Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 21
Маркшейдерские работы при укладке постоянного железнодорожного пути в тоннелях
А. Основные положения
21.01. Укладка железнодорожного пути в метрополитенах и железнодорожных тоннелях производится согласно утвержденному укладочному плану и профилю пути и геометрической схеме трассы, а при отсутствии таковых - по рабочему профилю железнодорожного пути.
21.02. На укладочном плане и профиле пути показываются:
а) величина и протяженность уклонов;
б) отметки реперов, соответствующие головке рельсов на прямом участке пути;
в) отметки реперов, соответствующие головке наружного рельса на криволинейном участке пути;
Примечание. На наземных участках пути отметки путейских реперов даются на уровне внутреннего рельса кривой.
г) условный профиль рельсовых ниток;
д) длины прямых, круговых и переходных кривых;
е) длины ходовых рельсов, контррельсов и типы стыков;
ж) пикетаж реперов, рельсовых стыков и различного оборудования;
з) геометрические элементы оси пути в плане и профиле.
21.03. Разбивка и укладка железнодорожного пути в тоннелях производится от путейских реперов после окончательного уравновешивания подземной полигонометрии и высотной основы.
21.04. Маркшейдерские работы при укладке пути в тоннелях заключаются:
а) в разбивке и закреплении горизонта с обеих сторон тоннеля, фиксирующего верх бетона жесткого основания;
б) в приемке опалубки для устройства дренажных лотков тоннеля;
в) в разбивке и закреплении в тоннеле основных точек пути, характеризующих его план и профиль;
г) в разбивке и закреплении на стенах тоннеля мест постановки путейских реперов по пикетажу и высоте;
д) в установке путейских реперов по высоте;
е) в инструментальном определении и последующих вычислениях расстояний от отверстий в болтах путейских реперов до внутренней грани ближайшего к реперу рельса;
ж) в рихтовке в плане и профиле рельсов перед бетонированием шпал при помощи теодолита и нивелира и в наблюдении за путями в процессе бетонирования;
з) в детальной съемке пути и оборудования в тоннеле;
и) в окончательном нивелировании головки рельсов после завершения "отделки" пути и обкатки его с одновременным определением отметок дна дренажного лотка.
21.05. Разбивку мест постановки путейских реперов производят от полигонометрических знаков путем последовательного откладывания расстояний на стене тоннеля между ПЗ и ближайшим репером N 1, затем между репером N 1 и последующим репером N 2 и т.д. Указанные расстояния определяются как разности соответствующих пикетажей.
21.06. Так как пикетаж путейских реперов в проектных чертежах дается по разбивочной оси кривой, а разбивка мест установки их производится на внешней относительно центра стороне тоннеля, на криволинейном участке в подсчитанные как разность пикетажа расстояния S вводятся поправки, определяемые формулой
,
где S - расстояние по разбивочной оси (разность пикетажа);
R - радиус кривой;
D - среднее расстояние путейских реперов от оси пути.
21.07. Невязку, полученную между двумя смежными полигонометрическими знаками, распределяют равномерно на все интервалы между реперами.
Целесообразно вести разбивку от каждого полигонометрического знака до середины линии, что практически избавляет от необходимости распределения невязок.
21.08. Отклонения путейских реперов от проектного пикетажа не должны превышать см.
21.09. В случае, если путейский репер попадает на ребра жесткости тюбингов, проемы и другие препятствия, разрешается смещение его по пикетажу. Проектная отметка его определяется по фактическому пикетажу. Смещение в сторону пути не разрешается, за исключением реперов, фиксирующих элементы кривой (начала и концы переходных и круговых кривых).
21.10. После бетонирования путейские реперы устанавливают на проектные отметки, вычисленные в соответствии с их фактическим пикетажем.
Нивелир устанавливают между двумя смежными полигонометрическими знаками и определяют отметку его горизонта.
