Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(обязательное)
Методы испытаний устройств безопасности лифта
В.1 Метод испытаний замка двери шахты лифта
В.1.1 К заявке на проведение испытаний замка двери шахты должен прилагаться сборочный чертеж замка, дающий представление о:
- работе замка в нормальных условиях эксплуатации;
- значении зацепления запирающего элемента, в том числе при срабатывании электрического устройства безопасности;
- работе устройства механического контроля запирания при наличии такого устройства;
- работе устройства аварийного отпирания замка;
- виде тока [постоянный и (или) переменный], номинальных напряжении и токе электрического устройства безопасности.
На чертеже должны быть изображены детали, участвующие в работе замка. В прилагаемой к чертежу спецификации должны быть перечислены основные детали, виды используемых материалов и характеристики крепежа.
В.1.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить один экземпляр серийно изготовляемого замка. Если для испытания предоставлен опытный образец замка, то испытание должно быть повторено на серийном образце. Если испытание замка возможно только совместно с дверью шахты лифта, то для испытаний должен быть предоставлен замок, установленный в рабочем положении на полностью собранной двери. Допускается уменьшение размера двери по сравнению с серийным образцом, если это не влияет на результаты испытаний. Устройства, обеспечивающие прямую или косвенную механическую связь между панелями горизонтально- и вертикально-раздвижных дверей с несколькими панелями считают входящими в состав замка.
В.1.3 Метод испытаний
В.1.3.1 Сущность метода
Метод заключается в проверке функционирования замка, его прочности и долговечности в указанных заявителем условиях.
В.1.3.2 Процедура испытаний
Во время проведения испытаний должны быть выполнены:
- проверка соответствия замка данным, указанным в заявке;
- проверка вхождения запирающего элемента до срабатывания электрического устройства безопасности;
- подтверждение прочности и долговечности механических и электрических элементов.
Управление установленным в рабочее положение замком должно осуществляться элементом, воздействующим на него в нормальных условиях работы. Если замок может устанавливаться в нескольких рабочих положениях или на него могут воздействовать различные элементы, то проверку на долговечность следует проводить в условиях, вызывающих наибольшие напряжения в элементах замка. Перед проведением испытаний замок должен быть смазан в соответствии с требованиями, указанными в документации изготовителя.
Число полных циклов работы и перемещений запирающего элемента должно быть зарегистрировано механическим или электрическим счетчиком.
В.1.3.3 Подтверждение долговечности
Запирающий элемент замка должен совершить ()% полных циклов: цикл состоит из одного полного хода запирающего элемента вперед и одного полного хода запирающего элемента назад.
Должно быть обеспечено плавное, без толчков, перемещение запирающего элемента. При испытании замков горизонтально- и вертикально-раздвижных дверей с несколькими панелями частота перемещения запирающего элемента должна соответствовать размерам конструкции.
В случае если замок снабжен механическим устройством для контроля положения запирающего элемента, то это устройство должно быть подвергнуто испытанию на долговечность продолжительностью ()% циклов.
Должно быть обеспечено плавное, без толчков, перемещение механического устройства для контроля запирающего элемента.
Контакт электрического устройства безопасности, контролирующего запирание замка, должен замыкать цепь при номинальном напряжении и при токе, вдвое превышающем номинальное значение.
В.1.3.4 Подтверждение прочности
В.1.3.4.1 Статические испытания
Замок распашных дверей должен быть испытан на постепенно возрастающую в течение 300 с от 0 до 3000 Н статическую нагрузку.
Замок раздвижных дверей должен быть испытан на постепенно возрастающую в течение 300 с от 0 до 1000 Н статическую нагрузку.
Нагрузка должна быть приложена в направлении открывания двери.
В.1.3.4.2 Динамические испытания
Замок, находящийся в запертом положении, должен быть испытан направленным в направлении открывания двери ударом твердым предметом. Энергия удара должна быть равна энергии тела массой 4 кг, падающего с высоты 0,5 м.
