Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта
РД 31.3.3-97
(утв. письмом Минтранса РФ от 16 декабря 1996 г. N ВЛ-6/445)
Срок введения в действие установлен с 1 апреля 1997 г.
Вводится взамен РД 31.35.11-93
Введение
Настоящее Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта (далее - Руководство) содержит методические рекомендации по осуществлению контроля технического состояния гидротехнических сооружений всех типов и назначений на предприятиях морского транспорта.
Перечень нормативно-технических документов, на которые в Руководстве делаются ссылки, представлен в приложении 2.
Определения использованных терминов даны в приложении 1. При этом учитываются назначение и тип сооружения, его техническое состояние и условия эксплуатации. Минимальный рекомендованный объем контроля при освидетельствовании сооружений различных типов приведен в таблице 2.2.
1. Общие положения
1.1. В основе комплексной системы технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта (далее - сооружений) лежат методики определения технического состояния и оценки износа сооружений, регламентируемые настоящим Руководством.
Указанными методиками устанавливаются:
- номенклатура качественных и количественных признаков, характеризующих техническое состояние объектов контроля;
- способы определения характеристик технического состояния;
- нормы характеристик технического состояния;
- средства контроля технического состояния;
- способы определения износа сооружений;
- способ определения объема контроля и форма алгоритма контроля;
- способы учёта результатов контроля с целью ретроспективного анализа и прогнозирования изменений технического состояния.
1.2. Объектами технического контроля являются сооружения, процессы их проектирования, строительства, приемки и ввода в эксплуатацию, режимы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также соответствующая техническая документация.
Контроль при проектировании, строительстве и приемке сооружений в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 1.06.05-85, СНиП 3.01.04-87, СНиП 3.07.02-87, ВСН 34-86 Минтрансстроя.
Контроль средств навигационного оборудования судоходных каналов и портовых акваторий должен осуществляться при их техническом обслуживании в соответствии с РД 31.61.01-93.
1.3. Методики контроля технического состояния сооружений основаны на использовании стандартизованных средств диагностирования и неразрушающего контроля, освоенных и выпускаемых промышленностью. Использование нестандартизованных средств контроля следует осуществлять в порядке, установленном РД 31.3.4-97.
1.4. При комплексном обследовании сооружений в общем случае предусматривается выполнение следующих контрольных операций:
- проверка технической документации;
- инструментальный контроль (осмотр и замеры);
- испытания сооружений или отдельных конструкций и элементов.
Каждая из этих операций регламентируется соответствующей методикой. При этом методики визуального контроля носят рекомендательный характер и могут изменяться, уточняться и конкретизироваться исполнителями. Методики измерительного контроля и испытаний являются обязательными. Они также могут совершенствоваться с учетом требований ГОСТ 8.326-78 и ГОСТ 8010-72, предусматривающих аттестацию указанных средств измерений и методик органами ведомственной метрологической службы.
2. Определение объема контроля
2.1. Объем контроля при выполнении контрольно-инспекторских обследований сооружений в целях их освидетельствования должен определяться руководителем работ - инспектором организации-контролера в соответствии с рекомендациями настоящего Руководства.
2.2. Освидетельствование сооружений следует начинать с проверки технической документации с целью ретроспективного анализа изменения технического состояния сооружения и выявления факторов, способствующих этому изменению за время с предыдущего освидетельствования. Таким путем выявляются основные направления контроля, контролируемые элементы и конструкции, определяется предварительный объем отдельных осмотров и измерительного контроля.
2.3. Перечень проверяемой технической документации представлен в таблице П.4.1 приложения 4. Объем проверки зависит от категории освидетельствования (первичное, очередное, внеочередное).
2.4. По результатам проверки технической документации необходимо составить акт проверки (приложение 4), в котором следует отметить качество ведения технической документации и документально зарегистрированные изменения технического состояния сооружения за время с последнего освидетельствования. Акт проверки технической документации должен входить в состав отчета по результатам контроля.
2.5. После проверки технической документации следует провести рекогносцировочный осмотр сооружения, по результатам которого определить предварительный объем контроля. Для этих целей используются рис. 2.1 и таблица 2.1, в которой приведены справочные данные по нормируемым признакам технического состояния (качественным и количественным) и рекомендованные методики контроля.
2.6. Определение предварительного объема контроля завершается составлением программы работ - алгоритма контроля. Этот документ является вторым обязательным приложением (после акта проверки технической документации) к отчету по контролю. Он составляется инспектором по форме, приведенной в приложении 5.
2.7. Алгоритм контроля составляется инспектором с полнотой и детальностью, необходимой и достаточной для самостоятельного выявления установленных характеристик технического состояния сооружения каждым из исполнителей. В алгоритме контроля перечисляются все контролируемые элементы, виды контроля, очередность и порядок выполнения операций контроля, положение контрольных точек, указываются методики и средства контроля.
2.8. Результаты обследований по каждой из контрольных операций сразу после её завершения передаются исполнителем руководителю работ в письменном виде вместе с эскизами, схемами, чертежами, графиками и другими необходимыми пояснениями.
2.9. На основе анализа промежуточных результатов обследования руководитель работ должен осуществить корректировку алгоритма контроля, увеличивая или уменьшая объем контроля. Корректировка прилагается к основному документу в порядке, установленном приложением 5.