Для каждого репера подсчитывают величину отсчета по рейке по формуле
,
где - отметка горизонта инструмента;
- проектная отметка репера с номером i (головки ближайшего рельса).
Затем, устанавливая поочередно рейку на каждом репере, поднятием или опусканием болта добиваются такого положения, когда отсчеты по рейке будут соответствовать величинам . При этом положении производят временную насечку резьбы болта зубилом.
21.11. При производстве нивелирования, связанного с путейскими работами, инструмент должен тщательно выверяться, а рейки - компарироваться.
21.12. По окончании установки путейских реперов по высоте производится двукратное контрольное нивелирование их. Отклонения фактических отметок от проектных не должны превышать мм. По завершении контрольного нивелирования путейские реперы закрепляются путем бетонирования их болтов.
Б. Габариты тоннелей
21.13. Габаритом приближения строений называют предельно допустимое геометрическое очертание какого-либо сооружения. Для обеспечения безопасности движения поездов по рельсовым путям установлены следующие габариты:
а) подвижного состава;
б) приближения оборудования;
в) приближения строений.
Габариты для тоннелей метрополитенов
21.14. Габарит подвижного состава есть поперечное перпендикулярное к оси пути геометрическое очертание, в пределах которого должен размещаться как порожний, так и груженый подвижной состав.
21.15. Габарит приближения оборудования представляет собой линию, ограничивающую размещение оборудования по отношению к габариту подвижного состава. Этот габарит находится между габаритами подвижного состава и приближения строения.
В габарит приближения оборудования входит габарит подвижного состава, учитывающий все отклонения вагона в движении и при поломке комплекта рессор с одной стороны, а также допустимое смещение и износ рельсового пути. В нижнюю часть этого габарита входит очертание размещения кронштейна с контактным рельсом и очертание для токоприемника вагона.
21.16. Габарит приближения строения есть предельное поперечное очертание пространства, внутрь которого не должны заходить никакие части строения и сооружения.
В перегонных тоннелях кругового очертания предусматривается размещение оборудования и дорожки для прохода служебного персонала с правой стороны по ходу движения. Этот габарит распространяется на кривые радиусом от 200 м и более. Симметричность вписывания габарита оборудования в габарит приближения строений достигается смещением оси тоннеля внутрь кривой на величину, пропорциональную возвышению рельса. Габарит приближения строения для перегонных тоннелей прямоугольного очертания на кривых увеличивается по ширине в зависимости от радиуса и величины возвышения наружного рельса. Уширение предусматривается также в пределах стрелочных переводов. Для тоннелей прямоугольного очертания габарит приближения строения увеличивается по ширине на кривых участках трассы в зависимости от радиуса кривой и величины возвышения наружного рельса.
21.17. В метрополитенах применяются габариты:
1) для перегонных тоннелей кругового очертания на прямом участке пути (рис. 21.1 и таблица координат точек габаритов);
2) для перегонных тоннелей с вертикальными стенами и наземных линий на прямом участке пути (рис. 21.2 и таблица координат точек габаритов);
3) для подземных и наземных станций на прямом участке пути (рис. 21.3 и таблица координат точек габаритов).
Координаты точек габаритов на перегонах на прямом участке пути для тоннелей кругового очертания
Приближения оборудования
Точки |
x |
y |
а |
-1660 |
0 |
б |
-1660 |
550 |
в |
-1481 |
550 |
г |
-1481 |
742 |
д |
-1617 |
3277 |
е |
-1322 |
3622 |
ж |
-1006 |
3743 |
з |
-353 |
3779 |
л |
353 |
3779 |
м |
1006 |
3743 |
н |
1322 |
3622 |
о |
1617 |
3277 |
п |
1481 |
742 |
р |
1481 |
300 |
с |
1623 |
300 |
т |
1623 |
0 |
у |
1598 |
300 |
ф |
1598 |
64 |
х |
1569 |
35 |
ц |
1363 |
35 |
ч |
1363 |
0 |
Контактного рельса
Точки |
x |
y |
1 |
-1015 |
-190 |
2 |
-1350 |
-190 |
3 |
-1660 |
-100 |
4 |
-1660 |
400 |
5 |
-1348 |
400 |
6 |
-1348 |
160 |
7 |
-1583 |
160 |
8 |
-1583 |
60 |
9 |
-1348 |
60 |
10 |
-1348 |
25 |
11 |
-1015 |
25 |
Примечания. 1. Габарит приближения оборудования по контуру уфхцч учитывает установку автостопа.
