Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 17
Основные указания
по проектированию притрассовых и землевозных автомобильных дорог
Типы рекомендуемых конструкций притрассовых и землевозных автомобильных дорог
1. На местности, сухой или только периодически увлажняемой грунтовыми водами, автомобильные дороги следует строить на насыпях, отсыпаемых из местных грунтов в соответствии с профилями поперечников (рис. 1, а, б), позволяющими применять при возведении насыпи из местных грунтов автогрейдеры, бульдозеры.
Примечание. h - принимать по гидравлическому расчету, но не менее 0,3 м. Откосы крутизной 1:3 применяют при возведении насыпи бульдозером или грейдером. При поперечном уклоне местности круче 1:25 с нагорной стороны устраивают канавы, а круче 1:10 - резервы. На сырых участках канавы устраивают с двух сторон.
На сырых местах с постоянным избыточным увлажнением при отсутствии местных дренирующих грунтов, наличии нестроевого леса и порубочных остатков насыпи следует сооружать с капилляропрерывателями из порубочных остатков в соответствии с поперечником (рис. 1, в).
В этой конструкции целесообразно использовать настил из порубочных остатков, который образуется на трелевочном волоке в процессе трелевки леса при расчистке полосы отвода. Для этого следует совмещать ось дороги с осью трелевочного волока.
2. Ширина земляного полотна B принимается для двухполосных участков не менее 5 - 9 и однополосных - 4,5 - 5 м.
На однополосных дорогах в местах устройства разъездов насыпь следует уширять (рис. 2).
Расстояние между разъездами, устанавливаемое в зависимости от интенсивности движения, не должно превышать 500 м.
3. На болотах типа I с влажностью торфяной залежи до 1300% рекомендуется строить дороги на сланях с поперечным настилом (рис. 3) с отсыпкой насыпи высотой 40 - 50 см из дренирующих грунтов.
При влажности торфа болота до 600% лежни под настил следует укладывать без хворостяной выстилки.
На участках болот с рыхлым водонасыщенным торфом обнаруженные просветы в сланях целесообразно проконопатить мхом и прикрыть торфом слоем 5 см.
4. Для болот типа I с рыхлым торфом и влажностью свыше 1300%, а также для болот типов II и III ширина поперечного настила и размеры элементов конструкций сланей устанавливаются расчетом с учетом несущей способности болотных залежей на участках прокладки проектируемой временной автомобильной дороги.
Как правило, устройство сланей обходится дорого и требует значительных затрат ручного труда. Поэтому для сравнения следует разрабатывать вариант прокладки автомобильной дороги на насыпи, отсыпаемой из дренирующего грунта по оси второго пути сооружаемой железнодорожной линии.
Типы рекомендуемых дорожных покрытий притрассовых и землевозных автомобильных дорог
5. На притрассовых дорогах можно применять покрытия низшего и переходного типов (табл. 1).
Характеристики
дорожных покрытий притрассовых дорог
Наименование покрытий |
Работоспособность дороги до капитального ремонта, млн. т |
Средняя техническая скорость движения, км/ч |
Интенсивность движения в летние сухие месяцы, автомобилей в сутки |
Переходный тип: |
|
|
|
Гравийные и грунто-гравийные покрытия толщиной не менее 15 см |
0,6 |
30 |
Свыше 300 |
Грунтовые, укрепленные неорганическими вяжущими материалами (цемент+известь) |
0,3 |
25 |
Свыше 300 |
Сборные колейные из железобетонных плит, уложенных на песчаном основании толщиной 5-10 см |
4 |
30 |
Свыше 300 |
Низший тип: |
|
|
|
Дерево-грунтовые: |
|
|
|
а) из оптимальных смесей |
0,04 |
15-20 |
До 300 |
б) улучшенные крупнозернистым песком с гравием |
0,07 |
20-25 |
До 400 |
Грунтовые, улучшенные гравием |
0,03 |
20-25 |
До 300 |
Грунтовые из оптимальных смесей |
0,03 |
15-20 |
До 100 |
На участках дорог, где предполагается интенсивность движения менее 300 автомобилей в сутки, рекомендуется низший, а при 300 и выше - переходный тип покрытия.
Требуемую прочность и толщину конструктивных слоев дорожной одежды следует определять в соответствии с действующими нормами и техническими условиями проектирования автомобильных дорог.
6. На землевозных дорогах переходный тип покрытия применяется при общем объеме вывозки грунта более , а при дождях и в период весенней распутицы - и при меньших объемах.
Низший тип покрытия применяется при производстве работ в сухое время года, а также при объеме перевозок менее .
7. Гравийные и грунто-гравийные покрытия дорог могут быть однослойными серповидного профиля, если толщина их не превышает 15 см (рис. 4).
