Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Рекомендуемое
Основные положения методики детальной оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения
1 Общие принципы количественной оценки ущерба.
1.1 Приложение обобщает опыт оценки экономического ущерба, накопленный в ОАО "ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева" и охватывающий различные гидротехнические сооружения, включая водохранилища ГЭС и ТЭС, а также золошлакоотвалы (ЗШО). Изложены общие принципы проведения расчетов, сбора необходимых исходных данных, определены основные составляющие социального, имущественного, экологического ущербов.
1.2 Количественная оценка возможного ущерба основана на принятых в гражданском праве принципах защиты прав собственника (владельца) и полного возмещения его убытков, возникших по вине юридических или физических лиц.
1.3 Расчеты ущерба должны основываться на положениях законодательства Российской Федерации (Закон РФ "О безопасности гидротехнических сооружений", Гражданский, Водный, Земельный Кодексы [3, 2, 1, 4] и др. законы РФ) с использованием действующей нормативно-методической документации. Приоритетность применения для расчетов методик, положений, инструкций и т.п. определяется: их использованием органами, представляющими интересы государства; принятием данных документов государством (министерствами, ведомствами) для защиты прав граждан и собственников; возможностью юридического доказательства сумм убытков потерпевшими организациями или физическими лицами (их представителями).
1.4 Расчет ущерба следует производить для того сценария аварии, масштабы последствий аварии для которого максимальны. Для электростанций, в состав которых входят несколько ГТС, расчеты возможного ущерба должны выполняться для каждого сооружения отдельно. При определении максимального ущерба следует учитывать возможные последствия аварии на одном из ГТС комплекса на безопасность и функционирование других ГТС.
1.5 В зоне затопления необходимо выявить народно-хозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и т.п. и определить их собственников, в т.ч. объекты, находящиеся в собственности РФ или субъектов РФ, местных органов исполнительной власти; определить места проживания, нахождения населения; выявить зоны различного использования территории и т.п.
1.6 Оценка ущерба должна основываться на оценках состояния ГТС и объектов, могущих попасть в зону затопления на момент выполнения расчетов. При этом используются текущие коэффициенты индексации, другие коэффициенты, установленные соответствующими органами.
Допускается прогнозная оценка изменения величины ущерба на пятилетний период. Такая оценка рекомендуется в том случае, если решениями органов власти, органов госнадзора, проектной и другой документацией установлены конкретные сроки изменения состояния ГТС и др. объектов в зоне затопления, а возможность реализации таких изменений (строительство, вывод из эксплуатации, перепрофилирование и т.п.) для организации, рассчитывающей ущерб (собственника), очевидна.
1.7 Количественная оценка ущерба производится в денежном выражении в рублях. Одновременно с суммой ущерба проставляется дата (месяц, год), по состоянию на которую произведен расчет.
1.8 Возможный в результате гидродинамической аварии ущерб определяется как сумма социального ущерба, в основном характеризующегося количеством пострадавших и степенью вреда их здоровью, а в стоимостной форме - компенсационными затратами имущественного (экономического) ущерба, нанесенного материальным объектам в результате аварии и ущерба от загрязнения окружающей среды (экологический ущерб). Каждый из вышеперечисленных ущербов определяется суммированием нескольких составляющих.
1.9 Сбор исходных данных, уточнение движения волны прорыва и т.п. следует производить на ГЭС (ТЭС), в территориальном органе (при необходимости - в нескольких) исполнительной власти, на основных объектах, попадающих в зону затопления.
1.10 Расчеты следует производить с разумным приближением, более точно учитывая составляющие, вносящие максимальный вклад в итоговый результат. При этом следует использовать результаты анализа и оценки безопасности ГТС, например учитывать вероятность нахождения людей в зоне затопления, объемы разрушения ГТС и т.д.
Примечание: При наличии в период, предшествующий выполнению оценок ущерба, факта аварии на ГТС необходимо использовать результаты расчета ущербов собственникам, платы за загрязнение природной среды, сметы ремонтно-восстановительных работ и т.д. Рекомендуется использовать метод аналогий, а для составляющих, вклад которых незначителен, - укрупненные стоимостные показатели. Возможно также вероятные затраты на возмещение имущественного и других ущербов оценивать методом экспертных оценок, с включением в состав экспертов представителя собственника.