2. Габарит приближения оборудования по контуру рст следует применять в местах, где не устанавливается контактный рельс.
3. Габарит приближения строений действителен также для кривых участков пути радиусом 200 м и более при наибольшей величине возвышения наружного рельса.
Координаты точек габаритов на перегонах на прямом участке пути для тоннелей с вертикальными стенками и для наземных участков
Приближения оборудования
Точки |
х |
y |
а |
-1660 |
0 |
б |
-1660 |
550 |
в |
-1481 |
550 |
г |
-1481 |
742 |
д |
-1617 |
3277 |
е |
-1322 |
3622 |
ж |
-1006 |
3743 |
з |
-353 |
3779 |
л |
353 |
3779 |
м |
1006 |
3743 |
н |
1322 |
3622 |
о |
1617 |
3277 |
п |
1481 |
742 |
р |
1481 |
300 |
с |
1623 |
300 |
т |
1623 |
0 |
у |
1598 |
300 |
ф |
1598 |
64 |
х |
1569 |
35 |
ц |
1363 |
35 |
ч |
1363 |
0 |
Контактного рельса
Точки |
x |
y |
1 |
-1015 |
-190 |
2 |
-1350 |
-190 |
3 |
-1660 |
-100 |
4 |
-1660 |
400 |
5 |
-1348 |
400 |
6 |
-1348 |
160 |
7 |
-1583 |
160 |
8 |
-1583 |
60 |
9 |
-1348 |
60 |
10 |
-1348 |
25 |
11 |
-1015 |
25 |
Примечания. 1. Габарит приближения оборудования по контуру уфхцч учитывает установку автостопа.
2. Габарит приближения оборудования по контуру рст следует применять в местах, где не устанавливается контактный рельс.
Координаты точек габаритов на станциях на прямом участке пути
Приближения оборудования
Точки |
x |
y |
а |
-1660 |
0 |
б |
-1660 |
550 |
в |
-1481 |
550 |
г |
-1481 |
742 |
д |
-1617 |
3277 |
е |
-1322 |
3622 |
ж |
-1006 |
3743 |
з |
-353 |
3779 |
л |
353 |
3779 |
м |
1006 |
3743 |
н |
1322 |
3622 |
о |
1617 |
3277 |
п |
1481 |
742 |
р |
1481 |
300 |
с |
1623 |
300 |
т |
1623 |
0 |
у |
1598 |
300 |
ф |
1598 |
64 |
х |
1569 |
35 |
ц |
1363 |
35 |
ч |
1363 |
0 |
Контактного рельса
Точки |
x |
y |
1 |
-1015 |
-190 |
2 |
-1350 |
-190 |
3 |
-1660 |
-100 |
4 |
-1660 |
400 |
5 |
-1348 |
400 |
6 |
-1348 |
160 |
7 |
-1583 |
160 |
8 |
-1583 |
60 |
9 |
-1348 |
60 |
10 |
-1348 |
25 |
11 |
-1015 |
25 |
Примечания. 1. Габарит приближения оборудования по контуру уфхцч учитывает установку автостопа.
2. Габарит приближения оборудования по контуру рст следует применять в местах, где не устанавливается контактный рельс.
Габариты для железнодорожных тоннелей
21.18. В 1960 г. введен в действие ГОСТ 9238-59 - единый для всех сооружений и устройств железных дорог "габарит приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1524 мм - габарит "С" для прямого участка пути (рис. 21.4), которому должно соответствовать внутреннее очертание железнодорожного тоннеля.
