Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5
Сооружение земляного полотна в зимнее время
Общие положения
5.1. Земляные работы в зимних условиях планируется производить, если они необходимы для обеспечения готовности земляного полотна под укладку рельсового пути, в сроки, предусмотренные директивным графиком строительства, а также в целях лучшего использования землеройных и транспортных машин.
5.2. Участки земляного полотна, возводимого в зимнее время, необходимо определять на стадии разработки технического и техно-рабочего проекта и уточнять на стадии разработки рабочих чертежей.
5.3. В проектах необходимо учитывать, что на зимний период целесообразно относить следующие работы:
разработку выемок и карьеров в сухих песках, гравийно-галечных и скальных, предварительно разрыхляемых грунтах, а также возведение насыпей из таких грунтов на основаниях, прочностные и деформативные свойства которых изменяются незначительно в результате их промерзания и оттаивания;
разработку в глинистых грунтах выемок глубиной более 3 м с перемещением грунта в кавальер или насыпь;
устройство насыпей на болотах;
устройство штолен и глубоких дренажных прорезей;
укрепление откосов насыпей регуляционных сооружений и русел рек каменной отсыпкой, бетонными массивами, плитами и т.п.
В течение зимнего времени не следует предусматривать:
разработку выемок в нескальных грунтах глубиной до 3 м;
возведение насыпей из резервов;
планировку земляного полотна из глинистых грунтов;
устройство неглубоких канав и русел.
5.4. Для насыпей, возводимых в зимнее время, допускается применять без ограничения следующие грунты из выемок или карьеров: скальные, крупнообломочные, крупный или средний песок. Допускаются также глинистые грунты, имеющие влажность не свыше границы раскатывания, мелкие и пылеватые неводонасыщенные пески.
Глинистые грунты полутвердой консистенции разрешается применять при отсутствии грунтов с меньшей влажностью, причем для верхней части насыпи необходимо использовать только талые грунты.
5.5. Качество работ, выполняемых в зимнее время, должно удовлетворять общим требованиям на производство и приемку земляных работ с учетом указаний настоящего раздела. За качеством работ должен быть организован постоянный контроль, систематически должен производиться инструктаж технического персонала об особенностях производства работ в зимнее время.
5.6. До наступления морозов подлежат выполнению следующие работы:
восстановление и закрепление трассы, установка реперов, установка и закрепление точек через 20 м по оси насыпей, отсыпаемых зимой, нивелировка точек;
подготовка к эксплуатации в зимнее время машин, оборудования, инструмента и инвентаря;
подготовка жилых, культурно-бытовых, производственных и складских помещений;
заготовка топлива и специальных смазочных материалов;
проведение утеплительных мероприятий в карьерах и выемках;
удаление верхнего слоя грунта, непригодного для отсыпки насыпей, укладка рабочих путей и др.;
разбивка земляного полотна;
устройство уступов и срезка дерна на косогорах;
устройство нагорных и водоотводных канав;
разработка концевых участков выемок (глубиной до 3 м), предусмотренных к разработке в зимнее время;
срезка кочек, вырубка кустарника и выкашивание травы для ускорения промерзания болот;
удаление слабых грунтов в основании насыпей в местах, предусмотренных проектом;
подготовка землевозных дорог.
5.7. При отсыпке насыпей необходимо:
тщательно очистить от снега и льда основание под насыпь;
не допускать попадания снега и льда в тело насыпи;
разработку и укладку грунта в насыпь вести с такой интенсивностью, чтобы температура грунта в момент уплотнения была выше нуля;
содержание мерзлого грунта в теле насыпи не допускать более 30% общего объема, укладываемого в насыпь;
работать в забоях с толщиной мерзлого слоя глинистого грунта менее 1/3 общей высоты забоя;
не допускать укладку в насыпь комьев мерзлого грунта с линейными размерами более двух третей толщины уплотняемого слоя или превышающих 0,2 м;
равномерно (не гнездами) размещать мерзлый грунт в насыпи и укладывать его на расстоянии не ближе 1 м от поверхности откосов;
верхнюю часть насыпей, а также слой грунта над верхом водопропускных труб на высоту не менее 1 м отсыпать только талым глинистым или дренирующим грунтом.
5.8. При наличии в основании насыпи пней нижний слой следует отсыпать до покрытия его снегом.
На участках мокрых и сырых оснований нижнюю часть насыпи на высоту не менее 0,5 м рекомендуется отсыпать до начала устойчивых заморозков.
5.9. Максимальная высота насыпей, возводимых в зимнее время, в зависимости от климата района не должна превышать величин, указанных в табл. 56.
Таблица 56
Климат района |
Среднегодовая температура воздуха, град |
Наибольшая высота насыпи из глинистых грунтов, м |
Суровый |
Ниже -2 |
2,5 |
Холодный |
От -2 до +1 |
3,5 |
Умеренный |
От +1 до +5 |
4,5 |
Теплый |
Более +5 |
Не ограничивается |
Примечание. Температуру воздуха среднюю за год следует принимать по данным главы СНиП "Строительная климатология и геофизика".
