Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2017 г. N Ф06-21181/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А72-4096/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодковой Ю.Е.,
судей Садило Г.М., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой И.А.,
от Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - представитель Артемьева Д.Р. по доверенности от 06.04.2016,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу ООО "Строительно-монтажное управление", на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2016 года по делу N А72-4096/2016 (судья Арзамаскина Н.П.) по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г.Ульяновск (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление", г.Ульяновск (ОГРН 1027301581603, ИНН 7328036191), с участием третьего лица Министерства экономического развития Ульяновской области, г.Ульяновск, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" о взыскании (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений требований) 3 104 480 руб. 66 коп., составляющих: 2 824 025 руб. 41 коп. - основной долг за период март 2015 г. - декабрь 2015 г., 280 455 руб. 25 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 г. по 22.11.2016 г., а так же проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 г. по день фактической оплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2016 года взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" 2 824 025 (Два миллиона восемьсот двадцать четыре тысячи двадцать пять) руб. 41 коп. - основной долг, 280 455 (Двести восемьдесят тысяч четыреста пятьдесят пять) руб. 25 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 г. по 22.11.2016 г., а так же проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 г. по день фактической оплаты основного долга, исходя из действующей в соответствующий период ключевой ставки Банка России.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ООО "Строительно-монтажное управление" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом применены положения статьи 544 ГК РФ, часть 1 статьи 157 ЖК РФ, не подлежащие применению к определению объема тепловой энергии в "горячей воде" и не применены нормы жилищного законодательства, а именно Постановление Правительства N 129, пункты 38,42 Правил N 354.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель УМУП Городской теплосервис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, позицию отразило в отзыве, приобщенном судом к материалам дела.
От заявителя апелляционной жалобы поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя.
ООО "Строительно-монтажное управление" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отклоняет его протокольным определением.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2016 года по делу N А72-4096/2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (Организация, осуществляющая горячее водоснабжение) направил ответчику (Абонент) оферту договора горячего водоснабжения от 03.02.2014 г. N 8062, согласно которой Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объёме в соответствии с режимом её подачи, определенном договором, а "Абонент" - оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учёта (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Оферта указанного договора подписана ответчиком с протоколом разногласий от 15.08.2014 г.; протокол согласования разногласий, представленный истцом, не был оформлен со стороны ответчика; спорные пункты договора сторонами до настоящего времени не урегулированы.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в период январь 2015 г. - декабрь 2015 г. истцом была осуществлена поставка горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. В соответствии со ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец в заявленный период времени поставил в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, горячую воду, выставив на оплату счета-фактуры (л.д.96-107, т.1).
Ответчиком стоимость полученной горячей воды в полном объеме не оплачена, по расчету истца задолженность составила 2 824 025 руб. 41 коп. за период март 2015 г. -декабрь 2015 г., которую истец просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" в судебном порядке.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку полученная в период март 2015 г. - декабрь 2015 г. горячая вода оплачена ответчиком не в полном объеме, требование истца о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" задолженности в размере 2 824 025 руб. 41 коп. подлежит удовлетворению.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика 280 455 руб. 25 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2015 г. по 22.11.2016 г., а так же проценты за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 г. по день фактической оплаты основного долга.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Поскольку ответчик своевременно не оплатил стоимость полученной горячей воды, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами является законным и подлежит удовлетворению в размере 280 455 руб. 25 коп. за период с 20.02.2015 г. по 22.11.2016 г.
В порядке ч.3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами с 23.11.2016 г. по день фактической оплаты основного долга, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период.
Доводы ООО "Строительно-монтажное управление" и представленный последним контррасчет исковых требований (с применением к правоотношениям между истцом и ответчиком формулы 23 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), Приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 19.12.2014 г. N 06-903 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения на территории Ульяновской области") являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, что в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление", горячее водоснабжение производится по закрытой централизованной системе горячего водоснабжения (4-х трубная система).
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области N 06-880 от 16.12.2014 г. для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения на 2015 год, состоящие из компонента на холодную воду (руб./куб.м) и компонента на тепловую энергию (руб./Гкал), в том числе, примененные истцом при расчетах: с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. - 18,99 руб./куб.м (компонент на холодную воду), 1549,34 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию); с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. - 20,60 руб./куб.м (компонент на холодную воду), 1677,45 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию).
Указанные тарифы являются действующими и не оспорены в установленном порядке.
Многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" оборудованы общедомовыми приборами учета (позволяющими учитывать объем ресурса в куб.м и Гкал), в связи с чем, Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городской теплосервис" расчет стоимости поставленной горячей воды в вышеуказанный период времени произведен по фактическим показаниям общедомовых приборов учета путем умножения объема потребленной холодной воды на вышеуказанные тарифы, умножения объема потребленной тепловой энергии на вышеуказанные тарифы и суммирования полученных данных.
Расчет платы за горячее водоснабжение (произведенный истцом в рамках существующих правоотношений с ответчиком) по двухкомпонентному тарифу в соответствии с фактическим потреблением (использованием данных общедомовых приборов учета, допущенных к эксплуатации в качестве коммерческих) соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
Установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду при закрытой системе горячего водоснабжения, включающего в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 32 Закона о водоснабжении и пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520.
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 в соответствии с Законом о водоснабжении, регулируют вопросы установления тарифов на горячую воду (пункты 88 - 93). Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения также предусматривают, что органами регулирования тарифов устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Правоотношения по определению объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг. Ими установлено, что объем коммунального ресурса определяется на основании показаний общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета) (пп. "а" п.21 Правил).
Согласно абз. 8 п. 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу пункта 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 642, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. При отсутствии средств измерений (приборов учета) объем потребленной горячей воды определяется расчетным методом исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды, определяемых в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения (пункты 22 - 23 Правил горячего водоснабжения).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.5 ст.13 Закона об энергосбережении).
При этом судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что неприменение при расчете за потребленный коммунальный ресурс надлежащего качества показаний общедомового прибора учета нивелирует требования законодателя об обязательном учете потребляемых энергетических ресурсов и не соответствует цели правового регулирования отношений по энергосбережению.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Из письменных пояснений Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области - третьего лица по настоящему спору, следует, что нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения утверждены приказом Министерства экономического развития Ульяновской области N 06-903 от 19.12.2014 г. "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющие расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения на территории Ульяновской области"; исходя из содержания понятия норматива потребления коммунальной услуги, изложенного в абз.3 п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, данные нормативы применяются при отсутствии приборов учета, предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, дано определение понятия норматива потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Аналогичное определение норматива потребления коммунальной услуги приведено в пункте 2 Правил N 354.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ситуации, когда в многоквартирных жилых домах установлены коллективные (общедомовые) приборы учета на горячую воду, позволяющие определять объем горячего водоснабжения исходя из двух компонентов: на воду в куб. м. и на тепловую энергию в Гкал, правомерно применение при расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг установленного регулирующим органом двухкомпонентного тарифа, при отсутствии доказательств неисправности приборов учета, что соответствует положениям ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов исключает определение объема горячей воды расчетным путем. Действующим нормативным регулированием отношений по горячему водоснабжению установлен приоритет учета фактического потребления горячей воды по показаниям приборов учета над иными расчетными способами.
В силу чего доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм права.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2016 года по делу N А72-4096/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Е. Холодкова |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4096/2016
Истец: УМУП "Городской Теплосервис"
Ответчик: ООО Строительно-монтажное управление
Третье лицо: Министерство экономического развития Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4096/16
22.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21181/17
09.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1245/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4096/16