В.1.3.4.3 Испытание электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание замка
Испытание проводят после испытания на долговечность. Во время испытания должна быть проверена достаточность способности разъединения цепи под током. Значения тока и номинального напряжения, используемые при испытании, определяет изготовитель устройства.
При отсутствии особых указаний предусматриваются следующие номинальные значения:
- переменный ток: 220 В, 2 А;
- постоянный ток: 180 В, 2 А.
Испытания следует проводить при нахождении замка в рабочем положении. Если возможны несколько вариантов такого положения, испытание необходимо проводить при наиболее неблагоприятном положении.
Испытуемый образец электрического устройства безопасности должен находиться в корпусе и иметь электропроводку, используемую при нормальной работе.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее срабатывание замка и установленное в цепи переменного тока, должно размыкать и замыкать электрическую цепь, находящуюся под напряжением, равном 110% номинального значения, 50 раз с нормальной скоростью и с интервалами 5-10 с. Контакт устройства должен оставаться замкнутым в течение не менее 0,5 с.
Цепь должна включать последовательно установленные дроссель и сопротивление. Испытательный ток должен в 11 раз превышать номинальное значение, указанное изготовителем устройства.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее срабатывание замка и установленное в цепи постоянного тока, должно размыкать и замыкать электрическую цепь, находящуюся под напряжением, равным 110% номинального значения, 20 раз с нормальной скоростью и с интервалами 5-10 с. Контакт устройства должен оставаться замкнутым в течение не менее 0,5 с.
Цепь должна включать последовательно установленные дроссель и сопротивление с такими показателями, чтобы ток достигал 95% испытательного тока при установившемся режиме за 300 мс.
Испытательный ток должен составлять 110% номинального значения, указанного изготовителем устройства.
В.1.3.5 Оценка результатов
Испытания замка считают положительными, если в результате испытаний на долговечность, статических и динамических, отсутствуют износ, деформации или поломки, отрицательно влияющие на безопасность.
Испытания электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание замка, считают удовлетворительными, если не возникло трекинга диэлектриков или дугообразования и если не имел места износ, отрицательно влияющий на безопасность.
В.2 Метод испытаний ловителей
В.2.1 В заявке на проведение испытаний ловителей заявитель должен указать:
- минимальную и максимальную улавливаемые массы;
- номинальную скорость лифта;
- минимальную и максимальную скорости срабатывания ограничителя скорости;
- для регулируемых ловителей - способ регулирования (плавный, ступенчатый).
К заявке на проведение испытания ловителей следует прилагать:
- чертежи деталей и сборочные чертежи ловителей с описанием конструкции, работы, используемых материалов и указанием размеров и числа деталей конструкции;
- информацию о типе и материале применяемых направляющих, состоянии их поверхности (тянутая, фрезерованная и т.п.);
- график нагрузки на упругие элементы для ловителей плавного торможения;
- формулы или графики, показывающие изменение усилия торможения, как функцию установленного параметра для ловителей плавного торможения, рассчитанных на улавливание различных масс.
В.2.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить:
- ловители мгновенного действия:
два комплекта ловителей в сборе с клиньями или зажимами,
по два отрезка направляющих каждого типа, с которыми будут взаимодействовать ловители. Если разные типы направляющих имеют одинаковую толщину и необходимую для наложения ловителей ширину и такое же качество поверхности, то повторное испытание не требуется;
- ловители плавного торможения:
один комплект ловителей, установленный на балке, имеющей указанные испытательной лабораторией (центром) размеры,
необходимое для проведения испытаний в полном объеме число тормозных элементов,
по два отрезка направляющих каждого типа, с которыми будут взаимодействовать ловители.
Для всех типов ловителей длину отрезков направляющих определяет производящая испытание лаборатория. Установку направляющих и необходимый для них крепеж также определяет испытательная лаборатория (центр) в соответствии с используемым ею оборудованием.
