Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2017 г. N Ф07-6197/17 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А42-6884/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-807/2017) Комитета по жилищной политике на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 по делу N А42-6884/2016 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Мурманремстрой"
к Комитету по жилищной политике
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мурманремстрой" (г. Мурманск, ул. Достоевского, д.3, ОГРН 1145190015629, далее - заявитель, Общество, ООО "УК Мурманремстрой") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска (г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1115190008702, далее - Комитет) от 29.09.2016 N 564.
Решением суда от 12.12.2016 оспариваемое предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.09.2016 N 1059 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения гражданина по поводу неудовлетворительного технического состояния асфальтобетонного покрытия придомовой территории многоквартирного дома N 9 по пр. Ледокольному в г. Мурманске.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом пункта 3.6.29 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), что выразилось неудовлетворительном техническом состоянии асфальтобетонного покрытия проезжей частив со стороны дворового фасада, а именно, нарушено целостность покрытия с удалением материала, имеются многочисленные выбоины и просадки.
Результаты проверки отражены в акте от 29.09.2016 N 1059. Заявителю выдано предписание от 29.09.2016 N 564 о выполнении текущего ремонта асфальтобетонного покрытия проезжей части придомовой территории со стороны фасада в срок до 25.11.2016.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (пункт Б.33 "СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии,
обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность
имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального
и иного имущества.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил N 170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов;
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
В приложении N 7 к данным Правилам в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора от 06.06.2015 Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9, в связи с чем должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, в том числе обеспечивать надлежащее состояние тротуара и проезда к жилому дому, расположенных на придомовой территории.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил N 491 состав общего имущества в
целях выполнения обязанности по его содержанию определяют собственники помещений в многоквартирном доме. В силу пункта 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ существенным условием договора управления многоквартирным домом является состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление, следовательно, управляющая организация при заключении с собственниками многоквартирных домов договора вправе установить в приложении к договору перечень объектов общего имущества, ответственность за надлежащее состояние которых возлагается на управляющую организацию.
Пунктами 3.1.2, 3.1.2.1 договора управления от 04.06.2015 предусмотрено, что к обязанностям управляющей компании отнесен текущий ремонт общего имущества дома. В приложении N 1 к договору указан состав общего имущества многоквартирного дома, при этом земельный участок в состав общего имущества многоквартирного дома не включен до определения границ земельного участка под домом, присвоения кадастрового номера, постановки на государственный учет. Также не включены в состав общего имущества многоквартирного дома дороги, проезды, тротуары общего пользования и лестницы.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте публичной кадастровой карты (http://http://pkk5.rosreestr.ru//) спорный многоквартирный дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001305:14, расположен многоквартирные дома N N 1, 3, 5, 7, 9 по проезду Ледокольному.
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что поскольку установленные Жилищным кодексом Российской Федерации обязанности управляющих организаций касаются только имущества, составляющего общее имущество многоквартирного дома и находящегося в собственности жильцов (иных собственников помещений дома), земельный участок с асфальтобетонным покрытием в состав общего имущества многоквартирного дома не включен, у Общества отсутствует обязанность по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части, расположенного на придомовой территории по адресу Мурманск, пр.Ледокольный, д. 9.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии оснований для признании недействительным предписания Комитета.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 по делу N А42-6884/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6884/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2017 г. N Ф07-6197/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "УК "Мурманремстрой", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МУРМАНРЕМСТРОЙ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31198/17
09.10.2017 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6884/16
12.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6197/17
20.03.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-807/17
12.12.2016 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6884/16