Руководящий документ РД 10-72-94
"Лифты пассажирские, больничные, грузовые и грузовые малые. Методические указания по проведению обследования технического состояния лифтов, отработавших нормативный срок службы"
(утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июля 1994 г.)
Срок введения в действие с 1 августа 1996 г.
Введен впервые
Введение
Настоящие Методические указания, распространяются, в соответствии с ГОСТ 22011-95, на лифты пассажирские, больничные, грузовые и грузовые малые, и устанавливают периодичность, методы обследования технического состояния лифтов, отработавших нормативный срок службы, а также организацию этих работ и порядок оформления результатов обследования.
Методические указания не распространяются на лифты:
- пассажирские с номинальной скоростью 2,0 м/с и более;
- грузовые тротуарные;
- судовые;
- специального назначения;
- для работы в зданиях и помещениях, отнесенных по взрывоопасности к категории А и Б*;
- для работы в помещениях с агрессивными парами и газами, вызывающими коррозию;
- для работы в условиях конденсации влаги в шахте или машинном помещении, выпадения инея или образования льда на оборудовании.
1 Общие положения
1.1 Настоящие методические указания предназначены для специалистов инженерных центров, специализированных организаций, а также владельцев лифтов, определяют порядок организации и объем проведения обследования технического состояния лифтов, отработавших нормативный срок службы.
1.2 Инженерные центры и специализированные организации должны иметь разрешение (лицензию) органа Госгортехнадзора на обследование лифтов.
1.3 Специалисты, на которых возлагается проведение обследования, должны быть обучены по специальной программе, утвержденной Госгортехнадзором России и аттестованы в качестве специалиста-эксперта II уровня, в соответствии с требованиями РД-10-99-95 "Положения о квалификационных характеристиках специалистов инженерных центров".
1.4 Специалисты, на которых возложено проведение обследования металлоконструкций и сварных швов неразрушающими методами контроля должны быть обучены по специальной программе и аттестованы в качестве дефектоскопистов не ниже I уровня.
Инструкция (методические указания) по неразрушающим методам контроля должна быть согласована с Госгортехнадзором России.
1.5 Экспертное заключение должно соответствовать эталонному образцу, согласованному с Госгортехнадзором России письмом N 12-17/352 от 15.04.96.
2 Нормативные ссылки
В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:
ПУБЭЛ "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов" Госгортехнадзор России, М., 1992
ПЭЭП "Правила эксплуатации электроустановок потребителей" Энергоатомиздат, М.,1992
ПТБ при ЭЭП "Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" Энергоатомиздат, М., 1992
РД 22-19-124-86 (РД ИАЦ 2.004-97) Инструкция по защитному заземлению (занулению) в лифтах общего назначения
РД-10-98-95 Методические указания по проведению технического освидетельствования пассажирских, больничных и грузовых лифтов.
РД-10-99-95 Положение о квалификационных характеристиках специалистов-экспертов инженерных центров по лифтам.
Эталонное экспертное заключение по обследованию лифта, отработавшего нормативный срок службы.
ГОСТ 8.050-73 ГСИ. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений
ГОСТ 21964-76 Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики
ГОСТ 8.395-80 ГСИ. Нормальные условия измерений при проверке. Общие требования
ГОСТ 8.508-84 ГСИ. Метрологические факторы средств измерений и точностные характеристики средств автоматизации ГСП. Общие методы оценки контроля
ОСТ 22-1478-81 Методика выполнения измерений отклонений формы и расположения поверхностей
ГОСТ 8752-70 Манжеты резиновые армированные для валов. Технические условия
3 Периодичность проведения обследований
3.1 Предусматривается два вида обследования технического состояния лифта, отработавшего нормативный срок службы: первичное и повторное.
3.2 Первичное обследование технического состояния лифта должно проводиться по истечении нормативного срока службы, который определяется с даты первичного технического освидетельствования.
3.3 В соответствии с ГОСТ 22011 нормативный срок службы принят равным 25 лет для лифтов. Обследование лифтов специального назначения и лифтов иностранных фирм должны выполняться по методическим указаниям, согласованным с Госгортехнадзором России.
