Руководящий документ РД 153-34.2-002-01
"Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения"
(введен в действие приказом Министерства энергетики РФ от 26 апреля 2001 г. N 130)
Дата введения 1 мая 2001 г.
Введен впервые
Введение
"Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (далее - Методика) разработана в соответствии с решением совместного заседания HTС РАО "ЕЭС России", Координационного Совета по проблеме "Безопасность энергетических сооружений", секции "Единая энергетическая система" Научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики на тему: "О ходе реализации и научно-техническом обеспечении Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 14 сентября 1999 г.".
"Методика" рассмотрена и рекомендована к утверждению решением совместного заседания Координационного Совета по отраслевой программе "Безопасность энергетических сооружений" и секции НТС РАО "ЕЭС России" "Правовые и нормативно-технические проблемы безопасности энергетических сооружений" от 26.12.2000 г.
1 Область применения
1.1 Настоящий руководящий документ (РД) предназначен для применения при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, в состав которых входят водоподпорные гидротехнические сооружения (ГТС).
1.2 РД используется при:
определении величины финансового обеспечения и объемов страхования гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии ГТС;
составлении деклараций безопасности;
планировании аварийно-спасательных работ;
обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;
определении сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии и ликвидации ее последствий.
1.3 РД предназначен для оценки максимального ущерба, возможного при заданных параметрах волны прорыва.
1.4 В РД рассмотрены 2 методики оценки ущербов:
методика укрупненной оценки ущербов, использующая для стоимостных оценок среднестатистические значения стоимости основных фондов по региону и выделяющая в зоне затопления подзоны, различающиеся по хозяйственному использованию: городскую застройку, сельские населенные пункты, сельхозугодья, лесные массивы и т.д.;
методика детальной оценки ущербов, включающая подробный анализ экономической ситуации на территории, подвергшейся затоплению, на основе экспедиционных исследований или с помощью информации, содержащейся в базе данных геоинформационной системы региона и включающей в себя данные об объектах, в том числе их стоимость (для этого варианта "Методики" приведены основные положения).
1.5 РД применяется для оценки размера возможного ущерба:
в целом;
отдельных видов ущерба.
1.6 В РД приводятся рекомендации по определению параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущерба от гидродинамической аварии, а также справочные макроэкономические данные по регионам России, необходимые для укрупненных оценок ущербов.
1.7 РД не распространяется на сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов (в том числе золошлакоотвалы ТЭС) и другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия жидких отходов.
2 Нормативные ссылки
РД разработан в соответствии с требованиями Закона РФ "О безопасности гидротехнических сооружений", Гражданского кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР.
В РД используются следующие нормативные документы:
Постановление Правительства РФ от 27.11.1995 г. "Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд".
Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 г. "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Приказ МПР РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Распоряжение мэра Москвы от 27.07.2000 г. "Об утверждении методики исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории г. Москвы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного распоряжения следует читать как "27.07.1999 г."
3 Термины и определения
Собственник гидротехнического сооружения - орган власти Российской Федерации, физическое или юридическое лицо, имеющее право владения, пользования, распоряжения данным ГТС.
Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, сопровождающаяся аварийным сбросом воды в нижний бьеф и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
Зона катастрофического затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии, ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку обеспеченностью 5%.
Реальный ущерб - утрата или повреждение имущества в части стоимостного выражения полной или частичной потери основных и оборотных производственных фондов, готовой продукции предприятий, жилищного и коммунального хозяйства, затрат на поддержание инфраструктуры, утраты плодородия почв и гибели сельхозпродукции, ущербов лесному и рыбному хозяйствам и т.п.
Экологический ущерб - ущерб, связанный с ухудшением свойств лесных земель, загрязнением реки при авариях на очистных сооружениях и т.п.
Социальный ущерб - прогнозная оценка количества погибших и пострадавших людей от последствий гидродинамической аварии.
Прочие виды реального ущерба - часть реального ущерба, выявить которую на стадии прогноза не представляется возможным.
Основные фонды - средства (капитал), затрачиваемые на здания, сооружения, оборудование, машины, в размере балансовой стоимости.
Оборотные фонды - средства предприятия, используемые для финансирования его хозяйственной деятельности, т.е. сырье, материалы и т.д.
Бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному сооружению соответственно выше (ВБ) или ниже (НБ) его по течению.