21.19. На кривых участках трассы габаритные размеры увеличиваются. Увеличения этих размеров зависят от радиуса кривой и величины возвышения наружного рельса. Уширение характерных точек габарита определяется по формуле
,
где d - длина вагона;
R - радиус кривой;
h - возвышение наружного рельса;
b - высота от головки рельса рассматриваемой точки отклонения подвижного состава;
а - расстояние между осями головок рельсов.
Знак плюс относится к внутренней стороне кривой, знак минус - к внешней.
Габариты для прочих тоннелей
21.20. Габариты для гидротехнических тоннелей определяются проектной организацией в зависимости от объема воды, которую необходимо пропустить через тоннель.
21.21. Габариты для коммунальных тоннелей определяются проектной организацией в зависимости от их назначения. Поперечные сечения этих тоннелей имеют самые разнообразные размеры, начиная от трубопроводов и кончая большими коллекторами, объединяющими несколько видов подземных коммуникаций.
В. Путейские реперы, закладка их, установка на проектную отметку
21.22. Укладка и рихтовка пути в тоннелях производится от путейских реперов, устанавливаемых согласно типовым чертежам (рис. 21.5, 21.6, 21.7, 21.8).
21.23. Путейские реперы устанавливают на прямых участках трассы с правой стороны по ходу поезда, на кривых - с внешней стороны кривой, т.е. со стороны возвышенного рельса.
В двухпутных тоннелях без средней стенки, в камерах съездов и на других участках пути, в целях создания удобств в работе, разрешается (по согласованию со службой пути метрополитена) установка путейских реперов со стороны внутреннего (заниженного) рельса.
Г. Определение удалений путейских реперов от внутренней грани ближайшего рельса на прямой, переходной кривой и круговой кривой
21.24. Определение расстояний от болтовых отверстий путейских реперов до внутренней грани ближайшего рельса производят с полигонометрических знаков. На прямых участках трассы определение расстояний производят от линии, параллельной оси пути и задаваемой инструментально с полигонометрического знака.
При этом особое внимание должно обращаться на точность центрирования теодолита, которая не должна быть грубее 1 мм.
Для измерения расстояний от визирной оси теодолита пользуются специальной рейкой со штифтом, острие которого вставляется в отверстие головки болта путейского репера. Острие должно совпадать с нулевым делением рейки и находиться в плоскости, на которой нанесены деления.
Допускается применение лески, заменяющей визирный луч инструмента.
21.25. Расстояние от болтового отверстия путейского репера до внутренней грани ближайшего к реперу рельса на прямой (рис. 21.9) вычисляется по формуле
,
где - смещение полигонометрического знака от оси пути;
- измеренное расстояние до репера;
- половина ширины колеи на прямой.
21.26. На участках переходных кривых определение расстояний от путейского репера до внутренней грани ближайшего рельса производится от линии, параллельной тангенсу, задаваемой с полигонометрического знака (рис. 21.10).
21.27. Расстояние от болтового отверстия путейского репера до внутренней грани ближайшего к реперу рельса в пределах переходной кривой вычисляется по формуле
*,
где - смещение полигонометрического знака от линии тангенса;
- измеренное расстояние до репера;
- ордината от тангенса до переходной кривой на пикете путейского репера с номером i, вычисляемая по формуле
,
- расстояние от начала переходной кривой до определяемого репера (разность пикетажа репера и НПК);
С - параметр переходной кривой;
- расстояние от оси пути до внутренней грани рельса, ближайшего к реперу (половина ширины колеи на прямой).