Таблица 2.1
Перечень контролируемых параметров элементов сооружений, контрольные операции
N |
Шифр конструктивной схемы |
Наименование элемента (рис. 2.1) |
Выполняемая функция в сооружении |
Вид конструкции, материал |
Контролируемые параметры |
Номер контрольной операции по таблице 5.1 |
1 |
1 |
Дно у причала или оградительного сооружения |
Основание сооружения. Обеспечение судоходных глубин |
- |
Профиль дна у сооружения и его изменения. Глубины на полосе 20 м вдоль причала. |
|
2 | ||||||
3 | ||||||
|
|
|
|
Наличие посторонних предметов, мешающих судоходству. Глубины вдоль сооружения |
||
6 |
Дно судоходного канала |
Обеспечение судоходных глубин |
- |
Профиль поперечного сечения |
||
2 |
1 |
Кордонная плита |
Обеспечение прямолинейности причальной плоскости. Опорная поверхность для обойных устройств. Защита металлического шпунта от коррозии |
Железобетонный оголовок шпунтовой стенки, бортовая балка эстакады, лицевая плита уголковой надстройки и т.д. |
Пространственное положение |
|
2 |
Поврежденность |
|||||
4.1 |
Прочность бетона |
|||||
4.2 |
|
|
||||
3 |
1 |
Отбойное устройство |
Гаситель энергии судна |
Резиновый элемент, пневматический амортизатор, навесной деревянный щит на автопокрышках, деревянная отбойная рама, кранец из автопокрышек и др. |
Комплектность. |
|
2 |
Поврежденность амортизаторов, деталей и узлов их крепления |
|||||
4 |
1 |
Колесоотбойный брус |
Ограждающая конструкция |
Железобетон, дерево, сталь |
Поврежденность |
|
2 | ||||||
5 |
1 |
Швартовная тумба |
Удержание судна при стоянке |
Чугун, сталь |
Комплектность. |
|
2 |
Поврежденность тумб и их креплений |
|||||
6 |
1 |
Крановый путь |
Несущая конструкция (нагрузка от катков крана). |
Стальные рельсы на шпально-балластном основании или на железобетонных балках |
Планово-высотное |
|
2 |
положение. |
|
||||
Направляющие для перегруз. механизмов |
Поврежденность рельс и скреплений |
|
||||
Поврежденность шпал. |
||||||
Наличие балластного слоя |
||||||
Повреждённость балки |
||||||
Прочность бетона |
||||||
7 |
1 |
Покрытие |
Обеспечение беспрепятственного перемещения транспорта, механизмов и людей. Основание для размещения грузов |
Асфальтобетон, цементобетон, железобетонные плиты |
Высотное положение |
|
2 |
Поврежденность |
|||||
3 | ||||||
8 |
1.1-1.4 |
Шпунтовая стенка |
Ограждающая и несущая конструкция |
Стальной шпунт, железобетонный шпунт |
Пространственное положение |
|
3.7 |
|
|
||||
4.1 |
|
|
||||
4.2 |
|
|
||||
4.5 |
|
|
||||
Грунтопроницаемость |
||||||
Поврежденность |
||||||
Коррозионный износ |
||||||
Прочность бетона |
||||||
9 |
1.1-1.3 |
Анкерная тяга |
Обеспечение неподвижности лицевой стенки |
Сталь |
Поврежденность узлов крепления. Поврежденность тяги |
|
1.9 |
||||||
3.7 | ||||||
4.1 | ||||||
10 |
1.1-1.3 |
Анкерная опора |
Обеспечение неподвижности шпунтовой стенки |
Стальные трубы и шпунт, железобетонные плиты |
Поврежденность |
|
1.9 | ||||||
4.1 | ||||||
11 |
1.2 |
Разгрузочная платформа |
Несущая конструкция |
Железобетон |
Поврежденность |
|
12 |
1.3 |
Элемент внешней пригрузки |
Ограждающая и несущая конструкция |
Железобетон |
Пространственное положение |
|
Поврежденность. |
||||||
Прочность бетона |
||||||
13 |
1.4 |
Плита ростверка |
Несущая конструкция |
Железобетон |
Пространственное положение |
|
Поврежденность |
||||||
14 |
1.5 |
Постель |
Распределение давления от сооружения на грунт. |
Камень, щебень |
Деформация. |
|
1.8 |
Высотное положение. |
|||||
1.9 |
Выравнивание основания |
Состав материала |
||||
1.10 | ||||||
3.1 | ||||||
3.3 | ||||||
3.5 | ||||||
4.6 | ||||||
15 |
1.5 |
Массивная кладка |
Ограждающая и несущая конструкция |
Бетонные массивы |
Пространственное положение |
|
3.1 |
Взаимное положение массивов в кладке |
|||||
4.6 | ||||||
Поврежденность массивов |
||||||
Прочность бетона |
||||||
16 |
1.5 |
Каменная призма |
Снижение нагрузки на сооружение, обеспечение грунтонепроницаемости |
Камень, щебень |
Просадка территории вследствие диффузии грунта |
|
4.2 | ||||||
4.6 |
Состав материала |
|||||
17 |
1.6 |
Массив-гигант |
Ограждающая и несущая конструкция |
Железобетон, песок заполнения |
Пространственное положение |
|
3.3 |
Грунтопроницаемость |
|||||
Поврежденность |
||||||
Прочность бетона |
||||||
18 |
1.7 |
Оболочка большого диаметра |
Ограждающая и несущая конструкция |
Железобетон, сталь |
Пространственное положение |
|
3.5 |
||||||
Грунтонепроницаемость |
||||||
Поврежденность |
||||||
Прочность бетона |
||||||
19 |
1.8 |
Лицевая плита уголкового блока |
Ограждающая и несущая конструкция |
Железобетон |
Пространственное положение |
|
1.9 |
||||||
Грунтонепроницаемость |
||||||
Поврежденность |
||||||
Прочность бетона |
||||||
20 |
1.9 |
Фундаментная плита уголкового блока |