В РД использованы следующие обозначения:
- общий реальный ущерб;
- ущерб основным производственным фондам;
- ущерб оборотным производственным фондам;
- ущерб готовой продукции предприятий;
- ущерб элементам транспорта и связи;
- ущерб жилому фонду и имуществу граждан;
- расходы на ликвидацию последствий аварии;
- ущербы сельскохозяйственному производству;
- ущерб лесному хозяйству;
- ущерб от потери леса как сырья;
- экологический ущерб от затопления лесов;
- ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;
- ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;
- ущерб объектам водного транспорта;
- ущерб рыбному хозяйству;
- прочие виды реального ущерба.
4 Оценки ущербов
4.1 Оценка параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущербов
4.1.1 При определении ущерба от прохождения волны прорыва необходимо оценить зону затопления и гидродинамические параметры потока в нижнем бьефе:
максимальные значения глубины и скорости потока;
время от начала аварии до прихода в данную точку местности прорывной волны;
продолжительность затопления.
Эти данные определяются методами математического моделирования с использованием одномерных [18] или двумерных [7] уравнений Сен-Венана (Приложение 2).
4.1.2 При оценке параметров волны прорыва одномерные уравнения целесообразно использовать в тех случаях, когда поток движется в пределах русла и поймы, не достигая уровня коренного берега. Двумерные уравнения следует использовать в зонах резкого расширения или сужения поймы, при большой извилистости русла, наличии островов, побочней, выступов берега. При этом граничные условия на входе в расчетный фрагмент, для которого необходимо применить двумерные уравнения, могут быть получены с использованием результатов прогноза распространения волны прорыва, выполненного по одномерным уравнениям для более протяженной расчетной области.
4.1.3 Перечень исходных данных для определения возможного ущерба от прохождения волны прорыва существенно зависит от рассматриваемого сценария аварии. Основными сценариями возникновения волны прорыва являются:
4.1.3.1 Постепенное переполнение водохранилища из-за превышения расходом приточности сбросного расхода при исчерпанной регулирующей емкости (например при поступлении в водохранилище нерасчетного паводка, неполном открытии водосбросных отверстий из-за поломок затворов или ошибки персонала и т.д.)
4.1.3.2 Возникновение в водохранилище чрезвычайно больших волн (например волн вытеснения из-за оползня берега, селевого паводка, волны прорыва из вышележащих водохранилищ, завальных озер или временных водоемов, подпруженных ледниками, волн от крупных взрывов и т.д.)
4.1.3.3 Разрушение напорного фронта гидроузлов без аварийного повышения уровня верхнего бьефа (из-за суффозии основания или тела плотины, подмыва сооружений со стороны нижнего бьефа, раскрытия в теле плотины трещин из-за старения материала плотины или нерасчетных сейсмических воздействий, нерасчетных воздействий другой природы: взрывов, ударов судов, падений самолетов, и по другим причинам).
Примечание: При возникновении аварии, соответствующей сценариям 4.1.3.1 или 4.1.3.2, гидроузел может остаться неразрушенным, хотя поступившие в нижний бьеф водные массы все равно могут явиться причиной катастрофического затопления. При плавном переполнении верхнего бьефа, не сопровождающемся прорывом напорного фронта, в нижнем бьефе возникнет экстремальный паводок, но он является паводком "обычного типа" и в данной методике не рассматривается. При волновом перехлесте через плотину явление становится аналогичным волне прорыва и рассматривается в методике как одна из возможных ситуаций.
4.1.4 Для оценки гидрографа излива необходимо провести расчет уроненного режима верхнего бьефа. Расчет как правило проводится: при укрупненной оценке - при помощи балансовой (0-мерной) модели верхнего бьефа или одномерных уравнений Сен-Венана, при детальной оценке ущерба - при помощи двумерных уравнений Сен-Венана.
4.1.5 Результаты численных экспериментов по распространению волны прорыва ниже гидроузла следует нанести на топографическую карту, вплоть до створа, в котором максимальный за время наводнения расход не превосходит расход обеспеченностью 5%. На карту должны быть нанесены граница области затопления, а также изолинии четырех характеристик прорывного паводка, используемых при определении ущерба: максимальных глубины и скорости за время аварии, времени затопления местности после начала аварии и продолжительности затопления.
4.1.6 Результаты численных экспериментов, моделирующих излив воды из верхнего бьефа, следует представлять в виде графика изменения уровня ВБ во времени в ходе аварии.