1.11 В сумму ущерба, возможного вследствие аварии на ГТС электростанции, входят и затраты, необходимые для покрытия убытков по данному сооружению и по электростанции. При этом затраты, связанные с отключением (недовыпуском) электроэнергии, учитываются в случае невозможности выполнить обязательства по поставке электроэнергии потребителям путем использования резервных мощностей декларируемой электростанции, с других ТЭС, ГЭС через ОДУ АО-энерго или ЦДУ РАО "ЕЭС России".
2 Исходные данные, необходимые для оценки ущерба.
2.1 Основой для оценок возможных ущербов являются результаты расчетов волн прорыва от аварии на ГТС и зон затопления и анализа риска нахождения людей, прерывания технологических и других процессов в зоне затопления и т.п. Результаты должны быть представлены в виде разделения (районирования) на зоны затопления по степени (масштабам): поражения людей; разрушения объектов; загрязнения природной среды.
2.2 По топокартам местности в масштабе 1:100000, 1:25000 должны быть предварительно определены основные объекты в зоне затопления. Для количественного расчета имущественного ущерба рекомендуется использование карт масштаба 1:10000, 1:5000. Если на ТЭС (ГЭС), в других учреждениях имеются топографические съемки проектных, изыскательских и других организаций, то их также целесообразно использовать.
2.3 При сборе исходной информации на ГТС, электростанции, в прилегающих населенных пунктах следует выявить наличие областных, региональных нормативных документов, ознакомиться с материалами в органах исполнительной власти: комитетах по делам строительства и архитектуры, земельным ресурсам и землеустройству, охраны окружающей среды; в бюро технической инвентаризации (БТИ) и др. Также необходимо использовать материалы основных собственников, расположенных в вероятной зоне затопления: промышленных и транспортных объектов, объектов сельского и лесного хозяйства и т.п.
2.4 Необходимые для расчетов сведения о свойствах отходов, воды в золошлакоотвалах, в т.ч. и о химическом составе, могут быть взяты из соответствующих разделов декларации безопасности. Целесообразно также использовать результаты НИР и информацию, которую может предоставить орган, ответственный за охрану окружающей среды. Допускается применение сведений о составе отходов и воды по данным объектов-аналогов.
3 Имущественный ущерб
В общем виде имущественный ущерб определяется как сумма:
где: - потери от недовыпуска электро- и теплоэнергии;
- ущерб, нанесенный самой электростанции в результате аварии;
- ущерб, нанесенный промышленным объектам, попавшим в зону действия аварии;
- ущерб, нанесенный населенным пунктам;
- ущерб, нанесенный сельхозугодьям;
- ущерб, наносимый лесному хозяйству;
- ущерб, нанесенный водным биоресурсам (рыбным и другим).
Более подробная характеристика составляющих имущественного ущерба:
- определяется в соответствии с п. 1.11 настоящего Приложения при наличии договоров о предоставлении услуг по электротеплоснабжению с АО-энерго с учетом соответствующих компенсационных выплат за отключения.
где: - затраты на работы по ликвидации аварии и восстановлению ГТС;
- затраты на аварийно-восстановительные работы по другим сооружениям электростанции;
- затраты на восстановление резервов материалов;
- затраты по уборке территории электростанции.
Данная составляющая ущерба может быть исключена при оценке страховых сумм при страховании гражданской ответственности.
где: - ущерб основным фондам. В зависимости от величин гидродинамических давлений определяется степень повреждения зданий и сооружений, оборудования. Затраты на их восстановление, ремонт, компенсацию выбытия определяются с учетом амортизационных отчислений.
- ущерб оборотным фондам, оказавшимся в момент затопления (загрязнения) на объекте.
- ущерб технологическому процессу определяется его остановкой, в течение которой должны быть произведены работы по очистке производственных помещений, оценена работоспособность оборудования, произведен необходимый ремонт и замена выбывшего оборудования.
- упущенная выгода, недовыпуск продукции. Размер данного ущерба во многом определяется прибыльностью и социальной значимостью пострадавшего предприятия, спецификой производственного цикла.