5.10. Планировку откосов и основной площадки насыпи, сооружаемой зимой, следует производить после оттаивания грунта.
Оттаявший грунт следует уплотнить.
5.11. Для насыпей, возводимых на полную высоту из глинистых грунтов при отрицательной температуре, необходимо предусматривать запас на осадку: до 5% высоты насыпи в районах с суровым и холодным климатом (табл. 56) и до 3% - в районах с умеренным климатом.
5.12. Разработка выемок в скальных грунтах, сухих песках, щебне и гравии производится по запроектированному поперечному профилю; в остальных грунтах выемки должны разрабатываться на полную ширину по низу, а откосы могут устраиваться ступенчатыми.
Доработку откосов и кюветов до проектного очертания следует производить после оттаивания грунта.
5.13. Разработку грунтов целесообразно производить экскаваторами с ковшом емкостью не менее . В случае применения экскаваторов с ковшом емкостью для повышения интенсивности производства работ необходимо включать в комплект не менее двух экскаваторов.
5.14. Экскаватором, оборудованным прямой или обратной лопатой, с ковшом емкостью можно разрабатывать грунт без предварительного рыхления при толщине мерзлого слоя до 0,25 м, а с ковшом емкостью - до 0,4 м.
Драглайном с ковшом емкостью не менее можно разрабатывать грунт без предварительного рыхления при толщине мерзлого слоя до 0,15 м. Скреперами без предварительного рыхления могут разрабатываться связные грунты, промерзшие на глубину до 5, и сухие песчано-гравийные - до 30 см.
Рыхление мерзлого грунта производится навесными рыхлителями на тракторах; разрыхленный грунт убирается отвалом рыхлителя или бульдозером в кавальер или отвал.
5.15. Работа землеройных машин в забоях с подготовленным для разработки грунтом должна производиться непрерывно и круглосуточно, узким фронтом во избежание промерзания грунта во время перерывов. При этом должны соблюдаться следующие правила:
не раскрывать покрытые снегом или изолирующим материалом площадки разработки до начала работ на них;
вести работы без длительных перерывов;
производить разработку грунта вслед за рыхлением;
защищать от промерзания открытые части забоев, подлежащие разработке при последующих проходках;
не допускать движения транспорта по участкам, намеченным к разработке.
В случаях вынужденных перерывов в работе вследствие метеорологических условий (метели, бураны, сильные морозы) либо выхода из строя машин необходимо тщательно утеплять забой во избежание промерзания грунта в забое и смерзания разрыхленного грунта.
5.16. Запрещается оставлять неразгруженными транспортные средства на время перерывов в работе. Разгрузку грунта из кузовов машин производить тщательно, не оставляя его даже в незначительном количестве.
Машины (экскаваторы, бульдозеры и др.), работающие в карьерах со слабыми влажными основаниями, на время перерывов в работе необходимо отгонять на сухие места или устанавливать на деревянные подмости, а гусеницы их тщательно очищать от налипшей грязи.
Разгруженный грунт должен быть немедленно уложен в насыпь, разровнен и уплотнен.
5.17. В тех случаях, когда сдача земляного полотна под укладку пути производится в зимнее время, необходимо:
основную площадку земляного полотна планировать немедленно, вслед за отсыпкой верхней части насыпи или разработкой нижнего слоя выемки, а все досыпки производить талым грунтом с тщательным уплотнением его;
планировку откосов насыпей и выемок относить на весенне-летний период.
5.18. Укрепление откосов земляного полотна и водоотводных сооружений посевом многолетних трав должно производиться весной, сразу же при наступлении весенних сроков посевов.
5.19. Землевозные автомобильные дороги должны содержаться в таком состоянии, чтобы обеспечивать движение автосамосвалов со скоростью не ниже 25 км/ч.
На дорогах, длительное время используемых для перевозки грунта, должны быть проведены мероприятия по предотвращению снежных заносов (установлены щиты, устроены снежные валы и др.).
5.20. В случае особой необходимости возведения насыпей или слоев мощностью более величин, указанных в п. 5.9, следует предусматривать использование дренирующих грунтов, а при их отсутствии - разрабатывать индивидуальный проект насыпи из глинистого грунта.
Защита карьеров и выемок от сезонного промерзания
5.21. Предохранение грунта от промерзания следует осуществлять с помощью:
а) предварительного рыхления до промерзания грунта (вспахивания, боронования, перелопачивания);
б) засоления;
в) покрытия поверхности грунта теплоизоляционными материалами;
г) удержания снегового покрова.
Предохранение грунта от промерзания следует производить до наступления устойчивых отрицательных температур.
