г. Красноярск |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А33-15260/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.С.,
при участии:
от ответчика индивидуального предпринимателя Рассадникова Никиты Владимировича: Растороповой Е.П., представителя по доверенности от 07.03.2017, Орлова А.В., представителя по доверенности от 01.02.2016,
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Кулябовой Ю.А., служебное удостоверение ТО N 201030 от 01.03.2016;
от третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами"- Деменишина А.В., представителя по доверенности от 29.07.2016 N 319/83/2016-ДОВ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуальному предпринимателю Рассадникова Никиты Владимировича (ИНН 242401803183, ОГРН 313245232300022)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 16 декабря 2016 года по делу N А33-15260/2016, принятое судьёй Куликовой Д.С.,
установил:
Прокурор Красноярского края в интересах муниципального образования с.Есаулово в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района (далее -истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к главе крестьянского фермерского хозяйства индивидуальному предпринимателю Рассадникову Никите Владимировичу (ИНН 242401803183, ОГРН 313245232300022, далее- ИП Рассадников Н.В.), к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (ИНН 2404000602, ОГРН 1022400560775, далее- Администрация Березовского района) к главе крестьянского фермерского хозяйства индивидуальному предпринимателю Рассадникову Евгению Александровичу (ИНН 245802711464, ОГРН 316246800052626, далее- ИП Рассадников Е.А.) о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 N 38 от 29.12.2015, заключенного между администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края и главой крестьянского фермерского хозяйства Рассадниковым Н.В.; об истребовании из незаконного владения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рассадникова Е.А. в пользу администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "НО РАО", Управление Росреестра по Красноярскому краю, Ильин Андрей Сергеевич, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Березовского района Красноярского края, Российская Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Рослесинфорг".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, глава крестьянского фермерского хозяйства индивидуальный предприниматель Рассадников Никита Владимирович обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-испрашиваемые земельные участки отсутствуют в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края;
-администрация Есаульского сельсовета рассмотрела заявление Рассадникова Н.В. от 24.02.2015 и направила ответ, который нельзя рассматривать как отказ по заявлению,
-при отсутствии личного официального сайта, администрация Есаульского сельсовета не обязана была опубликовывать информацию на сайте администрации Березовского района и на официальном сайте torgi.gov.ru;
-в газете "Вестник Есаульского сельсовета" от 29.09.2015 N 11 и от 30.10.2015 N 13 была опубликована информация, соответствующая требованиям пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации;
-наличие отличных друг от друга редакций постановлений администрации Есаульского сельсовета N 850 в отношении спорных участков, содержащие опечатки, не может повлечь юридических последствий для добросовестных приобретателей.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 января 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 07.03.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуальному предпринимателю Рассадникова Е.А., Управления Росреестра по Красноярскому краю, Ильина А.С., Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Красноярском крае,
Администрации Березовского района Красноярского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, ФГУП "Рослесинфорг".
От ФГУП "Рослесинфорг" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому нарушение, допущенное администрацией, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Продажа земельный участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 произведена с нарушением земельного законодательства.
Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокурор пояснил, что по результатам прокурорской проверки установлено, что заявление Рассадникова Н.В. от 24.02.2015 о предоставлении ему в собственность земельных участков уполномоченным органом рассмотрено, в предоставлении участков отказано, поскольку отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства - может быть приложено к заявлению в виде отдельного документа), а также соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства. Ссылка в ответе на отсутствие в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, испрашиваемых в собственность земельных участков исключала возможность их предоставления по заявлению. На дату повторного обращения Рассадникова Н.В. с указанным заявлением (20.08.2015) порядок предоставления земельных участков для целей крестьянского (фермерского) хозяйства регламентирован статьями 39.1, 39.3, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Извещение о предоставлении спорных земельных участков администрацией Есаульского сельсовета на официальном сайте администрации Березовского района (собственный сайт сельсовета отсутствовал), а также на официальном сайте torgi.gov.ru не размещалось, чем нарушены права неопределенного круга лиц на получение информации о намерении администрации предоставить участки в собственность.