Несущая конструкция |
Железобетон |
Поврежденность |
|
Прочность бетона |
||||||
21 |
1.8 |
Контрфорс |
Несущая конструкция |
Железобетон |
Поврежденность |
|
22 |
1.10 |
Ряж |
Ограждающая и несущая конструкция |
Дерево, камень |
Пространственное положение |
|
Поврежденность древесины |
||||||
Поврежденность элементов крепления |
||||||
23 |
1.2 |
Свая |
Несущая конструкция |
Стальные и железобетонные трубы, железобетонные призматические сваи, сварные сваи из металлопроката, открытых профилей, деревянные сваи |
Пространственное положение |
|
1.4 |
Контакт с сопрягаемым элементом |
|||||
2.1-2.6 | ||||||
3.6 |
Повреждённость |
|||||
4.5 |
Прочность |
|||||
2.5 | ||||||
5.3 | ||||||
24 |
5 |
Судовозный рельсовый путь |
Несущая и направляющая конструкция |
Стальные рельсы на железобетонных балках или шпально-балластном основании |
Планово-высотное положение |
|
Поврежденность |
||||||
Прочность бетона |
||||||
25 |
2.7 |
Шпунтовая ячейка |
Ограждающая и несущая конструкция |
Стальной шпунт |
Пространственное положение |
|
3.4 |
Грунтонепроницаемость |
|||||
Поврежденность |
||||||
26 |
2.1 |
Ригель |
Несущая конструкция |
Железобетон |
Пространственное положение |
|
2.3 |
Поврежденность |
|||||
Прочность бетона |
||||||
27 |
2.5 |
Балка (ферма) пролетного строения пирса мостового типа |
Несущая конструкция |
Сталь |
Пространственное положение |
|
2.6 |
Поврежденность |
|||||
2.7 | ||||||
28 |
2.1-2.4 |
Крепление откоса |
Защита грунта откоса от размыва волнами и течениями |
Камень различной крупности |
Профиль откоса |
|
4.3 |
Состав материала |
|||||
4.4 | ||||||
29 |
3.2 |
Каменная наброска |
Ограждающая и несущая конструкция |
Камень |
Профиль |
|
Состав материала |
||||||
30 |
3.1 |
Берменный массив |
Защита каменной постели от размыва |
Бетон |
Пространственное и взаимное положение массивов. |
|
Поврежденность |
||||||
31 |
3.1 |
Парапет |
Защита от заплеска |
Каменная кладка, бетон, железобетон |
Пространственное положение |
|
3.3 |
Поврежденность |
|||||
32 |
3.1 |
Надстройка мола |
Обеспечение проезда транспорта и прохода людей к голове мола, жесткости и монолитности конструкции |
Бетон |
Пространственное положение |
|
3.5 |
Поврежденность |
|||||
3.7 | ||||||
33 |
2.2 |
Капитель |
Несущая конструкция, увеличение площади опирания плит перекрытия, подрельсовой балки на сваю |
Железобетон |
Поврежденность |
|
5.3 |
Прочность бетона |
|||||
34 |
2.1-2.3 |
Элементы сопряжения подпричального откоса |
|
Бетонные массивы, железобетонные блоки, шпунтовые сваи |
Пространственное положение |
|
Грунтонепроницаемость |
||||||
Поврежденность |
||||||
35 |
3.6 |
Шатровые блоки |
Несущая и ограждающая конструкция |
Железобетон |
Пространственное положение |
|
Взаимное положение элементов |
||||||
Поврежденность |
||||||
Прочность бетона |
||||||
36 |
3.2 |
Защитное покрытие откоса |
Защита откоса от действия волн |
Каменная кладка, кладка из бетонных массивов, покрытие из фасонных ж.б. блоков |
Деформация покрытия |
|
37 |
5.1 |
Упор порога |
Упор-ограничитель для рельсовых путей |
Бетон |
Пространственное положение, его изменение |
|
5.2 |
|
|||||
|
Поврежденность |
|||||
Прочность бетона |
||||||
38 |
6.0 |
Средства навигационного оборудования |
Обеспечение безопасности судоходства |
|
Поврежденность |
РД 31.61.01-93 |
Комплектность |
|
|||||
Пространственное положение |
|
|||||
39 |
1 |
Грунты основания |
Основание сооружения |
Естественный грунт; насыпной грунт; искусственно улучшенный грунт |
Несущая способность, деформации |
|
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
(по совокупности признаков). Инженерно-геологические исследования |
|||||
40 |
1.0-1.10 |
Грунт засыпки |
Основание покрытия территории, крановых и железнодорожных путей. Обеспечение прочности и устойчивости ячеек и блоков |
Насыпной грунт |
|
|
2.7 |
||||||
3.3 | ||||||
3.5 | ||||||
3.6 | ||||||
41 |
1 |
Дренажные устройства |
Отвод грунтовых вод |
Дренажные трубы |
Наличие. Поврежденность |
|
42 |
1 |
Системы снабжения |
Водо- и энергоснабжение, связь |
|
Комплектность |
|
43 |
2 |
|
|
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
|
45 |
1 |
Железнодорожный путь |
Несущая конструкция, направляющие для колёс ж.д. транспорта |
Стальные рельсы на шпально-балластном основании |
Планово-высотное положение |
|
2 | ||||||
|
Поврежденность |
|||||
46 |
|
Специальные элементы конструкции |
В соответствии с проектом |
Определяются инспектором |
Таблица 2.2
Минимальный рекомендованный объем контроля при освидетельствовании сооружений
3. Планово-высотное обоснование работ
3.1. Планово-высотным обоснованием работ служат опорные знаки геодезической сети и деформационные марки. В качестве опорных знаков следует использовать грунтовые или стенные реперы.
