Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 24 февраля 2015 г. N 100-ст, приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 20 апреля 2015 г.
Приложение В
(обязательное)
Методы проведения проверок, измерений и испытаний
3 ноября 2010 г., 24 февраля 2015 г.
В.1 Технический контроль
Проводят визуальный контроль и измерительный контроль оборудования лифта и установки оборудования лифта.
При этом контролируют:
- наличие освещения этажных площадок перед дверями шахты лифта;
- наличие правил пользования лифтом и табличек с номерами телефонов для экстренной связи;
- состояние ограждения шахты на предмет отсутствия повреждений;
- состояние порогов и обрамлений проемов дверей шахты и кабины;
- состояние ограждения дверей шахты и кабины на предмет отсутствия повреждений, коррозии;
- состояние раздвижных решетчатых дверей кабины на грузовых лифтах, оборудованных такими дверями, а также измеряют просвет между полосами закрытой двери;
- зазоры между сомкнутыми створками автоматических раздвижных дверей шахты и кабины в местах притвора, между створками и порогами порталов, а также между лицевыми поверхностями створок и обвязками дверного проема;
- наличие перекрытия створками автоматических раздвижных дверей шахты и кабины обвязки дверного проема;
- наличие информации о нахождении кабины на этаже для лифтов, оборудованных распашными дверями шахты;
- крепление постов управления в кабине и на этажах, а также состояние постов управления на предмет отсутствия повреждений постов управления и кнопок;
- состояние и функционирование указателей направления движения кабины и указателя местоположения кабины (при их наличии);
- состояние ограждения кабины (стены, пол, потолок) на предмет отсутствия повреждений;
- крепление щитов ограждения кабины, а также наличие и крепление поручня в кабине лифта, ограждение которой выполнено из многослойного стекла;
- наличие и крепление поручня, откидного сиденья (при наличии), зеркала в кабине пассажирского лифта по ГОСТ Р 51631-2008 (подпункт 5.3.2) для лифтов, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями технического регламента "Безопасность лифтов";
- наличие вентиляционных отверстий в ограждении кабины со сплошными дверями;
- состояние светильников в кабине лифта;
- наличие рабочего и аварийного освещения кабины;
- наличие освещения площадки перед входом в помещение, в котором размещено оборудование лифта;
- наличие и состояние лестницы для входа в машинное помещение, а также оснащенность лестницы перилами (при необходимости);
- состояние двери машинного помещения, в том числе наличие замка на двери машинного помещения;
- наличие и исправность действия выключателей цепей освещения машинного помещения (для лифтов с машинным помещением) и шахты лифта, а также наличие освещения устройств управления (для лифтов без машинного помещения);
- наличие и состояние розеток питания в машинном и блочном помещениях у лифтов, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями ТР ТС 011/2011;
- состояние ограждения (пол, потолок, стены, окна) машинного помещения (для лифтов с машинным помещением);
- наличие запираемого шкафа (для лифтов без машинного помещения, в том числе для гидравлического лифта), в котором размещено оборудование лифта (лебедка, связанные с ней механические и электрические устройства и блоки, а для гидравлического лифта - гидроагрегат и связанные с ним механические, гидравлические и электрические устройства);
- отсутствие оборудования и коммуникаций, не относящихся к лифту, за исключением оборудования, указанного в ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.3.2.3);
- состояние грузоподъемного устройства (балок) (при их наличии), в том числе наличие надписи, с указанием грузоподъемности устройства (балок);
- состояние люка для производства ремонтных работ (при его наличии), в том числе наличие замка на люке;
- наличие и состояние переговорного устройства, исправность работы двусторонней переговорной связи;
- наличие и состояние устройства с ручным приводом (вводное устройство, автоматический выключатель или аналогичные устройства с ручным приводом);
- возможность блокировки устройства с ручным приводом в отключенном положении во избежание непреднамеренного включения у лифтов, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями ТР ТС 011/2011;
- состояние вводного устройства (для лифтов, оборудованных вводным устройством);