Защита карьеров и выемок от сезонного промерзания глубоким рыхлением грунта с задержанием снега деревянными щитами
Область применения
5.22. Рыхление грунта с последующим задержанием и накоплением снега для предохранения грунтов от промерзания рекомендуется применять в районах, где возможно накопление снега толщиной не менее 1 м, путем установки снегозадерживающих щитов.
Рыхление грунта производится прицепными или навесными рыхлителями на глубину не менее 0,4 м.
Для накопления снега рекомендуется применять стандартные снегозадерживающие щиты размером 2 x 2 м и с площадью просветов 40%, которые, как правило, исключают необходимость их перестановки при накоплении снегового покрова толщиной 1 м.
Комплект машин
5.23. Комплект машин для рыхления грунта, транспортирования щитов к месту их установки, для очистки накопленного снега в процессе разработки зимой карьера или выемки принимается следующим:
Рыхлитель с трактором не менее 100 л.с. |
1 |
Автомашины грузоподъемностью 4,5 т при дальности транспортировки, 25 км |
2 |
Бульдозер на тракторе 100 л.с. |
1 |
Состав комплексной бригады
5.24. Состав комплексной бригады при защите карьеров или выемки от промерзания грунта рыхлением и накоплением снега снегозадерживающими щитами приведен в табл. 57.
Таблица 57
Профессия |
Разряд |
Дальность транспортировки щитов, км |
|
25 |
50 |
||
Тракторист |
5 |
1 |
1 |
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
1 |
Рабочий землекоп |
2 |
2 |
2 |
Грузчик |
2 |
4 |
4 |
Шофер |
- |
2 |
4 |
Технико-экономические показатели
5.25. Технико-экономические показатели рыхления грунта с накоплением снега снегозадерживающими щитами приведены в табл. 58.
Таблица 58
Показатели |
Дальность транспортировки щитов, км |
|
25 |
50 |
|
Производительность при рыхлении, |
8300 |
8300 |
Выработка на одного рабочего, |
830 |
690 |
Технология работ
5.26. Рыхление грунта следует производить в двух взаимно перпендикулярных направлениях с перекрытием следов не менее чем на 20 см. Схема работы рыхлителя показана на рис. 50.
Для прицепного рыхлителя Д-6 целесообразно использовать трактор, оборудованный скреперной лебедкой. Подъемный трос при этом следует снять с барабана ручной лебедки рыхлителя и запасовать на барабан лебедки трактора. Использование лебедки трактора позволяет самому трактористу без рабочего управлять заглублением и подъемом рыхлителя непосредственно из кабины.
5.27. Задержание снегового покрова должно осуществляться валиками из грунта или снега или путем установки снегозадерживающих щитов. Расстояние между валиками или линиями щитов должно составлять 10 - 15-кратную высоту валика или щита.
5.28. Щиты рекомендуется устанавливать в два приема. Вначале до замерзания грунта забиваются колья. После промерзания грунта на глубину 15 - 20 см навешиваются щиты. Расстояние между кольями должно быть равно ширине щита.
За накоплением снега следует установить систематический надзор и в необходимых случаях производить перестановку щитов.
Защита карьеров и выемок от сезонного промерзания засолением хлористым натрием
Область применения
5.29. Способ засоления глинистых грунтов (супесей, суглинков и глин) для защиты их от сезонного промерзания при разработке зимой карьеров и выемок рекомендуется применять в районах с малой толщиной снежного покрова (до 40 см).
5.30. Работы по засолению должны выполняться осенью до наступления устойчивых отрицательных температур в указанные в табл. 59 сроки.
Таблица 59
Грунты |
Сроки выполнения засоления до наступления устойчивых отрицательных температур, сутки |
Песчаные и супесчаные |
5-15 |
Глинистые |
20-25 |
5.31. Количество соли, необходимое для защиты от замерзания карьеров или выемок, предназначенных для разработки экскаватором, зависит от вида грунта, его предзимней влажности и глубины промерзания и определяется по табл. 60.
Таблица 60
Вид грунта, число пластичности, W_п |
Предзимняя влажность защищаемого слоя грунта, % |
Количество соли, кг на поверхности |
||||
Глубина промерзания, м | ||||||
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
||
Глина |
15 |
9 |
13 |
16 |
21 |
25 |
20 |
12 |
18 |
20 |
27 |
30 |
|
25 |
14 |
21 |
25 |
30 |
36 |
|
30 и более |
19 |
26 |
30 |
34 |
40 |
|
Суглинки |
15 |
9 |
12 |
14 |
18 |
20 |
20 |
14 |
19 |
24 |
26 |
32 |
|
25 и более |
18 |
23 |
28 |
34 |
36 |
|
Супеси, легкие суглинки |
15 |
10 |
12 |
15 |
19 |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
13 |
20 |
22 |
26 |
32 |
|
25 и более |
16 |
22 |
27 |
32 |
35 |
Комплект машин
5.32. Комплект машин для подготовки поверхности карьера, погрузки, перевозки и разравнивания соли при засолении грунта приведен в табл. 61.
