Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8
Сооружение земляного полотна вторых путей
Общие положения
8.1. В разделе даны указания по возведению насыпей и разработке выемок с учетом основных особенностей устройства земляного полотна второго пути, а именно:
стесненности места производства работ;
необходимости обеспечения безопасности движения поездов по действующему пути, а также машин и механизмов, занятых на земляных работах;
охраны труда работающих на сооружении земляного полотна вторых путей в соответствии с требованиями "Правил техники безопасности и производственной санитарии при сооружении ж.-д. земляного полотна".*(8)
8.2. При разработке проектов производства работ следует учитывать снижение сменной производительности комплектов машин в связи с периодическими перерывами их работы, вызываемыми движением поездов по действующему пути, введением поправочных коэффициентов (табл. 89 и 90) к производительности, принимаемой для сооружения земляного полотна вновь строящихся железнодорожных линий.
Таблица 89
Виды работ |
Коэффициенты снижения сменной производительности комплектов машин |
|||
Число поездов в сутки, проходящих по первому пути | ||||
14-36 |
37-72 |
73-112 |
113-140 |
|
Разработка выемок экскаваторами. |
0,93 |
0,85 |
0,80 |
0,65 |
Работа экскаваторов на насыпи при срезке грунта временного уширения с украдкой в верхние слои или на берму у основания насыпи, а также при планировке откосов. |
|
|
|
|
Планировка откосов выемок экскаваторами-драглайнами и экскаваторами-планировщиками при работе с основной площадки выемки. |
|
|
|
|
Возведение насыпей автосамосвалами из карьеров при транспортировании грунта через переезды на действующем пути |
|
|
|
|
Таблица 90
Виды работ |
Коэффициенты снижения сменной производительности комплектов машин |
|||
Число поездов в сутки, проходящих по первому пути | ||||
14-36 |
37-72 |
73-112 |
113-140 |
|
Возведение верхней части насыпи (в пределах высоты 1,3 м до проектной отметки) грунтом из карьеров (резервов) скреперами, бульдозерами, экскаваторами при транспортировании грунта автосамосвалами. |
0,95 |
0,87 |
0,78 |
0,70 |
Разработка выемок скреперами, бульдозерами. |
|
|
|
|
Срезка "шлейфов" и растительного слоя с откосов насыпей первого пути экскаваторами-планировщиками. |
|
|
|
|
Срезка "шлейфов" и растительного слоя автогрейдерами и бульдозерами с откосниками в верхней части откосов насыпей первого пути (ниже бровки до 3 м) |
|
|
|
|
8.3. Количество транспортных, планировочных, уплотняющих и других машин в комплекте устанавливается без учета снижения сменной производительности ведущей машины.
8.4. Возведение автосамосвалами насыпей в зависимости от их высоты предусматривается по схемам однополосного или двухполосного ведения работ.
Однополосная схема предназначается для возведения насыпей высотой до 3 м при движении автосамосвалов к месту укладки грунта задним ходом на расстоянии до 50 м.
Для насыпей высотой более 3 м рекомендуется двухполосная схема (рис. 67) с кольцевым движением или разворотом автосамосвалов на насыпи.
Ширина насыпей , необходимая для двухполосного ведения работ в зависимости от грузоподъемности автосамосвалов:
Грузоподъемность автосамосвалов, т |
Ширина насыпи, м |
||
Толщина отсыпаемых слоев, м | |||
0,3 |
0,4 |
0,5 |
|
До 4,5 |
5,35 |
5,20 |
5,05 |
5,0 |
6,10 |
5,95 |
5,80 |
7,0 |
6,55 |
6,40 |
6,25 |
10,0 |
7,60 |
7,45 |
7,30 |
В случаях, когда проектная ширина насыпи недостаточна для двухполосного ведения работ, она может быть временно увеличена (п. 8.21).
8.5. На неэлектрифицированных линиях грунт временного уширения при окончании возведения насыпи срезается с откосов и укладывается с уплотнением в верхнюю ее часть, если объем срезаемого грунта достаточен для образования слоя не менее 0,2 м (п. 8.6), или на берму, отсыпаемую у основания, вдоль насыпи.
На электрифицированных линиях, в связи с опасностью приближения к контактному проводу стрелы работающего экскаватора, укладка грунта временного уширения в верхние слои насыпи не производится, поэтому уширение рекомендуется делать не более 0,5 м.
8.6. Толщина слоя насыпи, которая может быть отсыпана грунтом из уширения, определяется по формуле
,
где Н - проектная высота насыпи, м;
- коэффициент, равный отношению величины временного уширения к проектной ширине В присыпаемой насыпи.
8.7. Объемы дополнительных земляных работ при возведении насыпей с временным уширением рекомендуется определять по формуле
,
где - проектный объем насыпи, ;
- коэффициент относительного увеличения общего объема грунта насыпи сверх проектного, вызываемого уширением, определяется по формулам:
для случаев использования грунта уширения в насыпь
;
для случаев срезки грунта уширения с укладкой на берму
.
8.8. Возведение насыпей автосамосвалами предусматривается с устройством присыпных въездов и съездов или без устройства их при подаче самосвалов по торцевой части насыпи, а на участках болот - с устройством разъездов для разворота и обгона на них автосамосвалов и вспомогательных машин (рис. 68). Грунт из въездов (съездов) высотой до 3 м после окончания возведения насыпей отсыпается на берму у основания насыпи и уплотняется. При высоте насыпей более 3 м грунт из въездов (съездов) отсыпается на берму в случаях, когда расстояние перевозки его для использования в насыпи, возводимые на смежных участках, равно или более дальности транспортирования грунта непосредственно из карьеров; при меньших расстояниях грунт из въездов (съездов) используется для отсыпки в насыпи на смежных участках.
Насыпь шириной В=4,7 м |
Минимальные размеры разъездов, м |
||
а |
b |
с |
|
Для автосамосвалов грузоподъемностью 7 т |
5,5 |
13 |
5,5 |
То же грузоподъемностью 10 т |
8,5 |
11 |
6 |
Для прицепных катков |
8 |
14 |
7,5 |
Грунт из разъездов не используется для отсыпки в насыпь в связи с технологической сложностью и высокой стоимостью выполнения этих работ.
8.9. Объемы дополнительных земляных работ при возведении насыпей с устройством въездов, съездов и разъездов устанавливаются проектом организации строительства.
8.10. До начала основных работ по сооружению земляного полотна должны быть выполнены все подготовительные работы в соответствии с указаниями второго раздела, а также в соответствии с проектом сооружения II пути - относ линий и устройств связи и СЦБ, опор контактной сети, линий и устройств электроснабжения, коммуникаций различного назначения, зданий и сооружений.