4.2 Укрупненная оценка ущербов, вызываемых авариями гидротехнических сооружений
Оценка ущербов базируется на использовании данных о параметрах гидродинамической аварии и данных макроэкономического развития региона, в котором располагается подпорное гидротехническое сооружение.
В качестве исходной информации для проведения расчетов ущербов используются следующие результаты расчета параметров последствий гидродинамической аварии:
А. Ниже гидроузла:
общая площадь зоны катастрофического затопления с нанесением ее границ на планшеты государственной топосьемки масштаба 1:25000 или 1:10000;
по характерным створам (не менее 3, исключая створ гидроузла и конечный створ зоны катастрофического затопления): максимальная глубина затопления, время добегания волны от начала образования прорана; максимальная скорость течения, продолжительность затопления;
Б. Выше гидроузла:
скорость снижения уровня;
остаточный уровень воды после аварии;
объемы вытекающей и оставшейся воды;
время опорожнения водохранилища.
4.2.1 Общий порядок определения натуральных показателей различных видов ущербов
4.2.1.1 Определение натуральных показателей ущербов от гидродинамической аварии без обследования на местах, на базе доступной информации об освоенности территории зон катастрофического затопления и водохранилища. При этом используются данные хозяйственного и социального развития субъекта федерации, на территории которого располагается рассматриваемый гидроузел и зона катастрофического затопления.
4.2.1.2 На начальном этапе по данным официальной статистики, а также по справочным, литературным и иным источникам определяются следующие общие показатели по субъекту федерации:
общая площадь территории;
средняя плотность населения субъекта федерации;
численность населения субъекта федерации с разбивкой на городское и сельское население;
средняя плотность населения в городах и поселках городского типа;
общая длина автодорог общего пользования или плотность автодорог на тысячу квадратных километров территории;
балансовая стоимость основных производственных фондов;
валовый национальный продукт за год.
Для удобства пользования некоторые из указанных показателей приведены в Приложениях 3-7.
4.2.1.3 С использованием показателей, перечисленных в п. 4.2.1.2., и данных топографических планшетов, на которых нанесена зона катастрофического затопления ниже гидроузла, выполняются следующие действия:
ниже гидроузла:
разбивка общей площади затопления на зоны сильного, среднего и слабого воздействия с выделением по каждой зоне: земель, занятых населенными пунктами или промышленными объектами; земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых естественными природными ландшафтами;
составление перечня затронутых населенных пунктов и сбор сведений о количестве проживающего в них населения, характере жилых строений и размерах приусадебных участков;
определение участков затрагиваемых транспортных коммуникаций и линий связи;
выявление прочих специфических объектов;
выше гидроузла:
выявление населенных пунктов и объектов, расположенных около водохранилища;
определение длины судовых ходов, установление объектов водного транспорта, расположенных на водохранилище;
выявление водозаборных устройств (местоположение, тип, расход);
определение прочих видов водопользования.
4.2.1.4 Поскольку все элементы хозяйственной инфраструктуры должны быть защищены от паводков определенной повторяемости, натуральные показатели ущербов должны определяться с учетом этого обстоятельства. По промышленным объектам и населенным пунктам ущербы определяются, если параметры гидродинамической аварии превышают показатели воздействия паводка 1%-й обеспеченности, по мостовым переходам - 0,3%-й, по сельхозугодьям - 5%-й.
4.2.2 Стоимостная оценка ущербов
4.2.2.1 Стоимостная оценка ущербов от гидродинамической аварии производится в действующих ценах с использованием положений, установленных государством для определения компенсационных средств при нанесении реальных ущербов различного вида (материальный, экологический, социальный и непредвиденный). Конкретные используемые государственные документы указаны в разделах, посвященных определению отдельных видов ущербов.
4.2.2.2 Материальный ущерб основным производственным фондам промышленных предприятий, транспортным магистралям и линиям связи может быть оценен затратным методом по остаточной балансовой стоимости зданий и сооружений с учетом степени их повреждений от гидродинамической аварии.
4.2.2.3 Материальный ущерб жилищному фонду определяется сравнительным методом с выделением типовых элементов, стоимость которых распространяется на остальные объекты.
4.2.2.4 Ущерб сельскому, лесному и рыбному хозяйствам, а также экологический ущерб устанавливается в соответствии с порядком, определенным земельным, лесным и природоохранным законодательством.
4.2.2.5 Прочие виды реального ущерба, а также расходы на ликвидацию последствий аварии определяются в процентах от общей величины ущерба.