3.4 Срок повторного обследования определяется экспертной комиссией, в зависимости от технического состояния лифта и должен составлять целое количество лет от одного года до трех.
3.5 Количество повторных обследований определяется фактическим техническим состоянием лифта и экономической целесообразностью его восстановления, но не может превышать трех раз.
3.6 Обследование технического состояния лифтов рекомендуется совмещать с периодическим техническим освидетельствованием, при этом назначенный срок службы может корректироваться до 6 месяцев.
4 Порядок проведения обследования
4.1 Обследование лифта, отработавшего нормативный срок должно осуществляться на основании договора между организацией-владельцем лифта и организацией, имеющей лицензию органа Госгортехнадзора России на данный вид деятельности.
4.2 Передача лифта на обследование должна осуществляться по акту (Приложение Е) между организацией - владельцем и организацией, выполняющей обследование лифта, при этом:
- организация, выполняющая обследование, должна издать приказ (Приложение Р) о назначении специалистов, в том числе специалиста, ответственного за организацию работ и проведение обследования лифта;
- вывод из эксплуатации и доступ специалистов, проводящих обследование должен обеспечить ответственный за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта, о чем должна быть сделана запись в журнале технического обслуживания;
- ответственный специалист должен делать записи (Приложение Ж) в паспорте лифта в графе "запись результатов технического освидетельствования" о проведении обследования.
4.3 При выявлении в ходе обследования неисправностей, влияющих на безопасную эксплуатацию лифта и угрожающих безопасности лиц, проводящих работы, обследование должно быть приостановлено и лифт должен быть передан владельцу для производства ремонта, модернизации или замены. Запись о передаче лифта должна быть сделана в журнале технического обслуживания, а о приостановлении обследования в паспорте.
После выполнения ремонта или модернизации должна быть сделана соответствующая запись в паспорте и журнале технического обслуживания лицом, ответственным за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта. Лифт должен быть подвергнут периодическому техническому освидетельствованию в соответствии с РД-10-98-95.
При техническом освидетельствовании должны присутствовать:
представитель владельца; лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта; электромеханик, ответственный за исправное состояние и представитель организации, выполнившей ремонт или модернизацию лифта.
4.4 Организация, осуществляющая техническое диагностирование (обследование) лифтов обязана проводить страхование своей ответственности на случай возникновения аварии, выразившейся в виде падения кабины лифта, его противовеса или отдельных частей противовеса кабины, а также при происшествии несчастного случая (случаев) из-за технических причин.
Страхование лифтов проводится в соответствии с Положением (правилами) страхования оборудования повышенной опасности, согласованным с Госгортехнадзором России.
5 Виды возможных неисправностей элементов лифта
5.1 Для конструкций лифтов наиболее характерны следующие повреждения, возникающие в процессе эксплуатации:
- образование усталостных трещин;
- ослабление болтовых соединений;
- механические повреждения;
- деформации металлоконструкций;
- разрушение или уменьшение сечения элементов в следствии коррозии и (или) износа.
5.2 При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают у концентраторов местных напряжений.
К типичным концентраторам напряжений относятся:
- отверстия с необработанными кромками, прожженные, заваренные;
- места пересечения сварных швов и их окончания, прерывистые швы;
- технологические дефекты сварных швов: прожоги, подрезы, незаваренные кратеры, неполномерность шва, чрезмерное усиление валика шва и т.д.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.3 Основные характерные повреждения, разрушения металлоконструкций, механизмов лифтов приведены в приложении А.
5.4 Для механизмов наиболее характерны следующие неисправности и повреждения:
- разрушение быстроходного вала лебедки с электродвигателем на лапах;
- ослабление тормозной полумуфты лебедки (радиальное биение);
- износ червячного зацепления редуктора;
- ослабление болтовых соединений;
- выработка (износ) шарнирных соединений, тормозных полумуфт, обкладок тормозов и т.п.;
- износ штопочных соединений;
- разрушение манжетных уплотнений;
- трещины в блоках, канатоведущих шкивах и барабанах;
- течь масла из редуктора лебедки;
- износ ручьев канатоведущего шкива, блоков, шкива ограничителя скорости;
- отсутствие смазки и износ в подшипниках блоков, валов и электродвигателей.