8.11. На откосах существующих насыпей из глинистых грунтов высотой более 1 м со стороны присыпки необходимо проектировать уступы шириной от 1 до 1,5 м с устройством поперечного уклона, равного 0,01 - 0,02.
Уступы на откосах с талым грунтом и при наличии мерзлого слоя толщиной до 15 см нарезаются бульдозерами, начиная с нижнего уступа; второй уступ нарезается проходками бульдозера по насыпи, отсыпанной на высоту первого уступа, и т.д.
В пределах насыпей из дренирующих грунтов взамен устройства уступов следует предусматривать удаление с откосов дерна и древесно-кустарниковой растительности, а при отсутствии дерна и растительности - рыхление верхнего слоя грунта на глубину 10 - 15 см.
Работы выполняются автогрейдером или бульдозером 180 л.с. с откосником, а также экскаватором-планировщиком по технологии, указанной в пп. 8.54 - 8.61.
8.12. Основные и подготовительные работы, не рассмотренные в настоящем разделе, а также укрепительные работы при сооружении земляного полотна вторых путей выполняются по технологическим схемам для новостроящихся железных дорог.
Разработка выемок, карьеров одноковшовыми экскаваторами и возведение насыпей автосамосвалами
Область применения
8.13. Указания даны для разработки выемок экскаваторами и возведения насыпей автосамосвалами в грунтах I - IV групп.
8.14. Разработка выемок производится драглайнами с ковшами ЦНИИСа емкостью 0,8; 1,2 и , возведение насыпей автосамосвалами грузоподъемностью от 4,5 до 10 т.
Комплект машин, состав комплексных бригад и технико-экономические показатели
8.15. Комплект машин, состав комплексных бригад и технико-экономические показатели принимаются по табл. 13 - 15 с коэффициентами к сменной производительности и выработке на одного рабочего согласно табл. 89, 90.
Технология работ
Разработка выемок
8.16. Разработка выемок выполняется в соответствии с указаниями раздела 4.
8.17. Выемки, глубиной не превышающей возможной глубины разработки драглайном (табл. 12), разрабатываются одним уступом, торцовым забоем. При автовозке грунта автосамосвалы устанавливаются в уровне стоянки экскаватора (рис. 69).
8.18. Выемки более глубины резания экскаваторов, указанных в табл.12 величин, разрабатываются ярусами:
верхний ярус согласно указаний п. 8.17;
каждый следующий ярус разрабатывается драглайном, устанавливаемым на верхней площадке яруса. Работа экскаватора ведется челночным способом, грунт набирается ковшом сзади автосамосвала, устанавливаемого на расстоянии 2,5 - 3 м от откоса забоя на нижней площадке яруса (рис. 70).
Подача автосамосвалов под загрузку грунтом в выемках, ширина которых недостаточна для разворота автосамосвалов, осуществляется задним ходом. Такая технология рекомендуется для разработки выемок длиной до 100 м при условии выполнения работ с двух концов. Выемки большей длины разрабатываются по индивидуальному проекту. При разработке выемок, ширина которых достаточна для разворота автосамосвалов, подача их под загрузку грунтом осуществляется передним ходом с разворотом у места погрузки.
Возведение насыпей
8.19. Возведение насыпей на участках трассы, когда подъезд автосамосвалов к насыпи возможен без устройства специальных дорог, выполняется в зависимости от высоты насыпи по схемам однополосного и двухполосного ведения работ согласно п. 8.4.
8.20. Насыпи высотой до 3 м возводятся по схеме однополосного ведения работ (при большей высоте насыпи расстояние движения автосамосвалов задним ходом будет более допустимого - 50 м).
В качестве транспортных средств рекомендуются автосамосвалы грузоподъемностью до 10 т.
Для въезда на насыпь автосамосвалов, бульдозеров и уплотняющих машин используется торцовая часть насыпи, для чего она отсыпается с продольным уклоном не круче 0,1 (рис. 71).
Длина концевых захваток принимается до 100 м, промежуточных не более 50 м. Возведение насыпи выполняется одновременно на двух захватках: на одной ведется разгрузка автосамосвалов, на другой - разравнивание и уплотнение грунта.
Возведение насыпи протяжением до 500 м начинается с концевых захваток 1 и 2 (см. рис. 71, а); при отсыпке слоя на захватке 1, разравнивание и уплотнение грунта производится на захватке 2. Отсыпка следующего слоя ведется на захватке 2, а разравнивание и уплотнение грунта - на захватке 1. После доведения насыпи на захватках 1 и 2 до проектных отметок работы производятся на смежных захватках 3 и 4 в порядке, указанном для первых двух. В такой же последовательности ведутся работы на остальных захватках. На двух последних стыковых захватках насыпь возводится с подачей автосамосвалов по въезду, отсыпаемому одновременно с насыпью.
Возведение насыпей большей протяженности производится участками по 450 - 500 м. Участки делятся на захватки согласно рис. 71, б.
Возведение насыпей в границах каждого участка начинается с концевых захваток 0 и 0', на стыке которых одновременно отсыпается съезд для кольцевого движения прицепных катков (при уплотнении грунта навесной на тракторе грунтоуплотняющей машиной устройство съездов не требуется).
После доведения насыпи на захватках 0 и 0' до проектных отметок работы продолжаются в последовательности, указанной для участков насыпи длиной до 500 м.
Для отсыпки грунта на концевых и промежуточных захватках автосамосвалы разворачиваются в уровне основания у начала захваток и задним ходом подаются на насыпь по торцовой ее части (см. рис. 71, в). На стыковых захватках насыпь возводится с подачей автосамосвалов по въезду, отсыпаемому одновременно с насыпью (см. рис. 71, г).
Уплотнение грунта пневмокатками выполняется по кольцевой схеме с использованием торцовых и присыпных въездов и съездов.
8.21. Насыпи высотой более 3 м возводятся по схеме двухполосного ведения работ автосамосвалами грузоподъемностью до 10 т. В продольном направлении насыпи делятся на две полосы, на одной полосе производится разгрузка грунта, другая полоса используется для проезда автосамосвалов (см. рис. 67). Насыпи, проектная ширина которых недостаточна для двухполосного ведения работ, возводятся с временным уширением, величина его определяется по формуле
, м,
где М - расстояние по проекту между осями существующего и второго пути, м.
Работы ведутся одновременно на двух захватках, на одной производится разгрузка грунта, на другой - разравнивание и уплотнение его. Разгрузка грунта ведется от начала захватки со стороны входа автосамосвалов (рис. 72, а).