Таблица 61
Наименование машин |
Расход соли, |
|||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
|||||
Дальность транспортирования соли, км | ||||||||
25 |
50 |
25 |
50 |
25 |
50 |
25 |
50 |
|
Экскаватор с ковшом емкостью 0,25 - 0,3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Автосамосвалы грузоподъемностью 4,5 т |
3 |
5 |
6 |
10 |
9 |
14 |
10 |
19 |
То же 7 т |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 |
9 |
8 |
12 |
Автогрейдер |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Бульдозер |
1 |
1 |
1 |
1 |
Состав комплексной бригады
5.33. Состав комплексной бригады для производства работ по защите от сезонного промерзания засолением хлористым натрием указан в табл. 62.
Таблица 62
Профессия |
Разряд |
Расход соли, |
||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
|||||||
Дальность транспортирования соли, км | ||||||||||
25 |
50 |
25 |
50 |
25 |
50 |
25 |
50 |
|||
Машинист экскаватора |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||
Машинист автогрейдера |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||
Шоферы при работе автосамосвалов грузоподъемностью, т: |
|
|
|
|
|
|||||
4,5 |
- |
3 |
5 |
6 |
10 |
9 |
14 |
10 |
19 |
|
7 |
- |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 |
9 |
8 |
12 |
Технико-экономические показатели
5.34. Технико-экономические показатели засоления грунта приведены в табл. 63. Если расход соли отличается от указанного в табл. 61, технико-экономические показатели можно определять по интерполяции.
Таблица 63
Показатели |
Расход соли, |
||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
||||||
Дальность транспортирования соли, км | |||||||||
25 |
50 |
25 |
50 |
25 |
50 |
25 |
50 |
||
Производительность комплекта при засолении поверхности, |
4240 |
4240 |
4240 |
4240 |
|||||
Выработка на одного рабочего, , при работе автосамосвалов грузоподъемностью, т: |
|
|
|
|
|||||
4,5 |
707 |
530 |
471 |
326 |
353 |
250 |
326 |
202 |
|
7 |
848 |
707 |
606 |
471 |
471 |
353 |
385 |
283 |
Технология работ
5.35. Работы по засолению выемки или карьера ведутся на четырех захватках (рис. 51). На первой захватке бульдозером производится планирование поверхности со срезкой растительного слоя на глубину 5 - 10 см и удаление срезанного грунта за пределы защищаемого участка; на второй - производится разбивка мест выгрузки соли, исходя из грузоподъемности автосамосвалов и нормы расхода соли; на третьей - соль выгружается из автосамосвалов; на четвертой она разравнивается автогрейдером по поверхности площадки.
Длина захваток определяется в проекте организации работ.
Защита карьеров и выемок от сезонного промерзания пенопластом
Область применения
5.36. Пенопластом предусматривается утеплять как горизонтальные, так и наклонные поверхности, в том числе откосы выемок при строительстве вторых путей.
5.37. В районах с периодически повторяющимися скоростями ветра более 30 м/сек применение пенопласта не рекомендуется.
Комплект машин
5.38. Для получения пенопласта и нанесения слоя его на поверхность грунта необходимы:
Установка для изготовления пенопласта |
1 |
Поливомоечная машина |
1 |
Компрессор ПКС-5 (ЗИФ-55) |
1 |
Автомобиль грузоподъемностью 5 т |
1 |
Бульдозер на тракторе 74 л.с. |
1 |
Грузовой автомобиль используется для подвоза химических материалов и воды к месту работ, а бульдозер - для устройства подъездов и передвижки компрессора по площадке, защищаемой от промерзания грунта.
Состав комплексной бригады
5.39. Защита грунта пенопластом от промерзания должна выполняться бригадой в составе:
Оператор установки для изготовления пенопласта 5 разр. |
1 |
Машинист компрессора 5 разр. |
1 |
Рабочий, выполняющий нанесение пенопласта на грунт, 4 разр. |
1 |
Разнорабочий 3 разр. |
1 |
Шоферы грузовой и поливомоечной машин |
2 |
Машинист бульдозера 5 разр. |
1 |
Технико-экономические показатели
5.40. Производительность комплекта машин составляет (по пенопласту), выработка на одного рабочего .
Технология работ
5.41. Пенопласт для утепления грунта в виде вспененной массы изготовляется непосредственно на объекте в специальной установке (рис. 52) и шлангом наносится на его поверхность.
5.42. Пенопласт изготовляется из смеси компонентов с удельным содержанием их по объему в %:
Мочевино-формальдегидная смола "Крепитель М" |
35 |
Пенообразователь ПО-1 (или "Неол", "Типол") |
4 |
Соляная кислота (концентрация 5-6%) |
16 |
Вода |
45 |
В процессе изготовления пенопласта объем его в результате вспенивания исходной смеси превышает общий объем компонентов в 15 - 25 раз.