4.2.2.6 Социальный ущерб определяется в натуральном выражении - в виде возможного числа погибших и пострадавших при гидродинамической аварии.
4.2.2.7 Методика оценки ущерба не определяет упущенной выгоды.
4.2.3 Ущербы основным и оборотным фондам
4.2.3.1 Критерии разделения зоны катастрофического затопления на зоны сильных, средних и слабых разрушений для основных фондов представлены в таблице 4.1. Отнесение территории к той или иной зоне разрушений следует осуществлять из условия, чтобы хотя бы один из критериев превосходил указанные значения.
Таблица 4.1 [6]
(Н - глубина затопления, V - скорость течения, Т - продолжительность затопления)
Тип зданий |
Сильные разрушения |
Средние разрушения |
Слабые разрушения |
||||||
Н, м |
V, м/с |
Т, час |
H, м |
V, м/с |
Т, час |
H, м |
V, м/с |
T, час |
|
Кирпичные малоэтажные здания (1-3 этажа) |
4 |
2,5 |
170 |
3 |
2 |
100 |
2 |
1 |
50 |
Промышленные здания с легким металлическим каркасом |
5 |
2,5 |
170 |
3,5 |
2 |
100 |
2 |
1,5 |
50 |
Кирпичные и панельные дома средней этажности (4 этажа и более) |
6 |
3 |
240 |
4 |
2,5 |
170 |
2,5 |
1,5 |
100 |
Промышленные здания с тяжелым металлическим или железобетонным каркасом (стены из керамзито-бетонных панелей) |
7,5 |
4 |
240 |
6 |
3 |
170 |
3 |
1,5 |
100 |
Бетонные и железобетонные здания антисейсмической конструкции |
12 |
4 |
- |
9 |
3 |
240 |
4 |
1,5 |
170 |
Степень разрушения (утраты остаточной балансовой стоимости) по зонам принята следующая:
зона сильных разрушений - ;
зона средних разрушений - ;
зона слабых разрушений - .
4.2.3.2 Расчет ущербов основным фондам следует производить по формуле:
(4.1)
где: - ущерб основным производственным фондам;
- общая балансовая стоимость основных производственных фондов субъекта федерации, отнесенная к единице его территории;
,
где: - общая балансовая стоимость основных производственных фондов субъекта федерации без объектов транспорта и связи (Приложение 4);
при невозможности определить на момент выполнения расчетов рекомендуется пользоваться формулой:
,
где: С - общая балансовая стоимость основных производственных фондов на 1997 год (Приложение 4);
1,015 - осредненный ежегодный темп роста основных фондов;
n - число лет между 1997 годом и годом выполнения расчетов;
S - площадь территории субъекта федерации;
;
;
- площадь соответственно зон сильных, средних и слабых разрушений;
;
;
- степень разрушения в зонах сильных, средних и слабых разрушений;
;
;
- коэффициент концентрации основных фондов на территории зон соответственно сильных, средних и слабых разрушений;
,
- плотность населения в зонах соответственно сильных (i = 1), средних (i = 2) и слабых (i = 3) разрушений;
- средняя плотность населения по субъектам федерации.
В случае, когда формула (4.1) приобретает вид:
(4.1.a)
4.2.3.3 Ущерб оборотным производственным фондам в материальном выражении (сырье, запасные детали, запасы топлива, тара и т.п.) следует принимать в размере 5% от ущерба основным производственным фондам.
4.2.4 Ущербы готовой продукции предприятий
4.2.4.1 Оценку ущерба готовой продукции, произведенной на предприятии и хранящейся на затрагиваемой аварией территории, следует производить по формуле:
(4.2)
где: - ущерб готовой продукции;
- общий валовый национальный продукт, произведенный за рабочий день в субъекте федерации и отнесенный к единице его территории;
где: - валовый национальный продукт за год; при невозможности определить
на момент выполнения расчетов рекомендуется пользоваться формулой:
,
где: Р - валовый национальный продукт, произведенный в субъекте федерации в 1997 году (Приложение 6);
Е = 1,025 - осредненный ежегодный темп роста ВНП;
n - число лет между 1997 годом и годом выполнения расчетов;
- число рабочих дней в году;
m - срок хранения готовой продукции на предприятии (принимается m = 7 сут). Остальные обозначения те же, что и для формулы 4.1.