При большей толщине следует принимать двухслойную дорожную одежду полукорытного или корытного профиля.
8. При недостаточном количестве гравийных и других каменных материалов или большой дальности их подвоза целесообразно устраивать покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими веществами с поверхностной обработкой битумной эмульсией или нефтью (табл. 2 и 3). Толщина слоя покрытия из укрепленных грунтов должна быть не менее 10 см в уплотненном состоянии.
Таблица 2
Ориентировочный расход цемента или извести на укрепление грунтов покрытия дороги серповидного профиля
Грунты |
Расход вяжущего, |
||||
Содержание в грунте, % | |||||
6 |
8 |
10 |
12 |
15 |
|
Супесчаные |
120 |
160 |
200 |
- |
- |
Суглинистые |
- |
150 |
190 |
230 |
- |
Тяжелые суглинистые и глинистые |
- |
- |
185 |
220 |
280 |
Таблица 3
Расход материалов для поверхностей обработки покрытия автодорог с укрепленными грунтами
Обработка покрытия |
Толщина, см |
Количество разливов |
Примерный расход минеральных материалов для каждой россыпи, |
Расход битума, |
Одиночная |
1 |
1 |
1,55 |
1,2-1,3 |
2 |
1 |
3,0 |
2,1-2,4 |
|
2 |
1 |
1,9 |
1,4-1,6 |
|
|
2 |
1,15 |
0,9-1 |
|
Двойная |
3 |
1 |
3 |
2,1-2,4 |
|
2 |
1,85 |
1,4-1,6 |
|
3 |
2 |
1,8 |
1,3-1,5 |
|
|
3 |
1,2 |
0,9-1,0 |
|
Тройная |
4 |
1 |
3 |
2,1-2,4 |
|
2 |
1,7 |
1,2-1,4 |
|
|
3 |
1,5 |
1,1-1,3 |
9. При кратковременном (на 2 - 4 месяца) увеличении интенсивности движения свыше 300 автомобилей в сутки следует устраивать покрытия переходного типа, используя низший тип покрытия в качестве основания.
В таких случаях наиболее целесообразно применять инвентарное колейное покрытие из типовых железобетонных плит V-I (рис. 5), укладываемых по выравнивающему слою песка толщиной 5 - 10 см на грузовом направлении или на обеих полосах движения, если интенсивность движения превышает 1000 автомобилей в сутки (рис. 6).
На дерево-грунтовых дорогах плиты укладывают надколейными настилами.
10. В лесных районах, где нет местных каменных материалов, рекомендуется применять на временных построечных автодорогах дерево-грунтовое покрытие в виде двух продольных лежневых настилов, уложенных под две колеи (рис. 7) из хлыстов, бревен или щитов (рис. 8) на поперечинах с последующей засыпкой слоем супесчаных грунтов (табл. 4) или оптимальных смесей (табл. 5) толщиной 10 - 15 см. Засыпка производится после обкатки и выправки деталей конструкций, но не позже чем через две недели после укладки деревянного основания покрытия.
Таблица 4
Ориентировочный расход песка на улучшение различных грунтов, % объема смеси грунтового улучшенного покрытия
Грунт земляного полотна |
Крупность песка |
|
Крупнозернистый |
Среднезернистый |
|
Супесь мелкая |
35 |
45 |
Суглинок |
45 |
55 |
Пылеватый грунт |
60 |
75 |
Суглинок тяжелый |
65 |
75 |
Суглинок пылеватый |
65 |
75 |
Глина |
80 |
85 |
Таблица 5
Оптимальные гравийные смеси
Конструктивный слой |
Количество частиц, проходящих через сито, % |
|||||||
|
|
Отверстия сит, мм |
|
|
||||
70 |
40 |
25 |
15 |
5 |
2 |
0,5 |
0,05 |
|
Покрытие |
- |
100 |
75-90 |
45-65 |
40-65 |
20-55 |
15-35 |
7-20 |
|
- |
- |
90-100 |
65-90 |
50-75 |
36-65 |
20-45 |
8-25 |
|
- |
- |
- |
90-100 |
70-85 |
45-75 |
25-55 |
8-25 |
Основание |
100 |
- |
25-45 |
20-35 |
15-25 |
10-15 |
5-10 |
0-3 |
|
100 |
- |
45-65 |
35-50 |
20-35 |
15-25 |
5-15 |
0-5 |
Примечания. 1. Применяется какая-либо одна из приведенных в таблице смесей.
2. Предел текучести фракций мельче 0,5 мм должен быть не более 25 и число пластичности не свыше 6.
Варианты настилов из щитов можно рассматривать в тех случаях, когда предполагается использовать лес со склада, на котором имеется лесопильная рама.
