Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12
Маркшейдерские разбивки при проходке стволов, околоствольных выработок и штолен
А. Разбивка центра ствола, форшахты и методы наблюдения за вертикальностью ствола при проходке
12.01. Разбивка центра ствола производится по привязкам от ситуации местности или по координатам, которые выдаются проектной организацией.
12.02. Намеченный от ситуации центр ствола определяется с пунктов полигонометрии полярным способом не менее чем с двух точек или же через него прокладывается теодолитный ход; фактические координаты центра ствола сообщаются проектной организации.
12.03. Оси ствола закрепляются на поверхности штырями, заложенными в бетон (рис. 12.1), и служат в последующем для периодического восстановления центра ствола и разбивки осей подьема (рис. 12.2.).
Разбивка оси ствола, параллельной оси подъема, производится от пунктов полигонометрии с точностью мм.
12.04. При сооружении форшахты от закрепленных осей выносится центр ствола, от которого устанавливаются кружала с точностью см.
12.05. Расположение замков колец относительно осей ствола указывается на проектных чертежах.
12.06. Укладка первых колец производится от центра ствола. Контрольные промеры производятся не менее чем по 8 радиусам кольца. Отклонения в получаемых результатах от проектных величин не должны превышать мм. Перекос первых колец относительно горизонтальной плоскости допускается не более 5 мм.
Контроль монтажа последующих колец производится по 4-8 радиусам. Отклонения их от проекта не должны превышать мм. Эллиптичность смонтированных колец допускается в пределах мм.
12.07. После установки первых колец к бортам тюбингов привинчиваются металлические пластины, на которые выносятся оси ствола I-III и II-IV, закрепляемые отверстиями диаметром 2 мм на равных расстояниях от центра ствола (рис. 12.3 и 12.4).
Закрепление осей на пластинах производится с точностью мм, а передача высотных отметок на них - с точностью мм.
По мере проходки ствола оси и отметки переносятся на пластины, закрепляемые через каждые 10 м.
12.08. При наличии соответствующих условий для проходки ствола пользуются центровым отвесом.
12.09. Определение перекоса уложенных колец при способе подводки их снизу производится от горизонта, закрепленного выше, в готовой части ствола, или посредством сообщающихся сосудов ("гидроуровня").
При способе же опускной крепи для определения крена ножа пользуются стационарными сообщающимися сосудами со шкалами или же уклономерами, расположенными по осям опускной крепи.
12.10. По полученному крену (перекосу) кольца или ножа можно определить смещение центра верхнего кольца относительно нижнего по формуле
,
где - смещение в миллиметрах;
k - крен ствола в миллиметрах;
b - глубина ствола в метрах;
d - диаметр ствола в метрах (рис. 12.5).
Величина смещения центра ствола при опускном способе проходки не должна превышать 0,01 глубины опускания крепи (но не более см).
Б. Профилирование, определение рабочего сечения ствола и разбивки для армирования
12.11. После окончания проходки ствола производится съемка поперечных сечений через 5 м. По результатам этой съемки определяются полезное рабочее сечение ствола и координаты центра вписанного цилиндра, которые сообщаются проектной организации.
12.12. Армировка ствола производится от осей, закрепленных в стволе. Установка расстрелов и направляющих осуществляется от отвесов, расположенных в местах, удобных для проверки расстрелов (рис. 12.6). Они могут быть опущены на глубину до 100 м.
12.13. Укрепление отвесов для армировки ствола производится на первом верхнем ярусе расстрелов. Каждый отвес должен иметь специальную лебедку с намотанной стальной проволокой сечением не менее 1 мм. Лебедка прочно крепится к расстрелу (рис. 12.7).
12.14. Для отвесов при армировке ствола применяются следующие грузы:
при глубине ствола:
от 10 до 20 м |
5 кг |
от 20 до 30 м |
8 '' |
от 30 до 40 м |
12 '' |
от 40 до 50 м |
15 '' |
от 50 до 70 м и более |
20 '' |
12.15. Места опускания и количество отвесов устанавливаются в зависимости от насыщенности армировки ствола. Лебедка с проволокой для отвеса крепится к расстрелу. В расстрел забивается маркшейдерский гвоздь, в отверстие которого пропускается стальная проволока с небольшим грузом (рис. 12.7). По мере опускания отвеса при армировании ствола груз должен увеличиваться в соответствии с п. 12.14.
12.16. Установка расстрелов может производиться двумя способами: последовательным и встречным.
При последовательном способе установка расстрелов производится ярусами сверху вниз и опускание отвесов происходит постепенно, а при встречном способе установка расстрелов ведется по заранее размеченным ярусам сверху вниз и снизу вверх. В этом случае отвесы сверху опускаются на уровень околоствольного двора.
12.17. Плоскости деревянных брусьев для направляющих клети должны иметь машинную обработку. Отклонение любой плоскости направляющих не должно превышать мм.
12.18. Установка вертикальных направляющих производится с точностью мм. Особое внимание должно быть обращено на тщательную подгонку, стыковку направляющих друг с другом и затяжку скрепляющих болтов.
12.19. После окончательной подвески производится контрольная выверка правильности положения направляющих по вертикали, а также соблюдения габаритных размеров между проводниками для клети. Контрольные измерения производятся через 3 м по высоте, при этом положение отвесов в стволе должно быть предварительно проверено.
В. Рассечки и разбивки околоствольных выработок и сооружений
12.20. После окончания проходки ствола и определения положения центра вписанного цилиндра (см. п. 12.11) проектной организацией уточняются дирекционные углы и координаты осей околоствольных выработок. От геодезической основы на поверхности инструментально производится разбивка проектного направления оси околоствольных выработок (околоствольного двора) согласно указанным уточненным данным. Ось околоствольного двора закрепляется запилами на пластинах верхнего яруса и затем проектируется на пластины нижнего горизонта.