4.2.5 Ущербы элементам транспорта и связи
4.2.5.1 Критерии разделения зоны катастрофического затопления (максимальные значения параметров гидродинамической аварии) на зоны сильных, средних и слабых разрушений для объектов транспорта и линий связи представлены в таблице 4.2. При этом отнесение территории к той или иной зоне разрушений следует производить, если хотя бы один из критериев превосходит указанные значения.
4.2.5.2 Расчет ущербов элементам транспорта и связи производится по формуле:
, (4.3)
где: - ущерб элементам транспорта и связи;
- общая стоимость основных фондов элементов транспорта и связи в субъекте федерации, отнесенная к единице длины автодорог;
,
где: - общая балансовая стоимость элементов транспорта и связи; при невозможности определить
на момент выполнения расчетов рекомендуется пользоваться формулой:
,
где: D - общая балансовая стоимость объектов транспорта и связи (Приложение 4);
Е = 1,015 - осредненный ежегодный темп роста основных фондов;
n - число лет между 1997 годом и годом выполнения расчетов;
L - протяженность автомобильных дорог в субъекте федерации (Приложение 3);
;
;
- протяженность автодорог соответственно в зонах сильных, средних и слабых разрушений;
;
;
- степень разрушения в зонах сильных, средних и слабых разрушений.
Таблица 4.2 [6]
(Н - глубина затопления, V - скорость течения, Т - продолжительность затопления)
Типы элементов транспортных магистралей |
Сильные разрушения |
Средние разрушения |
Слабые разрушения |
||||||
H, м |
V, м/с |
T, час |
Н, м |
V, м/с |
T, час |
H, м |
V, м/с |
Т, час |
|
Деревянные мосты |
1 |
2 |
- |
1 |
1,5 |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
Железобетонные мосты |
2 |
3 |
50 |
1 |
2 |
30 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Металлические мосты и путепроводы с пролетом 30-100 м, ЛЭП, линии связи |
2 |
3 |
50 |
1 |
2 |
30 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Металлические мосты и путепроводы с пролетом более 100 м |
2 |
2 |
50 |
1 |
1 |
30 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Железнодорожные пути |
2 |
2 |
100 |
1 |
1,5 |
50 |
0,5 |
0,5 |
30 |
Дорога с гравийным (щебеночным) покрытием |
2,5 |
2 |
100 |
1 |
1,5 |
50 |
0,5 |
0,5 |
30 |
Шоссейные дороги с асфальтовым покрытием |
4 |
3 |
240 |
2 |
1,5 |
170 |
1 |
1 |
100 |
Степень разрушения (утраты остаточной балансовой стоимости) по зонам принята следующая:
зона сильных разрушений - ;
зона средних разрушений - ;
зона слабых разрушений - .
4.2.6. Ущербы жилому фонду и имуществу граждан
4.2.6.1 Критерии разделения зоны катастрофического затопления на зоны сильных, средних и слабых разрушений для объектов жилого фонда и имущества граждан представлены в таблице 4.3. При этом отнесение территории к той или иной зоне разрушений следует производить, если хотя бы один из критериев превосходит указанные значения.
Таблица 4.3 [6]
(Н - глубина затопления, V - скорость течения, Т - продолжительность затопления)
Типы объектов жилого фонда |
Сильные разрушения |
Средние разрушения |
Слабые разрушения |
||||||
H, м |
V, м/с |
T, час |
H, м |
V, м/с |
Т, час |
H, м |
V, м/с |
T, час |
|
Сборные деревянные жилые дома |
3 |
2 |
48 |
2,5 |
1,5 |
24 |
1 |
1 |
12 |
Деревянные дома (1-2 этажа) |
3,5 |
2 |
48 |
2,5 |
1,5 |
24 |
1 |
1 |
12 |
Легкие 1-2-этажные бескаркасные постройки |
3,5 |
2 |
72 |
2,5 |
1,5 |
48 |
1 |
1 |
24 |
Кирпичные дома малой этажности (1-3 этажа) |
4 |
2,5 |
50 |
3 |
2 |
100 |
2 |
1 |
50 |
Кирпичные и блочные дома повышенной этажности (4 этажа и более) |
6 |
3 |
240 |
4 |
2,5 |
170 |
2,5 |
1,5 |
100 |
Степень разрушения (утраты остаточной балансовой стоимости) по зонам принята следующая:
зона сильных разрушений - ;
зона средних разрушений - ;
зона слабых разрушений - .
