Методика расчета и конструирования жестких покрытий территорий морских портов
РД 31.31.46-88
(утв. Министерством морского флота СССР)
Дата введения 1 июля 1988 г.
Вводится впервые
Настоящая методика распространяется на проектирование жестких покрытий строящихся морских и речных портов, а также контейнерных терминалов железнодорожных станций.
1. Общие положения
1.1. При проектировании бетонных и железобетонных конструкций жестких покрытий портовых территорий необходимо руководствоваться СНиП, ГОСТ и другими общесоюзными и ведомственными нормативными документами, регламентирующими требования к материалам, правилам производства строительных работ и к защите конструкций от коррозии при наличии агрессивных сред.
1.2. При проектировании необходимо предусматривать такие бетонные и железобетонные конструкции покрытий (монолитные цементобетонные неармированные или армированные, сборные железобетонные, в том числе дисперсно-армированные), применение которых обеспечивает индустриализацию и механизацию работ, снижение трудоемкости, сокращение продолжительности и снижение стоимости строительства.
1.3. При проектировании покрытий в портах, строящихся на вновь образованных территориях, необходимо предусматривать мероприятия по улучшению механических свойств грунтовых оснований.
Особое внимание следует обращать на улучшение гидрологического режима территории в месте строительства площадок, расположенных вблизи причальных сооружений.
2. Нормативные и расчетные нагрузки
2.1. Нормативные нагрузки на покрытия портовых территорий, за исключением контейнерных терминалов с многоярусной схемой хранения контейнеров, определяют по "Нормам технологического проектирования морских портов" РД 31.31.37-78 в зависимости от технологического назначения площадок и в соответствии с табл.1.
Таблица 1
Схема нагрузки |
Статическая нагрузка, кН |
Нормативная нагрузка, кН |
Расчетное давление, МПа () |
Диаметр следа колеса , м |
КВ-70 |
350 |
400 |
0,85 (8,5) |
0,77 |
КВ-35 |
175 |
200 |
0,85 (8,5) |
0,55 |
Тс |
135 |
155 |
0,80 (8,0) |
0,50 |
Н-30 |
60 |
69 |
0,59 (5,9) |
0,39 |
Н-10 |
47,5 |
55 |
0,50 (5,0) |
0,36 |
Примечания: 1. Нормативная нагрузка - произведение величины статической нагрузки на коэффициент динамичности, равный 1,15.
2. Расчетное давление - результат деления расчетной нагрузки, равной по величине нормативной, на площадь отпечатка колеса.
3. Для операционной зоны принимают нагрузки по схемам КВ-70 или КВ-35, для проездов - по схеме Тс.
2.2. Нормативные нагрузки на покрытия площадок многоярусного (более двух) складирования контейнеров определяют в зависимости от количества устанавливаемых в ярусы контейнеров.
2.3. Расчетную нагрузку от многоярусного складирования контейнеров, воспринимаемую фитингом площадью поперечного сечения (0,0225 ), вычисляют по формуле
,
где - нормативная нагрузка на фитинг при складировании контейнеров (определяют по табл. 2 в зависимости от количества ярусов);
- коэффициент надежности по нагрузке, равный единице; коэффициент, учитывающий степень полноты загрузки контейнеров (принимают равным 0,9, 0,8 и 0,7 для групп контейнеров, устанавливаемых в 3, 4 и 5 ярусов соответственно).
Таблица 2
Количество ярусов контейнеров |
Нагрузка на фитинг контейнера, кН (тс) |
Расчетное давление на покрытие, МПа () |
||||
нормативная |
расчетная |
|||||
3 |
225 |
(22,5) |
203 |
(20,3) |
8,9 |
(89) |
|
150 |
(15,0) |
135 |
(13,5) |
5,9 |
(59) |
4 |
300 |
(30,0) |
240 |
(24) |
10,6 |
(106) |
|
200 |
(20,0) |
160 |
(16) |
7,0 |
(70) |
5 |
375 |
(37,5) |
263 |
(26,3) |
11,6 |
(116) |
|
250 |
(25,0) |
175 |
(17,5) |
7,7 |
(77) |
Примечания: 1. В числителе - значения нагрузки, передаваемой на фитинг контейнера типа 1А ГОСТ 20259-80, в знаменателе - типа 1С.
