Срок введения в действие с 1 марта 1995 г.
1. Введение
Правила сертификации поднадзорной продукции, оборудования, процессов, услуг, систем качества и др. (далее - продукция) для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее - Правила) системы Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на основе и в развитие основополагающих документов по сертификации (Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, далее - Правила Госстандарта России; Порядка ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации; Системы сертификации ГОСТ Р; нормативных документов, устанавливающих требования к Органам по сертификации, Испытательным лабораториям (центрам) и порядку их аккредитации, и др.).
Правила конкретизируют применительно к задачам, областям деятельности и функциям Госгортехнадзора России: цели, принципы и область применения настоящего документа; структуру, состав и функции участников сертификации; правила процедуры и управления при проведении работ по сертификации; содержание нормативных документов по сертификации однородной продукции; финансирование работ по сертификации.
Сертификация поднадзорной продукции (далее - сертификация) осуществляется в законодательно регулируемой сфере (обязательная сертификация) в соответствии с требованиями основополагающих документов по сертификации, действующих в Российской Федерации, в том числе документов Системы сертификации ГОСТ Р, Нормативно-правовых актов Госгортехнадзора России, настоящих Правил и Систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, утвержденных и введенных в действие в установленном порядке, правил безопасности, стандартов.
Правила используют при сертификации поднадзорной продукции следующих кодов ВКГ ОКП (соответственно - коды ТН ВЭД): 310000, 33 0000, 36 0000, 37 0000, 39 0000, 42 0000, 48 0000, 51 0000, 72 0000*(1).
2. Определения
Используемые в Правилах понятия, термины и их определения соответствуют принятым в Системе сертификации ГОСТ Р, Правилах Госстандарта России, Руководстве ИСО/МЭК 2, стандарте ИСО 8402 и Нормативно-правовых актах Госгортехнадзора России.
2.1. Поднадзорная продукция, услуги, процессы, системы качества и др. (по тексту - продукция) - объекты сертификации указанных в настоящих Правилах направлений техники соответствующих областей применения.
2.2. Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
2.3. Сертификация в законодательно регулируемой сфере (обязательная сертификация) - сертификация, вводимая на территории Российской Федерации законодательными актами Российской Федерации.
2.4. Сертификация (проверка условий) производства - проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленная на получение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей, подтверждаемых при сертификационных испытаниях.
2.5. Сертификация систем качества - деятельность по подтверждению соответствия системы качества проверяемого предприятия требованиям государственного или международного стандарта на систему качества.
2.6. Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Центральный орган по сертификации - орган, осуществляющий организацию и координацию работ по сертификации в рамках соответствующих Систем (правил, порядков).
2.8. Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию определенной продукции.
2.9. Испытательная лаборатория (центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания или отдельные виды испытаний определенной продукции.
2.10. Сертификат соответствия - документ, выдаваемый по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
2.11. Сертификат на систему качества предприятия - документ, выдаваемый по правилам сертификации и удостоверяющий, что система качества проверяемого предприятия соответствует требованиям государственного или международного стандарта на систему качества.
2.12. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по данным Правилам (или по правилам сертификации конкретных групп однородной продукции) подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
2.13. Аккредитация Испытательной лаборатории (центра), Органа по сертификации - процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения Испытательной лабораторией (центром) или Органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
2.14. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных Органов по сертификации, Испытательных лабораторий (центров) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров) соответствует правилам сертификации.
2.15. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция соответствует заданным требованиям, подтверждаемым при сертификации.
2.16. Эксперт - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации (аккредитации).
2.17. Схема (форма, способ) сертификации - определенная совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (далее - схема сертификации).
2.18. Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).
3. Цели, принципы и область применения
3.1. Сертификация поднадзорной продукции системы Госгортехнадзора России осуществляется в целях:
содействия государственному нормативному регулированию обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации и специальным разрешительным, надзорным и контрольным функциям;
обеспечения безопасности и надежности средств производства и контроля их соответствия нормам и правилам для подконтрольных отраслей: угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей промышленности; химических и нефтехимических производств повышенной опасности; по хранению и переработке зерна; геологоразведочных и других горных работ; магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов; систем газоснабжения природными и сжиженными углеводородными газами, используемыми в качестве топлива; хранения и использования промышленных взрывчатых материалов; изготовления простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ на предприятиях-потребителях; изготовления и безопасной эксплуатации подъемных сооружений и объектов котлонадзора; разработки и изготовления оборудования для потенциально опасных промышленных производств;
создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
подтверждения показателей безопасности и надежности продукции, заявленных изготовителями, в соответствии с Номенклатурой продукции, утверждаемой Госстандартом России в установленном порядке;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
содействия экспорту и повышению конкурентоспособности продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя.