Насыпи высотой до 6 м сооружаются с устройством въездов и съездов, отсыпаемых одновременно с насыпью. Въезды в целях уменьшения объема грунта для их устройства, рекомендуется возводить в местах с повышенными отметками рельефа. Въезды и съезды размещаются, как правило, поочередно (один съезд между двумя въездами или между концом насыпи и въездом). Рациональная длина захватки 200 - 300 м. Движение автосамосвалов и прицепных грунтоуплотняющих катков осуществляется по кольцевой схеме (см. рис. 72, б).
Насыпи высотой более 6 м возводятся с устройством только съездов. Для заезда на насыпь автосамосвалов и другие машин используются нулевые места на отметке отсыпаемого слоя. Насыпи протяжением до 500 м рекомендуется возводить без устройства съездов, одной захваткой, если автосамосвалы во время разравнивания и уплотнения грунта и грунтоуплотняющая машина во время отсыпки слоя могут быть использованы на смежном участке работ.
Возведение насыпи с количеством захваток 3 и более, в целях уменьшения общего пробега автосамосвалов, рекомендуется выполнять, начиная с дальней от карьера захватки, разравнивание и уплотнение грунта производить вслед на смежной захватке. Движение автосамосвалов и пневмокатков осуществляется по схеме рис. 73.
Насыпи длиной более 1000 м в связи с значительным перепробегом пневмокатков рекомендуется сооружать с применением навесных на тракторах грунтоуплотняющих машин.
8.22. В случаях, когда грунт временного уширения насыпи используется для отсыпки верхних слоев и насыпь возводится до высоты (п. 8.6), въезды (съезды) следует отсыпать также до высоты , а запас грунта, необходимый для досыпки их до проектной высоты, размещать на откосах въезда (съезда) или на насыпи (рис. 74).
Разработка выемок и возведение насыпей скреперами
Область применения
8.23. Указания даны для разработки выемок, доработки нижнего уступа глубоких выемок и возведения насыпей скреперами в грунтах I и II групп.
8.24. Разработка и доработка выемок, возведение насыпей производится прицепными скреперами емкостью 8; 10; и самоходными 9; 10 и .
Комплект машин, состав комплексных бригад и технико-экономические показатели
8.25. Комплект машин, состав комплексных бригад и технико-экономические показатели принимаются по табл. 33 - 41 с коэффициентами к сменной производительности и выработке на одного рабочего в соответствии с табл. 89 и 90.
Технология работ
8.26. Разработка выемок и возведение насыпей выполняется в соответствии с указаниями пп. 4.97 - 4.112.
8.27. Разработку выемок самоходными скреперами рекомендуется производить наклонными слоями в целях сокращения времени хода тракторов-толкачей. При этом длина забоя должна быть не менее пути набора грунта, а уклон его максимальным, но не более указанного в паспорте машины.
8.28. Часть грунта, не добираемая скреперами у кромки уступа выемки на полосе безопасного приближения их к откосу, через 2 - 3 проходки скреперов срезается и перемещается в зону набора грунта отвалом бульдозера, закрепленным под углом к оси трактора.
Возведение насыпей на болотах I типа и участках слабых оснований
8.29. Возведение насыпей на болотах состоит из двух технологических процессов:
полного или частичного удаления торфа в основании насыпи с заполнением траншеи грунтом и возведения насыпи выше уровня болота не менее чем на 0,5 м, либо отсыпки первого слоя ("тропы"), если выторфовывания не требуется;
возведения остальной части насыпи до проектной высоты.
8.30. Выторфовывание производится посекционно - участками длиной 10 - 50 м в зависимости от глубины траншеи, плотности и устойчивости торфа (устанавливается проектом).
8.31. Засыпка траншей и отсыпка первого слоя насыпи выше уровня болота осуществляются с "головы" с устройством через каждые 50 м разъездов высотой не менее 0,5 м для разворота и обгона автосамосвалов, бульдозера и грунтоуплотняющей машины.
8.32. В целях наиболее эффективного использования экскаватора на погрузке грунта в карьере, производительность которого выше производительности драглайна на выторфовывании, рекомендуется по мере необходимости одновременно с засыпкой траншеи, отсыпкой первого слоя и разъездов выполнять транспортирование грунта в насыпь, на участок, смежный с болотом.
8.33. Насыпи высотой до 3 м рекомендуется возводить по схеме однополосного ведения работ автосамосвалами грузоподъемностью до 10 т (рис. 75).
Возведение насыпи ведется захватками длиной до 50 м и начинается с дальней от карьера или выемки захватки; в границах ее насыпь доводится до проектной высоты; после чего в таком же порядке выполняются работы на смежной захватке. Автосамосвалы разворачиваются на разъездах у начала захватки и подаются на разгрузку задним ходом по торцовой части насыпи. Отсыпка каждого слоя производится в направлении от дальнего конца к началу захватки. Уплотнение грунта производится навесной на тракторе грунтоуплотняющей машиной.
Разравнивание и уплотнение грунта ведется вслед за его отсыпкой. Работа бульдозера и грунтоуплотняющей машины должна быть организована так, чтобы к окончанию отсыпки слоя на захватке разрыв между выгрузкой, разравниванием и уплотнением грунта был минимальным, а уплотнение слоя на этой части захватки заканчивалось к подходу очередного самосвала для пропуска его в конец захватки отсыпки следующего слоя; грунтоуплотняющая машина и бульдозер при этом отводятся на смежную, ранее отсыпанную, часть насыпи.
8.34. Насыпи высотой более 3 м (а при отсутствии навесной на тракторе грунтоуплотняющей машины и до 3 м) рекомендуется возводить по схеме двухполосного ведения работ (рис. 76) с применением автосамосвалов грузоподъемностью до 7 т.
Насыпи, проектная ширина которых недостаточна для двухполосного ведения работ, возводятся с временным уширением (п. 8.21).
Насыпи возводятся с устройством вспомогательных разъездов, отсыпаемых через каждые 50 м на высоту 0,5 м, и основных разъездов, возводимых одновременно с насыпью у концов захваток.
Послойное возведение насыпи с отметки 0,5 м выше уровня болота начинается с дальнего от карьера конца насыпи и ведется одновременно на двух захватках: на одной из них отсыпается грунт, на другой производится разравнивание и уплотнение его.
Отсыпка грунта производится на одной из двух полос, на которые делится захватка в продольном направлении (п. 8.21) и ведется в направлении от ближнего к дальнему разъезду.