В.2.3 Метод испытаний
В.2.3.1 Сущность метода
Метод заключается в определении усилия торможения, создаваемого сработавшими ловителями, и улавливаемой массы.
В.2.3.2 Ловители мгновенного действия
В.2.3.2.1 Испытательное оборудование
Испытание следует проводить с использованием пресса или аналогичного устройства, способного перемещаться без резких изменений скорости. При этом измеряют:
- пройденное расстояние как функцию силы;
- деформацию деталей ловителей как функцию силы или как функцию пройденного расстояния.
В.2.3.2.2 Процедура испытаний
Ловители должны быть установлены на направляющие. На детали ловителей должны быть нанесены реперные метки, обеспечивающие возможность измерения их деформации.
Пройденное расстояние должно быть зарегистрировано как функция силы.
После испытания необходимо:
- сравнить твердость клиньев или захватных приспособлений ловителей с исходными значениями, указанными заявителем;
- убедиться в отсутствии разрушения конструкции, деформации и других изменений (например, трещин, деформации или износа схватывающих элементов, наличия задиров на направляющих поверхностях);
- сфотографировать, при необходимости, блок ловителей, схватывающие элементы и направляющие для подтверждения наличия деформаций или разрушений.
По результатам испытаний должны быть построены графики:
- пройденного расстояния как функции силы;
- деформации ловителей как функции силы или пройденного расстояния.
Энергия, поглощенная ловителями, определяется путем интегрирования площади графика "расстояние - сила". При интегрировании учитывают:
- если отсутствует остаточная деформация, - общую площадь;
- если имеется остаточная деформация:
или площадь, ограниченную значениями, при которых был достигнут предел упругости,
или площадь до значения, соответствующего максимальной силе.
В.2.3.2.3 Определение допустимой улавливаемой массы
В.2.3.2.3.1 Если в результате испытаний отсутствует остаточная деформация, то при коэффициенте безопасности, равном 2, допустимую улавливаемую массу , кг, вычисляют по формуле
,
где Р - масса пустой кабины и прикрепленных к ней элементов, таких как часть подвесного кабеля, уравновешивающие канаты/цепи и т.д., кг;
Q - номинальная нагрузка, кг;
К - энергия, поглощенная одним ловителем, определенная путем интегрирования общей площади графика "расстояние - сила", Дж;
- ускорение свободного падения, равное 9,81
;
h - высота свободного падения, м, вычисляемая по формуле (
- максимальная скорость срабатывания ограничителя скорости, м/с; 0,1 м - расстояние, пройденное за время срабатывания ограничителя скорости; 0,03 м - перемещение за время устранения зазора между схватывающими элементами и направляющими).
В.2.3.2.3.2 Если в результате испытаний имеются остаточные деформации, то допустимую улавливаемую массу вычисляют по формулам:
- при коэффициенте безопасности, равном 2:
,
где - энергия, поглощенная ловителями, определенная путем интегрирования площади, ограниченной значениями, при которых был достигнут предел упругости "расстояние - сила", Дж;
- при коэффициенте безопасности, равном 3,5:
,
где - энергия, поглощенная ловителями, определенная путем интегрирования площади до значения, соответствующего максимальной силе графика "расстояние - сила", Дж.
Из двух полученных значений заявитель имеет право выбрать любое.
В.2.3.3 Ловители плавного торможения
В.2.3.3.1 Процедура испытаний
Испытание следует проводить при свободном падении удерживаемого ловителями элемента. При этом должны быть проведены прямые или косвенные измерения:
- общей высоты падения;
- длины тормозного пути на направляющих;
- величины проскальзывания каната ограничителя скорости или заменяющего устройства;
- суммарного перемещения упругих элементов.
Общая высота падения и длина тормозного пути на направляющих должны быть зарегистрированы как функция времени.
В ходе испытаний должны быть определены:
- среднее усилие торможения;
- максимальное мгновенное усилие торможения;
- минимальное мгновенное усилие торможения.
