Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3
Производство подготовительных работ
Восстановление и закрепление трассы
3.1. На строительстве земляных сооружений разбивка и закрепление трассы производятся силами и средствами заказчика и передаются до начала работ строительной организации по акту.
3.2. При восстановлении и закреплении трассы необходимо:
закрепить вершины углов поворота;
произвести разбивку круговых и переходных кривых и закрепление начала, середины и конца кривых;
закрепить пикеты и плюсы;
проверить отметки существующих реперов и восстановить сбитые;
проверить и закрепить оси искусственных сооружений.
3.3. Трасса закрепляется точками и сторожками по оси, а также выносными столбами и кольями, устанавливаемыми вне зоны расположения насыпей, выемок, резервов, кавальеров и водоотводов.
3.4. Закрепление оси пути выносными столбами и кольями на прямых участках трассы показано на рис. 3. Выносными столбами закрепляются осевые точки не реже чем через 1000 м, а кольями - все четные пикеты (рис. 4).
3.5. Закрепление оси пути выносными столбами на кривых участках показано на рис. 5. Вершину угла закрепляют угловым столбом и точкой, в которую забивается гвоздь (рис. 6).
Если вершина угла попадает на место будущего резерва или кавальера, она закрепляется установкой двух створных столбов на продолжении тангенсов, на расстоянии не менее 20 м один от другого.
3.6. На выносных столбах и кольях должны быть надписи, указывающие, какая точка закрепляется, например, ось, ВУ, НПК, ПК-152, ПК-153+10 и др.
Все надписи на выносках должны быть обращены в сторону оси линии, а на сторожках - в сторону начала пикетажа.
3.7. В местах, где затруднена установка деревянных столбов, они могут быть заменены обрезками газовых труб или железобетонными свайками. В скальных грунтах положение точек как на оси линии, так и на выносках отмечается пересечением двух высеченных в скале прямых канавок. Все точки при этом должны быть обложены валиками из камней, а надписи - нанесены масляной краской на скале и крупных камнях.
3.8. Во время работ по восстановлению и закреплению трассы необходимо вести журнал выносок, в который заносятся схемы расположения вынесенных знаков, отметки и расстояния до соответствующего знака на оси линии, а также направление выноски (приложение 14).
3.9. Реперы, в качестве которых могут служить как местные предметы, так и специально вкопанные и закрепленные столбы, должны быть установлены в стороне от оси пути, вдоль трассы, не реже чем через 2 км. Кроме того, необходимо устанавливать по одному реперу у каждого малого искусственного сооружения и по два репера - у больших и средних мостов, на станционных площадках и у всех насыпей и выемок с рабочими отметками более 5 м.
Реперы должны быть пронумерованы и записаны в ведомость реперов с указанием их отметок, описанием вида и местоположения.
Журнал нивелирования прилагается к ведомости реперов.
3.10. Для восстановления трассы рекомендуется использовать геодезические инструменты:
теодолиты, обеспечивающие точность отсчета по верньерам не менее 30 сек, и специальные вешки;
нивелиры, снабженные специальными оптическими устройствами для установки инструмента в горизонтальное положение.
Разбивка земляного полотна
3.11. Разбивочные работы обеспечивают соответствие натурных размеров и геометрических форм земляного полотна проектным профилям в течение всего процесса его возведения.
3.12. Разбивочные работы ведутся от оси пути и репера с обозначением на местности знаками разбивки границ откосов насыпей, выемок, резервов, кавальеров и водоотводных канав, а также высотных отметок.
3.13. Исходными документами для разбивки служат:
подробный продольный профиль;
поперечные профили;
рабочие чертежи водоотводных канав;
ведомость реперов;
журнал выносок и схема закрепления трассы.
3.14. Допускаемые нормы точности разбивки при сооружении земляного полотна приведены в табл. 4.