5.5 Для канатов характерны дефекты, при наличии которых канат должен быть заменен:
- обрыв проволочек, поверхностный износ и коррозия свыше норм, предусмотренных ПУБЭЛ (Приложение Б таблица 1);
- отсутствие смазки в сердечнике;
- заломы;
- обрыв одной из прядей или сердечника;
- расслоение стренг или прядей;
- выдавливание сердечника или прядей;
- местное видимое увеличение или уменьшение диаметра каната;
- сплющивание каната (потеря формы поперечного сечения).
6 Последовательность выполнения работ
6.1 При обследовании лифта, отработавшего нормативный срок, должны производиться работы в следующей последовательности:
- ознакомление с эксплуатационной и технической документацией лифта (паспортом, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации), сведениями о ремонте и реконструкции лифта;
- внешний осмотр общего состояния и проверка лифта, включая окраску;
- проверка состояния ограждения и металлоконструкций шахты, кабины, противовеса, балок под блоки, сварных и стыковых соединений с применением методов неразрушающего контроля;
- проверка состояния механизмов лифта;
- проверка электрооборудования и выключателей безопасности;
- составление рабочей карты, ведомости дефектов и отступлений;
- устранение дефектов, (ремонт или модернизация);
- проведение испытаний лифта на соответствие требованиям ПУБЭЛ, по программе и методике испытаний лифта, приведенных в разделе 11 настоящих указаний;
- проверка сопротивления изоляции силового электрооборудования, цепей управления и сигнализации, силовой и осветительной электропроводки;
- осмотр и проверка элементов заземления (зануления) оборудования;
- измерение полного сопротивления петли фаза-нуль в сетях с глухозаземленной нейтралью;
- проведение периодического технического освидетельствования;
- составление отчетной документации;
- рассмотрение результатов обследования и составление экспертного заключения.
7 Указания по обследованию состояния технической и эксплуатационной документации
7.1 Обследование состояния паспорта включает в себя определение его физического состояния и соответствие ПУБЭЛ, в том числе:
- сведения о ремонте и реконструкции;
- записи и даты первого (полного) и последнего технических освидетельствований;
- состояние установочного чертежа и его соответствие установке лифта, наличие отступлений и их согласований с органом Госгортехнадзора России;
- образцу, согласованному с Госгортехнадзором России;
- состояние принципиальной электрической схемы, ее соответствие схеме завода-изготовителя, наличие и обоснованность внесенных изменений.
7.2 Обследование эксплуатационной документации:
- наличие и состояние технического описания и инструкции по эксплуатации;
- наличие и ведение журнала технического обслуживания;
- наличие и соответствие документации по организации эксплуатации.
8 Указания по обследованию металлоконструкций, сварных и болтовых соединений
8.1 Обследование состояния металлоконструкций лифта производят внешним осмотром и неразрушающими методами контроля.
В процессе обследования устанавливают состояние всех элементов металлоконструкций, сварных соединений, наличие коррозии, трещин, расслоение металла и т.п. (Приложение А, В).
8.2 Обследование сварных швов производится внешним осмотром с применением простейших оптических средств (6-10 кратная лупа) и в необходимых случаях с применением ультразвукового контроля по методике, согласованной с Госгортехнадзором России.
8.3 Определение степени коррозии металла производится засверливанием или импульсным ультразвуковым цифровым толщиномером (например типа УТМ-20).
8.4 Осмотр болтовых соединений включает визуальный осмотр, остукивание болтов, проверку затяжки.
При визуальном осмотре в каждом соединении проверяется наличие всех болтов и их затяжка. Момент затяжки указан в приложении Д.
9 Указания по обследованию состояния механизмов
9.1 Обследование состояния механизмов включает:
- внешний осмотр узлов с целью проверки состояния креплений, состояния канатов, наличия и загрязненности смазочных материалов, работоспособности шарнирных соединений и узлов в целом;
- инструментальные измерения с целью определения величины износа. (Приложение А, В).
9.2 Узлы перед их обследованием должны быть очищены от пыли, грязи, смазки и коррозии электромехаником, обслуживающим лифт.