3.2. Построение сети планово-высотного обоснования должно производиться на основании проекта сети, разработанного проектной организацией. Пункты планового и высотного обоснования рекомендуется совмещать.
3.3. В состав геодезической сети следует включать сохранившиеся пункты государственной геодезической сети, пункты геодезической разбивочной основы и пункты геодезических наблюдений, производимых в процессе ранее выполняемого технического контроля.
Геодезические сети должны строиться с учетом конфигурации, протяженности и типа сооружения.
3.4. При выборе мест установки грунтовых или стенных реперов и деформационных марок необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
репера и марки должны быть доступны в течение всего периода наблюдений и сохраняться при возможной застройке территории;
грунтовые реперы следует располагать в стороне от путей движения транспорта, мест переработки и складирования грузов и вне пределов призмы обрушения грунта, образующейся за сооружением;
грунтовые реперы устанавливаются вне зоны распространения давления от здания или сооружения и на расстоянии от здания (сооружения) не менее тройной толщины слоя просадочного грунта;
расстояния от грунтовых реперов до ближайших деформационных марок по возможности не должно превышать 50 м;
грунтовые реперы устанавливаются на расстоянии, не превышающем 150 м друг от друга под углом близким к 90 градусов к линии, на которой расположены деформационные марки, или на ее продолжении;
деформационные марки закладываются в тело сооружения на одной линии с интервалом через 5-20 м, в зависимости от его жесткости;
для удобства установки геодезических инструментов деформационные марки закладываются на расстоянии не менее 0,5 м от линии кордона причала.
Стенные реперы устанавливаются на сооружениях, не подвергающихся перемещениям и кренам (капитальные здания, колонны и трубы, прожекторные мачты и т.д.).
Конкретные места установки реперов определяются проектной организацией по согласованию с соответствующими службами, эксплуатирующими инженерные коммуникации в районе работ.
3.5. Конструктивные особенности реперов и деформационных марок должны отвечать следующим требованиям:
не возвышаться над окружающей территорией;
на верхней поверхности головок реперов и марок должно иметься углубление диаметром 2 мм или крестообразная насечка глубиной 1 мм.
3.6. Грунтовые и стенные реперы и деформационные марки должны быть пронумерованы.
Номера грунтовых реперов и деформационных марок указываются на крышках предохранительных колпаков или на поверхности конструкции рядом со знаком, а стенных реперов - непосредственно на стене.
3.7. В случае нарушения сохранности реперов или марок их следует восстановить, по возможности на том же месте, с присвоением старого номера с индексом "и" и провести повторный цикл измерений.
3.8. После закладки опорных знаков геодезической сети следует составлять кроки геодезических пунктов.
Кроки пунктов должны содержать:
схему расположения с привязкой к местным предметам и указанием отметки;
описание местоположения пункта;
схематическое изображение наружного знака;
разрез центра.
3.9. Пункты геодезической сети необходимо сдавать по акту на наблюдение за сохранностью представителю владельца сооружения. К акту прикладываются кроки геодезических пунктов.
3.10. Разработка проекта геодезических сетей, изготовление и закладка реперов и наблюдательных марок должны производиться в соответствии с нормативными документами: Инструкция о построении государственной геодезической сети СССР, Инструкция об охране геодезических пунктов. Руководство по применению стенных знаков в полигонометрических и теодолитных ходах, а также с пособиями: Центры и реперы государственной геодезической сети СССР, Центры геодезических пунктов для территорий городов, поселков и промышленных площадок.
3.11. Планово-высотное положение пунктов геодезических сетей должно определяться следующим образом:
высотное положение грунтовых и стенных реперов определяется относительно пунктов государственной нивелирной сети, имеющих абсолютные отметки в Балтийской системе высот (БСВ), а деформационных марок - относительно грунтовых или стенных реперов;
плановое положение грунтовых и стенных реперов и деформационных марок рекомендуется определять в местной системе координат.
В случае отсутствия на объектах контроля пунктов нивелирной госсети с отметками в БСВ, допускается определение отметок грунтовых и стенных реперов в местной системе высот.
Привязку пунктов опорных и наблюдательных геодезических сетей к принятым системам координат и высот следует производить методами:
плановая - триангуляции (микротриангуляции), трилатерации, полигонометрии или их комбинациями;
высотная - геометрического нивелирования.
