Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ш
(обязательное)
Расчет ортотропной плиты проезжей части по прочности и устойчивости
Ш.1 Метод расчета ортотропной плиты должен учитывать совместную работу листа настила, подкрепляющих его ребер и главных балок.
Ш.2 Ортотропную плиту допускается условно разделять на отдельные системы - продольные и поперечные ребра с соответствующими участками листа настила (рисунок Ш.1).
Усилия в ортотропной плите при работе на изгиб между главными балками
Ш.3 Изгибающие моменты в продольных ребрах ортотропной плиты следует определять по формуле
, (Ш.1)
где - изгибающий момент в отдельном продольном ребре полного сечения, включающего прилегающие участки листа настила общей шириной, равной расстоянию а между продольными ребрами (см. рисунок Ш.1, в), рассматриваемом как неразрезная балка на жестких опорах; момент определяется от нагрузки, расположенной непосредственно над этим ребром;
М - изгибающий момент в опорном сечении продольного ребра при изгибе ортотропной плиты между главными балками, определяемый при загружении поверхности влияния нагрузкой, прикладываемой в узлах пересечения продольных и поперечных ребер.
Нагрузку, передаваемую с продольных ребер на узлы пересечения с поперечными ребрами, следует определять с помощью линии влияния опорной реакции неразрезной многопролетной балки на жестких опорах.
В пределах крайних третей ширины ортотропной плиты автопроезда и в ортотропной плите однопутных железнодорожных пролетных строений с ездой поверху следует принимать М = 0.
Ординаты поверхности влияния для вычисления изгибающего момента М в опорном сечении продольного ребра над "средним" поперечным ребром 1 (рисунок Ш.1, а) следует определять по формуле
, (Ш.2)
где - принимаемые по таблице Ш.1 (с умножением на l) ординаты линии влияния изгибающего момента в опорном сечении продольного ребра над "средним" поперечным ребром 1 при расположении нагрузки над поперечным ребром i;
l - пролет продольного ребра (рисунок Ш.1, б);
L - пролет поперечного ребра (рисунок Ш.1, в);
u - координата положения нагрузки от начала поперечного ребра.
Таблица Ш.1
Номер поперечного ребра i |
Ординаты линии влияния при z |
||||
0 |
0,1 |
0,2 |
0,5 |
1,0 |
|
1 |
0 |
0,0507 |
0,0801 |
0,1305 |
0,1757 |
2 |
0 |
-0,0281 |
-0,0400 |
-0,0516 |
-0,0521 |
3 |
0 |
0,0025 |
-0,0016 |
-0,0166 |
-0,0348 |
4 |
0 |
0,0003 |
0,0016 |
0,0015 |
0,0046 |
5 |
0 |
-0,0001 |
0 |
0,0014 |
0,0025 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0,0001 |
0,0012 |
Обозначения, принятые в таблице Ш.1: z - параметр, характеризующий изгибную жесткость ортотропной плиты и определяемый по формуле
,
где - момент инерции полного сечения продольного ребра относительно горизонтальной оси (рисунок Ш.1, в); а - расстояние между продольными ребрами; - момент инерции полного поперечного ребра (с прилегающим участком настила шириной 0,2 L, но не более l) относительно горизонтальной оси (рисунок Ш.1, а). Примечание - В таблице Ш.1 принята следующая нумерация поперечных ребер i: ребра 2-6 расположены на расстоянии l одно от другого в каждую сторону от "среднего" поперечного ребра 1 (рисунок Ш.1, а). |
Ш.4 В железнодорожных пролетных строениях лист настила ортотропной плиты проезжей части следует рассчитывать на изгиб, при этом прогиб листа настила не проверяется.
При устройстве пути на балласте наибольшие значения изгибающих моментов в листе настила над продольными ребрами следует определять по формулам:
в зоне под рельсом
; (Ш.3)
в зоне по оси пролетного строения
, (Ш.4)
где v - нагрузка на единицу длины, принимаемая по К.2 приложения К.
Расчет элементов ортотропной плиты по прочности
Ш.5 Для проверки прочности элементов ортотропной плиты необходимо получить в результате расчетов в предположении упругих деформаций стали в сечениях I, II, III и точках А, В, С, , , , указанных на рисунке Ш.1, нормальные напряжения в листе настила, продольных и поперечных ребрах, а также касательные напряжения в листе настила от изгиба ортотропной плиты между главными балками , , и совместной работы ее с главными балками пролетного строения , , .