9.3 При внешнем осмотре выявляется:
- общее состояние механизмов (окраска, смазка, наличие повреждений болтов, шпилек и т.д.);
- отсутствие трещин в узлах;
- отсутствие поломок, деформаций и других повреждений узлов;
- отсутствие коррозии;
- отсутствие течи масла из редуктора лебедки и привода дверей (при его наличии). (Приложение А, В).
9.4 Износ деталей определяется линейкой, штангенциркулем, рулеткой, шаблонами.
9.6 Износ червячной передачи редуктора оценивается по боковому зазору в зацеплении
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9.6 Проверка состояния крепления механизмов осуществляется в процессе обследования лифта. (Приложение Д)
9.7 Состояние подшипников проверяется при частичной разборке механизмов.
8.8 Радиальное биение тормозной полумуфты лебедки проверяется с помощью индикатора.
9.9 Проверка состояния канатов производится в соответствии с требованиями приложения Б ПУБЭЛ.
Проверяются также места крепления канатов на кабине, противовесе, а также состояние полиспастной, балансирной и жесткой подвески.
9.10 Проверка наличия масла в редукторах проверяется по маслоуказателю.
10 Указания по обследованию состояния электрооборудования
10.1 Обследование состояния электрооборудования включает следующее:
- внешний осмотр электрооборудования и проведение необходимых для безопасной работы измерений (проверок);
- проверку работоспособности электрооборудования;
- частичную разборку (при необходимости) с проведением механических и электрических измерений.
Перед началом работ по обследованию лифта должно быть осмотрено состояние изоляции электропроводки, защитного заземления и зануления элементов оборудования и конструкций в соответствии с Инструкцией по защитному заземлению для лифтов РД 22-19-124-86.
10.2 Внешний осмотр и проведение проверок включает:
- визуальный осмотр элементов оборудования;
- проверку отсутствия механических заеданий элементов электрооборудования при воздействии на них вручную, растворы, провалы и износ контактных групп. (Приложение Г).
10.3 Визуальный осмотр проводится последовательно по отдельным узлам электрооборудования и включает в себя следующие виды проверок:
Электродвигатели:
- отсутствие механических повреждений, способных вызвать отклонения в нормальной работе электропривода и создать аварийную ситуацию при работе лифта. К отклонениям, которые вызывают нарушения нормальной работы, относятся повреждения клеммной коробки, поломка мест крепления электродвигателя (трещины, пустоты в лапах или фланце, ослабление или отсутствие затяжки болтов);
Низковольтное комплектное устройство (НКУ):
- целостность дугогасительных камер контакторов (магнитных пускателей), осмотр состояния контактов. При этом следует обращать внимание на правильность прилегания контактов, отсутствие перекосов:
- соответствие токовых уставок автоматических выключателей и номиналов плавких вставок предохранителей требованиям защиты электрооборудования;
- целостность клеммных реек и состояние изоляции проводов электрических цепей НКУ;
- состояние автоматических выключателей и пакетных переключателей;
- состояние реле и другой электроаппаратуры;
- состояние оборудования диспетчерского контроля и связи.
Тормозной электромагнит:
- отсутствие заеданий и перекосов магнитной системы.
Электромагнитная отводка:
- отсутствие заеданий при ручном нажатии на "лыжу" отводки;
- целостность клеммной рейки и проводов;
- заземление корпуса.
Трансформаторы:
- целостность клеммных реек и состояние изоляции проводов;
- заземление корпусов и вторичных обмоток.
Кабели, провода и заземление лифта:
- наличие, исправность, прочность проводников заземления (зануления) и их присоединений; исправность и прочность заземляющих перемычек, соединяющих отдельные элементы лифта, в т.ч. корпуса электрооборудования и металлоконструкции лифта;
- состояние изоляции кабелей и проводов, особенно в местах их ввода в электрические аппараты, электродвигатели, шкафы управления и выключатели.
