Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Точность измерений при обследовании и испытаниях мостовых сооружений и принимаемые значения
Полная длина мостового сооружения - расстояние вдоль оси мостового сооружения между наиболее удаленными друг от друга точками элементов пролетных строений или опор мостового сооружения. Длина переходных плит не учитывается. Если мост в плане "косой", расстояние между "наиболее удаленными точками" определяется по какой-то одной продольной оси, а не в перекрест для левой и правой стороны мостового сооружения. В полную длину пешеходных мостов включают длину горизонтальных проекций лестничных сходов. Измерения проводятся при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров. Определяют с точностью до 0,01 м.
Вертикальный подмостовой габарит - минимальное расстояние по вертикали в пределах ширины подмостового габарита от нижней точки пролетного строения до верха покрытия автомобильной дороги, до головки рельса железнодорожных путей, до расчетного судоходного уровня воды в судоходных пролетах. Отметка расчетного судоходного уровня принимается по технической документации, при измерениях измеряется расстояние до фактического уровня воды на момент измерения. Определяют натурным измерением при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м.
Косина мостового сооружения, градусы - указывают косину мостового сооружения в градусах. Косина "" равна 90° минус угол пересечения. Здесь "угол пересечения" - угол между осью пролетного строения и осью опоры. Если угол пересечения равен 90°, то пересечение прямое, и косина равна 0. Определяют косину натурным измерением при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 1° или принимают по проектной документации.
Ширина мостового сооружения - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее расстояние между наиболее выступающими фасадными гранями конструкций пролетных строений.
Ширина мостового полотна (расстояние между перилами) - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее расстояние между внутренними гранями поручней перильного ограждения. Если перила отсутствуют (с одной или с двух сторон), в качестве границы принимается ближайшая к оси проезжей части грань ограждения безопасности.
Ширина ездового полотна - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее расстояние и указывают минимальное между ограждениями проезда, включая разделительную полосу, не имеющую ограждений, и полосы безопасности. При наличии ограждений разделительной полосы следует указывать ширину каждой части ездового полотна.
Ширина разделительной полосы, имеющей ограждения, - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее расстояние по граням ограждений безопасности разделительной полосы, обращенным к проезжей части.
Ширина правой (левой) части ездового полотна - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее расстояние и указывают минимальное между ограждениями проезда, включая полосы безопасности.
Толщина дорожной одежды ездового полотна - измеряют при помощи геодезических приборов или специальных приспособлений (для проведения измерений через водоотводные трубки с точностью до 0,01 м). Принимают среднее значение толщины на каждом пролете.
Высота ограждений безопасности - расстояние от верха проезжей части до верха ограждения. Измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров в начале и в конце сооружения по левой и по правой стороне с точностью до 0,01 м. Принимают среднее значение измерений и указывают минимальное.
Ширина ограждения безопасности - измеряют при помощи мерных лент по наружным габаритам ограждений безопасности с точностью до 0,01 м. Принимают среднее значение.
Ширина левого (правого) тротуара - расстояние (ширина прохода) от ограждения безопасности до перильного ограждения, отдельно для правого и левого тротуаров. Измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее значение и указывают минимальное.
Высота перил - расстояние от уровня прохожей (проезжей) части до верха перильного ограждения. Измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м. Принимают среднее значение и указывают минимальное.
Величина поперечного уклона поверхности покрытия проезжей части - измеряют при помощи геодезических приборов. В каждом поперечном сечении измерения проводят при двусторонних уклонах в трех точках по краям проезжей части и по оси проезда, при одностороннем уклоне в двух точках, расположенных по краям проезжей части. Число поперечных сечений зависит от длины мостового сооружения и особенностей его расположения в плане и в профиле. Для малых мостовых сооружений, расположенных на прямой, измерения проводятся в трех поперечных сечениях: в начале, в середине и в конце мостового сооружения. Указывают среднюю величину с точностью до 0,1 %.
Величина продольного уклона поверхности покрытия проезжей части - Измеряют при помощи геодезических приборов. При двусторонних уклонах измерения проводят либо по оси проезжей части, либо в условиях интенсивного движения транспорта, по краям ездового полотна. При односторонних уклонах измерения проводят по краям ездового полотна. Число измерений зависит от длины мостового сооружения и особенностей его расположения в плане и в профиле. Для малых мостовых сооружений, расположенных на прямой, измерения проводятся в трех поперечных сечениях: в начале, в середине и в конце мостового сооружения. Уклоны указывают с точностью до 0,1%.