3.12. Работы по определению положения пунктов геодезических сетей необходимо выполнять в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:
плановое положение - СНиП 3.01.03-84, СНиП 1.02.07-87, Инструкции о построении государственной геодезической сети СССР, Инструкции по полигонометрии и трилатерации, Руководства по наблюдениям за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений;
высотное положение - ГОСТ 24846-81, Инструкции по нивелированию I, II, III, IV классов, Инструкции по составлению каталогов высот пунктов нивелирования и Практического руководства "Нивелирование I и II классов".
3.13. Точность определения планово-высотного положения опорных пунктов геодезических сетей должна обеспечивать получение результатов измерения горизонтальных и вертикальных перемещений сооружений в пределах допускаемых погрешностей.
3.14. В зависимости от геологических условий ГОСТ 24846-81 устанавливает четыре класса точности геодезических измерений, обеспечивающих определение перемещений:
I класс - для сооружений: уникальных, длительное время (более 50 лет) находящихся в эксплуатации, возводимых на скальных и полускальных грунтах;
II класс - для сооружений, возводимых на песчаных, глинистых и других сжимаемых грунтах;
III класс - для сооружений, возводимых на насыпных, просадочных, заторфованных и других сильно сжимаемых грунтах;
IV класс - для земляных сооружений.
Для перечисленных классов точности допускаются следующие погрешности измерения перемещений, в мм:
I класс: горизонтальные - 2, вертикальные - 1;
II класс: " - 5, " - 2;
III класс: " - 10, " - 5;
IV класс: " - 15, " - 10.
Допускаемая погрешность измерения крена сооружений (в линейном измерении) не должна превышать 0,0005Н, где Н - высота сооружения в мм.
3.15. Техническая документация, составляемая по результатам построения геодезических сетей и определения планово-высотного положения реперов и наблюдательных марок должна включать следующие обязательные материалы:
схему геодезической сети;
кроки геодезических пунктов;
акты сдачи геодезических пунктов на наблюдение за сохранностью;
каталог координат и высот опорных пунктов и деформационных марок.
Перечисленная документация является основой для проведения технического контроля геодезическими методами и должна постоянно храниться в подразделении организации, осуществляющем техническое обслуживание сооружения.
3.16. Измеренные у причальной стенки глубины в соответствии с РД 31.31.37-78 должны приводиться к установленному для данной портовой акватории отсчетному уровню (нулю глубин порта), положение которого определяется в проекте относительно нуля принятой системы высот.
Для приведения результатов измерений к нулю глубин порта в период промера следует проводить наблюдения за колебаниями уровня воды на акватории.
4. Обследование подводной части сооружений
4.1. Обследование подводной части сооружений должно проводиться водолазами-специалистами организаций-контролеров.
Организация и выполнение этих работ должны осуществляться в соответствии с "Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах" (РД 31.84.01-90), а также другими нормативными документами.
4.2. Обследования должны проводиться под руководством инженеров-гидротехников, допущенных к руководству водолазными работами в порядке, установленном РД 31.84.01-90.
4.3. Руководитель работ должен обеспечить качественное выполнение обследования в намеченные сроки. Для этого составляется и обсуждается с исполнителями план ежедневных работ. Руководитель работ контролирует готовность технических средств, исправность инструментов и средств обеспечения безопасности труда, осуществляет систематический контроль и проверку результатов обследования.
4.4. До начала работ руководитель работ должен ознакомить исполнителей с технической документацией по обследуемому сооружению; непосредственно на объекте обсудить и откорректировать программу выполнения работ, составить календарный график; наметить исполнителей по видам работ, конкретизировать средства и методы работ и меры по обеспечению безопасности их выполнения.
4.5. Руководитель спусков перед началом работ должен лично провести рекогносцировочное обследование контролируемых объектов для выявления дополнительной информации об их состоянии, при котором устанавливается степень обрастания элементов, засоренность дна, гидрологические условия (прозрачность воды, наличие течения и пр.) и получить другие необходимые для выполнения работ сведения. По результатам рекогносцировочного обследования должны быть определены наиболее рациональные схемы и маршруты обследования.
4.6. Руководитель работ должен вести рабочий журнал. Форма журнала и порядок его ведения определяются программой обследования. Ежедневно перед началом работы руководитель должен выдавать погружающимся специалистам технические задания и регистрировать их в рабочем журнале, а после работы заносить в журнал полученные результаты. При этом руководитель должен осуществлять полевой контроль результатов - проверять материалы по принятым пунктам (достаточность, надежность, полнота, допустимость расхождений, правильность оформления и т.д.).
4.7. Обследование подводной части сооружения должно производиться путем технического осмотра элементов, их измерительного контроля - определения значений установленных геометрических параметров и изучения технического состояния материалов конструкций.
4.8. При выполнении обследований должны быть получены изображения дефектных элементов сооружений или элементов, обладающих внешними признаками, характеризующими техническое состояние объекта.
4.9. Перед началом технического осмотра руководитель работ должен наметить маршруты обследования и определить порядок их прохождения. Всем конструктивным элементам, подлежащим контролю, следует присваивать порядковые номера. Исполнителям работ должно быть выдано задание, содержащее условия выполнения работ, перечень контролируемых элементов, признаки, характеризующие их техническое состояние, порядок выполнения осмотра и взаимодействия остальных исполнителей, в том числе меры по обеспечению безопасности работ и другие необходимые сведения.