2. Расчетное давление - результат деления расчетной нагрузки на площадь круга, равновеликого площади фитинга.
3. Диаметр площади круга, равновеликого площади фитинга (0,0225 ), равен 0,17 м.
3. Материалы для жестких покрытий портовых территорий
3.1. Бетон
3.1.1. Для устройства покрытий специализированных комплексов портовых контейнерных терминалов применяют тяжелые бетоны, отвечающие требованиям соответствующих ГОСТов.
3.1.2. Основным контролируемым показателем качества бетона жестких покрытий является прочность на сжатие, определяемая в проектном возрасте.
По прочности на сжатие следует применять бетон:
- класса В30 для монолитных цементобетонных покрытий;
- класса В27,5 для монолитных и сборных железобетонных покрытий.
Прочность бетона на сжатие, растяжение при изгибе и другие механические хар-ки, а также марки по морозостойкости приведены в обязательном приложении 6.
3.2. Арматура
3.2.1. Для армирования монолитных железобетонных покрытий и сборных покрытий из плит с ненапрягаемой арматурой следует применять арматуру в соответствии с СНиП 2.03.01-84 "Бетонные и железобетонные конструкции", СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии", действующими ГОСТами и техническими условиями.
Нормативные и расчетные характеристики арматуры следует принимать в соответствии с указаниями СНиП 2.03.01-84.
4. Материалы для устройства оснований жестких покрытий портовых территорий
4.1. Верхние слои основания
4.1.1. Для верхних слоев основания следует использовать:
каменные материалы 1-3-го классов прочности, уложенные по способу заклинки;
щебень, гравий, песчано-гравийные смеси;
грунты, укрепленные цементом, активной золой уноса, известью, фосфатными и другими вяжущими;
однородные по качеству активные гранулированные шлаки с подобранным гранулометрическим составом.
В особо сложных случаях, например при устройстве покрытий на намывных или насыпных грунтах, подстилаемых естественными слабыми грунтами, необходимость устройства дополнительных слоев определяют на основании технико-экономических расчетов.
4.2. Грунтовое основание
4.2.1. Для устройства грунтового основания надводной части территории следует использовать грунты, соответствующие требованиям СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и СН 449-72 "Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог".
4.2.2. Требуемая степень уплотнения грунтового основания, характеризуемая коэффициентом уплотнения грунта, равным отношению плотности скелета грунта в основании к максимальной плотности того же грунта при стандартном уплотнении, назначается по ГОСТ 22733-77 и в соответствии с таблицей обязательного приложения 3.
4.2.3. Используемые в расчетах покрытий механические характеристики песчаных грунтов следует назначать в соответствии с указаниями, приведенными в справочном приложении 4.
5. Конструирование жестких покрытий
5.1. Технические требования
5.1.1. Конструирование покрытий необходимо осуществлять с учетом анализа величин и характера приложения нагрузок (подвижной или статической), климатических и гидрогеологических условий строительства, наличия местных дорожно-строительных материалов.
Для площадок, расположенных вблизи строящихся причальных сооружений распорного типа, следует учитывать возможность повышения уровня грунтовых вод после завершения строительства причальных сооружений и площадок.
5.1.2. Конструирование покрытия следует начинать с назначения типа покрытия, оценки целесообразности каждого слоя и выбора материалов.
5.1.3. Жесткие покрытия следует назначать из монолитного армированного или неармированного цементобетона во всех случаях.
5.1.4. Покрытия со сборными железобетонными плитами следует применять в качестве временных, а также в качестве постоянных в зонах прокладки инженерных сетей и коммуникаций.
5.1.5. Плиты укладывают на выравнивающий слой толщиной 5 см, предназначенный для устранения неровностей основания. Для выравнивающего слоя рекомендуют использовать сухую пескоцементную смесь, обработанный битумом песок или битумоминеральную смесь, а также необработанный песок с укладкой на него двух слоев битуминизированной бумаги.
5.1.6. Основание следует назначать из одного или нескольких слоев по принципу уменьшения жесткости с глубиной.
5.1.7. Грунтовые основания жестких покрытий необходимо конструировать с учетом вида и свойства грунта в районе строительства и распределения морских портов по дорожно-климатическим зонам, приведенным в справочном приложении 5.