- состояние электрооборудования, установленного в шкафу управления, наличие и исправность щитов ограждения и створок дверей шкафа управления, замков на дверях шкафа управления и наличие ключей от замков;
- исправность аппаратов управления и переключателей, отсутствие заеданий при их включении или переключении;
- соответствие номиналов предохранителей, автоматических выключателей токам, указанным в электросхеме лифта;
- крепление проводов на клеммных наборах (рейках), разъемов силовой цепи, цепи управления, безопасности и сигнализации;
- состояние контакторов (пускателей) силовой цепи, наличие хода подвижных контактов, а также соответствие зазоров в силовых и блокировочных контактных группах (провал, раствор) руководству (инструкции) по эксплуатации;
- наличие устройства для ручного растормаживания лебедки, предусматривающей ручное перемещение кабины, а также возможность растормозить лебедку этим устройством;
- возможность перемещения кабины при отключении основного источника электропитания лифта;
- состояние тормозного шкива на предмет отсутствия износа, трещин, сколов, масла на рабочей поверхности тормозного шкива (при возможности осуществления такого контроля);
- состояние тормоза лебедки и крепление элементов тормоза (при возможности осуществления такого контроля);
- зазоры между тормозными накладками и поверхностью тормозного шкива (при возможности осуществления такого контроля);
- состояние и крепление канатоведущего шкива (барабана трения, отводных, направляющих блоков);
- состояние и крепление редуктора лебедки (при наличии редуктора);
- состояние и крепление электродвигателя (при возможности осуществления такого контроля);
- уровень масла в редукторе лебедки, отсутствие недопустимой течи масла через уплотнения редуктора лебедки (при наличии редуктора лебедки);
- уровень масла в гидроагрегате для лифтов с гидравлическим приводом;
- наличие ограждения канатоведущего шкива, барабана трения (при необходимости) и свободных концов валов редуктора и электродвигателя, а также соответствие окраски не огражденных вращающихся частей лебедки;
- наличие на лебедке устройств, исключающих возможность спадания тяговых элементов с приводных и направляющих элементов (при необходимости);
- наличие зазора между тяговыми элементами и кромками отверстий для их пропуска через ограждение (пол, стены) машинного помещения;
- состояние ограничителя скорости, его рамы, а также наличие таблички на ограничителе скорости (для лифтов, оборудованных ограничителем скорости). Для лифтов, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями ТР ТС 011/2011, также контролируют наличие мер для предотвращения спадания канатов и цепей с ограничителя скорости и его натяжного устройства;
- состояние концевого выключателя, а также устройства для его выключения;
- состояние привода дверей кабины;
- состояние механизма включения реверса привода дверей (для лифтов, оборудованных таким механизмом);
- состояние выключателя, контролирующего закрытие двери кабины;
- состояние кареток створок автоматической двери кабины и их роликов, в том числе крепление осей роликов к кареткам и крепления створок двери кабины к кареткам;
- состояние механических отводок (механической отводки), а также вертикальность их установки в двух плоскостях;
- состояние каркаса (рамы) кабины;
- состояние башмаков кабины, а также состояние вкладышей башмаков;
- величины зазоров между рабочими поверхностями вкладышей башмаков и направляющих;
- состояние подвески кабины;
- состояние устройства, контролирующего относительное перемещение или обрыв тяговых элементов и соответствие его установки руководству (инструкции) по эксплуатации (при наличии данного устройства);
- состояние ловителей, механизма включения ловителей, а также состояние выключателя, контролирующего срабатывание ловителей (для лифтов, оборудованных ловителями);
- возврат ловителей в исходное положение после их срабатывания (для лифтов, оборудованных ловителями);
- крепление каната ограничителя скорости к рычагу механизма включения ловителей (для лифтов, оборудованных ловителями и ограничителем скорости);
- состояние перил на крыше кабины (при их наличии);
- состояние датчиков системы позиционирования;
- наличие ремонтной телефонной или другой двусторонней связи;
- наличие на крыше кабины двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала, для лифтов, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями ТР ТС 011/2011;