Выключатели безопасности:
Осмотр и проверка работоспособности выключателей:
- концевых;
- закрытия дверей кабины;
- закрытия дверей шахты;
- автоматического или неавтоматического замков двери шахты;
- закрытия двери приямка;
- замка люка кабины;
- загрузки кабины;
- перегрузки кабины;
- ограничителя скорости;
- ловителей;
- слабины тяговых канатов (цепей);
- натяжного устройства уравновешивающих канатов;
- натяжного устройства каната ограничителя скорости;
- гидравлического буфера;
- приямка;
- блочного помещения; кнопки "Стоп", "Двери".
Исправность действия проверяется отключением выключателей вручную.
В лифте, в зависимости от его конструкции, могут быть применены и другие выключатели безопасности, отвечающие требованиям п. 6.4.1. ПУБЭЛ.
Рабочие выключатели:
Осмотр и проверка работоспособности выключателей:
- переключатели этажные;
- переключатели режима работ;
- отключения электродвигателя привода дверей;
- освещения кабины;
- кнопки приказа и вызова;
- шунтирования катушки залипающей кнопки вызова;
- датчики селекции и точной остановки;
- кнопки, переключатели цепи сигнализации и связи, в том числе диспетчерского контроля;
- кнопки постов управления;
- кнопки блокировки выключателей безопасности.
Исправность действия рабочих выключателей проверяется при проверке режима нормальной работы лифта.
Визуальный осмотр выключателей включает в себя проверку:
- исправного состояния и крепления выключателей, а также разъемов, с помощью которых обеспечивается их включение в схему электропривода и автоматики;
- провалы, растворы и износ контактных групп.
Электрическое освещение:
- наличие и исправность электрической арматуры, аппаратуры и осветительных ламп в кабине лифта, машинном и блочном помещениях, в приямке и шахте, посадочных (погрузочных) площадках.
Диспетчерский контроль, связь:
- соответствие диспетчерского контроля требованиям п. 13.2 ПУБЭЛ;
- соответствие связи из кабины п. 6.3.36 ПУБЭЛ;
- соответствие ремонтной связи п. 6.3.37 ПУБЭЛ;
- соответствие аппаратуры, проводов, износ контактных групп;
- заземление металлических корпусов.
Вводное устройство:
- отсутствие заеданий подвижных соединений;
- наличие одновременного замыкания всех полюсов;
- состояние ножей, пинцетов и их износ.
Проверка осуществляется перемещением рукоятки ВУ вручную. При этом обращается внимание на правильность прилегания контактов, отсутствие перекосов, легкость перемещения рукоятки.
10.3.1 Измерения сопротивления изоляции, защитного заземления и петли фаза-нуль должны быть проведены после окончания работ по подготовке электрооборудования к техническому освидетельствованию.
Электроизмерительные работы должны быть выполнены специалистами, имевшими не ниже IV группы по электробезопасности и допущенными к выполнению работ на лифтах. Электролаборатория должна быть зарегистрирована в энергонадзоре.
Измерения должны выполняться по соответствующей инструкции, результаты измерений отражаться в протоколах, прилагаемых к экспертному заключению.
10.3.2 По результатам внешнего осмотра, проведения необходимых измерений и устранения выявленных неисправностей принимается решение о проверке работоспособности электрооборудования лифта под напряжением.
10.4 Проверка работоспособности электрооборудования включает нижеперечисленные проверки отдельных элементов лифта.
10.4.1 Проверка действия выключателей безопасности.
Проверка проводится путем поочередной имитации срабатывания (отключения вручную) всех выключателей безопасности, имеющихся на данном лифте.
10.4.2 Проверка регулировки и настройки отдельных аппаратов по заданным параметрам.
Величины установок срабатывания автоматических выключателей, тепловых реле (если имеются), а также реле времени и прочие должны соответствовать данным, приведенным в таблицах на электрических принципиальных схемах или технических условиях.
10.4.3 Проверка состояния и работоспособности подвижных и неподвижных контактов вводного устройства.
Проверка надежности контактов осуществляется визуальным осмотром подвижных контактов и проверкой их в действии.
