Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Классификация и номенклатура работ по обследованию
Работы по обследованию и испытаниям можно разделить на две группы:
- организационные (подготовительно-заключительные) работы;
- основные работы.
К основным работам относятся работы, непосредственно обеспечивающие получение результатов работы (отчетной документации).
По месту проведения основные работы по обследованию и испытаниям разделяются на:
- полевые работы, выполняемые на мостовых сооружениях, являющихся объектом обследования в полевых условиях и (или) носящие экспедиционный характер;
- камеральные - работы по обработке, анализу результатов полевых работ, по подготовке отчетной документации по обследованию и пр., выполняемые в условиях стационара.
Полевые работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений включают следующие основные виды:
- подготовительные работы;
- обмерные работы: определение основных размеров сооружения, его конструкций и элементов, измерение габарита приближения строений, подмостового габарита, определение толщины слоёв одежды ездового полотна, измерения русла водотока (ширина, глубина) и др.;
- геодезические измерения - выявление положения сооружения и его элементов (покрытия проезжей части, пролётных строений и опор) в плане и в профиле, измерения подмостового пространства;
- осмотр видимых частей сооружения конструкций с выявлением дефектов;
- приборное и инструментальное обследование конструкций, измерение длины, глубины и ширины раскрытия трещин, прочих дефектов, проверка соответствия положения опорных частей на опорах проекту, исследование свойств материалов конструкций неразрушающими методами и др.;
- исследование фундаментов, частей опор, находящихся в грунте (тип фундамента, глубина заложения, число и длина свай, состояние подземных конструкций и др.);
- подводное обследование тела опор (состояние поверхности, наличие и размеры дефектов);
- исследования в русле водотока (наличие и размеры размывов вокруг опор, скорости течения, структура дна);
- отбор проб и кернов строительных материалов;
- проверка состояния скрытых деталей элементов конструкций путем их обнажения;
- проведение испытаний сооружения статической и динамической нагрузкой.
В стандартных случаях в зону осмотра мостовых сооружений включают:
- сооружение на всей длине и прилегающие участки насыпи подходов длиной по 6 м от начала и конца сооружения; в случае примыкания подпорных стенок к сооружению на подходах - на всю их длину;
- ограждения безопасности на подходах длиной по 18 м от начала и конца сооружения;
- зону подмостового пространства: на пойме на ширине от сооружения по 25 м в обе стороны, в русле - на ширине 25 м выше и ниже по течению при ширине водотока до 10 м и на ширине 100 м выше и ниже по течению при ширине водотока свыше 10 м.
Правила и требуемая точность выполнения измерений при обследовании и испытаниях мостовых сооружений, а также принимаемые значения приведены в приложении А.
Камеральные работы и лабораторные работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений включают следующие основные виды:
- изучение и анализ технической документации на сооружение;
- разработка программы работ, программы испытаний;
- обработка данных полевых работ по обследованию и испытаниям с составлением ведомостей дефектов, фотоиллюстраций дефектов карт дефектов# и т.п.;
- лабораторные испытания и исследования строительных материалов, отобранных из конструкций, грунтов, лабораторные анализы воды;
- расчетно-конструкторские работы, определение грузоподъемности сооружения;
- определение остаточного ресурса сооружения и его конструкций;
- определение износа элементов, конструкций и всего сооружения;
- анализ состояния конструкций сооружения, определение общей оценки его технического состояния, разработка технического заключения и рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, назначение режима эксплуатации;
- при выполнении предпроектных обследований, при необходимости, производится расчетная проработка возможных технических решений по усилению, уширению эксплуатируемого мостового сооружения;
- составление отчетной документации по результатам работы (технический паспорт, заключение, отчет).
С целью упрощения подсчета трудозатрат на выполнение работ по обследованию целесообразно выделить минимальный типовой набор работ, необходимый для достижения стандартных целей для каждого типа обследований (стандартные перечни работ), а остальные работы расценивать как дополнительные. Тогда величина трудозатрат по обследованию мостовых сооружений будет определяться суммой трудозатрат на выполнение работ стандартного перечня (типового набора работ), трудозатрат на выполнение дополнительных работ и трудозатрат на организационные (подготовительно-заключительные) работы.
Типовые наборы работ при полных обследованиях по типам 1 - 8 (стандартные перечни работ) приведены в приложении Б.
В стандартные перечни работ входит минимум работ, который необходим для реализации основных целей полных обследований сооружений. Поэтому виды работ, включенные в стандартные перечни, как правило, следует рассматривать как обязательные работы, которые выполняются при полных обследованиях мостовых сооружений. Только после их выполнения подрядная обследовательская организация вправе делать соответствующие выводы о действительном техническом состоянии мостового сооружения в целом, давать обоснованные рекомендации по ремонту и его дальнейшей эксплуатации.
При неполных обследованиях, которые отнесены к типу 9, когда ставятся узкоспецифические задачи, выполнение всех видов работ, включенных в стандартные перечни, не требуется. Состав и объем обязательных работ в таких случаях может быть уменьшен. При этом в техническое задание включаются работы, обеспечивающие достижение поставленной обследованием цели, а полнота обследования выбирается соответствующей цели обследования, определенной техническим заданием. При неполных обследованиях организация не вправе давать общую оценку технического состояния всего сооружения и не может нести ответственность за все сооружение.