Представитель третьего лица письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, поддержал пояснения прокурора, просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года по делу N А33-15260/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно кадастровым паспортам от 03.09.2014 N N 24/14-617082, 24/14-617061, 24/14-617104 земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 поставлены на государственный кадастровый учет 19.12.2004.
Рассадников Е.А. обратился в администрацию Березовского района с заявлением (вх. От 05.09.2014) о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Письмом от 03.12.2014 N 3239 Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края отказано в предоставлении земельных участков в собственность за плату, поскольку земельные участки окружены лесом, в связи с чем, необходимо уточнить границы лесного фонда.
Глава КФХ Рассадников Н.В. обратился с заявлением в администрацию Березовского района (вх. N 39-455 от 24.02.2015, в администрации Есаульского сельсовета вх. N 411 от 26.03.2015) о предоставлении в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74 - ФЗ земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Письмом от 30.04.2015 N 248 администрация Есаульского сельсовета сообщила Рассадникову Н.В., что в представленном пакете документов отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства - может быть приложено к заявлению в виде отдельного документа), а также соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства, что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Дополнительно сообщено, что испрашиваемые земельные участки отсутствуют в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.11.2015 N N 24/001/040/2015-5762, 24/001/040/2015-5767, 24/001/040/2015-5772 28.07.2015 зарегистрировано право собственности МО - Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края и право постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края на земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Глава КФХ Рассадников Н.В. обратился с заявлением в администрацию Есаульского сельсовета (вх. N 1380 от 20.08.2015) о предоставлении в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В изданиях "Вестник Есаульского сельсовета" от 29.09.2015 N 11, от 30.09.2015 N 13 опубликовано извещение о наличии предлагаемых для передачи в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.
В материалы дела представлены отличные друг от друга редакции постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.10.2015 N 850 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48, содержащие различные опечатки, исправления авторучкой.
В материалы дела представлен договор купли-продажи земельного участка от 29.10.2015 N 38, подписанный между Администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (продавец) и Рассадниковым Н.В. (покупатель), по условиям которого продавец продает, а покупатель покупает в собственность земельный участок, расположенный по адресу; Красноярский край, Березовский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в 12,5 км. от г. Сосновоборска в восточном направлении, Красноярский край, Березовский район, площадью 56066 кв.м, 109374 кв.м, с кадастровым номером 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:51 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции. Продавец продает, а покупатель приобретает на условиях, изложенных к договоре, земельный участок за 101 920 руб. 0 коп. (пункты 1, 2 договора).
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета от 29.12.2015 N 1045 КФХ Рассадникову Н.В. предоставлены в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (продавец) и Рассадниковым Н.В. (покупатель) 29.12.2015 подписан договор купли-продажи земельного участка N 38, по условиям которого продавец продает, а покупатель покупает в собственность земельный участок, расположенный по адресу; Красноярский край, Березовский район, Усыновлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в 12,5 км. от г. Сосновоборска в восточном направлении, Красноярский край, Березовский район, площадью 56066 кв.м, 109374 кв.м, с кадастровым номером 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43. 24:04:0305003:51 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции. Продавец продает, а покупатель приобретает на условиях, изложенных к договоре, земельный участок за 101 920 руб. 0 коп. (пункты 1, 2 договора). Согласно отметкам регистрирующего органа право собственности Рассадникова Н.В. на земельные участки зарегистрировано 16.03.2016.
Главой КФХ Рассадниковым Н.В. (даритель) и Главой КФХ Рассадниковым Е.А. (одаряемый) 28.03.2016 подписан договор дарения земельного участка, по условиям которого даритель безвозмездно передал в собственность одаряемого, а одаряемый принял в дар земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48. В силу пункта 1.1 договора дарения является актом приемки-передачи земельных участков.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.10.2016 N 24/001/007/2016-7934 06.04.2016 зарегистрировано право собственности Рассадникова Е.А. на земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Согласно письму администрации Березовского района Красноярского края от 17.06.2016 N 1432 администрация Есаульского сельсовета не обращалась в 2015-2016 гг. в администрацию района по вопросу размещения на сайте администрации района информации о возможном предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:51.