5.1.8. Грунтовые основания в подводной части портовых территорий должны отвечать требованиям РД 31.31.37-78 "Нормы технологического проектирования морских портов" и СН 449-77 "Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее вместо "СН 449-77" имеется в виду "СН 449-72"
5.1.9. Для устройства грунтового основания надводной территории должны назначаться грунты, соответствующие требованиям СН 449-77.
5.1.10. Систему поверхностного водоотвода следует проектировать в соответствии с РД 31.31.37-78.
5.2. Искусственные основания
5.2.1. Материалы для устройства искусственных оснований должны удовлетворять требованиям нормативных документов на соответствующие материалы.
5.2.2. Наименьшие толщины слоев искусственных оснований из разных материалов в уплотненном состоянии приведены в табл. 3.
Таблица 3
Материалы слоев искусственных оснований |
Толщина, см |
Каменные материалы (щебень, гравий, песчаногравийные смеси), грунты, обработанные в установках |
8 |
Каменные материалы, обработанные по способу пропитки |
8 |
То же по способу полупропитки |
4 |
" по способу смешения на месте |
8 |
Малопрочные каменные материалы и грунты, обработанные вяжущими по способу смешения на месте |
10 |
Каменные материалы, не обработанные вяжущими: |
|
на песке |
15 |
на укрепленном вяжущими грунте |
8 |
5.3. Монолитные бетонные покрытия
5.3.1. Требуемая толщина покрытия определяется расчетом, но принимается не менее 16 см. Максимальная толщина однослойных бетонных покрытий не должна быть более 36 см.
В случаях, когда по расчету требуемая толщина цементобетонного покрытия превышает максимальную, следует предусматривать армирование покрытия ненапрягаемой арматурой. Армирование покрытий операционной зоны причала, проездов и складских площадок в два яруса следует предусматривать по всей площади, а на складских площадках многоярусного хранения контейнеров при условии определения строго фиксированных зон опирания фитингов складируемых контейнеров (опорных полос) допускается армирование только покрытия опорных полос.
5.3.2. Уклоны покрытия следует назначать в пределах 15-20%, а на складских площадках для хранения контейнеров - до 10%.
5.3.3. Монолитные бетонные покрытия следует разделять на отдельные плиты продольными и поперечными (расширения или сжатия) деформационными швами.
5.3.4. Расстояние между швами сжатия не должно превышать:
для цементобетонных неармированных покрытий - 6 м;
для цементобетонных армированных покрытий - 20 м.
5.3.5. Расстояния между швами расширения, как правило, должны быть кратными расстояниям между швами сжатия, но не более приведенных ниже.
Толщина покрытия, м |
Максимальное расстояние между швами расширения, м |
0,18-0,22 |
24 |
0,24-0,26 |
48 |
0,28-0,30 |
72 |
0,32-0,36 |
96 |
5.3.6. На складских площадках для многоярусного хранения контейнеров с установленными фиксированными зонами опирания фитингов (опорными полосами) деформационные поперечные швы не должны совмещаться с осями опорных полос.
5.3.7. Во всех швах следует предусматривать соединения в виде стальных штырей, предназначенных для исключения образования уступов между плитами и частично - для передачи нагрузки с одной плиты на другую.
Штыри изготавливаются из гладкой арматурной стали класса А-1. Параметры штыревых соединений приведены в табл. 4.
Таблица 4
Толщина покрытия, м |
Диаметр штырей, мм |
Длина штырей, м |
Расстояние между штырями в швах, м |
||
продольных |
сжатия |
расширения |
|||
Менее 0,20 |
20 |
0,4 |
1,0 |
1,0* 0,65 |
0,30 |
0,22-0,30 |
22-28 |
0,5 |
|
|
|
0,32-0,36 |
30-32 |
0,6 |
|
|
|
* Числитель - покрытия на основании из материалов, укрепленных вяжущими; знаменатель - на основании из материалов, не укрепленных вяжущими. |
5.3.8. Конструкции деформационных швов монолитных бетонных покрытий принимают по ВСН 197-83/Минтрансстроя ("Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд").
5.3.9. Для армирования монолитных покрытий следует применять плоские сварные сетки с рабочей арматурой из горячекатанной стали периодического профиля класса АП-АШ (ГОСТ 5781-82).
Минимально допустимый диаметр рабочей ненапряженной арматуры равен 12 мм. Необходимая площадь арматуры определяется расчетом в соответствии с методикой, приведенной в разделе 6.
При конструировании плоских сварных сеток следует руководствоваться требованиями:
продольные и поперечные стержни должны быть одного диаметра;
расстояние между стержнями в зависимости от площади арматуры и принятого диаметра стержней принимают в пределах 0,1-0,4 м.
5.3.10. В плитах любой длины сетки располагают в нижней трети толщины покрытия, при этом толщина защитного слоя должна быть не менее 30 мм. В плане сетки необходимо размещать равномерно по площади покрытия с перепуском (нахлестом) до 30 см в местах стыков в продольном и поперечном направлениях.
В покрытиях опорных полос складских площадок многоярусного хранения контейнеров используют сетки шириной, равной ширине опорной полосы.
5.4. Покрытия из сборных железобетонных плит
5.4.1. Требуемую толщину сборных плит и необходимую площадь рабочей арматуры определяют расчетом (см. раздел 6).
Для армирования сборных плит следует применять пространственные арматурные каркасы, выполненные из плоских сеток путем приварки к продольным стержням соединительных стержней или поперечных стержней сеток другого направления, а также с применением гнутых сеток.
5.4.2. Арматура нижней сетки сварного каркаса является рабочей, ее размеры определяют расчетом. Арматура верхней сетки - конструктивная и предназначена для сохранения проектного положения и целостности плиты в опалубочной форме, а также при складировании, перевозке и монтаже конструкций покрытий.
Толщина защитного слоя в сборных плитах должна быть не менее 40 мм для верхней арматуры и 30 мм - для нижней.
В сборных покрытиях устраивают температурные швы расширения, расстояния между которыми в продольном и поперечном направлениях следует принимать:
при годовой амплитуде среднемесячных температур 40°С и более -12 м;
при годовой амплитуде среднемесячных температур 20°С и менее - 32 м;
для промежуточных значений амплитуд температур расстояния между швами устанавливают по интерполяции.
Швы сжатия заполняют на 2/3 глубины пескоцементом и на 1/3 - мастикой.
Швы расширения заполняют на всю глубину мастикой.
Размеры плит в плане определяют расчетом, принятой технологией строительно-монтажных работ и условиями эксплуатации покрытий, при этом максимальный размер плиты не должен превышать 6 м.
Для оснований и подстилающих грунтов (грунтовых оснований) покрытий из сборных железобетонных плит территории порта следует назначать те же материалы и использовать те же принципы конструирования, что и для монолитных покрытий.
6. Расчет жестких покрытий
6.1. Общие принципы
6.1.1. Покрытия портовых территорий следует рассчитывать по методу предельных состояний на воздействие вертикальных нагрузок от технологического транспорта или установленных в ярусы контейнеров. При определении нагрузок следует пользоваться указаниями раздела 2.
Расчетными предельными состояниями жестких покрытий являются:
предельное состояние по прочности (для расчета всех видов жестких покрытий);
предельное состояние по раскрытию трещин (для расчета железобетонных, армированных ненапрягаемой арматурой покрытий);
предельное состояние по сдвигу в грунтовом основании.
6.1.2. В качестве расчетной схемы принимают слоистое упругое полупространство (жесткое покрытие - основание - подстилающий грунт). Жесткое покрытие рассматривается как слой, разделенный деформационными швами на отдельные плиты.
За расчетное сечение расположения нагрузки от колеса транспортного средства или фитинга контейнера на поверхности покрытия принимают середину края плиты со стыковым соединением, работающим как шарнирное сочленение.
6.2. Условие предельного состояния по прочности и раскрытию трещин
при расчете жестких покрытий
6.2.1. При расчете жестких покрытий портовых территорий по прочности плит должно удовлетворяться условие
, (1)
где - расчетное максимальное растягивающее напряжение на подошве цементобетонной плиты от изгиба, возникающее под воздействием расчетной нагрузки, МПа; - расчетная прочность бетона на растяжение при изгибе, МПа, определяемая по формуле
, (2)
где - нормативная прочность бетона на растяжение при изгибе, МПа, принимаемая в соответствии с обязательным приложением 6; - коэффициент, учитывающий повторяемость и длительность воздействия нагрузки, принимаемый:
для нагрузки от фитингов ;
для нагрузки от технологического транспорта определяется по графику (см. ниже);
снижение прочности материала под воздействием воды и мороза;
снижение трещиностойкости плит покрытия из-за температурных растягивающих напряжений, возникающих при суточных и сезонных колебаниях температуры;
снижение несущей способности монолитного бетонного покрытия из-за неравномерных вертикальных остаточных деформаций в конструктивных слоях;
нарастание прочности бетона во времени;
повышенную прочность бетона в плите покрытия при ее изгибе по двум осям по сравнению с нормативной прочностью, устанавливаемой на баночках при их изгибе по одной оси;
пространственную неоднородность бетона.
Значения принимают по табл. 5.
Таблица 5
Дорожно-климатическая зона |
Значения коэффициента для различных видов покрытия и условий приложения нагрузки |
|||
Монолитное цементобетонное и железобетонное покрытие |
Сборное железобетонное покрытие |
|||
от колес технологического транспорта |
от фитингов контейнеров |
от колес технологического транспорта |
от фитингов контейнеров |
|
I |
0,70 |
0,94 |
0,74 |
0,99 |
II |
0,74 |
0,99 |
0,79 |
1,05 |
III |
0,79 |
1,05 |
0,84 |
1,12 |
IV-V |
0,83 |
1,11 |
0,88 |
1,18 |
6.2.2. Расчетное максимальное растягивающее напряжение в плите покрытия определяется:
при центральном загружении плиты
; (3)
при загружении края плиты
, (4)
где - относительная величина максимального растягивающего напряжения в цементобетонной плите на двухслойном основании при центральном ее загружении определяется по номограммам (рис. 3-5*). При большем количестве слоев основания необходимо приводить многослойную систему к двухслойной; q - удельное давление на покрытие, создаваемое расчетной нагрузкой , распределенной по площади круга диаметром , МПа. Определяется по табл. 1 и 2; - коэффициент, учитывающий увеличение расчетного напряжения на краю плиты со стыковым соединением при приложении к нему нагрузки. Определяется по графику (рис. 6) в зависимости от величины упругой характеристики плиты L.
Упругая характеристика плиты L определяется по формуле
, (5)
где - толщина цементобетонной плиты, м; - модуль упругости материала плиты покрытия - бетона, МПа; - коэффициент Пуассона материала плиты покрытия; - общий (эквивалентный) модуль упругости на поверхности многослойного основания, подстилающего плиту, МПа; - арифметическое значение коэффициента Пуассона слоев основания, подстилающего плиту.
определяется по формуле
, (6)
где , - соответственно модуль упругости материала и толщина n-го слоя.
Общий модуль упругости на поверхности двухслойного основания определяется по формуле М.Б. Корсунского
,** (7)
где - толщина верхнего слоя двухслойного основания, м; , - модуль упругости соответственно верхнего и нижнего слоев основания, МПа; - расчетный диаметр площади распределения нагрузки, м; - эквивалентная толщина двухслойного основания. Определяется по формуле
. (8)
6.2.3. Если условие (1) удовлетворено, считается, что предельное состояние по прочности покрытия будет обеспечено, т.е. конструкция выбрана правильно.
6.2.4. Если условие (1) не удовлетворено, необходимо принять один из следующих вариантов:
1. Увеличить толщину конструктивных слоев и повторить расчет.
2. Предусмотреть армирование плит покрытия и перейти к расчету по условию предельного состояния по прочности и раскрытию трещин для железобетонных, армированных ненапрягаемой арматурой сечений с целью определения необходимой площади рабочей арматуры.
6.2.5. Допускается подбирать необходимую площадь рабочей арматуры без расчета в зависимости от величины возникающих на подошве плиты растягивающих напряжений по укрупненным показателям расхода арматуры, приведенным в таблице справочного приложения 7.
6.2.6. Расчет по предельным состояниям по прочности и раскрытию трещин железобетонных, армированных ненапрягаемой арматурой покрытий следует производить в соответствии с главой СНиП 2.03.01-84 "Бетонные и железобетонные конструкции".
6.3. Условие предельного состояния по сдвигу в грунтовом основании
6.3.1. При расчете толщины основания по сдвигу в грунтовом основании должно удовлетворяться условие:
, (9)
где - активное (за вычетом сил, обусловленных внутренним трением) напряжение сдвига в расчетной точке на глубине z от контакта покрытия с основанием, МПа; - предельное активное напряжение сдвига в расчетной точке на глубине z от контакта покрытия с основанием, МПа.
6.3.2. Активное напряжение сдвига , возникающее под воздействием расчетной нагрузки в расчетной точке определяют по номограмме (рис. 7) для принятого расчетного сечения - середина края плиты со стыковым соединением, работающим как шарнирное сочленение.
При пользовании номограммой необходимо вычислить упругую характеристику плиты L:
а) для цементобетонной плиты по формуле (5) с заменой на ;
б) для цементобетонной плиты, армированной ненапрягаемой арматурой, по формуле
, (10)
где b - расчетная ширина сечения плиты, принимаемая равной 1 м; В - жесткость сечения железобетонной плиты, армированной ненапрягаемой арматурой. Определяется по формуле
, (11)
где , (12)
, (13)
, (14)
, (15)
, - соответственно модули упругости арматуры и бетона, МПа. Принимаются соответственно по табл. 29 СНиП 2.02.05-85; - площадь сечения растянутой арматуры, . Принимается по табл. приложения 7, либо по расчету в соответствии со СНиП 2.02.05-85; - рабочая высота сечения, м; - толщина плиты, м; x - высота сжатой зоны бетона в сечении, м; - коэффициент армирования; d - диаметр арматуры, см; - коэффициент, учитывающий работу растянутого бетона между трещинами, принимается равным 0,2; - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения деформаций крайнего волокна сжатой грани сечения на участке между трещинами, принимаемый в зависимости от отношения шага арматуры , параллельной рассматриваемому сечению, к толщине плиты .
0,5 |
0,79 |
0,75 |
0,67 |
1,0 |
0,59 |
1,25 |
0,53 |
1,5 и более |
0,48 |
6.3.3. Предельное активное напряжение сдвига в расчетной точке определяют по формуле
, (16)
где - комплексный коэффициент условий работы несущих слоев основания. При материалах основания
укрепленных вяжущими ;
не укрепленных вяжущими ;
- коэффициент, учитывающий повторность приложения нагрузки (табл. 6); - сцепление в грунте или слабосвязанном материале основания, МПа; - активное напряжение сдвига от действия собственного веса конструктивных слоев, лежащих выше рассматриваемого уровня ( - толщина плиты покрытия). Определяется по номограмме (рис. 8) с тем же знаком.
Таблица 6
Нормативная нагрузка |
Значение коэффициента для технологических зон |
||
операционная зона причала, проезды |
складские площадки для хранения контейнеров в 2 яруса |
складские площадки для многоярусного хранения контейнеров |
|
КВ-70 |
1,0 |
1,2 |
- |
КВ-35 |
1,2 |
1,4 |
- |
Н-30, Тс |
1,2 |
1,4 |
- |
Установленные в ярусы контейнеры |
- |
- |
1,6 |
6.3.4. В случае, когда условие (9) не выполняется, рекомендуется верхнюю часть искусственного основания устраивать из материала, укрепленного вяжущим, а нижнюю - из слабосвязных материалов.
______________________________
* Рисунки 4 и 5 в оригинале отсутствуют.
** Формула соответствует оригиналу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика расчета и конструирования жестких покрытий территорий морских портов РД 31.31.46-88 (утв. Министерством морского флота СССР)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Дата введения 1 июля 1988 г.
Разработан Ленинградским филиалом Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института
Директор Ю.М. Васильев
Руководитель темы и разработки, ст. науч. сотр., канд. техн. наук Н.И. Брагинская
Ленинградским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта
И.о. главного инженера В.И. Шабанов
Руководитель разработки Ю.А. Новиков
Исполнители: Н.И. Брагинская, М.П. Костромкина, Ю.А. Новиков, А.Д. Чистухин
Ведущий инженер по стандартизации Б.Е. Керштейн
Согласован Министерством транспортного строительства СССР
Заместитель министра В.В. Алексеев
Утвержден Министерством морского флота СССР
Заместитель министра Л.П. Недяк
Вводится впервые