4.2.6.2 Расчет ущерба жилому фонду следует производить по формуле:
(4.4)
где: - ущерб жилому фонду;
- осредненная стоимость жилого фонда и имущества на одного сельского жителя;
;
;
- количество сельских жителей, проживающих в зонах сильного, среднего и слабого разрушений;
;
;
- степень разрушения по зонам;
- осредненная стоимость жилого фонда и имущества на одного городского жителя;
;
;
- количество городских жителей, проживающих соответственно в зонах сильного, среднего и слабого разрушений;
и
- коэффициенты, учитывающие ущерб элементам сельского и городского благоустройства.
Рекомендуемые исходные данные для расчета ущербов:
Сельские населенные пункты - стоимость жилья, имущества и земельного участка на 1 чел. - тысяч рублей.
Городские населенные пункты - стоимость жилья и имущества на 1 чел. - тысяч рублей.
Указанные исходные данные могут уточняться и корректироваться в ходе составления расчетов по конкретным объектам, если существует возможность получить более точную информацию.
4.2.6.3 При подсчетах ущерба к жилому фонду следует относить отдельностоящие:
оздоровительные учреждения;
больницы, дома престарелых и интернаты;
охотничьи и рыболовные хозяйства (строения);
прочие учреждения кратковременного или сезонного пребывания.
При этом для сезонных объектов рекреации должен вводиться коэффициент 0,5, а для других учреждений непостоянного пребывания людей - коэффициент 0,7.
4.2.7 Определение числа погибших и пострадавших при возникновении гидродинамической аварии
4.2.7.1 Оценку возможных потерь (гибель) людей и пострадавших при гидродинамической аварии следует проводить по методике, изложенной в [10].
4.2.7.2 Отнесение территории к той или иной зоне воздействия следует производить по критериям, используемым для объектов жилого фонда и имущества граждан (таблица 4.3). При этом в зоне сильных воздействий должна быть выделена ближайшая к створу зона катастрофических воздействий. Размеры этой зоны определяются обязательным сочетанием двух следующих факторов:
зона располагается в пределах одного часа добегания волны до створа;
глубина затопления должна быть более 3 метров.
4.2.7.3 Оценку возможных потерь следует производить в процентах от численности населения, проживающего в различных зонах. Необходимые для расчета данные помещены в таблице 4.4.
4.2.8 Расходы на ликвидацию последствий аварии
4.2.8.1 Должны быть предусмотрены следующие меры по ликвидации последствий аварии:
эвакуация людей из зоны бедствия;
разборка завалов и обрушившихся строений;
восстановление водоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения по временной схеме, единовременная выплата населению;
прочие расходы, связанные с обеспечением необходимых условий проживания населения, затронутого гидродинамической аварией.
4.2.8.2 Расходы на указанные в п. 4.2.8.1 мероприятия следует определять в размере 20% от суммы материального ущерба на территории населенных пунктов и промышленных объектов
. (4.5)
Таблица 4.4
Зона воздействия |
Общие потери (%) |
Из общего числа потерь |
||||
Днем |
Ночью |
Безвозвратные (%) |
Возвратные (%) |
|||
Днем |
Ночью |
Днем |
Ночью |
|||
1-я зона - катастрофическая |
60 |
90 |
40 |
75 |
60 |
25 |
2-я зона - сильного воздействия |
13 |
25 |
10 |
20 |
90 |
80 |
3-я зона - среднего воздействия |
5 |
15 |
7 |
15 |
93 |
85 |
4-я зона - слабого воздействия |
2 |
10 |
5 |
10 |
95 |
90 |
4.2.9 Ущербы сельскохозяйственному производству
4.2.9.1 Ущербы сельскохозяйственному производству следует определять по методу, изложенному в [6], и принимать в размере 50% от стоимости земли по действующим нормативам восстановления [9]. При этом площадь нарушений принимается равной 40% от общей площади затопленных сельхозугодий.
, (4.6)
где: - ущербы сельскохозяйственному производству;
- площадь сельхозугодий, расположенных в зоне катастрофического затопления, га;
- средний по субъекту федерации норматив стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий [9] (Приложение 7).
4.2.9.2 В общей сумме ущерба сельскохозяйственному производству следует учитывать:
потерю плодородия - 60%,
потерю произведенной сельхозпродукции - 5%;
сопутствующие реальные ущербы - 35%.