Для расчетов кратность увеличения объема пенопласта рекомендуется принимать равной 20.
5.43. Потребность в компонентах для покрытия поверхности грунта в зависимости от толщины слоя пенопласта при кратности пены, равной 20, приводится в табл. 64.
Таблица 64
Компоненты |
Расход, кг |
||
Толщина слоя пенопласта, см | |||
15 |
20 |
30 |
|
Смола "Крепитель М" |
265 |
350 |
530 |
Пенообразователь ПО-1 |
30 |
40 |
60 |
Соляная кислота 5-6% |
120 |
160 |
240 |
Вода |
335 |
450 |
670 |
5.44. Толщина слоя пенопласта зависит от вида утепляемых грунтов, абсолютных отрицательных температур наружного воздуха в период от нанесения слоя до разработки грунта, продолжительности этого периода и ориентировочно принимается по табл. 65.
Таблица 65
Географические пункты |
Толщина слоя пенопласта, см |
|
Грунты | ||
Глинистые |
Песчаные и гравелистые |
|
Москва, Ленинград, Куйбышев, Киров, Пенза, Пермь |
15-20 |
20-25 |
Красноярск, Челябинск, Кустанай, Омск, Новосибирск, Иркутск, Чита |
25 |
30 |
Примечание. В случаях, когда слой пенопласта в период, предшествующий наступлению отрицательных температур наружного воздуха, может быть сильно увлажнен дождевыми осадками, толщину его следует назначать в 1,5 раза больше.
5.45. Утепление пенопластом в районах с периодически повторяющимися ветрами скоростью от 20 до 30 м/сек должно выполняться с защитой слоя грунтовой засыпкой по периметру покрытия.
5.46. Процесс изготовления пенопласта в передвижной установке заключается в выполнении следующих операций:
В цистерну поливомоечной машины закачиваются вода, смола и пенообразователь в установленной пропорции. Насосом машины в режиме циркуляции смесь вспенивается. Одновременно в специальном баке из кислотоупорной стали на автомобильном прицепе приготовляется 5 - 6%-ный раствор соляной кислоты. Для этого в бак вначале закачивается необходимое количество воды, а затем добавляется 30%-ная кислота. Вспененная масса перекачивается в отвердительную камеру реактора; туда же под давлением вводится готовый раствор кислоты.
В камере начинается процесс полимеризации смолы и отвердения вспененной массы - образование пенопласта.
В виде пенообразной полужидкой массы пенопласт под давлением сжатого воздуха наносится через шланг на поверхность утепляемого грунта; процесс твердения продолжается 6 - 10 ч.
5.47. Утепление грунта должно выполняться в осенний период при скорости ветра не более 7 м/сек, температуре наружного воздуха не выше +15 и не ниже 0°. При толщине покрытия до 30 см пенопласт наносят одним слоем; при большей толщине - двумя слоями с разрывом во времени в несколько часов.
При устройстве покрытия должен быть предусмотрен запас на усадку пенопласта в размере 10 - 15%.
Во избежание промерзания грунта у контуров площадки, в границах которой намечается разрабатывать выемку или карьер, пенопласт следует наносить с перекрытием их на 0,5 - 1,0 м.
5.48. Нанесение пенопласта следует производить полосами шириной 2 м от дальней стороны захватки в направлении к установке (на откосах по горизонтам).
Длину захватки при длине трубопровода 25 м следует принимать равной 20 м.
5.49. Площадка утепляемого грунта должна быть защищена от дождевого стока временной водоотводной канавой.
5.50. Приготовление пенопласта и нанесение его на поверхность грунта осуществляется с помощью давления сжатого воздуха до 5 атм. В связи с этим рабочие, занятые на утеплении грунта, должны быть обучены методом безопасного производства работ с использованием сосудов, работающих под давлением, а также безопасного обращения и выполнения работ с соляной кислотой.
На месте работ необходимо иметь запас раствора соды для нейтрализации кислоты в случае попадания ее на тело человека.
Разработка выемок и возведение насыпей в зимнее время
5.51. Указания по технологии сооружения земляного полотна в зимнее время даны для следующих случаев:
разработки выемок и карьеров экскаваторами с рыхлением промерзшего слоя грунта взрыванием и возведения насыпей автосамосвалами;
разработки выемок и карьеров экскаваторами с ковшами активного действия и возведения насыпей автосамосвалами;
разработки выемок и карьеров экскаваторами с рыхлением промерзшего слоя грунта рыхлителем на тракторе 250 - 300 л.с. и возведения насыпей автосамосвалами.
5.52. При организации работ следует пользоваться указаниями настоящего раздела.
5.53. Технология разработки выемок и карьеров экскаваторами, технология возведения насыпей автосамосвалами, состав комплектов машин, состав бригад и технико-экономические показатели для разработки выемок и карьеров, предохраненных от промерзания, принимаются в соответствии с указаниями четвертого раздела.
