Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 17
Маркшейдерские работы при открытом способе строительства тоннелей
А. Разбивка и закрепление трассы на дневной поверхности
17.01. Полигонометрические и нивелирные ходы к месту строительства прокладываются до начала земляных работ в соответствии с указаниями разделов А, глав 2 и 4. Знаки геодезической основы закладываются на некотором удалении от края котлована, но не ближе 20 м от границы зоны сдвижения грунта при проектной глубине котлована. Знаки нумеруются и ограждаются.
17.02. При применении замораживания грунтов или водопонижения знаки геодезической основы должны закладываться вне зоны деформации поверхности, но все разбивки с этих знаков могут производиться лишь после предварительного контроля геодезической основы.
17.03. До начала земляных работ закрепляются штырями, заложенными в бетоне, продольная и основные поперечные оси тоннеля. Перенесение в натуру осей производится от знаков полигонометрии с точностью мм. На сторожках у штырей даются необходимые надписи.
При пересечении трассой какого-либо строения ось тоннеля закрепляется на нем в виде вертикальной черты и делается надпись масляной краской "ось левого (правого) тоннеля".
17.04. На некотором удалении от линии откоса бетонируются четыре знака, фиксирующие смещенную проектную ось тоннеля (два знака в начале и два - в конце котлована), которые используются в течение всего периода строительства. Знаки должны быть занумерованы, подписаны и ограждены.
17.05. Высотная съемка поверхности поперечниками производится до начала земляных работ, согласно указаниям раздела В главы 23.
Б. Маркшейдерские работы по разбивке свай, разработке и креплению котлована
17.06. На основе оси сооружения (или его смещенной оси) закрепляются с точностью см грани верхних откосов котлована.
17.07. На поверхности земли, по обе стороны от оси тоннеля, кольями закрепляются, согласно проектным размерам, линии свай или шпунтовых рядов. Точность разбивки должна быть в пределах мм. Сваи должны иметь порядковую нумерацию.
17.08. Уклонение забитых свай за проектную линию в сторону оси тоннеля не допускается, поэтому проектом должна быть предусмотрена забивка свай в сторону уширения котлована на 20-25 см с каждой стороны.
17.09. Все забитые сваи подлежат маркшейдерской съемке на уровне поверхности земли. После окончания разработки котлована производится их съемка на уровне лотка. Положение свай наносится на крупномасштабный план.
17.10. Для учета забивки и последующего извлечения свай ведется специальный журнал, в котором записываются: NN, глубина заложения ниже лотка тоннеля и фактическая длина свай.
Заглубление свай менее проектного не допускается.
17.11. Все элементы крепления котлована или траншеи должны располагаться за проектной внешней линией конструкции тоннеля.
17.12. Для установки поперечин расстрелов из бревен или металлических балок с обеих сторон на сваях и стенках котлована закрепляется высотный горизонт с соблюдением проектного уклона тоннеля.
По мере заглубления котлована высотные отметки переносятся на нижние горизонты.
17.13. Разработка грунта в котловане при механическом способе заканчивается с недобором от 20 до 50 см относительно проектной отметки.
Окончательная зачистка дна котлована производится в соответствии с кольями, установленными на проектную отметку.
17.14. Для проверки правильности разработки дна котлована нивелируются в шахматном порядке заранее намеченные точки.
Окончательная подчистка дна производится перед бетонированием.
Проверка правильности разработки дна котлована может производиться также от закрепленного и проверенного высотного горизонта +1,0 м от верха бетона лотка.
17.15. Все вскрытые при разработке котлованов подземные коммуникации подробно снимаются в плане и профиле, указываются их назначение, тип и т.п.
В. Перенесение проектной оси и отметок на крепления котлована
17.16. Проектная ось тоннеля выносится инструментально и закрепляется маркшейдерскими гвоздями и нарезками на постоянно установленном креплении котлована.
17.17. После окончания разработки на стенах котлована закрепляется нижний высотный горизонт +1,0 м от верха лотка бетона с точностью мм. Горизонт должен быть проверен нивелированием от исходных высотных реперов не менее двух раз.
17.18. Перед бетонированием лотка котлована или траншеи инструментально закрепляются в нескольких местах нормали к оси тоннеля с определенными пикетными значениями. Закрепленные нормали должны иметь соответствующие надписи.
Г. Маркшейдерские работы при сооружении лотка, стен, колонн и перекрытий при монолитной и сборной обделках
17.19. Для укладки бетонной подготовки под лоток тоннеля заранее забиваются (под нивелир) деревянные колья, фиксирующие линию верха бетона. Инструментальная повторная проверка всех закрепленных точек другим лицом обязательна.