В материалы дела представлены заявления в администрацию Есаульского сельсовета от Ильина А.С. (от 22.02.2016, от 20.02.2016) о направлении в его адрес извещений относительно возможного предоставления земельных участков; уставов и положений всех периодических изданий МО Есаульский сельсовет, заявления в адрес прокуратуры Березовского района Красноярского края от Ильина А.С. и ФГУП "НО РАО" о нарушениях администрацией Есаульского сельсовета действующего законодательства при предоставлении земельных участков.
Ссылаясь на заключение договора в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился в суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подписания оспариваемого договора) сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статьям 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка (для строительства) и статьей 34 названного Кодекса (для целей, не связанных со строительством).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Глава КФХ Рассадников Н.В. обратился с заявлением в администрацию Березовского района (вх. N 39-455 от 24.02.2015, в администрации Есаульского сельсовета вх. N 411 от 26.03.2015) о предоставлении в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Названная норма является специальной, носит императивный характер и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, при рассмотрении заявления от 24.02.2015 положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ применению не подлежали. Порядок предоставления земельного участка был урегулирован статьей 12 Закона от N 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны определенные сведения, а именно: 1)цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); 2)испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3)условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4)срок аренды земельных участков; 5)обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6)предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3).
Письмом от 30.04.2015 N 248 администрация Есаульского сельсовета сообщила Рассадникову Н.В., что в представленном пакете документов отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства - может быть приложено к заявлению в виде отдельного документа), а также соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства, что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Дополнительно сообщено, что испрашиваемые земельные участки отсутствуют в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края.
Таким образом, администрация Есаульского сельсовета рассмотрела заявление Рассадникова Н.В. от 24.02.2015 и отказала в предоставлении земельных участков в собственность за плату, что также следует из отзыва администрации Есаульского сельсовета от 14.10.2016. Доказательств обжалования указанного отказа в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель жалобы не представил в материалы дела документы, подтверждающие то, что ответ уполномоченного органа от 30.04.2015 не является окончательным ответом на заявление Рассадникова Н.В.
Глава КФХ Рассадников Н.В. повторно обратился с заявлением в администрацию Есаульского сельсовета (вх. N 1380 от 20.08.2015) о предоставлении в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
С 01.03.2015 пункты 2-5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ утратили силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Подпунктами 3, 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1)решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2)договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3)договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4)договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции после 01.03.2015) установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2)принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1)осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2)принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1)об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2)об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В изданиях "Вестник Есаульского сельсовета" от 29.09.2015 N 11, от 30.09.2015 N 13 опубликовано извещение о наличии предлагаемых для передачи в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности (в порядке п. 10 ч. 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации). В извещении указаны кадастровые номера, площади, адреса и виды разрешенного использования земельных участков. Вместе с тем, в извещении отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 4 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, администрацией Есаульского сельсовета не представлены доказательства соблюдения требований подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: администрацией не представлены доказательства размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". С учетом пояснения администрации Есаульского сельсовета об отсутствии у администрации собственного официального сайта, вместе с тем, согласно письму администрации Березовского района Красноярского края от 17.06.2016 N 1432 администрация Есаульского сельсовета не обращалась в 2015 -2016 годах в администрацию района по вопросу размещения на сайте администрации района информации о возможном предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:51.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у администрации сельсовета обязанности обеспечить опубликование извещения о предполагаемой продаже земельных участков в сети "Интернет", отклонены судом апелляционной инстанции как противоречащие нормам действующего законодательства, в частности, такая обязанность прямо закреплена в подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом опубликование извещения о наличии предлагаемых для передачи в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности в газете "Вестник Есаульского сельсовета" не обеспечивает информирование неопределенного круга лиц, заинтересованного в участии в аукционе, поскольку тиражирование указанной прессы количественно и территориально ограничено, поскольку газета распространяется исключительно на территории данного муниципального образования.
