Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Высотное обоснование на дневной поверхности
А. Схема развития наземного высотного обоснования; составление проекта, рекогносцировка, закрепление знаков
4.01. Для создания высотной геодезической основы на поверхности при строительстве метрополитена, а также при сооружении внегородских тоннелей протяженностью свыше 2 км (а в горной местности - свыше 1 км) производится нивелирование II класса.
4.02. Нивелирование II класса базируется на марках и реперах городского нивелирования I и II классов и представляет собою сеть замкнутых полигонов, охватывающую полосу шириной не менее пятикратной глубины заложения тоннелей, примерно симметричную относительно оси трассы.
При строительстве внегородских тоннелей высотная основа должна опираться на марки и реперы государственного нивелирования I и II классов.
4.03. Нивелирные опорные ходы III класса прокладываются:
а) для передачи отметок к стволам, скважинам и предпортальным выработкам;
б) для обеспечения высотной основой тоннелей, сооружаемых открытым способом работ;
в) для сгущения высотной основы II класса в районе наблюдений за деформацией поверхностных сооружений;
г) как самостоятельная высотная основа при строительстве тоннелей протяженностью не свыше 2 км, а в горной местности - не свыше 1 км.
Нивелирные опорные ходы III класса прокладываются в прямом и обратном направлениях.
4.04. Нивелирные ходы III класса прокладываются между реперами II класса и реперами опорных ходов III класса и служат главным образом для определения отметок деформационных реперов.
Нивелирные ходы III класса прокладываются в одном направлении.
4.05. Проект нивелирной сети для строительства метрополитена составляется на плане. На этот план предварительно наносят проект трассы, а также все реперы и марки городского нивелирования, расположенные в районе трассы. При строительстве внегородских тоннелей, кроме проекта трассы, наносятся марки и реперы государственного нивелирования.
4.06. При составлении проекта нивелирной сети для строительства метрополитенов следует руководствоваться следующими положениями:
а) расстояние между марками и реперами, определенными нивелированием высших разрядов, должно быть не более 2 км;
б) длины ходов между узловыми реперами не должны превышать 1 км;
в) расстояние между реперами должно быть не более 200 м, а в малозастроенной части - не более 300 м;
г) около строительных площадок, а также в районах сложных узлов строительства расстояния между реперами уменьшаются до 100 м. Составленный проект нивелирной сети уточняется рекогносцировкой в натуре.
4.07. При строительстве внегородских тоннелей в качестве реперов используются как специально заложенные знаки, так и пункты триангуляции и основной полигонометрии. Если вблизи трассы имеются здания и сооружения, в них закладываются стенные реперы.
В районах строительных площадок, стволов, порталов и боковых штреков-штолен должно быть закреплено не менее двух знаков высотной основы.
4.08. Стенные реперы закладываются в стенах зданий или устоях инженерных сооружений не менее чем за три дня до начала нивелирования.
Грунтовые реперы закрепляются по типу полигонометрических знаков (см. рис. 2.1).
Местоположения заложенных реперов зарисовываются, привязываются и наносятся на план.
Б. Нивелирование II класса
4.09. Для производства нивелирования II класса применяются:
а) нивелиры типа Н-1, Н-2, НС2 (НБ-1, НА-1 и им равноточные);
б) рейки с инварной полосой и круглыми уровнями.
4.10. Перед началом полевых работ нивелир должен быть исследован, а рейки прокомпарированы.
4.11. Величина определяется путем двойного нивелирования перед началом работ и ежедневно в первые дни работы. При постоянстве этой величины она в дальнейшем может определяться один раз в три дня. После каждого исправления положения оси уровня величина
определяется заново.
4.12. При нивелировании рейки ставятся на башмаки или специальные штыри, забиваемые в грунт или твердое покрытие проездов или тротуаров. Стенные или грунтовые реперы, как правило, нивелируются промежуточными взглядами.
Во время отсчета рейки в вертикальное положение устанавливаются по круглому уровню. Правильность уровней ежедневно проверяется по отвесу.
4.13. Нивелирование между марками и реперами производится в прямом и обратном направлениях. Нормальным расстоянием между инструментом и рейками считается 65 м. Визирный луч не должен проходить ниже 0,5 м над поверхностью земли. При расстоянии от инструмента до реек не свыше 30 м высота визирного луча допускается до 0,3 м.
