Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2017 г. N Ф03-2025/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
11 марта 2017 г. |
Дело N А59-3835/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии",
апелляционные производства N 05АП-808/2017, 05АП-809/2017,
на решение от 08.12.2016, дополнительное решение от 07.12.2016
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-3835/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Джулакян Офели Александри (ИНН 650110251171, ОГРНИП 304650131400063)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340 ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Сахалинской области
о признании незаконными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 02.06.2016 N 65/РКФ/16-4405, решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 05.09.2016 N 65/РКФ/16-8941, возложении обязанности по принятию решения об осуществлении кадастрового учета и выдаче кадастрового паспорта на помещение магазина, расположенного в доме по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, 11А,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Джулакян Офеля Александри (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Джулакян О.А.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Сахалинской области (далее по тексту - учреждение, орган кадастрового учета, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области) о приостановлении осуществления кадастрового учета от 02.06.2016 N 65/РКФ/16-4405, возложении обязанности по принятию решения об осуществлении кадастрового учета по заявлению от 27.05.2016 N 65-0-1-67/3001/2016-718 и выдаче кадастрового паспорта на помещение магазина, расположенного в доме по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, 11А.
Определением суда от 28.10.2016 рассмотрение настоящего дела объединено с делом N А59-4649/2016 по заявлению ИП Джулакян О.А. о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области об отказе в осуществлении кадастрового учета от 05.09.2016 N 65/РКФ/16-8941, а также об обязании принять такое решение по заявлению от 27.05.2016 N 65-0-1-67/3001/2016-718 и выдать паспорт помещения магазина, расположенного в доме по адресу: Южно-Сахалинск, ул. Саранская, 11 А. Объединенному делу присвоен N А59-3835/2016.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2016 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения органа кадастрового учета признаны незаконными. В качестве способа восстановления нарушенных прав предпринимателя суд обязал учреждение поставить на кадастровый учет спорное помещение магазина и выдать на него кадастровый паспорт.
Дополнительным решением от 07.12.2016 суд первой инстанции взыскал с учреждения в пользу предпринимателя 600 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области обратилось в апелляционный суд жалобами, в которых просит отменить решение от 08.12.2016 и дополнительное решение от 07.12.2016 суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции настаивает на том, что постановка на государственный кадастровый учет нежилого помещения в жилом доме, как отдельного объекта недвижимости, законодательством не предусмотрена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
ИП Джулакян О.А. в письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционных жалоб не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение суда от 08.12.2016 и дополнительное решение от 07.12.2016 отмене или изменению не подлежат.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09.03.2017 до 13 часов 00 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
27.05.2016 предприниматель обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области с заявлением N 65-0-1-67/3001/2016-718 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - помещения магазина, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, д. 11А в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре).
Указанное помещение расположено в здании "Жилой дом с магазином" общей площадью 385,7 кв. м по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, д. 11А, кадастровый (или условный номер объекта 65:01:0307003:290), принадлежащем предпринимателю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.2016.
02.06.2016 кадастровая палата, рассмотрев данное заявление с приложенными документами, вынесла решение за N 65/РКФ/16-4406 о приостановлении осуществления кадастрового учета на три месяца (с 02.06.2016 по 02.09.2016) на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с данным решением причиной приостановления послужило то обстоятельство, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона N 221-ФЗ, а именно: представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке". В качестве обстоятельств, послуживших основанием приостановления, со ссылкой на статью 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) указано, что данном случае создаваемый объект недвижимости (нежилое помещение) располагается в жилом доме, что не предусмотрено действующим законодательством. Возможной причиной приостановления является: представленные документы не соответствуют действующему законодательству.
05.09.2016 кадастровой палатой принято решение N 65/РКФ/16-8941 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Предприниматель, считая вышеуказанные решения о приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы собственника имущества, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий заявителю жилой дом с магазином состоит из двух изолированных помещений, одно из которых является магазином (1 этаж), а второе - имеет жилое назначение (2 этаж), которые являются обособленными, изолированными по отношению друг к дугу объектами и не имеют вспомогательных помещений общего пользования, что свидетельствует о возможности постановки частей (блоков) жилого дома на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, отзыве на них, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Законом о кадастре (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221 -ФЗ).
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона N 221 -ФЗ).
В силу статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Частью 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ к документам, необходимым для осуществления кадастрового учета, отнесен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами данной статьи.
Пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что 27.05.2016 ИП Джулакян О.А. обратилась в орган кадастрового учета с заявлением N 65-0-1-67/3001/2016-718 о постановке на государственный кадастровый учет как самостоятельного объекта недвижимости - помещения магазина, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, д. 11А, с которым были предоставлены следующие документы: доверенность от 18.04.2016, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 25.04.2016.
На основании рассмотрения представленных документов, учреждением было выявлено, что представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", что согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре является основанием для приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Кроме того, в качестве обстоятельства, послужившего основанием приостановления, со ссылкой на статью 16 ЖК РФ орган кадастрового учета указал, что создаваемый объект недвижимости (нежилое помещение) располагается в жилом доме, что не предусмотрено действующим законодательством.
Повторно изучив доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленного требования о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 02.06.2016 N 65/РКФ/16-4405, и возражения учреждения, а также проанализировав содержание представленных в материалы дела документов в их совокупности и взаимосвязи между собой и с положениями действовавшего на момент спорных правоотношений законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого решения, по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Согласно части 2 указанной статьи жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Частью 1 статьи 17 ЖК РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.
При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Таким образом, действующее жилищное законодательство позволяет использовать, в том числе жилые дома, проживающими в них гражданами, для осуществления предпринимательской деятельности.