- состояние направляющих кабины и противовеса и крепление направляющих к кронштейнам в прижимах, а также крепление кронштейнов к закладным деталям (или поясам), крепление стыков направляющих и наличие смазки (при необходимости) на рабочих поверхностях направляющих;
- горизонтальное расстояние между торцами направляющих;
- состояние элементов портала двери шахты (верхней и нижней балок, стояков) и крепление портала к закладным деталям;
- запирание и отпирание двери шахты, а также автоматическое закрытие и запирание двери шахты, при отсутствии кабины в зоне отпирания, для лифтов, оборудованных автоматическими раздвижными дверями;
- состояние и работу автоматических замков двери шахты;
- состояние и крепление выключателей, контролирующих запирание автоматических замков двери шахты;
- состояние и крепление выключателей, контролирующих закрытие двери шахты (при их наличии);
- состояние линеек, кареток, роликов дверей шахты и их крепление;
- состояние нижних упоров ("башмачков") дверей шахты и их крепление к створкам;
- состояние порогов, скосов под порогами дверей шахты и их крепление;
- боковые и торцевые зазоры между роликами автоматических замков двери шахты и механическими отводками двери кабины;
- состояние каркаса (рамы) противовеса и крепление его составных элементов;
- состояние башмаков и вкладышей башмаков противовеса, их крепление к раме противовеса, а также величины зазоров между рабочими поверхностями вкладышей башмаков и направляющих;
- состояние подвески противовеса, в том числе износ тяг подвески противовеса, износ кромок отверстий (для пропуска тяг) в горизонтальной пластине верхней балки противовеса, целостность пружин подвески, наличие стопорных шайб, шплинтов и контргаек на всех элементах подвески противовеса для лифтов, оборудованных пружинной подвеской;
- состояние направляющих блоков полиспастной подвески противовеса;
- состояние грузов, входящих в состав противовеса, а также крепление грузов в каркасе противовеса;
- наличие освещения шахты лифта и приямка;
- состояние тяговых элементов лифта, каната (цепи) ограничителя скорости лифта на предмет отсутствия превышения норм их браковки;
- состояние приямка и нижней части шахты;
- наличие и состояние лестницы (скоб) для входа в приямок глубиной более 900 мм, а также наличие и состояние двери для входа в приямок глубиной более 2500 мм;
- состояние гидроцилиндра и трубопровода лифта (включая фитинги) с гидравлическим приводом, в том числе на предмет отсутствия внешней утечки рабочей жидкости по всей длине трубопровода, а также в местах крепления;
- состояние буферов кабины и противовеса, их крепление, а также вертикальность установки буферов для лифтов, оборудованных буферами;
- расстояние от рабочей поверхности буфера противовеса до поверхности, контактирующей с буфером;
- состояние и крепление выключателя, контролирующего возврат энергорассеивающего буфера в исходное положение после снятия нагрузки с буфера;
- состояние рамы и блока натяжного устройства каната ограничителя скорости, а также состояние и крепление выключателя, контролирующего обрыв или вытяжку каната ограничителя скорости, для лифтов, оборудованных ограничителем скорости;
- состояние рамы и блока натяжного устройства уравновешивающих канатов, а также крепление выключателя, контролирующего натяжение уравновешивающих канатов, для лифтов, оборудованных таким устройством;
- состояние устройства, ограничивающего подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов, а также состояние выключателя, контролирующего срабатывание этого устройства, для лифтов, оборудованных таким устройством;
- состояние и крепление выключателя, установленного в шахте лифта (кнопка "Стоп" в приямке, выключатель приямка и др.), а также наличие символов, обозначающих коммутационное состояние выключателя;
- наличие и состояние розеток питания в приямке лифтов, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями ТР ТС 011/2011;
- состояние рамы пола кабины и вертикального щита под порогом кабины.
При обследовании лифта также проводят проверку соответствия лифта требованиям, установленным взаимосвязанными с ТР ТС 011/2011 стандартами (см. ГОСТ Р 53782-2010, приложение Ж).
В.2 Проверка функционирования лифта
При проверке функционирования лифта контролируют работу лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации, а также работу лебедки электрического лифта (привода гидравлического лифта), дверей шахты, кабины, привода дверей, сигнализации, связи, диспетчерского контроля, освещения.