Величина поперечного уклона поверхности тротуаров - измеряют при помощи геодезических приборов или уровня. Число поперечных сечений, в которых проводятся измерения, зависит от длины мостового сооружения. Для малых мостовых сооружений измерения проводятся в трех поперечных сечениях: в начале, в середине и в конце мостового сооружения. Указывают среднюю величину с точностью до 0,2%.
Полная длина пролетного строения - определяют при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м.
Полная ширина пролетного строения - определяют без учета длины свесов накладных тротуаров, измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,01 м.
Высота главных балок (ферм) в пролете - определяют в середине пролета, измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров металлических балок с точностью до 0,001 м, для железобетонных балок с точностью до 0,01 м. Для сталежелезобетонных конструкций высоту главных балок указывают без плиты.
Высота главных балок (ферм) на опоре - определяют над опорной частью. Измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров для металлических балок с точностью до 0,001 м, для железобетонных балок с точностью до 0,01 м. Для сталежелезобетонных конструкций высоту главных балок указывают без плиты.
Толщина ребра главных балок - определяют в местах опирания пролетного строения на опорные части и в середине пролета, измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров для металлических балок с точностью до 0,001 м, для железобетонных балок с точностью до 0,01 м.
Высота поперечных балок (диафрагм) - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров для металлических балок с точностью до 0,001 м, для железобетонных балок с точностью до 0,01 м. Высота диафрагм железобетонных балок определяется без учета высоты плиты.
Высота продольных балок - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров для металлических балок с точностью до 0,001 м, для железобетонных балок с точностью до 0,01 м.
Сечения металлических элементов и деталей - толщину элементов измеряют штангенциркулем с точностью до 0,5 мм; толщину элементов, имеющих доступ с одной стороны, измеряют с помощью ультразвуковых толщиномеров с точностью до 0,05 мм; сечение сварных швов определяют с помощью шаблонов или снятием слепка; остальные размеры - с помощью стальной линейки и рулетки с точностью до 1 мм. Для измерения толщины листа в слабо напряженной зоне может быть высверлено отверстие. При измерениях следует удалять противокоррозионное покрытие либо учитывать его фактическую толщину.
Толщина противокоррозионных покрытий металлических элементов и деталей - измеряется при помощи магнитных и электромагнитных толщиномеров с точностью до 1 мкм. За единичное измерение толщины принимают среднее значение из пяти измерений на участке размером 10x10 см.
Адгезия противокоррозионных покрытий - адгезию покрытия определяют методом решетчатого надреза по ГОСТ 15140 по трехбалльной шкале.
Величина выгиба (провисания) середины пролетного строения - измеряют при помощи геодезических приборов, мерных лент и лазерных дальномеров. Точность измерений - до 0,001 м.
Высота тела опоры от верха подферменной площадки до обреза фундамента - устанавливают по технической документации или измеряют в ходе специальных работ. Точность фиксации размеров - 0,01 м.
Высота тела опоры от верха подферменной площадки до уровня грунта - до уровня грунта высоту (по оси мостового сооружения) определяют для безростверковой конструкции опоры. Для прочих видов опор высоту до уровня грунта указывают, если нет данных о конструкции и высотном положении ростверка или фундамента. Измеряют при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров с точностью до 0,1 м.
Размеры стоек вдоль и поперек оси мостового сооружения - измеряют при помощи мерных лент или лазерных дальномеров. Точность измерения размеров - до 0,01 м.
Высота ригеля (подферменной плиты) - вертикальный размер тела ригеля измеряют при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров с точностью 0,01 м.
Размеры ригеля (поферменной плиты) вдоль и поперек мостового сооружения - измеряют при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров с точностью 0,01 м.
Глубина заложения фундамента - устанавливают по технической документации или по результатам специального обследования как расстояние от поверхности естественного грунта до подошвы фундамента либо глубину забивки свай от поверхности земли. Точность фиксации размеров - 0,01 м.
Ширина русла водотока - замеряют ширину по оси мостового сооружения при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров. Точность измерений - до 0,5 м.