17.20. При монолитной обделке тоннеля установка и приемка опалубки под бетонирование производится от закрепленной продольной оси тоннеля в соответствии с требованиями разделов Б и В главы 13.
17.21. Установка железобетонных лотковых блоков в плане производится от оси тоннеля, а по высоте - при помощи нивелира от реперов.
Перекосы устанавливаемых блоков контролируются линейными промерами от нормалей.
17.22. Установка стеновых блоков производится от оси тоннеля. Особое внимание обращается на соблюдение проектных расстояний между верхними частями стен, на которые опираются балки и плиты перекрытия тоннеля.
17.23. Допустимые отклонения при монтаже железобетонной обделки тоннелей открытого способа приводятся в табл. 17-1.
Таблица 17-1
Наименование отклонений |
Величина отклонения от проекта, мм |
Бетонная подготовка (основание) тоннеля в плане |
|
Бетонная подготовка (основание) тоннеля в профиле |
|
Отклонения лотковых блоков в плане |
|
Отклонения лотковых блоков в профиле |
|
Отклонения стеновых блоков в плане |
|
Отклонения стеновых блоков в профиле |
|
Точность разбивки осей колонн, балок перекрытий и продольных прогонов |
|
Отклонения стеновых блоков и колонн от вертикали не более 0,002 высоты, но не более |
|
Допустимые избыточное вертикальное и горизонтальное опережения установленных блоков от проектных, не более |
Д. Сооружение тоннеля открытым способом из цельносекционной обделки или при помощи прямоугольного щита
17.24. При сооружении тоннелей применяются проходческие прямоугольные щиты, дающие возможность сооружать тоннель из отдельных замкнутых секций прямоугольного сечения шириной 1 м.
17.25. Сборка щита осуществляется по проектным рабочим чертежам. Все фактические размеры щита не должны иметь расхождений с проектными более мм.
17.26. После монтажа на щите закрепляются:
а) продольная ось щита;
б) две марки на сборной части щита для определения отклонений щита в профиле и контрольных определений продольного уклона;
в) две марки в ножевой части для определения величины ее деформации;
г) нормаль к оси щита;
д) отвесы или гидроуровни для наблюдений за поперечным и продольным уклонами щита во время его продвига.
17.27. Отклонение от проекта оси прямоугольного щита после продвигав в плане и профиле свыше мм не допускается.
17.28. Ведение щита по трассе и определение его отклонений осуществляются:
а) в плане - от трех сигналов, установленных на дневной поверхности или в готовом тоннеле. Закрепление сигналов на проектной оси тоннеля производится инструментально от полигонометрических знаков в соответствии с указаниями разделов В и Г главы 12 и указаниями главы 15;
б) в профиле - при помощи нивелира и закрепленных на щите марок.
17.29. Определение величины деформации щита производится по маркам и знакам, закрепленным на щите, - после пяти продвигов. Деформация ножевой части щита более 100 мм должна быть устранена.
17.30. Исправление перекосов щита в плане, в профиле и поперечном уклоне производится соответствующей разработкой грунта перед щитом.
17.31. Готовая прямоугольная секция тоннельной обделки перед укладкой проверяется путем замеров стальной рулеткой ее ширины, длины и диагоналей.
Изготовленные прямоугольные секции тоннельной обделки должны удовлетворять следующим допускам:
а) расхождения фактических и проектных размеров при измерениях в свету между стенами должны находиться в пределах от 0 до +30 мм;
б) торцовые плоскости секций должны быть ровными, без уступов, искривлений или наплывов. Расхождения в расстояниях между соответствующими точками передней и задней плоскостей секции не должны превышать мм.
17.32. Отклонения установленных секций от проектного положения допускаются не свыше:
а) в плане мм;
б) в профиле мм;
в) перекос в плане мм;
г) отклонение от проектного уклона - 0,001.
17.33. Установка каждой секции по высоте производится при помощи нивелира в соответствии с проектным уклоном. Основание перед установкой секции проверяется также при помощи нивелира. Зачистка грунта должна быть выполнена с точностью мм.
17.34. При установке каждой секции определяются (рис. 17.1):
а) расстояния от оси - 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 и в свету - 5, 6, 11, 12;
б) отметки лотка;
в) горизонтальность нижней плоскости секции.
17.35. Определение горизонтального опережения в плане (перекосы) производится от закрепленных в тоннеле нормалей через 5 секций, а на кривых - каждой третьей.
17.36. Для поворота обделки тоннеля в плане ставятся клиновидные секции в соответствии с указаниями раздела Е главы 14.