При этом:
В.2.1 В режиме "Нормальная работа":
- проверяют работу лифта от постов управления на этажных площадках ("Вызовы"). Для лифта с автоматическими дверями должно быть обеспечено движение кабины лифта на тот этаж, на котором зафиксирован "Вызов", с последующим автоматическим открыванием и закрыванием дверей кабины и шахты. Для лифта, оборудованного ручным приводом дверей шахты, после прибытия кабины на этаж, на котором зафиксирован "Вызов", должно быть обеспечено автоматическое отпирание двери шахты, позволяющее вручную открыть дверь шахты;
- проверяют работу сигнального устройства "Занято" на этажных площадках, если лифт оборудован таким устройством;
- проверяют работу сигнальных устройств о регистрации "Вызова" и "Приказа" на этажных площадках и в кабине, если лифт оборудован такими устройствами;
- проверяют работу лифта от поста управления в кабине ("Приказы"). Кабина лифта с автоматическими дверями должна приходить на тот этаж, "Приказ" которого был зафиксирован на посту управления в кабине, с последующим открыванием дверей кабины и шахты. Для лифтов, оборудованных ручным приводом дверей кабины и шахты, после прибытия кабины на этаж, "Приказ" которого был зафиксирован на посту управления в кабине, должно быть обеспечено открытие вручную дверей кабины и шахты;
- проверяют срабатывание устройства реверсирования автоматических дверей при нахождении в дверном проеме препятствия;
- проверяют работу кнопок "Двери", "Отмена", "Стоп" в кабине (при их наличии);
- проверяют работу кнопки "Вызова персонала", а также работу двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения обслуживающего персонала (помещение, диспетчерский пункт). Для лифтов без машинного помещения проверяют функционирование двусторонней связи между пассажиром в кабине лифта и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления лифтом. Для лифтов, отвечающих требованиям ГОСТ Р 52382, также проверяют и функционирование двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и основным посадочным этажом;
- проверяют осуществление передачи информации от лифта к устройству диспетчерского контроля по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.3.21) для лифтов, оборудованных диспетчерским контролем;
- проверяют функционирование системы управления лифтом, обеспечивающей отключение привода в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53780-2010 (подпункты 5.5.3.18, 6.8.12) для лифтов, имеющих такую систему управления;
- проверяют работу выключателя загрузки кабины (при его наличии);
- проверяют работу устройства, размыкающего цепь безопасности при несанкционированном открытии двери шахты, если лифт оборудован таким устройством;
- для лифтов с групповым управлением должны быть проверены требования, указанные в ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.3.8);
- измеряют точность остановки кабины на каждой остановке лифта;
- измеряют горизонтальное расстояние между порогами двери кабины и двери шахты на каждой остановке лифта.
В.2.2 В режиме "Управление из машинного помещения" проверяют:
- работу лифта от аппаратов управления в машинном помещении;
- исключение действия команд управления от аппаратов, установленных вне машинного помещения (вызовов, приказов и др.);
- предотвращение воздействия подвижной отводки на автоматические замки дверей шахты у лифта, оборудованного такой отводкой;
- исключение автоматического открытия дверей шахты и кабины;
- обеспечение автоматической остановки кабины на уровне нижней и верхней этажной площадки;
- включение сигнала "Занято" у лифта, оборудованного таким сигналом;
- работу устройства (кнопки, выключателя и др.) "Стоп" (при наличии).
В.2.3 На лифте, у которого предусмотрена возможность управления с крыши кабины в режиме "Ревизия", проверяют:
- работу лифта от аппаратов управления, предназначенных для пуска кабины вверх и вниз;
- наличие маркировки, указывающей направление движения на аппарате управления или рядом с ним;
- работу устройства (кнопки, выключателя и др.) "Стоп" (при наличии).
Движение при управлении с крыши кабины должно осуществляться при:
а) постоянном воздействии на аппарат управления;
б) замкнутых контактах электрических устройств безопасности, за исключением случая, предусмотренного ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.3.14);
в) исключении действия команд управления от аппаратов, установленных в кабине, машинном помещении, на устройстве по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.3.4.5) и на этажных площадках;
г) предотвращении воздействия подвижной отводки на автоматические замки дверей шахты у лифта, оборудованного такой отводкой;
д) исключении автоматического открытия дверей шахты и кабины;
е) включенном сигнале "Занято" у лифта, оборудованного таким сигналом.
В.3 Испытания лифта
В.3.1 Испытания при проведении периодического технического освидетельствования и обследования лифта
В.3.1.1 Испытание сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом (барабаном трения) на лифте с электрическим приводом
Испытание сцепления канатов с канатоведущим шкивом или барабаном трения проводят при подъеме на рабочей скорости, находящейся в верхней части шахты незагруженной кабины. Должна происходить полная остановка кабины в зоне точной остановки верхнего этажа.
Невозможность подъема незагруженной кабины при нахождении противовеса на сжатом буфере проверяют при незамкнутом тормозе перемещением кабины вверх вручную от штурвала или от электродвигателя на пониженной скорости. При испытании не должен происходить подъем (подтягивание) кабины.
В.3.1.2 Испытание электропривода и тормозной системы на лифте с электрическим приводом
Испытание тормозной системы проводят посредством отключения питания электродвигателя и тормоза при движении на рабочей скорости незагруженной кабины вверх. Тормоз должен остановить кабину.
Электропривод лифта при питании от управляемого преобразователя испытывают на выполнение электрического торможения (удержания), если оно предусмотрено конструкцией лифта.
Испытание проводят при нахождении незагруженной кабины на уровне верхней посадочной площадки с разомкнутым тормозом в течение 3 мин. Допускается автоматическое перемещение кабины (выравнивание) в пределах уровня точности остановки с последующим ее удерживанием.