4.10. Обследование сооружений следует проводить по участкам, границы которых (пикеты) должны быть четко обозначены на поверхности и под водой. Подводными границами могут служить швы между отдельными элементами сооружения или опускаемые с поверхности тросы с грузами. При плохой видимости каждый участок сооружения следует осматривать в несколько приемов. За каждый прием должна осматриваться зона, ограниченная под водой теми же тросами с грузом, которые следует перемещать по мере осмотра вдоль сооружения.
Пространственное положение элементов сооружения необходимо определять относительно вертикальной и горизонтальной осей. Вертикальной осью служит трос, обозначающий границу зоны осмотра, или шов конструкции. За горизонтальную ось обычно принимают кордонную линию сооружения. Переданные на поверхность результаты измерений привязываются к ближайшему пикету.
4.11. Результаты обследования необходимо передавать на поверхность по телефону и, по возможности, записывать на диктофон. Рекомендуется осуществлять записи и зарисовки по установленным дефектам элементов сооружений на планшетах непосредственно под водой.
4.12. При подготовительных работах необходимо произвести расчистку контролируемых элементов от обрастаний. Места расчистки и размеры расчищаемых участков должны быть установлены руководителем работ. Расчистку следует проводить скребками, металлическими щетками или специальными средствами с пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом.
4.13. При техническом осмотре следует выявлять степень соответствия контролируемых элементов и конструкций сооружения своему назначению. При этом определяется наличие элементов, их пространственное положение, контролируются габариты сечений несущих элементов, техническое состояние материалов. Особенно тщательно должны быть осмотрены участки сопряжения элементов и узлы их омоноличивания.
4.14. В случае если при осмотре обнаружены признаки дефектов, вторые нельзя расценить как явные, руководитель их числу относится более тщательный осмотр соответствующих ремонтов или измерительный контроль.#
4.15. В программе работ следует устанавливать необходимую точность измерений геометрических параметров, которая позволяет определить их отклонения от проектных значений. Измерение габаритов элементов бетонных и железобетонных конструкций необходимо производить с точностью до 10 мм. С такой же точностью определяются размеры дефектов этих конструкций, а также измеряются швы между элементами конструкций. В случаях, когда изменение размеров швов может свидетельствовать о деформации сооружения, точность измерений должна быть повышена до 1 мм. Металлические элементы и прокатные профили следует измерять с точностью до 1 мм.
Точность определения угла наклона для сооружений типа вертикальной стенки при высоте их 10-12 м должна составлять 2, однако в некоторых случаях, например при определении положения упругой линии для стенки из металлического шпунта, точность определения угла должна быть повышена до 0.5.
Замеры глубин у сооружения необходимо производить с точностью до 0,1 м.
4.16. Для определения значений геометрических характеристик элементов подводной части сооружений следует использовать измерительные инструменты, приборы, их комплексы и вспомогательные приспособления. По назначению и конструктивным особенностям они подразделяются на:
простейшие измерительные средства широкого употребления (линейка, рулетка, щуп, футшток, кренометр-угломер, штангенциркуль, щелемер, ручной лот, прямоугольный клин и др.);
специальные измерительные средства промышленного изготовления (навигационный приборный узел, глубиномер, толщиномер, подводная фотосъемочная и телевизионная аппаратура).
4.17. Допускается применять методики, измерительные комплексы и приспособления контроля, использование которых осуществляется разработчиками и рекомендовано их внедрение (нивелиры, уклономеры, профилемеры и др.). При этом необходимо учитывать требования п. 1.4.
4.18. Для определения значений прочностных характеристик материалов в элементах подводной части сооружений рекомендуется использовать методы неразрушающего контроля. В отдельных случаях допускается отбирать образцы материалов для последующего анализа в лабораторных условиях.
5. Методы контроля
5.1. Контроль технического состояния сооружений осуществляется с использованием методик, регламентированных настоящим Руководством.
5.2. Методики контроля технического состояния сооружений, используемые при их обследовании, объединяются в следующие основные группы:
а) осмотр сооружения с целью проверки наличия его элементов, их соединений и выявления явных внешних признаков их ненормального функционирования;
б) осмотр сооружения для выявления скрытых дефектов. Требует предварительной подготовки (расчистки, раскопки и т.д.) контролируемых элементов;
в) определение пространственного положения элементов сооружения (координат отдельных точек, размеров, наклонов, смещений, деформаций и др.) методами геодезических и специальных измерений;
г) измерение характеристик физико-механического состояния материалов с помощью методов неразрушающего контроля;
д) получение изображений элементов сооружения;
е) испытания сооружений и их элементов.
5.3. В каждом конкретном случае освидетельствования сооружений руководитель работ осуществляет выборочный контроль в объеме, необходимом и достаточном для оценки пригодности данного объекта к эксплуатации в конкретных условиях. При этом рекомендуется производить контроль в порядке, изложенном в п. 5.2.
После каждой из выполненных контрольных операций допускается производить корректировку алгоритма контроля, его уточнение.
5.4. Методики получения информации о техническом состоянии сооружения по каждой группе приведены в таблице 5.1, с указанием источника регламентирования каждой из них.