Таблица 4
Характеристики точности измерений |
Единица измерения |
Допустимая величина |
Примечания |
Невязка углов в полигоне |
сек |
n - количество углов в полигоне |
|
Относительная разность между двумя измерениями длин линии в полигоне при рельефе местности: |
|
|
|
равнинном |
- |
1:1000 |
|
горном |
- |
1:500 |
|
Невязка двойного нивелирного хода |
мм |
L - длина хода, км |
3.15. Разбивку предусматривается выполнять геодезическими инструментами, а также приспособлениями типа визирок, угломеров, ватерпасов и шаблонов.
3.16. Для закрепления на местности элементов профиля земляного полотна в процессе производства земляных работ рекомендуется пользоваться следующими знаками:
кольями для обозначения бровок насыпей, выемок и водоотводов, а также границ резервов и кавальеров;
откосниками для обозначения направления откосов;
вешками для обозначения направления движения экскаваторов по проходкам канавокюветокопателей и планировочных машин;
вешками-визирками и шпильками-высотниками для обозначения отметок.
3.17. Все знаки рабочей разбивки устанавливаются не реже чем через 20 м. Они должны быть хорошо видимыми и различимыми на местности. Для этого их следует окрашивать в яркие цвета.
3.18. При производстве работ следует руководствоваться "Методическими указаниями по разбивочным работам при сооружении земляного полотна". (М., "Оргтрансстрой", 1966).
Разбивочные работы выполняются инженерами-геодезистами и строительными мастерами.
Форма выписки на производство земляных работ приведена в приложении 15.
Корчевание пней и срезка кустарника
Область применения
3.19. Указания применяются при подготовке основания насыпей высотой до 1 м, выемок и резервов при разработке их скреперами, бульдозерами, грейдер-элеваторами и экскаваторами-драглайнами.
Корчевка пней выполняется после валки леса и вывоза деловой древесины. Тракторными навесными корчевателями удаляются пни диаметром до 50 см (тракторы мощностью 100 - 300 л.с). Пни большего диаметра или не поддающиеся выкорчевыванию подлежат удалению взрывным способом.
Комплект машин
3.20. Для корчевания пней и срезки кустарника необходимы машины и оборудование: гусеничный трактор мощностью 100-300 л.с.; сменное оборудование к нему: бульдозер, кусторез, корчеватель-собиратель; моторная пила "Дружба".
Состав комплексной бригады
3.21. Работы по корчеванию пней и срезке кустарника выполняет бригада в составе: машинист бульдозера 6 разряда, рабочий 4 разряда.
Технико-экономические показатели
3.22. Производительность комплекта машин и выработка на одного рабочего:
|
Трактор, л.с. |
|
|
100 |
300 |
При корчевании пней производительность, га/смену |
1 |
1,5 |
Выработка на одного рабочего, га/смену |
0,5 |
0,75 |
При срезании кустарника производительность, га/смену |
4,0 |
6,0 |
Выработка на одного рабочего, га/смену |
2,0 |
3,0 |
Технология работ
3.23. Перед началом работ по корчеванию пней строительный мастер вместе с комплексной бригадой должны:
осмотреть участок трассы, подлежащий раскорчевке;
определить объем и характер предстоящих работ;
разметить пни, подлежащие корчеванию взрывным способом;
установить последовательность работ и необходимое для выполнения их навесное оборудование.
3.24. Пни, подлежащие корчеванию взрывным способом, подрываются до начала раскорчевки участка тракторным навесным оборудованием.
После выкорчевывания крупных пней с мощными вертикальными корнями взрывным способом приступают к корчеванию прочих пней тракторным навесным оборудованием.
Для удобства погрузки и перевозки пней в кузовах автомобилей торчащие корни отпиливаются моторной пилой "Дружба".
3.25. Пни диаметром 15 - 30 см, а также диаметром более 30 см с корнями, распространенными параллельно поверхности грунта, выкорчевываются корчевателем на тракторе 100 л.с.
3.26. Пни диаметром 40 - 50 см, особенно с вертикальными корнями, следует удалять корчевателем на тракторе не менее 130 л.с.