В.3.1.3 Испытание герметичности гидроцилиндра и трубопровода лифта с гидравлическим приводом
Испытание следует проводить в следующем порядке:
а) установить кабину на крайней верхней остановке, выключить вводное устройство и ручным насосом гидропривода поднять кабину до полного выдвижения плунжера;
б) ручным насосом гидропривода увеличить давление до 200% от номинального (при этом требуется регулировка перепускного клапана ограничения давления) и удерживать систему под давлением 5 мин;
в) опустить лифт на крайнюю верхнюю остановку и провести регулировку перепускного клапана ограничения давления в исходное положение;
г) провести визуальный контроль гидроцилиндра и трубопровода и убедиться в отсутствии течи масла из гидроцилиндра и трубопровода гидропривода лифта.
В.3.1.4 Испытания электрооборудования лифта (электроизмерительные работы)
Электроизмерительные работы включают в себя:
- визуальный контроль заземления (зануления) и электрооборудования лифта;
- измерение сопротивления изоляции электрических цепей и электрооборудования лифта;
- проверку наличия цепи заземления (зануления);
- проверку срабатывания защиты при системе питания, в которой нейтраль источника питания глухо заземлена (TN-C, TN-C-S, TN-S).
При электроизмерительных работах проводят:
- визуальный контроль заземления (зануления) и составных элементов электрооборудования лифта. При этом проводят проверку состояния электрооборудования и его соответствия паспортным данным и ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.5);
- испытание силовых, вторичных, осветительных цепей электропроводок, цепей безопасности, а также цепей управления напряжением свыше 50 В переменного тока, не содержащих устройств микроэлектроники и полупроводниковых приборов. Испытание проводят мегаомметром с рабочим напряжением не менее 1000 В. Испытание электрических цепей лифтов допускается проводить в соответствии с рекомендациями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя. При этом сопротивление изоляции проводов, кабелей должно быть не менее 1,0 МОм, а сопротивление изоляции обмоток электродвигателей - не менее 0,5 МОм;
- проверку наличия цепи между заземленной установкой и элементами заземленной установки путем измерения переходного сопротивления контактов. При этом переходное сопротивление каждого контакта должно быть не выше 0,05 Ом;
- проверку согласования параметров цепи "фаза-нуль" с характеристиками аппаратов защиты и непрерывности защитных проводников посредством измерения тока однофазного короткого замыкания для каждой из фаз. При этом ток однофазного короткого замыкания должен составлять не менее:
а) 3-кратного значения номинального тока плавкой вставки предохранителя;
б) 3-кратного значения номинального тока нерегулируемого расцепителя автоматического выключателя с обратнозависимой от тока характеристикой;
в) 3-кратного значения уставки по току срабатывания регулируемого расцепителя автоматического выключателя с обратнозависимой от тока характеристикой;
г) 1,1 верхнего значения тока срабатывания мгновенно действующего расцепителя (отсечки).
В.3.2 Испытания при проведении частичного технического освидетельствования
В.3.2.1 В случае замены канатоведущего шкива (барабана трения) лифта с электрическим приводом проводят:
- проверку соответствия сведений о канатоведущем шкиве (барабане трения), указанных в паспорте лифта, фактически установленному канатоведущему шкиву (барабану трения);
- визуальный контроль канатоведущего шкива (барабана трения) на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);
- проверку крепления канатоведущего шкива (барабана трения);
- испытания в соответствии с В.3.1.1 (приложение В);
В.3.2.2 В случае замены гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопровода лифта с гидравлическим приводом проводят:
- проверку соответствия сведений о гидроагрегате, гидроцилиндре, трубопроводе лифта, указанных в паспорте лифта, фактически установленному гидроагрегату, гидроцилиндру, трубопроводу;
- визуальный контроль гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопровода лифта на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии, задиров, царапин на плунжере гидроцилиндра и др.);
- проверку крепления гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопровода и их элементов;
- проверку уровня масла в гидроагрегате;
- испытания в соответствии с В.3.1.3 (приложение В).
В.3.2.3 В случае замены несущих (ответственных) металлоконструкций кабины, противовеса, уравновешивающего устройства, подъемного механизма, тяговых элементов проводят:
- проверку соответствия сведений о замененном оборудовании лифта, указанных в паспорте лифта, фактически установленному оборудованию;
- проверку наличия документа, подтверждающего качество тяговых элементов (в случае замены тяговых элементов);
- проверку (расчет) коэффициента запаса прочности тяговых элементов (в случае замены тяговых элементов);
- визуальный контроль замененного оборудования лифта на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии, обрывов проволок тяговых канатов и др.);
- проверку крепления замененного оборудования лифта и его элементов;
- проверку уровня масла в редукторе лебедки (в случае замены редукторной лебедки);
- проверку соответствия расстояния между опорной плитой противовеса и буфером расстоянию, указанному на монтажном чертеже (в случае замены тяговых элементов);
- испытания замененного оборудования лифта.