5.5. Методики обследований сооружений помещены в приложениях 7-22, 30. Стандартизованные методики измерительного контроля приведены со ссылкой на соответствующий стандарт. Методики измерений, аттестованные органами ведомственной метрологической службы, даны со ссылкой на источник с соответствующим описанием.
5.6. Методики оценки технического состояния материалов железобетонных, стальных и деревянных конструкций приведены в приложении 16.
5.7. Методика получения изображений элементов сооружений с помощью фотографических и телевизионных систем описана в приложении 17.
5.8. Испытания сооружений и их отдельных элементов следует проводить в соответствии с требованиями РД 31.35.06-81 и РТМ 31.3015-78.
5.9. Если обычными методами контроля не удается получить информацию, необходимую для обоснования свидетельства о годности сооружения к эксплуатации, инспектор должен привлекать к решению этих задач специализированные организации.
Таблица 5.1
Перечень контрольных операций и источников их регламентирования
N |
Контрольная операция |
Источник регламентирования |
1 |
Осмотр дна у сооружения, поиск выступающих над дном предметов |
|
2 |
Расчистка поверхности элементов сооружений от обрастаний |
п. 4.12 настоящего РД |
3 |
Обследование элементов надстройки сооружений |
|
4 |
Осмотр стенок из шпунта |
|
5 |
Осмотр стенок сооружений из правильной массивовой кладки, массивов-гигантов |
|
6 |
Осмотр колонн-оболочек, свай |
|
7 |
Осмотр ряжа |
|
8 |
Осмотр оболочек большого диаметра |
|
9 |
Осмотр уголковых набережных |
|
10 |
Осмотр берм, постелей, каменных откосов и элементов их крепления, элементов берегоукрепительных сооружений |
|
11 |
Осмотр элементов судовозных дорожек судоподъемных сооружений |
|
12 |
Фотосъёмка элементов сооружения |
|
13 |
Телевизионный осмотр сооружений с записью изображения |
|
14 |
Определение пространственного (планово-высотного) положения и размеров сооружений в надводной части |
|
15 |
Определение пространственного положения сооружений в подводной части |
|
16 |
Измерение глубин у сооружений |
|
17 |
Определение размеров поперечного сечения судоходного канала, водолазный промер и осмотр дна канала и акватории |
РД 31.74.04-79; |
18 |
Измерение зазоров (швов, щелей) между элементами сооружений |
|
19 |
Измерение наклона и прогиба стенок и свай |
Приложения 11, 12, 23, 30 |
20 |
Определение пространственного положения и осмотр элементов ростверка, ригелей |
|
21 |
Нивелирование постелей, берм |
|
22 |
Наблюдения за колебаниями уровня |
РД 31.29.01-79 Приложение 21 |
23 |
Измерение деформаций сооружений |
Приложения 7, 8 |
24 |
Испытания сооружений и их элементов опытной сгрузкой |
РД 31.35.06-81, РТМ 31.3015-78 |
25 |
Оценка технического состояния материалов конструкций |
|
26 |
Определение прочности бетона методами неразрушающего контроля |
|
27 |
Измерение остаточной толщины стенки металлоконструкций |
|
28 |
Отбор проб, образцов и заготовок материалов конструкции для лабораторных испытаний |
|
29 |
Оценка условий работы системы электрохимической защиты металлических конструкций от коррозии. Измерение электродного потенциала |
6. Обработка результатов, оценка технического состояния и определение износа сооружения
6.1. Результаты обследования элементов сооружения в виде описаний, таблиц, схем, чертежей, эскизов должны передаваться исполнителями инспектору, который проверяет полученные материалы на соответствие требованиям алгоритма контроля, достоверность, полноту и правильность оформления, после чего приступает к их обработке и анализу результатов.
6.2. Для анализа пространственного положения элементов, конструкций и сооружений в целом строятся их совмещенные профили - продольные (на различных горизонтах) и поперечные (как правило, по пикетам) согласно методике, изложенной в приложении 23.
6.3. Параметры, характеризующие пространственное положение и размеры сооружения, сравниваются с целью установления их соответствия.
6.4. На основании анализа результатов определения изменения пространственного положения сооружения за время, проведшее с предыдущего освидетельствования; или за весь период эксплуатации (если такие данные имеются), выявляются общие и местные деформации сооружения, проводятся, при необходимости, расчеты его напряженно-деформированного состояния.
6.5. По результатам исследований материалов методами неразрушающего контроля, а также лабораторных исследований образцов определяется их состояние и его изменения за период эксплуатации. Анализируются причины изменения свойств материалов.
6.6. Составляется ведомость дефектов по установленной форме (приложение 6). При необходимости дефект иллюстрируется эскизом, схемой, фотографией и сопровождается пояснением, которые помещаются в приложении к ведомости дефектов. В ведомость дефектов вносятся все элементы, подвергнутые контролю, независимо от наличия дефекта.
6.7. Вид технического состояния элемента определяется категорией выявленных дефектов: малозначительный - дефект 1 категории, работоспособное состояние элемента; значительный - 2 категории, неработоспособное состояние; критический - 3 категории, предельное состояние.
6.8. Категория дефекта определяется по значениям показателей технического состояния элемента по таблице (приложение 25).