Автосамосвалы проходят от начала болота до мест выгрузки грунта и обратно по насыпи с разворотом на разъезде в конце захватки, на которой ведется его выгрузка. Для пропуска груженых автосамосвалов встречные делают остановку на разъезде, ближайшем к месту скрещения.
Уплотнение грунта рекомендуется выполнять навесными на тракторах грунтоуплотняющими машинами, при отсутствии их - пневмокатками. После каждой проходки по захватке пневмокаток разворачивается в конце или начале ее на разъезде, а также на нулевых местах при уплотнении насыпи на концевых захватках.
Основные разъезды при уплотнении насыпи пневмокатками возводятся с размерами площадок, необходимыми для разворота на них катков; при уплотнении навесными на тракторах машинами - с размерами площадок, необходимыми для разворота автосамосвалов (см. рис. 68).
Насыпи высотой до 6 м делятся на захватки длиной 300 - 200 м; движение автосамосвалов и катков осуществляется по кольцу (см. рис. 76).
Насыпи высотой 6 - 12 м, протяженностью до 600 м рекомендуется возводить одной захваткой без устройства основных разъездов с разворотом автосамосвалов для обратного хода у конца насыпи на нулевых отметках. При уплотнении грунта на захватке автосамосвалы используются для отсыпки насыпей на смежных участках. Насыпи протяженностью до 1 км рекомендуется возводить двумя захватками; протяженностью более 1 км - по индивидуальному проекту производства работ.
8.35. Основные разъезды и насыпь в границах их длины во всех случаях рекомендуется отсыпать до полной высоты, включая и те случаи, когда возведение насыпи автосамосвалами между разъездами (на участках с тепловозной тягой) может заканчиваться на высоте (пп. 8.6, 8.22). При этом смежные участки насыпи с разными высотами сопрягаются продольным уклоном 0,1 (рис. 77).
Возведение насыпей из дренирующих грунтов поездной возкой
Область применения
8.36. Возведение насыпей поездной возкой рекомендуется в случаях, когда дальность транспортирования грунта автосамосвалами превышает 10 км, а выгрузка грунта из вагонов в насыпь на перегонах может регулярно производиться с действующего пути в "окна".
8.37. Технологическая схема предназначается как для устройства дренирующего слоя верхней части насыпей, так и для возведения насыпей дренирующим грунтом на полную высоту.
Комплект машин
8.38. Комплект машин для отсыпки насыпи дренирующим грунтом поездной возкой приведен в табл. 91.
Таблица 91
Наименование машин |
Количество |
Экскаватор-прямая лопата с емкостью ковша 1,25 |
1 |
Тепловоз ТЭМ-1 в карьере |
1 |
Тепловоз магистральный при дальности возки до 60 км |
2 |
То же до 60-200 км |
3 |
" до 200-350 км |
4 |
Думпкары грузоподъемностью 60 т с откидными бортами при дальности возки до 60 км |
44 |
То же до 60-200 км |
66 |
" до 200-350 км |
88 |
Бульдозер на тракторе 100-130 л.с. |
1 |
Грунтоуплотняющая машина |
1 |
Электростанция 7-9 кВт |
2 |
Состав комплексных бригад
8.39. Состав комплексной бригады, занятой на отсыпке насыпей дренирующим грунтом поездной возкой, приведен в табл. 92.
Таблица 92
Профессия |
Разряд |
Количество человек |
Машинист экскаватора |
6 |
1 |
Помощник машиниста экскаватора |
5 |
1 |
Машинист локомотива в карьере |
6 |
1 |
Помощник машиниста локомотива в карьере |
5 |
1 |
Машинист магистрального локомотива при дальности возки до 60 км |
6 |
2 |
Машинист магистрального локомотива при дальности возки до 60-200 км |
6 |
3 |
То же до 200-350 км |
6 |
4 |
Помощник машиниста магистрального локомотива при дальности возки до 60 км |
5 |
2 |
То же до 60-200 км |
5 |
3 |
" до 200-350 км |
5 |
4 |
Думпкарист-старший кондуктор при дальности возки до 60 км |
3 |
4 |
То же до 60-200 км |
3 |
6 |
" до 200-350 км |
3 |
8 |
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
Машинист грунтоуплотняющей машины |
5 |
1 |
Машинист электростанции |
5 |
2 |
Землекопы на очистке думпкаров и пути в пределах габарита |
1 |
9 |
Монтеры пути (содержание пути в карьере) |
5 |
1 |
|
3 |
3 |
|
1 |
1 |
Технико-экономические показатели
8.40. Технико-экономические показатели возведения насыпи дренирующим грунтом поездной возкой приведены в табл. 93.
Таблица 93
Показатели |
Дальность возки, км |
||
До 60 |
60-200 |
200-350 |
|
Производительность, |
|
700 |
|
Выработка на одного рабочего, |
23 |
20 |
18 |
8.41. Потребность в магистральных тепловозах и думпкарах, количественный состав поездных бригад и технико-экономические показатели отсыпки насыпей уточняются в каждом случае на основе проекта производства работ, составляемого с учетом согласованного управлением или отделением дороги графика движения и оборачиваемости поездов на участках работ.
Технология работ
8.42. Способ разработки карьера, длина погрузочного пути и размеры забоев в карьере, а также количество и длина путей обменного пункта устанавливаются в соответствии с пп. 6.105 - 6.109.
8.43. Формирование поездов до весовой нормы производится на ближайшем от карьера раздельном пункте.
Землевозный поезд выводится на перегон в полном составе, выгрузка грунта производится без передвижки или с передвижкой вагонов в зависимости от толщины отсыпаемого слоя, емкости думпкаров и продолжительности "окна".
8.44. Для предотвращения засорения щебеночного балласта существующего пути дренирующим грунтом необходимо перед выгрузкой грунта из думпкаров откосную часть балластной призмы покрывать со стороны междупутья мешковиной, полиэтиленовой пленкой или щитами. После уборки грунта в насыпь второго пути защитное покрытие снимается для применения его на следующем участке.
8.45. Разгруженный дренирующий грунт планируется по всей ширине насыпи отвалом бульдозера, установленным под углом к оси трактора (рис. 78).
8.46. Уплотнение грунта производится навесными на тракторах грунтоуплотняющими машинами или пневмокатками.
8.47. Перед выводом землевозного поезда с перегона на раздельный пункт после выгрузки грунта необходимо:
освободить от грунта борта думпкаров;
очистить от грунта концы шпал и рельсов;
привести землевозный поезд в транспортное состояние.
Возведение насыпей из дренирующих грунтов с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта
Область применения
8.48. Технологическая схема предназначается как для устройства дренирующего слоя верхней части насыпей, так и для возведения их на полную высоту.
