Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2017 г. N Ф09-2710/17 настоящее постановление отменено
г. Пермь |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А50П-505/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уточкиной О.Н.,
при участии:
от заявителя Финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района (ИНН 8102000950, ОГРН 1025903387751) - Хорошева Г.М., паспорт, распоряжение;
от заинтересованного лица Государственного учреждения Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 (ИНН 5904100537, ОГРН 1025900889002) - Темербаева Н.А., удостоверение, доверенность от 12.04.2016 года;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре
от 07 декабря 2016 года по делу N А50П-505/2016,
принятое судьей судьи Даниловым А.А.
по заявлению Финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района
к Государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации Филиал N 1
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных внебюджетных органов,
установил:
Финансовый отдел администрации Юсьвинского муниципального района (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Филиал N 1 (далее - Фонд) от 25.08.2016 года N 40 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части привлечения к ответственности в размере 801 рубля 63 копеек и начисления пени в размере 15904 рублей 08 копеек и решения от 25.08.2016 года N 40 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянного судебного присутствия арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 07 декабря 2016 года требования Финансового управления Администрации Юсьвинского муниципального района удовлетворены, признаны недействительными решения Фонда от 25.08.2016 года N 40 о привлечении к плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносов в части привлечения к ответственности в размере 801 рубля 63 копеек и начисления пени в размере 15904 рублей 08 копеек и решение Фонда от 25.08.2016 года N 40 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фондом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - представление прокурора Юсьвинского района от 30.11.2016.
Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку суд апелляционной инстанции признал причины невозможности представления доказательств в суд первой инстанции уважительными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Финансового управления администрации Юсьвинского муниципального района по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Результаты проверки оформлены актом от 26.07.2016 года N 40.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения от 25.08.2016 года N 40 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения от 25.08.2016 года N 40.
Основанием для отказа в зачете расходов на сумму 138212 рублей 20 копеек, стал вывод Фонда о том, что выплаченное работнику Хорошевой Г.М. пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет произведено с нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п.п. 2, 4, 8 Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное время, утвержденного Постанволением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 29.04.1980 года N 111/8-51
Полагая, что решения Фонда являются незаконными, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил того, что произведенный заявителем расчет основан на нормах законодательства; оснований для выводов о неправомерности расчета у Фонда не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страховании" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам является одним из видов государственного пособия гражданам, имеющим детей.
Как следует из подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ему каждым работодателем (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В статье 4 Закона N 81-ФЗ определено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В части 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Таким образом, как верно указано фондом, из части 1.1 статьи 14 прямо следует, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Исключение установлено только для ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные правила установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Совместители пользуются гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством, в полном объеме.
Статьей 284 Кодекса установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.
Согласно статье 285 Кодекса оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Выплата гражданину пособия исходя из размера менее МРОТ может нарушить его фундаментальное право на получение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 7 Конституции Российской Федерации, статья 2 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, 02.12.2013 года распоряжением главы администрации Юсьвинского муниципального района N 119/1-к Хорошевой Г.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 02.12.2013 года по 07.03.2015 года включительно, с оплатой пропорционально отработанному времени.
Распоряжением от 02.12.2013 года N 99-ко Хорошевой Г.М. установлен график работы на условиях неполного рабочего времени на период с 02.12.2013 по 07.03.2015 года путем сокращения рабочего времени в каждую последнюю рабочую пятницу каждого месяца на 1 час.
Распоряжением от 17.04.2014 года N 26-ко установлен график работы на условиях неполного рабочего времени путем сокращения рабочего дня ежедневно на 12 минут, с оплатой пропорционально отработанному времени.
Отказывая в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 138212,20 рублей фонд указывает, что в соответствии с пунктами 4, 8 Положения "О порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное время", режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:
сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;
сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);
сокращение продолжительности ежедневной работы (смены на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Постановление, которым данное Положение утверждено, действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации не установлены пределы сокращения рабочего времени, то нормы Положения, принятого до принятия Кодекса, следует признать рекомендательными.
Исходя из положений Конвенции Международной организации труда от 24.06.1994 N 175 "О работе на условиях неполного рабочего времени" рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.
В соответствии с пунктом b пункта 1 статьи 1 указанной Конвенции, нормальная продолжительность рабочего времени, указанная в подпункте "a", может рассчитываться понедельно или в среднем за определенный учетный период.
Доказательств опровергающих доводы заявителя о том, что отчетным периодом для учета рабочего времени и начисления денежного содержания является месяц, Фондом не представлено.
В материалы дела заявителем в обоснование своих доводов представлены производственный календарь за 2013 и 2014 год. Представлены расчеты подтверждающие доводы заявителя о том, что Хорошева Г.М. в оспариваемый период работала на условиях неполного рабочего времени (том 2 лист дела 11), указанные расчеты Фондом не опровергнуты.
Наличие у застрахованного лица ребенка в возрасте до 1,5 лет, факт нахождения лица в трудовых отношениях с Учреждением, фактическое выполнение трудовых обязанностей, а также работа застрахованного на условиях неполного рабочего дня подтверждена представленными в материалы дела доказательствами и Фондом не опровергнута.
Судом отклоняет как необоснованные доводы Фонда о том, выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия. Как уже отмечалось, соответствующими нормативными актами не предусмотрены пределы сокращения рабочего времени.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с заявителя апелляционной жалобы госпошлины по апелляционным жалобам не производится ввиду освобождения от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 07 декабря 2016 года по делу N А50П-505/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-505/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2017 г. N Ф09-2710/17 настоящее постановление отменено
Истец: Финансовое управление администрации Юсьвинского муниципального района
Ответчик: ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2710/17
19.06.2017 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-82/17
06.03.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-82/17
07.12.2016 Решение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-505/16