3.27. Кустарники и пни диаметром до 15 см срезаются бульдозером или кусторезом на тракторе не менее 100 л.с. после удаления крупных пней.
3.28. При корчевании пней на участках трассы, где предстоит удалить растительный слой или торф бульдозером или автогрейдером, а также в зонах заложения резервов, намечаемых к разработке скреперами или драглайнами, более крупные корни, оставшиеся после удаления пней, необходимо извлечь из грунта корчевателем.
3.29. Оставшиеся после удаления крупных корней ямы в основании невысоких насыпей следует, во избежание их просадок, заполнять грунтом, однородным с грунтом насыпей, и уплотнять его.
3.30. По мере расчистки участка трассы выкорчеванные пни, корни и кустарники необходимо переместить от границ полосы отвода (просеки) к оси трассы, сжечь или погрузить на автомобили с транспортированием к месту складирования.
3.31. При корчевании пней бульдозером сначала подрезаются корни ножом отвала при заглублении его в грунт на 15 - 20 см, затем, подняв отвал, нож упирается в верхнюю часть пня и опрокидывает его движением трактора вперед.
3.32. Кустарник и мелколесье срезают ножами отвалов кустореза и бульдозера на уровне или несколько ниже дневной поверхности грунта (при одновременной срезке растительного слоя) с таким расчетом, чтобы острые пеньки не выступали из грунта и не портили покрышек автомобилей при их движении по расчищенной поверхности земли.
Устройство нагорных и водоотводных канав
Общие положения
3.34. Нагорные и водоотводные канавы должны устраиваться до начала основных работ.
3.35. До устройства водоотводных канав должна быть спланирована горизонтальная площадка шириной 3 - 3,5 м для работы канавокопателя.
3.36. Перед началом работ должна быть разбита ось водоотвода с закреплением ее кольями через каждые 20 м.
3.37. При устройстве водоотводов канавокопателями непрерывного действия производится разбивка кольями через 5 м линии хода правой гусеницы, а при использовании экскаваторов цикличного действия - через 10 м контуров канавы.
3.38. Сооружение водоотводов с заданным продольным уклоном контролируется нивелировкой и визуально визирками, а также автоматическим приспособлением на многоковшовых экскаваторах.
3.39. Для устройства водоотводных канав могут быть использованы канавокюветокопатели, универсальные экскаваторы-планировщики, а также экскаваторы-обратные лопаты с профилировочным ковшом.
3.40. Нагорные и водоотводные канавы в мерзлых и полускальных грунтах рекомендуется нарезать экскаватором-обратной лопатой Э-652 с ковшом активного действия.
3.41. Водоотводы на болотах устраиваются экскаваторами с применением щитов или экскаваторами на болотном ходу.
3.42. При расчетах технико-экономических показателей во всех схемах дальность транспортировки грунта автосамосвалами принята 0,5 км. Потребность в автосамосвалах при дальности транспортировки более 0,5 км определяется расчетами.
Устройство водоотводных канав канавокопателями ЭТУ-354
Область применения
3.43. Указания составлены для случаев устройства водоотводов глубиной до 0,8 м в нескальных талых грунтах.
3.44. При необходимости разработки канавы глубиной более 0,8 м верхняя часть ее предварительно разрабатывается бульдозером или скрепером на ширину, достаточную для прохода экскаватора. При этом откосы канавы должны иметь крутизну 1:1,5.
Комплект машин
3.45. Разработка нагорных и водоотводных канав выполняется комплектом машин (табл. 5).
Таблица 5
Наименование машин |
Количество машин при работе |
|
в отвал |
на транспорт |
|
Канавокопатель |
1 |
1 |
Бульдозер 100 л.с. |
1 |
- |
Автосамосвалы грузоподъемностью 4,5 т |
- |
2 |
Состав комплексной бригады
3.46. Устройство водоотводов канавокопателями производит бригада (табл. 6).
