Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 г. N Ф06-21798/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А55-23894/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области - Чернышова Г.В. (доверенность от 10.10.2014),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области - Лаптевой О.Ю. (доверенность от 14.11.2016),
представителя Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" - Ермак А.А. (доверенность от 10.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2016 года по делу N А55-23894/2016 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (ОГРН 1056367044800, ИНН 6367049530), пгт. Петра Дубрава, Самарская область,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г.Новокуйбышевск,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" (ОГРН 1036302692365, ИНН 6367080065), пгт. Петра Дубрава, Самарская область,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19.01.2016 N 8 о возврате Федеральному казенному предприятию "Самарский завод "Коммунар" излишне уплаченного земельного налога за 2014 год из местного бюджета городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в размере 5 193 071 руб. (л.д.5-7).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - Федеральное казенное предприятие "Самарский завод "Коммунар" (далее - третье лицо, ФКП "Самарский завод "Коммунар", Предприятие).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016 по делу N А55-23894/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.144-146).
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.121-124).
Апеллянт указывает, что дело N А55-17945/2014 Одиннадцатым арбитражном апелляционном судом рассмотрено по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции в 2015 года (постановление от 24.07.2015), соответственно, полагает, что для целей налогообложения измененная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2015.
Согласно кадастровой справки от 28.01.2016 о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято решение суда об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости
- реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости - решение Арбитражного суда по делу N А55-17945/2014 от 24.07.2015;
- дата утверждения кадастровой стоимости - 24.07.2015;
- дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 26.08.2015.
Инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель налоговой инспекции отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель третьего лица отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-17945/2014 установлено, что ФКП "Самарский завод "Коммунар" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 054 204 кв.м. с кадастровым номером 63:17:0000000:247, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава.5.
В связи с этим в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предприятие является плательщиком земельного налога, размер которого в соответствии со статьей 390 НК РФ определяется от размера кадастровой стоимости земельного участка.
03.02.2015 налогоплательщиком представлена декларация по земельному налогу за 2014 год с исчисленной к уплате суммой налога по земельному участку с кадастровым номером 63:17:0000000:247, исходя из кадастровой стоимости 2 586 460 526 руб.
30.09.2015 предприятием представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год в связи со вступлением в законную силу постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от 24.07.2015 по делу N А55-17945/2014 (л.д.56-64).
Указанным постановлением суда апелляционной инстанции удовлетворены исковые требования предприятия, стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:247 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009, а именно 855 437 044 руб.
В ходе камеральной проверки от Предприятия в ответ на требование N 10195 от 12.11.2015 поступили также письменные пояснения, согласно которым, перерасчет земельного налога произведен в связи с применением с 01.01.2014 кадастровой стоимости, установленной арбитражным судом согласно судебным актам по делу N А55-17945/2014 в размере 855 437 044 руб.
Из постановления кассационной инстанции от 21.10.2015 по делу N А55-17945/2014 следует, что, ФКП "Самарский завод "Коммунар", полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, обратилось в арбитражный суд об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.01.2013 в размере 729 932 732 руб. и понуждении ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка. В дальнейшем уточнил исковые требования, просил рыночную стоимость земельного участка установить равной - 855 437 044 руб. Суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования (л.д.95-100).
Согласно определению Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2014 и данным картотеки арбитражных дел исковое заявление ФКП Самарский завод "Коммунар" подано 30.07.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 отменено, установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м, кадастровый номер 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п.Петра- Дубрава, равной его рыночной стоимости в размере 855 437 044 руб.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2015 по делу N А55-17945/2014 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу N А55-17945/2014 оставлено без изменения.
В Межрайонную ИФНС России N 16 по Самарской области 30.12.2015 от ФКП Самарский завод "Коммунар" поступили заявления вх. N 01/4830 и N 01/4831 о возврате излишне уплаченных денежных средств за земельный налог за 2014 г в сумме 5 193 071 руб. и за 2015 год в сумме 906 867 руб.