Таблица 21-4
С |
, м |
||||||||
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
|
10000 |
0,4 |
1,0 |
2,0 |
3,8 |
6,4 |
10,3 |
|
|
|
15000 |
|
0,4 |
0,9 |
1,7 |
2,8 |
4,6 |
6,9 |
|
|
20000 |
|
|
0,5 |
0,9 |
1,5 |
2,6 |
3,9 |
5,7 |
|
25000 |
|
|
|
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,5 |
3,7 |
5,2 |
30000 |
|
|
|
|
0,7 |
1,1 |
1,7 |
2,5 |
3,6 |
35000 |
|
|
|
|
|
0,8 |
1,3 |
1,9 |
2,6 |
Примечание. Таблица составлена для средней ординаты у = 2 м.
21.28. В пределах круговой кривой расстояния от болтового отверстия путейских реперов до внутренней грани ближайшего рельса определяют от линии, задаваемой с полигонометрических знаков параллельно хорде, стягивающей соответствующую дугу по оси пути (рис. 21.11).
После измерения в натуре величин , удаления реперов от внутренней грани ближайшего рельса определяют по формуле
,
где - смещение полигонометрического знака от разбивочной оси круговой кривой;
- отсчет по горизонтальной рейке (измеренное расстояние от определяемого путейского репера до линии ПЗ1-В , параллельной хорде А'В');
- стрела прогиба дуги ПЗ1-B на пикете определяемого репера, вычисляемая по формуле
;
- стрела прогиба дуги на середине хорды ПЗ1 - В;
- длина дуги от середины хорды до репера с номером i, которая определяется как разность пикетных значений этих точек, умноженная на отношение радиусов ;
- радиус дуги, проходящей через П31;
R - радиус разбивочной кривой;
- угол между радиусами, проходящими через середину хорды и определяемый путейский репер.
Стрела прогиба на середине хорды вычисляется по формуле
,
где S - длина всей хорды, соединяющей ПЗ1 и вспомогательную точку В;
- расстояние от оси пути до внутренней грани рельса, ближайшего к реперу (половина ширины колеи на прямой).
21.29. При радиусах кривых и длинах хорд, не превышающих значений, указанных в табл. 21-5, величины () за не исправляют.
Таблица 21-5
R, М |
Максимальная длина хорды, м |
100 |
20 |
200 |
30 |
400 |
50 |
600 |
70 |
800 |
90 |
1000 |
100 |
21.30. Для облегчения вычислений удалений на участках круговых кривых инженерами Ишмаевым В.Н., Кельхом Г.Н. и Мазуруком А.П. разработаны формулы и составлены таблицы. Ниже приводятся формулы и пример на вычисление удалений по способу инженера Ишмаева В.Н.
При выводе формул и построении таблиц принят стандартный случай расположения полигонометрических знаков и реперов на внешней стороне кривой.
Если линия съемки T отсекает на ординатах полигонометрических знаков равные расстояния Y до разбивочной кривой K, то согласно рис. 21.12 ордината путейского репера
.
После разложения в ряд тригонометрических функций и отбрасывания несущественных членов предыдущее равенство приводится к виду
.
В перегонном тоннеле диаметром 5,5 м величина Y изменяется в интервале 1,6-2,0 м и, если учесть, что при отношение , то можно во втором и третьем членах последнего равенства заменить Y его приближенным значением (Y = 1,8 м).
Таким образом, искомое расстояние Y* = Y' + Z - 762 от репера до ближайшей рельсовой нитки определится следующими формулами:
,
,
причем величины
,
выбираются из прилагаемых таблиц по аргументам Р и Д.
Пример на вычисление. Съемка на кривой Р=800 м, Z=33 мм произведена от полигонометрических знаков
N |
ПК |
Ордината |
1149 |
12+38,59 |
2011 |
1151 |
12+86,97 |
1956 |
Пикетаж реперов и отсчеты m приведены в формуляре вычисления.
Формуляр вычисления
Порядок вычислений
1. Заполняются графы 1, 2 и 5 формуляра.
2. Вычисляется величина Y для ПЗ N 1149:
Y=2011-111=1900,
контроль для ПЗ N 1151:
Y=1956-56=1900.