17.37. При применении на криволинейных участках трассы обделки из прямоугольных секций последние должны иметь соответствующее радиусу кривой уширение.
17.38. На вертикальных кривых секции должны иметь рассчитанные увеличенные размеры в свету по высоте, в зависимости от уклона трассы.
17.39. При ведении щита прямоугольного сечения в специальный маркшейдерский журнал заносятся все данные о продвиге, положении щита и секций.
17.40. Сооружение тоннеля из цельносекционной обделки при открытом способе работ может производиться и без прямоугольного щита при помощи кранов. Требования к тоннельной обделке в этом случае должны соответствовать допускам табл. 17-1.
Е. Геодезическо-маркшейдерские работы при сооружении открытого железнодорожного полотна
17.41. При строительстве участков метрополитена на открытом железнодорожном полотне все геодезическо-маркшейдерские работы выполняются от знаков наземной полигонометрии и реперов, входящих в общую сеть наземного обоснования трассы.
17.42. Для строительства железнодорожного полотна на поверхности земли производятся детальные разбивки оси трассы и поперечников.
17.43. При планировочных работах для устройства железнодорожных путей в веерной части предварительно ведется детальная съемка поверхности земли и производится разбивка поперечников или квадратов.
После выполнения планировочных работ разбивка поперечников (квадратов) производится вновь с необходимыми геодезическими работами для проверки соответствия произведенной планировки проекту и для подсчета объемов выполненных работ.
17.44. Для укладки рельсов на веерной части в последовательном порядке ведут инструментальную разбивку и закрепление (кольями или штырями) осей железнодорожных путей. Расположение искусственных сооружений, стрелок и других устройств должно соответствовать рабочим проектным чертежам.
17.45. Уклоны железнодорожных путей, ливнеотводных канав, откосов, кюветов и пр. должны выдерживаться в соответствии с проектом.
Ж. Передача маркшейдерской основы в тоннель
17.46. Постоянные полигонометрические знаки в тоннелях, сооружаемых открытым способом, закладываются после сооружения лотка. Среднее расстояние между знаками должно быть порядка 40-50 м.
17.47. Передача маркшейдерской основы (дирекционные углы линий полигонометрии, координаты полигонометрических знаков и абсолютные высотные отметки) в готовый тоннель, сооруженный открытым способом, производится не менее двух раз. Точность производимых работ должна удовлетворять требованиям, изложенным в главах 2 и 4.
17.48. В случае невозможности непосредственной передачи дирекционного угла в тоннель производится ориентирование через отверстия в перекрытии тоннеля согласно правилам, изложенным в главе 8.
17.49. Методика измерений углов и линий подземной полигонометрии должна удовлетворять требованиям, изложенным в разделах Б и В главы 9.
Нивелирование по знакам подземной полигонометрии производится в соответствии с указаниями главы 10.
17.50. Относительная ошибка в ходах подземной полигонометрии, прокладываемой в тоннелях открытого способа, между знаками, определенными непосредственной передачей с поверхности, не должна превышать 1:15000.
17.51. При обратной засыпке тоннеля, как правило, имеют место некоторые смещения тоннеля в плане, осадка его по высоте и отклонения стен от вертикали. Для выявления этих деформаций производятся наблюдения за тоннелями. Результаты их заносятся в таблицу, форма которой дана в приложении 17-1.
З. Наблюдения за деформацией и смещениями тоннелей; съемка готового тоннеля
17.52. В неблагоприятных геологических условиях, под воздействием выноса мелких частиц песка при откачке воды, при размораживании и неравномерном боковом давлении грунтов возможны вертикальные и боковые смещения тоннеля. С целью своевременного обнаружения возникшей деформации какого-либо участка тоннеля производятся систематические наблюдения за специальными знаками, заложенными для этой цели в обделке.
Наблюдения за деформацией тоннеля производятся в соответствии с правилами, изложенными в главе 22.
17.53. После затухания деформации в необходимых случаях производится дополнительная съемка внутреннего очертания тоннеля через пять метров по пикетажу с целью выявления соответствия его установленным габаритам.
17.54. В случае значительной деформации сооруженного тоннеля данные наблюдений вместе с материалами съемок внутреннего очертания передаются проектной организации для внесения необходимых изменений в геометрическую схему и профиль трассы.
17.55. Окончательная съемка тоннелей, сооруженных открытым способом, производится в соответствии с рекомендациями главы 13. Частично может быть использована и методика инструментальных съемок, изложенная в главе 14.
17.56. На основании выполненных съемок производится составление и вычерчивание исполнительных чертежей. При этом руководствуются указаниями главы 25.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.