3.2. Организация и координация работ по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ базируется на системно-комплексном подходе:
полный охват всех иерархических уровней разукрупнения техники при осуществлении работ по сертификации (системы, комплексы, оборудование, аппаратура, приборы, комплектующие изделия, материалы, технология);
взаимная увязка функций министерств (ведомств) и соответствующих структур в части нормативного обеспечения безопасности и сертификации;
оптимизация структуры и состава норм и требований безопасности и надежности, Органов по сертификации, сетей Испытательных лабораторий (центров) и т.д.
3.3. Процедуры сертификации, осуществляемые в соответствии с Правилами, предусматривают участие в ней организаций и предприятий различных форм собственности Российской Федерации и других государств, предпринимателей и иных лиц, заинтересованных в деятельности по сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ.
3.4. При сертификации должно осуществляться информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, Центрального органа по сертификации, Органов по сертификации, Испытательных лабораторий (центров), а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.
3.5. При сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, получаемой от изготовителей и организаций в ходе деятельности по сертификации и аккредитации, за исключением конечных результатов испытаний, а также вопросов, касающихся требований безопасности.
3.6. По данным Правилам осуществляют работы по сертификации в законодательно регулируемой сфере, они распространяются на сертификацию отечественных и импортируемых объектов направлений техники системы Госгортехнадзора России (приложение 1).
3.7. При разработке конкретных Систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции Правила применяются совместно с основополагающими документами по сертификации (разд. 1) и Нормативно-правовыми актами Госгортехнадзора России.
4. Структура, состав и функции участников сертификации
4.1. Участниками сертификации поднадзорной продукции системы Госгортехнадзора России являются Национальный орган по сертификации (Госстандарт России), Центральный орган по сертификации (Госгортехнадзор России), Органы по сертификации однородной продукции, Испытательные лаборатории (центры), изготовители продукции, Советы по сертификации, Научно-методический сертификационный центр и Комиссия по апелляциям.
4.2. Госстандарт России осуществляет свою деятельность как Национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
4.3. Центральный орган по сертификации (Госгортехнадзор России) осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленными законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и Правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку Систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:
устанавливает процедуры сертификации поднадзорной продукции в соответствии с действующим законодательством, требованиями Системы сертификации ГОСТ Р, Правилами Госстандарта России;
организует разработку и подготовку к утверждению Систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;
участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в Системах (правилах, порядках)*(2);
представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России Системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;
разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с настоящими Правилами и Системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;
подготавливает предложения к Номенклатуре продукции, подлежащей сертификации в законодательно регулируемой сфере, утверждаемой Госстандартом России (в том числе к фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать);
участвует в аккредитации Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля их деятельности за правильностью проведения сертификации;
координирует деятельность Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в Системы (правила, порядки), а при отсутствии Органа по сертификации выполняет его функции;
ведет учет Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в Системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации Систем (правил, порядков);
готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
организует и координирует работы по формированию рационального состава сетей Систем (правил, порядков) сертификации однородных групп поднадзорной продукции. Органов по сертификации, Испытательных лабораторий (центров) и др.;
ведет Реестр участников и объектов сертификации в соответствии с установленными Госстандартом России Правилами ведения государственной регистрации при проведении работ по сертификации и аккредитации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке;
рассматривает апелляции по поводу действий Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), участвующих в Системах (правилах, порядках);
формирует Совет по сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее - Совет по сертификации), действующий при Центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;
взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки Систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации;
принимает участие в разрабатываемых совместно с Госстандартом России программах обучения, подготовке и аттестации экспертов;
взаимодействует с потребителями и другими организациями, получает от них информацию об обнаруженном несоответствии продукции сертифицированному образцу;
взаимодействует с Техническими комитетами по стандартизации сертифицируемых видов продукции;
информирует общественность о правилах и процедурах сертификации, аккредитованных участниках Систем (правил, порядков) и результатах сертификации.
4.4. Орган по сертификации продукции (организация, аккредитованная Госстандартом России с участием Госгортехнадзора России в установленном порядке):
сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов или знаков соответствия;
формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;
участвует в формировании сети Испытательных лабораторий (центров).
При проведении работ Орган по сертификации руководствуется также Правилами по сертификации и нормативным документом Госстандарта России "Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации".
4.5. Испытательная лаборатория (центр) осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
Требования к Испытательным лабораториям (центрам) и порядку их аккредитации установлены в Правилах и нормативном документе Госстандарта России "Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации"*(3).
4.6. Изготовители (исполнители, продавцы) продукции при проведении сертификации:
направляют заявку на проведение сертификации, представляют продукцию, необходимую нормативную, техническую и другую документацию;
обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;
маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном Системами (правилами, порядками) сертификации;
указывают в сопроводительной документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;
применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации, основополагающими документами по сертификации, настоящими Правилами, Системами (правилами, порядками);
обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами Органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;
приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей сертификации в законодательно регулируемой сфере), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением Органа по сертификации;
извещают Орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
4.7. Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации - Госгортехнадзора России, Госстандарта России, министерств и ведомств, Органов по сертификации, Испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других, заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций.
Совет по сертификации выполняет следующие основные функции:
разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ в системе Госгортехнадзора России;
подготавливает рекомендации по наиболее рациональным структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;
анализирует функционирование Систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации;
рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккредитации;
разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации поднадзорной продукции;
содействует распространению информации об общих направлениях деятельности участников Систем (правил, порядков), их состоянии и развитии.
Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке Системами (правилами, порядками) сертификации.
Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.
4.8. Научно-методический сертификационный центр при Центральном органе создается, как правило, на базе одного из Органов по сертификации и осуществляет следующие основные функции:
проводит системные исследования и разрабатывает научно-обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;
ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации поднадзорной продукции;
участвует в работе комиссий по аккредитации Органов по сертификации. Испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов;
проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации поднадзорной продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов;
обобщает информацию участников работ и ведет Реестр Госгортехнадзора России, подготавливает на его основе необходимую информацию для Государственного Реестра Госстандарта России;
принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов;
анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации и ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;
разрабатывает методические рекомендации по технико-экономическому анализу и оценке эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного и передового зарубежного опыта;
подготавливает практические рекомендации для Центрального органа по вышеуказанным направлениям.
Функции Научно-методического сертификационного центра устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.
4.9. Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, Органов по сертификации, Испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций.
Комиссия в установленный конкретными Системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.
Структурная схема организации работ по сертификации поднадзорной продукции приведена в приложении 2.
5. Правила сертификации
5.1. Обязательная сертификация поднадзорной продукции проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды, установленным в нормативных документах.
Перечни конкретной продукции (поднадзорной) и технические требования нормативных документов для сертификации определяются и утверждаются Госстандартом России на основе предложений Центрального органа по сертификации (Госгортехнадзора России) и, при необходимости, периодически уточняются.
Госстандарт России доводит в установленном порядке утвержденные перечни до Центрального органа по сертификации, Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), заинтересованных организаций и предприятий.
5.2. Сертификацию продукции осуществляют Органы по сертификации. Аккредитацию Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров) осуществляет Госстандарт России с участием Госгортехнадзора России в установленном порядке.
5.3. Если по сертификации одной и той же продукции аккредитованы несколько Органов по сертификации, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
5.4. Сертификация по конкретным направлениям техники проводится по схемам (приложение 3), установленным в каждом конкретном случае Системами (правилами, порядками) сертификации однородной продукции.
5.5. Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5.6. Признание аккредитации зарубежных Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), а также сертификатов и знаков соответствия в Российской Федерации (соответственно отечественных за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двусторонних Соглашений, участником которых является Российская Федерация.
5.7. Сертификация систем качества осуществляется Органом по сертификации систем качества на соответствие требованиям ГОСТ 40.9001 (ИСО 9001), ГОСТ 40.9002 (ИСО 9002), ГОСТ 40.9003 (ИСО 9003); сертификация производства - Органом по сертификации производства; проверка условий производства - Органом по сертификации продукции (по методикам, установленным в конкретных Системах (правилах, порядках).
5.8. Сертификация однородной продукции предусматривает:
подачу заявки на сертификацию;
принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;
отбор, идентификацию образцов и их испытания;
оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации);
информацию о результатах сертификации.
5.9. На продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат соответствия. Эта продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации.
5.10. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров) организует Госстандарт России совместно с Госгортехнадзором России.
См. Р 50.4.003-2000 Рекомендации по аккредитации "Инспекционный контроль за деятельностью в системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий", введеные в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 2000 г. N 85-ст
См. Р 50.4.002-2000 Рекомендации по аккредитации "Инспекционный контроль за деятельностью в системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации", введенные в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 2000 г. N 84-ст
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют Органы, проводившие сертификацию этой продукции.
Правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции устанавливают в документах, определяющих правила аккредитации Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), и в Системах (правилах, порядках) сертификации однородной продукции.
5.11. Сертификаты и аттестаты аккредитации в Системах (правилах, порядках) сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном Реестре.
5.12. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в Орган по сертификации, Центральный орган по сертификации, Госстандарт России. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью Органов по сертификации, Испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применения знаков соответствия, выдачи и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.
6. Правила (порядки) сертификации однородной продукции
6.1. Правила (порядки) сертификации однородной продукции создаются в целях конкретизации настоящих Правил применительно к совокупности видов продукции, обладающей определенной общностью признаков (например, такой их совокупностью, как область применения, параметры назначения и конструктивно-технологическое исполнение).
6.2. Формирование Правил (порядков) сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих факторов:
наличия аналогичных международных систем, правил, норм и т.п.;
общности технических принципов устройства (способов функционирования) продукции;
общности назначения продукции и (или) требований к ней;
общности методов испытаний;
общности области распространения нормативных документов.
6.3. В Правилах (порядках) сертификации однородной продукции должны устанавливаться:
объекты сертификации;
цели и принципы сертификации;
состав и функции участников;
нормативные документы (требования), на соответствие которым проводится сертификация, проверяемые требования и используемые методы испытаний;
правила сертификации, принятые в данном конкретном случае;
правила отбора и идентификации образцов для испытаний;
схемы сертификации, учитывающие особенности производства, испытаний, поставки и применения;
порядок оценки производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
правила нанесения знака соответствия;
порядок взаимодействия с Госстандартом России и другими взаимосвязанными государственными органами управления, проводящими работы по сертификации данных объектов;
условия и правила признания (использования) протоколов испытаний и сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями;
порядок проведения инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией;
порядок рассмотрения апелляций;
финансирование работ по сертификации.
6.4. Объекты сертификации, нормативные документы (требования и используемые методы испытаний), проверяемые характеристики (показатели) приводятся в Правилах (порядках) в таблице в виде Перечня с указанием соответствующих наименований.
Пример Перечня поднадзорной продукции, подлежащей сертификации в законодательно регулируемой сфере, и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, приведен в приложении 4.
6.5. Правила (порядки) сертификации однородной продукции регистрируются Госстандартом России.
7. Финансирование работ по сертификации
7.1. Расходы, в том числе в валюте, по проведению сертификации конкретной продукции, несут заявители на сертификацию этой продукции, при этом условия оплаты работ устанавливаются договором между заявителем и Органом по сертификации.
Порядок оплаты работ по сертификации устанавливается соответствующим нормативным документом Системы сертификации ГОСТ Р.
______________________________
*(1) В процессе проведения работ коды могут уточняться и дополняться; сертификации в законодательно регулируемой сфере подлежит продукция, оборудование и т.д., включенные в Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утверждаемой Госстандартом России (далее - Номенклатура продукции).
*(2) В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе:
организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;
рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;
участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает, при необходимости, дополнительные требования.
*(3) В целях регулирования структуры, состава и дислокации допускается совмещение на базе одной организации функций Органа по сертификации и Испытательных лабораторий (центров) при условии обеспечения независимости и объективности оценок в установленном порядке.
*(4) К нормативным документам, используемым при сертификации, относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), правила устройства и безопасной эксплуатации поднадзорного оборудования системы Госгортехнадзора России, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают требования к продукции в законодательно регулируемой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД 03-85-95 "Правила сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ" (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России 2 февраля 1995 г. N 5)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Срок введения в действие с 1 марта 1995 г.
Зарегистрировано в Государственном Реестре 15 февраля 1995 г. N РОСС RU.0001.01.ГC00
Документ общий для всех или нескольких видов надзора
Разработаны и внесены Техническим управлением