4.2.10 Ущерб лесному хозяйству
4.2.10.1 Ущерб от потери леса как сырья для лесоперерабатывающей промышленности следует определять по методике [6] с использованием формулы:
, (4.7)
где: - ущерб от потери леса как сырья;
Р - стоимость одного корневого запаса,
(минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.97 N 1199, с учетом деноминации.) (Приложение 7);
- площадь лесов в зоне катастрофического затопления, га;
М - средний корневой запас товарной древесины, - определяется по данным регионального органа лесного хозяйства; при невозможности получить точные данные рекомендуется применять следующие значения:
для таежных районов - М = 130 ;
для районов со смешанными лесами - М = 90 ;
для прочих районов - М = 50 .
4.2.10.2 Экологический ущерб от затопления лесов следует определять по формуле:
, (4.8)
где: - экологический ущерб от затопления лесов;
- площадь лесов в зоне катастрофического затопления, га;
- средний норматив платы за перевод лесных земель в нелесные, установленный в субъекте федерации, с учетом особенностей лесов в зоне катастрофического затопления (Приложение 7);
- доля лесных земель в зоне затопления, подверженных нарушению;
- доля утраченных лесных земель из подверженных затоплению.
4.2.11 Ущерб окружающей природной среде
4.2.11.1 Ущерб вызывается повреждением или разрушением в зоне затопления объектов, на которых получают, перерабатывают или хранят опасные вещества.
4.2.11.2 Оценку возможного ущерба следует проводить в три этапа.
На первом этапе осуществляется оценка количества опасных веществ, которые могут поступить в природную среду из-за разрушения установок или сооружений.
На втором этапе производится оценка ущерба, причиненного природной среде из-за поступления в нее опасных веществ. При этом оценка производится в натуральных показателях с применением зависимостей "эффект - воздействие". Цель этой оценки - определить площади поражения () и объемы работ (
), необходимых для восстановления (рекультивации) природной среды, которой причинен вред. В эту оценку не входят затраты, определяемые ущербом сельскохозяйственному производству (п. 4.2.9 "Методики"), ущербом лесному хозяйству (п. 4.2.10 "Методики"), ущербом по верхнему бьефу п. 4.2.12 "Методики".
На третьем этапе производится денежная оценка возможного ущерба. При этом должны учитываться только затраты, связанные с восстановлением (рекультивацией) природной среды.
4.2.11.3 Ущерб окружающей среде следует определять по формуле:
, (4.10)
где: - ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;
- площадь, пораженная сбросом i-го опасного вещества (определяется по методикам, принятым МПР России [14, 15]);
- объем работ, которые необходимо провести для восстановления (рекультивации) природной среды, пораженной сбросом i-го опасного вещества (определяется по методикам, принятым МПР России [14, 15]);
- стоимость единицы объема работ по восстановлению (рекультивации) окружающей среды, связанной со сбросом первого опасного вещества. Конкретные нормативные расценки на работы устанавливаются региональными властями (например, [16]).
4.2.12 Ущербы по верхнему бьефу
4.2.12.1 Ущерб водозаборным сооружениям следует учитывать, если уровень опорожнения водохранилища прогнозируется ниже отметки УМО, а скорость снижения уровня водохранилища при аварии составит более 3 метров в сутки. В этом случае ущерб определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений. Оценку ущерба следует проводить по нормам, установленным для аварийного водоснабжения населения в зоне чрезвычайной ситуации [17]:
, (4.11)
где: - ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;
- количество жителей, снабжавшихся водой из i-го водозабора (для них необходимо организовать аварийное водоснабжение - не более 0,6
);
- число дней аварийного водоснабжения (по i-му водозабору);
- суточные затраты на организацию аварийного водоснабжения на одного жителя (снабжавшегося водой из i-го водозабора).
4.2.12.2 Ущерб объектам водного транспорта на водохранилище должен определяться только в случае внесения рассматриваемого водохранилища в перечень водных объектов, определенных для использования в целях водного транспорта (ст. 142 [6]).
Ущерб в этом случае следует определять по формуле:
(4.12)
где: - ущерб объектам водного транспорта;
F - площадь используемой части акватории водохранилища, ; при отсутствии данных
, (4.13)
где: В - условная ширина судового хода (В = 0,2 км);
- длина водохранилища;
- ставка платы за использование акватории, установленная для данного водохранилища региональным органом МПР России. В случае отсутствия данных следует принимать по минимальной ставке платы ([8] или в соответствии с Приложением 5);
- коэффициент, учитывающий возможные повреждения на объектах водного транспорта при неконтролируемой сработке водохранилища.