Относительная трудоемкость отдельных видов работ, входящих в стандартные перечни, может определяться по таблицам П.3.1, П.3.2 приложения В, в которых приведены средние значения относительной трудоемкости по видам работ. Таблицы относительной трудоемкости могут использоваться как при выполнении работ собственными силами, так и при передаче части работ субподрядным организациям, при составлении калькуляций для неполных обследований по типу 9, а также при учете выработки между отдельными членами обследовательских бригад. В отдельных случаях, если объем работ существенно отличается от стандартного объема, при определении трудозатрат можно воспользоваться прямым расчетом трудозатрат, рассматривая часть работ как дополнительные работы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "таблицам П.3.1, П.3.2" имеется в виду "таблицам П.В.1, П.В.2"
Расчеты грузоподъемности выполняются для сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность несущих конструкций, а также в обязательном порядке выполняются для сооружений, запроектированных по нормам, изданным до 1962 года.
При обследовании по типам 2, 3, 4, 6, 7 работы по расчетам грузоподъемности выполняются в необходимых случаях и поэтому не включены в типовой набор работ, а относятся к дополнительным работам. Состав работ по расчету грузоподъемности приведен в приложении Б.
При обследованиях по типам 1 - 8 обязательными для осмотра являются следующие части мостовых сооружений:
- Мостовое полотно:
- асфальтобетонное покрытие на мосту;
- ограждения проезжей (прохожей) части;
- тротуары;
- деформационные швы;
- водоотвод.
- Пролетные строения.
- Опорные части.
- Видимая часть опор.
- Смотровые и эксплуатационные обустройства.
- Коммуникации.
- Сейсмические обустройства.
- Подмостовое пространство.
- Регуляционные сооружения.
- Лестничные сходы.
Фундаменты опор, подводные части опор, недоступные части конструкций, в том числе находящиеся в грунте, в скрытых полостях, не входят в перечень обязательных для осмотра частей мостового сооружения. Их обследование, при необходимости, предусматривается техническим заданием отдельно в каждом конкретном случае.
Дополнительными работами считаются все выполняемые работы, не вошедшие в стандартный перечень работ для конкретного типа обследования. Дополнительные работы выполняются при необходимости.
К дополнительным работам при любом типе обследования, например, относят:
- исследование свойств материалов конструкций с помощью специальных неразрушающих или частично разрушающих методов (например, ультразвуковых, отрыва со скалыванием, метода потенциалов, метода акустической эмиссии, исследование содержания хлоридов в бетоне методом прямой потенциометрии и др.);
- исследование напряжений в бетоне, стали, в напрягаемой арматуре;
- проверка состояния скрытых деталей конструкций путем их обнажения - местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах;
- местные вскрытия элементов дорожной одежды;
- вскрытие контрольных шурфов, отбор проб и кернов строительных материалов и выполнение лабораторных испытаний материалов;
- исследования русла водотока - измерение профиля русла в створе мостового сооружения и вокруг русловых опор;
- подводное обследование опор;
- исследование состояния подземной части опор других подземных частей сооружения;
- исследование грунтов оснований бурением, выполнение лабораторных испытаний грунтов;
- лабораторные анализы воды водотока;
- исследование фундаментов опор, определение глубины заложения фундаментов;
- расчеты несущей способности оснований и фундаментов;
- испытания сооружения;
- другие специальные виды работы и различные исследования.
Состав и объем дополнительных работ должен соответствовать поставленной цели обследования и должен быть определен техническим заданием в составе тендерной документации. Состав и объемы дополнительных работ по обследованию и испытаниям формируются индивидуально по каждому мостовому сооружению в зависимости от:
- целей проведения обследования и испытаний;
- конструктивных особенностей обследуемого сооружения;
- технического состояния обследуемого сооружения;
- полноты данных в имеющейся технической документации на обследуемое сооружение;
- условий проведения обследования и испытаний.
Стоимость выполнения дополнительных работ при обследовании конкретного мостового сооружения определяется отдельным расчетом, составленным с использованием базовых цен на отдельные виды работ по соответствующим справочникам базовых цен, или расчетом по трудозатратам.
В сметах, составляемых на основе калькуляции трудозатрат, учитываются расходы по внешнему транспорту, которые предусматривают компенсацию затрат Исполнителю, связанных с проездом работников и перевозкой оборудования от постоянного местонахождения организации, выполняющей обследование и испытания, до объектов обследования и обратно. Расходы по внешнему транспорту определяются по фактическим затратам либо по таблице 5.1 в процентах от сметной стоимости работ, выполняемых в полевых (экспедиционных) условиях.
Таблица 5.1
Нумерация параграфов в таблице приводится в соответствии с источником
§ |
Расстояние проезда и перевозки в одном направлении, км |
Расходы по внешнему транспорту в обоих направлениях в % от сметной стоимости работ, выполняемых в полевых (экспедиционных) условиях, продолжительностью, мес. |
|||||
до 1 |
2 |
3 |
6 |
9 |
12 и более |
||
1 |
Св. 25 до 100 |
14,0 |
11,5 |
9,1 |
4,5 |
3,5 |
2,8 |
2 |
" 100 " 300 |
19,6 |
15,4 |
12,7 |
6,2 |
4,8 |
3,6 |
1 |
" 300 " 500 |
25,2 |
21,0 |
16,8 |
8,1 |
6,3 |
4,8 |
4 |
" 500 " 1000 |
30,8 |
25,2 |
19,6 |
9,7 |
7,3 |
5,5 |
5 |
" 1000 " 2000 |
36,4 |
32,2 |
28,0 |
13,2 |
9,8 |
7,3 |
6 |
" 2000 " 4000 |
40,0 |
39,2 |
36,4 |
20,0 |
16,0 |
12,0 |
Относительная величина трудозатрат на полевые работы по обследованию по типам 1 - 8 в процентах от общей величины трудозатрат приведена в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Относительная величина трудозатрат на полевые работы, %
Тип обследования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Относительная величина трудозатрат на работы, выполняемые в полевых (экспедиционных) условиях, % |
38 (44)* |
51 |
51 |
53 |
34 (40)* |
42 |
42 |
34 |
______________________________
* При выполнении обследования без расчетов грузоподъемности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.