Все ранее произведенные запилы, служившие для проходки ствола, должны быть уничтожены.
12.21. На установленные первые крепления визуально переносится проектная ось сооружения по створу отвесов, расположенных в стволе на нижнем горизонте пластин. Высотные костыли закрепляются на крепи и определяются от приствольного репера при помощи сообщающихся сосудов.
12.22. Осевые точки закрепляются маркшейдерскими гвоздями в сводовой части выработок. Каждая точка должна иметь надпись, определяющую ее назначение и пикетаж (рис. 12.8). Высотные костыли оформляются также соответствующей надписью.
12.23. При работе с металлическим креплением ось и высотные отметки фиксируются запилами, оформляемыми подкраской белой масляной краской (оси - вертикальной чертой, высотные отметки - треугольником).
12.24. Если подходная штольня имеет значительную длину или сложную конфигурацию (наличие кривых), дальнейшая разбивка оси может производиться только от полигонометрических знаков, координаты которых определены на основе ориентирования по створу двух отвесов. Одновременно с ориентированием производится передача отметки на приствольные реперы в соответствии с указаниями раздела Б главы 10.
12.25. До начала работ на основной трассе необходимо выполнить ориентирование по способу соединительных треугольников или гироскопическим методом (независимо от протяженности подходной штольни).
12.26. Разбивка в натуре продольных осей выработок (сооружений) на прямолинейном участке выполняется одним из следующих способов (рис. 12.9):
а) откладыванием от полигонометрических знаков, вычисленных величин их смещений от проектной оси;
б) разбивкой линии, параллельной проектной оси, путем откладывания угла на полигонометрическом знаке;
в) выносом с полигонометрических знаков полярным способом осевых точек на заданных пикетах.
Разбивка осей производится с точностью мм.
12.27. Во всех случаях разбивок оси должно быть вынесено одновременно не менее трех точек. Створность трех вынесенных точек явится подтверждением правильности разбивки. При каждом уточнении оси все ранее закрепленные точки должны быть тщательно уничтожены.
12.28. Провешивание оси по трем инструментальным точкам производится на расстояние до 10 м на глаз, а свыше 10 м - инструментально. Продольная ось закрепляется не реже чем через 5 м.
12.29. Высотные костыли закрепляются не реже чем через 5 м и определяются по высоте с точностью мм. Использование в качестве исходного одного репера не допускается.
12.30. На криволинейных участках сооружений продольная ось закрепляется системой хорд или секущих (рис. 12.10). Отклонения (стрелы прогиба) заданных хорд или секущих от криволинейной оси могут не учитываться, если они не превышают:
5 см - для горных выработок;
2 см - для бетонных работ и для укладки сборных конструкций.
12.31. Разбивка околоствольных сооружений (насосная камера, склад взрывматериалов и др.) производится упрощенными способами, с применением графических построений и так называемого "египетского треугольника" (стороны которого кратны числам 3, 4, 5). Такие же способы применяются при разбивке вспомогательных (притоннельных) выработок на основной трассе.
Г. Разбивки и съемки при проходке штолен
12.32. В тоннелестроении осуществляется проходка штолен различного назначения: подходных, передовых, вентиляционных, дренажных, верхних и др., с деревянной или металлической крепью.
12.33. Основными маркшейдерскими работами при проходке штолен являются разбивка оси штольни в плане и ведение ее по высоте. Все разбивочные работы производятся в соответствии с указаниями раздела В настоящей главы.
12.34. Рекомендуется применять для обслуживания штольневой проходки световые сигналы, вертикальные прорези которых фиксируют продольную ось, а горизонтальные - высотную отметку, с учетом проектного уклона (см. пп. 15.11 и 15.22).
12.35. При проходке на криволинейном участке штольни первоначальная разбивка очередной хорды (секущей) выполняется при подходе забоя к концу хорды путем смещения осевых отвесов предыдущей хорды на створ новой (рис. 12.11).
Окончательная разбивка выполняется инструментально, полярным способом.
12.36. При проходке передовых штолен по трассе на участке переходной кривой пользуются линией тангенса, от которой откладываются ординаты, определяющие положение оси в натуре (см. рис. 14.6).
На второй части переходной кривой целесообразно пользоваться смещенной линией тангенса.
При значительной длине переходных кривых в железнодорожных тоннелях для разбивки оси следует пользоваться одной или несколькими хордами, для которых рассчитываются стрелы прогиба (см. раздел Д главы 11).
12.37. Если к точности проходки штольни не предъявляется повышенных требований, возможно переходную кривую заменить системой секущих (иногда неравной длины), разбивку которых производят в соответствии с указаниями п. 12.35.
12.38. Отклонения рам штольневого крепления в плане (от оси), в профиле и по пикетажу не должны превышать см. Рамы должны устанавливаться нормально к оси; для криволинейных участков это требование означает, что плоскость рамы должна быть направлена по радиусу кривой.
12.39. При проходке штолен в скальных породах без крепления или с анкерной крепью в стенах забуриваются шпуры через 5-10 м на заданном горизонте. В шпуры забиваются деревянные пробки, на которых фиксируются точки (маркшейдерские гвозди) по пикетажу, высоте и смещению от оси. Все эти данные записываются в табличках, закрепленных на пробках.
12.40. В штольнях с применением электровозной откатки на верхняках рам закрепляется смещенная ось на безопасном для работы расстоянии от контактного провода.
12.41. В процессе проходки штольни должна производиться маркшейдерская съемка устанавливаемой крепи и разработанных профилей породы. Данные съемки фиксируются в маркшейдерской книге и заносятся на рабочие планы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.