3. Вычисляется ПК середины линии съемки:
.
4. Вычисляются разности Д=ПК 12+62,78-ПК репера (или ПЗ) и вносятся в соответствующую графу.
5. По аргументам Р и Д в таблицах находятся величины Н и вносятся в графу.
6. Вычисляется постоянная (для данной линии съемки) величина
.
7. Вычисляются Y* по формуле
.
21.31. Ширина колеи на кривых устанавливается в зависимости от радиуса кривой и определяется из табл. 21-6.
Таблица 21-6
Радиус |
Ширина колеи между внутренними гранями |
200 м и более |
1524 мм |
От 199 м до 150 м |
1530 " |
От 149 м до 125 м |
1535 " |
От 124 м до 100 м |
1540 " |
От 99 м и менее |
1544" |
Уширение колеи производится за счет рельса, удаленного от путейского репера (внутренний рельс смещается к центру кривой).
21.32. Расстояния от болтовых отверстий путейских реперов до внутренней грани ближайшего к реперу рельса определяются дважды. Расхождения между двумя определениями не должны превышать мм. За окончательный результат принимаются средние значения из двух определений.
21.33. На криволинейных участках пути с малыми (от 300 м и менее) радиусами для получения расстояний от путейских реперов до внутренней грани ближайшего рельса рекомендуется определять координаты путейских реперов с пунктов полигонометрии.
Имея координаты путейских реперов и центра кривой, решением обратных геодезических задач вычисляют расстояния от центра кривой до данного репера.
Расстояния d от болтовых отверстий путейских реперов до внутренней грани ближайшего рельса (рис. 21.13) вычисляют по формуле
,
где - вычисленное расстояние между путейским репером и центром кривой;
R - радиус кривой;
Z - смещение оси пути относительно разбивочной оси;
- расстояние от оси пути до внутренней грани рельса, ближайшего к реперу (половина ширины колеи на прямой).
21.34. Вычисление расстояний от путейских реперов до внутренней грани ближайшего рельса на прямых и участках переходных кривых производится по форме, приведенной в приложении 21-1.
Для участков круговой кривой применяют форму, рекомендованную авторами таблиц (см. п. 21.30).
21.35. Определение расстояния от путейских реперов до внутренней грани ближайшего рельса разрешается производить и другими способами, обеспечивающими требуемую точность.
21.36. Первоначальная установка рельсов производится в соответствии с ведомостью расстояний от болтовых отверстий путейских реперов. По высоте установка их ведется при помощи специальной рейки с накладным уровнем.
Второй (удаленный от репера) рельс устанавливается по первому, с соблюдением проектной ширины колеи и с учетом возвышения на криволинейных участках.
Д. Способы проверки уложенного пути в плане и профиле
21.37. Перед бетонированием шпал путь тщательно проверяется как в плане, так и в профиле.
Помимо проверки расстояний от реперов до рельсовых ниток, контролируется положение пути в плане в интервалах между путейскими реперами. Для этой цели используют леску с передвижным отвесом или же устанавливают теодолит. Исправления отклонений производятся при помощи домкратов.
21.38. На участках переходных и круговых кривых, помимо промеров от реперов через 2,5 м, проверяется плавность кривизны пути по стрелам прогиба десяти- или двадцатиметровых хорд. Величины стрел прогиба вычисляются по следующим формулам:
а) для переходной кривой
; ,
где b - величина стрелы прогиба, мм;
- расстояние от начала переходной кривой до середины хорды, м;
а - половина длины хорды, м;
С - параметр переходной кривой;
б) для круговой кривой
,
где b - величина стрелы прогиба, мм;
L - длина хорды, м;
R - радиус кривой, м.