19.01.2016 налоговая инспекция вынесла решение N 8 о возврате ФКП "Самарский завод "Коммунар" излишне уплаченного земельного налога с организаций в границах городских поселений за 2014 год в сумме 5 193 071 руб.
Территориальным органом Федерального казначейства на лицевой счет ФКП Самарский завод "Коммунар" произведен возврат суммы излишне уплаченного налога в сумме 6 099 938 руб. за счет средств местного бюджета.
С лицевого счета городского поселения Петра Дубрава за период с 25.01.2016 по 11.03.2016 списаны денежные средства в общем размере 6 099 938 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, полагая, что налог возвращен ФКП "Самарский завод "Коммунар" необоснованно из бюджета, Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области обратилась с жалобой в вышестоящий налоговый орган на решение налоговой инспекции от 19.01.2016 N 8 (л.д.11-13).
Решением УФНС России по Самарской области от 12.07.2016 N 20-14/18181@ жалоба Администрации была оставлена без удовлетворения (л.д.14-16).
Не согласившись с решением налоговой инспекции, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, полагая нарушенными свои интересы в сфере экономической деятельности, так как заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано ФКП Самарский завод "Коммунар" в 2015 году, и решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-17945/2014 об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, соответственно и новая кадастровая стоимость, по мнению Администрации, должна применяться с 01.01.2015.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", также указывается, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Абзацем третьим статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона N 225-ФЗ, вступившим в силу 22.07.2014) прямо следует, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. То есть имеется ввиду не ранее даты внесения прежней стоимости, а не новой кадастровой стоимости, как ошибочно трактует Администрация.
Данный вывод суда подтверждается также позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 по делу N А55-27835/2015.
Указанные изменения в Федеральный закон N 135-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N225-ФЗ, вступили в силу 22 июля 2014 года (согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N225-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии со статьей 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" датой подачи заявления считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются, если решение комиссии или суда основано на заявлении о пересмотре кадастровой стоимости, которое было подано заинтересованным лицом после даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N225-ФЗ или же до этой даты, но при условии, что заявление еще не было рассмотрено.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 926-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Юрат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 8 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Принимая во внимание вывод Верховного Суда Российской Федерации, изложенный в Определении от 06.10.2015 по делу N 305-ЭС15-6678 следует, что в случае если заявление в арбитражный суд подано организацией до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ и на день вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N225-ФЗ не рассмотрено, то установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.
Как видно из материалов дела и данных по делу N А55-17945/2014, ФКП Самарский завод "Коммунар" 30.07.2014 (то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N225-ФЗ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (заявлением) к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной с кадастровым номером 63:17:0000000:247.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу N А55-17945/2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:247, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФКП "Самарский завод Коммунар" с 08.09.1992, установлена кадастровая стоимость равная рыночной стоимости указанного земельного участка в размере 855 437 044 руб., таким образом, исковые требования ФГП Самарский завод "Коммунар" удовлетворены.
Поскольку ФКП "Самарский завод Коммунар" заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в Арбитражный суд Самарской области 30.07.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, соответственно, для целей налогообложения изменённая кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2014.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 16.07.2013, как несостоятельная, поскольку данные разъяснения не являются нормативно-правовым актом и, кроме того, были даны до вступления в силу вышеуказанных изменений в законодательство.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на письменные разъяснения ФНС России, изложенные в письме от 14.04.2015, как необоснованная, поскольку данные разъяснения не являются нормативно-правовым актом и, кроме того, не соответствует правовой позиции, изложенной как в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, а так же не учитывают положения статьи 391 НК РФ и статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области от 19.01.2016 N 8 о возврате Федеральному казенному предприятию "Самарский завод "Коммунар" излишне уплаченного земельного налога за 2014 год из местного бюджета городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для удовлетворения Администрации заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы изложенные в апелляционной жалобе, в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2016 года по делу N А55-23894/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23894/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 г. N Ф06-21798/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Самарской области
Третье лицо: ФКП "Самарский завод "Коммунар"