5.54. Перед началом разработки выемок и карьеров снежный покров и утепляющий материал должны быть удалены с участка, предусмотренного для разработки в данную смену.
Разработка выемок и карьеров экскаваторами с рыхлением промерзшего слоя грунта взрыванием и возведение насыпей автосамосвалами
Область применения
5.55. Указаниями предусматривается разработка выемок или карьеров в мерзлых грунтах экскаваторами, оборудованными прямыми лопатами, с предварительным рыхлением промерзшего слоя на глубину до 2 м и возведением насыпей автосамосвалами.
5.56. Бурение шпуров производится буровыми машинами БТС-60, БТС-М. При наличии в мерзлых грунтах включений гальки, гравия или валунов для бурения должны использоваться буровые машины БТС-75 или БТС-150 с ударно-шарошечным или шарошечным инструментом. Взрывные работы выполняются в строгом соответствии с "Едиными правилами безопасности при взрывных работах"*(7).
Комплект машин
5.57. Комплект машин для разработки выемок и карьеров с предварительным рыхлением мерзлого слоя грунта взрыванием и возведением насыпей автосамосвалами приведен в табл. 66.
Таблица 66
Наименование машин |
Экскаватор со стандартным ковшом емкостью, |
Экскаватор с ковшом ЦНИИСа емкостью, |
||||||||||||||
1,0 |
1,25 |
1,6 |
0,8 |
1,5 |
||||||||||||
Дальность транспортировки грунта, км | ||||||||||||||||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
||
Экскаватор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
Автосамосвалы грузоподъемностью, 7 т |
5 |
6 |
9 |
5 |
7 |
10 |
- |
- |
- |
5 |
7 |
10 |
- |
- |
- |
|
То же 10 т |
4 |
5 |
8 |
5 |
6 |
9 |
5 |
6 |
9 |
4 |
6 |
8 |
5 |
6 |
9 |
|
Грунтоуплотняющая машина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
Бульдозер 100 л. с. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||
Буровая машина БТС-60 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
|||||||||||
Передвижная электростанция 7 кВт |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Состав комплексных бригад
5.58. Состав комплексных бригад для разработки выемок и карьеров с предварительным рыхлением мерзлого слоя грунта взрыванием и возведения насыпей автосамосвалами приведен в табл. 67.
Таблица 67
Профессия |
Разряд |
Экскаватор со стандартным ковшом емкостью, |
Экскаватор с ковшом ЦНИИСа емкостью, |
|||||||||||||
1,0 |
1,25 |
1,6 |
0,8 |
1,5 |
||||||||||||
Дальность транспортировки грунта, км | ||||||||||||||||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
||
Машинист экскаватора |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
Помощник машиниста экскаватора |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
Шоферы 3 класса при работе автосамосвалов грузоподъемностью, т: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
- |
5 |
6 |
9 |
5 |
7 |
10 |
- |
- |
- |
5 |
7 |
10 |
- |
- |
- |
10 |
- |
4 |
5 |
8 |
5 |
6 |
9 |
5 |
6 |
9 |
4 |
6 |
8 |
5 |
6 |
9 |
Машинист грунтоуплотняющей машины |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Бурильщик |
5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
||||||||||
Бурильщик |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
||||||||||
Взрывник |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
Взрывник |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
||||||||||
Машинист электростанции |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
Сигналист |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Технико-экономические показатели
5.59. Технико-экономические показатели разработки выемок и карьеров с предварительным рыхлением мерзлого слоя грунта взрывным способом и возведение насыпей автосамосвалами приведены в табл. 68.