8.49. Технологической схемой предусматривается использование железнодорожного транспорта для завоза дренирующего грунта из основных карьеров во временные перегрузочные карьеры и использование автосамосвалов для отсыпки насыпей грунтом из перегрузочных карьеров.
Возведение насыпей с использованием перегрузочных карьеров рекомендуется только в тех случаях, когда по условиям интенсивности движения поездов "окна" для выгрузки грунта на перегонах из железнодорожных составов с действующего пути предоставляться не могут, а дальность транспортирования грунта автосамосвалами из местных карьеров превышает 10 км.
8.50. Целесообразность применения технологической схемы должна устанавливаться проектом организации строительства.
Комплект машин, состав комплексных бригад и технико-экономические показатели
8.51. При возведении насыпей с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта комплект машин, состав комплексных бригад и технико-экономические показатели принимаются по табл. 82, 84, 86 с исключением бульдозера и грунтоуплотняющей машины и внесением в связи с этим соответствующих поправок в состав комплексных бригад и технико-экономические показатели.
Технология работ
8.52. Перегрузочные карьеры рекомендуется размещать на раздельных пунктах, со стороны II главного пути. Объем дренирующего грунта в карьере должен быть не менее двух-трехсменной производительности комплекта машин.
Разгрузочный путь карьера при возможности следует укладывать на проектной оси II главного пути (рис. 79).
8.53. Отсыпка насыпей высотой до 3 м из дренирующего грунта автосамосвалами выполняется по однополосной схеме согласно указаниям пп. 8.20; 8.33. Возведение насыпей высотой до 3 м с отсыпкой дренирующего грунта только в верхнюю часть и насыпей высотой более 3 м (полностью или частично из дренирующего грунта) выполняется по двухполосной схеме в соответствии с указаниями пп. 8.21; 8.34; 8.35.
Временное уширение насыпей при двухполосном возведении их автосамосвалами, а также при использовании скреперов рекомендуется делать не более 0,5 м.
Срезка шлейфов и растительного слоя с откосов насыпей существующего пути
Область применения
8.54. Указания составлены для срезки растительного грунта с откосов насыпей существующего пути, а также "шлейфов", когда они не являются частью существующей насыпи и удаление их не может угрожать безопасности движения поездов.
Для срезки используются: комплект из двух автогрейдеров среднего типа, или автогрейдер и бульдозер, или бульдозер 180 л.с, оборудованный откосником, или универсальный экскаватор-планировщик.
Экскаваторы-планировщики применяются при высоте насыпи более 2,7 м, когда срезаемый грунт не пригоден для укладки в насыпь и должен быть удален на берму.
В случаях, когда подрезка "шлейфа" снизу может вызвать его сползание с грунтом и местное обрушение откоса, а также когда "шлейф" является частью существующей насыпи, выбор средств механизации и технология срезки устанавливаются индивидуальным проектом производства работ.
Технико-экономические показатели
8.55. Технико-экономические показатели приведены в табл. 94.
Таблица 94
Показатели |
Ведущая машина |
|||||||
Автогрейдер |
Универсальный экскаватор-планировщик |
|||||||
Число поездов в сутки | ||||||||
14-36 |
37-72 |
73-112 |
113-140 |
14-36 |
37-72 |
73-112 |
113-140 |
|
Производительность комплекта, |
570 |
530 |
470 |
420 |
190 |
175 |
135 |
140 |
Выработка на одного рабочего, |
285 |
265 |
235 |
210 |
190 |
175 |
135 |
140 |
Технология работ
8.56. До начала работ производится разбивка и закрепление бровки насыпи существующего пути в соответствии с указаниями п. 10.47.
8.57. Автогрейдер выполняет срезку шлейфов с откосов насыпей высотой до 2,7 м одновременно на всю высоту двумя-тремя проходами, снимая слой тонкими стружками.
При большей высоте насыпи работа выполняется ярусами: вначале срезается шлейф с нижней части откоса на высоту 2,7 м и производится отсыпка насыпи в пределах первого яруса, затем срезается шлейф, и отсыпается насыпь на высоту второго яруса и т.д.
Второй автогрейдер (или бульдозер) планирует срезанный грунт или удаляет его за пределы насыпи.
8.58. Универсальный экскаватор-планировщик выполняет срезку "шлейфов" с насыпей высотой, м:
Э-4010 |
3,7 |
ЭО-3332 |
3,5 |
Сатур-051К |
4,7 |
Э-4010 с удлиненной стрелой |
5,7 |
ЭО-3332 то же |
5,2 |
Сатур-051К то же |
6,1 |
Срезка выполняется движением ковша или скребка сверху вниз за одну или две проходки (две проходки необходимы при работе с удлиненной стрелой). При двух проходках вначале срезается верхняя часть, при этом экскаватор передвигается по линии подошвы откоса существующей насыпи; затем срезается остальная часть, а экскаватор передвигается на расстоянии 3 - 4 м от линии заложения откоса.
Срезка до 20 см выполняется планировочным скребком, более 20 см - ковшом.
Технические параметры экскаваторов-планировщиков приведены в приложении 16.
8.59. Срезанный грунт шлейфа укладывается в насыпь с соблюдением требований пп. 2.46 - 2.50 или удаляется и разравнивается по берме, если по своим качествам он не пригоден для возведения насыпи.
8.60. Растительный грунт срезается по технологии пп. 8.56 - 8.58, но во всех случаях удаляется за пределы очертания насыпи, разравнивается и уплотняется по берме.
8.61. Работы по срезке шлейфов и растительного грунта выполняются до нарезки уступов.
Срезка грунта из временного уширения с укладкой его в насыпь или на берму
Область применения
8.62. Схема применяется в случаях, когда насыпь временно уширена для производства работ.
8.63. В зависимости от высоты насыпи для срезки грунта уширенной части применяются экскаваторы-драглайны с ковшом емкостью до , универсальные экскаваторы-планировщики, автогрейдеры и бульдозеры 130 л.с., оборудованные навесными откосниками.
8.64. Укладка срезанного грунта в верхние слои насыпи рекомендуется исключительно на неэлектрифицированных линиях и при условии, когда объем срезаемого грунта достаточен для образования слоя насыпи толщиной не менее 20 см.
Указанные условия достигаются при коэффициенте (п. 8.6):
|
|
Проектная высота насыпи, м: |
|
2 |
не менее 0,25 |
3 |
то же 0,20 |
4 и более |
" 0,15 |
8.65. Часть грунта временного уширения в объеме до 30 - 35% (п. 8.71), которая по технологическим соображениям не может быть использована для досыпки верхней части насыпи, срезается с откосов и отсыпается на берму у основания вдоль насыпи.
Если при срезке грунта не может быть получен слой насыпи 20 см, грунт из уширенной части насыпи полностью отсыпается на берму и уплотняется.
8.66. Отсыпку грунта из уширения в верхние слои насыпи выполняют механизмы:
|
Максимальная высота насыпи, м: |
Экскаватор-драглайн с ковшом ЦНИИСа емкостью |
8 |
Экскаватор-планировщик Э-4010 |
1,8 |
То же ЭО-3332 |
2,0 |
"Сатур-051К |
3,1 |
Экскаватор-планировщик с удлиненной стрелой Э-4010 |
3,6 |
То же ЭО-3332 |
3,6 |
"Сатур-051К |
4,7 |
При высоте насыпи более 8 м отсыпку грунта из уширения в насыпь следует осуществлять по индивидуальному проекту.
8.67. Участок работ экскаватора, передвигающегося по верху насыпи, должен ограждаться сигналами в соответствии с "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ"*(9).
Комплект машин
8.68. Комплект машин для срезки грунта временного уширения с укладкой в верхние слои насыпи или на берму состоит из ведущей машины - экскаватора-драглайна с ковшом ЦНИИСа (или универсального экскаватора-планировщика), бульдозера на тракторе 130 л.с. и грунтоуплотняющей машины.
Срезка грунта с укладкой на берму выполняется комплектом машин, приведенным в п. 8.54, с включением в комплект грунтоуплотняющей машины.
Состав комплексных бригад
8.69. Срезка грунта временного уширения с отсыпкой верхних слоев насыпи или укладкой грунта на берму производится бригадами в составе, указанном в табл. 95 и 96.
Таблица 95
Профессия |
Разряд |
Количество рабочих |
Машинист экскаватора |
6 |
1 |
Помощник машиниста, для экскаватора-планировщика - шофер-дизелист |
5 |
1 |
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
Машинист грунтоуплотняющей машины |
5 |
1 |
Таблица 96
Профессия |
Разряд |
Количество рабочих |
Машинист автогрейдера |
6 |
2 |
Машинист грунтоуплотняющей машины |
5 |
1 |
При срезке грунта с отсыпкой насыпи или укладкой его на берму ведущая машина - экскаватор.
При срезке грунта с укладкой его на берму ведущая машина - автогрейдер.
Технико-экономические показатели
8.70. Технико-экономические показатели при срезке грунта временного уширения с отсыпкой верхних слоев насыпи или укладкой грунта на берму приведены в табл. 97 и 98.
Таблица 97
Срезка грунта с отсыпкой насыпи или укладкой его на берму
Показатели |
Группа грунтов |
Число поездов в сутки |
|||
14-36 |
37-72 |
73-112 |
113-140 |
||
Ведущая машина - драглайн с ковшом ЦНИИСа 0,8 | |||||
Производительность, |
I |
384 |
350 |
330 |
268 |
II |
320 |
294 |
276 |
224 |
|
Выработка на одного рабочего, |
I |
96 |
88 |
83 |
67 |
II |
81 |
74 |
69 |
56 |
|
Ведущая машина - универсальный экскаватор-планировщик | |||||
Производительность, |
I-II |
190 |
175 |
155 |
140 |
Выработка на одного рабочего, |
I-II |
47 |
44 |
39 |
35 |
Таблица 98
Показатели |
Грунты I-II группы |
Производительность, |
600 |
Выработка на одного рабочего, |
200 |
Технология работ
8.71. Грунт из уширения, используемый для отсыпки в верхнюю часть насыпи, срезается экскаватором по контуру camn'o и отсыпается в основную призму pgqd и вспомогательную fpdo, необходимую для уплотнения откоса pd основной призмы (рис. 80). Грунт уширения, заключенный в контуре amn'ofpe, не используется для отсыпки верхней части насыпи и после уплотнения грунта в основной призме срезается и укладывается на берму у основания насыпи.
8.72. Работы по отсыпке верхних слоев насыпи ведутся одновременно на трех захватах (рис. 81):
на первой - экскаватором срезается грунт из уширения и отсыпается в насыпь;
на второй - грунт разравнивается бульдозером;
на третьей - производится уплотнение слоя грунта.
При необходимости разравнивание и уплотнение грунта может выполняться на одной захватке.
8.73. Толщина слоя, срезаемого за один проход экскаватора, назначается в зависимости от толщины отсыпаемого слоя, в соответствии с указаниями раздела 9.
8.74. В насыпях высотой до 3,5 м после срезки экскаватором часть грунта, оставшегося на откосе и не используемого в насыпь, срезается автогрейдером или бульдозером 130 л.с. с откосником.
При высоте насыпей более 3,5 м срезка неиспользуемого грунта универсальным экскаватором-планировщиком выполняется по технологии пп. 10.58 - 10.61 или комбинированным способом: верхняя часть срезается и перемещается к основанию бульдозером или автогрейдером, а затем экскаватором, передвигающимся по берме, весь оставшийся грунт срезается до проектного очертания насыпи и укладывается на берму.
Срезка грунта экскаватором-драглайном выполняется проходками его по основной площадке; грунт, оставшийся на нижней части откоса, срезается автогрейдером или экскаватором-планировщиком с укладкой на берму.
8.75. При срезке грунта экскаваторами с верхней стоянки не допускается поворот стрелы в сторону действующего пути, а после каждой передвижки экскаватора должна быть проведена проверка соблюдения габарита.
Разработка скальных выемок экскаваторами, оборудованными ковшами активного действия, и возведение насыпей автосамосвалами
Область применения
8.76. Технологическая схема рекомендуется для разработки выемок II пути глубиной до 8 м в трещиноватых скальных грунтах IV - VI групп экскаватором-прямой лопатой типа Э-10011, оборудованным ковшом активного действия, и возведения насыпей автосамосвалами.
Использование ковшей активного действия наиболее целесообразно в случае, когда применение взрывного метода рыхления невозможно или затруднено в связи с близостью действующего пути, жилых строений, линий электропередачи и других сооружений.
Комплект машин
8.77. Комплект машин при разработке выемок экскаваторами с ковшами активного действия и возведения насыпи автосамосвалами приведен в табл. 99.
Таблица 99
Наименование машин в комплекте |
Дальность транспортирования, км |
||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
|
Экскаватор, оборудованный ковшом активного действия емкостью |
|
1 |
|
Автосамосвалы грузоподъемностью 7 т |
4 |
5 |
8 |
То же грузоподъемностью 10 т |
3 |
4 |
7 |
Грунтоуплотняющая машина ударного действия |
|
1 |
|
Бульдозер 100-130 л.с. |
|
1 |
|
Компрессор ПР-16, ПР-10 или ДК-9М |
|
1 |
|
Передвижная электростанция 5-7 кВт |
|
1 |
|
Состав комплексных бригад
8.78. Состав комплексных бригад для разработки выемок и возведения насыпей приведен в табл. 100.
