Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2017 г. N Ф02-1969/17 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
09 марта 2017 г. |
дело N А19-8093/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-8093/2016 по иску муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523, место нахождения: 664047, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 77) к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1) в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Фурье, д. 1) о взыскании 73 973 рублей 19 копеек,
в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора участвуют: Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14), отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области (ОГРН 103380104600, ИНН 3808096980, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 92),
(суд первой инстанции: судья Ханафина А.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска - Махняевой В.В., представителя по доверенности от 30.12.2016,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (далее - истец, МУП "Ритуал") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ), представляемого Управлением федерального казначейства по Иркутской области (далее - казначейство) с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 73 973 рублей 19 копеек.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация города Иркутска (далее - администрация), отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области (далее - Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфин РФ за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу МУП "Ритуал" убытки в размере 73 973 рублей 19 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 958 рублей.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался Конституцией Российской Федерации, статьями 84, 85, 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), Федеральным законом N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Закон N 184-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации N 1001 от 29.06.1996 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ Президента N 1001), постановлением Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ".
Не согласившись с указанным решением, казначейство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, по доводам, изложенным в жалобе.
Казначейство считает, что обязательства, принятые на себя Российской Федерацией о возмещении специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, согласно гарантированному перечню услуг по погребению перед МУП "Ритуал" исполнены в полном объёме.
МУП "РИТУАЛ" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации от 05.04.2012 N 031-06-621/12 МУП "Ритуал" присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.
Согласно уставу МУП "Ритуал" истец осуществляет следующие виды деятельности:
- предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение Закона о погребении, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;
- оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам);
- обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска;
- захоронение отходов органического происхождения, образовавшихся в результате деятельности медицинских организаций.
В целях регулирования экономической деятельности истца администрацией в постановлении N 031-06-113/13 от 21.01.2013 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска" утверждены тарифы на оказание МУП "Ритуал" г. Иркутска услуг.
Постановлением администрации от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 внесены изменения в постановление N 031-06-113/13 от 21.01.2013.
Из имеющихся в материалах дела заявлений, справок о смерти, счетов-заказов, реестров, актов выполненных работ следует, что истец в 2015 году осуществил погребение 14 умерших пенсионеров; общая стоимость услуг составила 162 631 рублей 55 копеек.
Истец обратился в Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г. Иркутска с заявлениями о возмещении стоимости предоставленных услуг по погребению умерших пенсионеров.
Истцом указано, сторонами не оспорено, на возмещение Пенсионным фондом за оказанные услуги денежных средств в размере 88 658 рублей 36 копеек.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по возмещению стоимости услуг по погребению умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, в размере 73 973 рублей 19 копеек истец обратился арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Законом о погребении предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Материалами дела подтверждено, что МУП "Ритуал" является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда, федерального бюджета, фонда социального страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Администрацией в постановлении N 031-06-113/13 от 21.01.2013 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска" утверждены тарифы на оказание МУП "Ритуал" услуг; постановлением Администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 внесены изменения в постановление N 031-06-113/13 от 21.01.2013.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела по пункту 1 Указа Президента N 1001 оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
То есть, истец не вправе отказывать в оказании услуг в связи с отсутствием у предприятия необходимых средств, а также по другим основаниям.
В 2015 году истец осуществил погребение 14 умерших пенсионеров, понес расходы на погребение на общую сумму 162 631 рублей 55 копеек.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок их возмещения.
Пунктом 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям отнесено представление материальной или иной помощи для погребения, но не возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших пенсионеров, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего пенсионера.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Законом N 184-ФЗ подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
Как верно отметил суд первой инстанции, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
А значит, из системного анализа указанных норм Конституции Российской, Закона о погребении, Бюджетного кодекса Российской Федерации о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по предмету совместного ведения, следует, что финансовое обеспечение затрат по погребению умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ" ответственность за выполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что расходы на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, подлежат возмещению Пенсионным фондом; размер данных расходов закреплен законодательно (не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией), а администрацией утверждены тарифы в размере, превышающем размеры возмещения Пенсионным фондом; истец не имел права отказывать в оказании услуг в связи с отсутствием у предприятия необходимых средств, а также по другим основаниям; истец понес расходы в размере, большем чем ему возместил Пенсионный фонд, правильно признал требование истца о возмещении ему расходов в размере 73 973 рублей 19 копеек, составляющих разницу между понесенными расходами 162 631 рублей 55 копеек и возмещенными Пенсионным фондом 88 658 рублей 36 копеек обоснованным.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-8093/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8093/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2017 г. N Ф02-1969/17 настоящее постановление отменено
Истец: МУП "Ритуал" г. Иркутска
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Иркутской области
Третье лицо: Муниципальное образование город Иркутск в лице Администрации г. Иркутска, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области