В случае, если известна остаточная балансовая стоимость основных производственных фондов водного транспорта на водохранилище, ущерб следует определять по формуле:
, (4.14)
где: - ущерб объектам водного транспорта,
- остаточная балансовая стоимость производственных фондов;
- степень повреждения основных фондов в результате неконтролируемой сработки водохранилища;
- доля основных фондов водного транспорта, примыкающих непосредственно к водохранилищу.
4.2.12.3 Ущерб рыбному хозяйству. Если на водохранилище ведется промысловый лов рыбы, ущерб определяется по формуле:
(4.15)
где: - ущерб рыбному хозяйству;
V - ежегодный вылов рыбы,
T - количество лет, необходимое для формирования нового ихтиоценоза (T = 5);
- рыночная стоимость пойманной рыбы на момент расчетов (в течение 2001 года можно принимать 25 рублей за кг);
- коэффициент учета возможного ущерба рыбному хозяйству в нижнем бьефе.
Если данные об ежегодном вылове рыбы отсутствуют, ущерб следует определять по формуле:
(4.16)
где: - площадь водохранилища при НПУ, га;
G - осредненная рыбопродуктивность, которая для условий Европейской части принимается 10 кг с гектара площади водохранилища, для Сибири и Дальнего Востока - 5 кг с гектара;
остальные обозначения те же, что и для формулы (4.15).
4.2.13 Прочие виды реального ущерба
Прочие виды реального ущерба, которые невозможно заранее запрогнозировать, следует рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства и их рекомендуется принимать в размере 10% от суммарного ущерба, за исключением ущербов сельскому хозяйству и экологических ущербов от потери леса.
(4.17)
5. Пример укрупненной оценки ущербов от гидродинамической аварии
В качестве примера рассмотрена авария условного гидроузла, расположенного на реке "Н" в субъекте федерации "К" площадью 29900 и средней плотностью населения 36,7 чел. на 1
. Водохранилище используется для целей водоснабжения, замкнутого судоходства, гидроэнергетики. В данном примере ущербы окружающей природной среде и верхнему бьефу не рассматривались.
5.1 Расчет волны прорыва
До прорыва напор на исследовавшемся гидроузле был равен 32 м. Местность ниже гидроузла представляет собой ярко выраженную пойменную долину, ограниченную справа по течению реки крутым бортом, а слева - относительно пологим откосом, кроме участка примерно в 10 км ниже гидроузла, где также имеется небольшой участок обрывистого борта (рис. 1.А). Река имеет среднюю ширину около 50 м и достаточно прямое русло. В 17 км ниже гидроузла она впадает в большую реку.
Оценка параметров волны прорыва выполнялась в рамках одномерной схематизации с использованием программы, разработанной в АО НИИЭС к.т.н. С.Я. Школьниковым [18]. Программа обеспечивает корректное выполнение закона сохранения импульса за счет примененного оригинального метода аппроксимации члена, задающего давление на поток со стороны русла (см. уравнение (2) Приложения 2, [18]). Применяемый в программе численный метод обеспечивает удовлетворительное качество решения при численном моделировании течений со следующими особенностями: критическими сечениями, гидравлическими прыжками, осушениями и затоплениями определенных зон в расчетной области, уступами дна, при резких изменениях формы сечения (так, при внезапном расширении сечения программа автоматически обеспечивает выполнение известной форм
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД 153-34.2-002-01 "Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (введен в действие приказом Министерства энергетики РФ от 26 апреля 2001 г. N 130)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Дата введения 1 мая 2001 г.
1. Разработан ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружений" (докт. техн. наук Иващенко И.Н. - руководитель темы, докт. техн. наук Прудовский А.М., канд. техн. наук Школьников С.Я.), Научно-техническим центром энергонадзора за плотинами и энергосооружениями (НТЦ энергонадзора) (канд. техн. наук Орлов А.В.) АО "Институт "Гидропроект" (Троицкий А.В., канд. техн. наук Файн И.И.), ОАО "ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева" (Никитина Н.Я., канд. техн. наук Сольский С.В., Усманская Л.Б., Фролов А.Н.)
2. Внесен Департаментом Государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России и Российским акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России"
3. Принят и введен в действие приказом Минэнерго России от 26 апреля 2001 г. N 130
4. Введен впервые