Таблица 68
|
Группы грунтов |
Экскаватор со стандартным ковшом емкостью, |
Экскаватор с ковшом ЦНИИСа емкостью, |
||||||||||||||||||||||||||||
1,0 |
1,25 |
1,6 |
0,8 |
1,5 |
|||||||||||||||||||||||||||
Дальность транспортирования, км | |||||||||||||||||||||||||||||||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
|||||||||||||||||
Содержание мерзлого грунта, % | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
15 |
30 |
||
Производительность, |
I |
663 |
652 |
663 |
652 |
663 |
652 |
845 |
815 |
845 |
815 |
845 |
815 |
1060 |
1021 |
1060 |
1021 |
1060 |
1021 |
571 |
554 |
571 |
554 |
571 |
554 |
940 |
904 |
940 |
904 |
940 |
904 |
|
II |
550 |
534 |
550 |
534 |
550 |
534 |
677 |
660 |
677 |
660 |
677 |
660 |
840 |
816 |
840 |
816 |
840 |
816 |
467 |
448 |
467 |
448 |
467 |
448 |
732 |
704 |
732 |
704 |
732 |
704 |
|
III |
415 |
383 |
415 |
383 |
415 |
383 |
546 |
507 |
546 |
507 |
546 |
507 |
650 |
597 |
650 |
597 |
650 |
597 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Выработка на одного рабочего, , при транспортировании грунта автосамосвалами грузоподъемностью 7 т |
I |
37 |
36 |
35 |
34 |
28 |
28 |
42 |
41 |
39 |
37 |
33 |
31 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
31 |
29 |
28 |
24 |
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
II |
31 |
30 |
29 |
28 |
24 |
23 |
34 |
33 |
31 |
30 |
26 |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
26 |
25 |
23 |
22 |
19 |
19 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
III |
23 |
21 |
22 |
20 |
18 |
17 |
27 |
25 |
25 |
23 |
21 |
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
То же грузоподъемностью 10 т |
I |
39 |
38 |
37 |
36 |
30 |
30 |
42 |
41 |
40 |
39 |
34 |
33 |
51 |
49 |
48 |
47 |
41 |
39 |
34 |
32 |
30 |
29 |
26 |
25 |
45 |
43 |
43 |
41 |
36 |
35 |
|
II |
32 |
31 |
31 |
30 |
25 |
24 |
34 |
33 |
32 |
31 |
27 |
26 |
40 |
39 |
38 |
37 |
32 |
31 |
27 |
26 |
25 |
24 |
21 |
20 |
35 |
33 |
33 |
32 |
28 |
27 |
|
III |
24 |
23 |
23 |
21 |
19 |
17 |
27 |
25 |
26 |
24 |
22 |
20 |
31 |
28 |
30 |
27 |
25 |
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Технология работ
5.60. Разработка выемок и карьеров ведется двумя захватками (рис. 53):
на первой производится очистка от снега, бурения шпуров в мерзлом грунте и подготовка их к взрыванию;
на второй - разработка экскаватором ранее взорванного грунта и погрузка его в автосамосвалы.
Во избежание излишнего промерзания грунта разработка выемки должна вестись, как правило, лобовым способом с максимальной для данного экскаватора высотой забоя и начинаться с низового конца в целях обеспечения отвода воды в период оттепелей и в весенний период.
5.61. Объем одновременно взрываемого грунта должен обеспечивать работу экскаваторов в течение одной смены.
Крупные мерзлые глыбы (негабариты) дробятся накладными или шпуровыми зарядами во время проведения следующего основного взрыва.
Разработка выемок и карьеров экскаваторами, оборудованными ковшами активного действия, и возведение насыпей автосамосвалами
Область применения
5.62. Указания составлены для случая разработки выемок или карьеров в мерзлых грунтах экскаваторами, оборудованными прямыми лопатами с ковшами активного действия емкостью 1,1 и , с возведением насыпей автосамосвалами. Ковшами емкостью и соответственно оборудуются экскаваторы типа Э-10011 и Э-1252.
5.63. Использование ковшей активного действия наиболее целесообразно в случаях, когда применение взрывного метода невозможно или затруднено в связи с близостью жилых зданий и сооружений.
Комплект машин
5.64. Комплект машин при разработке выемок и карьеров экскаваторами с ковшами активного действия и возведения насыпи автосамосвалами приведен в табл. 69.
Таблица 69
Наименование машин |
Количество машин в комплекте |
||
Дальность транспортировки грунта, км | |||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
|
Экскаваторы с ковшом емкостью 1,1 |
|
1 |
|
Автосамосвалы грузоподъемностью 7 т |
4 |
5 |
6 |
То же 10 т |
4 |
4 |
5 |
Грунтоуплотняющая машина |
1 |
||
Бульдозер 100 л.с. |
1 |
||
Компрессор ПР-16, ПР-10 или ДК-9М |
1 |
||
Передвижная электростанция 7 кВт |
1 |
Состав комплексных бригад
5.65. Состав комплексных бригад для разработки выемок и карьеров экскаваторами с ковшами активного действия и возведения насыпи автосамосвалами приведен в табл. 70.
Таблица 70
Профессия |
Разряд |
Количество рабочих в бригаде |
||
Дальность транспортировки грунта, км | ||||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
||
Машинист экскаватора |
6 |
1 |
||
Помощник машиниста экскаватора |
5 |
1 |
||
Шоферы автосамосвалов грузоподъемностью 7 т |
- |
4 |
5 |
6 |
То же 10 т |
- |
4 |
4 |
5 |
Машинист грунтоуплотняющей машины |
5 |
1 |
||
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
||
Машинист электростанции |
4 |
1 |
||
Машинист компрессора |
4 |
1 |
Технико-экономические показатели
5.66. Технико-экономические показатели разработки выемок и карьеров ковшами емкостью и возведение насыпей при содержании мерзлого грунта 30% объема приведены в табл. 71, производительность экскаватора с ковшом емкостью рекомендуется принимать по этой таблице с коэффициентом 0,8.