Таблица 6
Профессия |
Разряд |
Количество, чел. |
|
в отвал |
на транспорт |
||
Машинист канавокопателя |
6 |
1 |
1 |
Помощник машиниста канавокопателя |
5 |
1 |
1 |
Машинист бульдозера |
6 |
1 |
- |
Шоферы автосамосвалов |
- |
- |
2 |
Технико-экономические показатели
3.47. Технико-экономические показатели комплекта по устройству водоотводов канавокопателями приведены в табл. 7.
Таблица 7
Показатели |
Группа грунтов |
Способ разработки грунта |
|
в отвал |
на транспорт |
||
Производительность комплекта, |
I |
360 |
310 |
|
II |
285 |
240 |
Выработка на 1 рабочего, |
I II |
120 95 |
78 60 |
Технология работ
3.48. Разработка водоотводов производится за один проход канавокопателя. При этом машинист и его помощник должны следить, чтобы правая гусеница шла по линии разбивки. При работе в отвал вынутый из канавы грунт укладывается с низовой стороны в виде призмы.
3.49. Контроль глубины водоотводной или нагорной канавы следует производить путем нивелировки ее дна и бровок.
3.50. Изменение заложения откосов водоотвода, разрабатываемого канавокопателями, осуществляется путем соответствующего изменения угла наклона боковых ножей-откосников и угла установки крыльев профилера.
Устройство водоотводов универсальными экскаваторами-планировщиками
3.51. Указания составлены для случаев устройства водоотводов в талых грунтах I-III групп универсальными экскаваторами-планировщиками Э-4010; ЭО-3332 и Сатур-051К (рис. 8 и 9).
Технические характеристики универсальных экскаваторов-планировщиков Э-4010, ЭО-3332 и Сатур-051К даны в приложении 16.
3.52. Нарезку кюветов рекомендуется производить профилировочным ковшом полного профиля (п. 3.63).
Комплект машин
3.53. Водоотводные и нагорные канавы устраиваются комплектом машин (табл. 8).
Таблица 8
Наименование машин |
Количество машин при работе |
|
в отвал |
на транспорт |
|
Экскаватор-планировщик |
1 |
1 |
Автосамосвалы грузоподъемностью 4,5 т |
- |
2 |
Состав комплексной бригады
3.54. Устройство водоотводов универсальными экскаваторами-планировщиками производит бригада в составе:
Машинист экскаватора 6 разр. |
1 |
Помощник машиниста (на Э-4010 шофер-дизелист) 5 разр. |
1 |
Шоферы автосамосвалов (при работе на транспорт) |
2 |
Технико-экономические показатели
3.55. Технико-экономические показатели комплекта по устройству водоотводов универсальными зкскаваторами-планировщиками в грунтах II группы приведены в табл. 9.
Таблица 9
Показатели |
При работе |
|
в отвал |
на транспорт |
|
Производительность комплекта, |
150 |
130 |
Выработка на одного рабочего, |
75/150 |
32/43 |
Примечание. В числителе приведены показатели комплекта с экскаватором Э-4010, в знаменателе - с ЭО-3332 и Сатур-051К.
Технология работ
3.56. Разработка водоотводных и нагорных канав в отвал (рис. 10) универсальными экскаваторами-планировщиками с ковшом емкостью 0,4 или за одну проходку. При этом экскаватор устанавливается и передвигается по оси канавы, проектная глубина которой указывается на колышках разбивки оси.
Экскавация грунта на одной стоянке производится в три приема (рис. 11).
Ковшом, установленным под углом заложения откоса, вначале вырезается грунт по контуру одного откоса, а затем - по контуру другого.
Оставшийся грунт по оси канавы выбирается нормально установленным ковшом, с зачисткой дна или поперечной экскавацией при втором проходе сбоку канавы.
Передвижка экскаватора Э-4010 производится шофером по сигналу машиниста, а ЭО-3332 и Сатур-051К - самим машинистом.
3.57. Планировка грунта, уложенного на берме с низовой стороны, при необходимости, выполняется непосредственно экскаватором, оборудованным отвалом, при второй проходке.
Устройство водоотводных канав экскаватором-обратной лопатой
Область применения
3.58. Указания составлены для случаев устройства водоотводов экскаваторами Э-304, Э-352, ТЭ-3 со специальным профилировочным ковшом в талых нескальных грунтах I - III групп и экскаватором Э-652 с ковшом активного действия емкостью в мерзлых и полускальных грунтах IV - VI групп.
Комплект машин
3.59. Устройство водоотводных и нагорных канав в отвал производится следующими комплектами машин:
в нескальных талых грунтах - экскаваторы Э-304 или Э-352, или ТЭ-3 со специальным профилировочным ковшом, бульдозер 100 л.с.;
в мерзлых и полускальных грунтах - экскаватор Э-652 с ковшом активного действия, компрессор ПР-16 или ПР-10, или ДК-9М, бульдозер 100 л.с.
Состав комплексных бригад
3.60. Устройство водоотводов экскаваторами Э-304 или Э-352, или ТЭ-3 производит бригада в составе: машиниста экскаватора 6 разр., помощника машиниста экскаватора 4 разр. и машиниста бульдозера 6 разр.
3.61. Устройство водоотводов экскаватором Э-652 с ковшом активного действия производит бригада в составе:
Машинист экскаватора 6 разр. |
1 |
Помощник машиниста экскаватора 5 разр. |
1 |
Машинист компрессора 5 разр. |
1 |
Землекопы 3 разр. |
3 |
Машинист бульдозера 6 разр. |
1 |
Технико-экономические показатели
3.62. Технико-экономические показатели комплектов машин по устройству водоотводных и нагорных канав экскаваторами, оборудованными обратной лопатой, приведены в табл. 10.
Таблица 10
Показатели |
Экскаваторы Э-304 или Э-352, или ТЭ-3 с профилировочным ковшом |
Экскаватор Э-652 с ковшом активного действия |
Группа грунта | ||
II |
IV |
|
Производительность, |
200 |
140 |
Выработка на одного рабочего, |
67 |
20 |
Технология работ
3.63. Разработка нагорных и водоотводных канав в отвал экскаваторами-обратными лопатами Э-304 или Э-352, или ТЭ-3 с профилировочным ковшом (рис. 12) производится за один или несколько проходов в зависимости от глубины канавы. При глубине канавы, меньшей или равной высоте ковша, экскаватор перемещается по оси водоотвода и отрывает его сразу на полную глубину. В этом случае во время передвижки экскаватора производится зачистка дна и откосов канавы. Для этого рукоять экскаватора устанавливается в вертикальное положение так, чтобы ковш ножами плотно прилегал ко дну и откосам канавы. Если глубина канавы больше высоты ковша, ее отрывают за несколько проходов экскаватора, начиная с откосных частей (рис. 13). После разработки грунта канава также зачищается ковшом.
3.64. Контроль глубины канавы выполняется путем нивелировки дна и способом визирок (рис. 14). Для этого к рукояти экскаватора крепится деревянная планка с подвижной визиркой на высоте 2 - 2,5 м от режущей кромки ковша, и, изменяя заглубление рабочего органа, верхний конец этой визирки держат на уровне других визирок такой же высоты, установленных по нивелиру в отрытой части канавы. По мере удаления экскаватора задняя визирка переносится вперед и устанавливается на расстоянии 15 - 20 м от экскаватора. В точке перелома профиля вновь на проектную отметку устанавливается одна из визирок, а на расстоянии 10 - 15 м от нее по направлению к экскаватору - вторая, также на проектную отметку. Установкой визирок по нивелиру занимается мастер и помощник машиниста экскаватора.
3.65. Разработка нагорных и водоотводных канав в отвал экскаватором-обратной лопатой с ковшом активного действия производится за один проход. При этом экскаватор передвигается по оси канавы. Разработку грунта рекомендуется начинать с оконтуривания границ канавы на поверхности спланированной полосы. Затем до отметки дна на ширину ковша выбирается грунт из средней части канавы, после чего добирается грунт откосной части (рис. 15).
Контроль глубины канавы производится нивелировкой.
3.66. Наиболее производительная работа экскаватора с ковшом активного действия происходит при разработке мерзлого слоя с подходом к нему зубьев из массива незамерзшего грунта. Мелкие недоборы грунта устраняются вручную.
3.67. Грунт разрабатываемой канавы укладывается на берму с низовой стороны и при необходимости разравнивается бульдозером.
Устройство притрассовых и землевозных автомобильных дорог
3.68. Для перевозок в пределах строительства железнодорожной линии материалов, конструкций, оборудования, грунта для возведения земляного полотна, а также личного состава строительных подразделений устраиваются автомобильные дороги:
притрассовые - для осуществления всех видов внутрипостроечных перевозок и землевозные - для подъезда к карьерам, выемкам и насыпям.
3.69. Притрассовые автомобильные дороги следует проектировать согласно СНиП II-Д.5-72 и III-Д.5-73, если расчетная интенсивность движения, расчетная годовая грузонапряженность и срок службы притрассовой дороги соответствуют требованиям к автомобильной дороге IV или V категории.
В других случаях притрассовые, а также землевозные дороги следует проектировать в соответствии с СНиП III-Б.1-71, приложением 17 и пп. 3.70 - 3.78.
С введением в действие СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 г. N 233, с 1 января 1987 г. утрачивают силу СНиП II-Д.5-72
3.70. Категорию и число полос движения притрассовой дороги следует устанавливать по отдельным участкам, исходя из предполагаемой расчетной грузонапряженности с учетом движения автомобилей и тракторов в обоих направлениях.
Расчетную грузонапряженность по участкам притрассовой дороги следует определять с учетом перевозок всех грузов, включая грунт, доставляемый из карьеров в насыпь.
3.71. Временные землевозные дороги следует устраивать, как правило, для двухполосного движения. Однополосные дороги допускаются только при кольцевом движении.
3.72. Ширина проезжей части при движении по ней автосамосвалов грузоподъемностью до 12 т должна быть при двустороннем движении 7 м, а при одностороннем - 3,5 м.
При грузоподъемности автосамосвалов более 12 т ширину проезжей части дорог следует назначать по расчету в проекте организации строительства.
3.73. Ширина каждой обочины должна быть не менее 1 м. В стесненных условиях и на въездах и съездах указанная ширина может быть уменьшена до 0,5 м.
В забоях, на отвалах и дорогах без покрытий обочины не устраиваются.
3.74. Руководящий уклон автомобильных дорог следует принимать равным 0,05; а наибольший уклон 0,08. В исключительных случаях (сложные топографические условия, выезды из котлованов и карьеров, въезды на насыпи и т.п.) величина уклона может быть повышена до 0,1.
При кольцевом движении для порожнего направления величину наибольшего уклона дороги следует принимать 0,12, а в исключительных случаях 0,15.
3.75. Для обеспечения отвода поверхностных вод необходимо устраивать кюветы, водоотводные и нагорные канавы.
3.76. В северных районах страны, на участках, где строительные работы ведутся зимой при отсутствии притрассовых дорог круглогодичного пользования, следует устраивать зимние автомобильные дороги.
Зимнюю дорогу следует прокладывать в полосе отвода, рядом с трассой железной дороги, с устройством одежды проезжей части из уплотненного снега толщиной 15 - 20 см на спланированной и промороженной поверхности грунта (без насыпей и искусственных сооружений), а на болотах - на сланях.
3.77. Притрассовую автомобильную дорогу целесообразно строить поэтапно в соответствии с ростом грузопотока: на первом этапе - однополосную дорогу с разъездами и покрытием низшего типа, на втором - уширение проезжей части дороги для организации двухполосного движения с последующим совершенствованием покрытия в соответствии с проектом.
3.78. Конструкции и виды покрытий притрассовых и землевозных дорог, указания по производству работ и технико-экономические показатели приведены в приложении 17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.