Испытание проводят посредством отключения питания электродвигателя и тормоза при движении кабины вниз на рабочей скорости с грузом, масса которого на 25% превышает номинальную грузоподъемность лифта. Тормоз должен остановить привод.
После испытания проводят визуальный контроль металлоконструкций и несущих элементов кабины, тяговых элементов, деталей подвески (опоры) кабины, противовеса (уравновешивающего устройства кабины). Повреждения и остаточная деформация металлоконструкций и несущих элементов кабины, тяговых элементов, деталей подвески (опоры) кабины, противовеса (уравновешивающего устройства кабины) после проведения испытания не допускаются.
В случае замены тяговых элементов или лебедки с канатоведущим шкивом (барабаном трения) также проводят испытание по В.3.1.1 (приложение В).
В.3.2.4 В случае замены шкафа или системы управления проводят:
- проверку соответствия сведений о замененном оборудовании лифта, указанных в паспорте лифта, фактически установленному оборудованию;
- визуальный контроль замененного оборудования лифта;
- испытание электрооборудования лифта по В.3.1.4 (приложение В);
- проверку функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных инструкцией (руководством) по эксплуатации изготовителя лифта.
В.4 Проверка функционирования устройств безопасности лифта
В.4.1 Проверка функционирования устройств безопасности лифта при проведении периодического технического освидетельствования и обследования лифта
Проверке функционирования подлежат следующие устройства безопасности лифта:
- ограничитель скорости;
- буфер;
- ловители;
- замок двери шахты;
- электрические устройства безопасности.
При проведении проверки контролируют соответствие сведений об устройствах безопасности, указанных в паспорте и сертификате соответствия (при наличии сертификата соответствия), фактически установленным устройствам безопасности лифта.
При проведении обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, функционирование устройств безопасности проверяют на соответствие требованиям, установленным взаимосвязанными с ТР ТС 011/2011 стандартами.
В.4.1.1 При проверке функционирования ограничителя скорости лифта проводят:
- проверку срабатывания ограничителя скорости при движении лифта со скоростью, находящейся в пределах, установленных нормативной документацией;
- проверку способности приведения в действие ловителей;
- проверку срабатывания электрических устройств безопасности ограничителя скорости по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.20) и, в случае необходимости, по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.21) (в случае их наличия);
- проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией.
В.4.1.2 При проверке функционирования ловителей проводят:
- проверку срабатывания ловителей, остановку и удержание на направляющих движущейся кабины (противовеса);
- проверку автоматического возврата ловителей в исходное положение после перемещения кабины (противовеса);
- проверку срабатывания электрического устройства безопасности ловителей;
- проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией (при наличии данных требований).
Проверку функционирования ловителей кабины и противовеса проводят при незагруженной кабине на рабочей скорости лифта, но не более 0,71 м/с (для лифтов, оборудованных односкоростным нерегулируемым приводом), или на скорости, предусмотренной для движения в режиме "Ревизия" (для лифтов, оборудованных двухскоростным нерегулируемым приводом, и лифтов, оборудованных регулируемым приводом). Допускается проводить проверку функционирования ловителей кабины и противовеса при незагруженной кабине вручную, от штурвала лебедки (для лифтов, оборудованных лебедкой со штурвалом).
Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину (противовес).
Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и устройства, срабатывающего от обрыва или слабины тяговых элементов, проверяют от каждого из этих устройств.
В.4.1.3 При проверке функционирования энергорассеивающих (гидравлических) буферов проводят:
- проверку уровня масла в гидравлическом буфере;
- проверку возврата плунжера гидравлического буфера после снятия с него нагрузки;
- проверку срабатывания электрического устройства безопасности гидравлического буфера;
- проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией.
Проверку функционирования буферов кабины и противовеса проводят при незагруженной кабине на рабочей скорости лифта, но не более 0,71 м/с (для лифтов, оборудованных односкоростным нерегулируемым приводом), или на скорости, предусмотренной для движения в режиме "Ревизия" (для лифтов, оборудованных двухскоростным нерегулируемым приводом, и лифтов, оборудованных регулируемым приводом). Допускается проводить проверку функционирования буферов кабины и противовеса при незагруженной кабине вручную, от штурвала лебедки (для лифтов, оборудованных лебедкой со штурвалом).