6.9. Влияние дефекта на работоспособность элемента определяет его сохранность и характеризуется коэффициентом сохранности а, который следует устанавливать путем сравнения признаков дефектов, выявленных в результате обследований, с их значениями, приведенными в приложении 25. Коэффициент сохранности для элементов с малозначительными дефектами , с значительными - , с критическими - а3 < 0.4.
6.10. Оценка физического износа элементов сооружения, их групп, конструкций и сооружения в целом проводится в соответствии с методикой, приведённой в приложении 24.
7. Составление отчетных документов. Регистрация результатов контроля
7.1. Техническая документация, составляемая при выполнении обследований, состоит из полевой и отчетной.
7.2. Полевая документация содержит результаты рекогносцировок, визуальных обследований, инструментальных измерений и их предварительной (полевой) обработки.
7.3. Полевую документацию и предварительную камеральную обработку результатов геодезических работ рекомендуется вести в журнале геодезических измерений.
Полевая документация по остальным видам работ оформляется исполнителями и передается руководителю работ в текстовой, графической и табличной формах и порядке, устанавливаемом алгоритмом контроля.
Записи в полевых журналах следует вести шариковой ручкой четким и разборчивым почерком.
7.4. Отчетная документация по результатам обследования в общем случае должна содержать следующие разделы:
техническое задание на выполнение работ;
акт проверки техдокументации (по форме приложения 4);
алгоритм контроля с приложениями (по форме приложения 5);
результаты обследования по всем видам работ в установленном объеме контроля и результаты анализа полученных данных;
ведомость дефектов (по форме приложения 6);
заключение.
Заключение должно содержать выводы по следующим вопросам:
пространственное положение, размеры сооружения;
общие деформации;
местные деформации;
состояние материалов;
износ элементов, конструкций, сооружения;
наличие значительных и критических дефектов;
общее заключение по техническому состоянию сооружения;
рекомендации по режиму эксплуатации;
замечания по ведению документов регулярных и периодических осмотров;
указания по устранению дефектов.
7.5. Отчетная документация представляется в текстовой, графической и табличной формах и выполняется на листах формата А4 с увеличением меньшей стороны основного размера в целое число раз, позволяющее разместить график в нужном масштабе на одном листе.
7.6. В состав отчетной документации по результатам геодезических работ должны входить следующие материалы:
схема опорных пунктов планово-высотного обоснования работ (приложение 26);
график планово-высотного положения линии кордона (приложение 27);
график изменения нормируемого параметра "h" по длине кранового пути;
график планово-высотного положения кранового пути (приложение 28);
график планово-высотного положения железнодорожного пути;
график высотного положения поперечных профилей (приложение 29);
график высотного положения продольных профилей;
таблица контролируемых параметров кранового пути.
При оформлении графической документации используются Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 (ГУГК). На графиках необходимо помещать схемы пикетов, условные обозначения, не предусмотренные условными знаками ГУГК и примечания, необходимые для правильного чтения и понимания содержания документа.
Схема опорных пунктов планово-высотного обоснования работ может составляться в произвольном масштабе с отображением отдельных сооружений и элементов ситуации, позволяющим определить местоположение обследуемого объекта и опорных пунктов.
Графики планово-высотного положения линии кордона, крановых, судовозных и железнодорожных путей в зависимости от протяженности и их состояния следует составлять в масштабах:
горизонтальный - 1:250, 1:500, 1:1000;
вертикальный - 1:2.5, 1:5, 1:10;
График изменения нормируемого параметра составляется в масштабах:
горизонтальный - должен соответствовать горизонтальному масштабу графика планово-высотного положения кранового пути данного причала;
вертикальный - 1:1; 1:2.
Графики высотного положения поперечных и продольных профилей в зависимости от расстояния между пикетными точками рекомендуется составлять в масштабах:
горизонтальный - 1:100, 1:200, 1:300, 1:400, 1:500, 1:1000;
вертикальный - 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:10.
Таблица контролируемых параметров предназначена для сравнения их фактических значений с нормативными.
7.7. В состав графического материала, обобщающего все виды работ, следует включать план, фасад, разрезы сооружений (поперечные и продольные, совмещенные) с указанием всех элементов и участков, где были выявлены значительные и критические дефекты.
7.8. Оформление чертежей и текстовых материалов отчета следует выполнять в соответствии с требованиями РД 31.30.01.06-85.
7.9. Общее заключение по техническому состоянию сооружения заносится инспектором в паспорт сооружения. При положительном заключении выдается свидетельство о годности к эксплуатации. Отрицательное заключение сопровождается извещением о необходимости устранить установленные дефекты.
Положительное заключение также может сопровождаться указаниями ограничить установленный режим эксплуатации и устранить дефекты - причину ограничений.
7.10. Результаты регулярных и периодических осмотров оформляются и учитываются в порядке, установленном РД 31.35.10-86 и РД 31.3.4-97.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта РД 31.3.3-97 (утв. письмом Минтранса РФ от 16 декабря 1996 г. N ВЛ-6/445)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Срок введения в действие установлен с 1 апреля 1997 г.
1. Разработан Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" при участии АО "Ленморниипроект" и Дальневосточного научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ)
Утвержден и введен в действие Заместителем Министра Транспорта Российской Федерации В.Д. Левым письмо от 16.12.96 N ВЛ-6/445
2. Вводится взамен РД 31.35.11-93