10.4.4 Для определения работоспособности тиристорного регулятора (если он имеется) проводят следующие проверки:
- исправность разъемов в блоках и платах;
- наличие заземления регулятора;
- сопротивление изоляции между силовой частью и системой управления, между силовой частью и корпусом, между системой управления и корпусом (правила измерения изложены в техническом описании и инструкции по эксплуатации завода-изготовителя регулятора);
- работоспособность регулятора (после подачи напряжения на лифт), при которой производят контроль;
- правильности чередования фаз питающей сети;
- требуемых значений напряжений источников питания;
- наличия управляющих импульсов на контрольных точках выпрямительных блоков тиристорных пускателей;
- работы задатчика интенсивности;
- регулятора при его работе на электродвигатель или активную нагрузку.
Перечисленные виды контроля и проверок проводятся в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
10.4.5 При проверке электродвигателя необходимо:
- убедиться в свободном вращении ротора от руки;
- провести осмотр подшипников; убедиться в отсутствии стука, повышенного люфта и перегрева подшипников. При необходимости подшипники должны быть заменены электромехаником до технического освидетельствования;
- убедиться в отсутствии вибрации двигателя.
10.4.6 Проверка работы лифта во всех режимах.
В зависимости от системы управления необходимо проверить следующие режимы:
- нормальной работы, в том числе одиночное и групповое управление;
- управление из машинного помещения;
- "ревизия", в том числе деблокировку;
Кроме этого необходимо проверить:
- выполнение модернизации электросхем;
- исправность действия устройства, размыкающего цепь управления при проникновении в шахту лифта посторонних лиц;
- исправность диспетчерского контроля или связи из кабины с местом нахождения обслуживающего персонала;
- исправность ремонтной связи;
- исправность цепи для подключения переносных ламп.
10.5 По результатам внешнего осмотра и проведенной проверки работоспособности оборудования составляется рабочая карта и выявляется необходимость выполнения ремонтно-восстановительных работ, замены вышедших из строя отдельных аппаратов или их узлов и деталей, а также выполнения модернизаций.
10.6 Все выявленные дефекты заносятся специалистом в "Ведомость дефектов" (Таблица 4).
10.7 Неисправности электрического и механического оборудования, влияющие на безопасную эксплуатацию лифта должны быть устранены электромехаником до проведения технического освидетельствования. Допускается устранение неисправностей, не влияющих на безопасную эксплуатацию лифта, при ближайшем по графику ремонте.
11 Методика испытаний лифта
11.1 Цели и задачи испытаний
11.1.1 Основной целью испытаний является определение технического состояния лифта и возможности его дальнейшей эксплуатации.
11.1.2 Задачей испытаний является определение качественных характеристик оборудования, узлов и механизмов испытываемого лифта, их соответствие требованиям ПУБЭЛ и техническим условиям.
11.2. Условия проведения испытаний
11.2.1 Допускаемые значения показателей внешней среды и внешних воздействующих факторов.
Показатели внешней среды.
Температура воздуха в шахте и в машинном помещении должна находиться в пределах, установленных ГОСТ 22011.
Напряжение электросети, питающей привод лифта, должно находиться в пределах 342 - 418 В (для сети с номинальным напряжением 380 В) и 198 - 242 В (для сети с номинальным напряжением 220 В). Частота электрического тока, питающего привод лифта, должна находиться в пределах 49 - 51 Гц (для сети с номинальной частотой 50 Гц).
11.3 Режимы функционирования
Режимы функционирования лифта при испытании должны отвечать требованиям таблицы 2 настоящих указаний.
11.4 Условия выполнения измерений
Нормальные условия проведения измерений и метрологические характеристики средств измерений должны соответствовать требованиям ГОСТ 8.050, ГОСТ 21964, ГОСТ 8.395, ГОСТ 8.508, ОСТ 22-1478.
11.5 Критерии приостановки испытаний
Испытания должны быть прекращены, если:
- возникла аварийная ситуация, угрожающая безопасности лиц, проводящих испытания;
- не представляется возможным устранить дефекты, влияющие на работоспособность лифта.
В указанных случаях ответственный специалист должен поставить в известность руководителей организации (предприятия) - владельца лифта о прекращении обследования до устранения выявленных дефектов.
