 8 настоящего документа, с приложением предусмотренных сопроводительных документов.
Перечень предоставляемых отчетных документов по результатам обследований оговаривается в Контрактах на выполнение работ, как правило, это отчеты о результатах обследования с выводами и рекомендациями, технические паспорта сооружений, заключения.
Результатом проведения диагностики является заполненный актуальной информацией банк данных в объеме, предусмотренном инструкцией Заказчика, а также технический паспорт мостового сооружения на бумажном носителе, сформированный по утвержденной Заказчиком форме средствами автоматизированной системы ведения банка данных.
По мере поступления дополнительной информации о мостовых сооружения в результате проведения повторной диагностики, обследований, испытаний, реконструкций, выполнения ремонтных работ банк данных должен быть откорректирован.
Отчетным документом проведения обследований является отчет или заключение. При обследованиях по типам 5, 6 и 7 целесообразно вносить изменения актуальной информации в банк данных и корректировать копии технических паспортов на бумажных носителях. Эти работы следует предусматривать в Контрактах.
После получения нового технического паспорта мостового сооружения старый паспорт помечается как "устаревший" и сдается на хранениев архив. Нельзя избавляться от старых паспортов без комиссионного решения об их списании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.