11. Грунтовые покрытия низших типов рекомендуется улучшать добавлением к грунту гравия, песка или оптимальных смесей (см. табл. 4 и 5) с последующим перемешиванием и уплотнением грунта покрытия уплотняющими машинами.
12. При проектировании дорожных одежд следует предусматривать наиболее экономичные и технологичные конструкции с учетом возможности поэтапного усиления дорожных одежд в соответствии с ростом интенсивности движения.
13. Земляное полотно притрассовых и землевозных дорог возводится из местных грунтов автогрейдерами, бульдозерами и скреперами с обязательным уплотнением отсыпаемого грунта грунтоуплотняющими машинами.
14. Устройство гравийных и грунто-гравийных дорожных покрытий производят автогрейдером (с кирковщиком и удлинителем для разравнивания) захватками длиной 200-300 м в один или два слоя в зависимости от толщины покрытия.
15. Необходимые материалы дорожного покрытия завозят автосамосвалами, перемешивают и разравнивают их автогрейдером и уплотняют грунтоуплотняющей машиной.
16. При устройстве грунтового покрытия, улучшенного добавками песка или гравия, вначале кирковщиком автогрейдера тщательно разрыхляют на всю ширину основание дорожного покрытия, автосамосвалами транспортируют компоненты оптимальной смеси и разгружают в отмеченных местах, а затем автогрейдером перемешивают привозимые компоненты с грунтом и уплотняют грунтоуплотняющей машиной.
17. Укрепление грунтового покрытия неорганическими вяжущими включает следующие операции:
предварительное рыхление и размельчение комьев связных грунтов;
точное дозирование и равномерное распределение в обрабатываемом грунте вяжущих материалов, воды и других реагентов;
распределение готовой смеси по проектному профилю дороги;
максимальное уплотнение смеси при оптимальной ее влажности, соответствующей укрепляемому грунту и применяемому вяжущему;
уход и поддержание заданного режима влажности на период твердения укрепляемого грунта.
Приготовление, укладка и уплотнение цементогрунта должны быть выполнены в течение одной рабочей смены.
18. Железобетонные плиты сборных колейных покрытий укладывают на выравненный и уплотненный слой песчаного грунта толщиной 5 - 10 см.
Перед укладкой колышками обозначают положение внешней грани одной колеи покрытия, плиты другой колеи укладываются по шаблону. Укладка плит производится автокраном.
После укладки плит засыпают обочины и межколейное пространство песчаным грунтом, разравнивают его автогрейдером и уплотняют грунтоуплотняющей машиной.
19. При эксплуатации колейного покрытия из железобетонных плит особое внимание должно быть обращено на предупреждение просадок основания в зоне стыков, которые чаще всего служат причиной разрушения плит.
Всякие повреждения плит следует немедленно устранять: крупные - на специальной ремонтной площадке, мелкие - без снятия плит с колеи дороги.
20. Для устройства деревянного основания дерево-грунтовых покрытий и сланей на участках болот используют нестроевой лес хвойных и лиственных пород, который заготавливают при расчистке полосы отвода и размещают на бермах дороги (рис. 9).
Процесс сооружения деревянного основания включает устройство выстилки из порубочных остатков и бревенчатой части основания.
21. Хворостяную выстилку устраивают по всей ширине дороги в один слой толщиной (в обжатом состоянии) 10 - 15 см. Обжатие производится 6-8 проходами трактора.
Для транспортировки порубочных остатков рекомендуется применять сани или саморазгружающиеся лыжи в сцепе с трактором болотоходной модификации.
22. Бревна продольного колейного настила скрепляются с поперечинами через 1,5 - 2 м скрутками из проволоки или укладываются в гнезда, вырубленные в маячных поперечинах. Маячные поперечины (утолщенные и удлиненные бревна) укладываются через 2 - 2,5 м.
Бревна транспортируются и раскладываются по трассе дороги трелевочным трактором. Подгонка бревен, посадка их в гнезда маячных поперечин или скрепление проволокой, подтеска выступающих камней в стыках выполняются вручную.
23. После устройства деревянного основания его обжимают 3 - 6 проходами трактора со скоростью не более 3 км/ч.
24. При разработке и выборе конструктивных решений для строительства дорог путем технико-экономического сравнения вариантов рекомендуется пользоваться таблицами 6, 7, 8 и графиками (рис. 10 и 11).