Как уже отмечалось ранее, частью 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ предусмотрено осуществление кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:
- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (пункт 15);
- назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (пункт 16);
- вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме (пункт 17).
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения предпринимателя в кадастровую палату с заявлением от 27.05.2016 N 65-0-1-67/3001/2016-718 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - помещения магазина, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, д. 11А, на государственном кадастровом учете состояло здание с кадастровым номером 65:01:0307003:290, назначение - жилой дом.
При этом жилой дом с точки зрения ЖК РФ является жилым помещением, в связи с чем, Закон о кадастре не допускает возможности постановки на кадастровый учет нежилого помещения (магазина) в жилом помещении.
Делая данный вывод, судебная коллегия также считает необходимым отметить следующее:
В соответствии с пунктом 2 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403, действовавших на момент спорных правоотношений (далее по тексту - Требования N 403), технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН), и указаны сведения о здании, необходимые для постановки на учет такого здания, сведения о части или частях здания либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о здании, которому присвоен кадастровый номер.
Технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 Требований N 403 к текстовой части технического плана относятся следующие разделы: общие сведения о кадастровых работах; исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; описание местоположения здания на земельном участке; характеристики здания; сведения о части (частях) здания; характеристики помещений в многоквартирном доме; заключение кадастрового инженера.
Раздел "Характеристики помещений в многоквартирном доме" включается в состав технического плана только в случае выполнения кадастровых работ в связи с созданием (образованием) многоквартирного дома и помещений в нем (пункт 7 Требований N 403).
Пункт 15 данных Требований устанавливает, что технический план составляется на основании сведений ГКН о здании, помещении (при наличии), земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, - кадастровой выписки о здании, земельном участке, кадастрового паспорта помещения или кадастрового плана соответствующей территории.
При подготовке технического плана в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием многоквартирного дома используются также кадастровые паспорта жилых и нежилых помещений, расположенных в таком многоквартирном доме (при наличии в ГКН таких сведений).
Также в соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о кадастре, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
В то же время, часть 4.1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ определяет, что орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
Таким образом, Закон о кадастре действительно предусматривает осуществление государственного кадастрового учета нежилых помещений в жилых домах, но только, если такие дома являются многоквартирными.
В обжалуемом решении суд первой инстанции сослался на пункты 4, 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, согласно которым часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Вместе с тем, анализирую указанные пункты Обзора, становится очевидным, что в пункте 4 не говорится о требованиях к изолированности и обособленности помещений для их постановки на государственный кадастровый учет в индивидуальном жилом доме. Пункт 5 Обзора вообще говорит о части жилого дома как о части дома блокированной застройки в совокупности с нормами статьи 16 ЖК РФ, в соответствии с которой к числу жилых помещений относят часть жилого дома, а также со ссылкой на часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дающей определение дома блокированной застройки, которое к рассматриваемой ситуации отношения не имеет. Доказательств обратного предпринимателем в материалы дела не представлено.
Также коллегия обращает внимание на тот факт, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Часть 4 этой же статьи определяет, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) (пункт 1);
- вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (пункт 23).
То есть законодатель определил и для целей государственного кадастрового учета, что указанные в статье 16 ЖК РФ жилой дом, часть жилого дома являются одним из видов жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод учреждения о том, что постановка на государственный кадастровый учет в жилом помещении - жилом доме/индивидуальном жилом доме иного нежилого помещения как отдельного объекта недвижимости законодательно не предусмотрена ни действующим Законом о кадастре, ни Законом N 218-ФЗ, вступившем в силу с 01.01.2017.
Правомерность вышеизложенных выводов подтверждается письмом от 18.02.2015 N ОГ-Д23-1969, в котором Минэкономразвития России сообщило, что постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству.
По изложенному, судебная коллегия приходит к выводу о том, что орган кадастрового учета правомерно решением от 02.06.2016 N 65/РКФ/16-4405 приостановил осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости - помещения магазина, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Саранская, д. 11А.
По истечении срока приостановления органом кадастрового учета было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 05.09.2016 N 65/РКФ/16-8941 в соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 27 Закона о кадастре в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Поскольку предпринимателем не было представлено доказательств существования объективных причин невозможности устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, решение об отказе в кадастровом учете также было вынесено на законных основаниях.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции заключает, что оспариваемые решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области являются законными, в силу чего не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом коллегия обращает внимание заявителя на тот факт, что цель постановки на государственный кадастровый учет, указанная в заявлении - осуществление кадастрового учета принадлежащего помещения в целях дальнейшей передачи в долгосрочную аренду, подлежащую государственной регистрации, может быть достигнута путем постановки на государственный кадастровый учет помещения магазина как части объекта недвижимости - индивидуального жилого дома, что позволит, в том числе, осуществить необходимые действия, связанные с государственной регистрацией аренды.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении требований предпринимателю отказано, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания восстановления прав последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2016 по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 600 рублей относятся на ИП Джулакян О.А. и не подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Сахалинской области, а в оставшейся части (300 рублей) подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, дополнительное решение суда от 07.12.2016 по настоящему делу также подлежит отмене.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на учреждение судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2016, дополнительное решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.12.2016 по делу N А59-3835/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Джулакян Офели Александри (ИНН 650110251171, ОГРНИП 304650131400063) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, излишне уплаченную при подаче заявления по платёжному поручению N 394 от 16.08.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3835/2016
Истец: Джулакян Офеля Александри, ИП Джулакян Офеля Александри
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2025/17
11.03.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-808/17
08.12.2016 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3835/16
07.12.2016 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3835/16