В.4.1.4 При проверке функционирования энергонакопительных (пружинных, полиуретановых) буферов проводят:
- визуальный контроль состояния энергонакопительных буферов;
- проверку соответствия их размеров монтажному чертежу;
- проверку наличия табличек со сведениями, установленными нормативной документацией (при наличии данных требований).
В.4.1.5 При проверке функционирования замков двери шахты проводят:
- проверку работы замков дверей шахты;
- проверку возможности движения кабины только после перемещения запирающего элемента автоматического замка двери шахты в ответную часть замка на расстояние не менее, чем установлено нормативной документацией;
- проверку срабатывания электрического устройства безопасности автоматического замка;
- проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией (при наличии данных требований).
В.4.1.6 Проверка функционирования электрических устройств безопасности
При проверке контролируют следующие электрические устройства безопасности:
- контроля перехода кабиной лифта крайних этажных площадок (концевые выключатели);
- контроля закрытия двери шахты;
- контроля натяжения ремней;
- контроля закрытия створки двери шахты, не оборудованной замком;
- контроля закрытия двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка в шахте;
- контроля закрытия двери кабины;
- контроля запирания замка аварийной двери или люка кабины;
- для остановки лифта (выключатель, кнопка "Стоп");
- контроля обрыва или относительного перемещения тяговых элементов;
- контроля обрыва или вытяжки каната ограничителя скорости;
- контроль натяжения уравновешивающих канатов;
- контроля срабатывания устройства, ограничивающего подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов;
- контроля положения съемного устройства для ручного перемещения кабины (положения съемного штурвала);
- отключения цепей управления из шахты;
- отключения цепей управления из блочного помещения;
- контроля положения блокировочного устройства;
- контроля положения механических устройств для остановки кабины;
- контроля положения складного ограждения на крыше кабины;
- контроля положения складного щита под порогом кабины;
- контроля положения механизма, блокирующего канат безопасности;
- контроля положения рычага, соединенного с ловителями;
- контроля положения упора, предотвращающего опускание кабины.
Электрические устройства безопасности должны функционировать в соответствии с требованиями, установленными нормативной документацией.
Электрические устройства безопасности должны быть включены в цепь безопасности (за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя) и при срабатывании размыкать цепь безопасности и предотвращать пуск электродвигателя главного привода или вызывать его остановку.
При проверке функционирования контролируют электрические устройства безопасности, установленные на лифте и указанные в паспорте лифта.
В.4.2 Проверка функционирования устройств безопасности лифта при проведении частичного технического освидетельствования
В.4.2.1 В случае замены ограничителя скорости лифта проводят:
- проверку наличия сертификата соответствия на ограничитель скорости, в случаях установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);
- проверку соответствия характеристик замененного ограничителя скорости, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;
- визуальный контроль ограничителя скорости (в том числе шкива) на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);
- проверку крепления ограничителя скорости и его элементов;
- контроль величины скорости срабатывания ограничителя скорости, которая должна находиться в пределах, установленных ГОСТ Р 53780-2010 (подпункты 5.4.7.1, 5.4.7.2);
- проверку способности приведения в действие ловителей;
- проверку срабатывания электрических устройств безопасности ограничителя скорости по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.20) и, в случае необходимости, по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.21);
- проверку наличия таблички со сведениями, установленными ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.7.11).
В.4.2.2 В случае замены замка двери шахты проводят:
- проверку наличия сертификата соответствия на замок двери шахты в случаях, установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);
- проверку соответствия характеристик замененного замка двери шахты, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;
- визуальный контроль замка двери шахты на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);
- проверку крепления замка двери шахты и его элементов;
- проверку работы замка двери шахты;
- проверку возможности движения кабины только после перемещения запирающего элемента автоматического замка двери шахты не менее чем на 7 мм в ответную часть замка;
- проверку срабатывания электрического устройства безопасности автоматического замка по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.15);
- проверку наличия таблички со сведениями, установленными ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.1.13.5).
В.4.2.3 В случае замены ловителей проводят:
- проверку наличия сертификата соответствия на ловители в случаях, установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);
- проверку соответствия характеристик замененных ловителей, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;
- визуальный контроль ловителей на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);
- проверку крепления ловителей, а также крепления рычага ловителей к механизму включения ловителей;
- проверку срабатывания ловителей, остановку и удержание на направляющих движущейся кабины (противовеса);
- проверку автоматического возврата ловителей в исходное положение после перемещения кабины (противовеса);
- проверку срабатывания электрического устройства безопасности ловителей по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.23);
- проверку наличия таблички со сведениями по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.6.10).
Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и устройства, срабатывающего от обрыва или слабины тяговых элементов, проверяют от каждого из этих устройств.
Проверку функционирования ловителей проводят при движении кабины вниз с рабочей скоростью при нахождении в кабине груза, масса которого:
- превышает номинальную грузоподъемность лифта на 25% для ловителей плавного торможения;
- равна номинальной грузоподъемности лифта для ловителей мгновенного действия (резкого торможения) или ловителей мгновенного действия с амортизацией.
Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину.
Проверку функционирования ловителей противовеса (уравновешивающего устройства кабины) проводят при движении противовеса (уравновешивающего устройства кабины) вниз с рабочей скоростью при незагруженной кабине.
Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущийся вниз противовес (уравновешивающее устройство кабины).
В.4.2.4 В случае замены буфера проводят:
- проверку наличия сертификата соответствия на буфер в случаях, установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);
- проверку соответствия характеристик замененного буфера, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;
- визуальный контроль буфера на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);
- проверку крепления буфера и его элементов;
- измерение ускорения (замедления) кабины при посадке на буфер;
- проверку уровня масла в гидравлическом буфере;
- проверку возврата плунжера гидравлического буфера после снятия с него нагрузки;
- проверку срабатывания электрического устройства безопасности гидравлического буфера по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.29);
- проверку наличия таблички со сведениями по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.8.6).
Проверку функционирования проводят при опускании кабины (противовеса или уравновешивающего устройства кабины) на соответствующий буфер.
Проверку функционирования энергонакопительного буфера кабины проводят при движении кабины на рабочей скорости, с равномерно распределенным по полу кабины грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта.
Проверку функционирования энергорассеивающего буфера проводят с равномерно распределенным по полу кабины грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта. Испытание проводят при движении кабины на рабочей скорости или на скорости, для которой был рассчитан ход буфера, в случае применения буфера с укороченным ходом.
Буфер должен ограничивать перемещение кабины вниз. При этом среднее ускорение (замедление) кабины не должно превышать 9,81 .
Проверку функционирования энергонакопительного буфера противовеса проводят при движении незагруженной кабины вверх с рабочей скоростью.
Проверку функционирования энергорассеивающих буферов проводят при движении незагруженной кабины вверх на рабочей скорости или на скорости, для которой был рассчитан ход буфера, в случае применения буфера с укороченным ходом.
Буфер должен ограничивать перемещение противовеса вниз.
После проверки функционирования ловителей и буфера проводят визуальный контроль деталей кабины и противовеса (уравновешивающего устройства кабины), ловителей и буфера. Повреждения и остаточная деформация металлоконструкций, несущих элементов кабины, тяговых элементов, деталей подвески (опоры) кабины, противовеса (уравновешивающего устройства кабины), ловителей, буфера (буферов) после проведения испытания не допускаются.
В.4.2.5 В случае замены разрывного клапана на лифте с гидравлическим приводом проводят:
- проверку наличия сертификата соответствия на замененный разрывной клапан;
- проверку соответствия сведений о замененном разрывном клапане, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному разрывному клапану;
- проверку крепления разрывного клапана;
- визуальный контроль замененного разрывного клапана.
Проверку функционирования разрывного клапана проводят при движении кабины вниз с грузом, масса которого соответствует номинальной грузоподъемности лифта на скорости, необходимой для срабатывания разрывного клапана. При проверке функционирования груз должен быть равномерно распределен по полу кабины лифта. Разрывной клапан должен остановить кабину лифта и удерживать ее в неподвижном состоянии.
При проверке функционирования проводят:
- измерение скорости движения кабины в момент срабатывания разрывного клапана;
- измерение ускорения (замедления) кабины лифта при ее остановке разрывным клапаном.
Разрывной клапан должен сработать не позже момента увеличения скорости движения кабины вниз на величину, на 0,3 м/с превышающую номинальную скорость.
Величина среднего ускорения (замедления) кабины при ее остановке разрывным клапаном не должна превышать 9,81 .
На лифтах с несколькими гидроцилиндрами, с установленными на них отдельными разрывными клапанами, соединенными друг с другом для одновременного закрывания, после срабатывания разрывных клапанов проводят проверку наклона пола кабины. Не допускается превышение более чем на 5% наклона пола кабины от его нормального положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.