Таблица 100
Профессия |
Разряд |
Дальность транспортирования, км |
||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
||
Машинист экскаватора |
6 |
|
1 |
|
Помощник машиниста экскаватора |
5 |
|
1 |
|
Шоферы автосамосвалов грузоподъемностью 7 т |
|
4 |
5 |
8 |
То же грузоподъемностью 10 т |
|
3 |
4 |
7 |
Машинист грунтоуплотняющей машины |
5 |
|
1 |
|
Машинист бульдозера |
6 |
|
1 |
|
Машинист электростанции |
4 |
|
1 |
|
Машинист компрессора |
4 |
|
1 |
|
Технико-экономические показатели
8.79. Технико-экономические показатели разработки выемок второго пути экскаваторами, оборудованными ковшами активного действия, и возведения насыпей автосамосвалами устанавливаются согласно табл. 101.
Таблица 101
Показатели |
Дальность возки грунта, км |
||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
|
Производительность комплекта, |
|
150 |
|
Выработка на 1 рабочего, , при транспортировании грунта автосамосвалами грузоподъемностью 7 т |
15 |
14 |
11 |
То же грузоподъемностью 10 т |
17 |
15 |
12 |
Примечание. Производительность комплекта и выработка на одного рабочего показаны без учета перерывов в работе для пропуска поездов (п. 8.2).
Технология работ
8.80. Разработка выемок при совмещенном полотне производится лобовыми (торцовыми) забоями, погрузка грунта осуществляется с поворотом экскаватора на 180°, автосамосвалы подаются к месту погрузки задним ходом (рис. 82).
8.81. Для разъезда груженых и порожних автосамосвалов в разработанной части выемки существующий кювет в местах разъездов рекомендуется перекрывать настилом.
8.82. В промежутках между временем загрузки автосамосвалов целесообразно производить дополнительное рыхление грунта путем экскавации ковшом с открытым днищем.
8.83. Разработка выемок осуществляется с соблюдением требований "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве буровзрывных и скальных работ на строительстве вторых путей"*(10).
8.84. Выемки глубиной более 8 м должны разрабатываться по индивидуальным проектам производства работ.
Разработку раздельных выемок следует выполнять в соответствии с указаниями раздела 4.
Разработка выемок в скальных грунтах экскаватором-прямой лопатой с рыхлением взрывами скважинных зарядов и отвозкой грунта в насыпь автосамосвалами
Область применения
8.85. Указания даны для уширения выемок в скальных грунтах V - XI групп с применением взрывных работ.
Комплект машин
8.86. Уширение скальных выемок под второй путь производится комплектом машин (табл. 102).
Таблица 102
Наименование машин |
Дальность транспортировки, км |
Группы грунтов |
|||||
V |
VI-VIII |
IX-XI |
|||||
Емкость ковша экскаватора, | |||||||
0,65 |
1,0 |
0,65 |
1,0 |
0,65 |
1,0 |
||
Экскаватор |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Автосамосвалы грузоподъемностью 5 т |
0,5 |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
|
1,0 |
5 |
- |
5 |
- |
5 |
- |
|
3,0 |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
То же грузоподъемностью 7 т |
0,5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
|
1,0 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
|
3,0 |
4 |
7 |
4 |
7 |
4 |
7 |
То же грузоподъемностью 10-12 т |
0,5 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
|
1,0 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
|
1,3 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
4 |
Буровая машина шарошечного бурения с диаметром долота 150 мм |
|
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
Буровая машина универсальная или ударно-вращательного бурения с диаметром долота 60-105 мм |
|
- |
- |
2* |
2* |
2/4** |
2/4** |
Компрессор производительностью 10 |
|
1 |
1 |
0/2** |
0/2** |
0/2** |
0/2** |
Электростанция 30 кВт для работы буровых машин ударно-вращательного бурения |
|
- |
- |
- |
- |
0/1** |
0/1** |
Молоток бурильный легкий |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Компрессор производительностью 4,5 - 5 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Бульдозер на базе трактора 100 - 130 л.с. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Электростанция 5 - 7 кВт для освещения в темное время суток |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1/0** |
1/0** |
При контурном взрывании дополнительно: | |||||||
Буровая машина для бурения контурных скважин диаметром 60 - 105 мм |
|
- |
- |
1/2** |
1/2** |
2/4** |
2/5** |
Компрессор производительностью 10 |
|
- |
- |
0/2** |
0/2** |
0/3** |
0/3** |
______________________________
* Только при разработке труднодробимых грунтов (по ВСН 178-74).
** В числителе указаны цифры для случая применения буровой машины БТС-75; в знаменателе - для случая применения буровых машин ударно-вращательного бурения с пневмоударником или шарошечного бурения.
Состав комплексных бригад
8.87. Уширение скальных выемок под второй путь производится бригадой (табл. 103).
Таблица 103
Профессия |
Разряд |
Дальность транспортировки, км |
Группы грунтов |
|||||
V |
VI-VIII |
IX-XI |
||||||
Емкость ковша экскаватора, | ||||||||
0,65 |
1,0 |
0,65 |
1,0 |
0,65 |
1,0 |
|||
Машинист экскаватора |
6 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Помощник машиниста |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Шофер 3 класса при автосамосвалах грузоподъемностью 5 т |
|
0,5 |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
|
|
1,0 |
5 |
- |
5 |
- |
5 |
- |
|
|
3,0 |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
То же грузоподъемностью 7 т |
|
0,5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
|
|
1,0 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
|
|
3,0 |
4 |
7 |
4 |
7 |
4 |
7 |
То же грузоподъемностью 10-12 т |
|
0,5 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
|
|
1,0 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
|
|
3,0 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
4 |
Бурильщик |
6 |
|
1 |
1 |
2 |
2 |
2/4* |
2/4* |
Бурильщик |
5 |
|
1 |
1 |
0/2* |
0/2* |
0/2* |
0/2* |
Бурильщик |
4 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Взрывник |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Взрывник |
4 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Машинист электростанции |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Сигналист для ограждения участка пути при производстве буровзрывных и экскаваторных работ |
3 |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сигналист для оцепления опасной зоны при взрывах |
3 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Машинист бульдозера |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
При контурном взрывании дополнительно: | ||||||||
Бурильщик |
6 |
|
- |
- |
1/2* |
1/2* |
2/4* |
2/5* |
Бурильщик |
5 |
|
- |
- |
0/2* |
0/2* |
0/3* |
0/3* |
______________________________
* В числителе указаны цифры для случая применения буровой машины БТС-75; в знаменателе - для случая применения буровых машин ударно-вращательного бурения с пневмоударником или шарошечного бурения.