В.2.3.3.1.1 Нерегулируемые ловители, предназначенные для улавливания конкретной массы
Должно быть проведено четыре испытания ловителей по улавливанию свободно падающей массы, равной (Р + Q). После каждого испытания должна быть сделана пауза для восстановления нормальной температуры трущихся элементов.
Во время испытаний допускается использовать несколько идентичных комплектов трущихся элементов. При этом один комплект трущихся элементов должен выдерживать:
- три испытания для номинальной скорости не более 4 м/с;
- два испытания для номинальной скорости более 4 м/с.
Высота свободного падения должна быть рассчитана исходя из максимальной скорости срабатывания ограничителя скорости, при которой возможно использование данных ловителей.
В.2.3.3.1.2 Регулируемые ловители, предназначенные для улавливания различных масс
Независимо от способа регулирования тормозного усилия (плавного или ступенчатого) должны быть проведены две серии испытаний для максимальной и минимальной заявленных улавливаемых масс.
Должны быть проверены предоставленные заявителем формулы или графики, показывающие изменение тормозного усилия в функции установленного параметра.
В.2.3.4 Определение усилия торможения
В.2.3.4.1 Усилие торможения, развиваемое нерегулируемыми ловителями, предназначенными для улавливания конкретной массы, при использовании направляющих одного типа определяется как среднее значение средних усилий торможения, определенных в процессе проведения испытаний. Каждое испытание следует проводить на новом участке направляющих. Среднее значение усилия торможения, полученное в результате одного испытания, не должно отличаться от усилия торможения, полученного в результате обработки всех испытаний, более чем на 25%.
В.2.3.4.2 Усилие торможения, развиваемое регулируемыми ловителями, предназначенными для улавливания различных масс, со ступенчатым или плавным регулированием следует определять для минимальной и максимальной улавливаемых масс, указанных заявителем.
В.2.3.5 После испытания необходимо:
- сравнить твердость схватывающих элементов ловителей с исходными значениями, указанными заявителем;
- при отсутствии разрушения конструкции проверить наличие деформации или разрушений (например, трещин, деформации или износ схватывающих элементов, задиров на направляющих поверхностях);
- сфотографировать, при необходимости, ловители в сборе, схватывающие элементы и направляющие для подтверждения наличия деформаций или разрушений.
В.2.3.6 Определение допустимой улавливаемой массы
В.2.3.6.1 Допустимую массу, улавливаемую нерегулируемыми ловителями, предназначенными для улавливания конкретной массы, вычисляют по формуле
,
где Р - масса пустой кабины и соединенных с ней элементов, таких как часть подвесного кабеля, уравновешивающие канаты/цепи и т.д., кг;
Q - номинальная нагрузка, кг;
- усилие торможения, Н, определенное в соответствии с В.2.3.3.1.
В.2.3.6.2 Допустимая улавливаемая масса для регулируемых ловителей со ступенчатым регулированием, предназначенных для улавливания различных масс, должна быть рассчитана для каждого шага регулирования в соответствии с В.2.3.6.1.
В.2.3.6.3 Допустимая улавливаемая масса для ловителей с плавным регулированием должна быть рассчитана для максимальной и минимальной заявленных масс в соответствии с В.2.3.6.1.
Если определенная по результатам испытаний допустимая улавливаемая масса отличается от установленной заявителем более чем на 20%, то допускается, по согласованию с заявителем, проведение повторных испытаний при другой настройке ловителей.
В.3 Метод испытаний ограничителя скорости
В.3.1 В заявке на проведение испытаний ограничителя скорости должны быть указаны:
- тип (или типы) ловителей, которые будут приводиться в действие данным ограничителем скорости;
- номинальная скорость лифта, для которого можно использовать ограничитель скорости;
- предполагаемое значение усилия на канате ограничителя скорости при его срабатывании.
К заявке на проведение испытаний ограничителя скорости должны быть приложены чертежи деталей и сборочный чертеж ограничителя скорости, дающие представление о конструкции, действии, регулировании, материалах, размерах и допусках ограничителя скорости.