21.39. На участках переходных кривых целесообразно использовать для рихтовки пути стягивающую хорду (см. п. 11.27). Стрелы прогиба вычисляют для каждого метра от стягивающей хорды до внутренней грани ближайшего рельса. Устанавливают от реперов НПК и КПК внутренние грани рельса, между полученными точками натягивают леску и производят рихтовку пути по рассчитанным стрелам прогиба. От реперов, заложенных через 5 м, делают контрольные промеры. При значительной длине стягивающей хорды рекомендуется закрепить одну или две створные точки, что позволит избежать большого провисания лески.
21.40. Проверка пути в профиле осуществляется при помощи нивелира. Предварительно производят набор пикетажа мест установки бетонных кубиков и клиньев под рельсами ("мальчиков") и подсчитывают проектные отметки головки рельсов на этих местах. Затем, установив нивелир и определив его горизонт по отметкам полигонометрических знаков, ведут рихтовку пути. Подъем производят подбивкой клиньев, расположенных между бетонным кубиком и рельсом, опускание - ослаблением клиньев.
На криволинейных участках учитывают возвышение рельсов.
21.41. В тоннелях метрополитена после окончания бетонирования шпал производят так называемую "отделку" пути. Рельсовые звенья длиной 12,5 и 25 м заменяют постоянными сварными плетьми, между рельсом и металлической накладкой шпалы устанавливают пластмассовые (синтетические) или резиновые прокладки толщиной 8-10 мм, устанавливают постоянные крепления рельсов и т.п. В этой связи, при бетонировании шпал необходимо занижать рельсы на величину, соответствующую толщине прокладок, которые будут применяться на данном участке пути.
21.42. Проверка пути в плане и профиле должна производиться комплексно, так как каждое исправление по высоте расстраивает осевое положение пути.
Рекомендуется приемку пути для бетонирования вести в следующем порядке:
1) грубая ("на глаз") установка пути в профиле;
2) предварительная рихтовка пути в плане от реперов по ординатам;
3) предварительная рихтовка пути в профиле (по шаблону с уровнем) напротив реперов, с учетом их планового положения;
4) точная установка пути в профиле (под нивелир) в местах установки бетонных кубиков ("мальчиков") и реперов;
5) окончательная рихтовка пути в плане по ординатам реперов и стрелам прогиба от хорд;
6) контрольное нивелирование пути.
При этом надо обращать внимание на то, чтобы накладки шпал были прижаты к рельсам временными клиньями, а шпалы не имели люфта на рельсах.
21.43. Для окончательно отрихтованного пути установлены следующие допуски:
а) отклонения в плане и профиле не должны превышать мм;
б) уширение колеи (относительно проектной величины) не должно превышать +4 мм, а сужение - 2 мм,
в) измеренные величины стрел прогиба не должны отличаться от рассчитанных (см. п. 21.39) более мм - для 20-метровых и мм - для 10-метровых хорд; при этом отклонения стрел прогиба на соседних хордах не должны иметь разных знаков.
Е. Окончательное нивелирование пути, съемка путевого оборудования в тоннелях
21.44. После завершения "отделки" и обкатки пути и окончания монтажных работ в тоннеле производится окончательное нивелирование путейских реперов и уложенных рельсов, а также съемка пути, всех устройств и оборудования.
21.45. По результатам окончательного нивелирования пути и реперов составляется каталог путейских реперов (см. приложение 21-2), сдаваемый эксплуатирующей организации.
21.46. При сдаче путей в постоянную эксплуатацию на плане тоннелей в масштабе 1:200 показываются:
а) пикетаж изолированных стыков, расположение всех устройств и оборудования в тоннелях (светофоров, дроссельных ящиков, релейных шкафов и т.д.), а также места пересечения путей кабельными каналами;
б) положение третьего рельса с показанием пикетажей разрыва и перехода его с одной стороны пути на другую;
в) начало и конец щебеночного основания.
Примечание. В железнодорожных тоннелях все указанные работы производятся путейцами.
21.47. После заливки пути производится предварительная проверка правильности сооруженных тоннелей путем прокатки габарита оборудования.