где: - ущерб, нанесенный зданиям, надворным строениям и другим подобным сооружениям находящимся в личной собственности граждан;
- ущерб, нанесенный при затоплении (загрязнении) личному имуществу;
- ущерб, нанесенный сельскохозяйственной продукции, выращенной на личных приусадебных участках, при средней урожайности для данного региона;
- ущерб зданиям, сооружениям, находящимся в муниципальной собственности;
- ущерб муниципальному хозяйству: транспортным магистралям, инженерным коммуникациям и т.п.;
- другие затраты на покрытие убытков от личного и общественного имущества в населенных пунктах.
где: - потери от ухудшения качества земли в результате аварии;
- ущерб от неполучения (недополучения) сельскохозяйственной продукции.
,
где: - потери от снижения продуктивности лесных пород или уничтожения деревьев в результате аварии;
- потери от других направлений хозяйственного использования леса, снижения рекреационного и водоохранного потенциала,
- ущерб, нанесенный рыболовству и рыбоводству водотока, водохранилища и в других водоемах в зоне возможного затопления, в том числе и дополнительные затраты на возмещение биопродуктивности.
4 Экологический ущерб.
4.1 Экологический ущерб определяется выражением:
где: - ущерб, нанесенный поверхностным водам;
- дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий аварии;
- ущерб, нанесенный поверхностному слою почвы;
- вред, причиненный атмосферному воздуху пылением зольных и других отходов;
- ущерб, нанесенный особо охраняемым природным объектам, видам растений, животных, экосистемам. , если в зоне воздействия волны прорыва вследствие аварии на ГТС данных объектов и видов не имеется.
4.2 Составляющие экологического ущерба более подробно определяются в виде суммы:
где: - вред, причиненный поверхностным водам (водотоку, водоему) вследствие аварийного сброса воды сверх лимита, определенного договором водопользования;
- ущерб от сброса загрязняющих веществ в поверхностные воды и/или поступления загрязняющих веществ из хранилищ отходов, с предприятий и т.п. , где - плата за сброс каждого (i-гo) загрязняющего вещества с учетом экологической ситуации в регионе;
- ущерб от поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды.
где: - затраты по очистке окружающей территории от золы, оказавшейся на почве в результате аварии;
- затраты на частичную рекультивацию верхнего слоя почвы. Определяются стоимостью работ по нанесению слоя потенциально плодородной почвы (технический этап рекультивации) и по восстановлению продуктивности рекультивированной территории (биологический этап);
- затраты на пылеподавление мелкодисперсных частиц в летний период, вынесенных за пределы хранилищ (возможно и из водохранилищ). Если не принять мер по исключению пыления, то возможны платежи , определяемые как плата за несанкционированный выброс в атмосферу. , где - плата за выброс каждого (i-гo) загрязняющего вещества с учетом экологической ситуации и значимости атмосферы в регионе;
определяется как плата за несанкционированный сброс загрязняющего вещества, например золы, и загрязнение почв исходя из норматива платы за отход соответствующего класса токсичности с учетом экологической ситуации и значимости почв региона.
5 Социальный ущерб
Социальный (социально-экономический) ущерб определяется выражением:
где: - затраты на лечение пострадавших, т.е. клиническое и санаторно-курортное лечение;
- затраты, связанные и травмированием людей, вызванными действием волны прорыва. К таким затратам относятся выплата пособий по временной нетрудоспособности, материальная помощь, пенсии людям, ставшим инвалидами;
- социально-экономические потери, связанные с гибелью людей. К прямым экономическим потерям в данном случае следует отнести затраты на погребение, компенсационные выплаты семьям погибших, пенсии по случаю потери кормильца, расходы на социальное обеспечение детей-сирот и др.;
- затраты на локализацию, ликвидацию наиболее социально-значимых последствий аварии специальными (МЧС, МВД, Минобороны и др.) и дополнительными подразделениями (муниципальные службы, формирования ГО предприятий и др.).
- другие социальные потери от аварии на ГТС, приводящие к затратам общества на компенсацию данных потерь: например, переход части территории в зону экологического бедствия вследствие разрушения опасных производств волной прорыва; нарушение устойчивости экосистем из-за затопления; разрушение культурно-исторических памятников федерального значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.