Ш.6 Проверку прочности растянутого при изгибе ортотропной плиты крайнего нижнего волокна продольного ребра следует выполнять в зоне отрицательных моментов неразрезных главных балок в сечении I-I посередине пролета l среднего продольного ребра (рисунок Ш.1, а - точка А) по формулам:
; (Ш.5)
, (Ш.6)
где , - расчетное и нормативное сопротивления металла продольного ребра;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по таблице 8.15;
, - коэффициенты условий работы; для автодорожных и городских мостов, а также для автодорожного проезда совмещенных мостов их следует принимать по таблице Ш.2; для железнодорожных и пешеходных мостов, а также для железнодорожного проезда совмещенных мостов ; при этом проверка по формуле (Ш.6) не выполняется;
- коэффициент влияния собственных остаточных напряжений, принимаемый =0,9 - для крайнего нижнего волокна продольного ребра, выполненного из полосы, прокатного уголка или прокатного тавра, и =1,1 - для продольного ребра в виде сварного тавра;
, - коэффициенты, определяемые по 8.28 и 8.26.
Таблица Ш.2
Значения коэффициентов и для полосовых ребер |
||
0 |
0,55 |
1,40 |
0,25 |
0,40 |
1,50 |
0,45 |
0,25 |
1,60 |
0,65 |
0,13 |
1,60 |
Примечание - Коэффициенты и для промежуточных значений следует определять линейной интерполяцией. |
Ш.7 Проверку прочности сжатого при местном изгибе ортотропной плиты крайнего нижнего волокна продольного ребра следует выполнять в зоне положительных моментов неразрезных главных балок в опорном сечении II-III среднего продольного ребра (рисунок Ш.1, а - точка В) по формуле
, (Ш.7)
где , - коэффициенты, определяемые по 8.28 и 8.26;
- коэффициент влияния собственных остаточных напряжений, принимаемый =1,1 - для крайнего нижнего волокна ребра, выполненного из полосы, прокатного уголка или прокатного тавра, и =0,9 - для ребра в виде сварного тавра;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по таблице 8.15.
Ш.8 Проверку прочности крайнего нижнего волокна поперечной балки следует выполнять в сечении III-III посередине ее пролета (рисунок Ш.1, в - точка С) по формуле
, (Ш.8)
где - коэффициент, определяемый по формулам (8.6) и (8.7);
m - коэффициент условий работы, принимаемый по таблице 8.15.
Ш.9 Расчет по прочности листа настила следует выполнять в точках , , (см. рисунок Ш.1, б) по формулам:
; (Ш.9)
, (Ш.10)
где ; ; ;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по таблице 8.15;
- коэффициент, равный 1,15 при =0 или 1,10 при ;
- коэффициент условий работы, принимаемый равным 1,05 - при проверке прочности листа настила в точке ортотропной плиты автодорожных и городских мостов и 1,0 - во всех остальных случаях.
При выполнении данной проверки допускается принимать в качестве расчетных загружения, при которых достигает максимального значения одно из действующих в данной точке ортотропной плиты напряжений , или .
Расчет элементов ортотропной плиты по устойчивости
Ш.10 Местная устойчивость листа настила между продольными ребрами, продольных полосовых ребер, свесов поясов тавровых продольных и поперечных ребер должна быть обеспечена согласно 8.45 и 8.47, а стенки тавровых ребер - согласно приложению X. При этом следует выбирать наиболее невыгодную комбинацию напряжений от изгиба ортотропной плиты между главными балками и совместной ее работы с главными балками пролетного строения.
Ш.11 Общая устойчивость листа настила, подкрепленного продольными ребрами, должна быть обеспечена поперечными ребрами.
Момент инерции поперечных ребер (по Ш.3) сжатой (сжато-изогнутой) ортотропной плиты следует определять по формуле
, (Ш.11)
где - коэффициент, определяемый по таблице Ш.3;
- коэффициент, принимаемый равным: 0,055 при k = 1; 0,15 при k = 2; 0,20 при ;
k - число продольных ребер рассчитываемой ортотропной плиты;
L - расстояние между стенками главных балок или центрами узлов геометрически неизменяемых поперечных связей;
l - расстояние между поперечными ребрами;
- момент инерции полного сечения продольного ребра (по Ш.3);
- действующие напряжения в листе настила от совместной работы ортотропной плиты с главными балками пролетного строения, вычисленные в предположении упругих деформаций стали;
- напряжение, вычисленное по таблице 8.23 по значению .
Таблица Ш.3
0 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,95 |
1,0 |
|
0 |
0,016 |
0,053 |
0,115 |
0,205 |
0,320 |
0,462 |
0,646 |
0,872 |
1,192 |
1,470 |
2,025 |
Допускается также определять по следующей формуле
. (Ш.12)
Примечание - Коэффициент определяется по формуле , где следует находить по таблице Ш.4 в Ш.12 при .
Для сжатой ортотропной плиты, не воспринимающей местной нагрузки, в формуле (Ш.11) коэффициент следует принимать равным 2,025, что обеспечивает равенство расчетной длины продольных ребер расстоянию между поперечными ребрами l.
Ш.12 Расчет по общей устойчивости ортотропной плиты в целом (сжатой и сжато-изогнутой) при обеспечении условия (Ш.11) следует выполнять по формуле
, (Ш.13)
где - см. Ш.11;
- коэффициент продольного изгиба, принимаемый по таблице Ш.4 в зависимости от гибкости ;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по таблице 8.15 в 8.19.
Гибкость следует определять по формуле
, (Ш.14)
где - расчетная (свободная) длина продольных ребер, определяемая из выражения . Коэффициент находят из таблицы Ш.3 по значению
; (Ш.15)
, и l - см. Ш.3;
a - расстояние между продольными ребрами;
- толщина листа настила;
- коэффициент, принимаемый равным 1,0 - для ортотропной плиты нижнего пояса и по таблице Ш.5 - для плиты верхнего пояса коробчатых главных балок;
А - площадь полного сечения продольного ребра;
- (здесь - момент инерции полного сечения продольного ребра при чистом кручении).
Сжато-изогнутую ортотропную плиту железнодорожных мостов на общую устойчивость следует проверять по формуле (8.35), принимая гибкость по формуле (Ш.14) при =1,0.
Таблица Ш.4
Гибкость , |
Коэффициент для классов прочности стали |
||
С235 |
С325 - С345 |
С390 |
|
0 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
41 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
44 |
1,00 |
1,00 |
0,96 |
50 |
1,00 |
0,92 |
0,88 |
53 |
1,00 |
0,87 |
0,83 |
60 |
0,95 |
0,76 |
0,72 |
70 |
0,83 |
0,64 |
0,59 |
80 |
0,73 |
0,56 |
0,49 |
90 |
0,64 |
0,50 |
0,43 |
100 |
0,59 |
0,44 |
0,38 |
110 |
0,53 |
0,39 |
0,33 |
120 |
0,47 |
0,34 |
0,28 |
130 |
0,41 |
0,30 |
0,25 |
140 |
0,36 |
0,26 |
0,22 |
150 |
0,32 |
0,23 |
0,20 |
160 |
0,29 |
0,21 |
0,17 |
170 |
0,26 |
0,19 |
0,16 |
180 |
0,23 |
0,17 |
0,14 |
190 |
0,21 |
0,15 |
0,13 |
200 |
0,20 |
0,14 |
0,11 |
Таблица Ш.5
Коэффициент |
|
0 |
1,00 |
0,01 |
0,75 |
0,05 |
0,70 |
0,10 |
0,66 |
Примечание - f - прогиб продольного ребра между поперечными ребрами; i - радиус инерции полного сечения продольного ребра. |
Ш.13 Тавровые продольные ребра (рисунок Ш.1, в, г) сжатой ортотропной плиты нижнего пояса коробчатых главных балок при изгибно-крутильной форме потери устойчивости следует рассчитывать по формуле (Ш.13), принимая коэффициент продольного изгиба в зависимости от гибкости .
Гибкость следует определять по формуле
, (Ш.16)
где ;
l - см. Ш.3;
- высота стенки ребра толщиной (рисунок Ш.1, г);
е - расстояние от центра тяжести полки шириной , толщиной до центра тяжести таврового продольного ребра (рисунок Ш.1, г);
, - соответственно момент инерции сечения таврового продольного ребра относительно горизонтальной оси у и вертикальной оси z;
; (Ш.17)
; (Ш.18)
. (Ш.19)
Для обеспечения местной устойчивости элементов таврового сечения продольного ребра толщина полки и стенки должна удовлетворять требованиям 8.45:
при >0,3 продольное ребро полного сечения следует считать двутавром;
при =0 продольное ребро полного сечения следует считать тавром;
при требования к толщине стенки определяются по линейной интерполяции между нормами для двутавра и тавра (=0).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.