Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2017 г. N Ф07-6455/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А56-51386/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: Ли Р.У., по доверенности от 10.03.2017, Балева К.С., по доверенности от 26.12.2016
от заинтересованного лица: Булдыгерова Н.С., по доверенности от 30.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1424/2017) Балтийской Таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2016 по делу N А56-51386/2016 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Самсунг Электроникс Рус Компани"
к Балтийской Таможне
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Самсунг Электроникс Рус Компани" (ОГРН 5067746785882, ИНН 7703608910, место нахождения: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.10, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, место нахождения: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, далее - таможенный орган, Таможня), выразившихся в возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, от 25.04.2016 с учетом дополнений от 10.06.2016, незаконным бездействия Таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 50 730 766 руб. 08 коп., об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченных 50 730 766 руб. 08 коп. таможенных пошлин и налогов (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Таможня указывает, что в заявлении Общества отсутствуют сведения, позволяющие однозначно утверждать, что заявителем инициировано внесение соответствующих изменений, заявление содержит только информацию о просьбе Общества вернуть излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов. Представленные заявителем копии КДТ к спорным декларациям на товары (далее - ДТ) не содержат отметок таможенного органа (того же таможенного поста), подтверждающих внесение в них изменений. Ввиду непредставления необходимых сведений и документов в установленный таможенным законодательством срок заявление Общества оставлено Таможней без рассмотрения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров, заключенных с компаниями "Самсунг Электроникс Ко., Лтд" и "Самсунг Электроникс Юроп Логистикс Б.В.", Общество приобрело и в период с апреля 2013 года по август 2013 года включительно ввезло на таможенную территорию Таможенного союза холодильники-морозильники бытовые (далее - товар, товары), предъявив их к таможенному оформлению.
Ввезенные товары классифицированы Обществом в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, в отношении которого в период ввоза Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ЕТТ ТС) была установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,24 евро за 1 литр емкости (объема) товара.
При таможенном декларировании для расчета таможенных платежей Общество ошибочно применило к ввозимым товарам ставку таможенной пошлины в размере 0,24 евро за 1 литр, что привело к излишней уплате Обществом таможенных пошлин, налогов в размере 50 730 766 руб. 08 коп.
Между тем в соответствии с Протоколом от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995" в период ввоза в ЕТТ ТС должна была быть установлена ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, в размере 20 % от таможенной стоимости без специфической составляющей пошлины в размере 0,24 евро за 1 л.
В целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов Общество 25.04.2016 обратилось в Таможню с заявлением, представив все необходимые документы для принятия Таможней решения по данному заявлению.
В ответ таможенный орган оставил заявление без рассмотрения, сославшись на отсутствие в заявлении Общества ссылки на платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
В соответствии с ответом Таможни и в дополнение к заявлению Общество направило 10.06.2016 дополнительные документы, приложив копии платежных документов и оригиналы корректировок деклараций на товары (далее - КДТ) N N 10216120/240413/0025705, 10216120/240413/0025707, 10216110/250413/0025357, 10216120/290413/0026770, 10216130/020513/0018999, 10216110/060513/0027492, 10216120/090513/0028950, 10216110/090513/0028615, 10216110/110513/0028862, 10216110/130513/0029120, 10216120/160513/0030178, 10216110/170513/0030455, 10216110/210513/0031316, 10216120/230513/0032166, 10216120/230513/0032291, 10216110/270513/0032691, 10216110/270513/0032794, 10216120/300513/0034027, 10216110/030613/0034359, 10216110/070613/0035541, 10216110/100613/0036103, 10216110/170613/0037760, 10216110/170613/0037759, 10216110/190613/0038408, 10216110/200613/0038631, 10216110/220613/0039106, 10216110/260613/0040049, 10216110/260613/0040115, 10216110/260613/0040114, 10216110/010713/0041316, 10216120/030713/0041691, 10216110/030713/0041888, 10216110/030713/0041900, 10216120/030713/0041683, 10216110/060713/0042658, 10216110/090713/0043055, 10216110/090713/0043080, 10216110/100713/0043324, 10216120/110713/0043249, 10216110/120713/0044034, 10216110/150713/0044320, 10216110/150713/0044321, 10216110/150713/0044322, 10216110/170713/0044933, 10216110/170713/0045112, 10216110/220713/0045824, 10216110/220713/0045763, 10216110/230713/0046262, 10216130/260713/0031077, 10216110/290713/0047281, 10216120/030813/0048098, 10216110/050813/0048949, 10216110/070813/0049577, 10216120/100813/0049430, 10216120/100813/0049433, 10216110/120813/0050333, 10216110/120813/0050331, 10216110/150813/0051379, 10216110/170813/0051761, 10216130/170813/0034080, 10216110/170813/0051762, 10216110/210813/0052548, 10216110/210813/0052564, 10216120/240813/0052202, 10216110/260813/0053431, 10216110/270813/0053700, 10216110/270813/0053708, 10216110/280813/0053920, 10216120/300813/0053575, 10216110/300813/0054275, 10216110/300813/0054276, 10216120/310813/0053603.
В ответ на заявление Общества с дополнениями от 10.06.2016 Таможня возвратила заявление без рассмотрения, не вернув суммы излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с указанным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Ставки для исчисления ввозных таможенных пошлин устанавливаются ЕТТ ТС.