Технико-экономические показатели
8.88. Технико-экономические показатели уширения скальных выемок экскаваторами с рыхлением грунтов взрывами скважинных зарядов и транспортировкой в насыпь автосамосвалами приведены в табл. 104 для условий пропуска по участку выемки 72 поездов в сутки и выделения трех "окон" в неделю по 2 ч каждое.
Таблица 104
Показатели |
Дальность транспортировки, км |
Группа пород |
|||||||||||||
V |
VI-VIII |
IX-XI |
|||||||||||||
Емкость ковша экскаватора, | |||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
0,65 |
1,0 |
0,65 |
1,0 |
0,65 |
1,0 |
||||||||||
Грузоподъемность автосамосвала, т | |||||||||||||||
5 |
7 |
7 |
10-12 |
5 |
7 |
7 |
10-12 |
5 |
7 |
7 |
10-12 |
||||
Производительность комплекта, |
|
145 |
190 |
120 |
160 |
120 |
160 |
||||||||
Выработка на одного рабочего, |
0,5 |
8,5 |
8,5 |
10,5 |
11,0 |
7,0/6,4* |
7,0/6,4* |
9,0/8,0* |
9,5/7,6* |
7,0/5,2* |
7,0/5,7* |
9,0/6,7* |
9,5/7,6* |
||
|
1,0 |
7,6 |
7,6 |
10,0 |
11,0 |
6,4/5,8* |
7,0/6,4* |
8,4/7,6* |
9,5/7,6* |
6,3/4,8* |
7,0/5,7* |
8,4/6,4* |
9,5/7,6* |
||
|
3,0 |
7,2 |
7,2 |
9,0 |
10,5 |
6,0/5,2* |
6,7/6,0* |
7,6/7,0* |
8,9/8,0* |
6,0/4,6* |
6,7/5,5* |
7,6/6,0* |
9,0/6,7* |
||
В том числе по буровзрывным работам, |
|
18 |
24 |
15/12* |
20/16* |
15/8,6* |
20/11,5* |
______________________________
* В числителе указаны цифры для случая применения буровой машины БТС-75, в знаменателе - для буровых машин ударно-вращательного бурения с пневмоударником или шарошечного бурения.
При другой интенсивности движения поездов по участку работ, другом количестве выделяемых "окон" и продолжительности их показатели определяются умножением данных табл. 104 на коэффициенты (табл. 105 и 106).
Таблица 105
Количество поездов в сутки |
36 |
72 |
112 |
140 |
Коэффициенты, учитывающие пропуск поездов |
1,12 |
1 |
0,85 |
0,76 |
Таблица 106
Количество выделяемых "окон" в неделю |
2 |
3 |
4 |
|||||
Продолжительность "окон", ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Коэффициент, учитывающий перерывы экскавации |
1,1 |
1,05 |
1 |
0,9 |
1,08 |
1 |
1,05 |
0,9 |
Технология работ
8.89. При уширении скальных выемок под второй путь должны выполняться требования ТУ-ВСН 178-74 и "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве буровзрывных и скальных работ на строительстве вторых путей" (ВСН 175-71)*(11).
8.90. Скальные выемки глубиной до 8 м с откосами 1:0,75 и круче при уширении следует разрабатывать в один уступ торцовой проходкой. Взрывание должно выполняться на коротких участках выемки из расчета уборки взорванного грунта, попавшего на путь, в выделенное "окно".
Разработка выемок при этом должна выполняться, по возможности, с двух ее концов (рис. 83).
Выемки глубиной до 2 м следует взрывать в один - два приема по всей длине.
8.91. Темпы разработки выемки следует определять из расчета выделения в среднем (за время разработки выемки) от двух до четырех "окон" в неделю. При этом объем грунта, взрываемого в "окно", должен быть в пределах от 200 до в зависимости от длительности "окна", местных условий и характеристики скального массива, а также от применяемых средств и технологии буровзрывных работ.
8.92. Для обеспечения безопасности производства работ и движения поездов при разработке выемок в слабовыветривающихся скальных грунтах с откосами 1:0,2 - 1:0,5, при нормальном междупутье (4,1 м) требуется уширение выемок сверх конструктивно необходимых размеров*(12), при этом расстояние от оси существующего пути до подошвы откоса выемки второго пути должно быть не менее величин, указанных в табл. 107.
Таблица 107
Емкость ковша экскаватора, |
Необходимое расстояние от оси существующего пути до подошвы откоса разрабатываемой выемки, м, при крутизне откосов |
|
1:0,2 |
1:0,5 |
|
1,00 |
11,7 |
10,3 |
0,65 |
10,2 |
9,4 |
Примечание. Указанные в таблице расстояния предусматривают работу экскаватора при угле наклона стрелы 60° и максимально втянутой рукояти (рис. 84).
R, A, B - параметры, зависящие от типа экскаваторов:
Параметры |
Емкость ковша экскаватора, |
|||
1,0 |
0,65 |
|||
Крутизна откосов выемок | ||||
1:0,2 |
1:0,5 |
1:0,2 |
1:0,5 |
|
R - радиус поворота хвостовой части платформы экскаватора, м |
2,9 |
|
3,9 |
|
А, В - расстояния от оси существующего пути до нижней бровки откоса выемки второго пути, м |
11,7 |
10,3 |
10,2 |
9,4 |
8.93. В пределах участка разрабатываемой выемки, когда ширина ее недостаточна для разворота автосамосвалов, подача их под экскаватор производится задним ходом.
8.94. Уборка взорванного грунта с пути за пределы габарита приближения строений производится в "окно" с перемещением в выработанное пространство выемки.
В случаях, когда объем грунта, попавшего на путь, превышает полутора - двухчасовую производительность бульдозера, для уборки его с пути следует использовать два бульдозера или бульдозер и экскаватор.
Производительность бульдозера на базе трактора 100 л.с. при уборке с пути взорванного грунта определяется по табл. 108.
Таблица 108
Продолжительность "окна", ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
Производительность бульдозера, |
20 |
50 |
75 |
100 |
8.95. Отсыпка насыпей автосамосвалами при транспортировании грунта выемок выполняется согласно пп. 4.57 - 4.61 и указаниям настоящего раздела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.