В.3.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить:
- один ограничитель скорости;
- канат ограничителя скорости, используемый с данным ограничителем скорости (длину каната определяет испытательная лаборатория);
- одно натяжное устройство каната ограничителя скорости, используемое с данным ограничителем скорости.
В.3.3 Метод испытаний
В.3.3.1 Сущность метода
Метод заключается в плавном разгоне ограничителя скорости до его срабатывания.
В.3.3.2 Процедура испытаний
Во время испытаний должна быть выполнена проверка соответствия ограничителя скорости данным, указанным в заявке.
Во время проведения испытания должны быть определены:
- скорость срабатывания ограничителя скорости;
- усилие, возникающее в канате ограничителя скорости при его срабатывании.
Кроме того, должна быть проверена работа электрического устройства безопасности:
- контролирующего срабатывание ограничителя скорости;
- отключающего привод лифта до срабатывания ограничителя скорости (при его наличии).
Должно быть выполнено не менее 20 испытаний в диапазоне скоростей срабатывания ограничителя скорости, соответствующих номинальным скоростям лифта, указанным в заявке на проведение испытаний.
Большая часть испытаний должна быть выполнена на крайнем значении диапазона скоростей.
Угол обхвата канатом шкива ограничителя скорости должен быть равен 180°, если другое значение не оговорено в документации изготовителя.
Если в конструкции ограничителя скорости предусмотрено устройство, зажимающее канаты, оно должно быть проверено на отсутствие остаточных деформаций после срабатывания.
В.3.4 Оценка результатов
Испытания ограничителя скорости считают положительными, если:
- значения скорости срабатывания ограничителя скорости, полученные во время 20 испытаний, находятся в пределах, оговоренных заявителем;
- электрические устройства безопасности, установленные на ограничителе скорости, во время 20 испытаний срабатывают в случаях, оговоренных заявителем;
- усилие в канате ограничителя скорости при его срабатывании не менее 300 Н или не менее большей, оговоренной заявителем;
- отсутствуют остаточные деформации устройства (при его наличии), зажимающего канаты.
В.4 Метод испытаний буферов
В.4.1 В заявке на проведение испытаний должны быть указаны:
- максимальная скорость удара;
- минимальная и максимальная массы, на восприятие нагрузки от которой рассчитан буфер.
К заявке на проведение испытания буфера должны быть приложены:
- чертежи деталей и устройств, поясняющие устройство и работу буфера, с указанием применяемых материалов, размеров и допусков;
- характеристика используемой жидкости для гидравлических буферов.
В.4.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить:
- один буфер;
- необходимое количество жидкости для гидравлического буфера (поставляется отдельно).
В.4.3 Метод испытаний
В.4.3.1 Сущность метода
Метод заключается в проверке способности буфера улавливать свободно падающие грузы массой, указанной заявителем, при указанной максимальной скорости удара.
В.4.3.2 Процедура испытаний
Во время проведения испытаний грузы должны перемещаться по жестким направляющим. Буфер следует устанавливать и крепить так же, как и при обычной эксплуатации. Во время проведения испытаний температура окружающего воздуха должна находиться в диапазоне 15°С - 25°С.
Гидравлический буфер должен быть заполнен жидкостью в соответствии с требованиями изготовителя.
В.4.3.2.1 Энергонакопительные буфера с амортизированным обратным ходом
Испытание проводят грузами массой М, падающими на буфер с ускорением свободного падения с высоты Н.
Скорость движения груза следует регистрировать с момента касания грузом буфера и до окончания испытания.
Максимально допустимую массу груза , кг, вычисляют по формуле
,
где - масса, необходимая для полного сжатия пружины, кг.
Минимально допустимую массу груза , кг, вычисляют по формуле
.
Высоту Н, м, с которой падает груз, вычисляют по формуле
,
где - полное сжатие пружины, м;
v - номинальная скорость лифта, м/с.
Указанный тип буферов допускается использовать при номинальной скорости лифта, вычисляемой по
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.