22.08.2012 вступил в силу Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995" (далее - Протокол), ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." и установивший обязательства Российской Федерации, взятые в качестве условия ее присоединения к Всемирной торговой организации (далее также - ВТО).
Согласно Приложению N 1 к Протоколу (тариф РНБ для части 1 секции II (прочие товары)) в отношении кода ТН ВЭД ТС 8418 10 200 1 установлены связанные ставки таможенных пошлин в размере 20% от таможенной стоимости на момент присоединения России к ВТО и 12% от таможенной стоимости, начиная с 2017 года (год окончания исполнения обязательств по данному коду).
Принцип "связывания" или "фиксирования максимальных уровней" ставок таможенных пошлин заключается в том, что страна-участница многосторонней торговой системы или присоединяющаяся сторона обязуется не повышать ставки таможенных пошлин выше заранее оговоренного уровня.
Приложением N 2 к Протоколу (таблица ежегодных снижений ставок для части I секции II (прочие товары)) также установлены размеры ставок ввозных таможенных пошлин в отношении кода ТН ВЭД ТС 8418 10 200 1 согласно обязательствам России по их ежегодному снижению. Так, с момента присоединения Российской Федерации к ВТО и до момента первого снижения пошлин (01.09.2013) установлена адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 20% от таможенной стоимости товара.
Согласно п. 1 ст. 1 Договора от 19.05.2011 "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", ратифицированного Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 1 Договора с момента присоединения стороны к ВТО ставки ЕТТ ТС не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Из пункта 1 статьи 2 Договора также следует, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Договора права и обязательства, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Согласно действующей в период ввоза спорных товаров (апрель - август 2013 года) редакции ЕТТ ТС в отношении товаров - холодильников-морозильников бытовых, классифицируемых кодом 8418 10 200 1, была установлена комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,24 евро за 1 л, что само по себе противоречило содержанию обязательств Российской Федерации, изложенных в Протоколе.
В соответствии со статьей 71 ТК ТС комбинированная ставка таможенной пошлины представляет собой сочетание адвалорной ставки, установленной в процентах от таможенной стоимости товара, и специфической, установленной в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (объем, масса, количество и т.д.).
При расчете таможенных платежей комбинированная ставка таможенной пошлины применяется следующим образом: сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах от таможенной стоимости, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется большая из двух полученных величин.
В отношении ввезенных Обществом товаров при расчете таможенных пошлин была применена специфическая составляющая ставки в размере 0,24 евро за 1 л, что привело к излишней уплате Обществом таможенных пошлин, налогов.
Исходя из толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств, применение специфической ставки ввозной таможенной пошлины к товару (0,24 евро за 1 литр) не соответствует действовавшим в период ввоза международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства Таможенного союза.
Нарушение норм международных договоров в части неисполнения обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении кода ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, принятых на себя Российской Федерацией при присоединении к ВТО, в том числе подтверждается в итоговом докладе третейской группы Органа по разрешению споров (ОРС) ВТО, опубликованном 12.08.2016 и представленном Обществом в материалы дела с нотариально удостоверенным переводом на русский язык.
Вывод о наличии у Общества права на применение иной ставки ввозной таможенной пошлины при декларировании товаров, ввезенных в период с апреля по август 2013 года включительно, по существу не оспаривается таможенным органом.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 N "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в ДТ после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Как видно из материалов дела, при подаче заявления о возврате излишне уплаченных платежей с дополнениями от 10.06.2016, Общество к заявлению приложило КДТ, а также платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, копии ДТ, в соответствии с которыми были ввезены товары, расчет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, извлечение из Протокола о присоединении России к ВТО в части тарифных обязательств, иные документы.
Таможенный орган располагал всеми документами и информацией, которые необходимы для принятия им решения о внесении либо об отказе во внесении изменений в ДТ в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, а именно:
- Обществом было представлено заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в Балтийскую таможню (в регионе деятельности которой функционируют таможенные посты Лесной порт, Гавань, Бронка), учитывая, что законодательством предусмотрена произвольная письменная форма обращения о внесении изменений в ДТ, предоставленное Обществом заявление может рассматриваться в качестве такого обращения, так как из его содержания и содержания предоставленных документов исходило не только намерение Общества вернуть излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги, но и соблюсти процедуру возврата путем внесения изменений в ДТ;
- заявление содержит в себе обоснование права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и, как следствие, обоснование необходимости внесения изменений в ДТ, регистрационные номера которых указаны Обществом.
Таможенный орган полагает, что представление данных документов нельзя рассматривать в качестве инициирования внесения соответствующих изменений в ДТ, поскольку они не были поданы в качестве отдельных обращений в таможенный орган, не содержали отметок таможенного органа, подтверждающих внесение изменений в ДТ. Указанный довод подлежит отклонению, поскольку носит формальный характер, действующее законодательство не содержит требования о том, что в качестве документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, может служить только КДТ к спорным ДТ с отметками таможенного органа.
Спора по определению суммы возврата таможенных платежей не имеется. Иных законных препятствий к возврату по статье 147 Закона N 311-ФЗ судом не установлено.
Неопределенности в идентификации платежных документов, оснований и суммы возврата Таможня не обосновывает, в этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2016 по делу N А56-51386/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51386/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2017 г. N Ф07-6455/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "САМСУНГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС КОМПАНИ"
Ответчик: Балтийская Таможня