Таблица 71
Показатели |
Группы грунта |
Дальность транспортировки грунта, км |
||
0,5 |
1,0 |
3,0 |
||
Производительность комплекта, |
I м |
470 |
||
|
II м |
380 |
||
|
III м |
320 |
||
Выработка на одного рабочего, , при транспортировании грунта автосамосвалами грузоподъемностью 7 т |
I м |
47 |
43 |
40 |
|
II м |
38 |
35 |
32 |
|
III м |
32 |
30 |
27 |
То же грузоподъемностью 10 т |
I м |
47 |
47 |
43 |
|
II м |
38 |
38 |
35 |
|
III м |
32 |
32 |
30 |
Рыхление сезонно-мерзлого грунта тракторными рыхлителями
Область применения
5.67. Указаниями предусматривается рыхление сезонно-мерзлого слоя и уборка разрыхленного грунта в кавальеры или отвал рыхлителями на базе трактора ДЭТ-250.
Разрыхленный грунт в связи с крупностью фракций, превышающей допустимую крупность мерзлых комьев, для отсыпки насыпей не пригоден.
5.68. Технологическую схему не рекомендуется применять для разработки выемок под второй путь, если уширение существующей выемки менее 12 м.
Комплект машин
5.69. Рыхление мерзлого слоя и удаление разрыхленного грунта в отвал выполняется одним рыхлителем на ДЭТ-250.
В случаях, когда производительность одного рыхлителя недостаточна, в комплект машин добавляется бульдозер 100 л.с. для перемещения грунта в отвал.
Состав комплексных бригад
5.70. Состав комплексных бригад для рыхления мерзлого слоя и уборки разрыхленного грунта в отвал рыхлителями на ДЭТ-250 приведен в табл. 72.
Таблица 72
Профессия |
Разряд |
Количество рабочих |
|
Комплект машин | |||
ДЭТ-250 |
ДЭТ-250 и бульдозер на тракторе 100 л.с. |
||
Машинист рыхлителя |
6 |
1 |
1 |
Машинист бульдозера |
6 |
- |
1 |
Технико-экономические показатели
5.71. Технико-экономические показатели рыхления мерзлого слоя и уборки разрыхленного грунта в отвал рыхлителем на ДЭТ-250 приводятся в табл. 73.
Таблица 73
Показатели |
Комплект машин |
|||||||||||
Рыхлитель на ДЭТ-250 |
Рыхлитель на ДЭТ-250 в комплексе с бульдозером на тракторе 100 л.с. |
|||||||||||
Дальность перемещения разрыхленного грунта в отвал, м | ||||||||||||
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
|
Производительность, |
290 |
245 |
210 |
185 |
165 |
150 |
450 |
375 |
325 |
285 |
255 |
230 |
Выработка на одного рабочего, |
290 |
245 |
210 |
185 |
165 |
150 |
225 |
187 |
162 |
142 |
127 |
115 |
Технология работ
5.72. Работа в выемке или карьере ведется на захватке в следующей последовательности: удаление снега, рыхление мерзлого слоя, уборка разрыхленного грунта в отвал.
5.73. Разрыв в период между удалением мерзлого слоя и разработкой забоя должен быть по возможности минимальным, чтобы не допускать промерзания нижележащего грунта на глубину более 5 - 10 см.
5.74. В площадь захватки рыхления и уборки мерзлого слоя в выемках и карьерах, разрабатываемых экскаваторами, должна включаться поверхность призмы обрушения, образующейся в забое при экскавации грунта (рис. 54), с расчетом, чтобы при рыхлении на смежных захватках не требовалось заходить рыхлителю в зону возможного обрушения грунта.
5.75. Для рыхления мерзлого грунта рыхлитель проходит параллельными проходками по всей площади захватки: вначале в одном направлении, затем - в другом направлении под углом к первому.
При рыхлении трехстоечным (трехзубым) рыхлителем угол между направлениями проходок принимается 70 - 90°.
При рыхлении грунта в выемках с одностоечным (однозубым) рыхлителем одно из направлений рекомендуется принимать поперек выемки, второе - под углом к первому 50 - 70°, а движение рыхлителя в каждом из направлений - в сторону от откоса (см. рис. 54).
Расстояния между смежными проходками каждого направления принимаются 0,5 - 0,75 м.
5.76. Величина заглубления зуба рыхлителя устанавливается в каждом случае на основании опытных проходок.
Ориентировочно можно пользоваться следующими данными:
при глубине промерзания до 0,5 м рыхление осуществляется за одну проходку рыхлителя, при большей глубине - за несколько проходок послойно;
глубина рыхления за одну проходку при послойном рыхлении в зависимости от прочности мерзлого грунта может быть 0,25 - 0,45 м.
5.77. Сменная производительность рыхлителя при разработке выемок и карьеров экскаваторами должна удовлетворять условию
, ,
где К - коэффициент, равный отношению толщины мерзлого слоя к глубине экскаваторного забоя на захватке (без мерзлого слоя);
- сменная производительность экскаватора, .
Величина устанавливается на месте опытным путем, а для предварительных расчетов принимается по табл. 73.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.