Императивными нормами земельного законодательства установлен специальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, нарушение которого повлекло ограничение прав неопределенного круга лиц на участие в торгах и приобретение участков в собственность.
Кроме того из материалов дела следует, что в Прокуратуру Березовского района поступили заявления от Ильина А.С. и ФТУП "НО РАО" о нарушении Администрацией Есаульского сельсовета законодательства при предоставлении земельных участков ИП Рассадникову Н.В., поскольку, Администрацией, в том числе, был нарушен порядок информирования неопределенного круга лиц о предполагаемом предоставлении земель в собственность.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что нарушение, допущенное администрацией, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, продажа земельный участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 произведена с нарушением земельного законодательства.
Кроме того, в материалы дела помимо оспариваемого договора и постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.12.2015 N 1045 представлены отличные друг от друга редакции постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.10.2015 N 850 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48, содержащего различные опечатки, исправления авторучкой, а также договора купли-продажи земельного участка от 29.10.2015 N 38, подписанного между администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (продавец) и Рассадниковым Никитой Владимировичем (покупатель), по условиям которого продавец продает, а покупатель покупает в собственность земельный участок, расположенный по адресу; Красноярский край, Березовский район, Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в 12,5 км. от г. Сосновоборска в восточном направлении, Красноярский край, Березовский район, площадью 56066 кв.м, 109374 кв.м, с кадастровым номером 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:51 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции. Продавец продает, а покупатель приобретает на условиях, изложенных к договоре, земельный участок за 101 920 рублей (пункты 1, 2 договора).
Доказательства отмены постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.10.2015 N 850 либо расторжения договора от 29.10.2015 N 38 в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск в полном объеме.
В соответствии с абзацем пятым статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 34 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статьей 301, 302 Гражданского кодекса. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статьей 301, 302 Гражданского кодекса, а не по правилам главы 59 названного Кодекса.
Главой КФХ Рассадниковым Никитой Владимировичем (даритель) и Главой КФХ Рассадниковым Евгением Александровичем (одаряемый) 28.03.2016 подписан договор дарения земельного участка, по условиям которого даритель безвозмездно передал в собственность одаряемого, а одаряемый принял в дар земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48. В силу пункта 1.1 договора дарения является актом приемки-передачи земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и выводы о недействительности договора купли-продажи земельных участков N 38 от 29.12.2015, Рассадников Н.В. не обладал полномочиями по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48, следовательно, договор дарения является ничтожной сделкой в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об истребовании земельного участка правомерно удовлетворено судом.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что был осведомлен об всех обстоятельствах приобретения земельных участков дарителем, что свидетельствует о том, что ответчика нельзя признать добросовестным приобретателем.
При таких обстоятельствах, исковые требования об истребовании из незаконного владения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рассадникова Евгения Александровича в пользу администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 обоснованно удовлетворены.
При этом указание в ответе на отсутствие в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края испрашиваемых в собственность земельных участков исключает возможность их предоставления по заявлению.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года по делу N А33-15260/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15260/2016
Истец: Прокурор Красноярского края
Ответчик: администрация Есаульского сельсовета Березовского района Кк, АДМИНИСТРАЦИЯ ЕСАУЛЬСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Рассадников Евгений Александрович, РАССАДНИКОВ НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ
Третье лицо: агентство по управлению гос.имуществом Кк, администрация Березовского района Кк, Ильин Андрей Сергеевич, Рассадников Е.А., Росреестр, Тер.управление Федерального агентства по управлению гос.имуществом в Кк, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае, ФГУП Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, ФГУП Рослесинфорг, Расторопова Е.П., ФГУП "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ", Федеральная кадастровая палата