г. Владимир |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А38-5424/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление механизации строительства" (ИНН 1215013080, ОГРН 1021200760811)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.11.2016
по делу N А38-5424/2016, принятое судьей Лабжания Л.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Управление механизации строительства"о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 24.05.2016 N 010V12160000076.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Управление механизации строительства" - Фирсина И.Ю. по доверенности от 15.12.2016 сроком действия 3 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 24876), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее-Управление) проведена выездная проверка открытого акционерного общества "Управление механизации строительства" (далее - Общество) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлен акт от 20.04.2016 N 010V10160000160 и вынесено решение от 24.05.2016 N 010V12160000076, которым Общество привлечено к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 24 718 рублей 41 копейки. Данным решением Обществу доначислены взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 123 592 рубля 05 копеек, а также соответствующие пени.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 95 250 рублей, на обязательное медицинское страхование - 21 649 рублей 50 копеек, соответствующие пени, штраф.
Решением от 02.11.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Общество указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество полагает, что Управлением не доказан факт занижения им базы для начисления страховых взносов, поскольку все выплаты носили социальный характер, не были предусмотрены трудовыми договорами и направлены на дополнительное обеспечение социальных нужд работников, поэтому, по мнению Общества, на них не могут быть начислены взносы на обязательно социальное страхование.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Управление в письме от 10.03.2017 N 3772, указав на законность оспариваемого судебного акта, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Из решении Управления усматривается, что основанием доначисления страховых взносов в оспариваемой сумме послужил вывод Управления о занижении Обществом базы для исчисления страховых взносов на 523 500 рублей, выплаченных работникам в виде материальной помощи.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Трудовые отношения определены статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Положениями пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень оснований выплаты материальной помощи работникам, при наличии которых суммы материальной помощи не облагаются страховыми взносами:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка).
Пунктом 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.
Выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, относятся к выплатам социального характера и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Указанная материальная помощь выплачивается на основании заявления работника, в жизни которого наступили обстоятельства, предусмотренные как основания для получения материальной помощи, с приложением подтверждающих документов. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Между тем в ходе проверки Управлением установлено, что всем сотрудникам Общества дважды (в апреле и декабре 2014 года) на основании приказа руководителя была произведена выплата, поименованная как материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников, сумма которых не была включена в облагаемую базу при исчислении страховых взносов.
Оценив представленные в дело трудовые договоры, Положение об оплате труда, утвержденное Приказом от 09.01.2014, арбитражный суд установил, что указанные документы не содержат правил, определяющих возможность, порядок и основания осуществления выплат социального характера. Коллективный договор, в котором была бы предусмотрена возможность и порядок оказания материальной помощи, в организации не заключался. При этом заявлений и иных доказательств нуждаемости работников в получении дополнительных выплат социального характера представлено не было.
Как усматривается из материалов дела, выплаты в апреле и декабре 2014 года были произведены работникам организации исключительно на основании приказов руководителя без обоснования особых обстоятельств, требующих материальной поддержки работника. Из приказов не усматривается, что при определении размера выплаты оценивалось фактическое материальное положение получателя. Спорные выплаты были установлены в твердой сумме и отличались в зависимости от должности, занимаемой работником, что соответствует правилам, прописанным в Положении об оплате труда. Выплаты произведены дважды, по итогам первого квартала и года, то есть не отвечают критериям единовременности.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что спорная материальная помощь выплачена по итогам работы и в силу своего характера и условий, содержащихся в Положении об оплате труда, является стимулирующей, зависит от результатов труда, квалификации работников и, следовательно, представляет собой одну из форм оплаты труда, в связи с чем Управление правомерно включило их в сумме, превышающей 4000 рублей, в облагаемую страховыми взносами базу.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность судебного акта, принятого судом первой инстанции.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.11.2016 по делу N А38-5424/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление механизации строительства" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5424/2016
Истец: ОАО Управление механизации строительства
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле