Ведомственные нормы технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах
ВНТП 11-85
(утв. Министерством гражданской авиации 8 января 1986 г.)
Дата введения 1 июля 1986 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Нормы распространяются на проектирование новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих авиационно-технических баз (АТБ) в классифицированных аэропортах.
1.2. При проектировании зданий и сооружений АТБ, кроме настоящих Норм, следует руководствоваться требованиями соответствующих общесоюзных и ведомственных нормативных документов, утверждаемых Госстроем СССР или МГА.
1.3. Проектирование АТБ во внеклассных и международных аэропортах производится в соответствии с настоящими Нормами с учетом дополнительных требований, содержащихся в задании на проектирование.
1.4. Проектирование зданий и сооружений АТБ должно производиться с учетом обеспечения потребностей аэропорта на расчетный срок его развития, который следует принимать в соответствии с ВНТП аэропортов с выделением пускового комплекса и первой очереди строительства.
1.5. При проектировании АТБ, имеющих приписной парк воздушных судов (ВС) по заданию на проектирование существенно отличающийся от приведенного в ВНТП аэропортов, допускается отступление от показателей настоящих Норм без их ухудшения, причем такое отступление должно быть обосновано проектными расчетами.
1.6. При проектировании зданий и сооружений АТБ воздушные суда подразделяются на группы и классы в соответствии с ВНТП аэропортов.
1.7. При проектировании зданий и сооружений АТБ следует предусматривать сбор, утилизацию и обезвреживание веществ, загрязняющих природную среду.
2. Назначение и классификация АТБ, состав зданий и сооружений
2.1. АТБ предназначается для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему ремонту, доработкам конструкции приписных ВС, работ по расшифровке полетной информации, ремонту технологического оборудования и оснастки и работ по оперативному техническому обслуживанию транзитных ВС.
2.2. Группа АТБ зависит от годового объема работ в приведенных единицах технического обслуживания, который определяется суммарной трудоемкостью работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту, доработкам конструкции приписных ВС, работ по расшифровке полетной информации, ремонту технологического оборудования и оснастки и работ по оперативному техническому обслуживанию транзитных ВС и при проектировании должна приниматься по табл. 1.
Таблица 1
Группа АТБ |
Класс аэропортов |
Годовой объем работы АТБ в тысячах приведенных единиц технического обслуживания |
I |
I |
от 180 до 240 |
II |
II |
от 120 до 180 |
III |
III |
от 60 до 120 |
IV |
IV |
от 20 до 60 |
V |
V |
от 10 до 20 |
Примечания: 1. АТБ с годовым объемом работ более 240 тыс. приведенных единиц считаются внегрупповыми.
2. В аэропортах V класса при отсутствии приписного парка ВС и объемом работ по ТО менее 10 тыс. приведенных единиц в год следует предусматривать здание технических бригад, а при наличии приписного парка - здание технических служб.
2.3. За приведенную единицу технического обслуживания при проектировании следует принимать условную величину трудозатрат на выполнение определенного вида работ по ТО ВС. Трудозатраты на одну приведенную единицу 8,50 чел/ч для I-II, 9,00 - для III и 9,50 - для IV-V групп АТБ.
2.4. Состав зданий и сооружений по группам АТБ представлен в табл. 2.
Таблица 2
Здания, сооружения, устройства |
Группа АТБ |
Особые требования |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ангар для технического обслуживания ВС |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Ангар-укрытие |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Производственное здание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Здание цеха главного механика, горячих и вредных производств |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Ангар (ангарная секция) для мойки ВС |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Помещения лабораторий АиРЭО, подразделения эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации, диагностики, неразрушающих и автоматизированных средств контроля |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предусматривается при реконструкции и техническом перевооружении АТБ |
Здание для технического обслуживания и текущего ремонта авиахимаппаратуры с подсобными помещениями |
- |
- |
- |
- |
- |
Предусматривается в АТБ, обслуживающих ВС, занятые на авиационно-химических работах |
Склад для хранения авиахимаппаратуры |
- |
- |
- |
- |
- |
Предусматривается в АТБ, обслуживающих ВС, занятые на авиационно-химических работах |
Здание для технических* бригад |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Стационарные устройства для технического обслуживания ВС: |
|
|
|
|
|
|
на перроне |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
на МС |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
на площадках для доводочных работ и опробования авиадвигателей |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Должны оборудоваться швартовочными и струеотклоняющими устройствами |
на площадках для запуска авиадвигателей перед вылетом |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Площадка для мойки ВС с сооружениями оборотного водоснабжения и нейтрализации загрязненных стоков после мойки и удаления обледенения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Площадка предангарная |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Площадка для дегазации и мойки ВС и авиахимаппаратуры с сооружениями для нейтрализации стоков |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Площадка для размещения емкостей слива ГСМ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Площадка для ремонта средств механизации технического обслуживания ВС** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Площадка для хранения средств механизации технического обслуживания ВС** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Площадка для спецавтотранспорта технического обслуживания ВС** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Дополнительные здания и сооружения (насосная пожаротушения, пожарный резервуар и т.п.) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
______________________________
Примечания: * Предусматривается при удалении места работ технических бригад от производственного здания более чем на 300 м.
Площадку для ремонта и хранения средств механизации технического обслуживания и площадку спецавтотранспорта, предназначенного для технического обслуживания ВС, следует размещать в пределах искусственных покрытий для хранения и технического обслуживания ВС.
2.5. При реконструкции АТБ следует в первую очередь предусматривать строительство и переоборудование зданий и сооружений, в которых должны размещаться (размещаются) основные производства, а также требующие особых условий для выполнения и организации технологического процесса, а именно: помещения цехов, участков и подразделений лабораторной проверки и текущего ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования (А и РЭО); эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации; надежности, диагностики и неразрушающих методов и автоматизированных систем контроля авиационной техники; вредные и взрывопожароопасные производства.
3. Расчетные нормативы
3.1. К расчетным нормативам при проектировании АТБ следует относить трудоемкость, продолжительность работ по техническому обслуживанию ВС и количество мест стоянки ВС в ангаре. Величины нормативных показателей трудоемкости и продолжительности ТО ВС назначены с учетом внедрения ТО ВС по техническому состоянию и прогрессивных форм организации процесса ТО.
3.2. Трудоемкость технического обслуживания ВС в расчете на одну тонну массы конструкции ВС и 1 ч налета следует принимать по табл. 3.
Таблица 3
Группа самолета |
Удельная трудоемкость, |
Класс вертолета |
Удельная трудоемкость, |
I |
0,13 (0,19) |
I |
0,42 (0,54) |
II |
0,19 (0,25) |
II |
1,06 (1,34) |
III |
0,27 (0,45) |
III |
1,06 (1,34) |
IV |
0,62 (0,94) |
|
|
Примечание. В скобках приведен коэффициент для перспективных ВС.
3.3. Трудоемкость оперативного технического обслуживания транзитных ВС следует принимать по табл. 4.
Таблица 4
Воздушное судно |
Трудоемкость при одном обслуживании, чел.ч |
|
|
конечный рейс |
транзитный рейс |
Группа самолета |
|
|
I |
18 |
9 |
II |
12 |
6 |
III |
6 |
3 |
IV |
3 |
1 |
Класс вертолета |
|
|
I |
12 |
9 |
II |
19 |
6 |
III |
6 |
3 |
3.4. Распределение общей трудоемкости технического обслуживания между цехами (участками) АТБ следует принимать по табл. 5. Приведенные соотношения отражают объемы работ, выполняемые в цехах, на участках, в лабораториях АТБ рабочим составом подразделений.
Таблица 5
Цехи (участки), лаборатории основного производства |
Доля общего объема по группам АТБ, % |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Оперативное техническое обслуживание ВС |
36 |
40 |
46 |
55 |
60 |
Периодическое техническое обслуживание ВС |
22 |
20 |
19 |
17 |
16 |
Лабораторная проверка и текущий ремонт авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) |
10 |
10 |
9 |
9 |
9 |
Эксплуатация средств сбора и обработки полетной информации |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
Лаборатория диагностики и неразрушающих методов контроля |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Лаборатория проверки и текущего ремонта блоков и узлов наземной автоматизированной системы контроля (HACК) |
5 |
5 |
3 |
1 |
- |
Текущий ремонт ВС |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
Обслуживание бытового оборудования |
8 |
6 |
5 |
4 |
3 |
Подготовка производства |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3.5. Продолжительность периодического технического обслуживания ВС на одну тонну массы конструкции и 1 ч налета следует принимать по табл. 6.
Таблица 6
Группа самолета |
Удельная продолжительность, |
Класс вертолета |
Удельная продолжительность, |
I |
0,0027(0,0033) |
I |
0,0044(0,0056) |
II |
0,0033(0,0044) |
II |
|
III |
0,0055(0,0066) |
Ми-8 |
0,0167(0,0200) |
IV |
0,0155(0,0178) |
III |
0,0267(0,0333) |
Примечание. В скобках приведены коэффициенты для передективных ВС.
3.6. Продолжительность выполнения оперативного технического обслуживания ВС на перроне следует принимать по табл. 7.
Таблица 7
Воздушное судно |
Время технического обслуживания в аэропорту, ч |
|
конечный |
промежуточный |
|
Группа самолета |
|
|
I |
1,0 |
0,8 |
II |
0,8 |
0,7 |
III |
0,5 |
0,4 |
IV |
0,5 |
0,3 |
Класс вертолета |
|
|
I |
1,2 |
1,0 |
II |
1,0 |
0,7 |
III |
0,7 |
0,5 |
3.7. Число мест стоянки ВС в ангаре следует рассчитывать как отношение количества приписных ВС данного типа, приведенных в задании на проектирование, к пропускной способности одного МС ангара, которую следует принимать по обязательному приложению 1.
3.8. Для предпроектных расчетов число МС ангара, рассчитанных для типового парка приписных ВС, приведенного в ВНТП аэропортов, следует принимать по табл. 8.
Таблица 8
Группа АТБ |
Годовой объем АТБ, тыс. пр. ед. |
Количество МС ангара по группам ВС |
Общее количество МС ангара |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
I |
240 |
3 |
2 |
- |
- |
5 |
|
180 |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
II |
180 |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
|
120 |
1 |
2 |
- |
- |
3 |
III |
120 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
|
60 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
IV |
60 |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
|
20 |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
V |
20 |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
|
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Фонды времени и режимы работы оборудования, цехов и участков АТБ
4.1. Режим работы в цехе (на участке) оперативного технического обслуживания должен соответствовать режиму работы аэропорта и приниматься, как правило, непрерывным - круглосуточным и круглогодичным.
4.2. В цехе (на участке) периодического технического обслуживания ВС при проектировании ангаров АТБ I, II, III групп и АТБ IV группы с максимальным объемом работ следует принимать круглосуточный режим работы с 357 рабочими днями, когда в течение суток работают две смены продолжительностью по 11,5 ч каждая.
Действительный годовой фонд времени ангара при данном режиме работы следует принимать равным 7646 ч.
В цехе (на участке) периодического технического обслуживания при проектировании ангаров АТБ IV группы с минимальным объемом работ и АТБ V группы следует принимать режим работы с 357 рабочими днями, когда в течение суток работает одна смена продолжительностью 11,5 ч.
Действительный годовой фонд времени ангара при таком режиме его работы следует принимать равным 4078 ч.
4.3. Режимы работы остальных цехов, указанных в табл. 5, следует принимать по данным Пособия по проектированию зданий и сооружений АТБ.
4.4. Фонды времени мест стоянки воздушных судов на перроне, МС и оборудования, применяемого при ТО, следует принимать по обязательному приложению 2.
4.5. Фонды времени цехового оборудования принимаются по общесоюзным нормам технологического проектирования "Фонды времени работы оборудования и рабочих предприятий машиностроения, приборостроения и металлообработки" (ОНТП 06-80), утвержденным Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности.
5. Фонды времени и режимы работы рабочих
5.1. Режимы работы производственного персонала следует принимать в соответствии с п.п. 4.1 и 4.2 настоящих Норм.
5.2. Действительный годовой фонд времени авиатехников, авиамехаников и авиамотористов, занятых техническим обслуживанием ВС, а также специалистов А и РЭО, находящихся в штате цехов оперативного и периодического технического обслуживания, следует принимать равным 1795 ч при 41-часовой рабочей неделе.
5.3. Действительные годовые фонды времени остальных рабочих АТБ следует принимать по общесоюзным нормам технологического проектирования "Фонды времени работы оборудования и рабочих предприятий машиностроения, приборостроения и металлообработки" (ОНТП 06-80), утвержденным Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности.
6. Нормативная численность работающих в АТБ
6.1. Количество производственных рабочих следует определять как отношение общей трудоемкости годовой программы работ (АТБ в целом, цеха, участка, лаборатории и т.п.) к действительному годовому фонду времени рабочего АТБ, цеха, участка, лаборатории.
6.2. Количество вспомогательных рабочих определяется в отношении к количеству производственных рабочих.
Количество инженерно-технических работников (ИТР), счетно-конторского персонала (СКП) и младшего обслуживающего персонала (МОП) определяется в отношении от общего количества производственных и вспомогательных рабочих.
Отношения количества вспомогательных рабочих к числу производственных рабочих, ИТР, СКП и МОП к общему числу рабочих следует принимать по табл. 9.
6.3. Количестве женщин, работающих в АТБ, следует принимать по данным табл. 10.
Таблица 9
Категории работающих |
Отношение по группам АТБ, % |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вспомогательные рабочие |
14,0 |
14,0 |
12,0 |
10,0 |
10,0 |
Инженерно-технические работники |
22,0 (23,0) |
23,0 (26,5) |
26,0 (27,5) |
27,5 (29,0) |
29,0 (31,0) |
Счетно-конторский персонал |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
Младший обслуживающий персонал |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Примечание. Значения в скобках соответствуют минимальному объему работы АТБ внутри классификационной группы.
Таблица 10
Цех, участок |
Количество женщин от общего количества рабочих для АТБ, % |
|
I-III группы |
IV-V группы |
|
1 |
2 |
3 |
Оперативного технического обслуживания |
- |
- |
Периодического технического обслуживания |
3-5 |
3-5 |
Лабораторной проверки и текущего ремонта АиРЭО, подразделение эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации (ПЭССОПИ) |
5-10 |
5-10 |
Текущего ремонта, ОГМ |
5-10 |
5-10 |
Подготовки производства |
10-15 |
10-15 |
Обслуживания бытового оборудования |
75-85 |
80-90 |
Младший обслуживающий персонал |
75-80 |
80-100 |
Инженерно-технические работники |
5-10 |
10 |
Итого по АТБ |
10-15 |
10-13 |
7. Расчет производственного оборудования и выбор подъемно-транспортных средств
7.1. Количество производственного оборудования, применяемого непосредственно при техническом обслуживании ВС, определяется по нормативным табелям Министерства гражданской авиации и перечням наземного оборудования, поставляемого в комплекте с ВС.
7.2. Количество производственного оборудования для обеспечения производственных процессов, выполняемых вне ВС, определяется как отношение трудоемкости выполнения данной работы к действительному годовому фонду времени работы оборудования и числу одновременно работающих на нем.
7.3. Коэффициент загрузки (отношение расчетного числа оборудования к принятому) оборудования по времени следует принимать по табл. 11.
Таблица 11
Вид оборудования |
Коэффициент загрузки оборудования для АТБ |
|
I-III группы |
IV-V группы |
|
Металлообрабатывающее оборудование |
0,70-0,80 |
0,60-0,70 |
Испытательные и лабораторные установки |
0,70-0,80 |
0,60-0,70 |
Моечные шкафы и ванны |
0,75-0,85 |
0,70-0,80 |
Оборудование для ручных работ |
0,80-0,90 |
0,75-0,85 |
Сварочные агрегаты |
0,60-0,70 |
0,55-0,65 |
7.4. Подъемно-транспортные средства для цехов и участков АТБ следует принимать по обязательному приложению 3.
7.5. Подъемно-транспортные средства в ангаре, на участках и отделениях монтажа и демонтажа авиадвигателей, шасси, колес и воздушных винтов, консервации и расконсервации авиадвигателей должны иметь двухскоростные или регулируемые по скорости механизмы подъема и передвижения грузов.
Скорости подъема груза, передвижения крана и тележки должны приниматься по нормам, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
7.6. Подвесные краны, используемые в ангаре, должны обеспечивать выполнение подъемно-транспортных работ по всей длине (размаху) самолета и в магистральных проездах.
7.7. Пневматические крановые средства должны работать от сети сжатого воздуха с давлением на выходе 0,6-0,8 МПа.
7.8. Количество подвижных средств напольного транспорта для межцеховых и внутрицеховых перевозок следует принимать по рекомендуемому приложению 4.
7.9. При расположении производственных помещений на верхних этажах в зданиях АТБ необходимо предусматривать грузовые лифты. Грузоподъемность лифтов для АТБ I, II и III групп следует предусматривать не менее 500 кг.
8. Нормы размещения и рабочей площади на оборудование и подвижные средства механизации
8.1. Ширину проездов в ангаре для технического обслуживания воздушных судов с учетом доков или доковых платформ следует принимать по табл. 12.
Таблица 12
Наименование проезда |
Ширина проездов, м |
|||
Группа самолетов (класс вертолета) | ||||
I |
II |
II (I, II) |
IV (III) |
|
Между воздушным судном и торцевой стеной ангара |
4 |
4 |
3 |
3 |
Между воздушным судном и воротами ангара |
3 |
3 |
3 |
3 |
Между воздушными судами, а также между воздушными судами и боковыми стенами ангара |
3 |
3 |
3 |
3 |
Примечание. При отсутствии в ангаре доков проезд между ВС следует принимать не менее 5 м для самолетов I и II групп и 4 м для самолетов III, IV групп и вертолетов.
8.2. Ширина проема ангарных ворот должна быть не менее чем на 4 м больше размаха крыла расчетного самолета I группы, на 3 м больше размаха крыла расчетных самолетов II и III групп и на 2 м больше размаха крыла расчетного самолета IV группы.
8.3. Нормы размещения оборудования, ширину проходов и проездов, а также удельные площади на единицу производственного оборудования для основных цехов и технических лабораторий АТБ следует принимать по обязательному приложению 5.
8.4. При планировке ангара необходимо предусматривать в нем свободные зоны для размещения передвижных средств механизации ТО ВС согласно данным, представленным в табл. 13.
Таблица 13
Группа самолета (класс вертолета) |
Площадь, |
I |
от 175 до 250 |
II |
от 100 до 150 |
III (I, II) |
от 50 до 75 |
IV (III) |
до 50 |
8.5. Площадь инструментально-раздаточной кладовой (ИРК) определяется в квадратных метрах из расчета:
на один станок - 0,7
на одного рабочего - 0,15
8.6. Расчет площади помещений цеха главного механика следует производить по принятому в проекте комплекту оборудования.
8.7. Для предпроектных расчетов площади производственных помещений в зданиях по группам АТБ следует принимать согласно рекомендуемому приложению 6. При конкретном проектировании суммарные площади зданий по АТБ I-II групп не должны превышать 3-5%, а для АТБ III-IV групп 7-10%, по сравнению с данными рекомендуемого приложения 6.
9. Категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности
9.1. При проектировании АТБ противопожарные мероприятия следует предусматривать в соответствии с главами СНиП 2.01.02-85, СНиП II-90.
9.2. Категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности следует принимать в соответствии со СНиП II-90, на основании расчета по методике, приведенной в Указаниях по определению категории производства по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности (СН 463), утвержденных Госстроем СССР 01.07.74.
9.3. Помещения АТБ подлежат защите пожарной автоматикой в соответствии с "Перечнем помещений, зданий и объектов гражданской авиации, подлежащих обязательному оборудованию противопожарными системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации", согласованными с Госстроем СССР от 25.09.79 и утвержденными МГА, а также с учетом требований СНиП II-04-09.84.
9.4. Ангары АТБ должны оборудоваться автоматическими системами пожаротушения в соответствии с "Рекомендациями по проектированию установок автоматического пенного пожаротушения в современных ангарах", согласованными с ГУПО МВД и утвержденными МГА от 21.08.78.
10. Специальные требования технологического процесса к зданиям, сооружениям и оборудованию по температуре, чистоте, влажности и скорости движения воздуха, уровню шума и вибрации
10.1. При проектировании ангаров АТБ температуру в них следует обеспечивать в пределах от 10 до 15°С.
10.2. При проектировании производственных помещений цехов лабораторий проверки и текущего ремонта А и РЭО, ПЭССОПИ и лабораторной диагностики по требованиям технологического процесса температура в них должна быть от 18 до 20°С, а относительная влажность воздуха от 40 до 60%, а в помещении анероидно-мембранных приборов от 40 до 50%.
10.3. Для обеспечения чистоты воздуха в помещениях, перечисленных в п. 10.2, в них необходимо поддерживать избыточное давление, а вход в эти помещения осуществлять через шлюзы.
10.4. Температура, влажность, чистота, скорость движения воздуха, уровни шума и вибрации в производственных помещениях АТБ должны соответствовать действующим "Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий" СН 245* и главе СНиП II-12.
10.5. В производственных помещениях АТБ с повышенными уровнями шума (помещение испытания мощных электромеханизмов, помещение для ремонта крупногабаритных деталей планера) следует предусматривать звукопоглощающую облицовку либо индивидуальные средства шумоглушения.
11. Нормы расхода и требования к параметрам воды, воздуха, тепла, специальных жидкостей и газов
11.1. Нормы расхода технической воды для основных потребителей АТБ следует принимать по табл. 14.
Таблица 14
Наименование потребителя |
Расход воды, |
Давление воды, МПа () |
Примечание |
|
горячей |
холодной |
|||
Площадка для мойки: |
|
|
|
|
Самолеты I группы |
до 3,0 |
до 2,0 |
до 0,5 (5) |
Расход воды приведен в на мойку одного ВС |
Самолеты II группы |
до 2,5 |
до 2,0 |
|
|
Вертолеты I класса |
до 2,0 |
до 1,5 |
до 0,5(5) |
То же |
Самолеты IV группы |
до 0,75 |
до 0,35 |
до 0,5(5) |
|
и вертолеты III класса |
|
|
|
-"- |
Ангар для мойки: |
|
|
|
|
Самолеты I группы |
от 7 до 9 |
от 5 до 6 |
до 0,5(5) |
-"- |
Самолеты II группы |
от 4,5 до 7,0 |
от 2,5 до 5,0 |
до 0,5(5) |
-"- |
Самолеты III группы и вертолеты I и II классов |
от 2,5 до 3,0 |
от 1,5 до 2,0 |
до 0,5(5) |
-"- |
11.2. Для расчета расхода воды на мойку ВС следует принимать периодичность мойки через 300 часов налета или через количество часов налета, равных межрегламентному периоду обслуживания ВС.
11.3. При проектировании АТБ следует использовать систему оборотного водоснабжения, при этом использование оборотной воды должно составлять не менее 80%.
11.4. Расход сжатого воздуха для основных потребителей АТБ следует принимать по табл. 15.
Таблица 15
Оборудование |
Расход сжатого воздуха, |
Коэффициент одновременности |
Давление, МПа () |
Особые требования |
Примечание |
||
точка росы, °С |
температура, °С |
степень очистки, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Шкаф для продувки деталей сжатым воздухом |
36 |
от 0,4 до 0,5 |
от 0,3(3) до 0,5(5) |
-20 |
от 18 до 25 |
99,9 |
Для воздуха, подаваемого в лаборатории А и РЭО, точка росы - 40°С |
Камера для очистки свечей авиадвигателей |
48 |
1 |
от 0,3(3) до 0,4(4) |
-10 |
от 18 до 25 |
99,9 |
- |
Ручные механические щетки |
3,5 |
0,7 |
от 0,4(4) до 0,6(6) |
-10 |
от 18 до 25 |
99,9 |
- |
Установка для обслуживания противопожарного оборудования |
- |
- |
15(150) |
- |
- |
- |
В среднем два 40-литровых баллона в смену |
Механизированно-моечная машина |
5 |
1 |
от 0,4(4) до 0,6(6) |
-10 |
от 10 до 25 |
99,9 |
- |
Установка для проверки гидрофильтров |
10 |
1 |
0,8(8) |
-10 |
от 3 до 25 |
99,9 |
- |
11.5. Нормы расхода воды, сжатого воздуха, тепла в целом по АТБ и по основным зданиям следует принимать по табл. 16.
Таблица 16
Здания и сооружения АТБ |
Расход тепловой энергии, Гкал/ч |
Расход воды, |
Расход сжатого воздуха, |
||||||||||||
Группа АТБ |
Группа АТБ |
Группа АТБ |
|||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Ангар для технического обслуживания |
15,0-20,0 |
10,6-15,0 |
6,4-9,6 |
2,5-5,2 |
2,5 |
370-500 |
275-370 |
100-150 |
40-100 |
До 40 |
250-360 |
120-150 |
80-120 |
40-80 |
До 40 |
Ангар для мойки (площадка для мойки) |
5,0 |
5,0 |
3,0 |
- |
- |
200-250 |
150-200 |
70-150 |
20-50 |
До 20 |
4000* |
3000* |
2000* |
(500)* |
(300)* |
Производственное здание |
4,0-5,0 |
3,0-4,0 |
2,0-3,0 |
1,0-2,0 |
1,0 |
120-150 |
80-120 |
60-80 |
30-60 |
До 40 |
100-150 |
70-100 |
50-70 |
30-50 |
До 30 |
Здание цеха главного механика, горячих и вредных производств |
2,1-2,5 |
2,0-2,1 |
1,5-2,0 |
0,8-1,5 |
- |
150-180 |
120-150 |
60-120 |
20-60 |
- |
40-50 |
30-40 |
20-30 |
- |
- |
Здание для технических бригад |
0,4-0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,2-0,4 |
0,2 |
20-30 |
20 |
20 |
20-20 |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по АТБ |
26,5-33,0 |
21,0-26,5 |
13,3-18,0 |
4,5-9,1 |
до 3,7 |
860-1110 |
645-860 |
310-520 |
130-290 |
110 |
4390-4560 |
3220-3290 |
2150-2220 |
570-630 |
370 |
______________________________
* Расход сжатого воздуха на сушку ВС после мойки.
12. Электроснабжение, электрооборудование и электроосвещение
12.1. Удельный расход электроэнергии по группам АТБ на приведенную единицу технического обслуживания следует принимать по табл. 17.
Таблица 17
Группа АТБ |
Удельный расход электроэнергии на приведенную единицу технического обслуживания, |
||
Всего по АТБ |
В том числе |
||
силовая |
осветительная |
||
I |
от 18,0 до 25,0 |
от 14,0 до 19,0 |
от 4,0 до 6,0 |
II |
от 14,0 до 20,0 |
от 10,5 до 15,0 |
от 3,5 до 5,0 |
III |
от 12,0 до 16,0 |
от 9,0 до 12,0 |
от 3,0 до 4,0 |
IV |
от 10,0 до 14,0 |
от 8,0 до 11,0 |
от 2,0 до 3,0 |
V |
от 8,0 до 10,0 |
от 6,0 до 8,0 |
2,0 |
Примечание. Большие значения показателей удельного расхода электроэнергии следует принимать для АТБ с максимальным объемом работ, меньшие - с минимальными значениями этого показателя. Для промежуточных значений показателей АТБ внутри классификационных групп показатели удельных расходов электроэнергии следует рассчитывать по методу интерполяции.
12.2. Показатели для расчета потребной мощности источников электроснабжения систем стационарных устройств для технического обслуживания самолетов на перроне, МС, площадках специального назначения и в ангаре указаны в рекомендуемом приложении 7.
12.3. Во всех производственных помещениях и на стоянках ВС электросиловые и осветительные устройства подлежат заземлению в соответствии с требованиями ПУЭ, утвержденных Минэнерго СССР, и "Инструкции по устройству сетей заземления и зануления в электроустановках" (СН 102-76), утвержденной Госстроем.
Взамен СН 102-76 постановлением Госстроя СССР от 11 декабря 1985 г. N 215 с 1 июля 1986 г. введены в действие СНиП 3.05.06-85
12.4. На каждой стоянке ВС в ангаре и вне ангара предусматривать стационарные заземляющие устройства для защиты от статического электричества. Величина сопротивления заземлителя допускается до 100 Ом. При объединении заземляющих устройств для защиты от статического электричества с заземляющими контурами для электрооборудования и вторичных проявлений молний величина сопротивления заземлителя не должна быть более той, которая требуется для защиты от этих явлений.
12.5. В цехах, на участках и рабочих местах, где статическое электричество накапливается в процессе производства и опасно во взрывопожарном отношении, а также для обслуживающего персонала следует предусматривать стационарные устройства заземления для снятия статического электричества.
13. Электросвязь
13.1. Для обеспечения оперативного управления производственной деятельности АТБ должны предусматриваться следующие виды электросвязи: телефонная, оперативная громкоговорящая, местной доставки телеграмм, радиосвязь, радиооповещение и радиотрансляция, прикладное телевидение и спецсигнализация (электрочасофикация), а для обеспечения противопожарной безопасности и требований режима - пожарная и охранная сигнализации.
14. Состав стационарных устройств для технического обслуживания ВС на перроне, МС и площадках специального назначения
14.1. Рекомендуемые виды электроснабжения, связи и управления для стоянок ВС различных типов в АТБ I-IV групп следует принимать по табл. 18.
Таблица 18
Виды энергообеспечения |
Места стоянок ВС |
|||||
перрон |
МС |
площадка для доводочных работ |
площадка для запуска авиадвигателей |
площадка для мойки ВС |
ангар |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Электропитание бортовой сети ВС: |
|
|
|
|
|
|
постоянным током 28,5 В |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
постоянным током 24 В, 24/48 В |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
переменным трехфазным током, напряжением 208 В, частотой 400 Гц |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Электроснабжение технологического оборудования для технического обслуживания ВС: |
|
|
|
|
|
|
переменным трехфазным током с нулем, напряжением 380 В, частотой 50 Гц |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
переменным однофазным током, напряжением 220 В, частотой 50 Гц |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Воздухоснабжение (сжатый воздух до 1,5 МПа) |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Примечания: 1. На площадках запуска авиадвигателей следует предусматривать связь с командно-диспетчерским пунктом и производственно-диспетчерской службой полетов.
2. Проектирование системы централизованной заправки ВС топливом надлежит вести в соответствии с ВНТП авиатопливообеспечения аэропортов.
3. Подвод на стоянки самолетов спецнапряжений (28,5 В, 24/48 В, 208 В, 400 Гц) в проекте должен быть обоснован исходя из приведенного в задании на проектирование парка ВС.
14.2. При проектировании стоянок ВС на перроне и МС стационарные устройства следует предусматривать, если количество ВС, обслуживаемых на одной стоянке в течение суток превышает для самолетов I группы - 1,3; самолетов II группы - 1,4 и самолетов III группы - 2,9.
15. Уровень механизации и автоматизации процесса технического обслуживания ВС
15.1. При проектировании зданий и сооружений АТБ уровень механизации и автоматизации производственных процессов следует принимать по табл. 19.
Таблица 19
Группа АТБ |
Уровень механизации и автоматизации, % |
|
Всего механизированных работ |
В том числе автоматизированных работ |
|
I |
35-37,5 (70-75) |
10 |
II |
35-37,5 (70-75) |
10 |
III |
31-33,5 (62-67) |
7 |
IV |
28-30,5 (56-61) |
4 |
V |
28-30,0 (56-60) |
3 |
Примечание. В скобках приведены значения уровня механизации и автоматизации без учета смотровых работ.
16. Уровень специализации и кооперирования
16.1. При проектировании зданий и сооружений АТБ уровни предметной и технологической специализации следует принимать по табл. 20.
Таблица 20
Группа АТБ |
Уровень предметной специализации |
Уровень технологической специализации |
I |
70-75 |
55-60 |
II |
43-61 |
62-68 |
III |
52-53 |
71-73 |
IV |
45-80 |
72-74 |
V |
80 |
74 |
16.2. При проектировании зданий и сооружений АТБ следует предусматривать кооперирование процесса периодического ТО ВС для АТБ аэропортов, связанных коммерческими рейсами по расписанию.
17. Нормы хранения отходов и попутных материалов
17.1. АТБ аэропортов гражданской авиации в процессе производственной деятельности имеют отходы следующих цветных металлов: медь, латунь, бронза, свинец, алюминий, магний, никель,
17.2. При проектировании АТБ следует предусматривать пункты для хранения цветных металлов, площади которых (из условия месячного хранения) следует принимать по табл. 21.
Таблица 21
Группа АТБ |
Площадь, |
|
закрытого хранения |
открытого хранения |
|
I |
60 |
40 |
II |
60 |
40 |
III |
40 |
30 |
IV |
30 |
20 |
V |
30 |
20 |
17.3. Хранение отходов черных и цветных металлов в АТБ следует проектировать в соответствии с требованиями ГОСТ 2787-75 и ГОСТ 1639-78**.
18. Охрана природной среды
18.1. Поверхностный сток с территории АТБ должен отводиться на очистные сооружения аэропорта, которые следует проектировать на основании требований ВНТП аэропортов, утвержденных МГА.
18.2. Загрязненные сточные воды АТБ должны передаваться через очистные сооружения аэропортов в сети канализации.
18.3. В АТБ, как правило, следует предусматривать раздельную систему отведения бытовых и производственных вод и поверхностного стока.
18.4. При подаче смеси бытовых и производственных сточных вод на сооружения биологической очистки их качество должно соответствовать требованиям СНиП II-32-74, а качество очищенной воды - требованиям "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденным Министерством мелиорации и водного хозяйства, а также согласованным с органами Минводхоза требованиям к предельно допустимым сбросам (ПДС) веществ в водные объекты.
Взамен СНиП II-32-74 постановлением Госстроя СССР от 21 мая 1985 г. N 71 с 1 января 1986 г. введены в действие СНиП 2.04.03-85
18.5. При передаче в канализацию населенных пунктов смеси бытовых и сточных вод их качество должно соответствовать требованиям "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Министерством коммунального хозяйства РСФСР.
18.6. При несоответствии качества сточных вод требованиям документов, указанных в п.п. 14.3 и 14.4, должна предусматриваться их очистка на локальных сооружениях в АТБ.
18.7. В АТБ необходимо предусматривать следующие устройства для локальной очистки сточных вод, а также сбора, утилизации и обезвреживания производственных отходов: сборники отработанных ГСМ для их последующей сдачи в соответствии с "Инструкцией по сбору, использованию и сдаче отработанных нефтепродуктов предприятиями ГА", утвержденной МГА; сооружения для очистки сточных вод и (или) сбора, утилизации и обезвреживания отходов производств, использующих синтетические масла, токсичные рабочие жидкости, технические моющие, противообледенительные и пожаротушащие средства, содержащие биологически неразлагающиеся синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) или токсичные компоненты, смывки и органические растворители, этиленгликоль и моющую жидкость СТ-2.
18.8. В производственных процессах, при выполнении которых в воздух выделяются пылевые, капельновидные газообразные токсичные вещества, необходимо предусматривать меры по защите атмосферного воздуха от загрязнения. Предлагаемые решения должны соответствовать требованиям Госкомгидромета, изложенным в "Инструкции о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям" (ОНД 1-84), утвержденной Госкомгидрометом, и обеспечивать снижение выбросов токсичных веществ до предельно-допустимых значений (ПДВ), разрабатываемых проектной организацией и утверждаемых органами Госкомгидромета.
18.9. Производственные стоки, образующиеся при проведении авиационно-химических работ (АХР), обезвреживаются в специально оборудованных приемниках в соответствии с "Методическими указаниями по химическому обезвреживанию ядохимикатов в сточных водах, образующихся после очистки ВС, их сельхозаппаратуры и стирки спецодежды", утвержденными МГА.
19. Нормативные технико-экономические показатели
19.1. Нормативные технико-экономические показатели (ТЭП) предназначены для оценки технического уровня и экономичности проектов на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих АТБ, которые не могут быть ухудшены при конкретном проектировании в сопоставимых условиях.
19.2. Нормативные технико-экономические показатели приведены в табл. 22. Нормативные ТЭП разработаны для пяти групп АТБ при минимальных и максимальных годовых объемах работ. Для промежуточных значений годовых объемов работ АТВ нормативные ТЭП в пределах одной классификационной группы следует принимать по интерполяции.
Таблица 22
Технико-экономические показатели |
Группа АТБ |
|||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||||||
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Годовой объем работ АТБ, тыс. приведенных ед. |
180 |
240 |
120 |
180 |
60 |
120 |
20 |
60 |
10 |
20 |
Годовой объем работ на 1 общей площади зданий, приведенная единица |
5,5 |
5,8 |
4,4 |
5,5 |
3,7 |
5,7 |
2,9 |
5,4 |
|
3,6 |
Удельные капитальные вложения на строительство АТБ (всего), руб. приведенная единица |
83,0 |
74,8 |
100,5 |
82,0 |
106,0 |
74,0 |
115,8 |
63,0 |
14,6 |
86,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на строительно-монтажные работы |
59,5 |
54,2 |
72,5 |
59,0 |
76,3 |
49,0 |
69,0 |
37,0 |
12,1 |
52,3 |
на оборудование |
23,5 |
20,6 |
28,0 |
23,0 |
29,7 |
25,0 |
46,8 |
26,0 |
2,5 |
33,7 |
Удельные эксплуатационные расходы, руб./приведенная единица |
24,5 |
23,7 |
26,4 |
24,9 |
27,6 |
25,4 |
30,8 |
25,4 |
20,7 |
26,4 |
Численность персонала АТБ, чел. |
1232 |
1629 |
845 |
1232 |
440 |
869 |
155 |
456 |
39 |
156 |
Производительность труда, приведенная единица/чел.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочих |
185 |
185 |
184 |
185 |
178 |
178 |
170 |
171 |
167 |
170 |
работников АТБ |
146 |
147 |
142 |
146 |
136 |
138 |
129 |
132 |
128 |
129 |
19.3. Нормативные ТЭП, представленные в табл. 22, разработаны с учетом следующих условий: климатический район - II, район строительства - I (Московская область), сейсмичность - до 6 баллов, накладные расходы на общестроительные работы - 16,5%, плановые накопления - 8%, районный коэффициент на заработную плату эксплуатационного персонала - 1,0.
При изменении указанных условий нормативные ТЭП следует корректировать на поправочные коэффициенты, учитывающие условия строительства проектируемых АТБ. Значения поправочных коэффициентов приведены в ВНТП аэропортов, утвержденных МГА.
______________________________
* На территории Российской Федерации действуют СП 2.2.1.1312-03. - Примечание изготовителя базы данных.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 1639-93. - Примечание изготовителя базы данных.
*** На территории Российской Федерации в настоящее время действующими документами в области охраны поверхностных вод являются СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03, ГН 2.1.5.1316-03. - Примечание изготовителя базы данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные нормы технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах ВНТП 11-85 (утв. Министерством гражданской авиации 8 января 1986 г.)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Дата введения 1 июля 1986 г.
Разработаны Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Аэропроект МГА
Руководитель темы - В.А. Шиманский, ответственный исполнитель - В.А. Шиманский
Внесены Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Аэропроект МГА
Подготовлены к утверждению Отделом экспертизы проектов и смет Министерства гражданской авиации, А.Л. Чуркиным, Ю.Ф. Клениным
Согласованы с Госстроем СССР и ГКНТ 29 декабря 1985 г. N 45-1228
С введением в действие Ведомственных норм технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах ВНТП 11-85/МГА утрачивают силу Нормы технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах ВНТП 11-80/МГА
Приказом Минтранса России от 4 декабря 2020 г. N 541 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 4 декабря 2020 г.