Таблица 6
Характеристики типов двухполосных притрассовых дорог для сырых участков
Тип покрытия |
Годовая работоспособность, тыс. т |
Техническая скорость движения, км/ч |
Стоимость, тыс. руб./км |
Трудоемкость, тыс. чел-дн/км |
Расход леса, |
Грунтовое улучшенное на поперечном настиле |
150 |
5 |
15,25 |
2,85 |
1375 |
Гравийное, серповидного профиля толщиной 30 см |
300 |
30 |
32,5 |
2,66 |
- |
Дерево-грунтовое в грузовом и грунтовое в негрузовом направлении |
300 |
15 |
7,0 |
1,9 |
340 |
То же усиленное железобетонными плитами в грузовом направлении: |
|
|
|
|
|
а) без перекладки плит |
4000 |
30 |
27,9 |
2,51 |
340 |
б) с двумя перекладками |
4000 |
30 |
16,4 |
2,51 |
340 |
в) с четырьмя перекладками |
4000 |
30 |
13,7 |
2,51 |
340 |
Таблица 7
Характеристики
типов притрассовых двухполосных дорог на болотах типа I с влажностью торфа 600 - 1300%
Тип покрытия |
Годовая работоспособность, тыс. т |
Техническая скорость движения, км/ч |
Стоимость, тыс. руб./км |
Трудоемкость, тыс. чел-дн/км |
Расход леса, |
Грунтовое улучшенное на сланевом поперечном настиле |
150 |
5 |
17,5 |
3,4 |
1640 |
Дерево-грунтовое на сланях с четырьмя колесопроводами из бревен |
300 |
15 |
30,53 |
5,4 |
2300 |
То же усиленное железобетонными плитами в грузовом направлении: |
|
|
|
|
|
а) без перекладки плит |
4000 |
30 |
52,3 |
6,1 |
2300 |
б) с двумя перекладками |
4000 |
30 |
40,73 |
6,1 |
2300 |
в) с четырьмя перекладками |
4000 |
30 |
38,13 |
6,1 |
2300 |
Дерево-грунтовое с четырьмя колесопроводами из щитов на сланях |
300 |
15 |
27,18 |
4,95 |
2300 |
То же усиленное железобетонными плитами в грузовом направлении: |
|
|
|
|
|
а) без перекладки плит |
4000 |
30 |
48,97 |
5,7 |
2300 |
б) с двумя перекладками |
4000 |
30 |
37,4 |
5,7 |
2300 |
в) с четырьмя перекладками |
4000 |
30 |
34,8 |
5,7 |
2300 |
Дерево-грунтовое на сланях с четырьмя колесопроводами из бревен, усиленное крупнозернистым песком толщиной 30 см с гравием |
600 |
30 |
53,23 |
5,2 |
2300 |
То же с колесопроводами из щитов |
600 |
30 |
49,9 |
4,8 |
2300 |
Таблица 8
Комплекты машин
и их эксплуатационная производительность
Наименование работ и машин |
Количество машин в комплекте, шт. |
Эксплуатационная производительность комплекта машин, м/смену |
Постройка деревянного основания под грунтовое покрытие автомобильных дорог: |
|
190 |
автокран типа К-51 |
1 |
|
бензомоторные пилы "Дружба" |
4 |
|
Устройство деревянного основания на болотах типа I: |
|
|
а) для дерево-грунтовых автодорог: |
|
110 |
трактор типа ТДТ-60 |
2 |
|
трактор типа Т-100БГ |
2 |
|
бензомоторные пилы |
5 |
|
сани или саморазгружающиеся лыжи (к трактору Т-100БГ) |
1 |
|
б) для сланевых автодорог: |
|
70 |
трактор типа ТДТ-60 |
2 |
|
трактор типа Т-100БГ |
2 |
|
бензомоторные пилы |
5 |
|
сани или саморазгружающиеся лыжи (к трактору Т-100БГ) |
1 |
|
Укладка временного колейного покрытия из железобетонных плит: |
|
225 |
автокран типа К-51 |
2 |
|
автогрейдер типа Д-144 |
1 |
|
пневмокаток массой 25 т |
1 |
|
автомашины (в числителе МАЗ-503, в знаменателе ЗИЛ-131) при дальности транспортирования плит, км: |
|
|
1 |
2/5 |
|
2 |
3/6 |
|
5 |
5/7 |
|
Разборка колейных покрытий из железобетонных плит V-I: |
|
110 |
автокран типа К-51 |
2 |
|
автомобили типа ЗИЛ-131 при дальности транспортирования плит, км: |
|
|
1 |
3 |
|
2 |
3 |
|
5 |
4 |
|
Устройство двухслойного покрытия дорог: |
|
110 |
экскаватор с ковшом емкостью автосамосвалы МАЗ-503 при дальности транспортирования, км: |
1 |
|
1 |
6 |
|
2 |
9 |
|
5 |
18 |
|
автогрейдер (с кирковщиком и удлинителем для разравнивания) |
1 |
|
пневмокаток весом 25 т |
1 |
|
трактор Т-100 |
1 |
|
утюг прицепной |
1 |
|
Примечание. Показатели определены по ЕРЕР (XI район) для конкретного случая.
Примечание. Показатели определены по ЕРЕР (XI район) для конкретного случая.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.