21.48. Проверку габаритности сдаваемых в эксплуатацию транспортных тоннелей производит специальная комиссия в составе:
а) представителя Геодезическо-маркшейдерского управления (ГМУ) Главтоннельметростроя (председатель);
б) представителя проектной организации (отдел трассы);
в) представителя организации, принимающей в эксплуатацию транспортные тоннели (служба пути);
г) представителя дирекции строящихся тоннелей;
д) представителей управления строительства и строительно-монтажных организаций, принимавших участие в строительстве.
21.49. Комиссия по проверке габаритов путем прокатки габаритной рамы (габарит приближения оборудования), смонтированной на специальной тележке, проверяют непосредственно в тоннелях соответствие построенных транспортных сооружений установленным для них габаритам.
21.50. Обнаруженные нарушения габаритности фиксируются в предписаниях на имя руководителей строительно-монтажных организаций. В предписании (приложение 21-3) указываются:
а) место (пикетаж, NN колец) обнаруженного нарушения габарита;
б) подробное описание частей конструкции или оборудования, находящегося в габарите, и что конкретно предлагается сделать для устранения негабаритности;
в) срок устранения обнаруженных негабаритностей.
21.51. Перед пуском пробного (первого) поезда комиссией производится окончательная проверка габаритности тоннелей и затем составляется акт, разрешающий пропуск поезда по всей сдаваемой в эксплуатацию трассе (см. приложение 21-4).
Ж. Маркшейдерские работы при монтаже подкрановых путей
21.52. Перед установкой подкрановых путей (как для козловых, так и для мостовых кранов) маркшейдером должны быть даны оси рельсовых ниток и условный горизонт для головки рельсов. После предварительной установки производится инструментальная проверка рельсовых ниток.
21.53. Работа начинается с разметки точек, подлежащих съемке.
Для козловых кранов разметка производится через 2-3 м по каждой нитке. Начальные точки счета должны находиться на одной нормали к пути. Для мостовых кранов разметка производится в промежутках опор крана, расстояния между которыми разбиваются на 2-3 равные части.
21.54. Положение пути в плане характеризуется шириной колеи и прямолинейностью рельсовых ниток. Ширина колеи определяется промерами стальной рулеткой между внутренними гранями рельсов (рис. 21.14).
21.55. Прямолинейность пути проверяется при помощи теодолита. Инструмент устанавливается вблизи одной нитки и определяется смещение его а от внутренней грани рельса. На противоположном конце пути к грани рельса приставляется горизонтально рейка, и визирная ось теодолита фиксируется на отсчете а. Затем с помощью рейки производится горизонтальная съемка всей рельсовой нитки в тех же точках, где производилось измерение ширины колеи.
Далее теодолит устанавливается вблизи второй нитки и определяется его смещение b от внутренней грани рельса. На противоположном конце пути фиксируется отсчет по рейке (см. рис. 21.14); при этом положении вторая съемочная линия будет параллельна первой. Затем производится горизонтальная съемка второй рельсовой нитки.
Примечание. Если по местным условиям теодолит приходится устанавливать вне колеи, производят съемку наружной грани рельса, соответственно изменяя знак в формуле
.
21.56. Произведя обработку съемки, выводят значения
.
Эти значения не должны отличаться от непосредственно измеренных более чем на 10 мм.
По величинам () и () составляется схема, отображающая отклонения рельсовых ниток в плане.
21.57. Положение пути в профиле определяется нивелированием головки рельсов в размеченных местах с последующим вычислением их условных отметок. На схеме показывают отклонения рельсовых ниток по высоте, принимая минимальную или максимальную отметку головки рельса за нуль.
21.58. После рихтовки подкрановых путей должна быть произведена контрольная съемка по вышеизложенной программе.
______________________________
* Формула и таблица величин - предложены инженером В.Н. Ишмаевым.
Величина поправки выбирается из табл. 21-4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.