11.6 Безопасность проведения испытаний
Перед определением характеристик лифта согласно таблице 2, специалистам, проводящим испытания, необходимо проконтролировать:
- наличие и достаточность освещения кабины, машинного и блочного помещения, шахты и этажных площадок;
- состояние ограждений кабины и шахты;
- исправность замков дверей кабины и шахты;
- исправность выключателей безопасности;
- состояние и исправность работы вводного устройства и автоматического выключателя силовой цепи;
- режим управления лифтом из машинного помещения;
- отключение наружных вызовов и приказов при управлении лифтом с крыши кабины и из машинного помещения;
- величину напряжения электрической сети на вводном устройстве, а также цепи управления и сигнализации.
11.7 Номенклатура характеристик
Номенклатура характеристик, допускаемые отклонения и предельные значения величин характеристик, приведены в Приложении Б.
Необходимость определения ускорений, скорости, усилия сжатия створок, кинетической энергии, усилия на ручном штурвале и освещенности определяется специалистами с учетом фактического состояния лифта.
Указанная номенклатура характеристик предназначена для всех лифтов, на которые распространяются настоящие Методические указания. Если конструкции данного конкретного лифта не свойственны какие-либо характеристики, приведенные в таблице 2, то они не определяются.
11.8 Методы испытаний, требуемые значения показателей точности данных испытаний, требования к средствам испытаний приведены в Приложении Б.
11.9 Результаты испытаний должны быть указаны в таблице 2.
12 Указания по электроизмерительным работам
12.1 Электроизмерительные работы должны быть проведены после устранения дефектов и окончания работ по подготовке лифта к техническому освидетельствованию.
12.2 Электроизмерительные работы должны проводиться по методическим указаниям (инструкции) специализированной организации, имеющей лицензию органа Госгортехнадзора России и электролабораторию, зарегистрированную в энергонадзоре.
Методические указания (инструкция) должны соответствовать требованиям ПЭУ, ПЭЭП, ПТБ при ЭЭП.
12.3 Должны быть выполнены следующие проверки и измерения:
- сопротивление изоляции силового оборудования, цепей управления и сигнализации, силовой и осветительной электропроводки;
- осмотр и проверка элементов заземления (зануления) оборудования;
- измерение полного сопротивления петли фаза-нуль (в сетях с глухозаземленной нейтралью).
Протоколы измерений должны быть приложены к экспертному заключению.
13 Указания по техническому освидетельствованию лифта
13.1 После проведения осмотра проверки, испытания, электроизмерительных работ и устранения дефектов (ремонта или модернизации) лифт может быть подвергнут техническому освидетельствованию, в соответствии с РД-10-98-95.
13.2 Результаты технического освидетельствования должны быть отражены в акте-сертификате (Приложение К).
14 Указания мер безопасности
14.1 При проведении обследования и технического освидетельствования лифта должны соблюдаться требования "Правил по технике безопасности", а также требования настоящих указаний.
14.2 Ответственность за организацию доступа специалистов к лифту для проведения обследования несет лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта.
14.3 Ответственность за выполнение технических мероприятий, обеспечивающих безопасность доступа специалистов к лифту несет электромеханик, ответственный за исправное состояние лифта.
14.4 Ответственность за организацию проведения и безопасность выполнения работ при обследовании лифта несет специалист, назначенный ответственным по организации, выполняющей обследование.
В случае необходимости выполнения ремонта или модернизации ответственность за организацию и проведение необходимых работ несет персонал, выполняющий данные работы.
Специалисты, в том числе привлекаемые к обследованию, несут личную ответственность за соблюдение правил техники безопасности при проведении работ.
14.5 В паспорте лифта и журнале технического обслуживания должны быть сделаны записи об отключении и передаче лифта на обследование, о передаче лифта на ремонт для устранения выявленных дефектов, о проведении технического освидетельствования и разрешение на ввод лифта в эксплуатацию.
14.6 На период обследования лифт должен быть отключен, на вводном устройстве должен быть вывешен плакат "Не включать, работают люди".
14.7 Если в машинном помещении установлено оборудование двух или нескольких лифтов, то во время осмотра, проверки и испытания одного из лифтов, необходимо соблюдать особую осторожность вблизи вращающихся частей и электрооборудования, находящегося под напряжением.
14.8 Для освещения рабочего места должны применяться переносные лампы на напряжение не более 42 В. Освещенность должна соответствовать требованиям санитарных норм, но не менее 75 лк.