4.14. Неравенство расстояний от нивелира до реек допускается не более 1 м. Сумма неравенств в ходе между реперами не должна превышать 2 м.
4.15. Нивелирование ведется в часы спокойных и отчетливых изображений. При ясной солнечной погоде нивелирование производится примерно с 6 до 10 час и с 15 час с прекращением работ за 1-1,5 часа до захода солнца. В пасмурную погоду продолжительность работ может быть увеличена.
4.16. Во время работы на станции и при переносе на следующую станцию нивелир защищается зонтом от действия солнечных лучей.
Во время работ особое внимание должно быть обращено на охрану и устойчивость штатива и башмаков под рейками.
4.17. Привязка нивелирных ходов к маркам производится с помощью подвесной рейки с зарисовкой в журнале ее положения и расположения проекций нитей сетки инструмента.
4.18. Нивелирование II класса производится способом совмещения. Разность превышений, полученная из отсчетов по основной и дополнительной шкалам реек, не должна превышать 0,7 мм (15 делений отсчета барабана).
4.19. Порядок работ и контроль на станции производятся в соответствии с указаниями Инструкции ГУГК по нивелированию.
4.20. Допустимые расхождения в превышениях между прямым и обратным ходами, а также невязки в полигонах или ходах, опирающихся на марки и реперы I и II классов, определяются по формуле
,
где L - число километров.
В горной местности допустимая невязка определяется по формуле
,
где n - число штативов в ходе.
4.21. При получении невязки хода больше установленной в п. 4.20 нивелирование на этом участке повторяется в одном менее надежном направлении.
Если результаты повторного нивелирования будут отличаться от результатов первоначального прямого и обратного нивелирования не более полуторного допуска ( мм), то за окончательное превышение принимается среднее из трех превышений. При больших расхождениях нивелирование повторяется заново в прямом и обратном направлениях.
4.22. Оценка точности результатов нивелирования производится:
а) по невязкам в полигонах и ходах между марками и реперами.
Средняя квадратическая случайная ошибка нивелирования определяется по формулам:
,
,
где - невязка полигона (хода);
n - число штативов полигона (хода);
N - число полигонов (ходов);
[L] - общая протяженность полигонов (ходов).
Пример оценки точности нивелирования приводится в приложении 4-1;
б) по разностям превышений, полученных из двойного нивелирования ходов.
Средняя квадратическая случайная ошибка на 1 км хода
,
где - величины разностей превышений из двойного нивелирования ходов;
L - длина ходов;
N - число ходов;
в) после уравновешивания вычисляется средняя квадратическая ошибка на 1 км хода по формуле
,
где р - вес хода;
- поправка хода;
N - число нивелирных ходов;
r - число узловых точек.
4.23. Средняя квадратическая ошибка на 1 км хода не должна превышать мм, а на станции
мм.
В. Нивелирование III класса
а) Опорные ходы III класса
4.24. Нивелирование ведется замкнутыми полигонами или вытянутыми ходами в прямом и обратном направлениях; ходы и полигоны привязываются к реперам нивелирования высших классов.
4.25. Для производства нивелирования III класса применяются:
а) нивелиры типа Н-3, НС-3 (НВ-1, НСМ-2А с самоустанавливающейся линией визирования и им равноточные);
б) двусторонние 3-метровые шашечные рейки с сантиметровыми делениями.
4.26. Рейки должны быть прокомпарированы. Случайные ошибки дециметровых делений реек не должны превышать мм. Каждая рейка должна иметь круглый уровень, проверяемый ежедневно по отвесу.
4.27. При производстве нивелирования рейки устанавливаются на башмаки или железные штыри, на реперы и полигонометрические знаки.
4.28. Нивелирование производится из середины при расстояниях от инструмента до реек около 50 м. В случае плохой видимости эти расстояния сокращаются.
4.29. Нивелирование ведется по одной средней нити, по черной и красной сторонам реек. Образец журнала для нивелирования III класса приводится в приложении 4-2.
4.30. Расхождения между превышениями на станции, определенными по черной и красной сторонам реек, не должны превышать 3 мм.
4.31. Допустимые невязки в ходах между опорными пунктами или в замкнутых полигонах определяются по формуле
,
где L - длина нивелирного хода или периметр полигона.
При наличии в ходе или полигоне более 16 штативов на 1 километр допустимая невязка определяется по формуле
,
где n - число штативов в ходе или полигоне.
б) Ходы III класса
4.32. Нивелирные ходы III класса прокладываются в одном направлении и опираются на реперы I и II классов и на реперы опорных ходов III класса.
4.33. Нивелирование III класса ведется теми же инструментами и методами, как и нивелирование опорных ходов III класса (см. пп. 4.25 - 4.30).
4.34. Допустимые невязки в ходах между реперами высших разрядов или в замкнутых полигонах определяются по формуле
,
где L - длина нивелирного хода или периметр полигона в км.
При наличии в ходе или полигоне более 16 штативов на 1 км хода допустимая невязка определяется по формуле
,
где n - число штативов в ходе или полигоне.
Г. Нивелирование IV класса
4.35. Нивелирные ходы IV класса прокладываются между реперами высших классов. Нивелирование ведется в одном направлении. Висячие ходы нивелируются в прямом и обратном направлениях.
4.36. При нивелировании IV класса применяются нивелиры НВ-1, НГ, НТ и другие им равноточные, а также нивелиры НСМ-2а с самоустанавливающейся линией визирования.
Рейки применяются шашечные, двусторонние, с круглым уровнем.
4.37. Нормальным расстоянием от нивелира до реек считается 100 м, а при увеличении зрительной трубы не менее 30* допускается увеличивать расстояние до 150 м.
Неравенство расстояний от нивелира до реек на станции не должно превышать 5 м.
4.38. В ходах, опирающихся на пункты нивелирования высших классов, а также в замкнутых полигонах предельные невязки не должны превышать
,
где L - длина хода в км.
При наличии в полигоне или ходе свыше 16 штативов на 1 км допустимая невязка в полигоне не должна превышать
,
где n - число станций в ходе.
Д. Вычисления и технический отчет по нивелированию
4.39. Перед уравновешиванием нивелирования производится проверка журналов наблюдений, в превышения вводятся все необходимые поправки, составляются схемы нивелирных ходов, ведомости превышений и подсчитываются окончательные невязки в ходах и полигонах.
4.40. Уравновешивание нивелирных ходов производится по отдельным секциям, опирающимся на марки и реперы нивелирования высших классов. Все условия, возникающие в секции, уравновешиваются совместно по способу профессора В.В. Попова, а также методом последовательных приближений или узлов. За веса ходов берутся величины, обратно пропорциональные числу штативов. При небольших значениях невязок применяется упрощенный способ.
4.41. Если невязки в ходах II класса между отметками марок или реперов городского нивелирования II класса превышают допуск п. 4.20, разрешается опускать эти марки или реперы как исходные, увеличивая длины секций. Каждое подобное решение должно быть обосновано детальным анализом качества исполненного нивелирования.
4.42. Разрешается в отдельных случаях вычислять отметки реперов от условного нуля, который в дальнейшем должен быть привязан к маркам или реперам государственной нивелирной сети; после привязки производится перевычисление отметок.
4.43. При уравновешивании вычисление превышений и отметок производится до десятых долей миллиметра. В каталог отметки выписываются до миллиметра. Вычисление превышений и отметок, а также составление каталога отметок производится в две руки.
4.44. В результат нивелирования II класса и опорных ходов III класса составляется каталог реперов с занесением в него отметок тригонометрических и полигонометрических пунктов. Форма каталога приводится в приложении 4-3.
4.45. В техническом отчете по наземному нивелированию приводятся:
а) обоснование принятой классности;
б) данные о привязках к городской или государственной нивелирной сети;
в) характеристики марок и реперов, их распределение по типам;
г) применявшиеся инструменты, способы нивелирования, данные оценки точности;
д) способы уравновешивания, результаты вычислений (невязки по ходам), оценка точности по результатам уравновешивания.
Здесь же дается обоснование частичных изменений отметок исходных реперов (см. п. 4.41);
е) заключение о пригодности исполненного нивелирования для всех горно-строительных работ, для обеспечения сбоек тоннелей в профиле и для наблюдений за деформациями наземных зданий и сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.