Глубина русла водотока - замеряют глубину по оси мостового сооружения при помощи эхолотов, мерных реек. Точность измерений - до 0,2 м.
Размывы русла у опор - замеряют параметры размывов русловых опор при помощи эхолотов, мерных реек. Точность измерений - до 0,2 м.
Скорость течения в водотоке - принимают наибольшую скорость течения по ширине водотока на поверхности в створе по оси мостового сооружения. Точность измерений - до 0,1 м/с.
Ширина земляного полотна на подходах - замеряют ширину на уровне бровки земляного полотна на расстоянии 25 м от начала и от конца мостового сооружения в обе стороны при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров. Точность измерений - до 0,1 м.
Ширина проезжей части на подходах - замеряют по покрытию на расстоянии 25 м от начала и от конца мостового сооружения в обе стороны при помощи геодезических приборов, мерных лент или лазерных дальномеров. Точность измерений - до 0,1 м.
Высота насыпи (глубина выемки) в месте сопряжения с мостом - определяют для поперечного сечения, проходящего по задней грани устоя, как разницу отметок бровки насыпи и среднего уровня естественного грунта по оси мостового сооружения при помощи геодезических приборов. Точность измерений - до 0,1 м.
Величина измерения прогибов пролетного строения при испытаниях мостовых сооружений - определяют при помощи механических или электронных измерительных приборов или при помощи геодезических приборов. Точность измерений - не менее 5% от предполагаемой величины прогиба.
Величина измерения деформаций (определения напряжений) в конструкциях при испытаниях мостовых сооружений - определяют при помощи механических тензометров или тензодатчиков по ГОСТ 18957. Точность измерений не менее 5% от предполагаемой величины измеряемого фактора.
Ширина раскрытия трещин - определяют при помощи микроскопов МПБ-2, МИР-2, лупы с масштабным делением (лупы Бринелля) или других приборов и инструментов, обеспечивающих точность измерений - не ниже 0,1 мм.
Глубина трещин - устанавливают, применяя иглы и проволочные щупы, а также при помощи ультразвуковых приборов типа УКБ-1М, бетон-3М, УК-10П и др.
Глубина коррозии - измерения производятся для расчетных рабочих сечений в местах наибольшего ослабления коррозией. При язвенной коррозии измеряют глубину отдельных язв. Остаточный диаметр арматуры измеряется штангенциркулем или микрометром. Остаточную толщину деталей элементов определяют ультразвуковыми толщиномерами или при помощи коррозионно-метрических скоб, штангенциркулей. При сплошной равномерной коррозии на участках с хорошо сохранившимися продуктами коррозии глубину коррозионных поражений допускается определять измерением толщины слоя ржавчины. Толщину продуктов коррозии определяют микрометром или с помощью магнитных или электромагнитных толщиномеров, которыми замеряют толщину немагнитных противокоррозионных покрытий на стали. В этом случае глубина коррозии принимается равной 60% от толщины измеренной ржавчины. Точность измерений - до 0,5 мм.
Прочность бетона - определяется преимущественно неразрушающими методами контроля. При проведении испытаний механическими методами неразрушающего контроля следует руководствоваться указаниями ГОСТ 22690, ГОСТ 17624.
Глубина карбонизации защитного слоя бетона - определяется воздействием 0,1 %-го раствора фенолфталеина в этиловом спирте на свежий скол бетона. Измерения проводятся через минуту после нанесения индикатора на скол бетона при помощи штангенциркуля и линейки. В бетонах с неравномерной структурой пор граница карбонизации может быть извилистой. В этом случае необходимо измерять максимальную и среднюю глубину карбонизации бетона. Точность измерений - до 0,5 мм.
Толщина защитного слоя бетона и расположение арматуры - для определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры в железобетонной конструкции при обследованиях применяют магнитные, электромагнитные методы по ГОСТ 22904. В необходимых случаях производятся прямые измерения после вскрытия бетона. Точность измерений - до 1,0 мм.
Содержание хлоридов в бетоне - определяется методом прямой потенциометрии с использованием ионоселективных электродов согласно ОДМ. Методика определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений / Минтранс РФ: - М., 2002. Концентрация хлорид-иона определяется в процентах от массы бетона с последующим пересчетом на массу цемента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.