14.9 При выполнении работ без снятия или с частичным снятием напряжения должны использоваться диэлектрические перчатки и инструмент с изолирующими ручками.
14.10 Приборы и защитные средства должны подвергаться поверке в установленном порядке.
14.11 При выполнении работ в вахте и приямке лифта должны использоваться защитные каски.
15 Оформление результатов обследования
По результатам осмотра, проверки и испытания лифта должны быть оформлены документы.
15.1 Сведения о лифте (Таблица 1).
15.2 Акт обследования металлоконструкции, сварных соединений, узлов и механизмов лифта с применением неразрушающих методов контроля (Приложение М).
15.3 Рабочая карта обследования лифта (Таблица 3).
15.4 Ведомость дефектов лифта (Таблица 4).
15.5 Ведомость выявленных отступлений (Таблица 5).
15.6 Технический отчет по испытаниям устройств защитного заземления и проверки электрических сетей и электрооборудования лифта (Приложение Н), в том числе:
15.6.1 Протокол проверки сопротивления изоляции силового электрооборудования, цепей управления и сигнализации, силовой и осветительной электропроводки (Протокол N 1).
15.6.2 Протокол осмотра и проверки элементов, оборудования (Протокол N 2).
15.6.3 Протокол проверки полного сопротивления петли фаза-нуль (в сетях с глухозаземленной нейтралью) (Протокол N 3).
15.7 Акт обследования лифта (Приложение И).
15.8 Отчет о наличии и соответствии эксплуатационной и технической документации (Приложение П).
15.9 Отчет о результатах испытаний (Таблица 2).
15.10 После устранения дефектов (ремонта или модернизации) лифт должен быть подвергнут периодическому техническому освидетельствованию, результаты которого должны быть отражены в акте-сертификате (Приложение К).
15.11 Запись о проведении и результатах обследования, а также сроке повторного обследования должна быть сделана в паспорте лифта ответственным специалистом, проводившим обследование (Приложение Ж).
15.12 Документация, указанная в пунктах 15.1 - 15.9 должна быть представлена экспертной комиссии организации, проводившей обследование лифта.
Экспертная комиссия должна рассмотреть представленные документы и вынести заключение о возможности дальнейшей эксплуатации и сроке повторного обследования лифта (Приложение Л).
15.13 Экспертное заключение должно быть передано владельцу и храниться с паспортом лифта. Копия экспертного заключения должна храниться не менее трех лет в организации, выполнившей обследование.
К экспертному заключению должны быть приложены документы, указанные в п.п. 15.1; 15.2; 15.4; 15.5; 15.6; 15.7; 15.8; 15.9, а также:
- договор на проведение обследования лифта;
- Акт о передаче лифта на обследование. Акт-сертификат должен храниться в паспорте лифта;
- приказ о назначении специалистов для проведения обследования.
______________________________
* Категория помещений и зданий подведомственных предприятий и учреждений определяются министерствами и ведомствами, а также технологами проектных организаций на стадии проектирования зданий и сооружений в соответствии с ОНТП 24-86 МВД, ведомственными нормами технологического проектирования и специальными перечнями, утвержденными в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД 10-72-94 "Лифты пассажирские, больничные, грузовые и грузовые малые. Методические указания по проведению обследования технического состояния лифтов, отработавших нормативный срок службы" (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июля 1994 г.)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Срок введения в действие с 1 августа 1996 г.
Разработаны и внесены: Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями. Инженерный центр "НЕТЭЭЛ", ИКЦ "Инжтехлифт", АО ЦПКБ по лифтам
1 Разработаны Центральным проектно-конструкторским бюро по лифтам (ЦПКБ по лифтам)
Переработаны Инженерно-консультативным центром (ИКЦ Инжтехлифт) и Инженерным центром по независимой технической экспертизе эскалаторов и лифтов (ИЦ НЕТЭЭЛ)
Внесены Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России
2 Приняты Постановлением Госгортехнадзора России от 22 июля 1994 г.
3 Введены в действие с 1 августа 1996 г.
4 Введены впервые
5 В настоящих указаниях учтены нормы ГОСТ 22011-95 Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия